Упражнения для глаз в школе. Детская гимнастика для глаз

Глаза – орган зрения, который позволяет полноценно изучать и воспринимать окружающий мир, любоваться красотами и получать удовольствия от современных технологий. Большинство жителей Земли и особенно дети относятся к зрению, как к само собой разумеющемуся и не уделяют ему должного внимания. К основным факторам, вызывающим проблемы со зрением относятся не только наследственные заболевания и врождённые патологии, но и значительные зрительные нагрузки. В век современных технологий гаджеты, компьютеры увлекают школьников, и они играют, забывая про отдых.

Детское зрение

Большую часть личного времени дети проводят за играми в планшете, на телефоне, компьютере, и при этом взгляд длительное время направлен на предмет, расположенный в непосредственной близости. Необходимость смотреть по сторонам, вдаль практически отпадает и начинаются структурные изменения. Для снижения нагрузки родителям следует нормировать время игр и просмотр телепередач, которые требуют фиксации зрения в одной точке на одном и том же расстоянии. И обязательно после этого проводить гимнастику для снятия напряжения с органа зрения.

В качестве профилактики заболеваний глаз и их лечения в комплексной терапии офтальмологи рекомендуют использовать гимнастику для школьников для глаз, которая поможет расслабиться мышцам после длительной нагрузки, улучшит кровообращение и поможет укрепить мышечные волокна. Для профилактических занятий практически не имеется противопоказаний и этим можно заниматься, начиная с детского сада, постепенно вводя их в привычку. Проводить гимнастику можно в игровой форме с использованием стишков или прибауток.

В настоящее время офтальмологами зафиксирован значительный рост болезней глаз у детей младшего и среднего школьного возраста, которые ранее наблюдались только у пожилых людей. В первую очередь это связывается с увеличением нагрузки на неокрепшие мышцы глаз. К основным проблемам относят развитие астигматизма, косоглазия, миопии, близорукости и другие болезни.

Выполнять гимнастику для глаз для школьников следует не реже 2-3 раз в день. Систематические занятия помогут школьнику снять напряжение и усталость с органа зрения, улучшить кровообращение и укрепить мышцы. В большей части они направлены на профилактику болезней глаз, но могут использоваться в лечении, при отсутствии противопоказаний. Длительность занятий не должна превышать 10 минут. На первоначальном этапе рекомендуется начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая нагрузку и вводя новые.

Вся гимнастика проводится в комфортной позе в положении сидя. Если ребенок младшего школьного возраста, их можно сочетать с подвижными играми, тогда процедура не будет утомительной для него, и он с интересом включится в игровой процесс. Детям, посещающим учебные заведения, рекомендуется выполнять комплекс в школе, на любой из перемен. Начинать занятия следует с выполнения каждого из упражнений с 2-3 раз увеличивая число повторений до 6-8 постепенно.

  1. Жмурки. Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течении 3-4 секунд. После чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом при этом укрепляет мышцы.
  2. Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и кровоснабжение.
  3. Светофор. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глазик, изображая мигание светофора. Кроме очевидной пользы для глаз, развиваем координацию и ориентирование.
  4. Маятник. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.
  5. Пол-потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз-вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвёртым.
  6. Гляделки. Упражнение выполняется в паре. Двое садятся напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяемся.
  7. Часики. Медленно, не поворачивая головы делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.
  8. Крестики. Глаза рисуем импровизированный крестик переводя взгляд: вправо-вверх, затем влево-вниз и в обратной последовательности.
  9. Далеко-близко. Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна. Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течении 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз.
  10. Массаж век. Аккуратно, не надавливая пальцами массировать верхнее веко от внутреннего к наружному краю, а нижнее – наоборот. Время выполнения не более 1 минуты.

Для достижения результата и введения подобной гимнастики в привычку, занятия должны быть регулярными и выполнятся по времени. К сожалению, не только дети, но и родители могут забыть про весёлую игру для глазок, тогда в качестве напоминалки, можно использовать органайзер мобильного телефона или другого устройства, а также обычный будильник.

В настоящее время для лечения заболеваний глаз разработано значительное количество методик, которые способны в кратчайшие сроки исправить ситуацию, но многие из них связаны с риском и дают краткосрочный результат. Лечебная гимнастика для глаз относится к традиционному методу лечения и профилактики и рекомендуется для применения в комплексной терапии. Как и любая процедура, зарядку для глаз следует делать после консультации с врачом. Для некоторых упражнений имеются противопоказания. Не применяются гимнастические приёмы при отслоении сетчатки и в период восстановления после операций на глазах.

Глаза наиболее расслаблены, когда смотрят вдаль. Нужно почаще быть на природе, отвлекаться от гаджетов и компьютера — это самая лучшая гимнастика для глаз.

Детским глазам нужно особое внимание и забота, так как органы зрения полностью формируются до 10-12 лет. Нарушение зрения в ранние годы зачастую является следствием одного из заболеваний глаз. Предупредить проблему можно не всегда, но можно снизить риск с помощью профилактических мер. В первую очередь, это соблюдение режима зрительных нагрузок и ежедневная гимнастика для глаз, которая позволит избавиться от возможного развития косоглазия, близорукости и других нарушений зрения.


Зачем детям нужна глазная зарядка?

С какого возраста и зачем детям делать зарядку для глаз? Основная цель комплекса упражнений – тренировка мышц глаз и отдых во время интенсивных зрительных нагрузок. Выполнение упражнений стимулирует работу нервной системы ребенка и помогает мозгу оперативно обрабатывать информацию, которая поступает через зрительный канал.

Полное формирование органов зрения заканчивается к 10-12 годам. К этому возрасту многие дети уже страдают от близорукости, дальнозоркости, астигматизма и косоглазия. Специально разработанные методики помогают:

  • ограничить негативное влияние зрительных нагрузок;
  • улучшить кровообращение в области глаз;
  • снять зрительное напряжение;
  • развить лучшую концентрацию внимания и зоркость;
  • повысить работоспособность.

В каких случаях нельзя проводить гимнастику для глаз?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Комплекс упражнений для глаз нужно подбирать с офтальмологом. Специалист учитывает возраст маленького пациента, особенности здоровья и состояние органов зрительной системы. Существуют ситуации, когда упражнения противопоказаны:


Особенности проведения зрительной разминки по возрастным категориям

Офтальмологи рекомендуют приучать ребенка к зрительной гимнастике с года. Тренировки можно проводить дома или на улице во время прогулки. Воспитатели и учителя также во время занятий должны уделять время подобной разминке. Упражнения могут сопровождаться стихами, потешками, веселыми песнями - так ребенок будет выполнять разминку веселее и быстрее запомнит полезные движения.

Для малышей дошкольного возраста

Упражнения для дошкольников носят игровую форму, выполняются по 3-5 минут до 3 раз в сутки. В первое время родители могут аккуратно поглаживать и массировать глазки ребенка, рассказывая стишки и истории. Когда малыш научится ритмично моргать и самостоятельно делать гимнастику, можно использовать более сложные упражнения с элементами артикуляции.


Для того, чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к занятиям, нельзя принуждать к упражнениям. Родителям важно научиться подавать информацию в игровой форме. В дошкольном возрасте хорошо развито наглядно-образное мышление.

Дети не поймут на словах упражнение «вращение зрачками», зато будут следовать глазами за указкой, которой взрослые могут водить по специальному тренажеру-восьмерке. Картотека с подобными тренажерами должна быть в каждом детском саду.

Если малыш должен следить за пальцем взрослого, можно использовать во время гимнастики персонажей кукольного театра, прикрепив их к пальцам. Дети с удовольствием наблюдают за любимыми героями, параллельно выполняя простые упражнения для глаз. Для дошкольного возраста рекомендуются следующие упражнения:

  • зажмурить крепко глаза и открыть, досчитав до пяти;
  • перевести взгляд с ближнего предмета на дальний;
  • быстрое моргание глазами (как крылья бабочки);
  • следить глазами за движением солнечного зайчика;
  • смотреть попеременно вверх, вниз, вправо, влево;
  • следить глазами за игрушкой, которую перемещает взрослый в одной плоскости, ближе или дальше от глаз ребенка.

Выполнение упражнений можно увидеть на размещенном ниже видео.

Для школьников

Во время уроков рекомендуется проводить не только физкультминутки, но и выполнять гимнастику для глаз. Учителю нужно рассказать ребятам о важности упражнений для сохранения зрения. В начальной школе занятия следует проводить в форме игры, постепенно усложняя и добавляя упражнения с речевыми командами. Основная задача разминки – снятие зрительного напряжения. Для этого нужно по 8-10 раз повторять следующие действия:

  • часто моргать по несколько секунд;
  • зажмуриваться на 5 секунд и широко открывать глаза;
  • выполнять движения глазами по сторонам с постепенным усложнением команд (влево - вниз, вправо - вверх);
  • смотреть перед собой, переводить взгляд на кончик носа и обратно;
  • следить за перемещением предмета (ближе - дальше, выше - ниже);
  • «гляделки» – разбиться на пары и смотреть друг другу в глаза, не моргая.

Комплекс тренировочных упражнений в зависимости от типа заболевания

Для улучшения зрения при дальнозоркости и близорукости ведущие офтальмологи разработали эффективные методики и комплексы упражнений. Гимнастика помогает при косоглазии и астигматизме, если нарушение зрения не сильно выражено (в других случаях требуется оперативное вмешательство). Важное условие проведения занятий - если ребенок до момента начала упражнений ходил в очках, при любых типах зрительной гимнастики ему следует носить очки с линзами на 1-2 диоптрии слабее тех, которые были выписаны. Если ребенок носит очки с оптической силой линзы в 1 диоптрию, упражнения выполняются без них.

Зарядка при косоглазии

Косоглазие заметно в 8-9 месяцев, точный диагноз ставится к трем годам - именно в этом возрасте можно оценить, насколько согласованы движения глаз у ребенка. Лечение нарушения проходит с помощью корректирующих очков или повязки, которую дети носят на одном глазу. Кроме этого, назначается курс упражнений, которые нужно выполнять по 2 часа каждый день. Для того, чтобы не утомлять ребенка, нужно разделить время занятий на 6 приемов по 20 минут. Гимнастика для глаз для детей при косоглазии включает следующие упражнения:


Для дошкольников старшего возраста и школьников зарядка усложняется:

  • Сначала нужно закрыть оба глаза руками, потом открыть и сделать круговые вращательные движения глазами, рисуя очертания восьмерки, крестика, круга, овала.
  • Наблюдение за движением мячика во время игры в теннис. Для безопасности, лучше это делать со спины одного из игроков.
  • Простые согласованные движения глазными яблоками в разные стороны.
  • Карандаш или указку нужно расположить вертикально перед собой и, сосредоточив взгляд на кончике предмета, делать им хаотичные движения.
  • Вытянуть руки вперед в положении стоя с ровной спиной, каждой рукой поочередно касаться кончика носа. Во время выполнения упражнения важно следить за движением рук обоими глазами.

Упражнения для улучшения зрения при дальнозоркости и близорукости

Близорукость и дальнозоркость могут иметь врожденный или приобретенный характер. В зависимости от степени нарушения, окулист подбирает упражнения, которые помогут остановить падение зрения.

При близорукости из-за снижения активности мышцы, которая отвечает за натяжение хрусталика, детям нужно выполнять следующие упражнения:

  • частое моргание в течение минуты, перерыв и снова моргание;
  • перевод взгляда с потолка на пол и в обратном направлении;
  • зафиксировать взгляд на кончике носа, затем закрыть глаза - упражнение нужно повторять до 5 раз за тренировку;
  • сильно зажмуриться на 5 секунд, затем широко открыть глаза (делать до 5-7 раз за тренировку);
  • приложить ладошки к глазам, предварительно потерев друг о друга;
  • аккуратное массирование век в конце тренировки.

У большинства детей дальнозоркость проходит с возрастом, так как наиболее распространенной причиной является упрощенная форма и относительно малый размер глазного яблока. Тем не менее, не стоит недооценивать эффективность упражнений, которые могут привести к улучшению зрения:


Если упражнения войдут в привычку и будут выполняться регулярно на протяжении длительного периода времени, проблем со зрением и пресбиопией («старческое зрение» - возрастная форма дальнозоркости, нередко наблюдается у людей после 45 лет) удастся избежать. При астигматизме эффективен пальминг, фокусировка взгляда на ближних и дальних предметах, движение открытыми и закрытыми глазами по диагонали и из стороны в сторону.

Эффективна ли гимнастика?

Все без исключения офтальмологи уверенны, что комплекс гимнастики для глаз является отличной профилактикой заболеваний органов зрения у детей. К тому же, это позволит избежать усталости, сухости и покраснений глаз. Родителям важно в ненавязчивой форме приучить малышей к упражнениям. Их можно делать где угодно - дома, на детской площадке, на остановке или на прогулке в парке. Полезная привычка поможет сохранить зрение ребенку.

Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.

ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!

Методика 1. «Ступенчатая гимнастика»

Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?

Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.

  1. Отойдите от окна на 1 метр.
  2. Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
  3. Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
  4. Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
  5. Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
  6. И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
  7. Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.

Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5-10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.

Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.

Гимнастика подходит для детей с пяти лет . Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.

Методика 2. «Цифровая гимнастика»

Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.

Всего такая гимнастика займет не более 2 минут . Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.

Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.

«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.

Методика 3. «Точечная гимнастика»

Направлена на улучшение остроты зрения.

Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.

Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.

Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7-10 дней, отмечая достижения.

«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50-70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.

Методика 4. «Зрительная дуга»

Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.

Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.

Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.

Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.

Комментировать статью "Восстановление зрения у детей: 4 эффективных упражнения"

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка...

Автор книги "Творческое воспитание" рассказывает, почему для развития детей так важна творческая среда. Творчество выстраивает нейронные связи В зависимости от типа упражнений, творческий процесс может задействовать все чувства - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. По мере того как дети экспериментируют - выдавливают краски, смешивают цвета и материалы, рисуют что-то воображаемое или то, что видят перед собой, - в их мозге образуются и закрепляются новые нейронные связи. Творческие...

В детстве в моем родительском доме сон ставился превыше всего. Меня и моих братьев с сестрами особо ни в чем не ограничивали - мы шли спать когда хотели, могли по желанию ужинать перед телевизором разогретой в микроволновке едой (дело было в 1980-х) и сколько угодно играть в видеоигры. Но было одно железное правило: нельзя будить взрослого или другого ребенка, когда тот спит. Потом я повзрослела и отправилась в большой мир, где выяснила, что взрослое общество не приветствует дневной сон...

За ростом ребенка родители стараются наблюдать с самого детства, обращая при этом особое внимание на него в период переходного возраста. Именно в этот период происходит один из скачков в росте детей. Как правило, ребенок продолжает расти до двадцати лет, но несмотря на это, спрогнозировать этот процесс очень непросто, так как на него влияет множество факторов: энергетический и внутриутробный. Часто бывает так, что нужный темп роста ребенка замедляется, в этом случае необходимо обратиться к...

поучаствуйте, пожалуйста Опрос от пользователя Jasmin Есть ли у вашего ребенка проблемы со зрением? нет близорукость дальнозоркость астигматизм другие Есть ли у вас (хотя бы у одного из родителей) проблемы со зрением? нет есть, врожденные есть, приобретенные Если проблемы со зрением у ребенка есть, то в каком возрасте обнаружились? до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 12 лет от 12 до 15 лет старше 15 лет А у вас? в дошкольном возрасте (до 7 лет) в начальной школе (7-10 лет)...

Восстановление зрения у детей: 4 эффективных упражнения. Гимнастика для глаз, коррекция зрения, упражнения при близорукости, дальнозоркости, усталость глаз.

Обсуждение

У меня, как у вашей дочки, обнаружили во 2 или в 3 классе близорукость. Родители тоже не близорукие, одна я не уродилась. Зрение падало на 1 диоптрию в год, но я очень быстро росла, а когда рост закончился, оно остановилось на -6. Сейчас ношу линзы, особых проблем не исптываю. СОгласна с авторами ниже - не самая страшная болезнь, не переживайте так. Вы молодцы, что взялись, занимайтесь этим. Про полное восстановление зрения никогда не слышала, про операции слышала, что большой процент неудачных. Не циклитесь на этом. Мой вам совет вот какой- пусть дочку посадят на 1-2 парту, и если она видит то, что написано на доске, ни в коем случае НЕ НАДЕВАЙТЕ ОЧКИ! У меня были одноклассники, которые при таком же зрении как у меня, обходились без очков отлично, а я не могла. Это привычка, вредная причем. Пока она может без них обходиться, очки ей не нужны. Когда не сможет - пусть надевает на время, постоянно носить не нужно!
Удачи! Пусть это будет ее единственной и самой ужасной болезнью.
Водные виды спорта хороши, если глаза нормально переносят хлор или в бассейнах с другим способом дезинфекции.

Однозначно не подходят виды спорта связанные с поднятием тяжестей, сотрясением головы (бокс например), не очень подходят связанные с резкими перемещениями по высоте (прыжки в воду, спортивная гимнастики, акробатика).

Гимнастика для глаз дает своеобразный «отдых» напряженным органам зрения. В условиях современной жизни и взрослые, и дети сталкиваются с такой проблемой, как чрезмерная нагрузка на глазодвигательные мышцы. Именно поэтому окулисты рекомендуют не лениться и ежедневно проводить гимнастику для глаз.

Особенно это актуально для детей, которые с раннего возраста подвержены высоком риску развития нарушений зрения.


Цель

Многие родители задаются вопросом, каково предназначение гимнастики для глаз, какая польза от подобной процедуры. Для начала стоит уточнить, что данные тренировки органов зрения являются хорошим способом профилактики развития различных недугов в раннем возрасте. В основном это касается таких заболеваний, как близорукость и дальнозоркость. Исключением не является и астигматизм, который нередко беспокоит детей школьного возраста.

Ребята ежедневно получают и усваивают большое количество информации, и органы зрения находятся в постоянном напряжении. Именно по этой причине ребенок начинает испытывать усталость, что и провоцирует появление проблем с глазами.


Даже при наличии идеального зрения не нужно забывать о простых методах релаксации. Так, учитывая все вышеперечисленные факторы, медики разработали множество полезных упражнений. Кроме этого, гимнастика способствует улучшению зрения даже при регулярном перенапряжении. Лучше всего выбирать комплексы, включающие элементы игры, а также стихи и поговорки. Особенно это касается тех случаев, когда упражнения подбираются для малыша или дошкольника.

Важной целью проведения гимнастики для глаз является восстановление зрения. К подобным методам рекомендуется обращаться даже в запущенных случаях, когда единственным возможным решением представляется операция для коррекции зрения. Тренировки потребуют большого количества времени и усилий. Родителям необходимо учесть то, что комплекс упражнений для ребенка подбирается в зависимости от проблем со зрением. В случае, если нарушения отсутствуют, гимнастика будет отличным методом для профилактики различных заболеваний. Перед выбором комплекса упражнений рекомендуется проконсультироваться со специалистом.


Физминутка для детей дошкольного возраста и начальной школы

Многие специалисты в области медицины отмечают, что даже посещая детский сад или начальную школу, ребенок сталкивается с продолжительными нагрузками на органы зрения. В основном это происходит на уроках рисования, лепки или конструирования. Известно, что именно эти виды требуют постоянного напряжения, так как внимание сосредоточено на одной точке. Когда ребенок идет в школу, нагрузка только увеличивается. Дети 6-7 лет сталкиваются со удвоенными зрительными нагрузками по сравнению с дошкольниками 5 лет.

В любом случае справиться с подобной проблемой помогут простые и интересные упражнения, которые займут минимальное количество времени.


  • Лучше всего начать с движений глазами вправо и влево . Если занятия проводятся с детьми дошкольного возраста, воспитатель должен сначала демонстрировать все действия в медленном темпе.Рекомендуется проводить тренировку в виде игры. К примеру, можно предложить детям представить себя хитрой лисичкой, которая подобными движениями глаз высматривает зайчика. Постепенно темп рекомендуется увеличивать. Заканчивая упражнение, дети должны закрыть глаза.


  • Далее нужно предложить ребятам такой способ, как зажмуривание и открытие глаз . Предварительно пример должен показать воспитатель, особенно если занятия проходят в дошкольной группе. Ребенок зажмуривает глаза на 5 секунд, после чего широко их открывает. Можно предложить детям изобразить удивление – им будет понятнее.
  • Еще одной интересное упражнение для дошкольников – чесание носика. Дети должны вытянуть руки вперед. Напротив носа нужно поместить указательный палец. Взгляд необходимо сосредоточить на приближающемся издали пальце. Ребенку следует слегка почесать носик. После выполнения этого действия палец нужно медленно удалить.


Если же подобная физминутка подбирается для детей 9-10 лет, лучше всего воспользоваться в процессе специальными учебными пособиями.

  • Одним из эффективных способов расслабить глаза является обводка взглядом геометрической фигуры . Во время выполнения упражнения взгляд нужно останавливать на углах. В процессе можно использовать разные фигуры: треугольники, прямоугольники или круги.
  • Еще одно интересное упражнение называется «Покажи глазами». Для этого на доске нужно зафиксировать несколько геометрических фигур. Ребенок должен глазами, не поворачивая головы, изобразить выбранную учителем форму.


Зарядка при нарушении зрения

Различные комплексные упражнения рекомендовано использовать при развитии определенных нарушений. Довольно часто применяются зрительные гимнастики при близорукости у детей. Известно, что для такого недуга характерно размытое виденье объектов, которые находятся далеко от ребенка.

Близорукость может быть как врожденной, так и приобретенной, поэтому рекомендуется обратиться к комплексу, который не только поможет в борьбе с недугом, но и остановит его дальнейшее развитие.


Итак, начать тренировки нужно с фиксации нижнего века . Для этого указательный палец кладут на внешний угол глаза, средний – на центр века. Безымянный палец должен располагаться на внутреннем уголке зрительного органа. Необходимо придерживать веко таким образом, чтобы возникло своеобразное сопротивление. В это время ребенок должен открывать и закрывать глаза, придерживаясь медленного темпа. Гимнастику от близорукости можно проводить даже во время прогулки.

Ребенок должен переводить взгляд с отдельно расположенных предметов: к примеру, с объектов, находящихся возле дороги, на область под его ногами. Особенно полезным будет подобное упражнение при миопии слабой степени у подростков.



Еще одной распространенной проблемой как среди взрослых, так и среди детей является дальнозоркость (гиперметропия) . Даже в раннем возрасте малыши сталкиваются с быстрой утомляемостью глаз. При наличии подобной проблемы также можно использовать эффективные комплексы упражнений. Одним из интересных и полезных вариантов является тренировка «Пальминг» . Суть упражнения заключается в том, что ребенок закрывает глаза руками. Ладони не должны давить на зрительные органы, наоборот, требуется полная расслабленность.

Упражнение можно выполнять в любом положении. Если тренировка проводится с ребенком дошкольного возраста, лучше всего почитать сказку. Через несколько минут нужно медленно отвести руки от лица, чтобы органы зрения перенастроились на комнатное освещение.

Также специалисты разработали упражнения при косоглазии у ребенка . Стоит отметить, что подобное нарушение у новорожденного малыша не относится к категории заболеваний. Это нормальное явление, но только до 6 месяцев. Если же косоглазие не прошло после полугода, необходимо обратиться к врачу. Кроме этого, специалисты рекомендуют выполнять упражнения на конвергенцию.

Одним из эффективных способов является использование карандаша . Предмет размещают в 20-30 см от глаз, просят ребенка смотреть мимо него. В результате должно возникнуть два изображения одного предмета.

Устранить нарушение в дошкольном возрасте можно с помощью различных интересных упражнений.



Можно предложить малышу закрыть глаза руками и попросить, чтобы он произносил название различных любимых игрушек. При этом ребенок должен рассказывать об их форме. Одно из сложных заболеваний у детей – астигматизм. В основном, схема лечения недуга подбирается на начальных этапах его развития. В этом случае можно полностью устранить заболевание без использования радикальных мер. Восстановить зрение помогут колебательные движения, интенсивные сжимания и разжимания век.

Детям с амблиопией также рекомендуется каждый день заниматься гимнастикой для глаз. Стоит отметить, что лечение данного заболевания эффективно только на ранних этапах развития. Обязательным условием является укрепление мышц органов зрения с помощью различных комплексов. Особое внимание необходимо уделить лечению нистагмы у ребенка. Одним из методов устранения неконтролируемого движения глаз является выполнение различных упражнений.


Комплекс упражнений по Аветисову

Уникальность данных комплексных упражнений заключается в том, что тренировки используются как для лечения, так и для профилактики недугов. Занятия по данной схеме помогут вернуть ребенку нормальное зрение. Стоит отметить, что методика включает в себя три категории упражнений.

Все действия, входящие в первую группу, способствуют улучшению циркуляции крови. Для начала ребенку следует принять положение сидя. Глаза закрывают на 5-6 секунд, после чего открывают. В таком положении необходимо оставаться несколько секунд. Повторять упражнения необходимо от 6 до 8 раз.



После этого необходимо предложить ребенку моргать в течение 60 секунд. Для выполнения данного упражнения лучше всего использовать часы. Затем нужно сделать небольшой перерыв и вновь повторить действие. Далее необходимо сидеть с закрытыми глазами, аккуратно давить на веко. Воздействие нужно выполнять тремя подушечками пальцев, предварительно сложив их вместе. Надавливание необходимо выполнять не дольше 3 секунд. Аналогичные действия нужно повторить и со вторым глазом.

Во вторую группу включены упражнения, способствующие укреплению мышечных составляющих. На первом этапе ребенку следует попеременно смотреть то на ковер, то на люстру. В процессе выполнения голова не должна двигаться в стороны. Взгляд нужно попеременно переводить с верхней части на нижнюю. Сохраняя положение головы, ребенку следует смотреть в левую и правую стороны поочередно. После этого нужно поднимать взгляд вверх и опускать вниз.

На последнем этапе ребенку следует вращать зрачками, выполняя круговые движения.


Упражнения из третьей категории восстанавливают аккомодацию. Для начала ребенок должен смотреть вдаль несколько секунд. После этого взгляд постепенно переводится на указательный палец, который нужно расположить в 20-30 см от лица. Затем ребенок должен принять положение стоя. Руку вытягивают перед собой, поднимают указательный палец так, чтобы он находился на уровне средины лица. Взгляд сосредотачивают на кончике пальца, который следует медленно приближать к себе. Повторять действие необходимо до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.



4 самых эффективных упражнения по восстановлению зрения

Существует множество различных упражнений, которые направлены на восстановление зрительной функции у ребенка. Стоит обратить внимание на особые методики, использующиеся даже в запущенных случаях.

«Ступенчатая гимнастика»

Первый вид называется «Ступенчатая гимнастика». Действие всех упражнений направлено на активизацию функций аккомодационного аппарата. Преимущество этой методики заключается в том, что в ней задействованы все элементы одновременно. Особенность упражнений заключается в том, что ребенок постепенно переводит взгляд с ближних предметов на дальние. Взгляд необходимо фиксировать на каждом объекте в течение примерно 5 секунд, чтобы аккомодационный аппарат функционировал нужным образом.


«Цифровая гимнастика»

Вторая методика называется «Цифровая гимнастика». Ребенок должен прикрыть глаза ладонями, при этом закрыв глаза. В таком положении следует «нарисовать» глазами числа от 1 до 10. Затем упражнение нужно повторить, «рисуя» числа в обратном порядке. Преимущество этой гимнастики заключается в том, что она занимает не более 2-х минут. Если упражнения должен выполнять маленький ребенок, на начальных этапах нужно заниматься вместе с ним.

Зачастую «Цифровую гимнастику» выполняют при больших нагрузках на органы зрения. В основном она рекомендована школьникам, которые с раннего возраста страдают от проблем со зрением. При ежедневном выполнении таких простых упражнений улучшается кровоснабжение в глазах.

Нередко методика используется при катаракте и глаукоме.


Усталость глаз очень часто приводит к зрительным нарушениям. В наш век преобладания технических средств обучения, повышенных умственных нагрузок очень важно заниматься профилактикой заболеваний глаз. И лучше всего с этим справляется детская зрительная гимнастика. Узнаем о ее видах.

Гимнастика для глаз в детском саду, в школе, на уроке

Уже при посещении детского дошкольного учреждения ребенок может испытывать длительные зрительные нагрузки. Речь идет о занятиях рисованием, лепкой, конструированием, которые требуют напряжения глаз, сосредоточения внимания на одной точке. Такие нагрузки увеличиваются в школе, на уроках. Специальные упражнения помогут снять зрительное напряжение, дать возможность глазам отдохнуть. Итак, для детей дошкольного возраста рекомендуется делать дважды в день следующее:

  1. Движение глазами вправо-влево. Воспитатель показывает их детям сначала в медленном темпе, предлагая представить себя хитрой лисицей, которая высматривает зайца. Затем такие движения выполняются в ускоренном темпе. В конце глаза закрываются.
  2. Зажмуривание с широким открытием глаз. Воспитатель показывает, как сильно нужно зажмурить глазки на 4-5 секунд, а затем открыть их широко-широко, как бы сильно удивляясь.
  3. Чешем носик. Рука вытягивается полностью, указательный пальчик помещается напротив носа. Глаза смотрят на приближающийся издали палец, который легонько почесывает нос и медленно удаляется.

В школе для выполнения подобной гимнастики подойдут учебные пособия. Например, учитель берет в руки большой треугольник и предлагает детям обвести его взглядом, останавливаясь на углах. То же самое можно сделать с прямоугольником, кругом.

Еще одно упражнение с геометрическими фигурами - «Покажи глазами». Учитель на доске прикрепляет в ряд 6-7 геометрических фигур. Задача ученика - по заданию педагога, глазами, без поворота головы показать фигуру, которую он называет. Упражнение представляет собой перемещение глаз и закрепление знаний о форме.

Эффективным является упражнение, при котором движения глазными яблокам выполняются с закрытыми веками. Дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево.

«Удивимся» - дети глазами имитируют удивление, поднимая широко раскрытые глаза вверх вместе с бровями. В этом положении нужно задержаться на 3-4 секунды.

На уроках для разнообразия подобные упражнения можно сочетать с массажем: дети кладут пальцы на закрытые глаза и массируют их по часовой стрелке, затем против нее.

Гимнастика для глаз для детей при близорукости, при дальнозоркости, при косоглазии, при астигматизме

Если родители не занимаются профилактикой утомляемости глаз у ребенка, то это часто приводит к развитию их заболеваний. И тогда уже требуется выполнение специальной гимнастики.

При близорукости , то есть миопии, это следующие упражнения:

  1. Моргание глазами в быстром темпе 30 секунд. Затем веки надо сомкнуть, дать отдохнуть.
  2. Глаза нужно сильно зажмурить на 4-5 секунд, затем столько же времени держать их широко открытыми.
  3. Исходное положение для выполнения упражнения - стоя. Необходимо вытянуть вперед руку и смотреть на указательный палец, приближающийся к лицу.
  4. Безымянный, указательный и средний пальцы обеих рук нужно положить на закрытые глаза, слегка прижать их и отпустить.
  5. Три пальца рук положите на надбровные дуги. Нужно тянуть кожу лба вверх, а глаза опускать вниз, преодолевая образующееся при этом сопротивление.
  6. Голова не двигается, а глазные яблоки медленно поднимаются вверх до крайней точки и так же опускаются вниз.

Все вышеуказанные движения гимнастики выполняются по 6-7 раз. Вначале ребенок должен делать это вместе с взрослым, который сидит напротив. Затем родители могут просто руководить малышом словесно.

При дальнозоркости полезной будет такая гимнастика:

  1. «Пишем носом». Нужно усадить мальчика или девочку прямо. Предложите ребенку представить себя Буратино. Он должен написать кончиком носа буквы. При этом обязательно смотреть глазами на кончик носа. Также можно рисовать круг, треугольник, прямоугольник. Упражнение выполняется на протяжении 3-4 минут.
  2. Пальцы малыша в разведенном положении должны находиться на уровне глаз. Ребенок пытается рассмотреть то, что находится перед ним сквозь пальцы. Можно при этом немного двигать головой.
  3. Повороты головы вправо-влево с одновременным движением глазами.
  4. На расстоянии трех метров от лица ребенка расположите большой яркий предмет. Пусть ребенок вытянет свою руку и переводит взгляд медленно с предмета на пальцы руки.

Упражнения для глаз при косоглазии у детей:

  1. Пусть ребенок расположит свой указательный пальчик на носу. Движениями глаз он должен следить за поднятием пальца вверх, до полного вытягивания руки, затем вниз.
  2. Голова не двигается, а ребенок смотрит вверх, вниз, влево, вправо. После каждого цикла веки закрываются.
  3. Рисование глазами восьмерки в воздухе.
  4. Здоровый глаз нужно закрыть. Двигать головой в сторону больного глаза следует до упора.
  5. При закрытом здоровом глазе нужно двигать в быстром темпе больным вправо и влево.

Детская гимнастика для глаз при астигматизме - это:

  1. Вращение глазами по часовой стрелке.
  2. Переведение взгляда по направлению вверх-вниз-вправо-вниз. Затем движения делаются вверх-вниз-влево-вниз.
  3. Полусогнутая рука располагается напротив лица. Глаза должны следить за ее медленным приближением к носу, затем за удалением

Эти три упражнения в начале выполняются по 2-3 раза, а в конце первой недели занятий их нужно делать уже двумя подходами.

Гимнастика для глаз для детей по Аветисову, метод Бейтса, метод тибетских монахов

Методика Аветисова сегодня используется для профилактики расстройств зрения и для его восстановления. Она полезна для школьников и состоит из трех видов гимнастики.

Упражнения для улучшения кровообращения :

  1. Сомкнуть веки на 4-5 секунд, затем открыть глаза широко на 4-5 секунд.
  2. Быстрое моргание в течение 10-15 секунд, закрытые глаза на такое же время.
  3. Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать их по часовой стрелке одну минуту.
  4. Сомкнутые веки слегка прижимаются пальцами и опускаются.

Упражнения для укрепления мышц :

  1. Медленное переведение взгляда ребенком из потолка на пол. При этом голова не двигается, а глаза не останавливаются посередине расстояния.
  2. Глаз ребенка двигается вправо и влево с фиксацией точки посередине.
  3. Движения глазами вправо-вверх-влево-вниз. Затем то же выполняется в обратном направлении.

Упражнения для улучшения аккомодации выполняются стоя:

  1. Ребенок смотрит вдаль. Затем взгляд переводится на палец руки, расположенный на расстоянии 20 сантиметров от носа, задерживается на 5 секунд и снова переводится вдаль.
  2. Вытянутая рука ребенка приближается к носу медленно, и глаза следят за ней до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.
  3. Вначале юный пациент должен смотреть на пальцы вытянутой правой руки. Затем левой рукой закрывается левый глаз, а правый должен следить за приближением и удалением правой руки. Далее то же самое выполняется другим глазом.

Методика Бейтса позволяет устранять астигматизм. Она включает в себя последовательное выполнение таких упражнений:

  1. Палец правой руки ребенок располагает на расстоянии 30 сантиметров от своего носа. Он должен фокусировать взгляд сначала на пальце, затем переводить его предметы, находящиеся вдали. Так нужно проделать 10 раз.
  2. Вначале открытыми, затем закрытыми глазами в воздухе выписывается большая цифра 8. Повторить по 10 раз.
  3. Указательный палец руки фиксируется на расстоянии 25-30 сантиметров от уровня носа. Сначала закрывается правый глаз и второй смотрит на палец 10 секунд, затем левый.
  4. Глаза нужно сильно зажмурить на 5 секунд. Потом на такое же время они широко открываются. Повторяется 8-10 раз.
  5. Массирование кончиками пальцев глаза с закрытыми веками круговыми движениями. Подобный массаж нормализует внутриглазное давление. Затем веки открываются, массаж повторяется.

Тибетские монахи известны своими универсальными рецептами здоровья, методиками оздоровления и очищения организма. В их арсенале имеется и замечательное упражнение, простота и доступность которого помогают усилить в глазах кровообращение, снять усталость и со временем, при систематическом его выполнении, улучшить остроту зрения. Итак, вначале нужно хорошенько разогреть ладони рук трением друг об друга. Затем их (не пальцы!) кладут на сомкнутые веки и надавливают со средней силой на глаза. Делать это надо в темпе одно надавливание за одну секунду. После тридцати подобных нажимов следует сделать паузу, но глаза не открывать. Цикл повторяется трижды. Детям такое упражнение вначале может делать мама, считая до тридцати. Затем, когда ребенок научится, он может проделывать его самостоятельно под счет взрослого.

Специально для - Диана Руденко





error: Контент защищен !!