Как проводится тендер на покупку. Что такое тендер и как в нем участвовать. Особенности проведения тендеров в различных отраслях

Тендер – это размещение заказов на закупки или проведение работ на конкурсной основе. Участие в конкурсе требует от фирм-претендентов соблюдения определенных тендерных правил, незнание которых неизбежно приводит к отказу в заключении контракта. Несмотря на сложности, связанные с подготовкой заявки, игнорировать тендеры не нужно: участие в них – уникальная возможность для фирмы получить заказ на крайне выгодных условиях. Для победы в конкурсе недостаточно иметь предложение, которое идеально отвечает пожеланиям заказчика. Необходимо понимать, как участвовать в тендерах, чтобы представить свое предложение на суд конкурсной комиссии в самом выгодном свете.

Порядок проведения конкурса

Принимать участие в тендерах имеют право юридические лица как российские, так и иностранные. Требования к претендентам и условия участия в конкурсе устанавливаются заказчиком по своему усмотрению. Задача участников – в соответствии с этими требованиями подготовить наиболее выгодное предложение и оформить надлежащим образом заявку на исполнение заказа.

  1. Для подачи предложения необходимо собрать комплект документов по списку заказчика и предоставить его в конкурсную комиссию в срок, определенный для приема документов. До момента истечения срока подачи заявок претендент имеет право внести поправки или отозвать заявку из конкурса. По окончании установленного срока заявки не принимаются и не изменяются.
  2. После приема всех заявок назначается собрание тендерной комиссии, во время которого проводится ознакомление с предложениями претендентов, проверка документов, и готовится заключение по изученным материалам.
  3. Члены конкурсной комиссии проводят обсуждение заявок участников и принимают решение о победителе путем голосования.

Стоит отметить, что информация, содержащаяся в заявках, является закрытой и не подлежит разглашению.

Что нужно знать о правилах участия в тендерах

Прежде чем «ввязываться в бой», необходимо уяснить для себя несколько важных моментов:

  1. Принимая участие в тендере, вы обязуетесь соблюдать правила проведения торгов.
  2. Заявляя себя в качестве участника конкурса, вы соглашаетесь со всеми условиями, которые выставляет заказчик тендера.
  3. Подавая заявку, вы подтверждаете, что имеете все возможности для выполнения заказа в случае победы в конкурсе.
  4. Составляя заявку, вы принимаете ответственность за корректность ее оформления на себя: ошибки в представленных документах могут служить основанием для отклонения предложения участника без рассмотрения по существу.

Все это означает, что нужно максимально ответственно подойти к изучению условий тендера, как можно более объективно оценить свои возможности и грамотно составить заявку.

Таким образом, процесс подготовки фирмы к участию в тендере включает:

  • выбор подходящего конкурса в соответствии с профилем деятельности фирмы;
  • ознакомление с требованиями заказчика, условиями конкурса;
  • оценка финансовых, материально-технических возможностей компании с точки зрения обеспечения выполнения обязательств по контракту;
  • сбор необходимых документов;
  • подача заявки;
  • обеспечение заявки (залог).

Подготовка тендерной заявки

Рассмотрим подробней, как участвовать в тендерах и что для этого нужно. Прежде всего, какие необходимы документы для подачи заявки.

Список документации обычно определяется заказчиком, но есть и базовый пакет документов, который требуется при проведении любых тендеров:

  • заявка, заверенная руководителем предприятия;
  • заявление с презентацией организации и опыта подрядных работ;
  • опись прилагаемых документов;
  • копии учредительных документов юрлица и устава;
  • нотариальные копии ИНН и свидетельства о госрегистрации;
  • выписка из ЕГРЮЛ давностью не более 15 дней;
  • перечень лиц, представляющих организацию без доверенности;
  • копия приказа о возложении обязанностей главбуха;
  • справка об отсутствии налоговой задолженности;
  • финансовая отчетность фирмы за три предшествующих отчетных периода, заверенная налоговым инспектором.

Еще один важный пункт – обеспечение заявки. Если такое требование предъявляется заказчиком, претендент обязан обеспечить внесение денежных средств в размере не более 5% от суммы контракта в подтверждение своих намерений. Перечисление суммы подтверждается платежным поручением, предоставляемым вместе с остальными документами. Обеспечение служит своеобразным залогом, который удерживается, если участник уклонился от выполнения заказа, будучи выбранным победителем конкурса. Во всех иных случаях залог возвращается претендентам по окончании конкурса либо до его начала, если участник своевременно отозвал свою заявку.

Как правило, стоимость конкурсных лотов достаточно высока, и даже 5% от суммы заказа – деньги немалые. Если собственных средств организации недостаточно для финансирования заявки, она может привлечь тендерный кредит или банковскую гарантию.

Госзаказы

Конкурсы на размещение государственных заказов — тендеры особые, и часто их связывают с так называемой коррупционной составляющей. Предприятия боятся участвовать в государственных тендерах, так как заранее уверены в своем неуспехе. Действительно, нередки случаи, когда принцип состязательности и равенства участников нарушается, и выгодный контракт получает не лучший претендент, а приближенная к госструктурам компания. Однако ущемленные поставщики вполне успешно отстаивают свои права в суде при нарушении правил проведения конкурса.

Как участвовать в тендерах на госзакупках,- процесс практически аналогичен обычным конкурсам. За исключением того, что торги на заказы технически сложной продукции или работ, связанных с оборонкой и безопасностью страны, проводятся исключительно в закрытом режиме. А это значит, что доступ к ним «со стороны» фактически невозможен. На закрытые тендеры претенденты приглашаются в индивидуальном порядке. В открытых торгах, информация о которых размещается в СМИ, могут участвовать любые организации без ограничений.

Еще одна особенность госзакупок – частое проведение двухэтапных тендеров. Когда заказчик не может сформулировать конкретные требования или требуется разработка технологий, проведение исследований, научных опытов, ему необходимо сначала оценить возможности претендентов, определить направление, нюансы требуемых работ, рассчитать их стоимость. Затем, на втором этапе конкурса, участники подают заявки уже в соответствии с обозначенными заказчиком условиями.

Еще один проблемный момент государственных тендеров – чаще всего предпочтение в них отдается тем подрядчикам, которые предлагают минимальную цену, к сожалению, без учета качества работ. Такой подход провоцирует претендентов занижать базовую стоимость работ с целью непременно получить государственный заказ.

Аналогичная ситуация происходит в строительной отрасли: так как участвовать в тендерах по строительству должны все фирмы, претендующие на возведение объекта недвижимости или на проведение ремонтных работ, в основу заявки часто ложится заведомо неверно составленная смета. В результате победитель такого тендера, явно переоценивший свои силы, не укладывается в свою же смету. Если подрядчику не удается переложить увеличение бюджета на плечи заказчика, то его убытки неизбежны, вплоть до банкротства организации.

Случается, что компания-поставщик становится не в состоянии продолжать поставки. В результате предприятию приходится срочно искать новых поставщиков и налаживать связи с другими предприятиями. Объем госзакупок увеличивается, что позволяет участникам быть конкурентоспособными и выигрывать торги. Как проводится тендер, нужно знать любой компании, зависимой от внешних поставок.

Кто проводит тендеры на государственном уровне

Чтобы понять систему рынка, следует ответить на главные вопросы:

  1. Как проводятся тендеры?
  2. Кто этим занимается?

На всероссийском уровне тендерные торги проводит муниципалитет, что предусмотрено соответствующими законодательными актами. Также они могут проводиться специальными органами государственной власти. Основная цель такого общегосударственного мероприятия – поиски подходящей фирмы-исполнителя для заказов. При этом выигрывает тендер та компания, которая сможет предложить наиболее эффективные методы исполнения, включая условия поставок и т.д.

На государственном уровне основным способом госзакупок является тендер. Гостендером называется специальный вариант выдачи госзаказа на поставки необходимых товаров. Также основой договора может быть предоставление специальных услуг или проведение ряда работ на основе конкретных условий, выдвинутых фирмой-заказчиком, в соответствующие сроки. Данная процедура подразумевает выведение экономического благополучия компании на конкурсной основе, что позволяет выиграть той фирме-исполнителю, чьи условия будут максимально выгодны заказчику.

Как проходит тендер государственного уровня?

Принципами государственного тендера являются равенство участников, их конкурентоспособность в условиях проведения конкурса и состязательность. Если компании не готовы бороться за необходимость получения контракта, то их пассивность не сможет дать им преимущества. Если фирма-исполнитель не желает участвовать в тендере, почувствовав, что данный уровень ей «не по зубам», она в любой момент может выйти из гонки за контракт.

Каждая фирма-участник в процессе подготовки осуществляет определенные затраты на проведение ряда работ по подсчетам, статистике и разработке идей для конкурса. К сожалению, фирма-заказчик не сможет возместить эти финансовые моменты, поскольку каждый участник тендера работает на добровольной основе, при этом не только выигрыш имеет значение. Дело в том, что представлять свою конкурентоспособность на общегосударственном уровне уже является успехом на пути к выходу в лидеры по поставкам. Это привлечет инвесторов, готовых сотрудничать. Поэтому каждая компания знает, как проходят торги и какие выгоды от этого для заказчика и исполнителей.

Общегосударственные тендеры бывают нескольких видов.

Открытые мероприятия

Такой вид конкурсов принято проводить при необходимости организации поставок на технику, товары или определенные услуги. При этом, участвовать в подобных конкурсах могут все поставщики, считающие себя правомочными.

Как проводятся торги в открытом виде? Данный вариант мероприятия необходимо проводить по стандартным условиям с учетом распоряжений и правил, предусмотренных законодательно. При этом открытость на общегосударственном уровне позволяет всем желающим принять участие. Конечно, при таких ставках и на таком высоком уровне далеко не каждая фирма способна будет подать заявку, поскольку это требует определенных мощностей, навыков и ресурсов. К тому же фирма-заказчик всегда оставляет за собой право внести дополнительные условия конкурса, чтобы отсеять неподходящих претендентов.

Закрытые

Самыми выгодными являются именно такие конкурсы. Дело в том, что не каждая фирма-исполнитель знает о существовании такого тендера, что позволяет проводить его в узком кругу.

Как проводить тендер в закрытом виде? Если речь идет об общегосударственном уровне, то, скорее всего, важна необходимость неразглашения. Государственная тайна заставляет фирму-заказчика самостоятельно тщательно выбирать претендентов, которым будет разослано предложение участия в конкурсе. После этого участвовать будут только те поставщики, которые вовремя подали заявки. Каждая фирма-исполнитель обязана сохранять строгую конфиденциальность как на протяжении конкурса, так и после подписания договора. Утечка информации будет считаться несоблюдением договора, что обойдется в круглую сумму в виде компенсации.

Преимуществом участия в закрытых торгах является возможность получить большой заказ и постоянную работу с фирмой-заказчиком, что позволит компании-исполнителю выйти на высокий уровень экономики и мировой рынок.

Как проходят на скрытой основе? Для закрытого госконкурса приглашаются компании, которые смогут обеспечить компактные поставки продукции или услуги специального характера. Однако участвовать могут только приглашенные поставщики, поскольку о самом тендере в СМИ не будет объявлено. Это дает гарантию конфиденциальности проведения конкурса, что позволит сохранить информацию втайне.

Госзакупки на таких торгах необходимо согласовывать с госорганами, поскольку именно они выступают основными заинтересованными лицами, подтверждающими необходимость в . Претенденты должны вовремя предоставить полный свод документов в соответствии с запросами конкурса. Заявки проходят регистрацию, после чего предложенная продукция или услуга от каждой фирмы подлежат сверке на соответствие всем условиям. Какой поставщик предложил наиболее подходящие условия, с тем и будет подписан госконтракт.

Одноэтапные конкурсы

Отличаются простотой и оперативностью проведения:

  1. Проведение конкурса оперативно в один этап возможно в том случае, если закупку можно сделать у одного поставщика.
  2. Такой конкурс предпочтительней, если речь идет о небольших объемах закупки.
  3. Проведение в один этап выгодно на местном уровне, если среди двух-трех возможных поставщиков необходимо выбрать одного.
  4. Одноэтапные конкурсы можно проводить в случае, если само проведение чисто символическое, а на самом деле есть только один реальный представитель на должность исполнителя закупок и заключения договора.

Как провести тендер среди поставщиков в один этап? Собственно конкурс в таком случае нецелесообразен, однако его проводят только для того, чтобы наглядно продемонстрировать честность фирмы-заказчика и ее готовность сотрудничать со всеми, кто способен будет обеспечить выполнение всех условий договора, включая необходимые объемы поставок.

Двухэтапные

Подобные мероприятия проводят при необходимости выхода на международный рынок и обеспечения госзакупок достаточно сложной, нетипичной продукции. В роли товара в таком случае могут выступать научные труды, исследовательские работы, технологические разработки или архитектурно-конструкторские работы.

Как проводить двухэтапные тендеры?

Как проводятся тендеры на закупку

Проведение такого мероприятия зависит от разновидности закупок и необходимых товаров. В результате этого они могут быть закрытыми, открытыми, проходить в форме аукциона и т.д. Если речь идет об открытом гостендере, то здесь участие принимают только те исполнители, которые сумели вовремя откликнуться на приглашение участвовать. В таком случае, особенности проведения зависят только от заказчика.

Документы

В тендерной документации указывается расписание проведения конкурса, требования, необходимая квалификация фирм-исполнителей. Кроме комиссии, от фирмы-заказчика могут быть приведены независимые эксперты, которые смогут дать более точную оценку товаров и услуг. Путем голосования будет определен победитель конкурса. С ним в дальнейшем компания подпишет договор государственного образца.

Как можно поучаствовать в гостендере

Многих потенциальных участников интересует, как проводят государственные тендеры и как в них поучаствовать. Чтобы принять участие в подобном конкурсе, надо для начала подать заявление. Дело в том, что подобные тендеры проводятся открыто, что дает возможность любой фирме-исполнителю принять участие (исключение составляют государственные тайны). Чтобы в конкурсе не принимали участие компании, неспособные выполнить контракт в дальнейшем, от каждого участника требуется подать заявку, к которой будет соответствующее обеспечение в виде банковской гарантии или

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Что такое тендер – суть проведения. Классификация по 3 типам + 5 сфер для проведения тендеров. Как принять участие в торгах – список документов + 5 государственных + 10 коммерческих онлайн-сервисов.

Само по себе, такое понятие как «тендер»никогда не обозначалось в законодательстве РФ.

Поскольку это слово имеет иностранное происхождение (а переводится оно как «предложение «), есть повод предположить, что сама идея его проведения пришла на территорию России с запада.

На сегодня, тендер – это возможность нескольким предприятиям, побороться за право предоставлять товар, либо же услуги, как частным, так и государственным предприятиям.

Также, в законодательных документах, данный процесс часто обозначается, как торги.

Суть проведения тендера: 3 простых шага

Весь процесс проведения тендера можно свести к 3-м последовательным шагам:

  1. Заказчик (государственное или частное предприятие) проводит конкурс на лучшее предложение (оказание услуг, поставка товара, проведение работ) с заранее поставленными им параметрами и условиями заключения сделки.
  2. От различных компаний поступают заявки , которые после просматриваются, а сами фирмы проверяются на подлинность.
  3. Проанализировав поступившие предложения, заказчик выбирает ту компанию, которая его больше всего заинтересовала своими условиями.

    Он подписывает с ней договор о сотрудничестве.

Какими бывают тендеры: классификация по 3 типам


В основном, тендеры бывают двух типов – это закрытые и открытые.

Также некоторые специалисты выделяют и третий тип – особенные тендеры, участвовать в которых могут только определенные заявки.

Разберем подробнее каждый формат.

1) Тендеры «по приглашению»

Закрытые тендеры состоят только из определенных компаний, которые приглашены организатором данных торгов.

«Пропуск» к участию может зависеть от таких характеристик:

  • статус компании на рынке;
  • имидж, который она создала;
  • другие подобные показательные моменты.

Также особенностью является то, что список участников не разглашается.

Он известен исключительно заказчику (в идеале), чтобы исключить возможность сговора между собой этих компаний.

Обычно в закрытом тендере участвуют от 4 до 6 компаний.

Еще одним плюсом закрытости такого рода мероприятий, является то, что ни одна из конкурирующих фирм не подозревает, какие условия может предложить другая.

Исходя из фактора неизвестности, предприятия порой сами выставляют более выгодные условия, чем те, которые они могли бы предложить, проанализировав конкурентов.

2) Тендеры, в которых может участвовать каждый


Открытые тендеры – это тот случай, когда заказчик объявляет конкурс, и каждый желающий может принять в нем участие.

Уведомление о проведение торгов распространяется через разные источники:

  • газеты,
  • интернет-рассылка,
  • радио и т.д.

Со всеми требованиями для участия может ознакомиться любой желающий.

Основным достоинством такого формата является то, что участники могут ознакомиться с материалами конкурса и оценить, какие у них шансы на победу.

Для заказчика положительным является то, что он получит большое количество заявок. Это дает возможность выбрать самые выгодные условия среди предложенных.

Важно то, что потенциальный исполнитель заказа обязан дать гарантию, которая будет подтверждена банком.

3) Торги для людей «своего круга»

Специализированные тендеры с ограниченным участием – так официально называют торги, где конкретный список участников не определен, как в закрытых.

Но, в то же время, участвовать в них могут не все компании.

Участие в этих торгах ограничено особыми правилами. Например, допускаются только те участники, которые являются гражданами той страны, где проводиться этот тендер.

В каких сферах проводятся тендеры?


Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными учреждениями, поэтому спектр сфер настолько огромный, что и не сосчитать.

Можно привести самые распространенные из них, к примеру:

    Теплоэнергетика.

    В данной сфере чаще всего возникает необходимость в выборе поставщика материала.

    Медицина.

    В этой деятельности есть возможность проводить тендер, как на закупку фармакологии, так и на закупку и обслуживание медицинского оборудования.

    Сфера гражданской обороны.

    Обслуживание.

    В нем нуждаются все: начиная от выбора , заканчивая охранными предприятиями.

  1. Часто проводятся конкурсы на застройку целых жилых массивов .

Как принять участие в тендере?


Каждый участник тендера, обязан заполнить заявку. Она составляется в свободной форме, установленных образцов нет (кроме случаев, когда этого требуют условия конкретного тендера).

Но есть другое важное правило: вся информация должна быть подтверждена необходимыми документами, согласно.

Также в случае с государственными заказами, прилагаются дополнительные требования, которые регламентированы законодательством…

В том случае, если не все требования и условия понятны, любой участник торгов может заполнить запрос в свободной форме, на который ему обязаны дать ответ.

Какие документы требуются от заказчика?

Немалую роль играет тендерная документация – то есть бумаги, которые со своей стороны обязаны предоставить заказчики (вспомните схему тендеров, приведенную выше).

В список тендерной документации входят акты, которые обязательно прикрепляются к приглашению на участие. Без данных документов проведение торгов не будет являться полноценным тендером

Необходимые документы при составлении приглашения на участие в тендерном аукционе:

  • Условия , на которых компания, которая одержит победу в данных торгах, будет предоставлять услугу или товар.
  • Приглашение от заказчика , в котором указаны условия или будут иметься ссылки на них.
  • Подробная инструкция проведения тендера.
  • Гарантия банка , которая нужна только при определенных условиях.

Что предъявляет участник тендера?

Потенциальный исполнитель тоже должен предоставить документацию о предприятии:

  • Уставные документы своего предприятия.
  • Документ, который подтверждает регистрацию фирмы.
  • Данные о счете компании. Нужны потому как те предприятия, что на грани банкротства, не могут быть допущены к участию в тендере.
  • Документы представителя, который презентует интересы компании, принимающей участие в торгах.
  • При необходимости, организация должна принести все лицензии, если их наличие/отсутствие может повлиять на решение заказчика.

Точные требования к приложенной документации выдвигаются в соответствии со сферой и типом услуг/товаров.

Потому список участник должен обязательно уточнить в каждом конкретном случае.

Онлайн-аукционы и их преимущества

Наиболее выгодными и не затратными являются электронные торги.

По сути, система остается та же, но сам процесс переходит в онлайн-пространство.

Такой формат имеет большой плюс для начинающих предпринимателей, так как дает возможность принять участие в аукционе, отыскав его при помощи поисковой системы.

Процентное соотношение поиска исполнителя (поставщика) при помощи электронных аукционов:


5 наиболее известных электронных площадок для проведения торгов:

  1. «Сбербанк-АСТ для государственных закупок»: http://www.sberbank-ast.ru
  2. «Национальная электронная площадка»: http://www.etp-micex.ru
  3. «РТС-тендер»: https://www.rts-tender.ru/about/news/PgrID/634/PageID/3
  4. ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»: http://agzrt.ru
  5. АО «Единая Электронная Торговая Площадка»: https://www.roseltorg.ru

Механизм проведения тендера с помощью интернета значительно упрощается. Однако это утверждение актуально только для государственных аукционов.

В случае с частными фирмами, того чтобы найти нужные торги, нужно пролистать не один сайт.

К сожалению, не существует специальных сетевых площадок для проведения коммерческих тендеров.

Но найти такой, при желании, не составит большой проблемы. Параметры поиска при этом зависят непосредственно от цели, сферы предоставляемых услуг или товара.

Для примера приводим перечень нескольких коммерческих сервисов онлайн-аукционов. К их числу, в основном, можно отнести закупочные тендеры, такие как:

  1. «Сбербанк-АСТ для коммерческих закупок»: http://utp.sberbank-ast.ru/Com/NBT/Index/0/0/0/0
  2. «ONLINECONTRACT»: http://onlinecontract.ru/
  3. «Аукционный Конкурсный Дом»: http://www.a-k-d.ru/
  4. «SETonline»: https://www.setonline.ru/
  5. ОАО «Северсталь»: http://www.severstal.com/rus/suppliers/srm/
  6. «BashZakaz.ru»: http://etp.bashzakaz.ru/
  7. «Tender.Pro»: http://www.tender.pro/
  8. «REGION-AST»: http://region-ast.center/
  9. «ТОРГИ 223»: http://torgi223.ru/
  10. «Центр Автоматизации Закупок»: http://etpcaz.ru/ и другие

Есть ли смысл проводить тендер?


Сама идея кажется интересной и прогрессивной. За рубежом об этой практике уже давным-давно всем известно. Большинство предприятий России, как частных, так и государственных, тоже перешли на эту систему.

О преимуществах проведения тендера в общих чертах можно долго рассказывать. Однако есть много нюансов, которые связаны непосредственно с менталитетом России.

Стоит учитывать тот фактор, что большинство таких торгов не получается назвать объективными. Более того, компания, которая в итоге выполнит заказ, при детальном рассмотрении, оказывается далеко не самым выгодным предложением.

Тем не менее, тендер выигрывают они. В случае с проведением государственных аукционов, предпринимателю, чтобы стать победителем в тендере, достаточно просто обозначить выгоду для лиц, ответственных за выбор.

Интересно то, что когда речь заходит о частном предпринимателе, он редко станет выказывать такую же политику. Ведь он является владельцем данной организации, и лично заинтересован в получении качества за умеренную цену.

В отличие от стандартного способа проведения торгов, онлайн-тендер, относится к наиболее прозрачному, ведь основная часть информации о заказе отображается при обычном поиске в интернете.

И только в особых случаях для этого нужен определенный доступ.

Для того, чтобы участвовать в тендере, нужно подать заявку.

Как её правильно подготовить, смотрите в видеоролике:

Вывод о том, что такое тендер?


Естественно, в данном процессе есть много плюсов.

Но все они реальны лишь при условии честного проведения торгов, наличии прозрачных условий, а также желании представителя или управляющего предприятием, выбрать действительно самые выгодные условия.

Что такое тендер , и как извлечь из этого выгоду, каждый понимает по-своему.

Но изначально – это один из самых удобных механизмов предпринимателей для того, чтобы найти друг друга в целях дальнейшего сотрудничества.

Переход подобных процессов в электронную форму упрощает решение многих предпринимательских проблем. Ведь для того, чтобы участвовать в онлайн-тендере, необязательно «крутиться» в определенных кругах.

Достаточно знать парочку сервисов с электронными аукционами, и уметь пользоваться поисковыми системами.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Участие в госзакупках приобретает всё большую популярность. Крупные компании, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, физические лица становятся поставщиками госзакупок. В госзакупках участвуют заказчик и поставщики. Заказчиком является федеральное и муниципальное учреждение, которое приобретает для своих нужд товары, работы или услуги на средства, выделяемые из госбюджета. Поставщиком можно стать, выиграв тендер. Тендер - это электронная процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы. Из допущенных к процедуре выбора поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Тендеры пришли в российскую практику госзакупок и муниципальных закупок из мировой торговли, где были разработаны чёткие правила и процедуры. Как конкурсные процедуры, тендеры удобны государству для контроля бюджетных средств. Они позволяют чиновникам отчитаться перед государством, почему был выбран тот или иной поставщик товаров или услуг. Система тендеров была задумана для того, чтобы исключить сговор заказчика и поставщика и обеспечить конкурентную среду - основу рыночных отношений.

Какие выгоды получает поставщик? Победитель тендера приобретает заказ с гарантированным размером оплаты. Победить в тендере - значит стать лидером в своём сегменте рынка, обеспечить устойчивый рост компании. Участие и победа в тендере для производителей и поставщиков - это импульс к дальнейшему развитию бизнеса, ведь компания получает внушительный заказ на свою продукцию, который может исчисляться несколькими миллионами рублей.

Государственные закупки проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, иногда их называют корпоративными закупками.

Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

Инструкция для поставщика

Как подготовиться

Пакет документов на участие в госзакупках формируется приблизительно в течение 20 дней. Срок, отведенный для подачи участниками заявок бывает и того меньше. Для подготовки лучше заранее разработать план мероприятий для участия компании в закупках, установить сроки их проведения и круг ответственных лиц. Разобраться в вопросе поможет изучение документации нескольких интересующих закупок, публикуемых в открытой Единой информационной системе (ЕИС).

ШАГ 1. Изучение 44-ФЗ

Скажем сразу - 44-ФЗ легким для изучения законом не назовешь, и все же необходимо приложить усилия и внимательно изучить прописанную 44-ФЗ процедуру выбора поставщика - это своеобразный алгоритм того, что, в какие сроки и каким образом необходимо делать участнику госзакупок.

ШАГ 2. Выбор электронной площадки

Необходимо выбрать электронную площадку для участия в электронном аукционе из 8 электронных торговых площадок, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов. К шести работающим на сегодняшний день операторов электронных площадок добавятся с 1 октября 2018 г. электронные площадки «ТЭК - Торг» и «Электронная торговая площадка ГПБ». В перечень электронных площадок входят следующие:

1.АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
2.АО «Единая электронная торговая площадка»;
3.АО «Российский аукционный дом»;
4.АО «ТЭК — Торг»;
5.АО «Электронные торговые системы»;
6.ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
7.ООО «РТС — тендер»; ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
8.ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» — специальная площадка для госзаказа.

ШАГ 3. Получение электронно-цифровой подписи

Электронная цифровая подпись позволяет присвоить электронному документу юридический статус, равноценный юридическому статусу обычного документа, на котором стоит подпись уполномоченного лица и печать организации.

Процедура получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в одном из Авторизованных удостоверяющих центров, входящих в пространство доверия выбранной площадки. Она занимает от 2 до 5 рабочих дней. Список удостоверяющих центров можно узнать на сайте выбранной электронной площадки. В офисе удостоверяющего центра необходимо будет получать сертификат, поэтому выбор должен быть сделан в пользу близлежащего удостоверяющего центра.

Сертификаты ЭП, полученные в Авторизованных удостоверяющих центрах, подходят для использования на всех Электронных торговых площадках, отобранных в целях проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных нужд, а также на площадках, работающих в рамках закона № 223 ФЗ о закупках государственных корпораций и естественных монополий.

Вы можете связаться с call-центом Ассоциации электронных торговых площадок для поиска ближайшей точки выдачи ЭЦП.

Для этого Вам необходимо заполнить регистрационную карту или позвонить по федеральному многоканальному телефону 8-800-2000-100.

ШАГ 4. Подготовка документов

Участник направляет оператору ЭТП информацию, указанную в ч. 2 ст. 61 44-ФЗ, а именно:

Для физических лиц: заявление, которое формируется в электронном виде; 1-20 страницы паспорта (только для физлиц); адрес электронной почты.

Индивидуальные предприниматели дополнительно к этому предоставляют: копию выписки из Единого государственного реестра (она должна быть получена не ранее чем за 6 месяцев до момента подачи запроса); ИНН; доверенность на получение регистрации и осуществление действий, если от имени участника закупки действует иное лицо.

Для юридического лица дополнительно ко всем предыдущим пунктам: копии учредительных документов (устав или договор, в зависимости от организационно-правовой формы); копии документов, подтверждающих полномочия лица (решение о назначении руководителя на должность); решение об одобрении и совершении сделок с указанием ее максимальной суммы.

Необходимые документы должны быть переведены в электронный формат (отсканированы). К ним площадки устанавливают определенные требования: объем до 12 мегабайт; допустимые форматы —.doc,.docx,.pdf,.txt,.rtf,.zip,.rar, xls, xlsx, xps, jpeg,.jpg,.gif,.png.

ШАГ 5. Установка необходимого программного обеспечения

Установка может быть выполнена как своими силами, так и силами специалистов удостоверяющего центра.

Для успешного прохождения процедуры регистрации необходимо настроить персональный компьютер. Алгоритм настройки прост:
1.Установить браузер Internet Explorer 11 или выше.
2.Скачать и запустить Программу для настройки корректной работы на ЭТП.
3. Установить любой из криптопровайдеров: Крипто-Про 3.6 или выше, LISSI 1.3.6, Сигнал-КОМ.
4.Установить сертификат электронной подписи, который вам выдал удостоверяющий центр при получении ЭЦП.
5. Настроить ЭЦП.

ШАГ 6. Аккредитация на ЭТП

Процесс аккредитации на ЭТП бесплатный при наличии сертификата ЭЦП, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре. Если поставщик серьезно намерен зарабатывать на госконтрактах, то целесообразно аккредитоваться на всех ЭТП. Это связано с тем, что закупки не дублируются. Аукцион может быть проведен только на какой-то одной площадке. Чтобы подавать заявки на участие в закупке, нужно получить допуск именно к той ЭТП, на которой она проводится.

Срок рассмотрения заявления на аккредитацию составляет не более чем пять рабочих дней. При принятии оператором электронной площадки решения об отказе в аккредитации - участник размещения заказа, после устранения указанных замечаний, вправе вновь направить заявление на аккредитацию. Аккредитация предоставляется на три года.

ШАГ 7. Поиск торгов и подача заявки

Закупки по № 44-ФЗ размещены на нашем сайте. При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти интересующие тендеры по таким критериям, как регион поставки, диапазон начальной цены заявки, наименование заказчика. Важно внимательно изучить требования закупочной документации и корректно подать заявку.

ШАГ 8. Внесение обеспечения

Внесение обеспечения Закон о контрактной системе (ст.44 № 44-ФЗ) обязывает заказчика устанавливать размер обеспечения заявок при проведении аукционов. Эти средства подтверждают серьезность намерения участвовать в процедуре и заключить контракт. Участник перечисляет их на свой лицевой счёт, который открывает одновременно с аккредитацией на электронной торговой площадке (ЭТП).

Обеспечение заявок стало меньше. А в закупке до 1 млн руб. его может совсем не быть. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

От 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
. от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
. 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Таким образом, для участия в торгах необходимо иметь нужную сумму на площадке. В момент отправки предложения сумма обеспечения блокируется. Однако это не означает, что вы можете участвовать только в одной процедуре. Участник сам решает, сколько средств находится у него на счету. И только их общий объем ограничивает число аукционов, на которые можно подать предложения. Главное, чтобы денег хватило на обеспечение по каждому. Обращаем внимание, что сумма блокируется, но не тратится. Возможность пользоваться заблокированными деньгами возобновляется при отзыве предложения, отказе в допуске к участию в закупке, после подведения итогов.

Выдавать гарантии для госзакупок могут только 173 банка. На сайте Минфина опубликован обновленный перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов по 44-ФЗ.

ШАГ 9. Процедура электронных торгов

Длительность этого этапа может продолжаться от нескольких минут до 48 часов. Каждый участник должен заранее предусмотреть примерную стоимость своих услуг или товаров, до которой он готов торговаться.

ШАГ 10. Подписание контракта

Победителем торгов становится участник, подавший предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации и предложивший лучшие условия.

ШАГ 11. Приёмка исполнения контракта

Приемка исполнения контракта по 44-ФЗ осуществляется согласно правилам и срокам, указанным в контракте (п. 13 ст. 34 44-ФЗ). Теперь заказчики обязаны привлекать внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может выразить свой отказ. По результатам подписывается акт приемки либо составляется мотивированный отказ.

Какие советы пригодятся новичку, желающему участвовать в тендерах?

1. осваивайте производство востребованных, социально значимых товаров;
2. начинайте подготовку к участию в тендерах через изучение законодательства по госзакупкам;
3. совершенствуйте свою техническую подготовку к работе на электронных торгах;
4. подготовьте финансовое обеспечение для участия в госзакупках;
5. внимательно изучайте конкурсную документацию компаний-заказчиков;
6. правильно оформляйте необходимые документы.





error: Контент защищен !!