Легенды и были новодевичьего монастыря. Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь, после Кремля, пожалуй, вторая по значимости и красоте достопримечательность Москвы. Его историческую ценность и прекрасное состояние оценил и Комитет всемирного наследия, включив Новодевичий монастырь в 2004 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО России.

Изначально построенный как женский монастырь и имея непростую судьбу, он, с некоторыми перерывами, сохранял своё прямое предназначение. Нынче внутри живописного комплекса гармонично сосуществуют духовная составляющая и историческое наследие в виде музейной экспозиции. Помимо этого, по территории монастыря приятно просто бродить и наслаждаться его красотами, что я с большим удовольствием и сделал.

А теперь, если есть желание, можно окунуться в далёкий XVI-й век, с которого началась история существования этого прекрасного комплекса, и далее, проследить всю его интересную и нелёгкую жизнь.

В 1514 году великий князь Василий III-й перед началом штурма Смоленска, отобранного ранее Литовским княжеством у Московского княжества, дал обет, что если ему удастся отвоевать город, то на месте, откуда москвичи провожали в 1456 году в Смоленск чудотворную икону «Одигитрию», он возведёт монастырь. Осада Смоленска началась 29 июля 1514 года, а уже на следующий день литовский гарнизон сдался, 31 июля смоляне были приведены к присяге Московскому князю.

Несколько слов о Смоленской иконе Божией Матери.

Предание гласит, что в Россию икона "Одигитрия" попала в середине XI-го века, когда византийский император Константин IX-й Мономах выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил её в путь этой иконой. А слово "одигитрия" с греческого означает "путеводительница". После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес её в начале ХII-го века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

Великий князь не забыл свой обет и 13 мая (23 мая) 1524 года, на левом берегу излучины Москвы-реки около Девичьего поля, им была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы. Свое название "новый" монастырь получил от того, что в ближайшей округе уже существовали два других женских монастыря - Вознесенский в Кремле и Зачатьевский в Хамовниках, а «девичий» от местности, где началось его строительство - Девичье поле. Название "Девичье поле" местность, по преданию, получила во времена татаро-монгольских нашествий - здесь баскаки отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в неволю в Золотую Орду.

На устроение обители князь пожаловал 3 000 рублей серебром, дворцовые сёла, земельные угодья и даровал ей «несудимые грамоты», которые освобождали монастырь от податей в казну.

Первые стены и башни, защищавшие монастырский комплекс, были построены из дерева. Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 гг. Одни исследователи предполагают, что зодчим являлся Алевиз Новый, который в начале XVI-го века построил в Москве многие каменные церкви. По данным других, строительством занимался зодчий Нестор, погибший при строительстве собора - из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания, при котором погибло несколько артелей каменщиков, всего 56 человек.

28 июля 1525 года в новый собор торжественно, с крестным ходом из кремлевского Благовещенского собора была перенесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери.

Первой игуменьей Новодевичьего монастыря стала Елена Девочкина, призванная из Суздаля (её могила до сих пор сохранилась на его территории), вместе с ней в монастырь прибыло ещё 18 суздальских стариц. В дальнейшем монастырь стал самым привилегированным и богатым из монастырей России. В него поступали женщины из царской семи и знатных боярских родов - царевны, которых на Руси было не принято выдавать замуж, а также опальные царские жёны и вдовы. 30 апреля 1564 года в монастыре приняла монашеский постриг с именем Александра княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая, вдова великого князя угличского Юрия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного; в 1582 году в монастыре поселяется царевна Елена Ивановна Шереметева (в постриге Леонида), вдова сына Ивана Грозного — царевича Ивана Ивановича.

История Новодевичьего монастыря тесно связана с именами Бориса Годунова (1552-1605) и его сестры Ирины Федоровны. Ирина Годунова, после смерти супруга царя Фёдора I-го Иоанновича, постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. С собой она привезла и брата Бориса, который оставался в монастыре до своего избрания на царский трон. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство.

Переехав в Кремль, новоявленный царь не забыл о монашьей обители. В знак своей благодарности, он приказал отреставрировать Смоленский собор, построить домовую церковь во имя Иоанна Предтечи (ныне церковь святителя Амвросия Медиоланского), возвести новые кельи.

В 1571 году монастырь был сожжен крымским ханом Девлет-Гиреем во время его набега на Москву и заново потом отстроен. Чтобы превратить монастырь в надёжную крепость-заставу, находящуюся на страже западных подступов к Москве, по распоряжению Бориса Годунова, на месте деревянных стен, были воздвигнуты более надёжные каменные стены соединяющие двенадцать башен. Образцом послужили стены Кремля - круглые башни по углам и квадратные между стенами. Прочные и высокие стены с башнями имели зубцы и бойницы, и соединялись между собой галереями. К каждой башне были пристроены караульные помещения, а для охраны монастыря в нём разместился гарнизон стрельцов. Стены монастыря также были усилены пушками, которые отразили повторное нашествие хана спустя двадцать лет.

Вейс И.А. Новодевичий монастырь. Москва.

В Смутные времена (1598 -1613 гг.) Новодевичий монастырь, переходивший из рук в руки, служил станом то для защитников Отечества, то для его врагов. Во время осады Москвы в монастыре находилась царевна Ксения Годунова с бывшей ливонской королевой Марией. После изгнания поляков Новодевичий монастырь, разорённый и сожжённый ими, в годы царствования Михаила Романова был восстановлен и укреплён.

Несмотря на понесённые в Смутное время утраты, Новодевичий монастырь быстро обрёл прежнюю красоту и достаток. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценных предметов. Во второй половине XVII-го века во владении монастыря числилось около трёх тысяч икон, множество ценной церковной утвари и богослужебных предметов.

В 1680-х годах, при царевне Софье Алексеевне здесь развернулось грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, был выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, два жилых корпуса для сестер Софьи - царевен Марии и Екатерины, больница, колокольня и т.д. При царевне Софье были отремонтированы монастырские стены и надстроены башни. Сама же царевна Софья после организованного ей из стен монастыря Стрелецкого бунта в борьбе за царский трон и жестоко подавленного Петром I-м, была заключена и пострижена в Новодевичьем монастыре под именем Сусанны. Страшную сцену того времени можно прочесть из романа А. Толстого "Петр I": "У Новодевичьего монастыря поставлено тридцать виселиц четырехугольником, на коих 230 стрельцов повешены. Трое зачинщиков, подавших челобитную царевне Софье, повешены на стене монастыря под самыми окнами Софьиной кельи. Висевший посредине держал привязанную к мертвым рукам челобитную».

Умерла царевна Софья 3 (14) июля 1704 года. Перед смертью она постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Её похоронили в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Софья не единственная знатная обитательница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II-м перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I-го. В годы церковного раскола в обители некоторое время держали под стражей боярыню Морозову. Многие помнят её по известной картине И. Сурикова.

В 1724 году при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I-м из Брабанта.

В Отечественную войну 1812 года в монастырь вступили солдаты корпуса маршала Даву, численностью около двух тысяч человек. Маршал занял кельи игуменьи, но не допустил ни насилия, ни грабежа, и даже позволил оставшемуся в монастыре протоиерею совершать богослужения. В конце сентября в Новодевичий монастырь прибыл Наполеон и, осмотрев его, повелел устроить в нём продовольственную базу для своей армии. Для охраны её были пробиты дополнительные бойницы для артиллерийских орудий, перед северными воротами устроили бастионы, а южные ворота засыпали землёй. Для входа оставили только боковые ворота на северо-западной стороне.

По приказу Наполеона была взорвана церковь Иоанна Предтечи, которая стояла у восточной стены монастыря и мешала артобстрелу Москвы. А перед своим уходом из святой обители французы заложили бочки с порохом под монастырские сооружения и подвели к ним фитили. Покидая монастырь, они запалили эти фитили, и всё грозило гибелью как монастырю, так и медлившим уходить монахиням, но мужественная казначея Сара и ещё несколько сестёр стали гасить водой фитили, тем самым предотвратив взрывы. В иконописной мастерской Новодевичьего монастыря впоследствии была написана картина, изображающая это событие, а имена героинь внесены в памятную книгу героев-участников Отечественной войны 1812 года.

Оправившись после наполеоновского нашествия, Новодевичий монастырь в XIX-м и начале XX-го века слыл одним из лучших столичных монастырей.

Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году, после Октябрьской революции. В устном предании сохранился рассказ, что незадолго до закрытия последняя настоятельница, игуменья Вера, предлагала всем сёстрам покинуть обитель и устроиться у родных и знакомых. Некоторые из молодых монахинь вняли её совету, но старицы остались и были расстреляны большевиками перед входом в Успенский собор. В самом храме в 1926 году разместилось складское помещение Госхрана.

Со временем Новодевичий монастырь был превращён в Музей эпохи правления царевны Софьи, потом его переименовали в Музей раскрепощения женщины, а в 1934 году монастырь передали Государственному Историческому музею. Но большую часть зданий отдали под не музейные нужды: там расселили около 700 жильцов, превратив монастырь в густонаселенный квартал. Интерьеры практически всех зданий подверглись перепланировке с устройством маленьких комнат, кухонь, санузлов. В кельях разместили ясли, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. Последние жильцы покинули стены Новодевичьего монастыря только в конце 1960-х годов. Исключение сделали для Петра Барановского, архитектора и реставратора памятников древнерусского зодчества — он предпочёл новой квартире свои комнаты в Больничных палатах.

Некрополь монастыря в конце 1920-х годов подвергся почти полному уничтожению. В настоящее время от всего некрополя — а было там примерно 3000 захоронений — осталось около сотни могил. Его разрушили по идеологическим причинам, как кладбище классово чуждых элементов — аристократов, дворян, военных, представителей духовенства и купечества. Это вызвало протест со стороны Московского университета, так как наряду с "классово чуждыми элементами" пострадали памятники деятелям истории и культуры, имеющие неоспоримые, признанные новой властью, заслуги перед отечеством. Разрушение некрополя остановили, даже восстановили некоторые утраченные памятники. Правда, это происходило не всегда удачно. Например, при восстановлении памятников на могилах Соловьева и Уварова были использованы фрагменты памятников, снятые с чужих могил.

В 1994 году Новодевичий монастырь был возрожден, в нем начались реставрационные работы, после чего в нём возродилась монашеская жизнь. В марте 2010 года - комплекс почти всех монастырских зданий был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. Однако сохранил Новодевичий монастырь и статус музея. В частности, Смоленский собор является филиалом Исторического музея, а помещениях Покровской церкви и Мариинских палат размещаются его реставрационные мастерские.

План-схема Новодевичьего монастыря.

Покровская надвратная церковь (1683-1688 гг.).

Колокольня (1683-1688 гг.).

Успенская церковь с трапезной палатой (1682-1687 гг.), Покровская башня (1680-е г.).

Трапезная палата (1682-1687 гг.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне (XVII в.), Напрудная и Саввинская башни (1680-е г.).

Предтеченская (Ирининская) башня (1680-е г.) и Покровская надвратная церковь (1683-1688 гг.).

Чеботарная и Затрапезная башни (1880-е г.).

Интересные факты.

В 1525 году, одновременно с основанием монастыря, у его стен был построен Приходской храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он являлся неотъемлемой частью ансамбля обители, до сих пор одна из монастырских башен носит название Предтеченская. Как уже упоминалось выше, храм был взорвал по велению Наполеона. Решение о восстановлении здания было принято в 2012-м, когда страна отмечала 200-летие победы в войне 1812 года. В честь этого события Патриарх всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин заложили памятный камень в сквере Лужнецкого проезда. Храм выстроят несколько ниже оригинала, его высота будет не 30 метров, а всего 18. Причиной этого стала не экономия денежных средств, а требования, предъявляемые Комитетом по всемирному наследию - новая церковь не должна доминировать над Новодевичьей монастырём (на мой взгляд, странное требование, если церковь исторически являлась частью комплекса). Внешний облик церкви специалисты восстанавливают по старинным литографиям.

У Новодевичьего монастыря найден богатый клад, состоявший из трех медных заржавленных сосудов, наполненных серебряными монетами времени Ивана III-го.

В 1909 году И.Я. Стеллецким был обнаружен длинный подземный ход, ведущий к Москве-реке в виде кирпичного туннеля. Этот ход был прорыт на случай осады монастыря.

Новодевичий монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Новодевичий монастырь - один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею . Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице - в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

История

Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. О том, почему монастырь назван Новодевичьим, единого мнения нет. По одной из версий, на месте монастыря раньше было поле, на котором выбирали самых красивых московских девиц и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду. По другой - первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. А третья версия - самая вероятная - что монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле.

В свое время Новодевичий монастырь был самый богатый и привилегированный монастырь в России.

В свое время это был самый богатый и привилегированный монастырь в России. В него поступали знатные женщины, жертвовавшие при постриге драгоценности - жемчуг, золото, серебро. В XVII в. сформировался великолепный ансамбль монастыря в стиле московское барокко. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая в Москве по высоте после Ивана Великого), появились трапезная и Успенская церковь. В ходе истории появлялись в Новодевичьем монастыре и постоялицы, не по своей воле переступавшие порог обители. В разное время здесь держали под стражей боярыню Морозову, Петр I заточил сюда царевну Софью, не желавшую уступать трон брату, незадолго до смерти перевели сюда и Евдокию Федоровну Лопухину - первую жену Петра Великого.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь чудом избежал гибели. По преданию, монахини в последний момент успели погасить фитили, ведшие к пороховым бочонкам, зажженные отступавшей армией Наполеона, и потушили начинавшийся в обители пожар.

Современность

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI-XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.

С историей Новодевичьего монастыря связаны многие трагические судьбы. Здесь принимали постриг и томились в неволе царские жены, сестры и дочери, здесь проливалась кровь… А сколько знаменитостей похоронено рядом, на Новодевичьем кладбище! Не счесть мифов и преданий об этом месте…

Строительство на Девичьем поле

Монастырь был построен по обету князя Василия III , в 1514 г. отбившего у литовцев город Смоленск… Строительство началось в 1523 г., на Девичьем поле , откуда была отправлена из Москвы обратно в родной город икона Божией Матери Одигитрии Смоленской . Так и монастырь стал называться Новодевичьим.

Обитель поставили на склоне, спускавшемся к Лужникам. Стены и башни изначально возвели из дерева. Главный собор освятили в 1525 г. в честь Смоленской Иконы Божией Матери.

Первой настоятельницей монастыря стала уроженка Суздаля Елена Девочкина , впоследствии причисленная к лику святых. Принимали в обитель только представительниц знати и монарших родов. Среди них были вдова царя Феодора Иоанновича - царица Ирина Годунова , дочь царя Михаила Федоровича Романова - царевна Татьяна , сестры Петра I Екатерина и Евдокия и его первая жена Евдокия Лопухина … Некоторые из них были пострижены в монахини против своей воли.

Софьина башня

Очень много сделала для монастыря еще одна сестра Петра – царевна Софья . На ее средства были отстроены колокольня, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата и Успенский храм . По иронии судьбы, именно Новодевичья обитель стала для Софьи темницей: в 1689 г. по приказу брата ее заточили сюда и насильно заставили принять постриг под именем инокини Сусанны .

Напрудная башня на территории Новодевичьего монастыря еще зовется Софьиной . По поверью, если прикоснуться к ее подножию и загадать желание, особенно романтического свойства, то оно непременно сбудется… Однако действует примета только в отношении .

Зарево над обителью

В сентябре 1812 г. в Новодевичьем разместились французские солдаты. Вскоре сюда прибыл и сам Наполеон . Недолго думая, он приказал поджечь святую обитель.

В октябре, когда армия Бонапарта отступала из Москвы, незваные постояльцы перед уходом зажгли множество свечей и прилепили к деревянным иконостасам, а также покидали в разбросанную повсюду солому. В подклети же Смоленского собора они оставили открытые бочонки с порохом, положив на них сверху зажженные фитили. К счастью, монахини успели вовремя их обнаружить и потушить начинавшийся пожар.

Между тем, как гласит легенда, Наполеон долго стоял на Воробьевых горах , ожидая, когда вспыхнет зарево над Новодевичьим. Он считал для себя делом чести уничтожить этот красивый старинный , бывший национальным достоянием. Потому дал распоряжение своим солдатам вернуться и повторить поджог, если дело не сладится. И тогда, узнав об этом варварском замысле, один из москвичей, чей стоял рядом с обителью, поджег свое жилище… Огонь заполыхал. Завидев пламя на другом берегу Москвы-реки, французский император решил, что горит именно Новодевичий, и преспокойно отбыл восвояси.

Разрушенный некрополь

После революции, в 1922 г., большевики закрыли обитель, устроив в ней… «Музей раскрепощения женщины» , позднее, в 1926 г., преобразованный в Историко-бытовой , а затем художественный музей. Часть зданий и помещений выделили под детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, а трапезную отдали под гимнастический зал.

В 1930-х гг. территорию Новодевичьего «реконструировали», разбив сквер с газонами и аллеями. При этом потревожили захоронения, находившиеся в монастырской ограде. Спустя какое-то время грунт в некоторых местах стал оседать, образуя в земле воронки, а в стенах новых построек начали появляться трещины.

После того как одна из сотрудниц музея провалилась в подземный склеп с пятью гробами, была вызвана геофизическая комиссия, обследовавшая территорию монастыря и составившая карту опасных секторов…

К сожалению, план старого некрополя в Новодевичьем оказался безвозвратно утерян. Никому не пришло в голову, что он может понадобиться. Сохранилось лишь несколько могильных надгробий. В наше время старое близ Новодевичьего попытались восстановить, но найденные памятники расставили не там, где они должны были стоять изначально – ведь точное местонахождение могил никому не было известно. На сегодняшний день в неприкосновенности остались могилы поэта-гусара Дениса Давыдова , декабристов Сергея Трубецкого, А.Н. Муравьева и М. И. Муравьева-Апостола , поэта А. Н. Плещеева , генерала А. А. Брусилова

От Гоголя до Кагановича

При советской власти с южной стороны монастырской стены образовалось современное Новодевичье кладбище , предназначенное для захоронений представителей элиты. В 1930-е годы сюда из закрытого Даниловского монастыря перенесли прах Н.В. Гоголя .

Сегодня на Новодевичьем кладбище лежат рядом выдающиеся ученые, высшие военные чины, политические деятели, представители искусства… Среди захороненных здесь – конструктор Туполев , академик Ландау , знаменитый хирург Н.Н. Бурденко ; верный сталинский соратник Лазарь Каганович , писатели Антон Чехов, Владимир Гиляровский, Михаил Булгаков, Василий Шукшин ; поэты Николай Некрасов, Владимир Маяковский, Николай Заболоцкий, Ярослав Смеляков ; певцы, музыканты и композиторы Федор Шаляпин, Исаак Дунаевский, Мстислав Ростропович, Людмила Зыкина ; выдающиеся актеры и режиссеры Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Юрий Никулин … Здесь же нашли последний приют до срока ушедшие в отставку советские лидеры Никита Хрущев и Борис Ельцин . Список можно продолжать очень и очень долго.

Кажется, тени усопших – и царственных инокинь, и совсем недавно ушедших из жизни наших современников - невидимо бродят меж надгробиями, только не всем дано их заметить…

Москва

Храм Преподобного Серафима Саровского и Святой Анны

В советские времена: колумбарий
Что теперь: храм восстановлен

Один из самых удивительных примеров - храм начала ХХ века на территории Донского кладбища. Его в 1920-е годы превратили в крематорий, а проект перестройки разрабатывал архитектор–конструктивист Д.П.Осипов. Он решил оставить основной объем здания без изменений, а вместо колокольни возвести высокий бетонный параллелепипед. Донской крематорий - первый в СССР - распахнул свои двери в 1927 году. Идея огненного погребения тогда считалась прогрессивной - в газетах появлялись многочисленные статьи и фельетоны на тему кремации, а отголоски этой кампании можно обнаружить в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова и «Мастере и Маргарите» Булгакова. Пропагандистами нового прогрессивного способа захоронения выступали Союз воинствующих безбожников и Общество развития и распространения идеи кремации.

В 1990-е храм вернули верующим, квадратную башню крематория заменил невысокий пирамидальный купол с крестом, а фасад из серого стал розовым. Трансформированный во второй раз храм не напоминает ни изначальную постройку, ни проект Осипова. Здесь проходят богослужения, крещения и венчания, что выглядит жутковато, особенно в соседстве с сохранившимся колумбарием, скрывающимся за легкими перегородками.

Храм Святого Николая Чудотворца в Новой Слободе


© geocaching.su

В советские времена: служебные помещения студии «Союзмультфильм»
Что теперь: студия готовится к переезду

Еще одно необычное превращение - храм Святого Николая Чудотворца в Новой Слободе, расположенный на Долгоруковской улице. С 1929 года храм постройки ХVI века пытались закрыть, но в 1934 году его захватили обновленцы. В 1936 году храм все же закрыли и перепрофилировали под конторские нужды, а вскоре его помещение занял Центральный антирелигиозный музей: для этого к церкви пристроили пятиэтажный сталинский дом. Он практически полностью закрыл вид на храм, и только западная часть здания вместе с колокольней сохранила свои очертания. В 1946 году бывший храм отдали киностудии «Союзмультфильм», где на протяжении многих лет творили лучшие советские мультипликаторы - Ю.Норштейн, Ф.Хитрук, В.Котеночкин и др. 10 августа 2013 года впервые с момента закрытия храма в здании «Союзмультфильма» был отслужен молебен. Планируется переезд киностудии «Союзмультфильм» на новое место, после чего храм будет возвращен верующим.

Протестантский костел Святого Андрея


© moscowanglican.org

В советские времена: студия звукозаписи «Мелодия»
Что теперь: здание возвращено англиканской общине; кроме церкви там размещается Англиканско-православный образовательный центр, воскресная школа и англоязычное Общество анонимных алкоголиков

Единственную англиканскую церковь в Москве закрыли в 1920-х - и внутри было решено устроить коммуналки, поделив главные залы перегородками и простыми перекрытиями. Здесь жила в основном беднота, и после расселения по хрущевкам в 1960-е в освободившемся здании расположилась звукозаписывающая фирма «Мелодия» - в первую очередь из-за акустики, которая позволяла записывать даже симфонические оркестры. «Мелодия» здесь находилась до самого недавнего времени, хотя службы стали проходить в костеле уже с 1991-го, а в 1993 году у англиканской церкви появился постоянный пастор.

Храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»


© Александр Качалин

В советские времена: запасник Третьяковской галереи
Что теперь: с 1948 года храм открыт для богослужения

Здесь в советское время разместился запасник Третьяковской галереи, поэтому интерьер церкви практически не изменился: сотрудники музея делали все возможное для сохранения внутреннего убранства. До наших дней дошел не только интерьер, но и чугунная ограда, а также дом причта. Именно благодаря хорошей сохранности храма, он стал одним из первых, который вернули православной церкви после войны - в 1948 году. В тот же год у Скорбященской церкви появился свой хор, который станет знаменитым на всю страну, а в дни памяти великих композиторов будет исполнять их произведения, включая и «Всенощную» Рахманинова, и «Литургию» Чайковского. С колоколами церкви связана отдельная история: их снимали дважды - в первый раз после закрытия церкви, а во второй - в 1960-е. По соседству в Лаврушинском стоял элитный дом, в котором жили писатели, они жаловались, будто колокольный звон отвлекает их от работы.

Новодевичий монастырь


© CityScapes/Getty Images

В советские времена: Музей раскрепощения женщины, потом Историко-бытовой музей, потом - филиал Исторического музея
Что теперь: в 1994 году возвращен церкви

Женский монастырь закрыли в 1922 году и по иронии судьбы открыли тут Музей раскрепощения женщины. В 1926 году на смену ему пришел Историко-бытовой и художественный музей, а часть построек отдали под немузейные нужды - с яслями, общежитием Наркомпроса, прачечными и гимнастическим залом на месте бывшей трапезной. Устройство исторических экспозиций помогло спасти интерьеры, но часть зданий по-прежнему остается в ведении музея, в том числе и Смоленский собор.

Знаменский храм Новоспасского монастыря


В советские времена: тюрьма и вытрезвитель
Что теперь: храм не работает

Храму Знамения Богоматери с фамильной усыпальницей графов Шереметьевых, построенному в 1795 году по проекту архитектора Е.С.Назарова, ученика Баженова, особенно не повезло. В 1812 году французы превратили церковь в конюшню, после чего ее пришлось заново освящать, а советская власть не нашла лучшего применения, чем организовать здесь женскую тюрьму и исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политзаключенных. После войны памятник эпохи строгого классицизма использовали в качестве вытрезвителя. В 1968 году на территории монастыря создается музей и начинаются реставрационные работы, не законченные по сей день. Службы в храме сейчас не проводятся, завершить реставрацию планировалось в 2015 году.

Московская историческая мечеть


В советские времена: военкомат
Что теперь: мечеть снова действует с 1993 года

Поначалу главной мишенью советского государства выступала Русская православная церковь, но к середине 1920-х интерес создателей новой жизни добрался и до ислама. В 1920–1930-е годы были закрыты многие мечети, в Башкирии проводили комсомольский Байрам - Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды, самая старая мечеть Москвы на Большой Татарской, основанная в 1823 году, продержалась до конца 1930-х. В 1937 году имам был расстрелян, в 1939-м службы прекратились, а минарет разобрали. В здании разместился военкомат, затем типография и мастерские.

Церковь Покровско-Успенской старообрядческой общины


В советские времена: спортзал клуба «Спартак»
Что теперь: занимаются борьбой

Церковь в стиле неорусского модерна, построенная в 1911 году, была богато украшена - ее иконостас вмещал 50 древних икон, пожертвованных старообрядческим коллекционером и предпринимателем С.П.Рябушинским. Храм был закрыт в начале 1930-х, а ценные иконы отправлены в Третьяковскую галерею. В 1960-е в здании расположился спортивный клуб «Спартак», к 1990-м церковь пришла в запущенное состояние. В нескольких метрах от ограды шло строительство Третьего транспортного кольца, но храм все же устоял. В 2000-х годах власти отремонтировали здание, однако церковь по-прежнему не имеет крестов, в ней до сих пор находится секция бокса и борьбы. Российский дизайнер Гоша Рубчинский в 2009-м устраивал здесь : это место идеально подошло для иллюстрации идеи совмещения духовного роста со спортивными тренировками.

Санкт-Петербург

Лютеранская церковь Святых Петра и Павла


В советские времена: склады и бассейн
Что теперь: снова храм

Почти весь приход кирхи эмигрировал после революции, в 1937 году она была закрыта, пасторы арестованы и расстреляны. Здание стали использовать под склад: сначала театральных декораций, потом - овощей. Спустя двадцать лет его решили перестроить под бассейн, который открыли в 1962 году. Радикальная смена функций потребовала полного изменения интерьера - в результате чего последние остатки настенных росписей были утрачены. В нижней части зала устроили бетонный бассейн, и разница в давлении на грунт привела к тому, что стены покрылись трещинами. В 1994 году церковь была возвращена верующим, так что потребовалось обратное превращение: для этого новый пол подняли на 4 метра выше прежнего, но под ним по-прежнему расположена чаша бассейна, удалить которую без полной реконструкции зала было бы невозможно. В результате этих перемен пространство оказалось существенно ниже, что сильно повлияло на акустику, и не в лучшую сторону: теперь во время службы приходится использовать микрофоны.

Санкт-Петербургский буддийский храм дацан Гунзэчойнэй


© Игорь Стомахин/PhotoXPress

В советские времена: радиоточка и лаборатория Зоологического института АН СССР
Что теперь: в 1991 году возвращен верующим

Буддийский храм на северной окраине Санкт-Петербурга примечателен тем, что был построен первым за пределами традиционных буддистских регионов, для руководства строительством был создан специальный комитет ученых-востоковедов. Это был один самых дорогих на тот момент храмов в Европе: возведенный из колотого гранита с позолотой и витражами Николая Рериха, которые изображают восемь буддистских символов. Печальная история буддизма в советской России сказалась и на нем: его закрывали дважды, в 1930-е годы приспособили под физкультурный зал, который позже заменила радиостанция, просуществовавшая вплоть до 1960 года. Впоследствии в здании устроили лабораторию Зоологического института Академии наук. В 1990 году храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР.

Владимир

Николо-Кремлевская церковь


© Александр Уткин/PhotoXPress

В советские времена: планетарий
Что теперь: планетарий ожидает переезда

Еще одно неочевидное использование религиозного объекта: здание Николо-Кремлевской церкви, памятника архитектуры середины XVIII века на территории исторического Владимирского кремля, занимает планетарий. Его открытие приурочили к годовщине первого полета в космос в 1962 году, в центре главного зала был установлен аппарат, проецирующий звездное небо на специально изготовленный сборный пластиковый купол. В основании купола размещена круговая панорама с ландшафтами Марса, Луны, Северного полюса и джунглей, а также города Владимира. В фойе - макеты первых искусственных спутников Земли, глобусы Земли и Луны, осколок Сихотэ-Алинского метеорита и маятник Фуко. В 2006 году в связи с устаревшим оборудованием и требованиями РПЦ было принято решение о переносе планетария в новое здание в Центральном парке города. Здание построено еще в 2011 году и сейчас ожидает закупки передового немецкого оборудования. А пока планетарий продолжает действовать в старом храме.

Самара

Самарская хоральная синагога


© samara-ru.livejournal.com

В советские времена: хлебозавод
Что теперь: здание заморожено

Необычное здание синагоги в псевдомавританском стиле было построено в Самаре в 1908 году местным зодчим З.В.Клейнерманом. Переплеты окна центрального нефа выполнены в виде вписанной в круг шестиконечной звезды, этот же прием встречается и в других элементах декора. Постройка просуществовала в качестве храма всего 20 лет: 19 октября 1928 года синагога была закрыта, а здание передано Дому культуры. Вскоре его занял хлебозавод №8, просуществовавший здесь до начала перестройки. В 1994 году синагогу вернули иудейской религиозной организации города Самары для реставрации. Однако сложности взаимодействия между государством и еврейскими общинами Самары, а также конфликт общин между собой привели к тому, что вот уже 20 лет здание продолжает разрушаться, в то время как участники процесса никак не могут договориться между собой.

Киев

Купеческая синагога


© kinopanorama.hoo.com.ua

В советские времена: кинотеатр
Что теперь: продолжают показывать кино

Купеческая синагога была основана в Киеве в 1899 году на средства сахарозаводчика Льва Бродского. До начала 1930-х годов синагога продолжала действовать и была закрыта только в 1933-м. Здание отдали сначала под спортзал, а затем под клуб печатников. В 1957–1958 годах была проведена его реконструкция под кинотеатр «Кинопанорама»: постройка была значительно расширена, а фасад полностью изменен. Молитвенное помещение превратилось в зрительный зал на 540 мест, это был первый в СССР панорамный кинотеатр, где на вогнутый экран изображение транслировалось одновременно тремя разными проекторами. Иудейская община предпринимала неоднократные попытки вернуть здание, но эти усилия не увенчались успехом - возможно, потому, что на этой же улице находится центральная синагога Киева. А пока «Кинопанорама» продолжает успешно функционировать в качестве артхаусного кинотеатра и фестивальной площадки.

Никита Брусиловский

москвовед, историк-архивист

«С церквями, мечетями и синагогами в советское время ситуации были очень разные. Одним зданиям повезло: их не только не снесли, но даже провели историческую реставрацию - например, церковь Вознесения Господня в Коломенском. Отдельные здания были сохранены в качестве музеев - собор Василия Блаженного, Смоленский собор Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях. Другие оставались действующими и поддерживались в рабочем состоянии - к примеру, церковь Воскресения Словущего в Брюсовом переулке или церковь Илии Пророка Обыденного в Обыденских переулках.

Но все же большинство храмов были закрыты и использовались под самые различные цели - от жилья и контор до складов, заводов и цехов. В работе храмов могли быть перерывы: например, церковь Святой Троицы в Никитниках успела побыть жильем (и при этом немало пострадать изнутри), прежде чем стала филиалом Исторического музея. Музей, кстати, могли упразднить: так стало с Музеем фортификации в Симоновом монастыре, который позднее разрушили более чем на две трети. Наконец, были случаи, когда церковь ненадолго закрывали в 1930-е, чтобы снова открыть после войны: так было с храмом Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке, с храмом Архангела Гавриила на Чистых прудах.

В одних случаях здание храма практически не меняло своего внешнего облика (например, храм Святого Климента на Пятницкой), а в других - утрачивало многие важнейшие детали и даже целые объемы (храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской Слободе). Трансформация могла полностью похоронить прежний облик здания и сделать его стопроцентно неузнаваемым. Так произошло, например, с храмом Святых Петра и Павла на Большой Якиманке, с Новым храмом Святых Космы и Дамиана на Гончарной улице. Все эти радикально перестроенные храмы сохранились до наших дней, и узнать в них прежнее назначение просто невозможно. Таких примеров полно по всей России, их очень много в Петербурге - например, церковь Алексия Человека Божия на Петроградской стороне, ставшая одним из цехов завода «Измеритель».

После адаптации к советскому времени в большинстве случаев от интерьера мало что оставалось. Есть уникальное исключение - упомянутый уже храм Святого Климента Папы Римского на Пятницкой улице, в котором расположилось хранилище Библиотеки имени Ленина. Ее сотрудники не только не обезглавили храм и внешне его не изменили, но и внутри сохранили большую часть интерьеров и - самое главное! - пять из семи иконостасов, которые никуда не вывозились, а так и оставались на своих местах в храме.

Еще из страшного: несколько московских монастырей в первые советские годы во время красного террора были превращены в концентрационные лагеря. Такая участь постигла Ивановский, Спасо-Андроников и Новоспасский монастырь (в последнем некоторое время содержалась Александра Львовна Толстая - дочь писателя). Очень часто в 1930-е годы во время индустриализации церкви превращали в фабрики и заводы: храм Святого Георгия в Старых Лучниках в Лубянском проезде стал обувным заводом, обслуживавшим, по некоторым данным, НКВД; храм Успения Божией Матери в Путинках стал пошивочным цехом. Для подобного закрытия порою хватало письма от завода, в котором излагалась необходимость получения здания церкви для выполнения планов пятилетки. Еще одна формулировка - «для организации красного уголка» или клуба для рабочих, а также кинотеатра.

Изменение функций храмов - это не исключительно советская история: подобную практику можно увидеть во многих странах Европы в наши дни, где в религиозных зданиях появляются лекционные залы или библиотеки, и это еще относительно мягкий вариант. А кое-где есть магазины, бары, рестораны и даже автомастерская (такой случай зафиксирован в Италии) в здании церкви. Насколько это этично и правильно - вопрос спорный».

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое - с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Главный собор монастыря - в честь Смоленской Иконы Божией Матери - был возведен в 1524-1525гг. и закончен к престольному празднику (28 июля).

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время - ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи - царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689г. закл чена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704г. Софья - не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» - послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь.

В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта.

При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжен монастырь не был - когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.

В 1922 г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский. В 1992 г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994 г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.

И по сей день в Новодевичьем монастыре соседствуют музейные экспозиции и действующая обитель. Кто-то приходит помолиться, а кто-то - полюбоваться памятниками старины. Есть же любители посетить «Софьинскую башню» - то есть, Напрудную, которая носит также название Софьиной, в память о царевне Софье, которую держали взаперти в караулке при башне. После некоего сюжета на телевидении, посвященного чудодейственной силе башни, народная молва Софью превратила в святую (чего церковь никогда не делала), и к башне началось паломничество. Одни просто притрагиваются к стене башни, другие пишут свои пожелания прямо на штукатурке. Пользы башне это не приносит, сотрудники музея собираются в скором времени ее уже реставрировать. Так слух, пущенный журналистами, перерос в поклонение, не имеющее под собой никаких веских оснований.

Недалеко от Смоленского собора Новодевичьего монастыря расположена небольшая, но очень изящная часовня фабрикантов Прохоровых. Она является надгробной часовней - усыпальницей над могилой известного мануфактурщика XIX века, владельца знаменитой Трехгорной мануфактуры Ивана Яковлевича Прохорова и членов его семьи.

Часовня сооружена в 1911-1917 гг. по проекту архитектора В.А. Покровского в неорусском стиле на средства Николая Прохорова, сына фабриканта.

При жизни Иван Яковлевич Прохоров много внимания, сил и средств уделял развитию и успешной жизнедеятельности монастыря, в нем в качестве монахини много лет жила его сестра.

Среди похороненных в родовой усыпальнице, кроме фабриканта с женой, его родителей, дочь Е.И. Беклемишева - известный скульптор и зять А.И. Алехин, сын которого, Александр, широко известен как чемпион мира по шахматам.

Сегодня часовня Прохоровых используется в качестве монастырской часовни.

В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда - вполне московский курорт.

Кроме того, монастырь по праву считается одним из самых старых и красивых монастырей России.





error: Контент защищен !!