Электронные сигареты могут подорожать в два раза

27 января 2017 г. наша компания получила на руки разъяснения от Департамента налоговой и таможенной политики Минфина касательно применения акцизов в отношении жидкостей для многоразовых электронных систем доставки никотина (ЭСДН). Мы обратились к ним с запросом в декабре, поскольку сжатые формулировки обновленного НК породили тогда ряд сомнений.

Полученный ответ полностью прояснил ситуацию и наши дальнейшие действия. Цель этой статьи — изложить нашим оптовым клиентам, как сейчас происходит процесс налогообложения продукции для электронного курения, у кого и когда возникают обязательства, а также как проявлять должную осмотрительность при оптовых закупках. Далее под термином «никотиновые жидкости» я для краткости буду понимать жидкости с содержанием от 0,1 мг/мл никотина и выше . Под термином «акциз» я буду понимать 10 рублей за 1 мл никотиновой жидкости , начисленные и уплаченные в таможенные или налоговые органы. Статья написана для тех фирм и предпринимателей, кто действует в рамках закона, и не затрагивает никаких методов оптимизации налоговой нагрузки или уклонения от таковой.

Под термином «акциз» я буду понимать 10 рублей за 1 мл никотиновой жидкости, начисленные и уплаченные в таможенные или налоговые органы. С 1 января 2017 г.

Исключение составляют никотиновые жидкости, ввезенные из-за рубежа и принятые к учету импортерами вплоть до 31 декабря 2016 г. Минфин считает, что на эти партии закон не распространяет обратного действия, и они могут быть в дальнейшем легально реализованы в опт или в розницу без ограничения срока реализации.

Плательщиками акциза в нашей отрасли ЭСДН являются импортеры и российские производители никотиновых жидкостей (организации и предприниматели), но с немного различной механикой.

Импортеры

Импортеры, как, например, «Ритчи РУС», с 1 января на все ввозимые никотиновые жидкости уплачивают акциз авансом в таможню перед началом оформления декларации на товары. Таким образом, факт таможенного выпуска их товаров для свободного обращения уже является своего рода доказательством уплаты акциза. Приняв никотиновую жидкость к бухгалтерскому учету, импортер может продавать ее в опт с обязательным предоставлением своим клиентам счета-фактуры. Роль счета-фактуры и товарной накладной также может выполнять т.н. «универсальный передаточный документ» (УПД). Ключевым моментом является то, что в счете-фактуре или в УПД по каждой акцизной товарной позиции должны быть указаны: сумма включенного в цену акциза, а также номер декларации на товары (ранее «ГТД»). Таким образом, поставщик обязан вести у себя партионный учет в разрезе деклараций на товары и обеспечить покупателей и налоговые органы точной информацией, из какой конкретно ввезенной партии произошла та или иная продажа.

УПД — это «универсальный передаточный документ»

Вместе с акцизом в цену продажи никотиновых жидкостей может включаться НДС (18%) , если импортер находится на общей системе налогообложения. Импортеры, применяющие УСН, могут продолжать использовать этот режим даже при поставках акцизного товара и не включать в свои отпускные цены НДС. Хотя и они, подчеркну ещё раз, обязаны выдавать своим оптовикам счета-фактуры в силу имеющегося в них акциза.

Акцизом в нашей стране теперь облагаются все никотиновые жидкости, независимо от типов устройств для их применения.

С 1 января 2017 г.

Российские производители

Внутренних производителей в их механике ждет дополнительный неприятный сюрприз — запрет на применение упрощенной системы налогообложения при производстве подакцизных товаров. Это означает, производство хотя бы одного флакона никотиновой жидкости после 1 января автоматически переводит их на общую систему и обязывает включать НДС в цену своих товаров. Такой производитель начисляет акциз (а вместе с ним и НДС) на все свои товары в момент их продажи. Это означает, что запасы сырья, остатки в незавершенном производстве и сама готовая продукция не являются для них объектом налогообложения. Им является вся реализованная после 1 января никотиновая жидкость.

Производство хотя бы одного флакона никотиновой жидкости после 1 января автоматически переводит их на общую систему и обязывает включать НДС в цену своих товаров

Уплата акциза (как и уплата НДС) производится ими в налоговые органы ежемесячно, не позднее 20-ти дней , следующих за отчетным месяцем. Таким образом, производители обязаны со всех своих январских продаж уплатить акциз и НДС до 20 февраля в налоговые органы по месту регистрации.

Клиенты

Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении законопроект, в тексте которого прописывается акциз на жидкости для электронных сигарет. К числу продукции, облагаемой сбором, относятся системы одноразового использования (типа Pons) и жидкости, которыми заправляются многоразовые приборы. Для первых ставка устанавливается равной 40 рублям, для вторых – 15 рублей в расчете на 1 мл вещества.

Актуальность законопроекта

Ежегодно государство несет огромные расходы, связанные с распространением табакокурения в стране. Согласно расчетам специалистов Высшей школы экономики, они достигают полутора процентов ВВП.
Эксперты проанализировали ситуацию и выявили структуру «табачных потерь»:

  • 72,4% – потери от преждевременной смертности;
  • 21% – расходы на оказание медицинской помощи курильщикам;
  • 2,4% – оплата больничных курильщиков;
  • 4,2% — иные затраты (поддержание общественного порядка, ликвидация пожаров и их последствий и т.д.).

Введение акцизов – попытка властей покрыть расходы, которые ежегодно несет государственный бюджет. Инициатор нововведения, Министерство финансов, отмечает, что оно направлено на выравнивание условий налогообложения разных направлений табачной промышленности.

Акцизы и самозамес: ценовые перспективы

Законопроект вводит четкое определение никотинсодержащих жидкостей. Это смеси, в состав которых входит пропиленгликоль (до 99,9%) и / или глицерин (до 99,9%) и никотин в соотношении от 0,1 мг на миллилитр.

По оценкам экспертов, под определение законотворцев попадают все типы жидкостей, представленные на рынке, в том числе и основы для самозамеса (не «нулевки»). Если значение акциза останется на уровне 15 рублей на мл, стоимость стандартного флакона (30 мл) увеличится на 450 рублей, а большого (120 мл) – на 1 800 рублей. Это ощутимый удар по карману приверженцев «парения».

Мнения и противоречия

По подсчетам экспертов, государственные потери, связанные с распространенностью табакокурения, за первые шесть месяцев 2016 года превысили 400 млрд рублей. Введение акцизов не позволит получить дополнительный доход или даже полностью покрыть расходы.

Статистка свидетельствует, что покупателями е-сигарет в России являются 1,2 млн человек. Общее потребление никотинсодержащих смесей составляет 2,2 млрд мл. Это означает, что акцизы на жидкость для электронных сигарет за 2017 принесут не более 32,85 млрд рублей бюджетного дохода. Это более чем 10 раз меньше полугодовых потерь от пристрастия населения к пагубной привычке.

Специалисты прогнозируют, что удорожание никотиновых жидкостей приведет к уменьшению спроса. Значит, доход в 32 млрд окажется недостижим.

Законопроект во время рассмотрения в Государственной Думе претерпел множество коррективов. Сейчас в нем остаются «шероховатости» и слабые места. Одно из них – размер акциза. Он установлен на уровне 15 рублей для всех жидкостей. Разные типы таких смесей содержат разное количество никотина. Получается, что Минфин декларирует борьбу с вредным веществом, но обладает налогом не его, а объем.

Зло или благо?

Акцизные марки на жидкости для электронных сигарет приведут к установлению минимальной розничной цены на 30-миллилитровый флакон на уровне 650-700 рублей. Представители отрасли опасаются, что удорожание даст эффект, обратный ожидаемому: граждане не расстанутся с пагубной привычкой, зато расцветет подпольная торговля дешевыми и токсичными жидкостями. Сегодня, по разным оценкам, ее объемы достигают 70% от совокупного «вейперского» оборота. Система штрафов за реализацию смесей «из-под прилавка» не разработана.

Будет ли установлен акциз на жидкости для электронных сигарет или власти ограничатся дебатами – покажет время. Сегодня очевидно, что инициатива неоднозначно воспринимается общественностью и нуждается в устранении недочетов и «шероховатостей».

2 ноября депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий введение акцизов на электронные сигареты с 2017 года, сообщает Агентство «Москва» .

В законопроекте отмечается, что в перечень подакцизных товаров включаются одноразовые электронные системы доставки никотина. На них ставка акциза составит 40 рублей за штуку. Помимо этого, будет установлен акциз на никотиносодержащую жидкость, его ставка составит 10 руб. за 1 мл. Также в перечень подакцизных товаров подпадет нагреваемый табак со ставкой акциза 4,8 тыс. руб. за 1 кг в 2017 г.

Также для повышения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017 г. законопроектом предусматривается увеличение в два раза (с 9 до 18 руб. и с 5 до 10 руб.) размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством РФ о налогах и сборах в отношении вин, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта, а также вин местного производства.

Предполагается, что такое повышение ставок акциза может привести к росту цены одной бутылки вина емкостью 0,7 литра на 7,4 руб., а одной бутылки вина с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения такой же емкости - на 3,7 руб.

Также законопроектом предлагается установить ставку акциза на игристые вина в период 2017-2019 гг. на уровне 27 руб. за один литр. Помимо этого, предлагается выровнять ставки на табак трубочный, курительный, жевательный, нюхательный, кальянный и нагреваемый. Так, ставки акцизов на все виды табачной продукции, установленные на 2017 г., предлагается увеличить на 10%, а ставки акцизов на 2018 г. и 2019 г. проиндексировать на 10% к предыдущему году.

Законопроектом также изменяется размер акцизов на нефтепродукты. Так, на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 г. по 2019 г. будет сохранена ставка акциза в размере, действующем в 2016 г., - 13,1 тыс. руб. за 1 тонну; на автомобильный бензин класса 5 предлагается установить ставку акциза на 2017 г. в размере 10,13 тыс. руб. за 1 тонну, на 2018 г. - 10,53 тыс. руб. за 1 тонну, на 2019 г. - 10,95 тыс. руб. за 1 тонну; на дизельное топливо устанавливается ставка акциза на 2017 г. в размере 6,8 тыс. руб. за 1 тонну, на 2018 г. - 7,07 тыс. руб. за 1 тонну, на 2019 г. - 7,35 тыс. руб. за 1 тонну; на средние дистилляты - установить ставку акциза на 2017 г. в размере 7,8 тыс. руб. за 1 тонну, на 2018 г. - 8,11 тыс. руб. за 1 тонну, на 2019 г. - 8,43 тыс. руб. за 1 тонну.

Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие установление ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении с 1 января 2017 г. до 1 января 2030 г., а также продление срока применения ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до 1 января 2030 г.

Кроме того, законопроект предлагается централизовать на период 2017-2020 гг. в федеральный бюджет 1% налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, а также ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков 10 годами предлагается отменить.

Помимо этого, в целях улучшения условий исполнения обязанности по уплате налогов, законопроектом предусматривается предоставление возможности уплаты налогов за налогоплательщиков третьими лицами.

Акцизы на жидкости для электронных сигарет и кальянный табак в 2017 году November 3rd, 2016

02.11.2016, пока что только в первом чтении, принят законопроект № 11078-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» http://www.duma.gov.ru/news/273/1771941/ .

Сам текст доступен по вот этой ссылке http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B036048FCD10221B432580530026A92F/$File/11078-7.PDF?OpenElement

Что в нем важного для кальянов и электронных сигарет.

1. Предлагается повысить акцизы на табак. В 2016 году он составлял 2000 рублей с 1 кг, а в 2017 предлагают увеличить его в 2,4 раза - до 4800 рублей за 1 кг. То есть одна стандартная 50 граммовая пачка табака подорожает на 140 рублей, что совсем не мало.

UPDATE от 16.11.2016
Во втором чтении, ставка акциза на кальянный табак снижена до 2520 рублей за 1 кг на 2017г.

На мой взгляд это наитупейшее решение, потому что оборот безакцизного кальянного табака в России превышает легальные продажи. Если бы весь этот безакциз легализовали, то не было бы нужды так сильно повышать акцизы. Самое интересное, что кальянные, с их космической наценкой на кальяны, совершенно спокойно могут работать на акцизном табаке, но поскольку за безакциз у нас еще ни разу никого не посадили и почти не штрафовали, все спокойно работают на нем. Есть гигантский перекос по рентабельности между кальянными и продажей в магазинах. Магазины, которые работают легально не имеют рынка сбыта в виде кальянных, т.к. там берут только безакциз. В итоге от таких потрясающих законов страдают самые честные.

2. Вводится новое понятие - электронные системы доставки никотина (это такие олдскульные е-сиги с жидкостью). Цитириую: «для целей настоящей главы электронными системами доставки никотина признаются изделия, состоящие из корпуса, в котором установлены пластиковая заглушка, имитирующая пепел сигареты, датчик давления со светодиодом, аккумуляторная батарея и атомайзер, содержащий синтепон, пропитанный специальной жидкостью, в состав которой входят пропиленгликоль и (или) глицерин, жидкий никотин, или атомайзер, содержащий резервуар для специальной жидкости, в состав которой входят пропиленгликоль и (или) глицерин, жидкий никотин, а также фитиль и спираль.»

UPDATE от 16.11.2016
Во-втором чтении определение было значительно модифицировано:

"Электронные системы доставки никотина . В целях настоящей главы электронными системами доставки никотина признаются одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем". Ключевое слово одноразовые.

3. Еще одно новое понятие - никотинсодержащие жидкости . Опять цитирую: «для целей настоящей главы никотинсодержащей жидкостью признается любая жидкость, основой которой является пропиленгликоль (до 99,9 процента) или глицерин (до 99,9 процента), или их смесь в любом процентном соотношении с общим их содержанием до 99,9 процента, с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл.»

В общем, все никотиновые жидкости, а также основы для самозамесов подпадают под это определение, и, соответственно, под акцизы, которые составят 10 рублей за 1 мл. То есть к цене среднестатистического бутылька в 30-50 мл добавится 300-500 рублей соответственно. Это очень-очень много. Абсолютно неадекватно много. Как считали, я не знаю, наверное, просто все дыры в бюджете решили закрыть за счет вейперов.

UPDATE от 16.11.2016
Во втором чтении понятие претерпело изменение и стало звучать как "жидкости для электронных систем доставки никотина". Цитирую: "В целях настоящей главы жидкостью для электронных систем доставки никотина признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина " (ЭСДН). Внимание! Этой припиской законодатели фактически отменили акцизы на жидкости для электронных сигарет, не успев их принять. ЭСДН - это только одноразовые устройства. Обычные жижки, которые используют на обычных многоразовых модах в данном случае пролетели, т.к. они не предназначеных для этих ЭСДН. Не знаю, осознанное это было решение со стороны законодателей или просто кто-то пролоббировал эту на первый взгляд малозначимую поправку, так или иначе, обычные жидкости для вейпинга не попали под акциз.

4. Еще одно понятие - табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания. Это весь кальянный табак. Акциз на него, впрочем, такой же, как и на обычный табак, пока не понятно для чего это понятие. Может быть для использования его каких-то нововведениях закона о запрете курения.

Итак, после всех поправок, закон оказался не таким уж страшным. Акцизы на кальянный табак выросли на 25% (пачка 50г подорожает примерно на 25 рублей). Акциз на жидкости для электронных сигарет как бы ввели, но фактически нет. Под закон попали только жидкости для одноразовых устройств, а не для тех модов, которые все используют. Я уверен, что если бы законодатели хоть немного понимали о чем идет речь, поправки в определения жидкостей не вносились бы. Когда в следующем году, будут принимать бюджет и посмотрят цифры поступлений по акцизам на жидкости, то, возможно, задумаются почему их нет. Единственное на что может быть повлияет закон - это на импорт, т.к. может быть на таможне не будут разбираться для одноразовых сигарет жидкость или для неодноразовых. В общем спасибо тем, кто пролоббировал интересы вейп-индустрии).

P.S.
Сейчас такое количество жидкостей для электронных сигарет, что ни магазинам ни покупателям непонятно, что покупать. Чтобы хоть немного внести ясность, я сделал сайт с рейтингом жидкостей -





error: Контент защищен !!