Характеристика психологического механизма проекции. Проективные методы, их классификация. Эффект проекции в психологии человека

  • 8. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания.
  • 10. Гуманистическая психология.
  • 11. Основные положения гештальтпсихологии.
  • 12. Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика
  • 13. Общая характеристика психики животных. Стадии развития психики животных
  • 14. Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии
  • 15. Роль теории, практики и эксперимента в развитии психологической науки. Психология как экспериментальная наука.
  • 16. Методология психологии.
  • 17. Принципы отечественной психологии
  • 18. Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории.
  • 19. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека (игра, учение, труд).
  • 20.Эксперимент: общие требования к организации и планированию. Специфика лабораторного э.
  • 21. Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я.
  • 22. Планирование научного исследования и составление отчета
  • 23. Метод наблюдения и опросные методы психологии
  • 24. Психодиагностические методы: классиф. И хар-ка.
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.
  • 26. Понятие об ощущении и восприятии.
  • 27. Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классиф. Видов памяти
  • 28.Понятие о мышлении. Мышление как процесс.
  • 29. Творческое мышление и воображение.
  • 31. Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания.
  • 32. Эмоционально-аффективная сфера психики.
  • 33. Мотивационно-потребностная сфера человека. Мотивы и потребности. Методы диагностики мотивации.
  • 34. Основные мех. И факторы развития индивидуальности
  • 35. Иерархическая модель развития индивидуальности
  • 37. Понятие о темпераменте. Различные классификации типов темперамента. Стили деятельности как проявления темперамента. Методы диагностики темперамента.
  • 38. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера и их классификация. Психодиагностика характера.
  • 39. Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей.
  • 40. Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия.
  • 42.Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как s жизнедеятельности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность
  • 43. Самосознание личности. Образ «я» как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
  • 45. Стадиальность психического развития
  • 47. Возрастные периоды развития: раннее детство
  • 48. Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
  • 50. Потенциалы возрастного развития в зрелости
  • 51. Пожилой возраст и старость
  • 52. Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом.
  • 53. Бих. Подход к организации обучения и воспитания
  • 54. Психоаналит. Подход к орг. Обучения и воспитания
  • 55. Когнитивный подход к орг. Обучения и воспитания
  • 56. Гуманистический подход к орг. Обучения и воспитания
  • 57. Структура пед. Деятельности и ее индивидуализация
  • 58. Психология как учебная дисциплина и методика ее преподавания в средней и высшей школе.
  • 59. Психодиагностические методы: характеристика и классификация.
  • 60. Учение о стрессе. История развития учения. Психопрофилактика стресса.
  • 61. Синдром эмоционального выгорания: симптоматика, факторы, регуляция
  • 62. Концепция агрессивности в психологии. Психопрофилактика агрессивности
  • 5. Эрик Берн: трансактный анализ
  • 63. Психол. Коррекция невротических состояний: принципы и подходы в отечественных и зарубежных школах
  • 64. Аномальное развитие: сущность, механизмы, виды, основные закономерности
  • 65. Работа писхолога с различными группами детей с ограниченными возможностями здоровья
  • 66. Интеллект: подходы к пониманию, теории интеллекта. Умственное развитие. Диагностика умственного развития и интеллекта. Нарушения умственного развития.
  • 67. Поведение как предмет психологического изучения. Психологический механизм целесообразного поведения человека. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения.
  • 68. Особенности психологического консультирования. Основные школы консультирования. Методы психологического консультирования.
  • 69. Клиническое интервьюирование как ведущий метод клинической психологии
  • 70. Социальная психология как наука: предмет, феноменология, история становления, парадигмы социальной психологии
  • 71. Понятие о группе, классификация групп. Структура малой группы. Методы изучения межличн. Отношений и групповых процессов
  • 72. Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
  • 73. Психология общения. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения
  • 74. Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиции личности
  • 75. Предмет и осн. Подходы психол. Познания: информационный, коннекционизм, экологический подход.
  • I. Информационный подход.
  • II. Коннекционизм
  • 76. Психология труда как отрасль научного знания
  • 77. Теоретические и прикладные проблемы экономической психологии
  • 78. Теоретические и прикладные проблемы юридической психологии
  • 79. Теоретические и прикладные проблемы психологии управления
  • 80. Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.

    Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин «проективные методы» введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Проекция – в психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы Л приписывает другим объектам и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест «Чернильных пятен». В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин «проективные методики » для обозначения особой группы методов исследования личности.

    В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

    1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к «первичным» психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество «первичных» психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.

    2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.

    В психологии выделяют такие виды проекции :

    1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

    2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

    3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность

    за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

    4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

    Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.

    Проективные методы характеризуются следующими свойствами :

    1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;

    2) «открытость» множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

    3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

    4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

    Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.

    Классификация (Е.Т. Соколова ):

    1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);

    2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);

    3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);

    4) катартические – осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);

    5) экспрессивные - рисование на свободную тему;

    6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);

    7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения».

    Достоинства проективных методов :дают глубинный срез личности, используются для «наведения мостов» с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ «правилен».

    Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты «на совести» экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять «вторичную проекцию» - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.

    Вы можете приобрести — фильмы-тренинги по избавлению от многих ваших невротических проблем, измените качество жизни к лучшему.

    Каждый ролик стоит от 200 р за единицу.

    большой фильм тренинг по избавлению от ОКР, ВСД, панических атак

    фильм продолжительностью более 12 часов, рассчитан на работу с четыре месяца, стоит всего 2 500 р

    приобретайте фильм и избавляйтесь от проблемы обращайтесь

    по почте [email protected] Skype: yristreamlet

    к психологу Левченко Юрию Николаевичу

    В психологии означает, что человек воспринимает собственные психические процессы как свойства внешнего объекта.

    Всегда выступает как защита, как приписывание другому человеку своих переживаний.

    Но не только человеку, но и обстоятельствам, предметам, даже времени года. Но давайте разберем все подробнее.

    Например, если человек отрицает у себя наличие расистских чувств, то предполагает, что представители другой нации его ненавидят.

    Примитивно говоря: «На воре и шапка горит!»

    Проекция может быть как позитивной, так и негативной.

    В первом случае человек приписывает другому человеку положительные качества.

    Такое бывает при неразделенной любви, когда человек свято верит, что ему отвечают взаимностью. А на самом деле им пользуются, сколько таких примеров.

    Даже вспоминать не хочется.

    Негативные примеры придумайте сами. Может это вам свойственно, а может вашим друзьям, возможно, это где-то вы видели.

    Конечно, проекция дает определенное удобство человеку, защищает его от неприятных переживаний. Ведь как приятно свалить собственную вину, собственные неудачи на кого-то другого.

    Вроде сам не виноват, что так плохо живешь, ведь все кругом виноваты.

    Человеку, чтобы избавиться от собственных проблем, необходимо признать собственные ошибки, понять собственное заблуждение.

    Притча о голубе поможет вам это понять.

    «Один голубь постоянно менял гнезда, поскольку от каждого из них исходил неприятный, острый запах, невыносимый для его тонких чувств.

    Как-то раз он с горечью пожаловался на это мудрому старому голубю.

    Тот все кивал и наконец, сказал: «Оттого, что ты постоянно меняешь гнезда, ничего не изменится. Запах, который тебе мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого».

    Вот про этот негативный перенос я и говорил. Вы никого не узнали?

    Но бывают и курьезные переносы.

    Вот смешная притча.

    «Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу.

    За завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу.

    Я всегда отдавала ему верхнюю половинку хлебца с хрустящей корочкой. Но сегодня я хочу, чтобы деликатес достался мне».

    Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу.

    К ее огромному удивлению он очень обрадовался, поцеловал ее руку и сказал:

    «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел эту мягкую часть хлебца.

    Ту которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь»

    Этими притчами, я хотел показать, что проекция встречается практически у всех людей в той или иной степени.

    Чаще возникающие негативные проекции отравляют жизнь человеку. Вы спросите, как формируется проекция?

    Человек сталкивается с сильным переживанием в жизни, например болью или удовольствием, наше подсознание и сознание все запечатлевают.

    Запоминается все, что сопутствовало этому переживанию: обстоятельства, время, люди, даже погода или время года.

    И вот вырабатывается бессознательный навык. Расскажу не притчу, а быль.

    Один бывший военный, прошедший горячие точки. Ему приходилось гореть в БТР, прыгать десантом с парашюта. И вот на гражданке, он ехал с женой из гостей на метро.

    В гостях солидно выпил, а в метро ему стало плохо, его рвало. Его схватила милиция! На глазах жены унизили его, побили, издевались. Жена его выкупила….

    С тех пор, он стал бояться метро и замкнутого пространства. Вот так у него возникла фобия.

    Психологическая работа с негативными проекциями успешно проходит по методике гештальт-терапии и поведенческой психологии.

    Это позволяет клиенту обрести новое восприятие и приобрести те качества, которые он, не принимая в себе, проецирует на другие объекты: людей неодушевленные предметы, животных, обстоятельства.

    Эту психотерапию я использую в авторской методике по избавлению от фобий и панических атак.

    Как результат этой психологической работы, личность обретает целостность, гармонизирует положительные и отрицательные стороны своей личности.

    Получает освобождение от накопленных чувств по отношению к объекту проекции.

    Кандидат психологических наук Левченко Юрий Николаевич

    Психологическая помощь on-line

    кандидат психологических наук

    Левченко Юрий Николаевич

    МОИ КОНТАКТЫ

    Skype: yristreamlet

    7 903 7984417

    Поговорим о проекциях? Что это такое? И почему, когда нас в чем-то незаслуженно (как нам кажется) обвиняют, мы можем смело отвечать: "Это твои проекции!"

    Начнем как всегда с примера . Водитель несется по городу, нарушая все мыслимые правила, звучно ругаясь и подрезая другие автомобили. И вот утыкается он в пробку под мостом. Открывает окно и какому-то вполне добропорядочному гражданину кричит: «Ты ездить научись, водишь как ненормальный!».
    Вот и проекция. То есть приписывание своих качеств и свойств другому, обычно неосознанное. Впервые об этом механизме заговорил Фрейд. Мы же помним еще с детства всякие поговорки: «По себе других не судят» и пр.

    В психологии проекцию называют защитным механизмом психики . Почему? Потому что тем самым человек снимает ответственность с себя («не мы такие – жизнь такая»). Мы можем проецировать на других не только свои отрицательные качества. Например, юная восемнадцатилетняя девушка может писать стихи, где будет описывать своего возлюбленного – брутального парня, тонким и творческим. Или ревнивый любвеобильный муж постоянно подозревает жену, хотя у самого «рыльце в пушку».

    Этот механизм формируется еще в детстве. Например, родители усердно говорили, что «злиться – плохо!» То есть это качество запрещалось проявлять, а ведь это тоже такой важный механизм. Поэтому он остается где-то в более глубоких слоях нашей психики – в себе мы его с тех пор отрицаем, а вот в других – замечаем. Как в цитате с бревном и соринкой.

    Чем опасны проекции? Тем, что приводят к ошибочному восприятию реальности. Механизм проекций легко можно отследить на примере тестов с нечеткими фигурами, на которых не видны их эмоции или действия двусмысленны. Например, Рисованный Апперцептивный тест (РАТ) Мюррея.

    Как найти и вычислить проекции:
    1. Проекции часто скрываются в оценках, например «Ты какой-то нервный».
    2. Проекции часто кроятся за попыткой «говорить за других», например «Я точно знаю, что он думал, что я этого не узнаю». Как вы об этом знаете? Как вообще кто-то может ТОЧНО и наверняка знать мысли другого?
    3. И конечно, проекции скрываются там, где нам КАЖЕТСЯ, что о нас думают. Да, ключевое слово кажется. Может и правда начальник нас недолюбливает, а может он поругался с другом и поэтому повысил голос.

    Проекция она словно тень, боится света. Поэтому главный способ узнать, почему кто-то «какой-то нервный» или «косо на меня смотрит» спросить об этом. Однако, не в форме утверждения, мол «знаю, ты меня терпеть не можешь». А в форме «Мне кажется», и конечно начинать диалог не с «Ты такой-то», а например, «Я чувствую какую-то недосказанность», то есть со СВОИХ ощущений.

    Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

    Специфические особенности методик.

    Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.

    Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.

    Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.

    Он описал основные принципы проективной диагностики.

    В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.

    В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" вдругом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.

    Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.

    Группы проективных методик.

    Впервые выделены Франком.

    I. Конститутивные методики (методики структурирования).

    Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.

    Например:

    Методика чернильных пятен Роршаха.

    Тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)

    Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.

    Два этапа обследования:

    1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.

    2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.

    II. Конструктивные методики (методики конструирования).

    В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.

    По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).



    В качестве критерия оценки используется:

    1. количество людей

    3. какие модели выбраны первыми

    4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции

    5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.

    В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.

    Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).

    Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.

    Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.

    III. Интерпретативные методики

    Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.

    1. ТАТ - тематический апперцептивный тест

    2. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

    3. Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:

    o эпилепсия

    o истерия

    o кататония

    o шизофрения

    o депрессия

    o гомосексуализм

    Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.

    Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).

    Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.

    Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.

    Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.

    Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.

    IV. Катактические методики

    Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

    Пример: психодрама. РазработанаДжекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.



    Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.

    Катарсис - эффективноеотреагирование.

    Методика тест кукол (у нас не используется).

    Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.

    Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)

    V. Экспрессивные методики.

    Рисование на свободную или заданную тему.

    "Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".

    Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...

    Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

    Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).

    Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.

    Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.

    В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.

    VI. Импрессивные методики.

    Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.

    Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).

    На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.

    Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.

    Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.

    Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.

    В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.

    Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.

    VII. Аддитивные методики.

    Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.

    Опросники.

    Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

    Особенности использования опросников.

    1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.

    2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.

    3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

    Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

    Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

    Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

    Выделяются:

    Опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).

    Личностные опросники - дают информацию о личности:

    1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.

    2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:

    Многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)

    Однофакторные

    Двухфакторные

    3. опросники мотивации

    4. опросники интересов

    5. опросники ценностей

    6. опросники установок

    В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

    В 60-е годы - начинают использовать.

    К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

    80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

    80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.

    Основные проблемы, связанные с опросниками:

    I. Конструирование

    В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

    Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

    Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

    При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

    По форме вопросы:

    Закрытые - имеют варианты ответов

    Открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

    Три типа закрытых вопросов:

    Дихотомический (два возможных ответа)

    Альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.

    Ресторанный

    Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

    II. Интерпретация

    Проблема интерпретации результатов.

    Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

    Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

    Это может быть бессознательная тенденция.

    Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

    Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.

    Приемы выявления достоверности ответов:

    1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться

    2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

    «Они думают обо мне дурные вещи!», «Я им не нравлюсь!», «Ты на меня зол!» – все эти мысли являются механизмом защиты, который психологи окрестили проекцией. Психология ограждения себя от других личностей является актуальным вопросом.

    Проекция – это не что иное, как , качеств и желаний, приписывание их другим людям. Для чего нужна она? Ответ прост: людям необходимо себя оправдывать.

    «Я солгал, потому что все лгут!», «Я не выполнил поручения, потому что никто не выполнил его» и так далее, и тому подобные мысли посещают часто бесчисленное множество людей на Земле. Хотя наделяем других мы не только плохими чертами, но и положительными своими качествами.

    Этот способ защиты срабатывает наиболее часто у ранимых людей. Это люди, которые не могут спокойно относиться к критике, держать ответ перед обидчиком или же, будучи склонными к непорядочности, клеймят других. Проекция имеет свои негативные стороны.

    Не правда ли, часто можно услышать, как видные политики с дивана рассказывают, как надо править страной? Или же, ожидая очереди в поликлинике, окажешься рядом со «светилом медицины», который сходу скажет диагноз, попутно охаяв всех докторов? Примеров миллион.

    «Правительство виновато, что мы живем плохо», – говорят те, кто ищет причины своей неудачи. «Жюри было купленным!» – говорят те, кто проиграл в соревнованиях. Легче уличить других людей в этом, чем признаться в своем несовершенстве и продолжить работать над собой.

    «Наворовали денег и отстроили себе дворцы!» – актуальные слова, не так ли? Ведь честным путем нельзя много заработать, легче так думать, верно? «Он мне изменяет и смотрит на других девушек!» – а сама тем временем засматривается на соседа.

    Оправдать себя, свои неудачи и неспособность к действиям – вот для чего нужна проекция людям. Такие люди много завидуют и осуждают тех, кто удачливее, по их мнению.

    Способы защиты личности

    Этот термин, как и многие аспекты рассматриваемого вопроса, ввел и осветил . Он полагал, что личность уязвимая начинает искать защиту при давлении, оказываемом на нее. Призванная защищать, проекция искажает реальность, делая ее менее болезненной для индивидуума. Фрейд также выделил и способы, которые защищают нас от неприятного нам внешнего воздействия со стороны окружающего мира:

    • Отрицание.
    • Подавление.
    • Вытеснение.
    • Ирония.
    • Сновидения.
    • Мечта.
    • Перенос.

    Мы уже сказали, что проекция является механизмом. Давайте теперь поговорим о том, как этот самый механизм работает. Разберем все ее стадии:

    • Вы становитесь охвачены безумным переживанием. Это переживание убирается из сознания – зачем вам снежный ком плохих мыслей и ощущений в голове, который только мешает?
    • Постепенно это самое переживание переносится на другой объект (личность). Да что теперь волноваться, это же не твои мысли, а его!
    • А теперь держимся от него подальше. Зачем рядом с таким стоять? С его-то мыслями и чувствами!

    Все мы прибегаем к этой защите. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но пользуются ею все без исключения! Это происходит бессознательно.

    Девушка, которая обделена вниманием мужчин, будет говорить, как с ней все спешат познакомиться. Парень, который агрессивен и зол со всеми, будет жаловаться, что с ним никто не хочет общаться по-доброму.

    Художник тоже проецирует для своих картин. Писатели тем и живут, что представляют себя на месте героев, а как иначе, ведь по-другому ты хорошо не напишешь!

    Здесь нужна оговорка. Писатель и художник не невротики. Они прекрасно знают, где начинаются их герои и где начинаются они сами. Важно уметь четко провести линию между собой и ими.

    Невротик же не знает и не понимает этого. Он становится пассивным ко всему происходящему вокруг. Он жертва – все вокруг мучители, те, из-за кого ему приходится страдать.

    В проекции мы стираем обычную «нормальную» границу между собой и внешним миром, рисуя новую. И будет она в нашу пользу сдвинута. Теперь ответственность за все ложится не на нас.

    Эмпатия и интуиция

    В психологии проекция является основой . Способность к ней у психологов считается нормой. Эмпатия – это сопереживание другому человеку с помощью проецирования своего же личного опыта.

    Не испытывая физической боли, мы можем почувствовать боль другого человека. Мы можем прочувствовать его личную трагедию, сопереживая и поддерживая. Чувствительные люди более склонны к эмпатии.

    Не раз удивлялись, как это мама может почувствовать на расстоянии ваше состояние? Как человек, находясь за тысячи километров, может знать, что происходит в твоей душе? Так же можно объяснить и связь влюбленных душ. Чувствуют друг друга, будто бы одно целое, – удивительно, верно?

    Проекция – это наша психологическая защита. В ней есть положительные черты, есть и отрицательные. Надеемся, что статья помогла вам разобраться в себе. Автор: Вера Иванова





    error: Контент защищен !!