Урок по информационным технологиям. Технологическая карта урока «Информационные технологии в профессиональной деятельности Разработка урока по информационным технологиям

План конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Тема урока: Базовое программное обеспечение.

Продолжительность занятия – 2 ч.

Цели:

1.образовательная: познакомить учащихся с базовым программным обеспечением.

2.воспитательная: воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости, терпения, гордости за выполненную работу.

3. развивающая: развивать интерес к предмету.

Задачи:


  1. познакомить студентов с базовым программным обеспечением.

  2. воспитывать аккуратность и вежливость.
Оборудование : учебное пособие по Информационным технологиям в профессиональной деятельности под ред. Е.В.Михеева.

Ход урока:

Орг. Момент: приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку.


  1. Вводный инструктаж

    1. Подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, целей, актуализация знаний).
Тема урока: Базовое программное обеспечение.

Цель урока: изучить базовое программное обеспечение, основные понятия входящие в ПО.


    1. Актуализация прежних знаний.

  1. Перечислите виды мониторов и их характеристики.

  2. Назовите виды принтеров, их достоинства и недостатки.

  3. По каким параметрам необходимо производить выбор сканера?

  4. Как выбрать модем?

  5. Что позволяют делать плоттеры и дигитайзеры?

  6. Почему цифровую камеру называют фотоаппаратом без пленки?

  7. Как защитить компьютер от перепадов напряжения?

  8. Охарактеризуйте технические средства презентаций.

    1. Сообщение нового материала преподавателем.

БАЗОВОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В состав базового ПО входят:


  • операционные системы;

  • сервисные программы (оболочки, утилиты, антивирусные средства);

  • программы технического обслуживания (тестовые программы, программы контроля);

  • инструментальное ПО (трансляторы языков программирования, компиляторы, интерпретаторы, ассемблеры).
Операционная система

Операционная система (ОС) - это комплекс специальных программных средств, предназначенных для управления загрузкой компьютера, запуском и выполнением других пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами персонального компьютера. Она обеспечивает управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем.

Одной из важнейших функций ОС является автоматизация процессов ввода-вывода информации, управления выполнением прикладных задач, решаемых пользователем. ОС загружает нужную программу в память ПК и следит за ходом ее выполнения; анализирует ситуации, препятствующие нормальным вычислениям, и дает указания о том, что необходимо сделать, если возникли трудности.

Операционные системы персональных компьютеров делятся на
однозадачные и многозадачные.
В однозадачных ОС пользователь в один момент времени работает с одной конкретной программой (задачей). Примером таких ОС служат операционные системы MS-DOS, MSX.

Многозадачные ОС позволяют параллельно работать с несколькими программами, и количество программ зависит от мощности системы. В качестве примера можно привести операционные системы всех версий Microsoft Windows, UNIX, OS/2, Linux, Mac OS.

Сетевые ОС связаны с появлением локальных и глобальных сетей и предназначены для обеспечения доступа ко всем ресурсам вычислительной сети. Примером таких систем являются Novell Net Ware, Microsoft Windows-NT, UNIX, IBM LAN.

Сервисное программное обеспечение - это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем.

По функциональным возможностям сервисные средства можно подразделять на средства, улучшающие пользовательский интерфейс, защищающие данные от разрушения и несанкционированного доступа, восстанавливающие данные, ускоряющие обмен данными, программы архивации-дезархивации и антивирусные средства. Программные средства антивирусной защиты обеспечивают диагностику (обнаружение) и лечение (нейтрализацию) вирусов. Термином «вирус» обозначается программа, способная размножаться, внедряясь в другие программы, совершая при этом различные нежелательные действия.

Наиболее распространенными антивирусными российскими программами являются DRWeb и AVP. В качестве примера архиваторов можно привести WinZip и WinRAR.

Программы технического обслуживания

Под программами технического обслуживания понимается совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера или вычислительной системы в целом.

Они включают в себя средства диагностики и тестового контроля правильности работы ПК и его отдельных частей, а также специальные программы диагностики и контроля вычислительной среды информационной системы в целом, в том числе программно-аппаратный контроль, осуществляющий автоматическую проверку работоспособности системы.

В качестве примера тестовой программы можно привести программу Doctor Hardware, пакет Checklt для Windows.

Инструментальное программное обеспечение

Система программирования - это комплекс средств, включающих в себя входной язык программирования, транслятор, машинный язык, библиотеки стандартных программ, средства отладки оттранслированных программ и компоновки их в единое целое.

Транслятором языков программирования называется программа, осуществляющая перевод текста программы с языка программирования в машинный код.

В системах программирования транслятор переводит программу, написанную на входном языке программирования, на язык машинных команд конкретной ЭВМ. В зависимости от способа перевода с входного языка программирования трансляторы подразделяются на компиляторы и интерпретаторы.

В компиляции процессы трансляции и выполнения программы разделены во времени. Сначала компилируемая программа преобразуется в набор объектных модулей на машинном языке, которые затем собираются (компонуются) в единую машинную программу, готовую к выполнению и сохраняемую в виде файла.

Интерпретатор осуществляет пошаговую трансляцию и немедленное выполнение операторов исходной программы, при этом каждый оператор входного языка программирования транслируется в одну или несколько команд машинного языка.

Особое место в системе программирования занимают ассемблеры, представляющие собой комплекс, состоящий из входного языка программирования ассемблера и ассемблер-компилятора.

Ассемблер представляет собой мнемоническую (условную) запись машинных команд и позволяет получить высокоэффективные программы на машинном языке.


    1. Первичное закрепление и текущий повтор изученного материала.

  1. Что понимается под программным обеспечением?

  2. Какие основные функции выполняет базовое ПО?

  3. Какие программные средства относятся к базовому ПО?
2. Заключительный инструктаж

2.1. Контроль и оценка ЗУНов учащихся. Выставление оценок за выполненную работу.

2.2. Выдача домашнего задания. Изучение лекции № 3.
скачать

Смотрите также:

Конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Тема урока: Базовое программное обеспечение. Продолжительность занятия 2 ч

Конспект урока «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение» Ф. И. О. Ананина Анна Васильевна 2

Описание разработки урока Учитель: Предмет: Информатика и икт класс 8 (дата проведения урока 23 ноября); Тема урока: Назначение и устройство компьютера (продолжительность урока 45 минут) Тип урока: Изучение нового материала

Дата № урока Тема урока Программное обеспечение теория практикум

План-конспект открытого урока технологии в 7 «А» классе Тема урока: Проект «Интерьер жилого дома» Вид занятия: деловая игра Учитель: Асабина И. И. г. Ртищево, 2008

Цели урока:

  1. Показать возможности применения знаний, полученных при изучении темы в профессиональных сферах нашей жизни;
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
  3. Обобщение знаний, а также практических умений и навыков учащихся при работе с изученными ими информационными технологиями (использование в работе электронных таблиц, текстового редактора, презентаций).
  4. Повышение интереса к изучению предмета.
  5. Обобщить и проанализировать возможности использования ИКТ при решении творческих задач

Тип урока: обобщающий, закрепление и применение полученных знаний на практике

Используемая технология: деловая игра

Формы учебной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, групповая

Задачи для ученика:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие уверенности в собственных силах;
  • практическое применение ИТ при решении творческих задач;
  • развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, сравнение).

Задачи для учителя:

  • отметить уровень усвоения материала;
  • провести анализ целесообразности использования программ при решении творческой задачи;
  • отследить рост знаний ученика в процессе обучения.

Задачи урока:

  • Воспитательная – воспитание информационной культуры, толерантности, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения
  • Учебная – сформировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самореализации, самоопределения.
  • Развивающая – развитие логического мышления, познавательного интереса

Оборудование:

  • 7 компьютеров, мультимедийный проектор
  • Кабинет оформлен в виде небольшого офиса, ученические парты составлены двумя группами;
  • визитки для каждого учащегося с указанием его должности согласно деловой игре: директор, начальник отдела рекламы, отдела кадров, бухгалтерии, сотрудник;
  • таблички: “Директор”, “Отдел рекламы”, “Бухгалтерия”, “Отдел кадров” (приложение 1 ).

Постановка целей урока (в форме эвристической беседы, итогом которой будет вывод – “Владение информационными технологиями – необходимое условие для успешности человека в современном мире” )

  1. Мы с вами изучили тему “Информационные технологии”, научились создавать рисунки, текстовые документы, базы данных и презентации, работать с электронными таблицами. Где мы можем использовать эти знания?
  2. Как вы думаете: есть ли такая профессия, в которой не используется компьютер?
  3. Кто сегодня не может обойтись без компьютера?

1 этап. Организационный момент.

Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры. Давайте представим такую ситуацию: вы окончили школу, получили высшее образование и решили объединиться и создать свою фирму. Определите, чем будет заниматься ваша фирма (учащиеся называют направление деятельности фирмы – например, продажа сотовых телефонов). Пожалуйста, разбейтесь на две группы. Вы будете конкурирующими фирмами, работающими в одном направлении. Придумайте название своей фирме. В каждой фирме будет три отдела: отдел кадров, отдел рекламы, бухгалтерия. Посмотрите внимательно на задания для отделов (ученики читают задания, выведенные на экран), выберите задание для себя и соответственно выбранному заданию распределите роли: выберите директора, начальников отделов, сотрудников отделов.

Обязанности:

Директор – осуществляет руководство работой всех отделов, несет ответственность за выполнение, содержание и оформления работ, в случае необходимости оказывает помощь в работе отделов.

Начальники отделов – распределяют обязанности среди сотрудников своего отдела, следят за работой своих сотрудников, оказывают необходимую помощь при работе, сдают выполненную работу директору фирмы.

Сотрудники – получают у начальника отдела задание, обсуждают ход выполнения работы, следуют всем инструкциям по выполнению работы, согласуют между собой этапы выполнения работы.

На каждый отдел предусмотрен 1 компьютер

2 этап. Индивидуальная, парная, групповая работа.(20 минут)

Задания (при объявлении заданий не указывается с помощью какой программы будут выполняться задания, учащийся с выбором программы определяется сам):

Замечания к выполнению: при затруднениях в ходе выполнения задания можно использовать инструкции (приложение 2) . Использование инструкции снижает групповую и индивидуальную оценку на 1 – 2 балла.

Бухгалтерия: создать штатное расписание своей фирмы с условиями: фонд заработной платы 100000 рублей, начальник отдела получает в 2 раза больше простого сотрудника, директор на 5000 больше начальника отдела. В штате 1 директор, 3 начальника отдела, 3 сотрудника

Отдел кадров: создать базу данных сотрудников фирмы (обязательное поле – оклад сотрудника, который просчитает бухгалтерия).

Все выполненные задания сбрасываются на носитель. Ученики возвращаются за парты.

3 этап. Отдых

Необходимые материалы: слайд с природой, спокойная музыка

4 этап. Защита работ, межгрупповая дискуссия

Для оценки деятельности каждой фирмы выбирается “третейский суд”: 1 член аттестационной комиссии, по 1 представителю от фирмы. В ходе выступления групп, защиты своих результатов, эксперты заполняют оценочные таблицы, на основании которых в конце урока выставляются оценки каждому ученику; выявляют степень активности ребят в группах, оценивают уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе (оценочная таблица – приложение 3 ).

5 этап. Этап анализа и обобщения Подведение итогов.

Рефлексия:

  • На сколько правильно выбрал программу?
  • На сколько правильно поставил себе цель?
  • На сколько смог ее реализовать?
  • Могу ли я сделать лучше?

Под технологией понимается совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции. С развитием материального производства создавались и развивались производственные технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Информационные технологии относятся к области информационной деятельности людей. Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обучение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему

«Информационные технологии»

9 класс

Под технологией понимается совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции. С развитием материального производства создавались и развивались производственные технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Информационные технологии относятся к области информационной деятельности людей. Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обучение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Технология - это точно рассчитанный процесс получения предсказуемого (предопределенного) результата. Это Свойство является важнейшей характеристикой технологии, отличающей его от других процессов, например, эксперимента, где результат не может быть предопределенно предсказан, и т. п.

Информационные технологии, опирающиеся на современную компьютерную технику, часто называют новыми информационными технологиями (НИТ). НИТ возникают на перекрестье традиционных (бескомпьютерных) технологий и компьютерных методов обработки информации.

Перечислим некоторые НИТ, широко используемые в настоящее время.

Подготовка документов

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопроводительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Компьютер в офисе выполняет множество работ, которые можно подразделить на две категории: регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные - это те, которые регулярно повторяются, выдавая однотипные документы, отличающиеся друг от друга лить наборами числовых данных или текстовыми фрагментами. Примерами могут служить ведомость на зарплату, классный журнал, ежемесячный финансовый отчет фирмы и т. п. Для подготовки каждого из таких документов используется специальная программа, которая в автоматическом режиме (из базы данных) заносит в заранее заготовленные стандартные формы новую информацию.

Нерегламентированные работы носят более разнообразный характер, для них невозможно запастись специальными программами и они выполняются, как правило, с помощью офисного программного обеспечения общего назначения (текстовых процессоров, графических редакторов, программ подготовки презентаций и др.).

Поиск информации

Каждый, кто был и работал в крупной библиотеке, знает, как иногда бывает непросто найти нужную книгу, особенно если не известны точные библиографические данные, а известна лишь тематика. Современные информационно-поисковые системы совершенно преобразили технологию поиска информации. В библиотеках стали вполне обычными компьютерные системы поиска книг и журналов. В процессе подготовительной работы создаются электронные картотеки, и на запрос по тематике на экране библиотечного компьютера возникает список подобранных книг.

Если мы ищем информацию вне библиотеки, то обращаемся к современным поисковым системам, обычно работающим через компьютерные сети. Поисковые серверы в Интернете часто находят по запросу столько информации, что проблемой становится выделить в ней наиболее подходящую для клиента. Причем, в отличие от библиотек, речь идет не только о книгах, но и об информации, представленной в любых других источниках и в самых разнообразных формах (в том числе и в звуковой).

Новые технологии поиска данных породили и новые формы описания и систематизации данных. Так, в компьютерных поисковых системах широко используется индексирование - упорядоченные списки по разным ключам. Продолжают применяться традиционные цифровые системы классификации (УДК - универсальная десятичная классификация). Используются индексные списки по ключевым словам, по тезаурусу.

Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хранящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).

Помощь в принятии управленческих решений

Двадцать лет тому назад на множестве предприятий страны стали внедряться автоматизированные системы управления - АСУ. Однако первоначально действовали они не очень эффективно. К настоящему времени в этой области произошли большие перемены: возникли новые концепции, изменилась техническая и программно-информационная база. В результате эффективность применения АСУ значительно возросла.

Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации^ Блок обработки и анализа информации является центральным. Он решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских расчетов и т. д. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия, носящей оптимизационный характер. Как правило, АСУ работают на базе компьютерной локальной сети предприятия, которая придает действию системы гибкость и оперативность.

Управление технологическими процессами

Благодаря микропроцессорной технике стало возможным создание систем, которые берут на себя управление отдельными механизмами и даже целыми технологическими процессами. При этом бывают автоматизированные системы, в которых человек принимает непосредственное участие в технологическом процессе, и автоматические, в которых человек от управления практически отстранен.

Проблема непосредственного участия человека в управлении технологическим процессом чаще всего связана со скоростью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полностью автоматизируют. Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислительному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае неполадок, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа (которую, разумеется, составили люди).

Автоматизированное проектирование

Информатизация произвела на свет еще одну чрезвычайно важную технологию - системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов и чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д.

Современная САПР - высокопрофессиональная программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные на определенных видах продукции. Чертежные САПРы универсальны, они позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования. Специализированная САПР, например, на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах - как технические, так и экономические, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах и т.д. Инженер-проектировщик создает образ дома, его технико-экономические расчеты, чертежи без когда-то привычного кульмана и чертежных инструментов. Все это радикально совершенствует процесс проектирования.

Геоинформационные технологии

Так называются новейшие информационные технологии, которые привели к созданию самого современного класса информационных систем - Геоинформационные систем (ГИС).Эти системы хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны и т. д.).

Например, муниципальная ГИС хранит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддерживающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, специалистов водного хозяйства, связистов, налоговых органов, органов социальной защиты, милиции, медицинских служб и др. Вся эта разнородная информация привязана к карте города, которая является организующей основой ГИС. Благодаря особым технологическим приемам, эта карта допускает масштабирование, то есть из нее можно «вырезать» кусок (просто обведя его на экране контуром с помощью мыши) и увеличить. Щелкнув мышью по объекту, находящемуся на экране, вместо карты получаем базу данных с описанием этого объекта.

Существуют ГИС гораздо большего масштаба: региональные, государственные, международные. Например, усилиями ряда государств создана ГИС «Черное море». Следует понимать, что создание ГИС является делом трудоемким и дорогостоящим, но эффективность от ее применения чрезвычайно высока.

Информационные технологии в обучении

Обучение охватывает миллионы людей. Существуют системы среднего, высшего, дополнительного образования, системы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века будет поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерывного образования, которая будет обслуживать значительную часть населения.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в различии индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

Путь совершенствования лежит через индивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении:

Использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) образует то, что называется электронным учебником. При создании электронных учебников широко используются мультимедийные технологии.

Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) - это неравные условия людей в возможности получения качественного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения:

Дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.

Вопросы и задания

Что означают термины «технология», «информационная технология», НИТ?

Перечислите основные проблемы, решаемые средствами НИТ.

С какими формами НИТ вам приходилось иметь дело? Отметьте их положительные стороны и возможные недостатки.


Под технологией понимается совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции. С развитием материального производства создавались и развивались производственные технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Информационные технологии относятся к области информационной деятельности людей. Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обучение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Технология - это точно рассчитанный процесс получения предсказуемого (предопределенного) результата. Это Свойство является важнейшей характеристикой технологии, отличающей его от других процессов, например, эксперимента, где результат не может быть предопределенно предсказан, и т. п.

Информационные технологии, опирающиеся на современную компьютерную технику, часто называют новыми информационными технологиями (НИТ). НИТ возникают на перекрестье традиционных (бескомпьютерных) технологий и компьютерных методов обработки информации.

Перечислим некоторые НИТ, широко используемые в настоящее время.

Подготовка документов

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопроводительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Компьютер в офисе выполняет множество работ, которые можно подразделить на две категории: регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные - это те, которые регулярно повторяются, выдавая однотипные документы, отличающиеся друг от друга лить наборами числовых данных или текстовыми фрагментами. Примерами могут служить ведомость на зарплату, классный журнал, ежемесячный финансовый отчет фирмы и т. п. Для подготовки каждого из таких документов используется специальная программа, которая в автоматическом режиме (из базы данных) заносит в заранее заготовленные стандартные формы новую информацию.

Нерегламентированные работы носят более разнообразный характер, для них невозможно запастись специальными программами и они выполняются, как правило, с помощью офисного программного обеспечения общего назначения (текстовых процессоров, графических редакторов, программ подготовки презентаций и др.).

Поиск информации

Каждый, кто был и работал в крупной библиотеке, знает, как иногда бывает непросто найти нужную книгу, особенно если не известны точные библиографические данные, а известна лишь тематика. Современные информационно-поисковые системы совершенно преобразили технологию поиска информации. В библиотеках стали вполне обычными компьютерные системы поиска книг и журналов. В процессе подготовительной работы создаются электронные картотеки, и на запрос по тематике на экране библиотечного компьютера возникает список подобранных книг.

Если мы ищем информацию вне библиотеки, то обращаемся к современным поисковым системам, обычно работающим через компьютерные сети. Поисковые серверы в Интернете часто находят по запросу столько информации, что проблемой становится выделить в ней наиболее подходящую для клиента. Причем, в отличие от библиотек, речь идет не только о книгах, но и об информации, представленной в любых других источниках и в самых разнообразных формах (в том числе и в звуковой).

Новые технологии поиска данных породили и новые формы описания и систематизации данных. Так, в компьютерных поисковых системах широко используется индексирование - упорядоченные списки по разным ключам. Продолжают применяться традиционные цифровые системы классификации (УДК - универсальная десятичная классификация). Используются индексные списки по ключевым словам, по тезаурусу.

Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хранящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).

Помощь в принятии управленческих решений

Двадцать лет тому назад на множестве предприятий страны стали внедряться автоматизированные системы управления - АСУ. Однако первоначально действовали они не очень эффективно. К настоящему времени в этой области произошли большие перемены: возникли новые концепции, изменилась техническая и программно-информационная база. В результате эффективность применения АСУ значительно возросла.

Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации^ Блок обработки и анализа информации является центральным. Он решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских расчетов и т. д. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия, носящей оптимизационный характер. Как правило, АСУ работают на базе компьютерной локальной сети предприятия, которая придает действию системы гибкость и оперативность.

Управление технологическими процессами

Благодаря микропроцессорной технике стало возможным создание систем, которые берут на себя управление отдельными механизмами и даже целыми технологическими процессами. При этом бывают автоматизированные системы, в которых человек принимает непосредственное участие в технологическом процессе, и автоматические, в которых человек от управления практически отстранен.

Проблема непосредственного участия человека в управлении технологическим процессом чаще всего связана со скоростью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полностью автоматизируют. Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислительному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае неполадок, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа (которую, разумеется, составили люди).

Автоматизированное проектирование

Информатизация произвела на свет еще одну чрезвычайно важную технологию - системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов и чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д.

Современная САПР - высокопрофессиональная программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные на определенных видах продукции. Чертежные САПРы универсальны, они позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования. Специализированная САПР, например, на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах - как технические, так и экономические, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах и т.д. Инженер-проектировщик создает образ дома, его технико-экономические расчеты, чертежи без когда-то привычного кульмана и чертежных инструментов. Все это радикально совершенствует процесс проектирования.

Геоинформационные технологии

Так называются новейшие информационные технологии, которые привели к созданию самого современного класса информационных систем - Геоинформационные систем (ГИС).Эти системы хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны и т. д.).

Например, муниципальная ГИС хранит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддерживающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, специалистов водного хозяйства, связистов, налоговых органов, органов социальной защиты, милиции, медицинских служб и др. Вся эта разнородная информация привязана к карте города, которая является организующей основой ГИС. Благодаря особым технологическим приемам, эта карта допускает масштабирование, то есть из нее можно «вырезать» кусок (просто обведя его на экране контуром с помощью мыши) и увеличить. Щелкнув мышью по объекту, находящемуся на экране, вместо карты получаем базу данных с описанием этого объекта.

Существуют ГИС гораздо большего масштаба: региональные, государственные, международные. Например, усилиями ряда государств создана ГИС «Черное море». Следует понимать, что создание ГИС является делом трудоемким и дорогостоящим, но эффективность от ее применения чрезвычайно высока.

Информационные технологии в обучении

Обучение охватывает миллионы людей. Существуют системы среднего, высшего, дополнительного образования, системы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века будет поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерывного образования, которая будет обслуживать значительную часть населения.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в различии индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

Путь совершенствования лежит через индивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении:

Использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) образует то, что называется электронным учебником . При создании электронных учебников широко используются мультимедийные технологии.

Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) - это неравные условия людей в возможности получения качественного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения:

дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.

Вопросы и задания
  1. Что означают термины «технология», «информационная технология», НИТ?
  2. Перечислите основные проблемы, решаемые средствами НИТ.
  3. С какими формами НИТ вам приходилось иметь дело? Отметьте их положительные стороны и возможные недостатки.

Проект эскиза доски
Ведение урока сопровождается демонстрацией презентации «Информационные технологии» с помощью мультимедийного проектора. Презентация создана в прикладной программе MS PowerPoint.

Используемая литература:

  1. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер.2000г.
  2. Информатика. 5-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  3. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997
  4. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996
  5. Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997
  6. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001
  7. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
  8. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998
  9. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001
  10. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

Цели урока:

1. Познакомить учеников с материальными и информационными технологиями , показать общие и различные характеристики этих технологий.

2. Показать, как выглядят технологические цепочки от исходного материала до получения результата, называя необходимые операции и инструменты.

3. Познакомить с профессиями, связанными с использованием компьютера.

4. Познакомить с использованием компьютеров в школе.

· Операции – действия, совершаемые с материалом.

· Инструменты – приспособления для обработки материала.

Какие инструменты изображены на странице 4? (Игла, лежащие рядом ножницы. Клей, нитки – это скорее материал, чем инструмент).

Может ли результат применения технологии стать материалом? (Да. Например, вышивка служит для отделки платья; резной наличник служит материалом для строительства дома).

Задание «Выполните» на странице 5.

Составить цепочки «материал – операция – результат». приведенные названия, достаточно, чтобы хотя бы одно название в цепочке было из числа, приведенных на странице 4.

Ответьте на вопросы на странице 6.

Каким общим словом называется то, что мы получаем и передаем в виде текста, речи, звука, рисунков, фотографий, видеофильмов? (информация .)

Когда мы читаем книгу, слушаем радио, смотрим фильм, наблюдаем за природой, слушаем кого-то, мы получаем … (информацию .)

Когда мы говорим кому-то что-то, пишем записку, дарим фотографию, мы передаем … (информацию .)

Почему информационные технологии называются «информационными»?

(Вспомним, что такое технологии – это способ обработки материалов для получения готовой продукции. Когда мы выполняем действия с текстами, изображениями, таблицами и схемами, видеоматериалами, звуками (записями речи или музыки), то говорят, что мы работаем с информацией. Поэтому способы работы с текстами, изображениямии и т. д. для получения готового результата называются информационными технологиями).

Чем похожи и чем отличаются материальные и информационные технологии?

(Общее: и там и там есть исходные материалы, операции, инструменты, готовая продукция. Отличие: чтобы сделать ещё один экземпляр материальной продукции надо повторить с такими же исходными материалами те же самые операции, а чтобы сделать ещё один экземпляр информационной продукции те же операции выполнять не надо, достаточно выполнить операцию копирование (перезапись, распечатывание, и т. д.).

Что из того, что вы видите вокруг, можно считать результатом применения информационных технологий? Что использовано в них в качестве исходных материалов? Например, учебник(исходные материалы: текст, картинки). Плакат на стене (исходные материалы: схемы, тексты, изображения). Портрет (исходный материал: изображение).

Задание «Проверьте себя» на странице 6.

Найти ошибку.

Ошибка логическая. От того, что какими-либо инструментами можно выполнить какие-то действия, вовсе не следует, что эти действия можно выполнить любым инструментом.


Пояснение. Один и тот же исходный материал, например, изображение, можно использовать для создания различной информационной продукции: портрета, учебника, плаката, набора слайдов для выступления и т. д.

4. Знакомство с модульной структурой учебника.

Страница 7.

Учебник состоит из отдельных частей – модулей. Не все модули обязательно изучать. (Например, «Знакомство с компьютером», «Создание рисунков», «Создание мультфильмов и живых картинок»).

На странице 7 видно, как выглядит первая страница каждого модуля. Прочитав её, можно узнать, что будет изучено в этом модуле и немного о том, как будет изучаться этот модуль.

Если в описании модуля сказано: «Вы узнаете» или «Вы научитесь», то по завершению изучения модуля это будет проверено в самостоятельной работе.

Прочитайте описания модуля; те, кто не успеют за это время дочитать, могут сделать это дома.

5. Формулирование основного вопроса.

Учитель рассказывает ученикам, что даже очень известные специалисты могут делать прогнозы, которые не сбываются. Например, известны такие прогнозы про компьютеры:

1) В журнале "Popular Mechanics" (Популярная механика) в 1949 годy было напечатано, что "Компьютеpы в бyдyщем могyт весить меньше 1.5 тонн".

2) "Я дyмаю, что в миpе есть спpос, может быть, на 5 компьютеpов" - Томас Ватсон, пpедседатель известной фирмы, производящей компьютеры, IBM, 1943 год.

3) "Hет пpичины, по котоpой кто-нибyдь захотел бы иметь компьютеp дома" - Кен Олсон, пpезидент, пpедседатель совета диpектоpов и основатель известной американской компьютерной компании Digital Equipment Corporation, 1977 год.

4) Основатель компании Intel, производящей сердце компьютера – процессоры, Гордон Мур в середине 70-х годов прошлого века, когда ему предложили идею компьютера, состоящего из системного блока, монитора и клавиатуры, в ответ на вопрос, как такая система будет использоваться, Мур сообщил, что компьютер пригодится домохозяйкам - для записи и хранения рецептов.

Как вы считаете, какая тема будет сейчас обсуждаться?

6. Профессии, связанные с применением компьютера.

Вопросы к учащимся (стр.8 «Как вы считаете?»):

1. Что изменилось в жизни людей с появлением компьютера?

стр.6 (люди стали использовать компьютеры на работе, в учебе, на компьютрах играют, смотрят фильмы, слушают музыку, с помощью компьютеров люди ведут беседы, находясь далеко друг от друга (форумы, чаты, ICQ, Twitter, и т. д.), посылают друг другу электронные письма, и т. д.)

2. Работа людей каких профессий изменилась с появлением компьютера?

стр.6 (конструкторов, верстальщиков, печатников, кинооператоров, продавцы железнодорожных и авиа - билетов, художники, фотографы, звукооператоры, и т. д.).

3. Какие новые профессии появились с появлением компьютера?

программист, продавец Интернет-магазинов, специалистов по ремонту и настройке компьютеров, создатели сайтов для сети Интернет, сценаристы компьютерных игр, учителя информатики).

Примечание: Для более наглядного освящения этого вопроса можно использовать фрагменты ПО «Мир информатики 1-2» СD диск издательства «Кирилл и Мефодий» (1 год обучения, тема «Применение компьютера» время показа 5-7 минут).

7. Компьютеры в школе.

Где и для чего в школе, кроме кабинета информатики, можно использовать компьютер?

рисунок на стр. 9 и обсудить с детьми фрагменты рисунка:

· объяснение материала на уроке;

· получение знаний, умений и навыков в компьютерном классе на уроке информатики;

· поиск необходимой информации для написания доклада или сообщения;

· доклад, сопровождающийся презентацией;

· виртуальные лаборатории, различные тренажеры;

· проверочные тесты.

Свой рассказ учитель может сопровождать демонстрацией своих наработок, которые подтверждают возможности компьютера.

8. Формулирование основного вопроса.

Учитель рассказывает ученикам беседу двух человек:

«- Никогда не пробовал есть в ванне? - Нет. Я как все нормальные люди, ем за компьютером!»

Как вы считаете, какая тема будет сейчас обсуждаться?

9. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Как вы думаете, что нельзя делать в компьютерном классе? Давайте составим список того, что нельзя делать в компьютерном классе.

Как назвать предложенный вами список? Должно быть произнесено слово «ПРАВИЛА». Итак, мы говорим о «Правилах поведения в компьютерном классе».

Рассмотреть рисунки на стр. 10-11. Если в классе есть проектор, то можно показать иллюстрации со стр. 10-11 на экране, если проектора нет, то можно приготовить плакат с похожими рисунками. Ответить на вопросы на странице 10.

Что нельзя делать в компьютерном классе, а главное, почему?

(Опасность поражения электрическим током. Наличие грязи и пыли влияет на работу компьютера.

10. Подведение итогов урока.

· С какими новые терминами вы сегодня познакомились?

· В чем сходство и различие материальных и информационных технологий?

· Какие задачи люди разных профессий решают с помощью компьютера?

· Какие правила поведения в компьютерном классе вы можете назвать?

11. Домашнее задание.

Выполняется в тетради по информатике. Задание на стр. 6 «Проверьте себя». Аккуратно, по пунктам перечислить все правила, которые нарушились.





error: Контент защищен !!