Неполное предложение в составе сложного. Неполные предложения и их основные признаки. Неполные предложения: их варианты

Д.з.:к субботе и.т. 7-10 предложений, упр.34, 39(Богданова, 2 часть) , именные листы
В речи, особенно в разговорной и художественной, встречаются неполные предложения . Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.
- Где Димка?
- Гуляет.
Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.
Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru
Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность.

Сравним:
– Как вы себя чувствуете?
- Хорошо.
Хорошо. - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.
Хорошо!
Хорошо! - односоставное, безличное предложение.
Могут ли быть неполными односоставные предложения?
Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.
- Как тебя зовут?
- Анной.
Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.
Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:
В понедельник он пришёл рано, а во вторник – только к ужину.

Полные и неполные предложения
С точки зрения полноты структуры предложения делятся на полные и неполные.
Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца.
Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный). Неполными могут быть двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения.
1. Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, а 2. белые раскрываются часов в десять.
1. двусоставное, распространённое, полное;
2. двусоставное, распространённое, неполное.
Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.
Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.
Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою (А.С. Пушкин). (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)
Пропущены могут быть:
Подлежащее:
Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);
Дополнение : А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила?);
Сказуемое : Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите!);
Сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа:
Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?).
Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.
– На сына я сердит.
– За что?
– За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире, если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза.
Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.
Однако при отсутствии паузы тире не ставится.
Алёша смотрел на них, а они на него. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
Внимание! Не являются неполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга – источник знания.
Заключение:
Неполные предложения – это предложения с пропущенным главным или второстепенным членом предложения. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
Эллиптические предложения
В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис, что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения:
Я – к Таврическому саду(К.И. Чуковский).
Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.
Тире ставится:
1. Тире ставится на месте нулевого сказуемого с паузой.
Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды. Над желтыми соломенными полями, над стерней – синее небо да белые облака (Сол.).
2. Тире ставится в неполных предложениях на месте пропуска членов предложения или их частей. Эти пропуски обычны в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения.
Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).
3. Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.
А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.)
4. Тире ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам: кто – чему, кто – куда, что – кому, что – куда, что – как, что – гдеи др. Книга – почтой. Поездам – «зеленый»!

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения различают полные и неполные простые предложения.

Полные предложения - это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации. Мир освещается солнцем, а человек - знанием . Сравните: … а человек освещается знанием.

Неполные двусоставные предложения следует отличать от односоставных полных , в которых только один главный член предложения, а второго нет и не может быть в структуре.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге.

- Тебя как зватъ-то?
- Алексей.
- А по отцу?
- Николаич.

Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. Алёша смотрел на них, а они - на него. Опущено сказуемое во второй части сложного предложения. Вы получили письма, а я не получил. Опущено дополнение.

Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой - поздно.

В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоятельствами, жестами, мимикой. За мной! На здоровье! Счастливого пути!

Неполные предложения в диалогической речи

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи, представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

Среди диалогических предложений различаются предложения реплики и предложения - ответы на вопросы.

1. Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики.

Например:

На перевязку иди.

Ползком.

- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).

2. Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.

Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

Ты кто такой?

- Проходящий... странствующий...

Ночуешь или жить?

Погляжу там... (М. Г.);

- Что у вас в узле, орлы?

Раки , - ответил неохотно высокий.

Ого! Где вы их достали?

- Возле плотины (Шол.);

Доля взяла с меня слово, что я приеду на озеро летом, когда можно на лодке переплыть на тот берег.

А что там?

Цветы .

И только?

- Разве этого мало? Цветы! (Сол.).

Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения или отрицания сказанного:

- Это твои стихи в «Пионерке» вчера напечатаны?

- Мои (С. Бар.);

- А Николай Степанычу показывал? - спросил отец .

- Показывал (С. Бар.);

- Может быть, надо что-нибудь достать? Привезти?

- Ничего не надо (Пан.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

- Нравится или не нравится? - спросил он отрывисто .

- Нравится , - сказала она (Пан.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:

- Чем же вы жить-то будете?

- А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.)

и ответами-переспросами:

- Приезжал затем, чтоб тебе предложение сделать .

- Предложение? Мне? (Ч.).

Вопросы и ответы лексически и структурно настолько тесно связаны друг с другом, что часто образуют нечто подобное единому сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное. Например:

- А если во время сева они сломаются?

- Тогда в крайнем случае самодельные изготовим (Г. Ник.).

Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные типы предложений составляют ее, имеет свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика создается в процессе непосредственного общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность.

С точки зрения структурно-грамматической реплики не однородны: одни из них относительно самостоятельны в своих формах, другие - взаимообусловленны; такое тесное сочетание реплик, представляющее собой структурно-грамматическое объединение, некоторые лингвисты предлагают называть диалогическим единством - термином, явно перекликающимся с «межфразовым единством» (см. § 128). Эта связь определяет и существо данных синтаксических явлений.

Эллиптические предложения

(гр: élleipsis - опущение, недостаток) - речевое явление, заключающееся в коммуникативно значимом опущении структурных элементов предложения.

Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, причем сказуемого, не упомянутого в контексте, т.е. в смысловом отношении не являющегося необходимым для передачи данного сообщения. Это предложение с нулевым сказуемым. Отсутствующее и не нуждающееся в восстановлении сказуемое, однако, участвует в формировании строя этих предложений, так как в них имеются второстепенные члены состава сказуемого. В этом отношении эллиптические предложения сближаются с неполными.

Эти предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации, для того чтобы составить представление о действии или состоянии. Оно выражается всей конструкцией в целом, цель которой сообщить о месте, времени, способе, характеризующих действие или состояние, или указать на объект действия, направление действия: На синем, ослепительно синем небе - полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподобной белизны облака. На дороге - широкие следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам - словно вымершая от зноя степь (Шол.); За домом - сад, залитый солнцем (Б. Пол.); Теркин - дальше, автор - вслед (Твард.).

Некоторые из таких предложений в результате частого употребления стали ходовыми: Что с вами, мистер Антон? (Нов.-Пр.).

Среди эллиптических предложений выделяются предложения побудительные. Например: Все наверх! (Нов.-Пр.); Скорей сюда, к хозяину , несчастье! (Трен.); Из особняка вышел Германов, грузно плюхнулся рядом с шофером, барски приказал: - В Сокольники! (А. Вас.).

Эллиптические предложения обычно соотносятся с полными, в которых сказуемые выражены глаголами бытия, наличия, обнаружения, восприятия: Вокруг месяца бледные круги (А.Н. Т.); Над площадью низко нависшая пыль (Шол.), глаголами со значением речи: Марья - ему вслед , негромко: - Хлеб весь, чай, съел? (А.Н. Т.), а также некоторыми глаголами движения: Он к воротам , но из окна послышался голос матери (Гонч.); Я за ним следом (М. Г.) и глаголами со значением энергичного действия (схватить, толкнуть, ударить, бросить и т.д.): - В огонь их!.. - пронеслось в толпе (М.-Сиб.).

Лексическая ограниченность отсутствующих глаголов-сказуемых проявляется в однотипности построения эллиптических предложений: члены, их составляющие, немногочисленны. Второстепенные члены в них либо обстоятельства места и реже времени или причины (Всюду степь; Я - в магазин. В пять часов проверка; Оттого-то и тоска ), либо дополнения со значением замещаемого предмета (Вместо ответа молчание ), предмета назначения (Для вас дорогие подарки ), отнесенности к лицу (У отца собрание ) - и некоторые другие.

Эллиптические предложения относят иногда к неполным или к особому виду неполных. Однако некоторые лингвисты считают такие предложения неполными лишь в историческом плане и не относят их к неполным в современном русском языке. Такие предложения действительно не могут квалифицироваться как неполные, так как их неполнота является структурной нормой, и сопоставление их с полными конструкциями - это всего лишь условный прием для выявления их конструктивной специфики. Это вполне типизированные построения, не нуждающиеся в восстановлении членов предложения, они являются достаточно полными (даже вне контекста) с точки зрения их коммуникативного задания, что же касается их грамматического построения, то специфика его заключается в наличии подчиненных словоформ, обнаруживающих глагольную зависимость . Однако эта «зависимость» весьма относительна: эти словоформы характеризуются все более свободным функционированием. Такая зависимость еще явно ощущается в конструкциях типа Налево - дверь в переднюю; За углом - книжная лавка и утрачивается в предложениях типа Дорога в лесу; Встреча у обелиска , где субстантивное влияние настолько велико, что побеждает бывшее глагольное и функционально преобразует зависимые словоформы, причем эллипсис в этих случаях уже не ощущается: такие предложения воспринимаются как номинативные с определительным членом, и их бывшая эллиптичность - это одна из ступеней развития данного типа предложения. Не случайно некоторые лингвисты считают возможным отнесение к номинативным предложениям даже конструкций с препозитивным обстоятельством на том основании, что такое обстоятельство (детерминант) не предполагает обязательной зависимости от глагола (В поле ветер; В воздухе тишина ) и относится ко всему предложению в целом. Несомненно, что подстановка глагола-сказуемого здесь выглядит по меньшей мере искусственно, поскольку в современном русском языке такие предложения, конечно, создаются без участия глагола, тем более трудно обнаружить конструктивную роль глагола в предложениях типа За окном тихий свист сторожа (М. Г.) и Сегодня воскресенье . В.В. Виноградов называет подобные обстоятельственные конструкции «свободными», так как здесь нет прямой зависимости от какой-либо определенной части речи. Более того: «Соответствующие формы косвенных падежей с предлогом зависят не столько от глаголов, которые ими не управляют, сколько от самих предлогов конкретно-пространственного значения: над, за, в и т.п.». «Вместе с тем, - продолжает В.В. Виноградов, - несомненно, что в процессе исторического развития языка круг синтаксических явлений, связанных с так называемым слабым управлением, с более или менее самостоятельным употреблением предложных конструкций, все расширяется и приобретает все более значительную роль в построении разных видов современного распространенного предложения». Следовательно, исторически такие формы все-таки возводятся к слабому управлению. Таким образом, разногласия в квалификации предложений с препозитивными обстоятельственными словами в конечном счете сводятся к учету или неучету их исторического пути. Поэтому более оправданным на данном этапе развития такого типа предложений представляется отнесение их к разряду эллиптических, а не к разряду номинативных односоставных: во-первых, потому, что в современном языке еще достаточно ощутима разница в конструкциях типа У обелиска - встреча и Встреча у обелиска и даже типа За окном тихий свист и Свист за окном и, во-вторых, потому, что относительно свободное положение некоторых словоформ с обстоятельственным значением в современном русском предложении свидетельствует не только об отсутствии у них непосредственной глагольной зависимости, но и одновременно - зависимости именной, а в номинативном предложении усматривается именно такая зависимость.

Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений

Неполные и эллиптические предложения используются в основном в сфере разговорных стилей. Как примета разговорности они широко употребляются в художественной литературе и при передаче диалога, и в описаниях. Однако разные виды неполных и эллиптических предложений имеют и конкретную стилистическую закрепленность. Естественно, например, что в диалоге всецело господствуют предложения неполные ситуативные и эллиптические с объектным распространителем. Например:

Утром в избушку пришел Егор.

Здорово, Михеич!

Старик долго рассматривал парня.

Что-то не узнаю... Чей будешь?

Любавин.

Емельян Спиридоныча?

- Молодые... Не упомнишь всех. За утями? (Шукш.);

- ...Начали чинить правосудие: кого за волосы, кого за уши (Гонч.).

Описаниям больше свойственны эллиптические предложения с препозитивными обстоятельствами. Особенно характерны они для ремарок драматических произведений. Вот, например, как строит описание-ремарку А.М. Горький. Описание содержит краткую характеристику обстановки действия: В левом углу - большая русская печь; в левой - каменной - стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам - нары. На переднем плане у левой стены - обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем, перед наковальней, сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его - две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное («На дне», действие первое).

Неполные ситуативные предложения могут быть применены лишь при воспроизведении речи персонажей, как в диалоге, так и в репликах одного персонажа: Фекла, за доктором! (М. Г.).

Разные виды контекстуальных неполных предложений употребляются по-разному: несмотря на то что все они свойственны разговорному стилю, некоторые из них могут быть воспроизводимы и в речи научной. Это, например, неполные предложения - части сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; неполнота таких построений - их закономерное качество, диктуемое семантико-стилистическими особенностями построения сложных предложений, в которых самый факт неповторения слова (или ряда слов), «выполняющего функцию общего члена для двух или нескольких частей сложного предложения, является показателем их структурного объединения». Примеры: Считалось, что геометрия изучает величины сложные (непрерывные ), а арифметика - дискретные числа (журн.); К внешним обстоятельствам можно было бы отнести, например, отрицательное влияние платоновского идеализма, изгонявшего из математики идею движения, а к внутренним - слишком узкое понятие числа, отсутствие развитой символики и т.п. (журн.); Чтобы создать непротиворечивую систему управлений, ему пришлось допустить существование тока смещения, величина которого была настолько малой, что в опытах Фарадея не обнаруживалась (журн.). Возможны в научном изложении и простые контекстуальные неполные предложения, связанные со стремлением опустить повторяющиеся звенья однотипных структур: По форме различают круговые и эллиптические орбиты. В первом случае форма орбиты близка к окружности, т.е. высота полета спутника над поверхностью Земли почти неизменна, и центр орбиты совпадает с центром Земли. Во втором - высота полета спутника меняется в сравнительно широких пределах от наименьшего значения - перигея, до наибольшего - апогея (журн.).

Разные типы неполных и эллиптических предложений как факт живой разговорной речи в последние годы широко применяются в языке газеты. Эти конструкции дают богатый материал для выработки структуры заголовков, многочисленные эллипсисы здесь - это уже своего рода стандарт. Язык газеты стремится к динамичности, броскости. Этому способствуют, в частности, предельно краткие предложения с пропуском избыточных в информационном отношении слов. Вот примеры заголовков из газет: Вузы - народному хозяйству; Горному земледелию - научные основы; Перевозкам зерна - скорость и ритм; Ученые - родине; Радио - школьникам; Мир - Земле . Такие эллипсисы чрезвычайно экономны с точки зрения средств выражения. В заголовке называются только те члены предложения, которые являются целевыми в данном высказывании, все остальное логически восполняется текстом, речевой ситуацией, избавляющими от необходимости в назывании всех звеньев грамматической структуры. В неполных предложениях-заголовках отсутствие одного или нескольких членов структуры в большинстве случаев является синтаксической нормой, создающей стилистическую и экспрессивную окраску предложений-заголовков. Газетные заголовки, изобилующие такими построениями, выражают мысль в максимально сжатой форме. Интересно, что среди предложений-заголовков формируются специфические структуры, приемлемые только в сфере названий и невозможные в самом тексте статьи, заметки и т.д., например: Коротко о важном; На промысел - самолетом; Хлеб - Родине . Развитие подобных структур вызвано потребностью узаконить применительно к специфике заголовка особые модели предложений, которые, несмотря на сокращение языкового материала, дают максимальный эффект в привлечении внимания читателя. Предложения-заголовки часто строятся на базе сочетания только форм косвенных падежей. Такая тенденция к экономии средств выражения в заголовках способствует аккумуляции мысли. Однако при чрезмерном увлечении подобными конструкциями возникает опасность негативного стилистического эффекта.

Н.А. ШАПИРО

Продолжение. Начало см. в № 39, 43/2003

Односоставные предложения.
Неполные предложения

Определение односоставного предложения

В русском языке все простые предложения по характеру грамматической основы делятся на два типа – двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях есть подлежащее и сказуемое. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С.Есенин) Поэтом можешь ты не быть , но гражданином быть обязан . (Н.Некрасов) В односоставных предложениях есть только один главный член, причем второй не нужен для понимания смысла предложения. Поздняя осень . Во дворах жгут сухие листья. Все раньше темнеет . В школе главный член односоставного предложения называют, как и главные члены двусоставных предложений, подлежащим или сказуемым. Ученые-лингвисты обычно пользуются термином «главный член односоставного предложения».

Все односоставные предложения делятся на предложения с главным членом – подлежащим и предложения с главным членом – сказуемым (иначе их называют, соответственно, именными и глагольными односоставными предложениями).

Важно осознать отличие односоставных предложений от неполных, в которых тоже может оказаться только один главный член. Ср.: 1) – Во дворах жгут сухие листья. 2) – Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья . В первом случае сообщается о том, что производится определенное действие, а кто его производит – не важно. Это – односоставное предложение. Во втором случае сообщается о действии, которое производит определенный субъект – дворники. Подлежащее дворники пропущено, но легко восстанавливается из предшествующего предложения. Значит, второе предложение – двусоставное неполное.

Назывные предложения

Односоставные предложения, в которых главный член выражен существительным в именительном падеже или синтаксически неразложимым словосочетанием, называются назывными . Кинематограф. Три скамейки. (О.Мандельштам) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А.Ахматова) Зелень лавра, доходящая до дрожи. Дверь распахнутая, пыльное оконце. (И.Бродский) О таких предложениях говорят, что они выражают значение бытийности. Именно благодаря этому значению слово или словосочетание «превращается» в предложение.

Назывные предложения могут иметь некоторые добавочные грамматические значения, такие, как конкретно-указательное (выражается частицей вот : Вот мельница ); эмоциональная оценка (выражается с помощью специальных частиц какой, вот так, ну и, что за, вот это и пр.). Важно отличать назывные предложения с частицей вот от двусоставных с местоимением это. Вот стул – односоставное назывное предложение; Это стул – двусоставное, где это – подлежащее, а стул – составное именное сказуемое с нулевой связкой.

Учителю стоит обратить особое внимание учеников на то, как порядок слов в предложении может влиять на его состав. Так, в предложении Теплый день легко обнаруживаются подлежащее и определение, выраженное именем прилагательным, стоящим перед определяемым словом. Это – односоставное назывное распространенное предложение. В предложении же День теплый есть подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой и именной частью, выраженной именем прилагательным, стоящим после подлежащего. Это – двусоставное нераспространенное предложение.

Более сложен другой случай. Предложение Было скучно его слушать считается односоставным безличным с составным глагольным сказуемым, где вместо вспомогательного глагола – слово категории состояния скучно и глагол-связка. Но если инфинитив поставить на первое место – Слушать его было скучно, его можно рассматривать как подлежащее, тогда было скучно – составное именное сказуемое, где именная часть выражена кратким прилагательным (ср. Слушанье было скучно).

В русском языке встречаются предложения, в которых на первый взгляд вообще нет главных членов: Снегу! Деревьев! Шуму-то, шуму! (В значении: Как много снега (деревьев, шума)!) Ни пылинки. В школьном курсе они не изучаются. Грамматическое значение бытийности как будто позволяет отнести эти предложения к назывным. Но единственный член такого предложения нельзя рассматривать как подлежащее, потому что он выражен существительным не в именительном, а в родительном падеже. Многие лингвисты называют такие предложения генитивными (по латинскому названию родительного падежа), а те предложения, которые мы именуем назывными, – номинативными (по латинскому названию именительного падежа), объединяя те и другие в тип «именные односоставные предложения».

Когда единственный главный член предложения выражен существительным в именительном падеже, а второстепенные члены зависят от главного и составляют с ним словосочетание (Раннее утро; Конец аллеи; Домик на окраине и т.п.), ни у кого не вызывает сомнения, что данное предложение является односоставным.

Но бывают и спорные случаи. Если второстепенный член имеет обстоятельственное или объектное значение (У меня хандра; В доме праздник) , некоторые ученые считают предложение двусоставным с пропущенным сказуемым на том основании, что к подлежащему не может относиться ни обстоятельство, ни дополнение. Другие ученые считают такие предложения назывными, с особым второстепенным членом, который относится ко всему предложению, распространяя его в целом, и называется детерминантом.

Упражнение

Являются ли выделенные предложения назывными?

Прекрасный человек Иван Иванович!.. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

– Скажите, пожалуйста, на что вам это ружье, что выставлено выветривать вместе с платьем?.. Послушайте, отдайте его мне!
– Как можно! Это ружье дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина... Как можно? Это вещь необходимая…
– Хорошее ружье!
(Н.Гоголь)

Ответ. Назывные предложения: Какие у него яблони и груши под самыми окнами! и Хорошее ружье! Предложение Послушайте, отдайте его мне! – односоставное, но не назывное, ведь главный член в нем – не подлежащее, а сказуемое. Во всех остальных выделенных предложениях есть и подлежащее, и сказуемое, т.е. они являются двусоставными.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым делятся на определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. Эти типы различаются по двум основным признакам: а) по тому, насколько выражено представление о деятеле; б) по морфологическим формам глагола, употребляемого в качестве главного члена предложения. Иными словами, разные типы односоставного предложения дают возможность с разной степенью конкретности вообразить, кто производит действие, или содержат указание на то, что такого производителя вообще нет, его невозможно представить.

При этом за каждым типом предложения закреплены свои формы глагола-сказуемого, и они не пересекаются, т.е. по форме глагола можно определить тип односоставного предложения (исключение составляют обобщенно-личные предложения, о которых будет сказано особо).

Определенно-личные предложения

Определенно-личными называются такие односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как вполне определенное лицо – сам говорящий или его собеседник. Иными словами, в определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – местоимение 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы). Это возможно потому, что сказуемое в определенно-личном предложении выражено только глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения.

Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред. (А.Пушкин) Белье на речке полощу , два цветика моих ращу .. . (М.Цветаева) Я смеялась: «Ах, напророчишь нам обоим, пожалуй, беду». (А.Ахматова) Восславим , братья, сумерки свободы... (О.Мандельштам) Не подходите к ней с вопросами. (А.Блок) Приезжай , попьем вина, закусим хлебом или сливами. Расскажешь мне известья. Постелю тебе в саду под чистым небом и скажу , как называются созвездья. (И.Бродский)

Важно заметить, что в определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени или в условном наклонении, поскольку в этих формах нет значения лица (Ср. Подошла . Я волненья не выдал... (А.Ахматова) В первом предложении невозможно восстановить подлежащее. Ты? Она? Значит, это предложение не определенно-личное, а двусоставное неполное. О том, какое подлежащее пропущено, можно узнать только из последующих строк: Села, словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно. ).

Упражнение

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Ответ. Назывные предложения: Снова степь. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Определенно-личное предложение: Собираем хворост, разводим костер (часть сложного предложения).

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личными называются односоставные предложения, где деятель мыслится как неопределенное лицо, которое не интересует говорящего. Такие предложения употребляются, когда нужно показать, что важно само действие, а не производитель действия. Сказуемое в таких предложениях обязательно имеет форму множественного числа (хотя это вовсе не означает, что подразумеваемых деятелей много), в настоящем и будущем времени изъявит. накл. и в повелит. накл. – форму 3-го лица мн. ч.

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством! (А.Грибоедов) У нас ругают везде, а всюду принимают. (А.Грибоедов) Пускай меня объявят старовером... (А.Грибоедов) Но, не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу. И за столом у них гостям носили блюды по чинам. Когда б оставили меня на воле, как бы резво я пустился в темный лес! Как раз тебя запрут , посадят на цепь дурака и сквозь решетку как зверка дразнить тебя придут . (А.Пушкин) Уводили тебя на рассвете... (А.Ахматова) И пусть унесут фонари... (А.Ахматова)

Упражнение

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на горуИду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Ответ. Неопределенно-личное предложение: Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.
Возможные переделки остальных предложений: В Трое еще до рождения царского сына получили страшное пророчество. Париса нашли на горе Иде и воспитали как пастуха.

Обобщенно-личные предложения

Среди односоставных предложений с главным членом – сказуемым есть такие, в которых деятель мыслится как обобщенное лицо, т.е. действие имеет отношение к каждому лицу, ко всем; особенно часто такое значение в пословицах: Солдатами не рождаются (т.е. никто не может родиться сразу солдатом). Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Тише едешь – дальше будешь .

Как видно из приведенных примеров, глаголы-сказуемые в этих предложениях стоят в той же форме, что и в определенно-личных или неопределенно-личных предложениях. И тем не менее нередко предложения с таким обобщенным значением выделяют в особый тип – обобщенно-личные предложения.

Безличные предложения

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых действие несоотносимо с каким бы то ни было деятелем; иными словами, производителя действия вообще нет, его нельзя себе представить.

Мне не спится, нет огня... О свадьбе Ленского давно у них уж было решено . Как весело , обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! И жаль зимы старухи... Но как же любо мне осеннею порой, в вечерней тишине, в деревне посещать кладбище родовое... Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком? Куда ж нам плыть ? (А.Пушкин)

Грамматический показатель безличности – форма 3-го лица ед. ч. (для настоящего и будущего времени, а также для повелительного наклонения): Пахнет сеном. Сегодня будет жарко. Пусть тебе спится , как дома;

форма ед. ч. среднего рода (для прошедшего времени, а также для условного наклонения): Лодку унесло на середину реки. Ее унесло бы и дальше, если бы не коряга;

неопределенная форма глагола: Быть дождю .

Как видно из примеров, приведенных выше, безличными предложениями передается состояние природы и окружающей среды, состояние человека, неизбежность, желательность, возможность и невозможность чего-либо.
Безличные предложения очень разнообразны по способам выражения сказуемого.
Простое глагольное сказуемое в безличном предложении может быть выражено:

а) безличным глаголом (Смеркается) ;
б) личным глаголом в безличной форме (Ветром сдуло шляпу. Ср. Ветер сдул шляпу – двусоставное предл., подлежащее – ветер ));
в) глаголом быть с отрицательной частицей или словом нет (Посылки нет и не было ) ;
г) глаголом в неопределенной форме (Этому не бывать ).

В составном глагольном сказуемом в качестве вспомогательного глагола могут выступать:

а) безличные глаголы следует , хочется , посчастливилось и т.п. (Пришлось все делать заново) ;
б) личный фазовый глагол (Начало темнеть );
в) вместо вспомогательного глагола часто употребляются краткие страдательные причастия и специальные слова категории состояния нельзя, можно, надо, жаль, пора, грех и т.п. (Разрешено бесплатно провозить одно место багажа. Можно закрыть дверь. Жаль было расставаться. Пора выезжать в поле. Грех жаловаться на нехватку времени).

Составное именное сказуемое в безличном предложении состоит из именного компонента – слов категории состояния или кратких страдательных причастий прошедшего времени – и глагола-связки в безличной форме (в настоящем времени – нулевая связка). (Нам было весело. Становится светлее и тише . По вечерам в городе опасно . В комнате прибрано .).

Слово нет

К какой части речи относится странное слово нет ? Оно не изменяется, при нем не может быть вспомогательного глагола или связки, к нему нельзя поставить вопрос... А между тем мы обнаруживаем, что это слово может выступать в роли главного – и единственного! – члена в односоставном безличном предложении.
Словари рассказывают, что нет может быть отрицательной частицей, противоположной по значению частице да (– Ты уже дочитал книгу? Нет .). Но когда это слово оказывается сказуемым в безличном предложении, мы назовем его неизменяемой глагольной формой (нет – значит не существует, отсутствует). Этого слова нет ни в одном славянском языке, кроме русского. Как оно образовалось?
В древнерусском языке было выражение не е(сть) ту , где ту – наречие со значением здесь. Из этого выражения сначала появилось слово нету, а потом конечное у отпало, стали говорить и писать нет, хотя в разговорной речи можно встретить нету до сих пор (Никого нету дома).

Нередко встречаются предложения с несколькими главными членами – подлежащими или сказуемыми. (Туман, ветер, дождь. Темнеет, становится прохладно , все сильнее дует с моря.) Кажется, что можно назвать такие подлежащие или сказуемые однородными. Но правильнее считать, что перед нами сложные предложения, в которых каждая часть – односоставное предложение.

Упражнения

1. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Ответ. Надо бы рассказать, было непросто подойти.

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Ответ. Принесешь четыре ведра – определенно-личное (или обобщенно-личное). ...чтобы налить доверху ненасытную бочку; в глазах зеленеет , нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме – безличные.

3. Найдите неправильные утверждения.

1) В односоставных предложениях не может быть сказуемого, выраженного глаголом в условном наклонении.
2) В неопределенно-личном предложении сказуемое обязательно выражено глаголом в форме множественного числа.
3) Бывают односоставные предложения с главным членом – сказуемым, в которых нет глаголов.
4) В определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – личное местоимение 1-го, 2-го или 3-го лица.
5) В безличных предложениях глагол-сказуемое не может употребляться в форме множественного числа.
6) Если в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме женского или мужского рода ед. ч. прош. вр., это предложение двусоставное неполное.

Ответ. 1, 4.

4. Найдите в тексте: а) односоставное неопределенно-личное предложение; б) односоставное безличное предложение.

1) Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела , но и для слова жизнь , звучавшего так же. 4) Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность.

Ответ. а) – 3); б) – 1).

Неполные предложения

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член (или группа членов). Пропущенный член предложения может быть восстановлен из контекста или ясен из ситуации речи.

Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан .

О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе!».

Пропущены могут быть:

    подлежащее : Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как изменилася Татьяна !);

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);

    дополнение: А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила? );

    сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите! );

    сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?)

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений: Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо... (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.

На сына я сердит.
За что?
За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

Бывает, что ученики ошибочно считают неполными предложения, в которых ни один член не пропущен, например: Он же гений, как ты да я (А.С. Пушкин), говоря, что они тоже непонятны без контекста. Важно объяснить, что неполнота предложения – явление прежде всего грамматическое, и именно грамматическая неполнота вызывает смысловую. В приводимом примере неясность вызвана употреблением местоимений. Следует напомнить ученикам, что местоимения всегда нуждаются в контекстном раскрытии.

Упражнения

1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин)

Ответ. Таня (идет ) дале... Старушка (говорит ) ей...

2. Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.

Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)

Ответ. 1) ...если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя; 2) ...если делается по глупости; 3) ...если по расчету.

Все остальные придаточные предложения, в которых нет подлежащего, – полные односоставные.

Еще раз напомним, что следует отличать неполные предложения от односоставных, в которых отсутствующее подлежащее или сказуемое не нужно восстанавливать для понимания смысла. В сложном предложении Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно , что обманула нас она... (А.С. Пушкин) третья часть – неполное предложение с пропущенным подлежащим мы , которое восстанавливается по дополнению нам из предыдущего придаточного предложения. Придаточная часть предложения Только смотри, чтоб не увидели тебя. (А.С. Пушкин) по характеру грамматической основы является односоставным неопределенно-личным предложением: здесь важно само действие, а не тот, кто его производит; грамматическая форма глагола (мн. ч. прош. вр.) здесь не означает, что производителей действия должно быть много, – это показатель неопределенно-личного значения. Иными словами, предложение чтоб не увидели тебя – полное.

Пунктуация в неполном предложении

В неполном предложении может ставиться тире на месте пропуска сказуемого, если при произнесении предложения предполагается пауза: ...Тогда барон фон Клоц в министры метил, а я – к нему в зятья. (А.С. Грибоедов) При отсутствии паузы тире не ставится: ...Ну, люди в здешней стороне! Она к нему, а он ко мне. (А.С. Грибоедов)

Эллиптические предложения

В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис , что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.

Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.

Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

Обратите внимание!

Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

(Песков).

Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

Обратите внимание!

Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

    в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

    За ночным окном - туман (Блок);

    в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

    в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

    Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

    в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

    Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

План разбора неполного предложения

  1. Указать тип предложения (полное - неполное).
  2. Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .





error: Контент защищен !!