Внешняя политика италии. Внешняя политика. Без политических друзей, но с сильной диаспорой

Транскрипт

1 себя ответственность за трудные и непопулярные решения, вести диалог с политическими силами страны и внешними партнёрами являются необходимыми условиями для успешных внутренних и внешних преобразований. В.И. Михайленко * СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ИТАЛЬЯНСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Несколько внутренних и внешних обстоятельств поставили вопросы внешней политики в центр внимания правящей элиты и экспертного сообщества Италии. Обратим внимание на важнейшие из них. Прежде всего, это приход к власти левоцентристского правительства Маттео Ренци, который провозгласил радикальные изменения в области внутренней и внешней политики. Никто не даст гарантий относительно осуществимости реформ «новой волны» молодого политика 23. Итальянские аналитики отмечают, что, прежде всего, М. Ренци необходимо завоевать доверие в стране и за рубежом 24. Другим обстоятельством является то, что во второй половине 2014 г. к Италии перешли председательские полномочия в ЕС. И вполне возможно, что именно Ренци будет определять внешнеполитические приоритеты ЕС на период полномочий. Следует также учитывать, что М. Ренци обновил внешнеполитическое ведомство, предложив на пост министра иностранных дел 40-летнюю Федерику Могерини 25, чей опыт внешнеполитической деятельности ограничивается руководством отделом международных отношений партии Левая Демократия и * Михайленко Валерий Иванович, д.и.н., профессор, директор Департамента международных отношений УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург). 23 Его предшественник Энрико Летта отвёл правительству Ренци не более шести месяцев политической жизни. 24 Scegliere per contare. Sintesi e raccomandazioni del Rapporto sulla politica estera italiana edizione А cura dell Istituto Affari Internazionali (IAI). Documenti. IAI Aprile Р Ф. Могерини в августе 2014 г. была избрана Верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Прим. ред. 27

2 взаимоотношениями с коллегами из европейских лево-демократических партий и американскими демократами. 25 апреля министр Ф. Могерини записала в своём блоге: «Сегодня состоялся долгий разговор с Государственным секретарем США Джоном Керри относительно кризиса в Украине и в связи с телефонным обменом мнениями с членами G7». Руководители внешнеполитических ведомств выразили озабоченность обострением ситуации, подтвердили важность соблюдения Женевских соглашений от 17 апреля 2014 г. и проведения президентских выборов 25 мая. Ф. Могерини заявила о поддержке новых санкций против России «в связи с ухудшением ситуации» в регионе. Кроме того, они обсудили ситуацию в Сирии и мирный процесс на Ближнем Востоке. Стороны договорились о продолжении контактов и «строгой координации действий, как это имело место вплоть до сегодняшнего дня» 26. События в Украине и взаимоотношения с Россией находятся в качестве одного из приоритетов внешней политики Европейского союза. Итальянское экспертное сообщество разрабатывает предложения для политического руководства, учитывая возможную корректировку внешней политики. Однако не следует прогнозировать кардинальные изменения во внешней политике Италии. Президент Италии Дж. Наполитано отмечает, что с декабря 1977 г., когда парламентские партии достигли «национальной солидарности», основу итальянской внешней политики составляет «участие в Атлантическом союзе и взятые на себя обязательства Сообщества». Естественно, продолжил Президент республики, это «не исключает возможности различий и разнообразия взглядов на отдельные конкретные выборы внешней политики» 27. В данной статье предпринята попытка проанализировать деятельность некоторых экспертных сообществ, представляющих результаты своей исследовательской деятельности президенту, парламентариям и правительству Итальянской Республики. В фокусе нашего внимания находится исследовательская дея- 26 URL: 27 Napolitano G. L Italia e la politica internazionale. Affari Esteri. Autunno Р

3 тельность Института международных отношений 28, Института исследований международной политики 29, Центра высших исследований обороны 30, Центра исследований международной политики 31, Центра международных исследований 32. В качестве опорного документа данного исследования используется доклад, подготовленный экспертами ИМО (IAI) под названием «Выбрать, чтобы опереться. Резюме и рекомендации Доклада о внешней политике Италии издания 2014 г.» 33. Над докладом работала большая группа итальянских экспертов 34. «Резюме» предваряет ежегодную публикацию аналитического тома «Внешняя политика Италии», издающегося с 1972 г. совместно с Институтом исследований международной политики (ISPI) 35. Аналитики отмечают, что в 2014 г. внешняя политика Италии продолжит находиться в центре вызовов со стороны мирового и европейского кризисов. Внутренние структуры ЕС находятся в состоянии неопределённости, и ситуация усугубляется, что создаёт питательную базу для формирования центробежных тенденций в ЕС, активизации популистских и антиевропейских сил. Наряду с этими факторами подорвать систему европейской безопасности может возникшая из-за Украины напряжённость 28 Istituto Affari Internazionali (IAI), основанный в 1965 г. по инициативе А. Спинелли, политика и одного из теоретиков европейского единства. 29 Istituto di Studi Politici Internazionali (ISPI), основанный в 1933 г. в Милане, один из старейших в Италии центров изучения мировой политики. 30 Centro Alti Studi per la Difesa (CASD) структура при Генеральном штабе обороны Италии. 31 Centro Studi di Politica Internazionale (CESPI), основанный в 1985 г. как независимый центр, занимающийся вопросами внешней политики и международных отношений. Ориентирован на сотрудничество с МИД Италии. 32 Centro Studi Internazionali (Ce.S.I.) основал в 2004 г. Андреа Марджеллетти, советник министра обороны Италии и одним из ведущих экспертов в области анализа международной политики. 33 Scegliere per contare. Sintesi e raccomandazioni del Rapporto sulla politica estera italiana edizione A cura dell Istituto Affari Internazionali (IAI). Documenti IAI Aprile Roberto Aliboni, Giovanni Andornino, Lorenzo Bini Smaghi, Gianni Bonvicini, Vincenzo Camporini, Silvia Colombo, Federica Di Camillo, Ettore Greco, Alessandro Marrone, Ferdinando Nelli Feroci, Ferruccio Pastore, Nicoletta Pirozzi, Andrea Renda, Natalino Ronzitti, Nicolo Sartori, Stefano Silvestri, Nathalie Tocci. 35 До 2009 г. назывался «Италия и международная политика» (L Italia e la politica internazionale). 29

4 в отношениях с Россией. Вызывает озабоченность ситуация по южному периметру ЕС, где, за исключением Туниса, «арабская весна» не привела к политической стабильности Средиземноморского региона. Продолжается гражданская война в Сирии, неясна ситуация с ядерной программой Ирана, не урегулирован израильско-палестинский конфликт. Сложным остаётся глобальный контекст мировой политики, не снижается напряжённость в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С определёнными трудностями сталкивается реформа глобального управления, испытывающая давление со стороны наступающей многополярности и изменяющегося баланса сил между различными странами. Эксперты отмечают, что по сравнению с 2011 г., когда Италия стояла на грани финансового коллапса, финансовая и экономическая ситуация улучшилась, несмотря на ожесточённое сопротивление реформам внутри страны, в т.ч. со стороны правящего класса. Тем не менее, по-прежнему отсутствует чёткое осознание того пути, по которому движется Италия. Это не только провоцирует недоверие в общественной среде, но и сужает пространство действий страны на международной арене. Недавно Европейская комиссия констатировала, что Италия «страдает от чрезмерных макроэкономических дисбалансов, которые ставят под угрозу функционирование экономического и валютного союза» 36. Аналитики отмечают «очень высокий риск падения экономики вследствие хрупкой банковской системы и взрывоопасных долговых обязательств» 37. Аналитики полагают, что правительство М. Ренци не должно рассчитывать на пересмотр установленного Евросоюзом контроля за бюджетом, дефицитом, налоговой политикой и балансом государственных расходов стран-членов ЕС. Они считают контрпродуктивным отказ от обязательств, взятых на себя предшествующим правительством. Новое правительство не должно провоцировать действия, которые могут привести к усилению противоречий и напряжённости между членами ЕС. Политическое пространство в Европейском союзе и без того является не- 36 Scegliere per contare. Р Lombardi D., Amand S. Global Economic Trends and Recovery Prospects. Documenti IAI 14/05 April Р

5 спокойным в связи с возможным референдумом в Великобритании относительно членства в ЕС, фрагментационными процессами в той же Великобритании и в Испании, ростом влияния партий, занимающих евроскептические позиции, сложностями в перезапуске традиционного франко-германского «мотора». Однако это не означает, что Италия ограничена в своих возможностях ведения переговоров с руководящими органами ЕС. Для достижения успеха руководство Италии должно учитывать полный контекст политики ЕС, т.е. выдвигать свои инициативы, которые были бы направлены на экономический рост и сокращение дефицита бюджета. Если Италия выйдет на уровень осуществления эффективных реформ, то у неё будут неплохие шансы добиться успеха в переговорах с Европейской комиссией. Таким образом, представляется возможным отвоевать послабления в контроле со стороны Брюсселя за бюджетом Италии в обмен на реформы 38. Аналитики полагают, что Италия для восстановления доверия со стороны Брюсселя имеет возможность использовать три основных аргумента. Первый из них последовательное исполнение солидарной роли Италии как европейского государства. Они считают малопродуктивным для Италии «стучать кулаком по столу», что может привести, в конечном счёте, к маргинализации или даже изоляции страны. Другой аргумент связан с исполнением активной роли в европейской дипломатической игре, установлением новых связей и союзов. Франко-германская ось переживает не лучшие времена, но трудно представить себе, кто ей сможет создать альтернативу. Вместо того чтобы искать себя в альтернативных блоках, Италия должна использовать в своих интересах «переменчивую геометрию политических конвергенций», которая характеризует расширяющийся Европейский союз до 28 членов. К примеру, в июне 2012 г. правительству М. Монти удалось поднять международный престиж страны, последовательно отстаивая программу прямых монетарных операций (OMT) Scegliere per contare. Р Программа OMT (Outright Monetary Transactions, OMT) была объявлена Европейским Центральным Банком в сентябре 2012 г. и предусматривала потен- 31

6 Председательство Италии в Европейском союзе должно быть использовано для того, чтобы привлечь национальное общественное мнение к европейской повестке и продвинуть национальные интересы на европейском уровне 40. На период полномочий Италии приходится смена практически всех должностей в ЕС, поскольку после майских выборов 2014 г. изменения начались только с сентября. Одна из важнейших задач Италии заключается в том, чтобы гарантировать преемственность и обеспечить бес конфликтное функционирование институтов ЕС в связи с новыми реалиями. Кроме того, на итальянское президентство приходится завершение реформы экономического управления, включая банковский союз. С этим связана задача правительства Италии реформировать внутренний рынок с оглядкой на программу, предложенную Европейской комиссией и Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнёрством марта 2014 г. в Риме состоялась встреча экспертов с целью выработки рекомендаций для предстоящего президентства Италии в ЕС 42. Италии была предложена следующая повестка дня на период её президентства в ЕС, а именно: добиваться более эффективного экономического управления в ЕС; продвигать новые меры по созданию рабочих мест; найти прагматичные ответы на украинский кризис и на его последствия в рамках Политики добрососедства; определить будущее Общей политики обороны и безопасности; добиваться реформы иммиграционной политики ЕС; повысить эффективность и легитимциально неограниченную покупку облигаций стран Евросоюза, которые сильнее всех пострадали от мирового финансового кризиса. Программа OMT позволила сократить фрагментацию финансовых рынков. См.: Драги М. Программа ОМТ помогла стабилизации финансовых рынков. URL: ru/economics/26/06/2013/ shtml. 40 Scegliere per contare. Р Соглашение, регулирующее торговые отношения между США и ЕС. URL: 42 Встреча была организована Трансъевропейской ассоциацией политических исследований (The Trans European Policy Studies Association, TEPSA), Институтом международных отношений (IAI) и европейским Theseus project в сотрудничестве с МИД Италии, Представительством Европейской Комиссии в Италии и Центром исследований федерализма (Centro studi sul federalismo, CSF). 32

7 ность управления ЕС 43. Аналитики рассчитывают на то, что президентство Италии может способствовать повышению внутренней безопасности и развитию правового сотрудничества в свете предложений, выдвинутых Еврокомиссией в 2009 г. в Стокгольмской программе «За пространство свободы, безопасности и справедливости» 44. План действий, предложенный Стокгольмской программой, предусматривает меры, которые будут приняты Европейской комиссией в период с 2010 по 2014 гг. в области свободы, безопасности и правосудия. Среди них меры в области свободы передвижения, судебного сотрудничества в случае возникновения внутриевропейских трансграничных споров, а также консульской защиты граждан ЕС, находящихся в третьих странах. Относительно иммиграции предполагается введение директивы об условиях въезда и пребывания граждан третьих стран на сезонный период. Также предполагается автоматизировать систему пересечения границ Шенгенской зоны. Что касается рассмотрения вопросов о предоставлении убежища на территории ЕС, то Стокгольмская программа предусматривает введение унифицированной системы рассмотрения заявлений. Кроме того, запланировано введение ряда положений, касающихся судебного сотрудничества по гражданским делам, свободного передвижения лиц в пределах ЕС, к которым относится взаимное признание документов гражданского состояния (браки, разводы и т.п.) 45. Датой завершения работы над Стокгольмской программой обозначен конец 2014 г. Италия имеет возможность сыграть свою ведущую роль с целью внесения поправок, делающих иммиграционные законы более эффективными. В период президентства Италия может проявить себя в реформировании экономического управления в ЕС, в переговорах с Великобританией относительно «перезагрузки» её отношений с ЕС после парламентских выборов 2015 г., тем самым 43 Alessandri E., Koenig N., Siddi M. Priorities and Challenges of the 2014 Italian EU Presidency. Documenti IAI 14/07 May Piano d azione per l attuazione del programma di Stoccolma. URL: europa.eu/legislation_summaries/human_rights/fundamental_rights_within_europe an_union/jl0036_it.htm. 45 Piano d azione per l attuazione del programma di Stoccolma. 33

8 сыграть свою положительную роль в восстановлении равновесия институциональной системы ЕС. Аналитики большое внимание уделяют перспективам итальянской внешней политики в связи с «украинским кризисом». Некоторые из них обращают внимание на то, что формулировка в документе «Европейская стратегия в области безопасности», данная в 2003 г., безнадёжно устарела. Документ начинается словами: «Европа никогда ещё не была столь процветающей, безопасной и свободной» 46. Итальянские обозреватели полагают, что дальнейшее развитие «украинского кризиса» не только подвергает опасности систему европейской безопасности, но даже выходит за её пределы, оказывая дестабилизирующее влияние на основы мировой системы безопасности, сложившейся по окончании холодной войны. Это касается режима контроля над вооружениями, диалога с Москвой по линии Совета НАТО Россия, роли ОБСЕ в области безопасности и прав человека, совместного разрешения кризисов на континенте 47. В подобной ситуации, констатируют итальянские аналитики, Рим не может отходить от согласованной линии Евросоюза в отношении России. Вместе с тем, представляется ошибочным курс в отношении Москвы, основанный только на устрашении и сдерживании попыток внешней экспансии. Необходимо учитывать, что значительная часть российского истеблишмента жизненно заинтересована в сохранении экономического сотрудничества с Западом. Отсутствие весомых союзников чревато риском роста международной изоляции, что в долгосрочном плане может привести к структурной слабости государства, к утрате контроля над приграничными территориями. В связи с этим необходимо всё время держать открытой дверь к возобновлению экономического и политико-стратегического сотрудничества. Стратегия в отношении России должна включать поиск взаимовыгодных соглашений в отношении приграничных территорий. Соответственно должно последовать переосмысление политики Восточного партнёрства, сотрудничества со стра- 46 Un Europa sicura in un Mondo migliore. Strategia Europea in materia di Sicurezza. Bruxelles. 12 dicembre Р Scegliere per contare. Р

9 нами Восточной Европы и Кавказа 48. На первом плане итальянской внешней политики остаётся вопрос о разделении трансатлантической солидарности и бремени в рамках НАТО и ЕС. Итальянские двусторонние инициативы в отношении стран Восточной Европы и России должны осуществляться в европейском и трансатлантическом контексте. В противном случае они не только будут неэффективными, но могут привести к изоляции от союзников и партнёров 49. Это не исключает защиты особых итальянских интересов в отношении Западных Балкан, Южного и Восточного Средиземноморья, активной работы в рамках Транс-Атлантического торгового и инвестиционного партнёрства, европейско-африканского сотрудничества в области безопасности и развития, Европейско-азиатского партнёрства 50. Особенно проявляются итальянские внешнеполитические интересы в Средиземноморье. Однако сегодня отсутствуют объективные предпосылки для новых инициатив, считают аналитики. Последствия «арабской весны», или «арабского пробуждения», стали одним из приоритетных объектов «переосмысления» итальянским экспертным сообществом политики ЕС в Южном Средиземноморье. Более-менее согласованный вывод экспертов можно свести к оценке Барселонского процесса 51 и других последующих проектов ЕС, например, Союз для Средиземноморья 52, Европейская политика добрососедства 53, «Партнёрство для демократии и общего процветания в Южном Средиземноморье» 54 как не достигших намеченных целей Ibid. Р Scegliere per contare. Р Asia-Europe Meeting (ASEM) // URL: 51 Marin M. Strengthening the Mediterranean Policy of the European Union: Establishing a Euro-Mediterranean Partnership. Brussels: European Commission, Document COM (94) 427/5, 19 October Союз для Средиземноморья. URL: s hared/import/07/0713_declaration_de_paris/joint_declaration_of_the_paris_sum mit_for_the_mediterranean-en.pdf. 53 European Neighbourhood Policy, ENP. 54 Partnership for Democracy and Shared Prosperity with the Southern Mediterranean. 55 Re-Thinking Western Policies in Light of the Arab Uprising. Ed. by R. Alcaro 35

10 Североафриканские партнёры зачастую понимают средиземноморский диалог в рамках исторического долга богатых государств оказывать прямую помощь для преодоления бедности и поддержки самых нищих слоёв населения. Они продолжают жаловаться на неравные условия конкуренции и нерешённые вопросы доступа продукции бедных стран на ёмкий рынок благополучного Евросоюза. Реформы в странах Магриба оказались непоследовательными и не привели к запланированной стабильности. Социальная и политическая стабильность не достигнуты, о чём свидетельствуют политические кризисы, охватившие значительную часть арабских государств в 2011 г. Зоны свободной торговли фактически не созданы. Сохраняется значительный дефицит доверия между ЕС и отдельными странами Южного Средиземноморья, особенно после интервенции в Ливии 56. На протяжении последних десяти лет через финансовый инструмент ЕС для потребностей Средиземноморского региона было израсходовано значительно больше средств, чем на всю восточную политику ЕС. В утверждённом бюджете ЕС на сотрудничество в бассейне Средиземноморья на период с 2007 по 2013 гг. выделено 16 млрд, что превышает сумму, предназначенную восточным соседям (включая Украину) в рамках Инструмента европейского соседства и партнёрства (ENPI). Ещё больше тратят США на помощь государствам Средиземноморского региона 57. Представители ЕС, в свою очередь, подчёркивают неэффективность управления в странах-реципиентах, небрежное использование, а то и хищение международной помощи, непреодолимую коррупцию, необходимость борьбы с нелегальной миграцией. Озабоченность в Италии вызывает уклонение лидеров ряда североафриканских стран от согласования политики в отношении нелегальной иммиграции, прежде всего, это касается Ливии, Туниса и Марокко. Итальянское руководство разработало дорогостоящую проand M. Haubrich-Seco. Roma, Сушко А. Союз ради Средиземноморья или Средиземноморье ради Франции? URL: 57 Re-Thinking Western Policies in Light of the Arab Uprising. P

11 грамму «Маре Нострум», которая предусматривает военно-полицейские меры по предотвращению нелегальной иммиграции посредством усиления контроля за североафриканскими морскими водами. Расходы могут составить до 12 млн в месяц 58. Кроме финансовой части проблема иммиграции имеет гуманитарную и международно-правовую составляющие. Как отмечает колумнист газеты «Иль Соле 24» Карима Муаль, «названная военной и гуманитарной операция в реальности является немного гуманитарной и чрезмерно военной» 59. Многие в регионе воспринимают предложенный Европой союз как навязывание искусственной идентичности, не связанной ни с цивилизационными, ни с геополитическими, ни с социокультурными факторами. Европейская политика «хорошего управления», насаждения демократических институтов рассматривается как враждебная историческим традициям арабских стран. В странах Магриба отрицают общность средиземноморской культуры и подчёркивают, что они относятся к арабскому миру. Развитию средиземноморского диалога препятствует нерешённый израильско-палестинский конфликт, который время от времени блокирует европейско-средиземноморские мероприятия 60. Итальянские эксперты считают, что «продвижение демократии должно оставаться стратегической задачей внешней политики западных держав, однако оно не должно занимать центральное место, как было до 2011 г.». «Вместо этого должен преобладать более прагматичный подход, основанный на политике, которая предлагает большие возможности арабам, особенно путём более интенсивных культурных обменов и большей открытости в теме миграции» 61. Среди наиболее привилегированных и ответственных отношений выделена политика Италии в отношении Ливии. Аналитики прогнозируют более активную итальянскую внешнюю политику, как в рамках Общей внешней 58 Gaiani G. Mare Nostrum: pro et contro della missione militare dell Italia. Commentary ISPI. 22 ottobre P Moual K. Mare Nostrum: cercasi risposta politica. Commentary ISPI. 22 ottobre P Re-Thinking Western Policies in Light of the Arab Uprising. P. 144, Scegliere per contare. Р

12 политики и политики безопасности ЕС 62, так и двустороннюю в направлении Сирии, Турции, Ирана, Кипра. Что касается совершенствования правовой системы, то аналитики прогнозируют дальнейшую работу над приведением итальянского права в соответствие с международными нормами, к примеру, в части деятельности Европейского суда по правам человека 63. Исследователи отмечают, что вплоть до сегодняшнего дня миграционная политика занимала второстепенное место в деятельности правительства, которое через Брюссель будет обязано более настойчиво лоббировать собственные интересы относительно патрулирования морских границ. Правительство должно добиваться на уровне ЕС «ренационализации» европейской политики в области миграции и мобильности 64. Аналитики выражают озабоченность сохраняющимся торговым дисбалансом в отношениях с Китаем. Новым объектом тревожности со стороны Рима становится усиление китайского влияния в Центральной и Восточной Европе, которое непосредственно затрагивает итальянские интересы. Что касается роли Италии в глобальном управлении, то аналитики отмечают устойчивое стремление её руководства находиться в «головной группе». Фундаментальным для страны является последовательность её поведения и соблюдение взятых на себя многочисленных обязательств в рамках глобальных инициатив. Исследователи считают, что новые международные вызовы и угрозы, изменения в военно-теоретической и в военно-технических областях делают необходимым внесение изменений в концепцию обороны и безопасности. Основы итальянской политики в области безопасности и обороны были изложены в «Белой книге», которая не обновлялась с 2002 г. 65. Предлагаемые изменения должны затронуть «национальную модель интервенций», в т.ч. вписанную в международное право, которую вплоть до сегодняшнего дня прикрывают неубедительными кон- 62 Common Foreign and Security Policy (CFSP) of the European Union. 63 Scegliere per contare. Р Ibid. Р Белая книга. URL: menti/libro_bianco/pagine/premessa.aspx. 38

13 цепциями «миротворческих операций», «ползучих операций», «принуждения к миру» 66. В декабре 2012 г. в библиотеке Сената была представлена коллективная монография под названием «Использование силы и легитимная оборона в современном международном праве» под редакцией известных специалистов в области международного права А. Ланчиотти и А. Танци 67. Исследование имеет важный практический интерес для совершенствования международно-правовых вопросов в связи современными военными вызовами. Приоритетные направления военно-технического развития итальянских вооружённых сил обоснованы в документе «Новая стратегическая концепция» Генерального штаба обороны, принятом в 2005 г. 68. Во главу угла ставится достижение технологического превосходства над условным противником, прежде всего, в области «сетевых войн» и внедрения операционных систем ведения войны (NCW/NEC) 69. В 2010 г. министерство обороны подписало контракт с компанией SELEX Sistemi Integrati, входящей в концерн Finmeccanica, о поставках итальянским вооружённым силам цифровых систем в рамках проекта Forza NEC 70. Программа рассчитана на 25 лет, и её общая стоимость составляет 22 млрд 71. Амбициозная военная программа бросает вызов национальной промышленности, без технологического переоснащения которой и инновационных логистических решений, план невыполним Coticchia F., Moro F.N. La piccola rivoluzione possibile del libro bianco della difesa. ISPI. Commentary. 9 aprile P URL: tes/default/files/pubblicazioni/commentary_coticchia_moro_09.04.pdf; Scegliere per contare. P Uso della forza e legittima difesa nel diritto internazionale contemporaneo. A cura di A. Lanciotti e A. Tanzi. Napoli, Stato Maggiore della Difesa. Il Concetto strategico del Capo di Stato Maggiore della Difesa. Piedimonte Matese, Imago Media Editrice, Nones M., Marrone A. La trasformazione delle Forze Armate: il programma Forza NEC. Guaderni IAI. Roma, P. 48, 58. NEC Network Enable Capability; NCW Network Centric Warfare. 70 URL: 71 Nones M., Marrone A. Op. cit. P Nones M., Marrone A. Op. cit. P

14 Критически оценивают аналитики место Италии на международных рынках инвестиций, указывая на недостаточную политическую поддержку «интернационализации» итальянского бизнеса и инвестиций со стороны государства. Ситуация начала меняться к лучшему в 2013 г. Основным проводником «интернационализации» стало министерство иностранных дел. По поручению главы правительства оно разработало в конце 2013 г. совместно с министерством экономики проект закона «Предназначение Италии», который 21 февраля 2014 г. подписал Президент республики Дж. Наполитано 73. Лейтмотив документа: «Италия может получить большие преимущества от глобализации», «открыться глобализации не означает только продвигать Италию в мир, экспортируя наши товары и инвестируя в новые рынки, но означает также продвигать мир в Италию». На правительственном портале открыт специальный сайт для пропаганды и продвижения основных положений закона, установлена «прямая линия» 74. Основные направления Закона можно обобщить следующим образом: государственная поддержка предприятий, находящихся в стадии запуска или уже работающих в инновационных областях; выделение фондов для внедрения цифровых технологий на малых и средних предприятиях и переподготовки персонала; выделение специальных фондов, кредитов или предоставление налоговых льгот тем предприятиям, которые инвестируют в инновации; создание условий для стимулирования возобновляемой энергетики; предоставление фондов для выкупа самими работниками кризисных предприятий и создание ими кооперативов. Включены даже такие своеобразные пункты, как запрет на повышение акцизов на пиво и предоставление студентам 19% скидки на приобретение книг 75. Естественно, что итальянские исследователи поднимают вопрос относительно энергетической зависимости Италии от поставок газа из России. Украинские события обострили дис- 73 Destinazione Italia. См: URL: loads/2013/10/destinazione-italia phpapp02.pdf. 74 URL: 75 Destinazione Italia. 40

15 куссии относительно поиска альтернативных источников. Определённые надежды на ослабление этой зависимости они возлагают на Транс-Адриатический газопровод, по которому газ из Азербайджана будет поступать в Апулию, одну из слаборазвитых итальянских областей. Институт международных отношений (IAI) провёл в течение двух лет с десяток конференций и выпустил примерно столько же аналитических материалов, обращённых непосредственно к энергетической и политической ситуации в Азербайджане и его связям с ЕС. Реализация проекта Транс-Адриатического газопровода рассматривается как «важнейший успех внешней политики» Италии. Аналитики отмечают, что новый энергетический коридор станет не конечным пунктом, а основой сотрудничества, которое распространяется за пределы Каспийского моря и Турции, на Северную Африку и Восточное Средиземноморье, где существуют новые энергетические возможности, включая Кипр, Израиль, Ливан. В целях обеспечения энергетической безопасности Италия должна расширять сотрудничество с Ираном. В рамках ЕС итальянское правительство должно активно действовать ради улучшения европейского управления энергетикой, развития механизмов солидарной политики ЕС в случае осложнений с поставщиками энергоресурсов апреля 2014 г. ИМО опубликовал аналитический доклад под названием «Южный газовый коридор: Линия жизни для Европы?» 77. По заказу ИМО доклад подготовил директор американского Евразийского центра Д. Коранаи. Основной его тезис сводится к тому, что украинский кризис должен подвигнуть ЕС к ускоренной разработке альтернативных каналов доступа к энергоресурсам, включая регион Каспия и Центральной Азии. По мнению Д. Коронаи, основным вызовом проекту Южного газового коридора может стать высокий потенциал конфликтности в Центральной Азии и на Кавказе, вызванный нерешённостью Нагорно-карабахского вопроса, конкуренцией с Китаем и большими возможностями у России при желании дезоргани- 76 Scegliere per contare. P Koranyi D. The Southern Gas Corridor: Europe s Lifeline? IAI Working Papers April

16 зовать регионы по украинскому образцу 78. В конце марта 2014 г. европейские лидеры обсудили вопрос о сокращении энергозависимости от России и поручили Европейской комиссии разработать до конца июня 2014 г. конкретный план мероприятий. Привлечение американского эксперта ничуть не умаляет высокий уровень кавказских и турецких исследований, осуществляемых итальянскими специалистами. В этом я лично убедился, участвуя в декабре 2013 г. в конференции в Университете Триеста (Гориция) совместно с Ф.Л. Грасси из Римского университета «Ла Сапиенца» и М. ди Лиддио, представлявшего Центр международных исследований (Ce.S.I). Оценивая последствия охлаждения отношений между Россией и ЕС, М. ди Лиддио обращает внимание на «главные риски, связанные с возможностью прерывания поставок газа в Европу». Он призывает использовать имеющиеся дипломатические инструменты для нормализации обстановки в связи с украинским кризисом 79. Выступая 17 апреля 2014 г. по Radio Città, М. ди Лиддио обратил внимание на естественное происхождение пророссийских движений в Восточной Украине, отметил, что федерализация Украины находится в русле намерений Москвы сдержать вступление западного соседа в европейские структуры. Присоединение Крыма он увязал с усилением военно-геополитической роли России в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Никто из аналитиков не ставит под сомнение базовую внешнеполитическую константу, а именно «участие в Атлантическом союзе и взятые на себя обязательства Сообщества» (Дж. Наполитано). Вместе с тем, как отмечается в одном из докладов, Италия «традиционно индивидуализирует три различные модели реализации итальянской внешней политики: ассиметричный союз; двусторонняя автономия; активная многосторонность. Авторы доклада считают прагматичным использование во внешней политике т.н. центростремительного «левантийского подхода»: 78 Koranyi D. Op. cit. P Di Liddio M. I rischi connessi alla crisi di Crimea. URL: 42

17 «в действительности, представляется, что итальянская внешняя политика движется по определённому кругу между тремя точками; удаляясь от той или другой, она меняет свои характеристики» 80. Внешнеполитическая программа, увязанная с экономическими, миграционными, военными вопросами была сформирована до прихода М. Ренци к власти. Италия открыто артикулирует и отстаивает свои внешнеполитические интересы в Средиземноморье и на Балканах. Обеспечение энергетической, миграционной и международной безопасности определяют восточный вектор её политики от Ближнего Востока до Центральной Азии. Исходя из вышесказанного, эксперты формулируют две основные внешнеполитические задачи для Италии. Первая состоит в том, чтобы, последовательно реализуя внутренние реформы, восстановить международное доверие к Италии. Вторая сводится к обновлению общей внешнеполитической стратегии, чтобы учитывать новые европейские и международные вызовы. Прежде всего, речь идёт о существенном пересмотре миграционной и оборонительной политики. В обмен на реализацию конкретных реформ Италия рассчитывает на налоговые послабления со стороны Брюсселя. Можно прогнозировать, что период председательства Италии в ЕС дипломатия Рима использует для достижения обозначенных целей. Одну из них чётко определила министр иностранных дел Ф. Могерини 8 мая 2014 г.: «В предстоящие недели президентства Италии в июле я совершу поездку во все столицы Западных Балкан, чтобы подать конкретный знак наших обязательств, которые будут не только итальянскими, но и всего ЕС» 81. В первые майские дни глава МИД выразила свою позицию по ситуации в Ливии, Египте, Украине, на Ближнем Востоке. Италия была и остаётся важным актором современной мировой политики, активно участвующим в коллективном обеспе- 80 Bonvicini G., Silvestri S., Bruni F., etc. L Italia in un Mondo che cambia. Suggerimenti per la politica estera italiana. IAI, ISPI, Nomesina, giugno P URL: 43

18 чении международной безопасности и использующим международную конъюнктуру для обеспечения собственных интересов. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МАТТЕО РЕНЦИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИЛИ НОВЫЙ КУРС? Е.А. Маслова * Может показаться, что прошло недостаточно времени, чтобы делать выводы о внешней политике нового кабинета Маттео Ренци, члены правительства которого принесли присягу 22 февраля 2014 г. Однако необходимо в первую очередь принять во внимание очень интенсивный темп работы Ренци, который раскрывается в формуле «по реформе в месяц». Кроме всего прочего, одна из итальянских поговорок гласит: «Il buongiorno si vede dal mattino» (букв. «хороший день виден с утра»). Представляется, что основные направления внешнеполитической линии нового правительства уже намечаются. Вместе с новым премьер-министром Маттео Ренци в Палаццо Киджи пришла и его новая команда. Накануне формирования правительства были предположения о том, что некоторые министры сохранят свои посты. Действительно, это удалось, например, Анджелино Альфано, который в новом правительстве занял пост министра внутренних дел. В т.ч., широко обсуждалось то, что министром иностранных дел останется Эмма Бонино бывший еврокомиссар по здравоохранению и защите потребителей, министр по европейским делам во втором правительстве Романо Проди, министр иностранных дел при правительстве Энрико Летта. В итоге, полной неожиданностью для всех (в т.ч. и для самой Э. Бонино) стало назначение на пост министра иностранных дел Федерики Могерини, до этого неизвестной не только мировой общественности, но и в самой Италии, отвечавшей за европейские и международные дела в секретариате Демократи- * Маслова Елена Александровна, к.полит.н., преподаватель кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД РФ, научный сотрудник Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований ИЕ РАН. 44


ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО КОМИССАРА ПО ВОПРОСАМ РАСШИРЕНИЯ И ПОЛИТИКИ СОСЕДСТВА ШТЕФАНА ФЮЛЕ AM108r-Y 1 EA Возможны изменения Выступление европейского комиссара по вопросам расширения и политики соседства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Формат титульного листа должен соответствовать требованиям, приведенным в приложении) (1) Составлена в

Политика Беларуси в отношении Германии в 1990 2015 гг.: основные итоги А.В. Русакович, кандидат исторических наук, доцент, Белорусский государственный университет Последовательная и сбалансированная многовекторная

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Дзебоева Л.В. Финансовый Университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал), Владикавказ, Россия Научный руководитель: д.э.н.,

Э ПРОГРАММА Пекин, Китай э 2 Логотип КАОН в Пекине (КНР) Российский совет по международным делам (РСМД) и Китайская академия общественных наук (КАОН) проводят Четвертую международную конференцию. Россия

Источник: Фатеев В.С. Европейский Союз в 2007 2013 годах: прогнозы и приоритеты регионального развития, отношения с новыми соседями на Востоке // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования

Региональная европейская конференция 15 16 января 2018 г. Гент, Бельгия 15 и 16 января 2018 года в Генте, Бельгия, состоится первый Европейский региональный Форум по вопросам политики в области развития

ОБЪЕДИНЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВ ШВЕЦИИ Министерство иностранных дел Швеции Стратегия шведской политики в отношении Российской Федерации Исходные положения Европейская безопасность Развитие Российской

Текущая ситуация Зависимость ЕС от импорта энергоносителей С середины 1990-х гг. зависимость от импорта возросла на 10%, но за последние годы остается относительно стабильной. Значительное сокращение добычи

Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. Монография. М.: МГИМО, 2004. - с. Стержнем деятельности французской дипломатии на протяжении веков является борьба за

Дамы и господа, уважаемые гости, Сердечно приветствую каждого из вас. Для меня, моих коллег, Парламента Грузии очень большая честь принимать такой важный семинар, который еще раз подчеркивает тесные отношения

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ИНТЕГРАЦИЯ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ С ЗАДАЧАМИ, СТОЯЩИМИ ПЕРЕД ОБСЕ ДОКЛАД ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НА ЛИССАБОНСКОЙ ВСТРЕЧЕ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

EURONEST PARLIAMENTARY ASSEMBLY ASSEMBLÉE PARLEMENTAIRE EURONEST PARLAMENTARISCHE VERSAMMLUNG EURONEST ПАРЛАМЕНТСКАЯ AССАМБЛЕЯ ЕВРОНЕСТ Пленарное заседание 22.03.2016 РЕЗОЛЮЦИЯ по многолетним финансовым

КОМИТЕТ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЯ-ЕС 13-е заседание 15-16 декабря 2010 года СТРАСБУРГ Сопредседатели: А.А. Климов и К. Флекенштайн Итоговое заявление и рекомендации 15-16 декабря 2010 года в

КОНЦЕПЦИЯ встречи Панели по вопросам возвращения, реадмиссии и реинтеграции Ереван, Армения 21-22 июня 2017 года Процессы возвращения, реадмиссии и реинтеграции ранее уже находились в центре внимания Панели

Mon, 13/11/2017-07:23 ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ В Самарканде состоялось 13-е заседание министерской встречи «ЕС- Центральная Азия» В пятницу, 10 ноября, Верховный Представитель ЕС по иностранным делам и политике

Выступление Президента Республики Кипр Никоса Анастасиадиса AM100r-X 1 Возможны изменения 26-е Ежегодное заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Делового форума

ДЕПАРТАМЕНТ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ» ТЕМАТИКА выпускных квалификационных работ по профилям «Мировая экономика» и «Мировые финансы» на 2016-2017 учебный год ПРОФИЛЬ «МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ» 1. Современные

Евразийская ассоциация снижения вреда (ЕАСВ) Стратегические направления развития 2018-2019 Что такое Евразийская ассоциация снижения вреда (EАСВ)? 2 Стратегические направления развития ЕАСВ 2 Программы

ЕГИПЕТ AM015r-X 1 Выступление Его Превосходительства г-на Ашрафа Аль-Араби, министра планирования и международного сотрудничества, управляющего ЕБРР от Египта, на двадцать третьем Ежегодном заседании совета

AM006-X 1 БЕЛАРУСЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ управляющего ЕБРР от Республики Беларусь, заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. 24 Ежегодное заседание Совета управляющих ЕБРР Уважаемый господин

Euronest Parliamentary Assembly Assemblée parlementaire Euronest Parlamentarische Versammlung Euronest Парламентская Aссамблея Евронест КОМИТЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ПРАВОВОМУ СБЛИЖЕНИЮ И СООТВЕТСТВИЮ

Документ с изложением позиции Форума гражданского общества Восточного партнерства (CSF) по вопросам Реформы публичного управления (PAR) на местном и региональном уровнях в странах Восточного партнерства,

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ ПРИ ОТКРЫТИИ ЗАСЕДАНИЯ AM101r-Х 1 Марек Белка, Председатель Совета управляющих ЕБРР Ежегодное заседание, Варшава, 14-16 мая 2014 года Выступление Председателя

Обзор МВФ ПРОГРАММА РАБОТЫ МВФ планирует активную работу для поддержки мирового подъема Обзор МВФ онлайн 26 мая 2011 года Строительство дороги в Джакарте, Индонезия. Новая программа работы МВФ направлена

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе Постоянный совет RUSSIAN Original: ENGLISH 1104-е пленарное заседание PC Journal No. 1104, пункт 3 повестки дня РЕШЕНИЕ 1208 ПОВЕСТКА ДНЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Цинь Дун магистрант ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» г. Владивосток, Приморский край КРИЗИС И ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ Аннотация: в статье

(ПРОЕКТ ВИДЕНИЯ) 3-Й ВСЕМИРНЫЙ ТЮРКСКИЙ ФОРУМ (28-30 мая 2014, Эдирне) Главная тема - 1 Тюркские республики; Культурная дипломатия и туризм Учитывая географическое распределение тюркских республик,

Всемирная организация здравоохранения ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ Сто тридцать седьмая сессия EB137/3 Пункт 5 предварительной повестки дня 20 мая 2015 г. ВВЕДЕНИЕ Диалог о финансировании Доклад Секретариата

Копенгагенская декларация по политике здравоохранения, 1994 г. Мы, делегации государств - членов Европейского региона Всемирной организации здравоохранения, встретившись в Копенгагене в период с 5 по 9

КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА AM036r-X 1 Заявление Управляющего ЕБРР от Кыргызской Республики Ежегодное Собрание Управляющих ЕБРР, Пленарное заседание Кипр, Никосия, 9-11 мая 2017 г. Уважаемый г-н Президент ЕБРР

Третья волна глобализации Карл Бильд, премьер-министр Швеции в 1991 1994 гг. Внастоящее время мировая экономика переживает этап глубинных изменений. Глобальная экономика находится в переходном периоде.

ПРОЕКТ ПОВЕСТКИ ДНЯ ИНДЕКС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МСП: СТРАНЫ ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА 2016 Оценка применения Европейского акта о малом бизнесе Презентация публикации на национальном уровне 27 января

Роль россии в урегулировании международных конфликтов реферат Дипломатическое урегулирование конфликта подразумевает Рассмотреть согласительные средства разрешения международных споров, Обе вышеупомянутые

ЯПОНИЯ AM028r-X 1 Выступление Дзиро Аичи, старшего заместителя министра финансов правительства Японии на 23-м Ежегодном заседании Европейского банка реконструкции и развития Варшава, Польша 15 мая 2014

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО Строев П.В. Научный руководитель д.э.н., профессор Белоусова О.М. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации В 90-е

Итоговое заявление Председателя о.си-айленд, штат Джорджия, США 8-11 июня 2004 Мы встретились на Си-Айленде для проведения нашего ежегодного саммита с целью продвижения свободы путем укрепления международного

ФОРМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО И ГЛОБАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 1 Патрик Кеулирс 2 Обсуждение регионального и глобального сотрудничества

УТВЕРЖДЕНО Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым 26 декабря 2012 года 1072-6/12 ПРОГРАММА содействия развитию гражданского общества в Автономной Республике Крым на 2013 2015 годы РАЗДЕЛ

План действий Австрии по выполнению Резолюции СБ ООН 1325: пересмотр и доработка Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрии в Республике Казахстан Его Превосходительство д-р Вольфганг Баняй Алматы 12 ноября

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ EB111/33 Сто одиннадцатая сессия 10 декабря 2002 г. Пункт 5.11 предварительной повестки дня Инициатива, ориентированная на страны Доклад Генерального

International Relations Швейцарская политика безопасности Брифинг Полковника Б. Русси, военного атташе ТЕМЫ Цель политики безопасности Швейцарии Средства и инструменты швейцарской политики безопасности

1/10/10 АССАМБЛЕЯ 37-Я СЕССИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПРОЕКТ ТЕКСТА ДОКЛАДА ПО ПУНКТУ 32 ПОВЕСТКИ ДНЯ Прилагаемый материал по пункту 32 повестки дня представляется для рассмотрения Технической комиссией.

Кристин Муттонен Кандидат в Председатели ПА ОБСЕ Уважаемые Коллеги! Cегодня мы сталкиваемся с огромными вызовами. Стабильность и безопасность, к которым большинство из нас привыкло, ежедневно подвергаются

Ежегодное мероприятие INOGATE 22 октября 2014 года Механизмы поддержки ЕС по вопросам энергетической безопасности в Странах-партнерах INOGATE 22 октября 2014 года 1 Что такое энергетическая безопасность

О визитах генеральных секретарей ООН и НАТО в Украину В июле в Украине были с визитами Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш (бывший Премьер-министр Португалии) и Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ AM050r-Y 1 ED ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО ОТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЕБРР СЕРГЕЯ СТОРЧАКА Ежегодное заседание Совета управляющих ЕБРР Стамбул, 11 мая 2013 г. 1. Сегодня мы

Каратаев С.В., к.э.н., начальник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований РИСИ 1 Доклад «Значение реформы международной финансовой архитектуры для обеспечения экономической

Реализация Стратегии Европейского Союза по сотрудничеству со странами Центральной Азии I. ЕС и Средняя Азия - Новое партнерство (2007 -) II. Двухстороннее и Региональное Сотрудничество Новое партнерство:

Обзор МВФ МИРОВОЙ ПРОГНОЗ Вялый подъем мировой экономики зависит от продвижения в Европе и США Обзор МВФ онлайн 16 июля 2012 года Фабрика в Урлати, Румыния. Прогноз МВФ, предусматривающий лишь небольшое

Выступление г-на Норимаса Шимомура, Странового директора ПРООН Международная конференция по торговле и инвестициям Хаят Редженси Душанбе, 1 июня 2015г. Ваше Превосходительство Хикматуллозода, Си Си Ю и

УДК 339.91 Чаус Е.О. магистрант НАЧОУ ВПО Современная гуманитарная академия Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС Аннотация Статья посвящена проблемам

AM006r-X 1 БЕЛАРУСЬ ЗАЯВЛЕНИЕ (письменное) управляющего ЕБРР от Республики Беларусь, заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. 25 Ежегодное заседание Совета управляющих ЕБРР Позвольте,

ЕС и Молдова Партнеры для роста Речь Сесилии Мальмстрем Европейский комиссар по торговле Конференция: Максимум возможного из DCFTA Кишинев, 23 октября 2015 Дамы и господа, Я рада снова быть в Молдове.

Раздел 1. ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА Тема 1.1. Международное положение. Международные организации. Тема занятия: Создание НАТО, ОВД, СЭВ, ОЕЭС. ПЛАН 1. Создание НАТО. 2. Создание СЭВ и ОВД. 3. Конфронтация

БОРЬБА С КРИЗИСОМ РАБОЧИХ МЕСТ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ К ЗАСЕДАНИЮ МИНИСТРОВ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ГРУППЫ 20 (ВАШИНГТОН, АПРЕЛЬ 2010 г.) Январь 2010 г. Рост занятости - ключ к экономическому восстановлению

Организация Объединенных Наций Совет Безопасности Distr.: General 16 April 2008 Russian Original: English S/2008/252* Южная Африка: проект резолюции Совет Безопасности, вновь подтверждая все свои предыдущие

Седьмая конференция парламентариев Арктического региона Кируна, Швеция, 2-4 августа 2006 г. ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Мы, выборные представители Канады, Дании/Гренландии, Европейского Парламента,

Зиядуллаев Н.С., Зоидов К.Х., Зиядуллаев У.С., Рахматова З.И., Симонова Ю.С., Зоидов З.К. Экономическая безопасность национальной банковской системы в условиях глобализации / Под ред. чл.-корр. РАН В.А.

PRÉSIDENCE DE LA RÉPUBLIQUE Service de Presse СТАТЬЯ ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСПОДИНА ЖАКА ШИРАКА "САММИТ В РИГЕ: СВЯЗЬ ЕВРОПА-СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА ВО ИМЯ МИРА" *** ОПУБЛИКОВAНA 28 НOЯБРЯ 2006 Г.

Приемная кампания 2016 ДЕПАРТАМЕНТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: направления подготовки 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА http://fir.ispn.urfu.ru +7 343 3509404

УКРАИНА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В АВАНГАРДЕ ТОРГОВОГО ДИАЛОГА В УКРАИНЕ Текст: Олег Дорошенко Civil Society. Dialogue for Progress Украина готова улучшать свою нормативно-правовую базу, регулирующую торговлю,

Тезисы выступления на Гайдаровском форуме Экономические перспективы для Европы и России Для меня большая честь и удовольствие принимать участие в этом обсуждении перспектив развития экономики Европы и

Профессор кафедры дипломатии Т.В.Зонова - об итогах ушедшего года в Италии и российско-итальянских отношениях.

Ушедший 2017 стал одним из наиболее жарких и засушливых. Такой засухи не наблюдалось с 1800 года. Неутешительные в климатическом, в экономическом плане итоги скорее положительные. Продолжился рост ВВП, несколько возросла занятость. Все же безработица в среднем еще сохраняется на уровне 11,2%, но именно молодежь чаще всего не может найти работу. Недосягаемой целью остаются «равные возможности». Более половины работающих женщин оплачиваются гораздо меньше, чем мужчины. В докладе Мирового экономического форума за 2017 г. по этому показателю Италия оказалась на 82 месте из 144 стран.

Однако политическая жизнь кипит ключом. Президент Серджо Маттарелла распустил парламент и 4 марта Италию ожидают очередные парламентские выборы, исход которых никто не берется предсказать. В начале 1990-х политическая система Италии была демонтирована как пример «несовершенной демократии», при которой не происходит ротации между правящим блоком и оппозицией. Путем смены избирательных законов и появления новых партий итальянцы стремились учредить «совершенную демократию», где бы соревновались право- и левоцентристы. Жизнь внесла коррективы и в эту попытку. На политической арене появилась «третья сила» - радикальное и популистское «Движение пяти звезд» во главе с известным комиком Беппе Грилло.

Накануне выборов главные партии - правящая левоцентристская «Демократическая партия» Маттео Ренци и оппозиционная правоцентристская «Вперед, Италия!» Сильвио Берлускони - выглядят далеко не лучшим образом. Для «Демократической партии» ее 40%, полученные в 2014 г. на выборах в Европейский парламент, кажутся уже недостижимыми. Маттео Ренци признал явно недостаточными те 24–25%, которыми партия располагает сегодня на основе опросов общественного мнения. В этих опросах лидирует «Движение пяти звезд», завоевывая симпатии чуть ли не у трети электората. В лагере правоцентристов партия Берлускони остается на уровне 16%, «Лига» (раньше именовалась «Лигой Севера», но теперь решено, что она будет представлять всех итальянцев) -14%.

В результате парламентских баталий новый избирательный закон «Розателлум» не позволил, как это планировалось, взять на вооружение французскую систему двух туров выборов. Поэтому «партитини», мелкие партии, надеющиеся преодолеть установленный трехпроцентный барьер, грозят забрать часть голосов у крупных образований. Например, ново созданная партия христианско-демократического толка вполне может отобрать кое-какие голоса у «Вперед, Италия!» и даже у «Демократической партии». Активизировались и правые экстремисты «Новой силы», которые угрожают, как и в 1922 г., организовать «марш на Рим». Не исключено, что партию могут поддержать наиболее радикальные члены «Движения пяти звезд».

Все же Ренци сохраняет некоторые преимущества. Правительство возглавляет его соратник Паоло Джентилони, снискавший весьма положительное отношение итальянцев. Президент Италии Серджо Маттарелла также политически близок демократам. В то же время на сегодняшний день ни одна партия не имеет шанса получить большинство для формирования правительства. Среди сценариев возможных коалиций - альянс с шутливым названием «Ренцускони», то есть партии Ренци с партией Берлускони. Это крайний сценарий, направленный на предотвращение прихода к власти «Движения пяти звезд». Не исключена и возможность сближения демократов с партией «Свобода и равенство», созданной вышедшим из «Демократической партии» председателем Сената Пьетро Грассо, и некоторыми другими «раскольниками», а также с партией Эммы Бонино, бывшей несколько лет назад министром иностранных дел. Но и сам Берлускони еще не теряет надежды добиться единства на правом фланге. Это подтверждают переговоры Берлускони с Сальвини, лидером «Лиги». Берлускони, однако, пока лишен возможности выставлять на выборах свою кандидатуру и еще несколько месяцев будет находиться в ожидании решения по этому вопросу Страсбургского суда.

Молодой лидер «Движения пяти звезд» Луиджи Ди Майо стремится придать своей партии респектабельный вид. В ходе недавнего заокеанского турне он поспешил напомнить, что именно в американское посольство нанесли свой первый визит главы «Движения», одержавшего успех на выборах 2013 года. Ди Майо всячески старался заверить американцев, что его партия чужда национализму и изоляционизму и что именно США были и остаются главным союзником Италии. Наряду с этим Ди Майо категорически отрицал приписываемые «гриллини» тайные связи с Россией. Накануне выборов лидеры «Движения» не сбрасывают со счетов возможность коалиции как с левыми, вышедшими из «Демократической партии», так и с правыми «Лиги».

2017 год стал также годом референдумов об автономии, прошедших на волне событий в Каталонии в областях Ломбардии и Венето. Речь, правда, шла не о независимости, а о расширении региональной самостоятельности в области финансов, образования, здравоохранения, управления территорией и безопасности .

Внимание прессы в ушедшем году привлекло и событие, связанное с историей послевоенной Италии. В ноябре 2017 г. итальянская дипломатия в обстановке секретности подготовила переправу в Италию останков королевы Елены и ее супруга - Виктора Эммануила III. Правда, членам семьи было отказано в захоронении останков в римском Пантеоне, где покоится Виктор Эммануил II, процедура захоронения прошла в частной усыпальнице членов Савойской династии в Пьемонте. Все эти перипетии, однако, вызвали полемику в общественном мнении, одни рассматривали этот жест как акт милосердия, другие предупреждали против ревизии истории. Дело в том, что после победы на референдуме сторонников республики в 1946 г. членам королевской семьи въезд в Италию был запрещен. В частности, королю инкриминировали приведение к власти Муссолини и подписание расистских законов. Запрет был снят только в 2002 году.

В том же ноябре СМИ обратили внимание на кончину в тюрьме Тото Риина, возглавлявшего итальянскую Коза Ностра. Люди Риина в свое время сумели внедриться даже в политические структуры. Главарь мафии был арестован в 1993 г. по обвинению в похищениях, убийствах и пытках и осужден на пожизненное заключение в «супер карцере» на одном из небольших островов близ Сардинии.

В области внешней политики, как и прежде, внимание было приковано к мигрантам. Правда, с июля 2017 г. поток мигрантов, прибывающих в Италию, значительно (более чем на треть) снизился. Этому способствовало известное соглашение ЕС с Турцией, а также соглашение Италии с Ливией, позволившее итальянским кораблям действовать в ливийских водах при поддержке ливийской пограничной службы. Препятствуют миграции и предпринятые меры на границах Нигера, куда итальянцы намерены направить часть своих военных подразделений, расквартированных в Ираке.

В 2018 г. Италия стала председателем ОБСЕ. Среди заявленных приоритетов ее председательства - поиски разрешения на основе Минских соглашений российско-украинского конфликта. Особое внимание итальянская дипломатия намерена уделить проблемам Средиземноморского региона. В связи с этим известный резонанс получило выступление С.В.Лаврова на Третьей международной конференции «Средиземноморье: римский диалог», прошедшей в Риме 1 декабря 2017 г.

Отношения с Россией Фарнезина видит как развивающиеся «положительно и интенсивно», хотя и в условиях санкций. Несмотря на осуждение действий России в 2014 г., Италия продолжает настаивать на конструктивном диалоге с Москвой, нацеленном на совместный поиск разрешения кризисных ситуаций, включая «сотрудничество в организации сопротивления насильственному экстремизму». В ушедшем году между Италией и Россией продолжились интенсивные контакты на высшем и высоком уровне. Весной президент В.В.Путин принял в Москве президента Италии Серджо Маттарелла, а в Сочи с Путиным встречался премьер Серджо Джентилони. Продолжались двусторонние консультации на уровне заместителей министров иностранных дел. Летом состоялись также встречи председателей парламентских и сенатских комиссий по международным делам. В июне 2017 г. представительная итальянская делегация во главе с премьер-министром Джентилони приняла участие в Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. После двухлетнего перерыва были возобновлены встречи Большой итало-российской Межпарламентской комиссии. В России успешно продолжают работать около 400 итальянских предприятий, действуют восемь банков. Особо интенсивно развиваются отношения в энергетической сфере (из России в бедную природными энергоресурсами Италию поступает 47% импорта газа). Продолжает развиваться сотрудничество в области теоретической и ядерной физики, радиобиологии, медицины и химии. Успешно выполняется «Программа культурного сотрудничества в области образования, искусства, средств массовой информации, спорта и туризма».

1. См. Т.В.Зонова. Региональная автономия: референдум в Ломбардии и Венето
2. Название Министерства иностранных дел и международного сотрудничества по месту его нахождения в Риме

В 2011г италия праздновала 150-летие итальянского государства. Италия подошла к своему юбилею как со значительными достижениями, так и с грузом проблем, обострившихся в условиях финансового, экономического и политического кризиса. За прошедшие десятилетия Италия добилась прогресса. Она – одна из наиболее развитых стран мира, активный член «большой восьмёрки» и других международных организаций, экспортёр автомобилей, оборудования, продуктов перерабатывающей промышленности. Итальянская культура, дизайн, мода, кухня всемирно признаны и востребованы.

неаполитано.

В 2013 г, Джорджо Наполитано стал первым в истории Италии переизбранным президентом. 22 апреля принял присягу. В конце 2014г он заявил, что в течение нескольких недель он уйдёт в отставку.

Правительство Ренци действует с 22 февраля 2014 года под председательством Маттео Ренци .

Правительство сменило правительство Энрико Летта , ушедшее в отставку 14 февраля 2014 года . Президент Наполитано поручил Ренци сформировать новое правительство 17 февраля 2014 года.

В правительство входит 16 министров, из которых трое являются министрами без портфеля ; 8 членов правительства - женщины.

внутр политика

Италия по своему экономическому уровню занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми странами и странами со средним уровнем развития производительных сил. в Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, большинство из которых входят в число крупнейших концернов капиталистического мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности («Монтэдисон»), в автомобильной (ФИАТ).

Государство является крупнейшим в стране предпринимателем. Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. В современных условиях заметно вмешательство государства в экономику. Основная цель этого- обеспечить непрерывность процесса воспроизводства. Новой важной особенностью развития государственно-монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, усиление монополизации и огосударствления экономики.

внеш политика

Отношение к действиям Италии на международной арене можно скорее охарактеризовать как отвечающее интересам всех ведущих политических сил страны. В глобальном плане Италия выступает за многосторонний подход к решению насущных задач мировой политики, за реформу ООН, расширение числа непостоянных членов Совета безопасности. Международный валютный фонд и Всемирный банк, по мнению итальянской дипломатии, также подлежат реформированию, направленному на усиление позиций в этих организациях успешно развивающихся стран, прежде всего, Индии, Китая и Бразилии. Большое внимание уделяется про-блемам разоружения. Италия поддерживает высказанную президентом Обамой идею «глобального нуля», призванную освободить человечество от ядерного оружия. Членство в НАТО и ЕС Италия рассматривает в качестве залога своей безопасности, ссылаясь на непредсказуемую современную международную ситуацию. В обеих организациях она преследует цель укрепить свои позиции.

отношения с россией.

Россию Италия рассматривает как стратегического партнёра. в 2002 г. были заложены основы сотрудничества между Россией и Североатлантическим альянсом через механизм Совета Россия – НАТО. С 2010 г. запущен новый механизм, способствующий дальнейшему углублению отношений между двумя странами. Это встречи министров иностранных дел и министров обороны в формате «два плюс два», что ещё раз подтверждает стратегический характер взаимодействия двух стран.

Основу российско-итальянских отношений составляет энергетическое сотрудничество, которое по мере развития инфраструктурных проектов начало выходить за рамки импорта-экспорта сырья.

сегодня развивается сотрудничество между Италией и Россией в финансовой, банковской и инвестиционной сферах. В России действует более 400 итальянских компаний в основном в областях транспорта и станкостроения, строительства и мебели, моды, юридических услуг, сельского хозяйства и пищевой промышленности.

На сегодняшний день Италия является одним из наиболее близких партнеров Российской Федерации в Европе. Россия и Италия продолжают вести политический диалог и активно взаимодействуют в международных организациях и механизмах. в 2014г отмечены взаимные визиты политических деятелей, так в февраля 2014 г. состоялся визит Председателя Совета министров Итальянской Республики Э.Летты в Россию для участия в торжественной церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи. 16-17 октября Президент Российской Федерации В.В.Путин совершил визит в Италию и провел двусторонние встречи с Президентом Итальянской Республики Дж.Наполитано. так же в этом же году премьер министры обеих стран совершали визиты. также в 2014 г. прошли «Перекрестные» годы туризма в России и Италии». 17-18 сентября в Милане был проведен российско-итальянский культурно-туристический форум.

следует отметить отрицательную окраску во взаимоотношениях между 2 странами, а именно украинский вопрос. Введение санкций против России может не только испортить позитивную динамику двустороннего сотрудничества, но и усугубить сложную экономическую ситуацию в Италии. Министр иностранных дел в правительстве ренци Федерика Могерини призывает к поиску политического решения украинского кризиса. Несмотря на поддержку решения ЕС о введении санкций против России, итальянское правительство считает, что сегодняшний мир не позволяет выступать в открытое противостояние с россией, что не следует изолировать россию от европы.

14 июля 2016 года на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась дискуссия с участием экспертов Валдайского клуба и европейского аналитического центра «Европейская сеть лидеров» (Лондон), посвященная перспективам сотрудничества России и ЕС.

Иран выходит из-под санкций: перспективы нефтяного рынка

В ходе приуроченного к отмене санкций визита президента Ирана в Европу складывалось впечатление, что европейцы и персы наконец нашли друг друга. В общем-то этому роману мало что может помешать, так что теперь наши компании столкнутся на иранском рынке с конкуренцией куда более острой, чем прежде.

Маркедонов: Нормализации отношений ЕС с Россией в 2016 году не будет

Минувший год запомнился продолжением и расширением кризиса в международных отношениях и новыми вызовами для безопасности в Европе. К уже существующим очагам напряжённости в Сирии и на Украине добавилась проблема беженцев в Европе, резкое усиление террористической угрозы и российско-турецкий конфликт. О вызовах международной безопасности на Украине, Южном Кавказе и Ближнем Востоке и возможностях их преодоления в 2016 году рассказал Сергей Маркедонов.

Рейтинг главных событий внешней политики России в декабре 2015 года

Окончание года для российской дипломатии было непростым. В декабре в полной мере проявилась тенденция общего роста напряженности и готовность России жестко реагировать на растущие вызовы международной политики. Вместе с тем не осталось проблем, по которым заведомо отсутствуют шансы достичь согласия. Москва шлет сигналы партнерам о готовности к переговорному процессу по всему спектру международных проблем.

Антироссийские санкции ЕС и позиция Италии как важнейший прецедент

С каждым месяцем все больше европейцев осознают ненормальность этой ситуации, понимают, что конфликт с Россией пора заканчивать из-за его бессмысленности и бесперспективности. Многие из них боялись высказывать эту позицию открыто, опасаясь обвинений в подрыве европейской солидарности, и с этой точки зрения поведение Италии создает важнейший прецедент.

Дайджест внешней политики России за неделю (7-14 декабря)

На прошлой неделе российский министр иностранных дел России Сергей Лавров совершил визит в Италию. Накануне визита стало известно, что Рим затормозит решение о продлении санкций ЕС против России. Между тем, вопрос об отказе Украины от погашения долга России получил продолжение и стало ясно, что компромисс в этом году практически недостижим. И, конечно же, важным событием стало изменение российского законодательства, которое теперь предписывает приоритет национального права над международным.

Миграционный кризис в повестке дня Евросоюза

Страны ЕС, не попавшие под прямой удар миграционного кризиса, не видят смысла в унификации миграционной политики, которая подразумевает передачу значительных полномочий Брюсселю. Пока еврозону лихорадит от финансовых проблем Греции, расходы на обеспечение внешней политики и ее последствий для них - непозволительная роскошь. Реагирование в режиме ad hoc дает больше пространства для маневра.

Ближневосточное досье: Алжир и Ливия в мае 2015

Главным пунктом повестки дня для Алжира и Ливии остаются проблемы безопасности, связанные с ливийским кризисом и деятельностью ИГИЛ и Аль-Каиды. Алжир настойчиво позиционирует себя как государство, способное самостоятельно справляться с вызовами, угрожающими стране. Между тем, в ливийском кризисе наметилась новая тенденция: на фоне нерегулируемого потока беженцев из Ливии в страны южной Европы, Италия выразила готовность сотрудничать с «нелегитимным» правительством Триполи в сфере безопасности.

На вопрос Где можно найти внешнюю политику Италии СРОЧНО! ПОМОГИТЕ! заданный автором Осознать лучший ответ это О. Барабанов
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИТАЛИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
БАРАБАНОВ Олег Николаевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД РФ.
Италия всегда занимала важное место во внешней политике России. Политические отношения России и Италии часто носили более конструктивный и доверительный характер, чем с другими ведущими государствами Запада. Важным фактором является богатство культурных связей наших стран. Визиты Президента Российской Федерации В. В. Путина в Рим в 2000 и 2002 гг. подтвердили настроенность России на развитие двусторонних отношений. Поэтому понимание основных тенденций и приоритетов итальянской внешней политики может сделать возможным качественное прогнозирование того, какой отклик будет в Италии на те или иные действия на международной арене, какого рода инициативы она сама может выдвинуть.
Все чаще в официальных документах Италии можно встретить осмысление «итальянского вклада» в мировую политику, стремление подчеркнуть не традиционную пассивность внешней политики страны, следующей в фарватере НАТО, а ее активность и самостоятельность.
Поворотным пунктом для этих изменений в официальной идеологии Италии считается период после холодной войны, который поставил ее «перед лицом одновременно новой и тяжелой ответственности» . Общетеоретическим базисом для такого подхода стала концепция, которая была представлена тогдашним министром иностранных дел Италии Л. Дини в сенате страны 8 июня 2000 г. о том, что биполярный мир сменился «миром протагонистов» . Именно эта идеологема становится основополагающей в итальянской трактовке современного мирового развития и вытесняет тем самым все другие концепции такого рода.
В рамках формирующегося «мира протагонистов» , к которым Италия недвусмысленно относит и себя саму, она официально определяет свои приоритеты. Среди наиболее важных такого рола сегментов итальянской «ответственности» перед мировым сообществом власти страны считают Балканский кризис и провозглашенное расширение ЕС на зону Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Эти задачи должны дополнить ставшую уже традиционной итальянскую активность в Средиземноморье и борьбу с незаконной миграцией.
Логическим следствием из провозглашения собственной глобальной ответственности становится то обстоятельство, что в официальной внешнеполитической идеологии Италии начинает все чаще воспроизводиться либералистский подход к международным отношениям, в частности, такие его аспекты, как глобальный транснационализм и первостепенная роль моральных ценностей в мировой политике. В рамках этой концепции совершенно логичным предстает тот факт, что, приводя аргументы для своей внешнеполитической активности в вышеуказанных приоритетных сегментах, итальянские официальные лица опираются не только на национальные интересы Италии, но и на моральный аспект вопроса, на то, что ее долгом является привнесение в те или иные регионы фундаментальных ценностей демократического мира, таких как гражданское общество, права человека, основные свободы и пр.
Более того, в вышеупомянутой речи в сенате Л. Дини заявил, что «интересы и ценности по своей природе не знают географических границ, и обязывают нас выступать в их защиту везде, где потребуется» . Этот постулат стал удобным идеологическим подспорьем для объяснения дипломатической активности Италии и далеко за пределами объявленных зон ответственности (например, в Корее) .
В связи с этим в официальных итальянских документах и выступлениях все чаще говорится об Италии как глобальном акторе на мировой арене. Стремление подчеркнуть собственную значимость стало закономерным следствием курса на активизацию внешней политики страны, провозглашенного еще при первом правительстве С. Берлускони в 1994 г. В результате, в официальной риторике начинают появляться такие идеологемы, как «универсализм итальянского рода» , «глобальное вид





error: Контент защищен !!