Знаменитые разбойницы. Знаменитые разбойники Руси, о которых людская молва дошла до наших дней. Благоразумный разбойник Дисмас

Что греха таить, казачество в России частенько промышляло воровскими походами. Но на окраинах Государства Российского строило засеки, дабы Русь-матушку не тревожили лихие иноземцы.

Разбойники в России существовали всегда. Были среди них такие, которые прослыли в народе как кровожадные злодеи, другие прославились как благородные борцы за свободу. Некоторые стали героями легенд, и теперь уже трудно выяснить, где в их биографии правда, а где вымысел.

ЕРМАК

До того как присоединить Сибирское ханство к Русскому государству и прославить свое имя в песнях и народных сказаниях, Ермак промышлял разбоем на Волге, разграбляя купеческие караваны и татарских ханов. Точная дата и место рождения казачьего атамана не установлены - предположительно, родился он в 1540 году. По одной из версий, дед Ермака, суздальский посадский человек, отправился в поисках лучшей жизни к уральским купцам Строгановым и осел на реке Чусовой. Там и родился его внук Василий, прозванный впоследствии Ермаком. Возглавив казачью дружину, Ермак 20 лет вел вольную жизнь в районе Днестра и Волги, а затем, по некоторым данным, принимал участие в Ливонской войне, сдерживал натиск крымского хана Давлет-Гирея на Москву. В 1577 году купцы Строгановы предложили Ермаку вернуться вместе с его казачьей дружиной в Сибирь для защиты их вотчины от набегов хана Кучума, который изменил дружелюбную политику, отказался выплачивать дань и пытался вытеснить Строгановых из Сибири. Успешно защитив строгановские владения от Кучума, Ермак отправился за Урал, покоряя небольшие поселения местных народностей, облагая их данью в обмен на защиту от набегов хана Кучума. К 1583 году Ермак присоединил всю территорию Нижнего Приобья к Русскому государству, за что Иван Грозный пожаловал атаману титул князя Сибирского. По некоторым сведениям, Ермак отличался суровым нравом, жестоко расправлялся с покоренными народами и устанавливал строжайшую дисциплину в своей дружине. Ему приписывают железную силу воли, смелость и исключительный полководческий талант.

Погиб Ермак в ночь на 6 августа 1585 года во время внезапного нападения Кучума. Раненый атаман утонул, пытаясь переплыть Иртыш в тяжелой кольчуге, которая досталась ему в подарок от Ивана Грозного. По легенде, тело Ермака было найдено татарами, которые шесть недель пускали в него стрелы. Его доспехи, которым приписывались мистические свойства из-за небывалых военных успехов Ермака, достались знатному мурзе Кайдаулу. Сейчас кольчуга Ермака хранится в Оружейной палате в Москве.

КУДЕЯР

В русском фольклоре встречаются легенды об атамане Кудеяре, предводителе разбойничьей шайки, промышлявшей во времена Ивана Грозного. Некрасов представляет его народным мстителем, легенды - образцом удали, Саратовская, Ростовская, Липецкая, Белгородская и Тамбовская области борются за право считать Кудеяра своим героем. По одной из версий, Кудеяр был братом Ивана Грозного, рожденным сосланной в монастырь женой Василия III, который намеревался жениться на Елене Глинской, матери Ивана Грозного. Согласно этой версии, Кудеяр - князь Георгий Васильевич. По другой легенде, Кудеяром называли князя Габора-Георгия, сына Жигмонда Батори, князя Трансильвании, племянника польского короля. Кудеяр, поссорившись с отцом, сбежал на Днепр, присоединился к казакам и впоследствии стал царским опричником. Наконец, третья версия считает разбойником Кудеяра Тишенкова, сына боярина из Белева, совершившего предательство: он показал войскам крымского хана Давлет-Гирея подступы к Москве. Многие исследователи полагают, что «Кудеяр» могло использоваться в качестве имени нарицательного для обозначения нескольких особенно лихих разбойников.

Существуют многочисленные легенды о награбленных сокровищах Кудеяра. Согласно им, в южной России сохранилось более сотни разбойничьих кладов, особенно их много в Воронежской области. Кудеяровские клады отличают особые приметы: над камнями, под которыми спрятаны сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю ровно в полночь можно услышать плач ребенка.

ВАНЬКА-КАИН

Российский вор номер один Иван Осипов по прозвищу Ванька-Каин родился в 1718 году в Ярославской губернии и в возрасте 13 лет был привезен в Москву в услужение к купцу Филатьеву. Через четыре года, устав от голодной жизни и побоев, Иван сбежал от Филатьева, предварительно ограбив купца, за что тот и прозвал его Каином. После нескольких лет, проведенных с разбойничьей шайкой на Волге, Ванька-Каин вернулся в столицу и начал завоевывать славу русского Картуша. Начав с карманника, он продолжил «карьеру» набегами на богатые дома, ярмарки и целые заводы. Позже Иван стал доносчиком полиции, за что с него были сняты все обвинения. По его указаниям только за один день были арестованы 32 человека, а всего в тюрьму отправилось 300–500 воров. В основном он ловил мелких воришек, укрывая крупных дельцов и вымогая у них деньги. Дав взятки чиновникам, Ванька-Каин открыл игорный дом, приносивший огромную прибыль. Он держал под своим контролем всю московскую полицию и весь воровской мир: под его началом количество воров, грабителей и прочих преступников в Москве увеличилось в несколько раз, что привело к разбоям и пожарам по всей Первопрестольной. В связи с этим в Москву был послан генерал Татищев, который возглавил следственную комиссию по делу Ваньки-Каина. С 1749 по 1755 год велось следствие, по итогам которого Ванку-Каина приговорили к смертной казни, однако затем приговор смягчили, заменив казнь каторгой в Сибири, где тот и скончался, оставив о себе память не только как о злостном воре, но и разудалом, лихом, неунывающем человеке.

КАРМЕЛЮК

Прозванный украинским Робин Гудом, Устим Якимович Кармелюк родился в крестьянской семье в Винницкой области и в 17 лет был отдан на 25-летнюю службу в царской армии. После неудачной попытки дезертировать Кармелюка отправили в штрафной батальон, откуда он успешно сбежал. Через год он встал во главе крестьянского восстания против русского дворянства, за что был приговорен к казни, которую заменили 25 ударами плетью и 10-летней каторгой в Сибири, до которой Кармелюк не доехал, сбежав из Вятского этапного лагеря. Он вновь присоединился к восстанию и вновь был схвачен. На этот раз Кармелюк отправился в Сибирь: два года он провел на пути в Тобольск. В 1825 году украинский Робин Гуд совершил свой самый знаменитый побег: ночью во время сильной бури он собрал рубашки всех каторжников, связал их в длинный канат и, привязав к одному концу тяжелый камень, перекинул его за тюремное ограждение. По такому подвесному мосту Кармелюк и его сокамерники сбежали из тюрьмы. Еще несколько раз разбойника арестовывали, но в конце концов ему удавалось бежать. С 1830 по 1835 год Кармелюк возглавлял восстание, к которому присоединилось более 20 тыс. человек, в основном украинцы, поляки и евреи. Кармелюк и его соратники грабили богатые помещичьи дома, раздавая деньги беднякам. По оставшимся свидетельствам, глава восстания отличался большой физической силой, острым умом, свободно говорил по-польски и по-русски без всякого акцента. В 1835 году украинский Робин Гуд был убит, для устрашения повстанцев его тело провезли по многим деревням.

ВАСИЛИЙ ЧУРКИН

Известный разбойник, гуслицкий Робин Гуд Василий Чуркин родился в деревне Барской возле Орехово-Зуево. Эта область была известна в России как Гуслицы - там селились скрывавшиеся от гонений старообрядцы. В гуслицких краях сумели сохранить самобытную культуру и древнеславянскую письменность, однако вместе с тем там процветало конокрадство, подделка икон и кражи. Кроме того, Гуслицы являлись одним из центров фальшивомонетчества в России, а у гусляков была репутация людей без совести и чести. Василий Чуркин стал самым известным преступником этой области. Достоверных сведений о его личности не так много. Народный фольклор сохранил предания, что шайка Чуркина орудовала на большой территории - от Москвы до Владимира: грабила богатых купцов и совершала налеты на фабрики. Довольно скоро Чуркин был пойман, но смог совершить побег, ставший легендой в русском преступном мире. Персонал тюрьмы, где содержался разбойник, находился в состоянии подпития, когда навестить Чуркина пришла его жена вместе с подругой. Они принесли ему женскую одежду, в которой он смог сбежать. Снова поймать его полиции было крайне сложно: вся область покрывала «справедливого преступника», который всегда делился награбленным с бедняками. До сих пор в Гуслицах ходят легенды о существовании тайников и кладов, спрятанных бандой Чуркина. Несмотря на то что Василий Чуркин, по мнению многих историков, всего лишь обычный разбойник, бывший фабричный рабочий, в народных преданиях он предстает благородным борцом за справедливость, помогавшим беднякам. По легенде, умирающий Чуркин признался, что решился на убийство только один раз - лишил жизни деревенского старосту Петра Кирова.

Разбойные, лихие люди всегда притягивали к себе внимание. Они становились героями легенд и преданий, о них слагали песни и стихи. В народном сознании разбойник редко был плохим, ведь он грабил богатых и делился с бедными.

Кудеяр

Самым легендарный русский разбойник - Кудеяр. Личность эта полумифическая. Существует несколько версий его идентификации. По основной из них Кудеяр был сыном Василия III и его жены Соломеи, сосланной за бездетность в монастырь. По этой легенде, во время пострига Соломония уже была беременна, она родила сына Георгия, которого передала "в надежные руки", а всем объявила, что новорожденный скончался.

Неудивительно, что этой легендой очень интересовался Иван Грозный, поскольку по ней Кудеяр приходился ему старшим братом, а значит мог претендовать на власть. Эта история, скорее всего, народный вымысел. Желание "облагородить разбойника", а также дать себе поверить в нелегетимность власти (а потому возможность её свержения) свойственно русской традиции. У нас, что ни атаман, то законный царь. В отношении Кудеяра существует столько версий его происхождения, что хватило бы на полдюжины атаманов

Дмитрий Силаев

Дмитрий Силаев - лицо вполне реальное. В сыскном деле 1844 года села Ржевцы Смоленского уезда он упоминается как предводитель разбойников, которые в числе прочего совершили "ограбление дома помещика Ф.М. Белкина.

Налет на дом помещика, что называется, наделал шороху, о нем было доложено самому царю. За пять лет до этого происшествия был пойман другой разбойник, Тришка-Сибиряк. Безопасность помещиков была под угрозой - нужно было принимать меры. И они были приняты. Силаева поймали и сослали в Сибирь, откуда он, впрочем, сбежал с двумя сообщниками.

Однако с арестом и ссылкой Силаева все не так просто. В уголовном деле значится, что "он бежал за шесть лет перед этим", то есть разбойник был в ссылке ещё в 1838 году, потом сбежал и проживал в Ельнинском уезде у "разных крестьян, которые сознания о нем не сделали", то есть не доложили о беглом каторжнике.

В уголовном деле внешность Силаева описана достаточно подробно: "черные глаза, черная борода, зипун, отделанный атласом, всегда с пистолетом в сапоге". Довольно классический образ разбойника, но при этом без идеализации, характерной при описании "лихих людей".

Ляля

Лялю можно назвать не только одним из самых легендарных разбойников, но и самым "литературным". Поэт Николай Рубцов написал о нем поэму "Разбойник Ляля". Сведения о нем находили и краеведы, что неудивительно, поскольку до сих пор в Костромской области сохранились топонимы, напоминающие об этом лихом человеке. Это Лялина гора и один из притоков реки Ветлуги, носящий название Лялинка.

Краевед А.А. Сысоев писал: "В ветлужских лесах гулял со своей шайкой разбойник Ляля - это один из атаманов Степана Разина... который жил в горах у самой реки Ветлуги недалеко от Варнавина. По легенде, Ляля ограбил и сжег Нововоздвиженский монастырь на реке Большой Какше близ деревни Ченебечихи". Это может быть правдой, поскольку в конце 1670 года здесь действительно побывал отряд разинцев.

Ляля со своей ватагой появился в Костромских лесах после подавления разинского восстания. Он выбрал место для разбойничьего стана на высокой горе с тем расчетом, чтобы иметь стратегическое преимущество при грабеже проходящих неподалеку по зимнему тракту обозов. С весны до осени по Ветлуге купцы везли на судах товар, а по дороге часто останавливались в Камешнике.

Основным промыслом ватаги Ляли был сбор выкупа с купцов, местных феодалов и помещиков. Легенды рисуют его, как это водится в фольклоре, строгим, резким и властным, но справедливым. Сохранился и его примерный портрет: "Это был широкоплечий, мускулистый мужик среднего роста; лицо загорелое, грубое; глаза черные под кустистыми нахмуренными бровями; волосы темные".

Шайку Ляли не раз хотели изловить, но отряды, присылаемые для поимки разбойника, постоянно сталкивались со слишком лояльным отношением местных мужиков к Ляле - они относились к нему скорее с уважением, Лялю предупреждали о появлении отрядов, некоторые деревенские мужики даже примкнули к ватаге.

Однако со временем ватага все-таки редела, да и Ляля все больше тяготился своим промыслом. Поэтому решил схоронить свое богатство - утопил в озере (оно до сих пор называется Кладовым) и зарыл в горе. Где они до сих пор и хранятся. Конечно, если верить легенде.

Тришка-сибиряк

Тришка-Сибиряк, о котором мы уже упоминали, разбойничал в 30-е годы XIX века в Смоленском уезде. Вести о нем разносились и по другим областям, приводя в состояние трепета дворян и помещиков. Сохранилось письмо матери Тургенева, которое она писала сыну в Берлин в феврале 1839 года. В нем есть такая фраза: "Тришка у нас появился вроде Пугачева - то есть он в Смоленске, а мы трусим в Болхове". Пойман Тришка был уже в следующем месяце, его выследили и арестовали в Духовщинском уезде.

Поимка Тришки была настоящей спецоперацией. Зная об осторожности разбойника, его ловили под видом преследования другого человека. Об истинной цели поисков почти никто не знал - боялись спугнуть.

В итоге, когда арест все же состоялся, в "Смоленских ведомостях" появилось сообщение об этом как о событии чрезвычайно важности. Однако вплоть до 50-х годов XIX века предания о Тришке-Сибиряке продолжали будоражить нервы помещиков, обеспокоенных, что когда-нибудь Тришка встанет на их пути, или проникнет к ним в дом.

Народ же Тришку любил и слагал о нем предания, где разбойник представал защитником обездоленных.

Ванька-Каин

История Ваньки-Каина драматична и поучительна. Его можно назвать первым официальным вором Российской империи. Родился он в 1718 году, в 16 лет познакомился с известным вором по кличке "Камчатка" и громко ушел из помещичьего дома, где прислуживал, ограбив его, и написав на барских воротах все, что думает насчет работы: "Работай черт, а не я".

Несколько раз его забирали в Тайный приказ, но каждый раз отпускали, поэтому начали идти слухи, что Ивану Осипову (так звали Каина на самом деле) "катит фарт". Московские воры решили выбрать его своим предводителем. Прошло немного времени, а Ванька уже "командовал" бандой из 300 человек. Так он стал некоронованным королем преступного мира.

Однако 28 декабря 1741 года Иван Осипов оправился в Сыскной приказ и написал "покаянную челобитную", и даже предложил свои услуги в отлове своих же соратников, стал официальным доносителем Сыскного приказа.

Первая же полицейская операция по его наводке накрыла воровскую сходку в доме дьякона – улов 45 человек. Той же ночью 20 членов шайки Якова Зуева взяли в доме протопопа. А в татарских банях Замоскворечья повязали 16 дезертиров и вскрыли подпол с оружием.

Однако не жилось Ваньке Каину спокойно. Он имел склонность к расточительству и шику, а погорел на похищении 15-летней дочери "отставного служивого" Тараса Зевакина, на коррупции и банальном рэкете.

Дело тянулось 6 лет, пока в 1755 году суд не вынес вердикт – высечь, колесовать, обезглавить. Но в феврале 1756 Сенат приговор смягчил. Каину дали плетей, вырвали ноздри, заклеймили словом В.О.Р. и сослали на каторгу – поначалу в балтийский Рогервик, оттуда в Сибирь. Где он и сгинул

Ничто так хорошо не воспринимается на слух как твердое, суровое и быстро запоминающееся имя пирата. Подавшись в морские разбойники люди часто меняли свои имена для того чтобы усложнить властям возможность их идентифицировать. У других смена имени носила исключительно символичный характер: новоиспеченные пираты осваивали не только новую деятельность, но и абсолютно новую жизнь, вход в которую некоторые предпочитали осуществлять с новым именем.

Помимо множества пиратских имен имеется также и немало узнаваемых пиратских прозвищ. Псевдонимы всегда были неотъемлемой частью бандитской культуры, и пираты в этом плане не были исключением. Мы расскажем о самых распространенных пиратских прозвищах, разберем их происхождение и приведем перечень самых популярных.

  • Черная Борода . Происхождение прозвища весьма тривиальное. имел густую черную бороду, и, согласно преданию, перед битвой он вплетал в нее горящие фитили, дым которых делал его похожим на самого дьявола из преисподней.
  • Ситцевый Джек . Прозвище пирата , так его окрестили за любовь к различным убранствам из ситцевой ткани.
  • Убийца испанцев . Именно так называли жестокого и безжалостного по отношению к испанцам известного .
  • Рыжий, Кровавый Генри . Два прозвища, принадлежавших знаменитому пирату . Первое прозвище имеет прямое отношение к цвету его волос, а второе – к его далеко не милосердным деяниям.
  • Джентльмен пиратов . Прозвище , данное ему ввиду его аристократического происхождения.
  • Стервятник . Прозвище французского пирата . Не до конца понятно, почему к нему пристала эта кличка, видимо, она как-никак лучше отображала его характер и норов.
  • Долговязый Джон . Пиратская кличка вымышленного пирата . Помимо этого прозвища он имел еще одно – Окорок .
  • Черный Корсар . Прозвище главного героя в одноименном романе Эмилио Сальгари.

Таковыми были прозвища самых известных настоящих и вымышленных пиратов. Если вам нужны уникальные тематические имена, то в игре Корсары Онлайн при создании персонажа в вашем распоряжении имеется генератор пиратских ников, можете попробовать подобрать себе что-то интересное.

Пиратские клички для вечеринки

Если вы устраиваете вечеринку в пиратском стиле и вам нужно как-то проименовать всех присутствующих, то список, представленный ниже, должен вам в этом помочь.

Меж двух разбойников - выражение, описывающее характер смерти Иисуса Христа , крест которого, согласно сообщениям Евангелий , был воздвигнут между распятиями преступников Дисмаса и Гестаса , получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.

В переносном значении - человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Алый первоцвет. 1982 г. х/ф

Субтитры

Тексты

Евангельское описание

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» .
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус : истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю .

Напротив, в кратких рассказах об этом в Евангелиях от Матфея и Марка Иисуса поносили оба разбойника (Мф. , Мк. ).

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный » и, по преданию, первым вошёл в рай . Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий : «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи » , а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных : «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ».

Истолкование в христианстве

Разница между текстом евангелиста Луки и текстами остальных синоптиков объясняется тем, что сперва будущий Благоразумный разбойник также участвовал в хулении Христа, но затем покаялся.

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии , взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов ». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим, совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром : «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе ». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес »;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне », но при этом он «исповедал Его прежде всех ».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis) , которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение , но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом ).

Пророчества

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима» , которое называет их Дижман - благоразумный разбойник, и Геста - хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай» .

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад , хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Еленой на острове Кипр . В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни , рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом . В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками , но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме . Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. ) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа . Во время раскопок святой Елены в Иерусалиме ей были найдены три креста «один - преблаженный, на котором висел Христос, а прочие, на которых распяты были и умерли два разбойника ». Однако крест Безумного разбойника не был признан реликвией и его дальнейшая судьба неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов , которые, впрочем, называют их по-разному:

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии - Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas )) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта . В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах . Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .

Иконография

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V-VI веков (самым ранним из известных изображений является икона из монастыря Святой Екатерины , датируемая VI веком).

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест ,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника, кроме традиционных композиций Распятия Христова, также помещается:

  • в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
  • на северных дверях алтаря , ведущих в жертвенник . Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционно помещают крест. В середине XIX века было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещением древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона .

Почитание

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел « »). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы ; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси… » ), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны . Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением , в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды : «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя ».


Крестьянство на протяжении всей дореволюционной истории России испытывало притеснения со стороны помещиков, и потому с симпатией относилось к тем, кто боролся с угнетателями. Потому разбойников, даже весьма далеких от идеалов справедливости, народная молва делала чуть ли не героями, противостоящими несправедливым царским порядкам. Ведь они, как правило, грабили помещиков и купцов, а не тех, у кого и взять то нечего. Но некоторым разбойникам удалось войти в историю, и их имена помнят даже спустя столетия.

Мифический Кудеяр

Одним из легендарных персонажей является Кудеяр - атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.

Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия - что атаман был сыном Василия III и жены его - Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.


В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании - Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.

По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.

Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.

Стенька Разин: буйный разбойник или герой?

Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.

В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.


Под его предводительством, в 1670 году был организован поход на Волгу, сопровождающийся многочленными восстаниями крестьян. Казачий порядок вводился в каждом захваченном городе, купцов грабили, а представителей власти убивали. Осенью этого же года, атаман был сильно ранен и вывезен на Дон. Окрепнув, Степан снова хотел собрать сторонников, однако местные казаки были с этим не согласны. Весной 1671 г. они штурмом взяли Кагалицкий городок, где укрывался Разин. После чего его пленили (вместе с братом Фролом) и выдали царским воеводам. После вынесения приговора Степана четвертовали.

Ванька-Каин

Ванька-Каин - знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 - познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.

Вскоре его вернули бывшему хозяину. Пока Ванька находился в кандальной колоде, он узнал, что за хозяином водится «грешок». Когда к барину нагрянули гости, он всем рассказал, что по упущению хозяина, погиб гарнизонный солдат, тело которого скинули в колодец. За этот донос Ванька-Каин получил свободу, а вернувшись к своей шайке стал их предводителем.


В 1741 году Осипов написал «покаянную челобитную», где рассказал, что сам является вором и готов посодействовать в поимке соучастников. С его помощью было отловлено много дезертиров, воров и бандитов. За предательство «своих» он получил прозвище «Каин».

Но на этом он не остановился. Его арестовали в 1749 году, за похищение 15-летней дочери отставного служивого. И только в 1755 году суд решил Ваньку-Каина казнить колесованием и обезглавливанием, но приговор был смягчен Сенатом. В 1756 году его высекли и вырвали ноздри. Поставив Каину клеймо «В.О.Р», его отправили в ссылку, где он и умер.

Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд.

Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.

Молодой Чуркин начал свою «карьеру» в банде гуслицких разбойников, орудовавших в 1870 на больших дорогах: от Москвы до Владимира. Позже, из-за тяжелой болезни главаря свора распалась. Здесь Василий не растерялся и в 1873 году создал свою собственную шайку. Вскоре он был пойман, но под арестом оставался недолго, потому что сбежал.

Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.


Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.

Тришка-сибиряк

Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».


Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.





error: Контент защищен !!