Правители японии в 20 веке. Президент Японии - Акихито. Краткая история жизни

Удивительно, но император Японии фактически не является главой государства. Его статус – представительство Страны восходящего солнца на встречах, в поездках за рубеж, на государственных праздниках и в других церемониях. Возникает резонный вопрос: «Кто же управляет Японией?» Ответ прост. Согласно Конституции, все бразды правления страной находятся в руках премьер-министра. Именно он принимает все важные для государства решения и подписывает различные международные соглашения. Но всегда ли было так?

История возникновения и развития титула

Как и многое в японских культуре и традициях, титул императора был заимствован из соседнего Китая. В даосской религии существовал термин «Тяньхуан». Так называли Полярную звезду, которая считалась «Хозяином неба». Но в качестве титула данный термин не использовался китайскими императорами.

В Древней Японии сначала правителей называли терминами «Сумэра микото» или «Субэроги», что переводилось как «Правящий хозяин». Вторым значением слова «микото» было «божество».

Современный титул императора, произносимый японцами как «Тенно»(天皇), то есть «Хозяин неба», впервые стал использоваться в стране восходящего солнца принцем-регентом Сётоку. Это стало основным термином для обращения к правителям государства. Но также использовались и другие слова, целью которых было подчеркнуть и усилить божественную природу императоров в глазах подданных. К таким терминам относились: акицу-миками (в переводе означает «воплощение божества») и арахито-гами (то есть «человек-Бог») и многие другие древние японские слова («его правящее высочество», «первейший», «великий хозяин»). Впервые они получили свое применение как обращения к императорам в конце VII века.

Также в качестве титула правителей использовался термин «хи-но-мико». Что в переводе означает «Сын Солнца». Он сохранился со времен синтоистской религии, то есть еще до появления в Японии даосизма, буддизма и христианства. Считается, что первый император Страны восходящего солнца был праправнуком Аматэрасу, одной из верховных божеств синто. Согласно религиозным положениям синтоизма, она озаряет небеса. То есть это богиня Солнца, имеющая огромное уважение и почтение у верующих, а ныне тождественная Будде. По статистическим данным Министерства культуры и науки Японии синтоизм до сих пор является ведущей по популярности религией среди населения Страны восходящего солнца.

Кроме того, часто использовались титулы, применяемые к императорам Китая («хозяин Поднебесной», «южноликий», «сын Неба», «хозяин мириада колесниц»), а также термины из буддизма («святой хозяин», «золотое колесо», «господин десяти добродетелей»), поскольку исторически императоры всячески помогали внедрению и развитию данного религиозного направления в Японии.

Такое многообразие слов-обращений обязано возникновению традиции запрета произношения вслух титулов и имен императоров. Что напрямую связано с верованиями о возможности сглаза правителя злыми духами и тому подобным, взятыми из японской мифологии. Подобные страхи привели к тому, что зачастую императоров называли словами-ассоциациями с местами расположения их резиденций: «дворец» (по-японски «синги»), «врата» («микадо»), «покои» («ути») и другие.

Интересен тот факт, что имена монархов при жизни в Стране восходящего солнца до сих пор находятся под запретом и не фигурируют ни в одном из официальных документов на японском языке. А после смерти им присваиваются двойные имена, одно из них – это «Тенно», то есть титул, а второе указывает на заслуги покойного (например, «Император Просвещённого правления» или «Император Божественный воин»). Во всех остальных странах мира японских правителей называют их именами, полученными при рождении, добавляя обращения «Его величество» и «Его величество Император».

Значения перечисленных титулов подчеркивают и помогают понять всю фундаментальность и «божественность» происхождения императоров Японии. Усиливался императорский статус первосвященника, а благодаря проведению ритуалов и праздников, они отождествлялись с Богом. Таким образом, и их методы правления, и все принятые решения совершались от Божественного имени и должны были приниматься и выполняться беспрекословно.

После проведенных императором Мэйдзи комплексных мер по внесению политических, экономических и ряда других изменений в законодательство, государственный строй и многие сферы жизни японцев было принято решение о том, что с 1868 года для официальных отношений с другими странами будут использоваться 2 термина для обозначения японского императора – «Тенно» и «Котей». Но с 1936 года остался лишь один официальный титул «Тенно» для применения в международных документах на японском языке, имеющий во всех западных странах значение «Император».

Легенды об императорах Японии

Существует древняя синтоистская легенда о происхождении японских императоров. Она гласит о том, что одно из верховных божеств Аматэрасу отправила на Землю своего внука Ниниги. Он должен был стать правителем островов Японии, которые ранее были созданы родителями богини-солнца. Перед дальним путешествием Аматэрасу вручила внуку три волшебных предмета: ожерелье из драгоценных камней, зеркало из бронзы и меч. Они были необходимы Ниниги, чтобы облегчить себе путь с неба.

Сойдя на остров Кюсю, принц привел с собой многих из почитаемых до сих пор богов, а также предков некоторых из древнейших японских родов. Впоследствии многие из этих кланов свято чтили и поклонялись каждый своему богу-родоначальнику.

Богиня Аматэрасу

Уже на Земле Ниниги женился и родил детей. Первым императором Японии на Земле стал Дзимму. Это внук Ниниги, которому последний передал свои регалии. У японцев принято считать, что Дзимму правил, начиная с 660 г. до н.э. Но в официальных документах правление императора впервые было отмечено лишь в начале V века н.э., что еще больше усиливает в глазах японцев «божественность» монарха.

Император Дзимму

Принц Ниниги считается богом прорастания и урожая риса, являющегося важным продуктом питания японцев на протяжении тысячелетий, о чем свидетельствовал ежегодно проводимый во дворце императоров праздник первого риса и ритуалы поклонения внуку Аматэрасу.

На сегодняшний день три регалии, врученных богиней Солнца Ниниги, считаются символами японских императоров. Но никто из японских подданных никогда не видел эти предметы, так как они постоянно хранились у жрецов. Да и император мог лично лицезреть их лишь в момент проведения процедуры восхождения на трон.

Однако, в июле 1945 года, когда над Японией возникла угроза капитуляции, и император понимал, что страна не сможет противостоять влиянию Америки, был отдан приказ жрецам уберечь регалии ценою жизни. Сегодня никому точно не известно, где хранятся символы императорской власти. Но некоторые историки предполагают, что драгоценное ожерелье из яшмы хранится в императорском дворце в нынешней столице Японии, меч спрятан где-то в Нагое, а бронзовое зеркало – в главной синтоистской святыне Японии храме Исэ-Дзингу, посвященном богине Аматэрасу.

А по одной из неофициальных версий все три оригинальных регалии были утеряны во время легендарного сражения кланов Минамото и Тайра, а впоследствии заменены копиями.

Краткий обзор истории императорской власти

Страна претерпевала множество неожиданных изменений в правящих кругах – вначале государством руководили императоры, затем регенты, впоследствии пришедший на смену тоталитарный режим сёгуната, а после вновь возобновилась власть монархов. Судьба не всегда была благосклонна к японским императорам. Одним из переломных моментов также стал и 1945 год, период после поражения Японии во Второй мировой войне.

Так, в том же году синтоизм перестает быть государственной религией. В 1946 году правящий император Хирохито отказался от своего божественного происхождения. В 1947 году принята новая Конституция Японии, согласно которой император объявлен символом государства и единства нации, теперь он может участвовать в различных церемониях (вручать различные награды, принимать послов), но все свои действия обязан согласовывать с Кабинетом министров. Также монарх лишен всех функций по управлению государством и не имеет права вмешиваться в руководство страной премьер-министром. Кроме того, императорское имущество может переходить по наследству только с согласия Парламента.

В том же 1947 году был подписан новый закон, согласно которому монарх остается правителем до конца своих дней. Наследник же избирается из его родственников по мужской линии.

Всего история Японии насчитывает 125 императоров.

Знаменитые императоры Японии

Вот список некоторых из знаменитых японских правителей:

  1. Дзимму – праправнук Аматэрасу, первый император Японии, содействовал миграции японских племен и созданию их союза, предположительно основал японское государство;
  2. Суйдзэй – первый из «восьми незарегистрированных императоров», о которых ничего не известно, кроме их имен и генеалогии, и не сложено ни одной легенды;
  3. Судзин – расширил владения Ямато и наладил дипломатические отношения с правителями южнокорейских территорий;
  4. Одзин – активно налаживал внешнеэкономические и политические отношения с Кореей.
  5. Нинтоку – под его личным контролем и руководством было создано первое в Японии инженерное сооружение – защитные валы на равнине Кавати;
  6. Суйко – в период его правления буддизм был признан в стране официально;
  7. Тэндзи – был поэтом;
  8. Камму – перенес столицу из Нары в Киото, что стало началом периода Хэйан;
  9. Ёдзэй – поэт жанра вака, известен также тем, что на троне пробыл лишь 8 лет, после чего был свергнут братом из-за психического расстройства, жестокости и самодурства;
  10. Сутоку – развязал смуту Хогэн;
  11. Мэйдзи – изменил название города Эдо на Токио и сделал его столицей страны. Также известен своими реформами, которые восстановили абсолютную власть монархии.
  12. Хирохито – многие страны считают, что он несет ответственность за начало Второй мировой войны. Отказался от своего божественного происхождения для того, чтобы уберечь Японию от полной оккупации американцами.

Император Японии. Современность

Сегодня главой государства является Его величество Акихито. Он знаменит тем фактом, что нарушил многовековые традиции бракосочетания, согласно которым японские императоры женились на девушках из самых знатных семей. Настоящая императрица, которую зовут Митико Сёда, не имеет аристократического происхождения, а приходится дочерью главе крупной мукомольной компании. Но Совет императорского двора согласился с выбором Акихито, и свадьба состоялась 10 апреля 1959 года.

Наследным принцем объявлен Нарухито, старший сын действующего императора Японии.

На сегодняшний день, несмотря на очень малые полномочия императора, народ относится к своему «Тенно» с уважением и благоговением. Одним из доказательств этому можно считать то, что день рождения императора является национальным праздником и с 1989 года отмечается в Японии 23 декабря. Именно в этот день и еще 2 января ежегодно открываются ворота Императорского дворца в Токио, который в остальное время закрыт для посетителей. В свой день рождения император с женой появляется на балконе, где несколько минут приветствует собравшуюся огромную толпу подданных.

Истории монархии в Японии более 2-х тысяч лет. В данной статье рассказывается об истории появления титула императора Японии, легендах, связанных с правящим домом, о современных функциях главы государства.

Если вы читаете данную статью, то, возможно, мечтаете когда-нибудь поехать в Японию. Возможно, вы уже даже выбрали время и место. Но знаете ли вы, что бОльшая часть населения Страны Восходящего Солнца не говорит по-английски? Что вы скажете Императору Японии, если увидите его вживую? (шучу) Чтобы сделать ваше путешествие незабываемым, я бы советовала выучить хотя бы основы японского языка. Знаете, японцы очень радуются, когда иностранцы говорят им даже самые простые фразы!

Как выучить японский язык? Для начала я вам предлагаю записаться на наш .

Порой от не слишком искушенных в мировой политике людей можно услышать закономерный вопрос: «Есть ли у Японии президент? И если есть, то почему мы о нем ничего не знаем?»

Итак, как зовут президента Японии 2016 года? Чтобы узнать ответ, нужно разобраться в политическом устройстве островного государства. На первый взгляд, система кажется сложной, но на самом деле она похожа на ту, что используется в ряде других стран.

Да, вы нигде не найдете список президентов Японии. Такая должность просто не предусмотрена государственным строем этой восточной страны. И неудивительно: Япония - монархия, хоть и конституционная. Роль «президента» Японии сейчас исполняет премьер-министр, но формально главой государства является император.

Есть ли власть у японского императора?

И да и нет. Верховный правитель выполняет примерно те же функции, что и королева Великобритании, т. е. присутствует на официальных мероприятиях и праздниках. Также его задачей является подписание документов, законов и договоров, которые готовятся правительством и кабинетом министров.

В некотором роде император все же является «президентом» Японии. Например, он наделен властью созывать парламент или распускать нижнюю палату. От него зависит, когда будут проводиться выборы в парламент. Верховный правитель подтверждает назначение премьер-министра. Также именно ему министр обязан подавать прошение об отставке. Император отправляет послов в разные страны и принимает посланников других государств. В конституции Страны восходящего солнца император именуется «символом государства и единства нации». Настоящими правительственными функциями он не обладает.

Кому принадлежит реальная власть?

Настоящим «президентом» Японии можно назвать премьер-министра. Он назначается императором по решению парламента. Этот человек отвечает за назначение кабмина и главного судьи.

Японцы в точности соблюдают конституцию, которая была принята еще в середине XX века. С тех пор в нее не было внесено ни единой поправки. Согласно действующему регламенту, чтобы внести изменения в основной закон страны, соответствующее решение должны принять 60% членов двух палат парламента. После этого начинается всенародный референдум, на котором и рассматривается вопрос. Самой «больной» темой для жителей Страны восходящего солнца является статья 9 Конституции. Согласно ей, страна отказывается содержать армию и вести войны. Порой раздаются голоса в пользу инициации отмены статьи, но пока ни к чему серьезному они не приводят.

Принцип децентрализации

Японские чиновники обладают довольно серьезной властью. Чтобы пересмотреть действующий законопроект или ввести новый, им не нужно обращаться к «президенту Японии», то есть к императору. Достаточно отправить проект на рассмотрение в правительство, после чего тот направляется в парламент.

Парламент включает две палаты: представителей (нижняя) и советников (верхняя). Срок службы члена палаты представителей - четыре года (или меньше в случае роспуска). Советники избираются на шесть лет. В палатах присутствуют представители разных партий. Самые многочисленные партии берут на себя руководительские функции.

Управление на месте

Япония состоит из 47 префектур. Такое сильное «дробление» сравнительно небольшой территории требует развитой системы местного самоуправления. Каждая деревня, каждый поселок, город или префектура имеют свои контролирующие органы. Выборы проводятся раз в четыре года. Основная задача представителей местного самоуправления - созывать собрания для рассмотрения важных вопросов. Премьер-министр может сместить префекта с должности. Префект, в свою очередь, вправе сместить мэра или деревенского старосту. Исполнительную власть берут на себя специальные комиссии, которые избираются на собраниях.

Верховный суд

Согласно конституции, судебная власть государства независима. Верховный судья назначается императором (но выбирают его представители кабмина). В этот орган входят еще 14 судей, которые назначаются кабинетом министров. Выборы проводятся раз в 10 лет. Задача судей - решать, соответствуют ли действия власти конституции и другим законам страны.

Япония обладает одной из самых мощных экономик планеты, это участник множества международных организаций. Основными партнерами являются Республика Корея и США. Отношения с Россией относительно напряженные из-за территориальных вопросов (Курильские острова).

Ни в одной из стран мира нет в обществе такого благоговейного отношения в персоне императора, как в Японии. И это при том, что на дворе стоит XXI век, а Страна восходящего солнца входит в число самых развитых стран в мире. Все дело в ментальности японцев, которые бережно относятся к своей истории и чтят древние традиции. Подтверждением тому является общенациональный праздник — День основания государства, ежегодно отмечаемый 11 февраля. В этот день родился первый император Японии Дзимму, вошедший на престол еще в VII веке до нашей эры.

Место императора в истории японской метрополии

Оценивая императорскую власть в Японии, стоить обратить внимание на религиозную составляющую. В соответствии с древними легендами первый верховный правитель, занявший императорский трон, являлся потомком богов. Считалось, что только персона божественного происхождения может занимать такой высокий пост и только в его силах объединить под единой властью разрозненную страну. Божественная природа императора была очень удобным инструментом манипуляции общества. Любое посягательство на авторитет императора и критика его действий, расценивались как богохульство.

Упрочнению императорской власти в Японии способствовало и обособленное географическое положение страны. Население Японских островов, защищенное морем от внешних врагов, сумело сохранить в неприкосновенности свои давние традиции, культуру, религию и историю. В течение тысячи лет сохранялся пост императора Японии и сама метрополия. По некоторым данным возраст японской правящей династии насчитывает 2600 лет. В связи с этим, Императорский Дом Японии является самой старейшей в мире царствующей династией, а империя может претендовать на титул самого древнего государства.

Для сравнения, ныне сохранившиеся монархические династии Европы имеют возраст чуть более тысячи лет.

Истоки самой древней монархии в мире уходят корнями в VII-VI век до н.э. Первым императором Японии считается Дзимму, которому боги поручили подчинить своей воле население японских островов. Первому императору Японии, как и последующим восьми императорам, находящимся в разные периоды на императорском троне Страны восходящего солнца, приписывается полулегендарное происхождение.

Первой реальной личностью, с которой японцы связывают основание Императорского дома на Японских островах, считается император Судзин. Годы правления императора Судзина — 97-29 гг. до н.э. В официальных документах, дошедших до наших времен, он упоминается как создатель первого японского централизованного государства Ямато, ставшего на последующие 2000 лет центром метрополии. Десятый по списку, а в действительности первый реальный император Японии Судзин как и его предшественники относится к эпохе Яёи. Следует отметить, что в отличие от Европы, где периоды правления той или иной династии связаны с продолжительностью рода, на Японских островах период правления той или иной династии олицетворяли целую эпоху. Название эпохи соответствовало девизу, под которым правили представители одной династической линии.

При восшествии на престол император именовался «Тенно Хэйка» — Его величество Император, его прижизненное имя официально не употреблялось. В последствие титул императора оброс новыми названиями, пришедшими из Китая и имеющими религиозный оттенок. Только после смерти царствующей особы, к титулу император добавлялось посмертное имя. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть божественность происхождения монарха.

Несмотря на то, что японскому Императорскому дому приписывают титул самой древней правящей династии, титул Императора обрел официальный статус только в VI – VII веке. В Японию он пришел из Китая. Эта инициатива приписывается монахам, которые разработали правовой механизм верховной власти для центральной Японии. Основной акцент делался на неразрывную связь светской жизни императора с его божественной природой. Персона, вошедшая на престол, одновременно становилась не только лицом, наделенным высшей светской властью, но и являлась первосвященником. Такой механизм позволял добиться полной легитимности императорской власти в стране.

С этого момента берут свое начало и символы-регалии императорской власти:

  • меч (символизирующий мужество);
  • ожерелье из драгоценных камней (яшма — символ богатства и процветания);
  • зеркало (олицетворяющее мудрость и зрелость).

Эти символы сумели сохраниться на протяжении всей истории правления императорского дома Японии и дошли до наших дней. Вручались они коронованной особе во время церемонии престолонаследия и передавались от одного императора другому.

Эпохи правления японских императоров

Эпоху Яёи и всех императоров, которые занимали царствующий трон в этот период, можно смело назвать легендарными. Реальное и значимое место в истории Японии императорская власть обрела только в V и в VI веке, с наступлением эпохи Ямато (400-539 гг.). В это время происходил процесс формирования первого централизованного государства на японских островах вокруг области Ямато. С этого момента в стране активно распространяется буддизм, налаживаются внешние связи с Кореей и Китаем.

Эпоху Ямато в исторических источниках в основном связывают с периодом правления двух императоров: Юряку (годы правления 456 – 479 гг.) и Кэйтай, правивший не меньше — с 507 по 531 год. Обоим монархам приписывают заслуги по упрочнению императорской власти в стране и росту влияния религиозных учений Востока: даосизм, конфуцианство и буддизм. Все императоры эпохи Ямато приняли буддизм, а в Императорском доме активно стали внедрятся даосистские церемонии.

В эпоху Ямато окончательно сформировался принцип престолонаследия. Императорский титул унаследует старший сын царствующей особы. Право на трон имеют только потомки императора по мужской линии, однако нередко регентами при малолетних правителях становились женщины. В Японии, в отличие от других государств, титул регента практически соотносился с титулом императора, поэтому в истории японского государства известны случаи, когда императорский титул носила женщина. В официальной хронике Императорского дома «Анналы Японии» упомянуты:

Эпоха Асука (539-715 гг.):

  • Императрица Суйко;
  • Императрица Когёку – Саймэй;
  • Императрица Дзито;
  • Императрица Гэммэй.

Эпоха Нара (715-781 гг.):

  • Императрица Гэнсё;
  • Императрица Кокэн — Сётоку.

Эпоха Эдо (1611-1867 гг.):

  • Императрица Мэйсё, годы правления с 1629 по 1643;
  • Императрица Го-Сакурамати (1762 – 1771 гг.).

Первой императрицей стала Суйко, занимавшая божественный трон в течение 35 лет (593-628 гг.), будучи регентшей своего племянника Сётоку. За годы своего правления первая императрица официально сделала буддизм главной религией в стране. В числе ее заслуг принятие первых в истории Японии официальных законов — Законоположение 17 статей.

Вторая женщина, взошедшая на престол — Когёку-Саймэй. Эта женщина сумела дважды носить высший государственный титул в стране. Первый раз она стала императрицей в феврале 642 года, и продержалась на троне до лета 645 года. Второй раз эта женщина носила титул императрицы в 655-661 гг. Присутствие в императорском дворце представительниц слабого пола является для Японии исключительным фактом. Третьей представительницей прекрасно пола, ставшей императрицей является Гэммэй. Годы правления 707-715 годы.

Императрице Гэммэй приписывают инициативу создания первых официальных летописных документов о царствующей династии. Под ее патронажем в 720 году появились японские хроники — «Анналы Японии».

Последней персоной женского пола, носившей высочайший титул, стала императрица Го-Сакурамати, вошедшая на трон в 1762 году и правившая 9 лет. Конец возможности женщин носить высший титул в Японской Империи положил Статут императорской фамилии, принятый в 1889 году. Править два срока подряд не получалось ввиду особенностей регентской системы управления государством, однако надеть дважды императорскую корону сумели две женщины, императрица Кокэн и Когёку-Саймэй.

С эпохой Ямато на японских островах начинается постепенное развитие государства в том виде, в котором мы воспринимаем Японию сегодня. Метрополия, на которую распространяется власть императора, расширилась в своих границах. Практически все области и районы страны в тот или в иной период стали владениями японских императоров. С императором Киммэй (539 -571 гг.) начинается эпоха Асука. В течение VI – VIII веков в императорском дворце на троне побывало 15 императоров, включая трех женщин – императриц.

Отличительной особенностью этой эпохи является введение девизов, под которыми император осуществлял правление государством. Период правления каждого императора считался эрой, что подчеркивало роль и важность персоны на занимаемом посту.

В VIII-IX веках в Японии наступила эпоха Нара, которая характеризуется укреплением государственной власти в стране. Япония стала полноценным государственным образованием со своими законами, органами управления и территориальным делением. В этот период День рождения Императора стал государственным национальным праздником. Следует признать, эта традиция, одна из немногих, сохранилась и в наши дни. Несмотря на короткий период, в эпоху Нара император обрел статус полноправного и единоличного суверена. Власть и полномочия царствующей особы распространились на всей территории метрополии. Местом постоянного нахождения стал императорский дворец, который находился в древней столице государства Ямато, городе Киото.

Эпоха Хэйан (781-1198 гг.) считается в японской истории самым драматичным периодом, отмеченным политической и социальной нестабильностью. По ряду причин императорская власть начала терять свой незыблемый авторитет, становясь удобным инструментом манипуляции в игре крупных кланов и партий. Постепенно страной от имени императора начали управлять регенты и советники, представлявшие самые знатные роды. Император превратился в номинального правителя, который имел только право рекомендательного голоса. В эпоху Хэйан в императорском дворце сменилось 33 императора. Годы правления многих из них характеризуются частыми дворцовыми переворотами и заговорами. Ввиду сложной внутренней политической обстановки судьба многих монарших особ сложилась трагически. Началом упадка Императорского дома стало образование сёгуната – альтернативного правительства, в состав которого вошли знатные вельможи и самураи . Попытки сторонников сильной императорской власти вооруженным путем вернуть утраченные позиции во власти закончились жестоким поражением.

Распоряжения императора и указы имели представительский характер и касались в основном государственных ритуалов и дворцовых церемоний. Императорская казна была практически пуста, а сам императорский двор существовал за счет продажи званий, дворянских титулов и государственных должностей.

Подобная картина наблюдалась и в эпоху Камакура (1198-1339 гг.). Первая попытка вернуть утраченные позиции в государственном управлении была сделана императором Го-Дайго. Его реформы были направлены на восстановление модели государственного управления эпохи Нара. С разгромом сёгуната в стране начался острый военно-политический кризис, завершившийся разделением Императорского Дома на две династии — Северную и Южную. Последующие триста лет императорская власть в стране пребывала в упадке. Период правления представителей Северной ветви императорского дома сменился на эпоху Муромати, за время которой кризис верховной власти в стране только усиливался. Наступившая затем эпоха Эдо в конечном итоге вывела Императорский дом из небытия. В XIX веке императорская власть становится одним из основополагающих символов государства. Преобразования в системе государственного управления способствуют превращения Японии в Империю.

Японские императоры в новое время

Первой монаршей особой, при которой Япония получила статус Империи, считается император 122-й император Мэйдзи. За годы правления с 1867 по 1912 год Япония под его началом добилась колоссальных успехов. Страна вышла из внешнеполитической и экономической изоляции, начав активно прививать на местах и в обществе западные ценности. Такому подъему способствовала не только личность самого императора Мэйдзи, правившего под девизом просвещенного правления, но и кардинальные реформы государственного управления, банковского сектора и экономики. В 1889 году Япония получила первую в своей истории Конституцию, которая стала одной из самых первых в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В соответствии с текстом Конституции император был главой Верховной власти в империи, обладал неприкосновенностью и приравнивался к божеству. В обязанности Императора входил контроль над всеми органами государственной власти. Распоряжения монаршей особы носили силу законов, которые должны были быть утверждены Парламентом страны. Цели и задачи, которые ставили перед собой японские императоры со временем Мэйдзи, становятся основой внешней политики государства, которые закрепляются на уровне законодательных актов.

Император имел право созывать и распускать парламент, являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Империи и первым лицом исполнительной власти в стране. В ведении императоров отныне находилось право даровать титулы и звания, принимать решения о назначениях на государственные должности. Император мог своим решением объявлять войну, вводить военное положение, заключать от своего имени военные и политические союзы.

Период правления императора Мэйдзи стал важной эпохой в развитии японского государства, получив одноименное название — эпоха Мэйдзи. В XX веке после смерти Императора Мэйдзи место в резиденции занимали 2 персоны, с правлением которых в истории Японии связаны самые яркие и трагические моменты:

  • 123-й император Японии Тайсё, носивший пожизненное имя Ёсихито и занимавший трон в 1912-1926 году (эпоха правления – великая справедливость);
  • 124-й император Японии Сёва, правивший без малого 72 года, с 1926 по 1989 год. Пожизненное имя Хирохито (эпоха и девиз правления — просвещенный мир).

При императоре Хирохито Японская Империя участвовала во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии. Участие Японии в мировом конфликте в качестве агрессора, привело страну к разгромному поражению и поставило Японию на грань катастрофы. В результате поражения впервые встал вопрос о добровольном отречении Императора от власти. Это было одним из условий капитуляции Японии в войне, предъявляемых союзниками. Однако в результате длительных переговоров император сумел сохранить за собой верховную власть в стране. Новая, послевоенная Конституция 1947 года сделала его официально номинальным главой государства, лишив божественного статуса.

С этого момента в стране установилась полноправная конституционная монархия, подобная той, которая действует в Соединенном королевстве Великобритания, в королевстве Швеция и в Нидерландах. Отныне император никоим образом не участвует в управлении государственными делами. Все полномочия во внутренней и внешней политике перешли к Кабинету министров, который возглавляет премьер-министр. Монарху определены представительские функции и главенствующая роль в государственных церемониях.

В компетенции императора осталось право подавать японскому парламенту кандидатуру премьер-министра и Главу Верховного Суда. На правах законодательной инициативы монарх может подавать в парламент на рассмотрение поправки к действующему законодательству. Император Японии имеет право:

  • провозглашать выборы депутатов Парламента;
  • утверждать назначение министров и госслужащих;
  • предоставлять амнистию;
  • принимать верительные грамоты послов иностранных государств.

Распоряжение имуществом Императорского дома осуществляется только с согласованием Кабинета министров, а содержание двора утверждается на уровне бюджета страны. По новой Конституции монарх утратил функции Главы Вооруженных Сил страны, которые перешли во введении премьер-министра.

Император Хирохито носил свой титул дольше всех в истории страны. В 1989 после его смерти императорский трон занял его старший сын Акихито, которому на тот момент исполнилось 53 года. Торжественная инаугурация или коронация 125-го императора Японии состоялась 12 ноября 1990 года.

Сегодня императору Акихито уже исполнилось 84 года. Глава Императорского Дома имеет супругу — императрицу Митико и троих детей. Главным наследником является старший сын императора – кронпринц Нарухито. В соответствии с новым законом, принятым японским парламентом в 2018 году ныне правящий император имеет право добровольно отречься от престола в пользу своего старшего сына.

Резиденция императоров Японии

Ныне царствующий император Японии вместе со своей монаршей семьей проживает в дворцовом комплексе Койко, который располагается в самом центре японской столицы. Несмотря на расположение, императорский дворец представляет собой настоящую крепость, так как построен на месте средневекового замка Эдо. Резиденцией Императора Японии дворец Койко стал в 1869 году, с того момента, как император Мэдзи перенес свой двор из Киото в Токио.

Дворец во время Второй Мировой войны подвергся серьезным разрушениям и был восстановлен только в 1968 году. Новый дворцовый комплекс является самой крупной действующей резиденцией главы государства в мире. По давней традиции здесь же находятся приемные покои императора, где глава государства проводит официальные встречи и церемонии. В дни рождения императора и в самые крупные государственные праздники часть дворцового комплекса открыта для посещения туристов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

СУМЭРАГИ

Императорская династия Японии

Этот правящий дом считается самым древним в мире из всех ныне существующих монарших династий. Конечно, далеко не всегда императоры Японии обладали всей полнотой власти. В течение продолжительного времени (в 1192–1867 годах) фактическими правителями страны были сёгуны (существовало три династии сёгунов: Минамото (1192–1333), Асикага (1335 (1338)–1573) и Токугава (1603–1867)).

В настоящее время монархический строй Японии идеально адаптировался к демократическим порядкам: император, не обладая политической властью, по-прежнему занимает важнейшее место в обществе, поскольку японцы продолжают считать монарха неотъемлемым элементом своей национальной культуры.

Если верить историческим хроникам Страны восходящего солнца «Кодзики» (712 год) и «Нихонги» (720 год), то первый император вступил на трон Японии еще в 660 году до н. э. Воцарение, естественно, не обошлось без вмешательства богов… Хроники сообщают, что богиня Аматэрасу Омиками, занимающая центральное место в синтоистском пантеоне, решила отдать власть над Японией своему внуку, Ниниги-но Микото. Заботливая бабушка, после того как дала потомку необходимые наставления по управлению страной, приподнесла ему три ценных подарка как залог мира и спокойствия новой династии и всего государства. Аматэрасу Омиками вручила внуку бронзовые зеркало, меч и яшмовые подвески. При этом она сказала: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом». Таким образом Япония и обрела прародителя императорской династии.

Ниниги-но Микото передал подарки богини своим потомкам как величайшее сокровище. По сообщению все тех же хроник, титул императора (тэнно) первым принял правнук Ниниги-но Микото - Дзимму (711–585 до н. э.), с мифа о котором начинается второй раздел эпоса «Кодзики». Имя этого правителя открывает длинный перечень монархов Страны восходящего солнца. Собственно, лишь со времен Дзимму нам известны официально зафиксированные даты правления представителей японской императорской династии. Сам Дзимму был у власти в 660–585 годах до н. э. Естественно, он, как и положено человеку, находящемся в родстве с верховным божеством, не только мог напрямую общаться с богами, но и был наделен внушительной магической силой… А обладание реликвиями, некогда врученными Аматэрасу Омиками ее внуку, оставалось обязательным условием вступления очередного императора на престол и залогом его успешного правления.

Кроме мифов и легенд, сказания о Дзимму донесли до нас сведения о вполне реальных исторических событиях (например, о походах племен, населявших в то время Кюсю, на остров Хонсю). Этому правителю посвящены два храма - в Миядзаки и в Касивара. Кроме того, Дзимму японцы обязаны существованием одного из самых известных национальных праздников - Кигэнсэцу, который отмечается 11 февраля (в настоящее время этот древний праздник носит название Кэнкоку кинэнби - День основания государства). Считается, что этот праздник напоминает о том дне, когда Дзимму впервые воссел на Хризантемовый трон.

По вполне понятным причинам историки не считают «Кодзики» и «Нихонги» образцом точности и несколько сомневаются в том, что хроники содержат достоверные исторические сведения. Кроме рассказов о первых императорах Японии в них содержится немало мифов и легенд. Более правдоподобным временем возникновения императорской власти историки и археологи считают III–IV века нашей эры; тогда власть племенного союза Ямато распространилась на внушительной территории: от острова Кюсю на юге до равнины Канто на севере. В то время правители Японии действительно могли похвастать настоящим величием. Об этом свидетельствует, например, захоронение Нинтоку, 16-го императора Страны восходящего солнца, правившего в IV веке н. э. Огромный комплекс, размеры которого составляют 753 ? 656 м, был обнаружен при раскопках в префектуре Осака.

Достоверно известно, что с середины VII века японские императоры стали носить титул тэнно - «небесный правитель». С того времени при упоминании владыки страны постоянно используется формула, что он «правит миром, будучи воплощением божества». Особо увлеченным божественным происхождением своей династии и страны в целом оказался император Тэмму (ок. 631–686). Именно он ввел для Японии название Ниппон, в написание которого входит иероглиф «солнце».

А теперь отправимся в VIII век, вернее в самое его начало. Тогда императорский двор переживал серьезные изменения, а система управления страной подверглась коренной перестройке. Теперь все было организовано по китайскому образцу, с характерной для него жесткой централизацией власти. Интересно, что в это время потомок Аматэрасу являлся не только императором: он сочетал роль правителя государства с обязанностями верховного жреца культа собственной прародительницы. Однако долгое время удерживать высшую и светскую, и духовную власть в одних руках императорам Японии все же не удалось.

В связи с тем, что Япония практически не знала внешней угрозы, а бюрократическая система управления постоянно совершенствовалась, дворцовая аристократия постепенно стала набирать все большую силу. Особенно в то время выдвинулся род Фудзивара. В итоге в Японии возник институт регентства, что привело к низведению всесильного когда-то тэнно до символического правителя… У рычагов реальной власти находились представители того или иного влиятельного клана, которые всегда жаждали утопить своих конкурентов в крови, чтобы дорваться до руководящих постов. Неудивительно, что Страна восходящего солнца быстро дошла до кризисного состояния.

Потомки Аматэрасу Омиками тем временем искали пути возвращения себе утраченных позиций. Значительный шаг в этом направлении сделал в конце XI века император Сиракава (1053–1129; правил в 1073–1087 годах), боровшийся против усиления влияния местных феодалов и буддийской верхушки. Он впервые применил так называемую практику инсэй - отречения от престола и принятия монашества. В новом качестве Сиракава, уже не занимавший никаких официальных должностей, продолжал управлять страной. С того времени подобные царственные монахи вновь обрели положение самой влиятельной силы в стране: они стали крупнейшими землевладельцами (под их контролем оказалось сосредоточено более половины всех земель в Японии), содержали не только многочисленные и хорошо обученные войска, но и собственную полицию.

В X–XIV веках судьба императорской династии Японии оказалась в руках трех родственных семей: Тайра, Минамото и Ходзё. Первый из упомянутых кланов был наиболее близок императору, потому и сумел прибрать к рукам все ключевые должности в правительстве и при дворе. Позднее род Минамото вытеснил соперников с занимаемых позиций, когда после кровавой войны между этими двумя кланами победители основали новую форму государственного правления - сёгунат (военное правительство). После того, как глава клана Минамото получил от тэнно титул сёгуна и под его началом оказались все феодалы Японии со своими самураями и землями, власть самого императора превратилась в фикцию. Исправить положение попробовал 96-й император - Го-Дайго (1288–1339; правил в 1318–1339 годах), который хотел во что бы то ни стало вернуть себе полномочия, принадлежавшие некогда тэнно. До коронации носивший имя принца Такахару, он впервые за долгие века японской истории вступил на престол совершеннолетним. Когда его отец Го-Уда (1267–1324) в 1321 году целиком посвятил себя делам религии, молодой император решил, что настало время взять управление страной в свои руки, избавившись от чересчур активных опекунов в лице многочисленных регентов, экс-императоров и феодалов. Свое стремление навести, наконец, порядок в стране он продемонстрировал уже тогда, когда выбирал себе посмертное имя. Такахару вспомнил о «золотом веке» своей династии, который совпал со временем правления императора Дайго (885–930). Поэтому он выбрал имя Го-Дайго, что значит «последователь Дайго».

Для начала новый монарх отдалил от себя наследственных аристократов и с охотой обратился за помощью к не столь родовитым, но куда более способным и талантливым людям. В 1319–1322 году Го-Дайго провел серию экономических реформ и заставил правительство гибко управлять финансовой обстановкой при помощи налогообложения. Благодаря этому Го-Дайго смог установить полный контроль над столицей империи Киото и прилегающими областями.

В 1324 году сёгунские власти раскрыли заговор, который организовал император. Косвенные данные указывали на это достаточно ясно. Однако тэнно послал сёгуну письмо, в котором отрицал свою причастность к этому заговору. Заявлению Го-Дайго поверили, а заговорщики даже не понесли серьезного наказания. В Японии тем временем прокатилась волна восстаний против правительства сёгунов Минамото.

После того, как в 1326 году внезапно скончался наследный принц Куниёси, его место, невзирая на протест императора, занял представитель другой линии династии, Кадзухито (впоследствии - император Когон). Тогда Го-Дайго снова прибег к заговору против сёгуна, который возглавил лично. Когда феодалы раскрыли намерения монарха в 1331 году, он, забрав с собой священные реликвии, дававшие право на Хризантемовый трон, бежал в провинцию Кавати под защиту полководца Кусуноки Масасигэ. Началась гражданская война.

Го-Дайго потерпел поражение и, плененный, был вынужден отдать священные реликвии новому императору - Когону. Но, даже будучи выслан на острова Оки, он отказался признать власть своего преемника. В Японии возникло партизанское движение, во главе которого стали сын пленного императора, принц Мориёси (бывший настоятель храма Энрякудзи на горе Хиэй) и Кусуноки Масасигэ. Военные успехи мятежников были столь значительны, что волнения охватили всю страну. Го-Дайго смог вернуться из ссылки и в 1333 году сам возглавил восстание.

Военные действия велись против клана Ходзё, к тому времени уже более века фактически управлявшего государством за спиной сёгунов Минамото. В том же 1333 году командующий армией сёгуната Асикага Такаудзи в решающий момент принял сторону Го-Дайго и захватил Киото. Одновременно еще один бывший полководец сёгуна, Нитта Ёсисада, взял приступом Камакуру. Вслед за этим весь дом Ходзё и его многочисленные вассалы совершили сэппуку (ритуальное самоубийство). Го-Дайго снова занял трон Японии, после чего произвел кардинальные перестановки в правительстве, приступил к земельной реформе и раздаче наград. Однако тэнно повел неверную политику относительно самураев: значительно урезал права и привилегии этих воинов, что сильно подорвало его авторитет. К тому же, при переделе земель было допущено слишком много ошибок, что привело к ужасной путанице.

Император провел также ряд административных реформ. Органы государственной власти комплектовались как из аристократов, так и из военных. Назначая военных и гражданских губернаторов, император сумел на некоторое время установить контроль над всей Японией, однако этот шаг привел к обострению противоречий между правителями отдельных провинций. Предпринял Го-Дайго и ряд мер по реформированию финансовой политики и отношений с религиозными институтами. Принятие правительством такого множества новых решений усилило неразбериху и вызвало недовольство военных.

Асикага Такаудзи тем временем стал признанным авторитетом в правительстве и в среде самураев. Чтобы воспрепятствовать возвышению этого военачальника, Го-Дайго присвоил самый высокий воинский титул принцу Мориёси. Тот открыто конфликтовал с Такаудзи, и уже через несколько месяцев император под давлением военных отменил свое решение и позволил арестовать сына. Это не помогло Го-Дайго удержаться на троне. В Японии снова вспыхнули восстания, но уже в поддержку Асикага Такаудзи. Тот удалился от императорского двора, а затем нанес поражение войскам верного императору Нитта Есисада. Войдя победителем в Камакуру, Асикага Такаудзи провозгласил себя сёгуном. В 1336 году он возвел на трон своего протеже - императора Комё.

Го-Дайго ничего не оставалось, как уйти вместе с небольшим количеством своих сторонников в горы Ёсино, где был основан так называемый Южный двор. А в Киото тем временем находилось правительство, контролируемое новым сёгуном - Северный двор. Противостояние между двумя центрами власти продолжалось с 1337 по 1392 год, когда Южный двор окончательно пришел в упадок и прекратил свое существование. Сам Го-Дайго покинул трон в 1339 году, оставив его своему сыну Го-Мураками (1328–1368). Отрекшийся правитель скончался на следующий день после отречения.

В течение нескольких столетий императоры Страны восходящего солнца обладали не более чем видимостью власти, были своеобразным символом, данью традиции. Естественно, они не один раз пытались изменить ситуацию, но безуспешно, тем более что эпоха Сэнгоку-дзидай подарила Японии властных и талантливых полководцев и правителей - Ода Нобунага (1534–1582) и Тоётоми Хидэёси (1536–1598). По сравнению с ними номинальные правители Японии казались не более чем бледными тенями. А Токугава Иэясу (1542–1616) основал династию сёгунов и мощнейший в истории Японии военно-феодальный режим, на 250 лет похоронивший надежды императорской династии возвратить себе реальную власть.

Когда Японией фактически правили сёгуны, император, за которым был закреплен дворец в Киото, вынужденно занимался лишь тем, что проводил при дворе пышные церемонии, представления древних танцев бугаку, конкурсы поэтов, каллиграфов и спортивные состязания. Отголосок устоявшейся тогда традиции дошел и до наших дней: подобные мероприятия по-прежнему входят в состав официальных развлечений императорского двора Японии.

Вплоть до середины XIX века правители Страны восходящего солнца вынуждены были довольствоваться оставшейся у них сугубо религиозной властью. Положение в корне изменилось со вступлением на трон императора Муцухито (1852–1912). Этот властный, дальновидный и талантливый политик в 1868 году рискнул развязать вооруженный конфликт с сёгунатом, вылившийся в так называемую революцию Мэйдзи. На сей раз потомку богини сопутствовала удача: Муцухито сумел выйти победителем и обрел всю полноту государственной власти. Чтобы закрепить достигнутые успехи и обезопасить Трон хризантем от превращения в символ, император настоял на том, чтобы в 1889 году в Японии был принят основной закон, согласно которому страна объявлялась конституционной монархией. В эпоху Мэйдзи столица Японии переехала в Эдо (1869), который получил название «Восточной столицы» - Токио.

Несмотря на значительные перемены, в конце XIX - начале XX века полномочия императора были несколько ограничены - в вопросах внешней и внутренней политики значительную роль играло правительство. Особенно тяжелая судьба выпала на долю Хирохито (1901–1989), 124-го императора, вступившего на престол в 1926 году. Государственные обязанности на него были возложены еще в 1921 году, когда здоровье императора Есихито (1879–1926) резко ухудшилось, и он вынужден был передать многие свои заботы наследнику, получившему титул регента. Годы правления Хирохито вошли в историю под названием эпохи Сёва. Этому представителю династии предстояло занимать Хризантемовый трон до 1989 года. Даже его предки, отличавшиеся завидным долголетием, могли позавидовать столь продолжительному правлению, необычному даже для императорского дома Японии. Именно при этом монархе Страна восходящего солнца пережила по-настоящему тяжелые времена. Такие страницы истории Японии, как участие в военных авантюрах (результат пребывания у власти милитаристов), быстрое расширение колониальной империи, беспрерывная война в 1937–1945 годах, сгоревшие в адском пламени атомных бомб Хиросима и Нагасаки, капитуляция милитаристского государства, иностранная оккупация и годы разрухи, сменившиеся периодом расцвета экономики, который стали называть «японским чудом», имели громадный международный резонанс.

В эпоху Сёва была переосмыслена сама роль императора в жизни страны. Вплоть до 1945 года правитель Страны восходящего солнца, согласно конституции 1889 года, обладал абсолютной властью в стране - законодательной, исполнительной, судебной и военной. Хирохито, как и его предшественники, считался особой священной и неприкосновенной, при этом священной буквально… Значит ли это, что ответственность за многие преступления, такие, как захватническая война против Китая, колониальный грабеж Юго-Восточной Азии и нападение на Перл-Харбор, лежит целиком и полностью на совести императора? Сам Хирохито и его сторонники отрицали свою вину за преступления против мира и человечества. Они настаивали, что абсолютной власть императора являлась лишь на бумаге, а на деле в Японии существовала конституционная монархия, так что всеми делами в стране ведали правительство и Гэнро (Совет старейшин). Но отвечать за все пришлось императору. 1 января 1946 года Хирохито публично отрекся от божественности происхождения своей династии.

В связи с этим в новой конституции Японии, вступивший в силу в мае 1948 года, император провозглашался «символом государства и единства народа», а суверенная власть - прерогативой самого народа. С тех пор монарх, занимающий Хризантемовый трон, выполняет исключительно церемониальные и формальные функции. В частности, в его обязанности входит подтверждение назначений и отставок руководящих лиц, предложенных правительством, прием верительных грамот от иностранных послов, визирование официальных государственных документов, а также вручение почетных наград. Все действия императора, которые тем или иным образом могут повлиять на государственные дела, контролируются кабинетом министров и осуществляются только с его одобрения.

После того, как Хирохито ушел из жизни, Хризантемовый трон занял его старший сын Акихито (род. в 1933 году). Всего у Хирохито было семеро детей - пятеро дочерей и двое сыновей. Акихито, 125-й император династии, начал свое правление 7 января 1989 года. Наследником (кронпринцем) с 1991 года является старший сын монарха - Нарухито (род. в 1960 году).

Наследный принц - личность неординарная. Те, кто хорошо его знают, характеризуют Нарухито как решительного человека с завидным самообладанием. В 1982 году он окончил отделение истории литературного факультета университета Гакусюин, после чего поступил в аспирантуру Оксфордского университета. В марте 1988 года Нарухито получил магистерскую степень в том же университете Гакусюин. Принц также является членом местного центра исторических исследований, а в 1991 году получил степень почетного доктора наук. Кроме того, наследник Хризантемового трона ездит с официальными визитами за рубеж как представитель японской императорской династии.

Принц с детства увлекался музыкой, играл на скрипке, а затем на альте. В годы учебы он с друзьями организовал небольшой струнный ансамбль.

Со своей будущей супругой Овада Масако принц впервые встретился на приеме в 1986 году. Нарухито на тот момент уже было 26 лет, а ей 21. За попытками наследника престола создать семью пристально следила вся Япония; эта история очень напоминала драму.

Похоже, этого брака не хотел никто, кроме самого принца. Его родители считали, что Масако - особа недостаточно знатного происхождения: избранница Нарухито приходилась дочерью заместителю министра иностранных дел страны. Большую часть своей жизни Масако провела за рубежом, переезжая из страны в страну вместе с родителями (в том числе она посещала детский сад в Москве). После окончания школы девушка поступила в Гарвардский университет, специализировалась на изучении экономики и в 1985 году окончила курс с отличием.

В конце концов Масако решила стать дипломатом. Вернувшись в Японию, она поступила на работу в Токийский университет, а спустя год, сдав все необходимые экзамены, стала переводчицей японского МИДа. Когда на ее жизненном горизонте появился принц Нарухито, перед девушкой встал непростой выбор: привычная жизнь, перспективы карьерного роста, поездки по миру, друзья - или замужество, привлекательным никак не казавшееся… И Масако, и ее родители слишком хорошо знали, что скрывается за громким титулом принцессы.

Несмотря на то, что Япония является одним из наиболее развитых государств мира, императорская семья до сих пор живет по законам тысячелетней давности! И если император - это почти бог, а его наследник - едва ли не самое избалованное чадо во всей вселенной, принцесса в Японии - пустое место. Она не имеет никаких гражданских прав. У жены наследника престола нет даже паспорта! Понятно, что принцессы никогда не участвуют в выборах… Работа по специальности для них также заказана. Единственным приемлемым времяпровождением для принцессы считается шитье кимоно и чтение древних стихов. Да что там говорить! Во дворце принцесса должна изъясняться исключительно гекзаметром (!) и произносить не более пяти слов в минуту! А покинуть стены своего жилища она может только в сопровождении мужа, идти при этом следует на три шага позади супруга, с низко опущенной головой и, по возможности, молча.

Стоит ли говорить, что заместитель министра иностранных дел не желал для своей дочери такой судьбы?! Тем более, что Масако была не только красива, но и талантлива. Так что Нарухито, сделавший предложение через знакомых, получил решительный отказ. Масако же (от греха подальше) уехала в Оксфорд. Но упрямый наследник продолжал идти к поставленной цели. Почти шесть лет ему потребовалось на то, чтобы, наконец, добиться своего!

В 1992 году Нарухито снова получил от избранницы отказ. 20 октября семья Овада представила официальный отказ в управление Императорского двора. Принц снова принялся осаждать девушку, и наконец Масако сдалась. После шести лет настойчивых ухаживаний 28-летняя переводчица дала согласие на брак, надеясь, что это «послужит интересам Японии». Нарухито пришлось пообещать: его жене не грозит участь высокопоставленной домохозяйки… Будущая принцесса, заявившая, что в ее сердце «зажглась любовь к прекрасному человеку», была представлена императору Акихито и императрице Митико, после чего в декабре 1992 года пара объявила о помолвке. 9 июня 1993 года состоялось бракосочетание наследника престола и его избранницы, совершенное по традиционному для Японии синтоистскому обряду. С этого момента жизнь Масако начала измеряться линейкой и секундомером.

После первой же пресс-конференции супружеской четы монархисты впали в истерику: принцесса говорила… на девять секунд дольше мужа! Затем Масако стали укорять за слишком высокий рост - она на три сантиметра выше наследника престола. Женщина получила указание ходить, ссутулившись. О европейских платьях, а тем более о джинсах, речь вообще не могла идти: отныне Масако предстояло носить исключительно кимоно.

Естественно, супруга наследника поначалу пыталась отстоять свое право работать, учиться, самой водить машину, путешествовать без охраны и носить то, что ей нравится. Естественно, она проиграла по всем пунктам. Царствующая императрица через год после свадьбы сына четко высказала свое отношение к попыткам изменить древние устои: «В нашей семье не будет второй леди Ди!» Масако внушали, что она должна думать лишь о том, чтобы подарить нации наследника: Хризантемовый трон передается только по прямой мужской линии, а дети нужного пола не рождались в императорской семье с 1965 года. Так что на принцессу возлагались особые надежды.

Масако настолько «заклевали» соображениями высшего порядка, что она превратилась в безмолвную тень собственного мужа… Наконец, в 1999 году объявили, что принцесса ждет ребенка. Но радость была недолгой: беременность Масако закончилась выкидышем. По словам врачей, это произошло исключительно по причине жесточайшего нервного перенапряжения, в котором она жила.

В 2001 году СМИ Японии, прервав все запланированные программы, передали сообщение: 38-летняя принцесса скоро станет матерью. Однако японцев снова ждало разочарование - Масако в декабре родила дочь… Малышка Аико («любимый ребенок») не решила проблем принца и его супруги. Император и императрица не скрывали своего разочарования, а Митико вообще в течение нескольких месяцев (!) отказывалась видеться с невесткой и внучкой. Понятно, что нервы Масако сдали окончательно. Она стала пропускать официальные мероприятия, а в декабре 2003 года угодила в больницу с диагнозом «опоясывающий лишай». Но это официальный диагноз. На самом деле болезнь принцессы носила более страшное название - «маниакально-депрессивный психоз»… В мае 2004 года Масако кричала родне, чтобы ее, не сумевшую выполнить свой долг, отпустили, а Нарухито впервые нарушил все приличия и обвинил прессу и родителей в том, что они затравили его жену. Вопреки всем традициям, «неправильный» принц на коленях вымаливал у супруги прощения за то, что не смог ее защитить.

Пожалуй, это был первый случай за все время существования японской императорской династии, когда для наследника престола любовь и семья оказались дороже трона. Впервые принц открыто выступил в защиту жены, не вписавшейся в требования дворцовой жизни. И тогда… дрогнул сам император Акихито. По настоянию монарха и его сына специальная комиссия рассмотрела ситуацию, когда отсутствует наследник мужского пола. Комиссия рекомендовала парламенту изменить закон о престолонаследии. По данным социологических опросов, это решение поддерживают, как ни странно, более 80 % жителей страны. Так что малышка Аико, возможно, в один прекрасный день воссядет на Хризантемовый трон и станет символом нации. Уж ей-то не придется всю жизнь шить кимоно и говорить гекзаметром!

Недавно средства массовой информации передали очередную новость: забеременела принцесса Кико, жена второго сына императора Акихито принца Фумихито. Возможно, закон о престолонаследии менять и не придется.

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

30.13. Императорская корона из рук первосвященника «Папа Лев III (750–816, первосвященник с 795) с самого начала видел в Карле Великом (747–814) большого друга и защитника гроба апостола Петра, но также и могущественнейшего западного властителя и доблестного распространителя

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Эпоха от 1066 до 1327 годов н. э. Нормандская династия, затем анжуйская династия. Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского правления и вся первая часть исторического периода 1066–1327 гг. - это правление нормандской династии (, с.357): от 1066 до 1153 (или 1154) годов.

Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер

Императорская корона В начале зимы 368/69 гг. Симмах покинул Рим и отправился на север. Это была не экскурсионная поездка - он возглавил сенатское посольство, направлявшееся к северу от Альп, к городу Триру в долине Мозеля, где Германия граничит теперь с Францией и

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Императорская чехарда Император Петр Второй Алексеевич (1727–1730 годы) Первое, что сделал любимый друг Петра Меншиков, – перевез одиннадцатилетнего императора в свой дворец и обручил его со своей дочерью. Невесте Петра Алексеевича было шестнадцать годков, она Петру не

Из книги Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917] автора Зимин Игорь Викторович

Императорская половина при Александре I После воцарения Александра I половина императорской семьи несколько изменила свою дислокацию. Это было связано не только с изменением статуса, но и с особенностями семейной жизни императорской четы. Юные супруги, почти дети,

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Воин под Андреевским флагом автора Войнович Павел Владимирович

Императорская яхта В 1777 году, вернувшись в Петербург из Ливорно, Марко плавал на Балтике, командуя бомбардирским кораблем «Страшный». Затем его назначили капитаном парусно-гребного фрегата «Евангелист Марк» – на нем рано утром 5 июня вместе с несколькими яхтами

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

79. КАПИТУЛЯЦИЯ ЯПОНИИ. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ 1947 г. На государственно-правовое развитие Японии второй половины XX в. решающее значение оказали ее поражение и капитуляция во второй мировой войне. Оккупационный режим осуществлялся американской военной администрацией, а

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Императорская власть Византийская монархия стала новым историческим этапом в развитии форм монархической государственности вообще - по сравнению и с эллинистической, и с римской монархией. Император не просто возглавлял государство, его фигура и власть стояли в

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

2. Большая императорская корона Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 г. для коронации императрицы Екатерины II талантливым ювелиром Георгом Экартом. Подбором камней занимался Иеремия Позье. Превосходный мастер, он

Из книги Нерон автора Сизек Эжен

Императорская и эллинская добродетель Во время своего правления Нерон проводил две различные стратегии. На него имели большое влияние доктрина Антония и культ императорской и эллинской добродетели. Обе стратегии проводились по общему плану сформировать Империю по

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Первая русская национальная армия против СССР автора Хольмстон-Смысловский Борис Алексеевич

Императорская гвардия Сегодня мы празднуем твой 250-летний юбилей, и тем самым хотим вспомнить, хотя бы в кратких словах, историю твоей славы.Ты прошла красивой сказкой сквозь доблестный путь Русской императорской армии.Пышность и блеск твоих золотом или серебром

ИМПЕРАТОРСКАЯ ДИНАСТИЯ считается самой древней из всех поныне сохранившихся наследственных монархий в мире.

По утверждению исторических хроник страны - « Кодзики » (712 г.) и « Нихонги » (720 г.), первый император вступил на японский трон в 660 г. до нашей эры. И произошло это не без помощи богов. Аматэрасу Омиками, главное божество синтоистского пантеона, вручила своему внуку Ниниги-но Микото бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом». Ниниги-но Микото, в свою очередь, передал эти сокровища своим потомкам - императорам Японии. Первым императором страны стал, как утверждают древние хроники, Дзимму. Император обладал магической силой, способностью общаться с богами. Наличие у императора реликвий являлось обязательным условием для вступления его на престол и правления.

Конечно, «Кодзики» и «Нихон сёки» вряд ли можно считать достоверными историческими свидетельствами. В этих книгах содержится немало мифов и легенд. Поэтому историки и археологи принимают как более правдоподобное время образования императорской династии III–IV вв. нашей эры, когда власть императорского рода Ямато распространилась на территорию от острова Кюсю на юге до долин Канто на севере.

О величии правителей Японии тех времен свидетельствует обнаруженное археологами в префектуре Осака огромное (753 х 656 м) захоронение императора Нинтоку, 16-го по счету и правившего в V в. н. э.

С середины VII в. японские императоры приняли на себя титул тэнно (небесный правитель) и во всех обращениях от имени императора стала фигурировать фраза, что он «правит миром, будучи воплощением божества». Император Тэмму, истовый поборник божественного происхождения страны и своих предков, впервые ввел для страны название Ниппон, включающее иероглиф «солнце».

В начале VIII в. императорский двор и вся система управления страной были реорганизованы по китайскому образцу, получив ярко выраженный централизованный характер. В тот период император сочетал роль правителя страны с ролью верховного отправителя культа Аматэрасу. Однако полнотой светской и духовной власти императоры наслаждались недолго.

Совершенствование бюрократической системы управления, отсутствие внешней угрозы привели к усилению дворцовой аристократии, особенно рода Фудзивара. В стране был введен институт регентства, превративший некогда всесильного тэнно в символическую фигуру. Оказавшиеся у рычагов политической и военной власти кланы время от времени менялись, вытесняя друг друга в результате кровопролитных битв. Начался кризис императорской власти.

Усиление провинциальных феодалов и буддийских храмов заставило императоров искать новые пути сохранения своей власти. В начале ХI в. император Сиракава, боровшийся против усиления местных помещиков, впервые использовал практику инсэй, т.е. отрекся от престола и принял монашество, но продолжал управлять страной, не занимая никаких официальных должностей.

Монахи-императоры оставались крупнейшими землевладельцами, контролировавшими около половины всех земель в стране, в их распоряжении находились личные дружины, полицейское ведомство.

В XII–ХVI вв. особую роль в судьбе императорской династии играли три родственные ей семьи: Тайра, Минамото и Ходзё .

Клан Тайра, наиболее близкий к императору, сумел занять ключевые должности в правительстве и при дворе. Позже Тайра уступили в кровопролитной войне своим противникам из рода Минамото. Победители основали новую форму государственного правления - военное правительство - сёгунат.

Пожалованный императором главе клана Минамото титул сёгуна поставил под его начало всех военных феодалов страны, их самурайские дружины и их земли.

Император Го-Дайго попытался вернуть себе все полномочия тэнно, начав в 1333 г. войну против рода Ходзё, уже более 100 лет управлявшего страной. Успешно начатая реставрация императорской власти потерпела фиаско. В 1335 г. Асикага Такаудзи повернул оружие против императора и вскоре стал сёгуном. Го-Дайго ушел в горы Ёсино вместе с небольшим количеством своих сторонников. Его правительство было названо Южным двором в противовес находившемуся в Киото под контролем Асикага Северному двору, и противостояние между ними продолжалось с 1337-го по 1392 г., когда ослабевший Южный двор прекратил свое существование.

В последующие несколько столетий императорской династии так и не удалось вернуть себе властные полномочия. В период войн эпохи Сэнгоку дзидай властные и талантливые полководцы Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси не оставили правившим императорам никаких шансов на реставрацию власти. Пришедший им на смену Токугава Иэясу основал мощнейшее в истории Японии военно-феодальное государство, не допускавшее императоров к власти еще 250 лет.

Военные правители страны оставили императору его дворец в Киото. Там императорский двор развлекался различными пышными церемониями, представлениями исполнителей древних танцев гагаку, конкурсами поэтов, каллиграфов, спортивными состязаниями (примечательно, что в той или иной степени эти мероприятия сохранились и в программе официальных развлечений нынешнего императорского двора). Из прежних полномочий за императорами оставались, пожалуй, лишь сугубо религиозные функции.

Лишь в 1868 г. в результате вооруженного конфликта с сёгунатом император Мэйдзи вновь обрел полноту государственной власти. В феврале 1889 г. был принят Основной закон Японии, провозгласивший страну конституционной монархией. Император переехал в Эдо, переименовав его в Восточную столицу - Токио. Впрочем, и в это время полномочия монарха были в значительной степени ограничены в пользу правительства, особенно в вопросах внешней и внутренней политики.

В 1926 г. на трон вступил император Сёва, на долю которого выпало пережить немало труднейших событий в истории страны. При нем милитаристы толкнули страну на путь военных авантюр, при нем сгорели в атомном пламени Хиросима и Нагасаки, при нем Япония оказалась под иностранной оккупацией. В канун 1946 г. император вынужден был публично отказаться от «божественности» императорской династии.

Это получило свое логическое завершение в тексте новой Конституции Японии, вступившей в силу в мае 1947 г. Император был провозглашен «символом государства и единства народа». Японскому народу и принадлежит с этих пор суверенная власть. За императором были оставлены исключительно церемониальные и формальные функции - подтверждение инициированных правительством назначений и отставок руководящих деятелей, визирование государственных документов, прием верительных грамот от иностранных послов, жалование наград. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения кабинета министров.

7 января 1989 г. после смерти императора Сёва на престол взошел его старший сын - Акихито, стоящий 125-м в непрерывном ряду императорской династии. Кронпринцем с 1991 г. является старший сын императора - Нарухито.

Современный монархический строй Японии успешно адаптировался к демократическим порядкам. И хотя институт императорской власти уже не является центральным звеном политической системы, он по-прежнему занимает важное место в обществе, что обусловлено позитивным отношением японского народа к императорской династии как особому элементу национальной истории и культуры.





error: Контент защищен !!