Поражение нервной системы у ребенка симптомы. Поражения ЦНС у детей: какие бывают

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка.На момент рождения нервная система детей имеет данную характеристику:

К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения. Они обеспечивают жизнедеятельность, выживаемость новорожденного, процессы адаптации к окружающей среде.

К рождению головной мозг является наиболее развитым органом. У новорожденного масса мозга составляет 1/8-1/9 массы тела, к концу первого года жизни она увеличивается в 2 раза и равна 1/11 и 1/12 массы тела, в 5 лет составляет 1/13-1/14, в 18-20 лет – 1/40 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, а затылочной больше, чем у взрослого. Боковые желудочки относительно велики, растянуты. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Шейное и спинное утолщения начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Для мозговой ткани ребенка характерна значительная васкуляризация, особенно серого вещества. Одновременно отток крови из мозговой ткани слабый, поэтому в нем чаще накапливаются токсические вещества. Мозговая ткань более богата белковыми веществами. С возрастом количество белка снижается с 46% до 27%. К рождению количество зрелых нейроцитов, которые потом войдут в состав коры головного мозга, составляет 25% от общего количества клеток. Одновременно имеется гистологическая незрелость нервных клеток к рождению ребенка: они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах есть зернистость, нет дендритов.

К моменту рождения относительно незрелы кора головного мозга, в разной степени дифференцированы подкорковые двигательные центры (при достаточно зрелой таламо-паллидарной системе слабо развито полосатое ядро), не закончена миелинизация пирамидных путей. Мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами.

Недоразвитие коры и превалирующее влияние подкорки сказывается на поведении ребенка. Недоразвитие коры, полосатого ядра, пирамидных путей делает невозможными произвольные движения, слуховое, зрительное сосредоточение. Доминирующее влияние таламо-паллидарной системы объясняет характер движений новорожденного. У новорожденного непроизвольные медленные движения носят массовый генерализованный характер при общей ригидности мускулатуры, которая проявляется физиологической гипертонией сгибателей конечностей. Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные. Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни.

Превалирующая активность подкорковых центров при слабом влиянии коры проявляется комплексом врожденных безусловных рефлексов (ВБР) новорожденного, в основе которых лежат три: пищевой, оборонительный, ориентировочный. Эти рефлексы орального и спинального автоматизма отражают зрелость нервной системы новорожденного ребенка.

Формирование условных рефлексов идет после рождения и связано с пищевой доминантой.

Развитие нервной системы продолжается после рождения вплоть до пубертатного периода. Наиболее интенсивные рост и развитие головного мозга наблюдаются в первые два года жизни.
В первом полугодии заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей. В связи с этим исчезает ригидность мышц, спонтанные движения заменяются произвольными. Мозжечок интенсивно растет и развивается во втором полугодии, его развитие заканчивается к двум годам. С развитием мозжечка формируется координация движений.

Первым критерием НПР ребенка является развитие произвольных координированных движений.

Уровни организации движений по Н.А. Бернштейну.

    Спинальный уровень – на 7 неделе внутриутробного развития начинается формирование рефлекторных дуг на уровне 1 сегмента спинного мозга. Проявляется сокращением мышц в ответ на раздражение кожи.

    Руброспинальный уровень – в рефлекторные дуги включается красное ядро, благодаря чему обеспечивается регуляция мышечного тонуса и моторики туловища.

    Таламопаллидарный уровень – со второй половины беременности происходит образование ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень характеризует двигательный арсенал ребенка первых 3-5 месяцев жизни. Он включает рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические движения новорожденного ребенка.

    Пирамидностриарный уровень – определяется включением в регуляцию полосатого тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. Движения этого уровня — основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1–2 годах жизни.

    Кортикальный, теменно – премоторный уровень – развитие тонких движений с 10–11 месяцев, совершенствование двигательных навыков в течение всей жизни человека.

Рост коры осуществляется, в основном, за счет развития лобной, теменной, височной областей. Пролиферация нейронов продолжается до года. Наиболее интенсивное развитие нейронов отмечается на 2-3 месяце. Это определяет психоэмоциональное, сенсорное развитие ребенка (улыбка, смех, плач со слезами, комплекс оживления, гуление, узнавание своих и чужих).

Второй критерий НПР – психоэмоциональное и сенсорное развитие.

Различные области и поля коры заканчивают развитие в разные сроки. Центры движения, слуха, зрения созревают к 4-7 годам. Лобная и теменная области окончательно созревают к 12 годам. Завершение миелинизации проводящих путей достигается только к 3-5 годам постнатального развития. Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяет относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним. Окончательное созревание проводимости достигается в 10-12 лет.

Развитие сенсорной сферы. Болевая чувствительность – рецепторы болевой чувствительности появляются на 3 месяце внутриутробной жизни, однако болевой порог чувствительности у новорожденных значительно выше, чем у взрослых и детей старшего возраста. Реакции ребенка на болевой раздражитель носят сначала общий генерализованный характер, и только через несколько месяцев возникают местные реакции.

Тактильная чувствительность – возникает на 5–6 неделе внутриутробного развития исключительно в периоральной области и к 11–12 неделям распространяется на всю поверхность кожи плода.

Терморецепция новорожденного ребенка морфологически и функционально зрелая. Холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых. Расположены рецепторы неравномерно. Чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

Глаза новорожденного ребенка относительно большие, их соотношение к массе тела у новорожденного в 3,5 раза больше, чем у взрослого. С ростом глаза происходит изменение рефракции. В первые дни после рождения ребёнок открывает глаза на короткое время, но у него к моменту рождения не сформирована система синхронного открывания обоих глаз. Рефлекторное смыкание век при приближении к глазу какого-либо предмета отсутствует. Асимметрия движения глаз исчезает на третьей неделе жизни ребёнка.

В первые часы и дни жизни детям свойственна гиперметропия (дальнозоркость), с годами ее степень уменьшается. Также для новорожденного ребенка характерна умеренная фотофобия, физиологический нистагм.Зрачковая реакция у новорожденного наблюдается как прямая, так и содружественная, то есть при освещении одного глаза суживаются зрачки обоих глаз. С 2 недель появляется секреция слезных желез, а с 12 недель слезный аппарат участвует в эмоциональной реакции. В 2 недели возникает преходящая фиксация взора, обычно монокулярная, постепенно она развивается и в 3 месяца ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взглядом неподвижные предметы и прослеживает движущиеся. К 6 месяцам повышается острота зрения, ребенок хорошо видит не только крупные, но и мелкие предметы.

На восьмой неделе постнатального развития появляется мигательная реакция на приближение предмета и на звуковое раздражение, что свидетельствует о формировании защитных условных рефлексов. Формирование периферических полей зрения завершается только к 5 месяцу жизни.С 6 до 9 месяцев устанавливается способность стереоскопического восприятия пространства.

Когда ребёнок появляется на свет, он воспринимает окружающие предметы как множество цветовых пятен, а звуки, как шум. На то, чтобы научиться распознавать образы, или связывать звуки во что-то осмысленное, уходят два первых года его жизни. Реакция младенца на яркий свет и звук носит оборонительный характер. Для того, чтобы младенец научился из отражающихся у него в глазах туманных пятен выделять лицо матери (в первую очередь) а затем и других ему близких людей, в затылочной коре его головного мозга должны выработаться условные связи, а затем стереотипы, представляющие из себя сложные системы таких связей. Так, например, восприятие ребёнком пространства складывается из содружественной работы многих анализаторов и в первую очередь зрительного, слухового и кожного. Более того, связи в коре головного мозга, отвечающие за сложные структуры, обеспечивающие представление о нахождении самого ребёнка в замкнутом пространстве, формируются довольно поздно. Поэтому ребенок первых лет жизни, находясь в замкнутом пространстве, не фиксирует свой взор на отдельных предметах и часто их просто не замечает.

Представленные факты во многом объясняются сравнительно поздним развитием у ребёнка макулярной области глаза. Так развитие макулы в значительной степени завершается через 16 -18 недель после рождения ребёнка. Дифференцированный подход к ощущению цвета у ребёнка начинается лишь в 5 – 6 месячном возрасте. Лишь к 2 – 3 годам дети могут правильно оценить цвет предмета. Но к этому сроку морфологическое «созревание» сетчатки не заканчивается. Расширение всех её слоёв продолжается до 10 – 12 лет, а следовательно, только к этому возрасту окончательно формируется цветоощущение.

Формирование слуховой системы начинается во внутриутробном периоде на 4 неделе. Уже к 7 неделе образуется первый виток улитки. На 9 – 10 неделе внутриутробного развития улитка имеет 2,5 витка, т.е строение её приближается к таковому у взрослого человека. Формы, характерной для взрослого, улитка достигает на 5 месяце развития плода.

Способность реагировать на звук появлется у плода в пренатальном возрасте. Новорожденный ребенок слышит, но способен дифференцировать силу звука только около 12 децибел (различает звуки по высоте на одну октаву), к 7 месяцам он начинает различать звуки, отличающиеся между собой всего на 0,5 тона.

В возрасте от 1 года до 2 лет формируется слуховое поле коры (41 поле по Бродману) головного мозга. Однако окончательное его «созревание» происходит приблизительно к 7 годам. Следовательно, даже в указанном возрасте слуховая система ребёнка не является функционально зрелой. Чувствительность к звуку достигает максимума лишь к юношескому возрасту.

С развитием коры постепенно угасает большинство врожденных безусловных рефлексов в течение первого года. Под влиянием внешних раздражителей формируются условные рефлексы.

На базе условных рефлексов развивается речь – третий критерий НПР. До 6 месяцев проходит подготовительный этап речи — ребенок общается с окружающими только с помощью эмоций: улыбкой, комплексом оживления при обращении к нему, гулением, дифференцировкой интонации. Гуление – произношение первых звуков (а, гу-у, э-э-э и т.д.).

Непосредственно речь развивается после 6 месяцев: способность понимать слово (речь сенсорная) и говорить (речь моторная). Лепет – произношение отдельных слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.).

К концу 1 года жизни в лексиконе ребенка имеется уже 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, мама, папа, и др.). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав – собачка, тик — так – часы и др.). В 2 года запас слов доходит до 300, появляются короткие предложения.

Благодаря тому, что у новорожденного ребёнка активно функционируют сенсорные системы, у него развивается наиболее простой вид памяти – кратковременный сенсорный отпечаток. Этот вид памяти базируется на свойстве сенсорной системы сохранять и удлинять действие стимула (предмета нет, а человек его видит, звук прекратился, но мы его слышим). У взрослого эта реакция длится около 500 мск, у ребёнка из-за недостаточной миелинизации нервных волокон и меньшей скоростью проведения нервного импульса – несколько дольше.

У новорожденного ребёнка функции кратковременной и долговременной памяти, прежде всего, связаны с деятельностью слуховых и сенсорных систем, а в более поздние сроки – с локомоторной функцией. Со второго месяца жизни ребёнка в формирование памяти включаются и другие отделы коры. При этом скорость образования временной связи индивидуальна и уже в этом возрасте зависит от типа высшей нервной деятельности.

У новорожденного из-за незрелости коры головного мозга внимание осуществляется благодаря простым формам ориентировочных реакций (на звук, свет). Более сложные (интегрированные) механизмы процесса внимания появляются в возрасте 3 – 4 месяцев. В этот период на электроэнцефалограмме периодически начинает формироваться затылочный -ритм, но в проекционных зонах коры он непостоянен, что свидетельствует об отсутствии у ребёнка осознанных реакций в сфере сенсорных модальностей.

НПР ребенка зависит от факторов внешней среды, воспитания, которые могут либо стимулировать развитие определенных навыков, либо тормозить.

В связи с особенностями нервной системы ребенок не может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, быстро утомляется. Ребенка от взрослого отличает высокая эмоциональность, подражательная деятельность.

Оценка НПР проводится в декретированные (эпикризные) сроки по соответствующим возрасту критериям

Безусловные рефлексы новорожденного

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку.

Условные рефлексы - индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).

Для новорожденного ребенка характерны безусловные рефлексы: пищевой,оборонительный и ориентировочный.

Условные рефлексы формируется после рождения.

Основные безусловные рефлексы новорождённогои грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

ВБР новорожденного ребенка

    Рефлексы в положении ребенка на спине: поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс обхватывания или объятия (Моро), шейно-тонический асимметричный рефлекс, хватательный рефлекс (Робинсона), подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.

    Рефлексы в вертикальном положении: ребенка берут со стороны спины за подмышечные впадины, большие пальцы врача поддерживают голову. Рефлекс опоры или выпрямления; автоматическая походка или шаговый рефлекс.

    Рефлексы в положении на животе: защитный рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, рефлекс ползания (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезелицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезеруки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает

Спинальные двигательные автоматизмы

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 - 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона ). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезахрук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей - реакция ослаблена, у возбудимых - усилена. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 - 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопывызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологическийрефлекс Бабинского ).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерскомпарезеруки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

Оценка степени зрелости нервной системы новорожденного ребенка

Критериями оценки НПР являются:

    моторика(это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.);

    статика(это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении.);

    условно-рефлекторная деятельность(1 сигнальная система);

    речь (2 сигнальная система);

    высшая нервная деятельность.

Нервно-психическое развитие ребенка зависит от биологических и социальных факторов, условий режима жизни, воспитания и ухода, а также состояния здоровья ребенка.

Задержка темпов психического развития может быть обусловлена неблагоприятным течением внутриутробного периода, т.к. при этом часто отмечаются поражения мозга, связанные с гипоксией, нарушаются темпы созревания отдельных сложных структур. Незрелость определенных отделов мозга в постнатальный период часто приводит к различным нарушениям нервно-психического развития. К неблагоприятным биологическим факторам относятся токсикозы беременности, угроза выкидыша, асфиксия, заболевания матери во время беременности, недоношенность и др. Имеют значение вредные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем).

Среди неблагоприятных социальных факторов выделяются неблагополучный семейный климат, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.

Темп развития ребенка снижается в связи с частыми острыми заболеваниями. Важную роль в развитии ребенка раннего возраста играет правильное его воспитание. Необходимо частое систематическое общение с ним, постепенное формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие речи.

Ребенок развивается гетерохронно, т.е. неравномерно. Врач при оценке НПР смотрит в эпикризный срок те линии (показатели), которые к этому моменту развиваются наиболее интенсивно, т.е. ведущие линии.

Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки

ЗА - зрительный анализатор

СА - слуховой анализатор

Э, СП - эмоции и социальное поведение

ДО - движения общие

ДП - движения с предметами

ПР - понимаемая речь

АР - активная речь

Н - навыки

ДР - движения руки

СР - сенсорное развитие

ИЗО - изобразительная деятельность

Г - грамматика

В - вопросы

НПР для детей первого года



Выделяют 4 основные группы НПР:

I группа включает 4 подгруппы:

— нормальное развитие, когда все показатели соответствуют возрасту;

— ускоренное, когда имеется опережение на 1 э.с.;

— высокое, когда имеется опережение на 2 э.с.;

— верхнегармоничное, когда часть показателей имеет опережение на 1 э.с., а часть на 2 и выше.

II группа — это дети, имеющие задержку в НПР на 1 э.с. Она включает 2 подгруппы с равномерной задержкой на 1 э.с. по одной или нескольким линиям:

а) 1–2 линии - 1 степень

б) 3–4 линии - 2 степень

негармоничное - с неравномерным развитием, когда часть показателей имеет задержку на 1 э.с., а часть опережает.

III группа — это дети, имеющие задержку в НПР на 2 э.с. Она включает 2 подгруппы с равномерной задержкой на 2 э.с. по одной или нескольким линиям:

а) 1–2 линии - 1 степень

б) 3–4 линии - 2 степень

в) 5 и более линий - 3 степень

нижнегармоничное - с неравномерным развитием, когда часть показателей отстает (или опережает) на 2 э.с., а часть на 1 э.с.

IV группа — это дети, имеющие задержку в НПР на 3 э.с. Она включает 2 подгруппы с равномерной задержкой на 3 э.с. по одной или нескольким линиям:

а) 1–2 линии - 1 степень

б) 3–4 линии - 2 степень

в) 5 и более линий - 3 степень

нижнегармоничное - с неравномерным развитием, когда часть показателей отстает (или опережает) на 3 э.с., а часть на 1 или 2 э.с.

Отставание на 3 и более эпикризных срока свидетельствует о наличии пограничного состояния или патологии. Эти дети нуждаются в консультации и лечении врачей специалистов.

Всё живое не может существовать без учета сигналов внешней среды. Воспринимает их, обрабатывает и обеспечивает взаимодействие с окружающей природой нервная система. Она также координирует работу всех систем внутри организма.

Неврологическое заболевание

Центральная нервная система играет важную роль в регулировании поведения людей. Заболеваниями центральной нервной системы сегодня страдают люди разного возраста.

Поражение центральной нервной системы - это неврологическое заболевание. Пациенты, имеющие нарушения деятельности ЦНС, находятся под наблюдением у невропатолога, хотя сопутствующими могут быть заболевания любых других органов.

Нарушения нервной системы тесно переплетаются с выраженной дисгармонией психической деятельности, что провоцирует изменения положительных качеств характера человека. Поражение ЦНС может повлиять на работу головного и спинного мозга, что приводит к неврологическим и психическим расстройствам.

Причины поражения ЦНС

Центральная нервная система может быть поражена в результате употребления некоторых лекарственных препаратов, физических или эмоциональных перегрузок, тяжелых и сложных родов.

Поражение ЦНС может быть вызвано употреблением наркотиков и злоупотреблением алкогольных напитков, что приводит к снижению потенциальных возможностей важных центров головного мозга.

Причинами заболеваний ЦНС являются травмы, инфекции, аутоиммунные заболевания, структурные дефекты, опухоли, и инсульт.

Виды поражения ЦНС

Одним из разновидностей заболевания центральной нервной системы являются нейродегенеративные заболевания, которые характеризуются прогрессивной дисфункцией и гибелью клеток в отдельных областях нервной системы. К ним относятся болезни Альцгеймера (БА), болезнь Паркинсона (БП), болезнь Хантингтона, боковой амиотрофический склероз (ALS). Болезнь Альцгеймера вызывает потерю памяти, изменения личности, слабоумие и, в конечном итоге, смерть. Болезнь Паркинсона вызывает тремор, ригидность, нарушение контроля движения в результате потери допамина. Наиболее характерные симптомы болезни Хантингтона - это случайные и неконтролируемые движения.

Потенциальную угрозу для центральной нервной системы представляют ретровирусные инфекции, которые иллюстрируют молекулярное взаимодействие между некоторыми вирусными возбудителями и патологическими реакциями, в результате этого взаимодействия.

Вирусные инфекции нервной системы из года в год увеличиваются, что подтверждает значительный рост глобальных эпидемий в течение последних лет.

Нарушения в работе центральной нервной системе в некоторых случаях возникают во время внутриутробного развития или при родах.

При поражении центральной нервной системы наступает дисбаланс всех органов человека, работа которых регулируется ЦНС.

Сбой в работе ЦНС в любом случае приведёт к поражению или нарушению деятельности других органов.

Органическое поражение ЦНС

Неполноценная деятельность головного мозга означает, что произошло органическое поражение нервной системы, которое может быть врождённым или приобретенным. У большинства людей возникает лёгкая степень такого поражения, которое не требует лечения. Наличие средней и тяжелой степени этой болезни требует медицинского вмешательства, так как происходит нарушение деятельности ЦНС.

Признаками органического поражения центральной нервной системы являются повышенная возбудимость, быстрая отвлекаемость, недержание мочи в дневное время, нарушение сна. В отдельных случаях ухудшается работа органов слуха и зрения, а также нарушается координация движений. Страдает иммунная система человека.

Вирусные инфекции, возникающие у женщины, которая вынашивает ребёнка, употребление различных медицинских препаратов, курение или употребление алкоголя в период беременности влияют на работу центральной нервной системы и приводят к её нарушению.

Органическое поражение нервной системы может наблюдаться как у детей, так и у взрослых.

Нервная система объединяет деятельность всех органов и систем организма. Она состоит из центральной нервной системы , в которую входят головной и спиной мозг, а также из периферической нервной системы , в которую входят отходящие от головного и спинного мозга нервы.

Нервные окончания подходят к каждому участку человеческого тела, обеспечивая его двигательную активность и высокую чувствительность. Выделяют также отдел, иннервирующий внутренние органы и сердечно-сосудистую систему, это вегетативная нервная система.

Центральная нервная система состоит из:

    Головного мозга;

    спинного мозга;

    спинномозговой жидкости

    защитных оболочек.

Мозговые оболочки и спинномозговая жидкость играют роль амортизаторов, смягчающих всевозможные удары и толчки, которые испытывает тело и которые могли бы привести к повреждению нервной системы.

Результат деятельности нервной системы это та или иная активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез.

Нарушение различных уровней и отделов нервной системы, в том численарушение центральной нервной системы вызываются многими причинами:

    Сосудистыми нарушениями;

    инфекциями;

    воздействием ядов;

    травмами;

    опухолями охлаждением.

В последние годы возрастает роль сосудистых заболеваний и травм. К основным группам болезней ЦНС относятся сосудистые, инфекционные, наследственные заболевания, хронически прогрессирующие болезни нервной системы , опухоли головного и спинного мозга, травмы, функциональные заболевания ЦНС.

Нарушения центральной нервной системы

Сосудистые заболевания центральной нервной системы имеют все большее социальное значение, так как часто являются причиной смертности и инвалидизации населения. К ним относятся острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты) и хроническая сосудисто-мозговая недостаточность, ведущая к выраженным изменениям со стороны мозга. Возникают эти заболевания на фоне атеросклероза, гипертонической болезни. Основными признаками острых нарушений мозгового кровообращения являются быстрое, часто внезапное развитие, а ткже следующие симптомы:

    Головные боли;

  • нарушения чувствительности;

    нарушение двигательной активности.


Инфекционные заболевания ЦНС

Инфекционные заболевания нервной системы могут вызываться:

    вирусами;

    бактериями;

    грибками;

Чаще всего при этом поражается головной мозг, бывают поражеия спинной и периферической нервной системы. Наиболее распространены первичные вирусные энцефалиты (например, клещевой). Развитием энцефалита может осложниться ряд таких заболеваний, как сифилис, грипп, малярия, корь.

Для всех нейроинфекций характерно появление на фоне высокой температуры общемозговых (головная боль, тошнота, рвота, нарушения чувствительности и двигательной активности) и очаговых поражений нервной системы. Симптомы проявления заболевания обычно следующие:

    Головная боль;

    тошнота и рвота;

    нарушение чувствительности;

    нарушени движений.


Хронически прогрессирующие болезни ЦНС

Хронически прогрессирующие болезни нервной системы это рассеянный склероз , миастения и некоторые другие заболевания. Причина их возникновения полностью не изучена, вероятно, это наследственная особенность строения нервной системы в сочетании с различными воздействиями (инфекции, обменные нарушения, интоксикации). Эти причины приводят к пониженной жизнеспособности той или иной системы организма.

Общими признаками этих заболеваний являются постепенное начало (чаще в среднем или пожилом возрасте), системность поражения и длительное течение с постепенным нарастанием признаков заболевания.

Наследственные заболевания ЦНС

Их принято на хромосомные (изменения в хромосомах, то есть на клеточном уровне) и геномные (изменения в генах - носителях наследственности). Наиболее часто встречающееся хромосомное заболевание это болезнь Дауна. Геномные заболевания делятся на формы с преимущественным поражением нервно-мышечной и нервной систем. Для людей, страдающими хромосомными болезнями, характерны проявления:

    Слабоумия;

    инфантильности;

    эндокринные расстройства.

Травматические повреждения нервной системы это сотрясение мозга, ушиб и сдавление мозга, последствия травм головного и спинного мозга в виде энцефалопатии, к примеру. Сотрясение мозга проявляется расстройством сознания, головной болью, тошнотой, рвотой, расстройствами памяти. Если это ушиб мозга, то к описанным признакам присоединяются местные нарушения чувствительности и двигательной активности.

Нарушение центральной нервной системы это достаточно серьезное и прогрессирубщее нарушение, лечение необходимо проводить под присмотром невролога и нейрохирурга. Длительное лечение предполагает соблюдение назначений врача, это поможет быстрее оправиться от заболеваний ЦНС.

Нервное расстройство человека – это временная фаза конкретной дисфункции, которая протекает остро и проявляется в первый черед с признаками депрессивного состояния и невроза. Описываемое расстройство характеризуется наличием следующих клинических проявлений: нарушение сна, повышенная раздраженность, полная утрата или увеличение аппетита, психологическая нестабильность, постоянная усталость. Нервное расстройство еще именуют нервным срывом. Причинами такого нарушения могут стать разводы или иные проблемы во взаимоотношениях супругов, сложности в профессиональной деятельности, финансовые трудности, постоянное пребывание под воздействием стрессоров, психологические перегрузки.

Расстройство нервной системы

Дисфункция и расстройство центральной нервной системы может наступать вследствие воздействия на человеческий организм многообразия экзогенных факторов и разнообразных эндогенных причин, которые влияют на метаболизм, функцию и структуру нервных клеток.

Можно выделить некоторые виды нервных расстройств, лидирующую позицию среди которых в соответствии с данными статистики занимают . Можно дать следующее определение неврозу – это психоневрологическое нарушение, являющееся непосредственным следствием дисфункции нервной системы. Данное нарушение имеет ряд разновидностей, характеризующихся общими признаками, но различными проявлениями. Особо следует выделить нижеприведенные виды нервных расстройств: , навязчивые идеи, .

Общее угнетение функций нервной системы называется неврастенией. Причинами данного нарушения могут служить длительные стрессовые воздействия либо психологические травмы. Это расстройство, как правило, проявляется снижением или набором веса, высокой нервной возбудимостью, связанной с нею , нередко даже чрезмерной , бессонницей, утомляемостью, тахикардией. Часто такое состояние остается незамеченным, поскольку перечисленные проявления можно обнаружить практически у 70% населения планеты. Поэтому в некоторых случаях данное расстройство проходит самостоятельно, без врачебного вмешательства, но надеяться на подобный исход это не стоит, так как возможно прогрессирование недуга.

Еще одним довольно распространенным видом невроза являются . Этой разновидности расстройства нервной системы предшествуют затяжные депрессивные состояния. Больных постоянно преследует какая-либо боязнь или тревожная мысль навязчивого характера. При этом подобное нарушение необходимо отграничивать от бредовых состояний. При навязчивых идеях больной прекрасно осознает, что все его опасения беспочвенны и нелепы.

Часто факторами, провоцирующими возникновение описываемого нарушения, являются перенесенные травмы головного мозга, хронические интоксикации организма, некоторые инфекционные заболевания.

Данная разновидность неврозов может проявляться по-разному, но можно выделить общие симптомы:

— назойливые мысли, которые «крутятся» вокруг определенной проблемы, чаще всего надуманной, неестественной либо абсурдной;

— неотступные арифметические процессы в голове – индивид непроизвольно и неосознанно считает все вокруг: машины, предметы, людей;

Среди признаков вегето-сосудистой дистонии выделяют следующие: дисфункцию сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной системы, нарушение температурного режима и др.

Больной, страдающий вегето-сосудистой дистонией, часто жалуется на колебания артериального давления. Нередко может появляться тахикардия или брадикардия, болевые ощущения в загрудинной области.

Со стороны дыхательной системы могут наблюдаться приступы удушья или затруднение вдоха, ощущения сдавливания грудной клетки, учащение дыхания. Перечисленные проявления усиливаются при физическом напряжении.

Со стороны органов пищеварения наблюдается тошнота, рвота, отсутствие аппетита, также может возникать изжога, метеоризм, отрыжка.

Нарушение температурного режима проявляется либо повышенной потливостью, либо беспричинным ознобом. Малейшие стрессы у людей с истерией могут привести к повышению температуры. При этом конечности будут оставаться холодными вследствие спазма сосудов.

Кроме перечисленных проявлений одним из частых симптомов являются головокружения, реже наблюдаются обмороки. Также больных мучают различные страхи, беспокойства, они теряют аппетит, нарушается сон и появляется плаксивость. Кожные покровы бледны, но при незначительном эмоциональном волнении проступают пятна красного оттенка.

Расстройство вегетативной нервной системы

Нарушение функционирования вегетативной (автономной или ганглионарной) нервной системы считается актуальной проблемой современной медицины.

Автономная нервная система, являясь составным элементом нервной системы, обеспечивает регуляцию сосудистого тонуса, функционирование внутренних органов, иннервацию рецепторов, желез, скелетной мускулатуры и непосредственно нервной системы.

Основной причиной, провоцирующей расстройства вегетативной автономной нервной системы является дисфункция систем организма и отдельных внутренних органов. Среди других причин можно выделить наследственный фактор, малоподвижный стиль жизни, злоупотребление алкоголем или жирной пищей, некоторые инфекционные заболевания, инсульт, аллергия и травмы.

Расстройства вегетативной автономной нервной системы протекают по-разному. Они могут проявляться ослаблением сосудистого тонуса, снижением терморегуляции, обменными и нейроэндокринными нарушениями, расстройствами дефекации, мочевыделительной и половой функции. Также вследствие увеличения возбудимости симпатического отдела может наблюдаться учащение дыхания, сердцебиения, повышение артериального давления, мидриаз, понижение массы тела, зябкость, запоры. При ваготонии отмечается брадикардия, снижение артериального давления, появляется сужение зрачков, склонность к обморокам, ожирению и потливости.

Вегетативная дисфункция при органической патологии головного мозга сопровождает любую форму церебрального нарушения и наиболее проявлена при поражении внутреннего отдела височной области, гипоталамуса или глубоких стволовых структур мозга.

Лечение расстройства вегетативной нервной системы осложнено разнообразием клинических проявлений, что затрудняет постановку верного диагноза. Поэтому, с целью диагностики используются следующие виды исследований: электроэнцефалограмма, электрокардиограмма и холтеровское мониторирование, компьютерная томография, фиброгастродуоденоскопия, а также лабораторные анализы.

Проведения выше описанных исследований позволяет досконально изучить общую картину симптоматики и назначить грамотное лечение расстройства вегетативной нервной системы.

В первый черед пациентам рекомендуется изменять собственный жизненный стиль, а именно: освободиться от вредных привычек, откорректировать режим питания, научиться полноценно отдыхать, начать заниматься спортом,. Изменить образ жизни следует не временно, а на постоянной основе. Помимо рекомендаций о здоровом существовании больным прописывается медикаментозное лечение, направленное на нормализацию функционирования всех органов и систем. Назначаются дневные транквилизаторы, а на ночь снотворные средства, а также сосудистые препараты и физиотреапию. Кроме того, эффективным считается прием витаминно-минерального комплекса, прохождение курса массажей.

Причины нервного расстройства

Главными виновниками нервозных нарушений считаются всевозможные стрессы, но более тяжелые дисфункции, как правило, вызывают факторы, отрицательно воздействующие на структуру и функции нервных клеток.

Одной из наиболее встречаемых причин, порождающих расстройство центральной нервной системы, является гипоксия. Клетки мозга потребляют около 20% всего кислорода, поступающего в организм. Различные исследования показали, что человек теряет сознание спустя 6 секунд после того, как кислород прекращает поступать в мозг, а спустя 15 секунд наступает нарушение нормального функционирования головного мозга. При этом страдают клетки не только головного мозга, но и всей нервной системы.

Вред нервной системе способен нанести не только острый дефицит кислорода, но и хронический. Поэтому так важно регулярное проветривание помещение и пребывание на свежем воздухе. Всего пятнадцатиминутный моцион способен улучшить самочувствие индивида в значительной степени. Кроме того, ежедневные прогулки нормализуют сон, улучшают аппетит, ликвидируют нервозность.

На организм не лучшим образом воздействует изменение температуры тела. При длительной температуре в 39 градусов у человека в разы увеличивается скорость метаболических процессов. Вследствие чего вначале очень сильно возбуждаются нейроны, а потом они начинают затормаживаться, что ведет к истощению энергетических ресурсов.

При общем переохлаждении организма, в нервных клетках резко снижается скорость реакций, а значит существенно замедляется вся работа нервной системы.

Кроме того, существует теория, объясняющая появление нарушений невротического характера генетическими факторами.

В соответствии с классическим представлением неврологической науки все заболевания нервной системы подразделяются на две подгруппы – функциональные нарушения и органические дисфункции. В основе органического поражения лежат структурные нарушения.

Органическая дисфункция нервной системы может быть приобретенной и врожденной. Приобретенная форма возникает вследствие инсульта, перенесения черепно-мозговых повреждений и инфекционных заболеваний (например, менингита) злоупотребления алкоголем, применением наркотических средств. Врожденные дисфункции развиваются, если женщина на протяжении беременности употребляла алкоголь, наркотические вещества, некоторые лекарственные средства, обладающие токсическим воздействием, курила, переболела ОРВИ, гриппом, перенесла сильный стресс. Также органическая патология мозга может возникнуть вследствие неправильного родовспоможения и родовой травмы.

Кроме того, дисфункция нервной системы может появиться на фоне опухолевых процессов головного мозга и аутоиммунных заболеваний.

Термин «функциональное расстройство нервной системы», зародился в прошлом веке и использовался для обозначения синдромов и недугов, не характеризующихся анатомической основой. Под данным термином понимаются симптомы неврологического характера, не являющиеся последствием повреждения или патологии структур нервной системы. В состоянии нормы также находятся и биохимические показатели.

Функциональное расстройство нервной системы может быть спровоцировано психической травмой, длительными переживаниями, связанными с проблемами в личных взаимоотношениях, семейной жизни.

Симптомы нервного расстройства

Современный жизненный уклад большинства просто невозможен без стрессов. Плохая экология, вредная пища, алкоголь, наследственность, несоблюдение ежедневного распорядка усугубляют состояние нервной системы и ведут к ее дисфункции.

Вначале появляется плохое настроение и излишняя раздражительность. Отсутствие лечения этих первичных проявлений может спровоцировать возникновение полноценного нервозного недуга.

Все нервные расстройства можно условно разделить на две подгруппы: неврозы, которые в свой черед делятся на неврастению, невроз навязчивых состояний, истерию, и вегето-сосудистая дистония.

Клиническая картина неврозов характеризуется связью только с нервной системой и проявляется: головными болями, депрессивными состояниями, раздражительностью, перепадами настроения, нарушением сна и снижением памяти.

Неврастения характеризуется угнетением деятельности всей нервной системы, что ведет к повышенной утомляемости, агрессивности, бессоннице, тахикардии. Кроме того, может наблюдаться беспричинное изменение массы тела, то в сторону снижения, то – увеличения.

Невроз навязчивых состояний, как правило, зарождается на почве длительной и проявляется необоснованными страхами, беспричинной тревожностью, беспокойством. При этом нервное напряжение становится неизменным спутником, что отражается и на общем самочувствии – появляются боли, усугубляются старые проблемы.

Истерия может сопровождаться тошнотой, потерей аппетита, снижением массы тела, нарушением сердечного ритма, субфебрильной температурой.

Симптоматика вегетосо-судистой дистонии различна и характеризуется взаимосвязью с другими системами и органами. Данное расстройство может проявляться: головокружениями, обмороками, перепадами артериального давления, расстройством функционирования пищеварительной системы.

Функциональное расстройство нервной системы проявляется снижением концентрации и памяти, раздражительностью, быстрой утомляемостью, расстройством сна, депрессивными состояниями, перепадами настроения.

К сожалению, с прожитыми годами нервные патологии, если не принимать препараты при нервном расстройстве, не исчезают, а имеют тенденцию усиливаться и провоцировать появление новых нарушений.

Признаки нервного расстройства

С позиции психиатрии нервное расстройство является пограничным состоянием, когда индивид пока не болен, но и полностью здоровым его уже не назовешь.

Внезапная вспышка гнева или печали еще не свидетельствует о нервном срыве и необходимости принимать специальные травы при нервозных состояниях.

Можно выделить основные семь признаков описываемого расстройства. При обнаружении одного или двух признаков у себя либо у родственников рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту.

Основные признаки нервного расстройства:

— утро начинается с испорченного настроения, со слез, мыслей, что жизнь не удалась, « » или «я толстая и никому не нужная»;

— всякое замечание начальства воспринимается в качестве признака неприязни с его стороны и желания уволить;

— отсутствие интереса к развлечениям, хобби, домашним и иным делам, человек словно перестает радоваться жизни;

— придя, с работы домой, индивид отключает телефоны, ложиться на кровать, накрывшись покрывалом, словно прячась от внешнего мира;

— неумение сказать «нет» коллегам, начальству, товарищам, человек считает, что подобным поведением он становится незаменим и востребованным;

— настроение часто устойчиво плохое, депрессивный настрой без видимых причин;

— нередка дрожь в коленях, в горле ком, мокрые ладошки и учащенное сердцебиение, внезапно возникающая тревожность.

Также типичными признаками подступающего можно считать бессонницу, резкую потерю или наоборот увеличение массы тела, подавленное состояние, быструю утомляемость, усталость, раздражительность, мнительность, тревожность, обидчивость, враждебное отношение к окружающим, пессимизм, рассеянность, головные боли, нарушения пищеварения, зацикленность на ситуации или человеке.

При обнаружении одного или нескольких из перечисленных признаков не стоит бояться обращаться к врачу. Ведь возникновение заболевания легче предупредить, нежели лечить его последствия. Врачи часто рекомендуют травы при нервных расстройствах или легкие препараты, не влияющие на психическую активность и не вызывающие привыкание.

Нервные расстройства у детей

Современные дети часто подвержены проблемам неврологического характера. По мнению большинства невропатологов, у половины учащихся в разные моменты отмечается эмоциональная нестабильность. Зачастую это явление проходящее, но бывает так, что симптомы свидетельствуют о наличии нервозного нарушения, требующего вмешательства специалиста.

Родителям важно незамедлительно отреагировать на нарушения в поведенческом реагировании малыша, поскольку легкие нервные расстройства у детей со временем могут трансформироваться в устойчивые патологии неврологического характера.

Нервные расстройства у детей часто по-разному проявляются. Особенность их заключается в зависимости воздействия степени подавленного эмоционального состояния на функционирование внутренних органов от возраста крохи. То есть, чем младше ребенок, тем больше его подавленное состояние влияет на работу пищеварительной, сердечнососудистой и дыхательной систем.

Основной причиной серьезных неврологических дисфункций у малышей считаются психические травмы, пережитые ним в раннем возрастном периоде или недавно. При этом свою роль играет крохи, наследственность, взаимоотношения между участниками семейных отношений, частые эмоциональные перенапряжения. Подобные нарушения обнаруживаются в невротических реакциях, при возникновении которых необходимо незамедлительно записаться к неврологу на прием, чтобы он мог своевременно назначить препараты при нервном расстройстве.

Ниже приведены типичные невротические реакции у малышей.

Нервный тик считается одним из самых встречаемых форм невротических проявлений у крох. Он обнаруживается в причмокивании, непроизвольных навязчивых движениях, например, у ребенка может подергиваться веко или щека. Такие движения могут появляться или усиливаться при волнении малыша. В основном, нервный тик в спокойном хорошем настроении никак не проявляется.

Заикание невротического характера тревожит многих крох в дошкольном возрастном периоде, когда активно развивается речь. Часто родители списывают заикание на нарушения развития речевого аппарата, хотя в действительности оно порождено неврологическими проблемами. Заикание невротического характера у большинства детей проходит со временем самостоятельно. Однако некоторым малышам может все-таки потребоваться помощь специалистов.

При неврологических отклонениях ярко выражены нарушения сна: малыш не может уснуть, его мучают кошмары, сон беспокойный. Утром малыш просыпается усталым.

Энурез невротического характера проявляется у детей старше пятилетнего возраста (до пяти лет энурез не является дисфункцией) непроизвольным мочевыделением во время сна ночью. Часто непроизвольное мочеиспускание наблюдается, если ребенка накануне наказали, или вследствие нервного потрясения. Дети, страдающие энурезом, обычно отличаются плаксивостью и переменчивым эмоциональным поведением.

Также к неврозным проявлениям относятся расстройства пищевого поведения, которые выражаются перееданием или отказом от пищи вовсе либо от отдельных кушаний.

Часто нервную дисфункцию у малышей могут провоцировать родители своим избыточным старанием, предосторожностью.

Типичные родительские ошибки: чрезмерная загруженность крохи (кружки, секции), излишняя опека, скандалы между родителями, дефицит любви к ребенку.

Лечение нервного расстройства

Сегодня все больше людей тревожит вопрос: «как лечить нервные расстройства». И это понятно. Ведь современный век не только подарил человечеству прогресс, но и потребовал плату за него – иметь рядом постоянного спутника-стрессора, который со временем накапливается и провоцирует нервные срывы. Напряженный жизненный ритм и постоянные проблемы расшатывают и угнетают нервную систему. Человек вначале не замечает пагубного воздействия среды на весь организм, но постепенно в нем скапливается раздражительность, ведущая к нервозности, следствием которой становится невроз. Чем раньше будут выявлены первые признаки начинающегося нервного расстройства, тем легче справиться с недугом.

Как лечить нервные расстройства?

В первый черед, необходимо обратиться к специалисту, которым может быть психолог или психиатр, невролог или невропатолог. В основном, врачи назначают не только медикаментозную терапию, но и курс психотерапии. Из лекарственных препаратов обычно практикуют назначение транквилизаторов, антидепрессантов и ноотропов. Однако перечисленные лекарственные средства, преимущественно, влияют на проявления невротических расстройств, а не на причины возникновения. Среди препаратов, назначаемых при неврозах и практически не обладающих противопоказаниями, самыми популярными являются «Деприм» и «Глицин». Они улучшают кровообращение в сосудах головного мозга, нормализуют сон, повышают настроение и понижают раздражительность.

Кроме того, на первых стадиях формирования недуга хорошо помогают витаминно-минеральные комплексы, физиотерапевтические мероприятия, массажи, общеукрепляющие средства, лечебная гимнастика, народная медицина.

Наибольшей популярностью в народной медицине пользуются настои из шишек хмеля и листьев ежевики, которые принимаются до еды примерно за час.

Также в лечении дисфункции нервной системы с успехом применяется санаторно-курортная терапия, направленная на безболезненное восстановление нервной системы. Она не имеет побочных действий и противопоказаний. Комплексное санаторно-курортное лечение включает в себя не только физиотерапевтические мероприятия, лечебную физкультуру, специальные процедуры, но и благотворное воздействие естественных курортных факторов, таких как природная минеральная вода, чистый воздух, специальная диета, водные процедуры, прогулки. В условиях курортной зоны нервная система человека восстанавливается естественным образом, постепенно.

Находясь на санитарно-курортном лечении, пациент отстраняется от проблем, постоянно преследующих его в обыденной жизни. За счет естественных курортных факторов происходит укрепление нервной системы. Ее восприимчивой к отрицательным воздействиям и неблагоприятным факторам агрессивной среды значительно снижается.

Симптоматика и соответственно терапия нервной дисфункции, выраженность проявлений и длительность лечения зависит от численности стрессовых ситуаций, в которые попадает человек. Поэтому, профилактические мероприятия неврозов довольно просты. Они подразумевают всего лишь исключение либо уменьшение стрессоров, избегание излишнего беспокойства. С этой целью великолепно справятся ежедневный моцион и утренняя зарядка, хобби, кружки по интересам, сезонный прием витаминов и отдых на море.

Гипоксическое поражение ЦНС у новорожденных - нарушение кровообращения в головном мозге, в результате которого мозг не получает необходимое количество крови, и следовательно, испытывает дефицит кислорода и питательных веществ.

Гипоксия может иметь:

  • перинатальное происхождение, связанное с беременностью и процессом родов;
  • постнатальную этиологию, возникшую после рождения ребенка.

Среди причин повреждения ЦНС гипоксия находится на первом месте. В таких случаях специалисты говорят о гипоксически-ишемическом поражении центральной нервной системы у новорожденных.

Перинатальное гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

Неблагоприятное воздействие на плод могут оказывать острые и хронические болезни матери, работа на вредных производствах (химические вещества, различные излучения), вредные привычки родителей (курение, алкоголизм, наркомания). Также вредное влияние на развивающегося в утробе матери ребенка оказывают тяжелые токсикозы, проникновение инфекции и патология плаценты.

Постнатальное гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

Во время родов младенец испытывают значительную нагрузку на организм. Особенно серьезные испытания приходится пережить ребенку, если родовой процесс проходит с патологией: преждевременные или стремительные роды, родовая слабость, ранний отход околоплодных вод, крупный плод и т.п.

Степени церебральной ишемии

Различают три степени гипоксического поражения:

  1. Гипоксическое поражение ЦНС 1 степени. Это довольно легкая степень характеризуется чрезмерным возбуждением или угнетением в первую неделю жизни малыша.
  2. Гипоксическое поражение ЦНС 2 степени. При поражении средней тяжести наблюдается более длительный период нарушения, характерны судороги.
  3. Гипоксическое поражение ЦНС 3 степени. При тяжелой степени ребенок пребывает в , где проводится интенсивная терапия, так как существует реальная угроза здоровью и жизни малыша.
Последствия гипоксически-ишемического поражения ЦНС

В результате гипоксии могут быть нарушены врожденные рефлексы, возможны функциональные нарушения ЦНС, сердца, легких, почек и печени. Впоследствии проявляется задержка в физическом и психическом развитии, нарушения сна. Следствием патологии могут быть кривошея, сколиоз, плоскостопие, энурез, эпилепсия. Часто встречающийся в последнее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью также является результатом ишемии новорожденного.

В связи с этим женщинам рекомендуется вставать на врачебный учет на ранних сроках беременности, своевременно проходить скрининговые обследования, вести здоровый образ жизни на стадии подготовки к беременности и в процессе беременности. Для эффективного лечения церебральная ишемия должна быть диагностирована в первые месяцы жизни малыша.





error: Контент защищен !!