Анализ персонажей из рассказа голова профессора доуэля. Смотреть что такое "Голова профессора Доуэля" в других словарях

В целях анализа вполне допустимо разъять единство книги, искусственно отделив, к примеру, научно-фантастическую ткань от беллетристики. Иной раз это даётся безо всякого усилия – текст услужливо распадается на составляющие его элементы. Это – дурной знак. Но в тексте Беляева составляющие его элементы не просто сложены, а слиты и в своём единстве обретают новое качество.

Научно-фантастический – жанр – один из труднейших. Сделать тот или иной научный факт, научное положение действующим лицом книги, точнее, судьбой действующих лиц – трудность, преодоление которой дано немногим. «Голова профессора Доуэля» – цельное и увлекательное повествование, в котором все элементы слиты воедино и с трудом поддаются критическому «расщеплению». Это свидетельствует о культуре письма, о несомненной одарённости автора и вместе с тем о его больших возможностях в области советской научной фантастики.

Я говорю о возможностях, ибо книга Беляева, написанная около десятка лет назад, и теперь переизданная, при всех своих достоинствах, ещё носит на себе явственный след влияния западной развлекательно-фантастической литературы и не может быть сочтена ни удачей писателя, ни достижением советской научной фантастики. С той поры, когда была написана эта книга, научно-фантастическая поэтика самого А. Беляева претерпела коренное изменение: об этом красноречиво свидетельствует его статья об «Арктании» Гребнева, помещённая в № 18–19 журнала «Детская литература». Расхождение между поэтикой научно-фантастического жанра, определившей написание «Головы профессора Доуэля» и политикой, декларативно изложенной в статье об «Арктании», настолько, разительно, что сегодняшние высказывания А. Беляева могут быть в значительной мере сочтены как самокритические.

Книгу Беляева прежде всего характеризует отрыв от социального времени и пространства. При отсутствии сколько-нибудь чётких авторских указаний читателю естественно искать в тексте признаки, позволяющие установить соответственные координаты: где и когда происходит беллетрическое действо. В данном случае положение читателя крайне затруднительно: по воле автора в книге отсутствуют какие бы то ни было опорные точки, и события развёртываются в совершенно абстрактном времени и пространстве, для чего-то именуемом то Парижем, то Лондоном. Лишь потерпев полное крушение в своих поисках, читатель приходит, наконец, к выводу, что шёл не по правильному пути: ему следовало искать не социальные, а литературные координаты.

Среда, в которой живут и действуют беляевские персонажи, не выбрана и не создана автором. Она раз и навсегда установлена традицией западной развлекательно-фантастической беллетристики, не знает вариантов и не имеет никакого отношения ни к какой действительности. Эта традиция требует – во имя фантастики! – тщательного искоренения из текста всяких реальных деталей, которые могли бы ориентировать читателя. Но не только во имя фантастики: этот род беллетристики достаточно равнодушен к социальной теме и преследует лишь одну единственную цель – развлекательство. Пользуясь театральной терминологией, можно сказать, что, по установленному канону, читателю полагается лицезреть это развлекательно-фантастическое представление даже не в декорациях, а в «сукнах», притом обязательно в чёрных, скрадывающих даже тень реальности.

Здесь вполне уместно привести высказывание А. Беляева из упомянутой статьи – высказывание, которое несомненно определит тему дальнейших работ самого Беляева:

«Основным сюжетным стержнем романа «Арктания» является борьба с классовым врагом. Эта тема по праву должна занимать доминирующее место в советской научной фантастике. И чем больше у нас будет романов на тему о борьбе с классовым врагом, тем лучше».

Суждение в достаточное степени определённое.

Вот в нескольких словах научно-фантастическая суть произведения Беляева.

Молодой врач Мари Лоран поступает в качестве ассистента в лабораторию профессора Керна, ученика покойного профессора Доуэля, прославившегося свою и опытами по оживлению органов человеческого тела. Свою работу Керн окружает строжайшей тайной: кроме Лоран лабораторию обслуживает всего лишь один служитель-негр. Обязанности Лоран сводятся к уходу за оживлённой после смерти головой профессора Доуэля, вновь обретшей все свои функции, за исключением одной – голоса. В аппаратуре, поддерживающей жизнь головы, профессор Керн запретил своей ассистентке пользоваться одним краном, поворот которого, будто бы, мгновенно прекратит жизнь головы. Но Лоран, вопреки запрету Керна, вняв мимическим указаниям головы, решилась повернуть кран – и голова заговорила. Лоран узнаёт от головы о чудовищном преступлении Керна: это он убил Доуэля, чтобы использовать в своих целях его оживлённый мозг. Голова Доуэля руководит всей научной работой Керна, именно ей он обязан своими замечательными достижениями: вскоре после поступление Лоран в лабораторию Керну удаётся воссоздать живого человека, путём сращения оживлённого трупа женщины, погибшей при крушении поезда, с оживлённой головой другой женщины, которой в пылу ссоры любовник прострелил сердце...

Автор научно-фантастического произведения имеет, разумеется, право опустить ряд звеньев в развитии науки, предвосхитить её близкие и даже отдалённые перспективы, но он не должен сжигать за собой «мосты»: читатель вправе требовать, чтобы автор твёрдо знал обратный путь.

А. Беляев нередко нарушает это правило, и тогда его повествование, уже изъятое им из действия законов социальных, теряет и свои последние научные скрепы: перед нами обыкновенная развлекательная фантастика. Вот цитата, показывающая, что автор сжёг «мосты» и что обратный путь к научной реальности ему крепко заказан:

«...но главное затруднение всё же не в этом, – говорит Керн. – Главное – как уничтожить в теле трупа продукта начавшегося гниения или места инфекционного заражения, как очистить кровеносные сосуды от свернувшейся крови, наполнить их свежей кровью и заставить заработать «мотор» организма – сердце... А спинной мозг? Малейшее прикосновение к нему вызывает сильнейшую реакцию, зачастую с самыми тяжёлыми последствиями.

– И как же вы предполагаете преодолеть все эти трудности?

– О, пока это мой секрет. Когда опыт удастся, я опубликую всю историю воскрешения из мёртвых».

Но это секрет не только от Лоран – это навсегда остаётся секретом также и для читателя: автор больше к этому не возвращается. Право же, А. Беляеву, автору опытному, культурному, одарённому, не следовало прибегать к столь наивному приёму, лишь подрывающему доверие читателя. Известно, что доверием читателя злоупотреблять опасно.

Фантастика «Головы профессора Доуэля» базируется на известных опытах с поддержанием жизни – вне организма – отдельных тканей и органов. Непосредственным толчком для А. Беляева явились, видимо, опыты доктора Брюханенко, длительный срок сохранявшего наиболее примитивные функции отделённой от тела собачьей головы. Отсюда явствует, что автору пришлось опустить немалое число звеньев в развитии науки, дабы изготовит свой поразительный пёрсонаж: двуединую мадмуазель Брике.

Так обстоит дело с научной фантастикой в романе Беляева, написанном десяток лет назад. А вот сегодняшнее высказывание Беляева на ту же тем в упомянутой статье об «Арктании»:

...«Фантазия, фантастика, однако, не должна отрываться от научной почвы. Как же обстоит дело с научностью? В этом отношении в романе не всё благополучно.

Пожалуй, самым слабым в научном отношении местом является биологическая часть, составляющая боковую линию сюжета и научного содержания. Это вопрос об оживлении замёрзших и вообще умерших людей».

Приведя затем суждение доктора Брюханенко о том, что наука вскоре будет в состоянии «воскрешать» и замёрзших и необоснованно» умерших людей, А. Беляев прибавляет:

«В своё время д-р С. С. Брюханенко подвергся жестокой критике учёных за это высказывание».

Это справедливое замечание имеет уже чётко выраженный самокритический характер, – ведь оно относится к тому самому материалу, которым оперирует А. Беляев в своей книге. Но плохо то, что, окрылённый высказыванием д-ра Брюханенко, автор пошёл дальше него.

И всё же само по себе выпадение звеньев представляло бы ещё полбеды, если бы подобный рискованный скачок послужил благой цели. А благая цель могла заключаться либо в сообщении читателю ряда существенных сведения из данной области науки и ознакомлении с её изумительными реальными перспективами; либо – в доказательстве или хотя бы в демонстрации какой-либо социальной идеи; либо, наконец, в том и в другом, как это свойственно классикам научной фантастики.

А. Беляев не достиг первой и не стремился ко второй.

Проделанный им скачок от научной реальности к научной фантастике столь резок, что единственным методом общения с читателем для него поневоле становится обход трудностей, уже продемонстрированный нами в первой цитате из романа. Вторая цитата уже свидетельствует о полном обнажении приёма. Вот каким лукавым способом производит Керн операцию присоединения к трупу оживлённой головы:

«При всей своей ненависти к Керну Лоран не могла в эту минуту не восхищаться им. Он работал, как вдохновенный артист. Его ловкие чувствительные пальцы совершали чудеса.

Операция продолжалась час пятьдесят пять минут.

– Кончено, – наконец сказал Керн, выпрямляясь, – отныне Брике перестала быть головой без тела. Остаётся только вдунуть ей жизнь – заставить работать сердце, возбудить кровообращение. Но с этим я справлюсь один. Вы можете отдохнуть мадемуазель Лоран».

Но «отдыхать» вместе с Лоран приходится и читателю...

«Керн вновь вызвал её через час. Он выглядел ещё более уставшим, но лицо его выражало глубокое самоудовлетворение.

– Попробуйте пульс, – предложил он Лоран».

Разумеется, Лоран ощутила биение пульса, но секрета «воскрешения» ей всё же не дано было узнать, – как не дано узнать и читателю.

Я отнюдь не думаю, что автор в данном случае обязан был знать – и открыть читателю – секрет оживления трупов; но я считаю, что он обязан был в конкретной форме рассказать читателю о перспективах науки в данной области и в гипотетической форме проследить путь от «оживления» собачьей головы до «воскрешения» трупа; тогда читателю не пришлось бы, вероятно, довольствоваться тем скудным запасом сведений о разделе физиологии, ведающем оживлением тканей и органов, какой он получает из книги Беляева.

Итак, первая цель оказалась недостигнутой.

Ко второй цели – доказать или хотя бы продемонстрировать какую-либо социальную идею – автор, как сказано, и не стремился. Да и как бы мог он ставить себе подобную задачу, если в его книге нет ни одного клочка живой социальной ткани?

Во второй половине книги автор порывает уже всякие отношения с наукой и погружается в чистую беллетристику. Наука сделала своё дело – наука может уйти. И тут у читателя возникает справедливое подозрение, что та малая доля научной истины, которая была преподана ему в первой половине книги, имела лишь подсобное значение: создать своеобразную, фантастическую ситуацию, способную потрясти его нервную систему зрелищем мадемуазель Брике, наделённой телом «аристократки» и головой «плебейки». Научная лаборатория неожиданно обернулась паноптикумом, научно–фантастический роман – развлекательной фантастикой.

Дорогие ребята!

Сегодня мы будем говорить о научно-фантастическом романе Александра Беляева "Голова профессора Доуэля".

Вспомните, произведение «Голова профессора Доуэля» впервые опубликовано в виде рассказа в московской «Рабочей газете» летом 1925 года.

«Голова профессора Доуэля» – первое научно-фантастическое произведение А.Р. Беляева. Сюжет рассказа тот же, что и романа, но значительно проще. Мисс Адамс (в романе – мадемуазель Лоран) попадает в лабораторию профессора Керна, большого учёного, который, однако, не остановился перед преступлением: оживив голову своего учителя, профессора Доуэля, он теперь заставляет эту голову работать на себя. Мисс Адамс, проникнув в тайну Керна, сразу же пытается разоблачить его, но безуспешно. Из почти безвыходного положения её спасает сын Доуэля. Вместе им удаётся довести разоблачение до конца. Керн терпит поражение.

Рассказ был интересен своими научно-фантастическими идеями, но не литературным мастерством автора. Поэтому через двенадцать лет Беляев переработал его в роман. Роман впервые появился на страницах ленинградской газеты «Смена», а затем – в журнале «Вокруг света». Отдельным изданием роман был выпущен в 1938 году.

Посмотрим на название текста.

  • О ком пойдет речь?

Рассмотрите картинку, спрогнозируйте содержание.

Научные исследования .

Прочитайте две первые строчки на странице 110 в учебнике.

  • Какие имена вам встретились?

Мари Лоран, профессор Керн.

Речь в произведении пойдёт явно о науке.

  • Как Вы думаете, занимался ли наукой профессор Доуэль?
  • Занимался ли наукой профессор Керн?
  • Какая роль по-вашему отводится Мари Лоран?
  • Вы видели когда-нибудь изображение Правосудия?

  • Почему именно женщина?

Доуэль занимается наукой, Керн занимается наукой.

  • Что, как вы думаете, делает Мари?

Она судья по воле случая. Она оценивает того и другого, их деятельность, с точки зрения самого важного чувства.

  • Как вы думаете, что сильнее, логика или чувство?
  • Какое из чувств можно назвать и самым сильным и самым созидающим?

Конечно же, любовь.

  • Сформулируйте тему урока. Если два профессора по-разному занимаются наукой, а Мари Лоран их оценивает, какова может быть тема урока?

Цена научного открытия.

Из первых глав романа известно, что Мари Лоран получила диплом врача, но нигде не могла найти работу. Она должна была содержать себя и старую мать, и заработок был ей необходим. Предложение профессора Керна работать у него было в какой-то сте пени спасением для Мари. Мари соглашалась работать с Керном только в том случае, если в его делах нет преступления. Кроме того, её характер, прямой и честный, проявился и во фразе: «Я бы предпочла смерть такому воскресению», сказанной после того, как Мари впервые увидела голову профессора Доуэля. Все лучшие черты Мари – прямота, честность, независимость суждений – впоследствии развились под влиянием профессора Доуэля.

Прочитайте главы романа в учебнике на странице 110 (II часть).

  • Как изменилась жизнь головы профессора Доуэля с появлением в лаборатории Мари Лоран?
  • Что особенно поразило Мари в истории профессора Доуэля и в нем самом?
  • Как развивается характер Мари Лоран под влиянием профессора Доуэля?

Жизнь головы профессора Доуэля меняется с приходом Мари: Доуэль видит перед собой умную, красивую, сочувствующую ему девушку и один облик Мари вносит в его душу некоторое успокоение. Затем он понимает, что Мари всерьёз заинтересовалась трагедией, которую он пережил, что она приняла его историю близко к сердцу. Мари пошла ради него на риск: ослушалась Керна и открыла кран. Доуэль получил возможность говорить. Мари даже хочет открыто выступить против Керна. Словом, у Доуэля появился союзник и друг. Мари поразило прежде всего то, что Керн пользуется трудами своего учителя, присваивает себе его изобретения. А когда она узнаёт о причине смерти Доуэля, её возмущение не знает границ. Доуэль – великий учёный, мыслитель, он достойно и мужественно переносит своё несчастье, но как он смеет быть таким покорным, терпеливым, как смеет работать на «вора и убийцу»! Мари осуждает его смирение, не понимая пока, что наука для Доуэля важнее всего на свете.

Характер Мари развивается под влиянием профессора Доуэля и его истории. Девушка становится серьёзней, начинает острее воспринимать чужую боль, глубже задумывается над тем, каковы должны быть пути развития науки, всегда ли цель оправдывает средства. Она и раньше считала, что преступление недопустимо, но теперь, когда она видит жертву такового, её неприятие преступления переходит в гневный протест. Она готова активно вмешаться в ход окружающей её жизни и восстановить справедливость.

Мари видит, что Доуэль может быть сильным, мужественным, принципиальным человеком, его не могут сломить пытки, но он не в силах устоять против интереса к науке, не в силах видеть неверно поставленный опыт. Наука, работа – для него самое главное в жизни. Ради них Доуэль готов забыть обо всем. Этому и учит Доуэль свою молодую помощницу. Она же делится с ним любовью, доказывая, что ради близкого человека можно пожертвовать свободой и даже жизнью. В Мари есть главное – внутреннее ощущение справедливости и любовь, которые помогают ей выжить в самых критических ситуацих.

Вспомните, что произошло с А.Р. Беляевым с 1916 по 1922 годы. Он лежал, закованный в гипс, был беспомощен и неподвижен. Не мог пошевелить ни рукой ни ногой. Его бросила жена, и он пропал бы, если бы не Маргарита Констатиновна - будущая жена писателя. Таким образом, ощущения профессора Доуэля – не выдумка, они во многом выстраданы. Не случайна и фигура Мари.

Итак, мы проанализировали эпизоды текста «Голова профессора Доуэля», ответили на вопрос, какова цена научных открытий.

Задание.

  • П о материалам урока напишите в тетради по литературе характеристику Мари.
  • Устно ответьте на вопросы 3,7, помещённые в учебнике на странице 122-123.

Успешный врач по фамилии Керн предлагает работу в своей лаборатории начинающему врачу Мари Лоран, причем заработная плата ей обещана достаточно высокая. Девушке весьма нравится это предложение, хотя некоторые вещи с самого начала ее смущают и настораживают, в частности, кабинет, где она беседует со своим будущим работодателем, кажется слишком мрачным и безрадостным. В лаборатории, куда ее просит пройти Керн, Мари с ужасом видит голову человека, отделенную от туловища, но продолжающую функционировать с помощью целого ряда приспособлений.

Лоран замечает, насколько этот орган похож на голову знаменитого профессора в области хирургии Доуэля, лекции которого она еще совсем недавно посещала с огромным интересом и удовольствием. Как утверждает Керн, он действительно сумел вернуть к жизни умершего коллегу, хотя сама Мари полагает, что смерть однозначно предпочтительнее подобного «воскресения».

Тем не менее, девушка все же приступает к предложенной ей работе. Лоран осуществляет заботливый уход за головой, которая прекрасно слышит все, что она говорит, понимает ее и обладает мимическими реакциями на ее слова и действия. Помимо этого, Мари изо дня в день доставляет голове множество медицинской литературы, и профессор тщательно изучает все публикации. Однажды голова взглядом упрашивает молодого врача повернуть кран на одной из трубок, хотя доктор Керн категорически запретил Лоран прикасаться к крану, утверждая, что для Доуэля данное действие окажется смертельным.

Однако голова настойчиво всем своим видом умоляет девушку выполнить ее просьбу, и Мари все же решается на нарушение распоряжения своего нанимателя. В результате лишенный тела ученый начинает говорить, и Лоран узнает обо всем, что произошло с ним в действительности.

Керн ранее являлся ассистентом Доуэля, и профессор никогда не отрицал его несомненных способностей, хотя в то же время замечал и его тщеславие, алчность, беспринципность. Во время одного из опытов у известного профессора начался астматический припадок, Керн якобы поспешил к нему на помощь, но, очнувшись, Доуэль увидел, что у него уже нет тела. Его ученику было необходимо заставить мозг гениального профессора работать на себя, однако Доуэль сначала категорически отказывался от такого сотрудничества. Керн всячески вынуждал профессора помогать ему, применяя весьма жестокие насильственные методы, но ученый согласился лишь тогда, когда увидел, что его бывший ассистент совершает явные ошибки, способные уничтожить результаты всех их предшествующих усилий.

Далее Керну удается продлить существование еще двум головам людей, ставших жертвами несчастных случаев. Среди них оказываются молодой рабочий Тома, попавший под машину, и легкомысленная певичка из кабаре по имени Брике, девушка случайно получает пулю, которая на самом деле предназначается вовсе не ей. Отделение голов от тела проходит удачно, но Тома и Брике просто не понимают, как же им теперь жить, ведь эти самые обыкновенные люди не привыкли посвящать время размышлениям, в отличие от Доуэля.

Мари старается во всем помогать головам, девушке искренне их жаль. Она старается их развлечь с помощью музыки и кинокартин, но Брике и Тома все это лишь напоминает об их прежней, деятельной жизни, в результате чего они лишь еще более погружаются в отчаяние. Керн обещает Брике, что обязательно даст ей новое тело, медицинский авантюрист действительно намерен осуществить такую беспримерную операцию, понимая, насколько он сумеет прославиться, если все пройдет наилучшим образом.

В то же время Керну становится известно о том, что Лоран общается с головой Доуэля, впрочем, он уже давно об этом догадывается. Отважная девушка без церемоний сообщает бесчестному профессору, что расскажет всему миру о том, что он сделал со своим учителем. Керн требует, чтобы Мари переселилась в лабораторию и никуда оттуда не выходила. Лоран с возмущением отказывается, однако профессор тут же отключает кран, посредством которого голова Доуэля получает жизненно необходимый воздух. Девушка в отчаянии соглашается на условия работодателя и сообщает матери, что в течение некоторого времени ей придется пожить вне дома.

Вскоре профессор Керн находит превосходное женское тело на месте крупной катастрофы, случившейся на железной дороге, и пришивает его Брике, совершив похищение. Мари из газет узнает о том, что тело, которое получила ее подопечная, ранее принадлежало актрисе Анжелике Гай. В речи Брике теперь сочетаются ее собственный, не слишком мелодичный голос, и глубокое контральто Анжелики. В движениях молодой женщины также проявляется удивительная грация и изящество, чего ранее никогда не наблюдалось. Девушка настаивает на том, чтобы Керн отпустил ее домой, она желает показать всем приятелем свой новый и чрезвычайно привлекательный облик, тогда как врач совершенно не намеревается расставаться с живым доказательством его «гениальности».

В итоге Брике совершает побег, встречается со своими друзьями Жаном и Мартой и поспешно уезжает вместе с ними из Парижа, опытному взломщику сейфов Жану точно так же необходимо скрываться от полиции, как и Брике. Компания прибывает на один из средиземноморских пляжей, где в это же время отдыхают два товарища, художник по имени Арман Ларе, и Артур Доуэль, сын профессора Доуэля.

Арман ранее был влюблен в погибшую Анжелику и все еще не может ее забыть. Художник сразу же замечает, насколько незнакомая ему женщина по имени Брике напоминает актрису всем своим видом, движениями и даже голосом, к тому же тело возлюбленной Ларе так и не было обнаружено. Друзья приглашают Брике прогуляться вместе с ними на яхте, и там Арман жестко требует от девушки рассказать ему всю правду.

Брике сразу же сознается во всем, что с нею произошло, уверяя художника в своей полнейшей невиновности. Когда обо всем узнает и Артур, он просит новую знакомую подробнее описать третью голову, находящуюся у Керна, и прекрасно понимает, что речь идет об его отце. Ларе чувствует, что неравнодушен к Брике, однако не уверен в том, что именно его привлекает, заключается ли дело в том, что эта девушка теперь обладает фигурой Анжелики либо ему нравится именно сама Брике. Сама бывшая певичка из бара также замечает, что сильно изменилась, что теперь ей хочется вести себя совершенно иначе, без прежней вульгарности и развязности.

Но внезапно небольшая ранка, оставшаяся на ступне актрисы, начинает беспокоить Брике. Нога девушки опухает и краснеет, ситуация осложняется с каждым днем. Артур и Арман настаивают на визите к врачу, но Брике отказывается, боясь, что ее история станет известной всем, и она снова окажется навсегда запертой в лаборатории. Однако она вынуждена поехать к профессору Керну, рассчитывая на его помощь. В то же время молодой Доуэль и Ларе выясняют, что этот человек скрывает Мари Лоран в клинике для душевнобольных пациентов.

Артур под чужим именем проникает в лечебницу и вызволяет оттуда Мари, хотя это стоит ему немалых усилий. Керн всячески пытается сохранить Брике ногу, однако у нее начинается гангрена, и у профессора нет иного выхода, кроме повторного отделения головы молодой женщины от туловища. Врач понимает, что скрывать далее его эксперименты уже не удастся, он решает показать всем живую голову, принадлежащую Брике, ее товарища по несчастью к этому моменту уже не существует.

Во время этого собрания Лоран произносит обличительную речь относительно Керна, утверждая, что он украл результаты исследований профессора Доуэля и убил знаменитого ученого. Керн, применив парафин, полностью изменяет внешний облик головы своего бывшего учителя, делая ее абсолютно неузнаваемой.

Полиция является в лабораторию, стражей порядка сопровождают Артур Доэуль, его друг Ларе и Мари. Все собравшиеся видят последние минуты жизни головы исследователя, Артур успевает проститься с отцом, с трудом сдерживая глубокое отчаяние. Следователь требует, чтобы Керн последовал в рабочий кабинет для допроса, и уже через несколько минут оттуда слышен громкий звук выстрела.

Многие из нас стремятся прочитать не само произведение, а именно его краткое содержание. «Голова профессора Доуэля» - это, безусловно, книга, которую стоит прочесть целиком. Однако постараемся изложить кратко этот приключенческий роман русского писателя Александра Беляева.

Знакомство с Мари Ломарн

Эта девушка - молодой врач, именно со знакомства с ней начинает свою повесть Беляев. «Голова профессора Доуэля» в начале повествования отправляет нас в кабинет профессора Керна. С ним девушке предстоит работать. Кабинет производит на нее мрачное впечатление. Однако попав в лабораторию, девушка видит ужасную картину: на стеклянной доске укреплена человеческая голова, к которой подсоединено множество трубок. Лицо головы напоминает ей известного профессора Доуэля, ученого-хирурга, который не так давно умер.

Воскрешение

От Керна девушка узнает, что это действительно голова этого ученого, которому удалось ее воскресить. Девушка в шоке, смерть кажется ей гораздо лучше, чем подобное воскрешение.

Однако продолжаем читать краткое содержание. Голова профессора Доуэля - объект трудов Мари. Обязанность девушки - следить за ее состоянием. Надо сказать, что благодаря воскрешению, голова способна слышать, понимать и даже мимикой отвечать на вопросы.

Общение с головой

Мари ежедневно приносит голове медицинские журналы, которые они вместе просматривают. Так продолжает повествование Беляев. Голова профессора Доуэля и девушка общаются между собой. Мари понимает ее по знакам. В один из дней голова попросила ее отвернуть кран, подведенный к горлу. Именно его профессор Керн строго запретил ей трогать. Неосторожное движение может привести к смерти головы.

Говорящая голова

Однако голова профессора объясняет Мари, что этого не произойдет. Так продолжает свое повествование Александр Беляев. Девушка волнуется, но исполняет просьбу Доуэля. То, что происходит дальше, шокирует Мари: оказывается, голова может разговаривать!

Подробности оживления

Вот о чем рассказывает девушке голова профессора Доуэля. Книга, конечно, способна передать это более эмоционально, чем краткое содержание.

Профессор Керн был ассистентом Доуэля. Он, безусловно, талантливый хирург. Когда они работали вместе, с Доуэлем случился приступ астмы. Очнувшись, профессор обнаружил, что он лишен своего тела. Керн сохранил его мозг, чтобы продолжить исследования.

Более ужасающие подробности вы узнаете, если продолжите читать краткое содержание. Голова профессора Доуэля рассказывает изумленной девушке, как он отказывался сотрудничать с Керном, а тот, желая получить ценную информацию, пропускал через нее электрический ток и присоединял к питательным растворам раздражающие реактивы.

Новые «оживления»

Тем не менее Доуэль был вынужден согласиться работать с Керном, когда увидел, что тот, проводя опыты, совершил ошибки, которые могли погубить плоды их совместного труда. Вот о чем рассказывает краткое содержание.

Голова профессора Доуэля помогает Керну сделать и другие оживления. Появляются еще две головы. Одна из них - Том Буш - мужская, принадлежащая попавшему под автомобиль рабочему. Другая - Брике - женская, голова певицы из бара.

Эти двое не привыкли к тому, чтобы жить интеллектуальной жизнью, им тягостно без тела. Мари включает им музыку и фильмы, но они только расстраиваются: все напоминает им то, как они жили раньше. Брике сумела убедить Керна дать ей другое тело.

Арест Мари

Керн, узнав, что Мари беседует с головой профессора, запрещает ей покидать лабораторию. Девушка пытается протестовать, но Керн лишает голову профессора воздуха, перекрыв один из кранов. Теперь лаборатория становится для Мари настоящей тюрьмой, так пишет Александр Беляев.

Новое тело Брике

Керн находит тело для Брике и похищает его с места железнодорожной катастрофы. Тело приживляют к голове певицы. Брике начинает петь: в нижнем регистре ее голос звучит превосходно. Это изящное тело, как выяснилось, досталось Брике от Анжелики Гай, известной итальянской артистки. В жестах певицы обнаруживается необыкновенная грация.

Брике пытается отвоевать себе свободу. Ее желание - вернуться домой, однако Керн не хочет ее отпускать.

Это лишь краткий пересказ. «Голова профессора Доуэля», если читать это удивительное произведение полностью, откроет вам множество интересных эпизодов.

Бегство Брике

Поняв, что упрашивать Керна безнадежно, Брике бежит. Она спускается из окна по связанным простыням. Брике бежит от со своей подругой и ее мужем, который был взломщиком сейфов, от возможных преследований со стороны полиции. Она не рассказывает друзьям о тайне, связанной с ее возвращением.

Неожиданная встреча

Продолжим чтение книги «Голова профессора Доуэля». Герои этого произведения: Брике, Рыжая Марта (ее подруга), муж подруги Жан - отправляются на Средиземное море. Там они встречают неожиданно художника Армана Ларе и Артура Доуэля, сына того самого профессора.

Арман Ларе скорбит по Анжелике Гай, ведь он был не просто поклонником таланта этой девушки, но и ее другом. Его острый взгляд смог уловить поразительное сходство фигуры незнакомой женщины с телом певицы. Он также подмечает, что у Брике те же самые жесты, та же родинка на плече.

Арман Ларе и сын профессора Доуэля решают непременно раскрыть эту тайну. Ларе приглашает Брике с друзьями на морскую прогулку. На яхте Арман, оставшись один на один с Брике, заставляет ее рассказать обо всем. Молодая женщина честно отвечает на все вопросы Ларе и Доуэля.

При упоминании о третьей голове, находящейся в лаборатории, Артур понимает, что речь идет о его отце. Он достает фото и показывает его Брике. Она подтверждает, что это тот самый человек.

Обратно в Париж

Молодые люди вместе с Брике едут в Париж, чтобы разыскать голову профессора. Арман Ларе чувствует симпатию к молодой женщине, но не понимает, что привлекает его в ней: сама Брике или тело покойной певицы.

Брике осознает, что её жизнь круто переменилась. Певичка из бара, обретя новое прекрасное тело, не только преображается и молодеет внешне, но и начинает мыслить по-другому.

Однако небольшая ранка, которая была на ступне тела Анжелики, приводит к тому, что у Брике начинает болеть и опухать нога.

Молодые люди решают показать ее докторам. Однако она против этого, так как боится, что ее история станет известной.

Брике тайно едет в лабораторию к Керну.

Артуру Доуэлю становится известно, что Мари Лоран находится в больнице для душевнобольных. Друзья с большими усилиями добиваются освобождения Мари.

Керн пытается спасти ногу Брике, но его попытки тщетны. Он снова отделяет голову Брике от тела.

Во время демонстрации Мари Лоран обличает Керна, который совершил убийство и присвоил чужое открытие. Чтобы скрыть свое преступление, Керн меняет вид головы Доуэля.

Артур просит полицию произвести обыск Керна, при котором он присутствует вместе с Мари и Арманом. Молодые люди видят окончание жизни головы профессора Доуэля. Готовится допрос Керна. Керн отправляется в кабинет, откуда вскоре слышится выстрел.

Мы только что закончили излагать гениальное произведение Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Отзывы об этой книге подтверждают, что она занимает достойное место в душах многих людей. Есть читатели, которые не просто были потрясены замыслом автора, но и готовы возвращаться к произведению снова и снова. Даже люди, которые не особенно любят литературу жанра научной фантастики, именно эту книгу считают той, которую стоит перечитать.

То, насколько ярко автор изображает возможность подобных экспериментов, заставляет содрогнуться. Ведь если такие опыты станут возможны, человек будет абсолютно бессилен перед наукой, а если эти знания окажутся в руках людей, подобных Керну, то мы рискуем жестоко пострадать от злодеяний.

Публикация: Отдельное издание: в Викитеке

«Голова́ профе́ссора До́уэля» - фантастический приключенческий роман русского советского писателя-фантаста Александра Беляева , одно из наиболее известных произведений писателя. Первый вариант в виде рассказа был опубликован в «Рабочей газете» в 1925 году. Роман был впервые опубликован в том же году в журнале «Всемирный следопыт ». Беляев, который в периоды обострения заболевания бывал совершенно обездвижен, называл его историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

История

В 1923-1928 годах Александр Беляев жил в Москве и работал юрисконсультом в Наркомпочтеле . В московский период своего творчества он написал рассказ (позже роман) «Голова профессора Доуэля», романы «Остров погибших кораблей », « », «Человек-амфибия », «Борьба в эфире» и серию рассказов.

Произведение «Голова профессора Доуэля» было впервые опубликовано в 1925 году (1 (рассказ): «Рабочая газета» (М.), 1925, 16-21, 24-26 июня; «Всемирный следопыт», 1925, № 3-4. 2 (роман). газ. «Смена» (Л.), 1937, 1-6, 8-9, 11, 14-18, 24, 28 февр., 1, 3-6, 9-11 марта; «Вокруг света», 1937, № 6-10; отд. изд. - Л., «Сов. писатель», 1938)

Сюжет

Париж. Профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Мари Лоран, поступившая ассистенткой в его частную клинику, случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах. Керн скрывает факт существования оживлённой головы и вынуждает её работать на себя.

Под руководством головы Доуэля Керн проводит ряд успешных операций - оживляет другие головы погибших людей, а также дает одной из них новое тело. Бывшая певица в баре Брике, получившая новое тело погибшей молодой женщины, сбегает от Керна, чтобы начать новую жизнь. На Ривьере , куда она отправляется со своими знакомыми, она сталкивается с художником Ларе, который неожиданно узнаёт тело своей пропавшей приятельницы с головой другой женщины. Ещё более он и его друг Артур Доуэль поражены, когда узнают от Брике, что в клинике Керна она видела живую голову отца Артура.

В это время Керн обнаруживает, что Мари Лоран общается с головой профессора Доуэля и знает про совершённые им преступления. Опасаясь разоблачения, Керн помещает Мари в психиатрическую лечебницу доктора Равино. «Лечебница» эта предназначена для избавления от неугодных людей, которых Равино при помощи изуверских методов превращает в настоящих сумасшедших.

Артур Доуэль и его друзья отправляются в Париж, где с помощью другого художника, Шауба, устраивают вооружённый налёт на лечебницу и спасают Мари оттуда. В это время Керн, форсируя события, организует публичный показ своих работ по оживлению. Мари с друзьями приходит на показ и выступает с разоблачением. Несмотря на испорченный триумф, Керну все же удаётся вывернуться. Обыск в клинике Керна, организованный полицией, ничего не дает. Пытаясь найти отца, Артур Доуэль требует в полиции повторного обыска. В результате в обезображенной голове, в которой никто не мог узнать Доуэля, Мари Лоран находит умирающего профессора. Тот умирает на глазах сына, но успевает помочь окончательному разоблачению Керна. Не желая оказаться на скамье подсудимых, тот кончает жизнь самоубийством.

Особенности сюжета

  • Предшественницей «Головы профессора Доуэля» была новелла немецкого писателя Карла Грунерта «Голова мистера Стейла» (Mr. Vivacius Style ).

Персонажи

  • Керн - профессор, хирург
  • Мари Лоран - врач, ассистентка Керна
  • Джон - слуга-негр
  • Доуэль - профессор, учёный-хирург
  • Тома Буш - погибший рабочий-строитель, голова которого была оживлена Керном
  • Брике - погибшая певица из бара, голова которой была оживлена Керном
  • Анжелика Гай - погибшая певица, тело которой было использовано Керном
  • Рыжая Марта - подруга Брике
  • Жан - муж Марты
  • Арман Ларе - художник
  • Артур Доуэль - сын профессора Доуэля
  • Шауб - художник из Австралии, приятель Ларе
  • Равино - врач-преступник, владелец психиатрической больницы

Экранизации

В 1984 году по мотивам романа был снят фильм «Завещание профессора Доуэля» (реж. Леонид Менакер).

Примечания

Ссылки

  • Александр Беляев. Голова профессора Доуэля (текст романа на сайте Lib.Ru).
  • Светлана Беляева «Звезда мерцает за окном…» (Александр Романович Беляев Романы. Повести. Рассказы /Библиотека всемирной литературы. М., Эксмо, 2008.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Голова мавра
  • Голованивская, Мария Константиновна

Смотреть что такое "Голова профессора Доуэля" в других словарях:

    Завещание профессора Доуэля - Завещание профессора Доуэля … Википедия

    ЗАВЕЩАНИЕ ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ - 1984, 91 мин., цв., 2то. жанр: фантастическая драма. реж. Леонид Менакер, сц. Леонид Менакер, Игорь Виноградский (по мотивам научно фантастического романа Александра Беляева “Голова профессора Доуэля”), опер. Владимир Ковзель, худ. Юрий Пугач … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

    ЗАВЕЩАНИЕ ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ - «ЗАВЕЩАНИЕ ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1984, цв., 91 мин. Фантастика. По мотивам романа А.Беляева «Голова профессора Доуэля». В ролях: Ольгерт Кродерс (см. КРОДЕРС Ольгерт), Игорь Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Игорь Алексеевич), Валентина Титова … Энциклопедия кино

    Завещание профессора Доуэля (фильм) - Завещание профессора Доуэля Жанр Фантастика Режиссёр Леонид Менакер В главных ролях Игорь Васильев,Ольгерт Кродерс, Наталья Сайко, Валентина Титова … Википедия

    Изобретения профессора Вагнера - «Изобретения профессора Вагнера». Сборник 1990 года. «Изобретения профессора Вагнера» серия научно фантастических рассказов русского советского писателя Александра Беляева. Рассказы о профессоре Вагнере появились в 1926 1936 годах. Содержание … Википедия

    Беляев, Александр Романович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Беляев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Беляев, Александр. Александр Романович Беляев … Википедия

    А. Ром - Александр Романович Беляев Александр Романович Беляев А. Беляев Дата рождения: 4 марта (16 марта) 1884 Место рождения: Смоленск, Российская империя Дата смерти: 6 января 1942 … Википедия

    Беляев, Александр Романович - (4 марта 1884 6 января 1942) Рус. сов. писатель, один из основоположников и ведущих авторов сов. НФ, мн. произв. к рого вошли в золотой фонд детской НФ. Род. в Смоленске, в семье священника, был определен в Смоленскую духовную семинарию, из стен… … Большая биографическая энциклопедия

    Изолированный мозг - Художественная концепция изолированного мозга Изолированный мозг полностью отделённый от организма мозг (или голова), который сохраняет свою работоспособность и … Википедия

    МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРЛИОЗ - Персонаж романа «Мастер и Маргарита», председатель МАССОЛИТа. Это объединение литераторов, расположившееся в Доме Грибоедова, очевидно, по аналогии с объединением МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драматургии) можно расшифровать… … Энциклопедия Булгакова

Книги

  • Голова профессора Доуэля , Александр Беляев , "Голова профессора Доуэля" (1925) – рассказ о биологических экспериментах, проводимых в загадочных клиниках. Слушая его, вы узнаете, как гениальные идеи одних ученых приводят на путь… Категория:




error: Контент защищен !!