Святой апостол андрей первозванный. Святой апостол Андрей Первозванный: житие, икона, храм, молитва

Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, — что значит свидетель, — переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.

Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 — высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный — покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.

Русская православная церковь всегда особенно почитала апостола Андрея Первозванного как покровителя и небесного заступника Руси. К нему обращаются с молитвами мореплаватели и рыбаки. Его изображают на иконах как деятельного человека, готового постоять за веру Христову.

Апостол Андрей Первозванный

Почему апостола Андрея именуют Первозванным

В ту пору, когда по Израилю с проповедью проходил святой пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, апостол Андрей был рыбаком вместе с другим будущим учеником Христа Иоанном, сыном Зеведеевым. Они следовали за пророком до тех пор, пока у Иордана не оказался сам Иисус Христос. Тогда Иоанн Креститель сказал своим ученикам, что Он и есть Мессия.

«Во утрий (же) виде Иоанн Иисуса грядуща к себе и глагола: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29)

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.» (Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 29)

Апостол Андрей первым немедля последовал за Христом, призвав вместе с собой товарища - Иоанна и своего брата - Симона, прозванного Петром. Симон Петр стал одним из двух первоверховных апостолов, наиболее почитаемых за вклад в проповедь Евангелия. На какое-то время апостолы возвращались к своему занятию - рыбной ловле. Но после того, как близ Галилейского озера Господь вновь призвал их, пообещав сделать «ловцами человеков», они окончательно вышли на путь проповеди христианства.

Покровитель России

Спустя 50 дней по Воскресении Христовом, на апостолов сошел Святой Дух, после чего все они отправились в разные земли нести Благую Весть. Апостол Андрей отправился в восточные страны: через Малую Азию, Крым и Причерноморье добрался до мест, где позднее был основан Киев. Эти места он благословил, водрузив крест на одной из Киевских гор.

Предание гласит, что, оказавшись в районе современного Киева, апостол сказал ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Иконы святого апостола Андрея Первозванного

Посетил апостол Андрей и поселения славян на месте Новгорода. Вернувшись обратно в Римские земли, он основал маленькое византийское селение, ставшее со временем вторым Римом - Константинополем.

На заметку! Именно от Византии Русь приняла Крещение, от византийских императоров Палеологов перенял Иоанн III идею Православной державы.

Как изображают Андрея Первозванного на иконах

Первые иконы с ликом апостола Андрея Первозванного датированы IV-VI веками. Часто его изображают в полный рост с растрепанными седыми волосами, энергичным.

Почти всегда на иконе апостола Андрея присутствует крест: диагональный на заднем фоне или прямой в руке святого. Часто в храме можно увидеть образ апостола, благословляющего верующих правой рукой и держащего свиток в левой.

Легенды о посещении апостолом русских земель и его учительной роли для славян породили еще одну традицию - изображать Андрея Первозванного с книгой в руках вместо свитка.

Внимание! Ежегодно 13 декабря в день памяти апостола Андрея икону с его ликом выносят на аналой в храме для того, чтобы верующие могли поклониться ей.

Почему диагональный крест называется Андреевским

Много раз апостол терпел муки за честную проповедь, но всякий раз оставался невредим. Последним городом на его земном пути был город Патры. Здесь, совершив многие чудеса, апостол Андрей принял мученическую кончину по приказу правителя-язычника Эгеата.

Икона Андрей Первозванный

Святого распяли, привязав его руки и ноги к доскам диагонального креста. Проповедь апостола еще два дня была обращена к жителям города, которые уже требовали от Эгеата освободить осужденного. Только правитель решил это сделать, как апостол Андрей восхвалил Бога и сказал: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Крест и распятого на нем апостола озарило сияние, и в этот момент Господь забрал душу Андрея Первозванного.

На заметку! Сейчас диагональный крест, напоминающий по форме букву Х, стал символом Военно-морского флота России. Флаг с полотнищем белого цвета и синим Андреевским крестом назван также по имени апостола.

Особое почитание и прошения верующих

Почитание святого складывается на основе его жития, поэтому перед иконой Андрея Первозванного молятся о защите Родины, об укреплении веры, заступлении от бесовских искушений. На протяжении всего своего земного пути апостол Андрей совершал чудеса исцеления, поэтому у его иконы верующие возносят молитвы и о выздоровлении от болезней.

Тропарь апостолу Андрею Первозванному

Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак апостолу Андрею Первозванному

Му́жества тезоимени́таго Богоглаго́льника/ и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго,/ Петро́ва сро́дника восхва́лим,/ зане́ я́коже дре́вле сему́, и ны́не нам воззва́:// прииди́те, обрето́хом Жела́емаго.

Величание апостолу Андрею Первозванному

Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в Андре́е,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве.

Молитва апостолу Андрею Первозванному

Первозва́нне апо́столе Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Це́ркве после́дователю верхо́вный, всехва́льне Андре́е, сла́вим и велича́ем апо́стольския труды́ твоя́, сла́дце помина́ем твое́ благослове́нное к нам прише́ствие, ублажа́ем честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́, лобыза́ем свяще́нныя мо́щи твоя́, чтим святу́ю па́мять твою́ и ве́руем, я́ко жив Госпо́дь, жива́ же и душа́ твоя́ и с Ним во ве́ки пребыва́еши на Небеси́, иде́же и лю́биши ны то́южде любо́вию, е́юже возлюби́л еси́ нас, егда́ Ду́хом Святы́м прозре́л еси́ на́ше е́же ко Христу́ обраще́ние, и не то́чию лю́биши, но и мо́лиши о нас Бо́га, зря во Све́те Его́ вся ну́жды на́ша. Та́ко ве́руем и та́ко сию́ ве́ру на́шу испове́дуем во хра́ме, и́же во и́мя твое́, святы́й Андре́е, пресла́вно созда́ся, иде́же святы́я мо́щи твоя́ почива́ют; ве́рующе же, про́сим и мо́лим Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да моли́твами твои́ми, я́же при́сно послу́шает и прие́млет, пода́ст нам вся потре́бная ко спасе́нию нас гре́шных; да я́коже ты а́бие по гла́су Го́спода, оста́вль мре́жи своя́, неукло́нно Ему́ после́довал еси́, си́це и ки́йждо от нас да и́щет не свои́х си, но е́же к созида́нию бли́жняго и о го́рнем зва́нии да помышля́ет. Иму́ще же тя предста́теля и моли́твенника о нас, упова́ем, я́ко моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Все, кто связан с морем, своим покровителем также считают Андрея Первозванного, который до призвания на проповедь был рыбаком.

Совет! Важно помнить, что не следует задаваться вопросом «в чем помогает» икона святого Андрея Первозванного или любая другая. У святых на самом деле нет «специализации». Есть сила Божия, искренняя и глубокая вера в которую творит чудеса и сдвигает горы.

Житие Святого Апостола Андрея Первозванного

В самом начале своего служения Христос проходил мимо двух братьев-рыбаков, закидывавших сети в Галилейское озеро. Он сказал им самые простые слова: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они так и поступили, бросив в одночасье всю свою прежнюю жизнь. Это были Симон (Петр) и Андрей. Почему же именно Андрея называют Первозванным?

Братья были родом из селения Вифсаида. Евангелист Иоанн повествует, что еще прежде Андрей был учеником Иоанна Крестителя, и слышал, как тот называл Иисуса «Агнцем Божьим». Ведь это и было самым главным в Его земном служении: не проповедь, не чудеса, а жертва, которую Ему предстояло принести на кресте, став Агнцем ради спасения всего человечества. Андрей поверил в это сразу, и потому мы называем его сегодня Первозванным - из апостолов он был призван первым. Именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить толпу. Он вместе с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов (другого такого случая мы не знаем), но вообще Писание мало рассказывает об Андрее. В основном его жизнь известна нам из его Деяний и Жития.

Когда апостолы отправлялись на проповедь, они разделили между собой по жребию страны, в которых им предстояло возвещать Благую весть. Андрею досталось побережье Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Южные берега (включая и крымское южнобережье) входили в состав тогдашнего «цивилизованного мира», то есть Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары, которых называли скифами. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, мы точно не знаем - сохранилось сравнительно позднее предание о том, что он поднялся вверх по Днепру и освятил место, на котором потом был построен город Киев, и даже о том, как он добрался до Новгородской земли и удивился обычаю тамошних жителей париться в банях. Видимо, это все-таки вымысел: ранние источники ничего не говорят об этом путешествии на север, никаких следов оно не оставило, да и представить себе такую поездку в I веке н. э. довольно трудно. Но все равно мы можем сказать, что апостол Андрей был первым, кто стал распространять христианство «в нашем направлении». Вполне вероятно, что он побывал в Херсонесе - будущем Севастополе.

Достоверен и другой рассказ - что апостол Андрей посетил Византий, город, на месте которого был позднее построен Константинополь, основал там христианскую общину и рукоположил епископа Стахия, апостола из семидесяти. Житие рассказывает о множестве чудесных исцелений и даже воскрешений, совершенных по молитвам апостола в разных городах, и о жестоких преследованиях, которым он подвергался.

После своего путешествия в Причерноморье апостол отправился в столицу империи - Рим, где находился его брат Петр. В Риме тогда правил император Нерон, и для христиан наступали времена гонений, в которых предстояло погибнуть обоим братьям.

Из столицы Андрей решил вернуться в прежние места. По дороге он остановился в городе Патры на греческом полуострове Пелопоннес, где он стал свидетелем гонений на христиан и выступил в их защиту перед римским наместником по имени Эгеат. «Ты разрушитель храмов богов, Андрей, старающийся вовлечь народ в безумную секту, которую повелители империи решились истребить,» - ответил ему римлянин. Самым неприемлемым в христианском учении была для него проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь была оставлена для самых закоренелых преступников из низших слоев общества. Как можно поклоняться Распятому?!

В ответ на это апостол подробно рассказал Эгеату об истории сотворения мира и грехопадения, о земной жизни Спасителя и значении крестной смерти и призвал его самого разделить веру христиан, чтобы «обрести собственную душу». Тот рассмеялся: «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мертв?» С его точки зрения, только безумец мог во все это верить, и, чтобы оспорить веру апостола, он стал угрожать, что подвергнет его самого крестной смерти.

Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем…

Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, а привязать его руки и ноги. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» - с такими словами апостол взошел на этот крест. Два дня провисел он на нем до своей кончины, два дня он разговаривал со стоявшим вокруг народом…

Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря - по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России.

Тропарь

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостола Андрея Первозванного:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

13 декабря (по новому стилю) Русская Православная церковь чтит память одного из двенадцати апостолов — святого апостола Андрея Первозванного.

Родом святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской, а впоследствии вместе с братом Симоном он рыбачил близ берегов Геннисаретского озера в окрестностях Капернаума.

Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом и привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра (Симона).

Будущий апостол с юных лет отличался молитвенной устремлённостью к Богу, он не вступил в брак, и стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении.

На берегах Иордана, Иоанн Креститель указал Андрею на грядущего Господа своего Христа и Спаса: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира!» Не медлил более Андрей и последовал к Божественному Учителю, от коего все впервые услышали глаголы жизни. Андрей поспешил сообщить благую весть старшему брату своему Симону и стал первым евангелистом, воскликнувшим: «Мы обрели Мессию, глаголемого Христа!»

Андрей Первозванный привел своего старшего брата Симона к Иисусу, Который нарек ему новое имя: Кифа, или Петр, то есть камень.



Два брата рыбаря Андрей и Пётр, призванные Господом прежде прочих апостолов, три года следовали за Господом, когда он проповедовал о царствии Божием, исцеляя болящих и расслабленных.

В священном предании сохранён внешний образ Святого Апостола Андрея Первозванного «он был роста немалого и более высокого, но несколько согбен, нос имел орлиный, глаза, исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые.

Одно его слово исцеляло болящих при возложении рук; расслабленных и прокаженных окроплял он освященною водою и возвращал им силу и частоту телесную; слепым давал зрение через одно лишь прикосновение перстов; все изумлялись не столько чудесам его, сколько кротости и смирению, с которыми произносил слова божественной мудрости».


Проповедуя, Слово Божие святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим.

Он прошёл Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию и Причерноморье. Апостол Андрей поднялся вверх по Днепру до местоположения нынешнего Киева, где водрузил крест на киевских горах, обратившись к своим ученикам со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Андреевская церковь в Киеве.

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошёл до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей направился обратно во Фракию, пройдя через земли варягов и Рим.

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских.
Н. П. Ломтев 1848 г.

Посетив многие города и приморские селения, где были основаны им церкви, достиг, наконец, Византии. В предместье Аргирополе, или Серебряном граде, Святой Андрей поставил епископом одного из 70 учеников Христовых Стахия, который стал главою иерархии нового Рима, как и апостол Климент был поставлен главою ветхого Рима от Петра.

Апостолы от 70-ти Стахий, Амплий, Урван и др.

Последним городом, куда пришёл святой апостол Андрей Первозванный, и где он принял мученическую кончину в 62 году, был город Патры (Патрас). Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной знатный горожанин Сосий. Также по молитве наложением апостольских рук исцелилась жена правителя Патрского Максимилла и его брат философ Стратоклий.

Это побуждало жителей Патры принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни и чудотворную силу Святого Креста Господня.

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью Андрей Первозванный принял решение правителя и взошёл на место казни. Чтобы продлить мучения святого апостола, Эгеат приказал не прибивать к кресту его рук и ног, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «X» и получил название «Андреевский крест».


Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять с креста апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол воздав Богу хвалу, произнёс: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой».

Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нём мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя сняла тело апостола с креста и с честью погребла его.


Странствия святого апостола Андрея Первозванного

Отправившись проповедовать учение Христа, крестя верующих и преподавая им божественные тайны, Святой Андрей, Петр и Матфей достигли города Синопа в Скифских землях, который был столицей царей понтийских, где было много иудеев.

Иудеи Синопа были разделены между собою на различные ереси, и самые варвары-язычники, обитавшие в Синопе, были люди нрава жестокого и зверского. Апостолы не взошли в город, а остановились на краю мыса за шесть миль от Синопа и многих из иудеев и язычников они обратили в христианство, непрестанными знамениями утверждая свое учение.

Выйдя из Синопа апостолы разделили свои пути - Апостол Пётр взяв с собою Гая,отправился на запад проповедовать учение Христа, а Святой Апостол Андрей с Матфеем и с прочими учениками, пошёл на восток с просветительным учениемк славянам и грекам на восток.

Западные христиане обращаются к Святому Петру, как к основному камню своей Церкви, поставившему для них верховную кафедру в Риме. Восточные христиане, с любовью притекают к Святому Андрею, обошедшему их пределы с вестью евангельскою. Святой Андрей Первозванный поставил первого епископа в Константинополе, в Византии, который стал главою всего Восточного христианства.

В ближайшую субботу взошел он в синагогуСинопа и проповедовал иудеям слово истины, доказывая из Святого Писания, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий. Святой Апостол Андрей Первозванный, взошедши на камень и простерши руку, осенил крестным знамением, все страждущие и больные исцелились. Удивленные его чудесами, граждане приносили пожертвования, но апостол все раздавал неимущим людям, и многие, уверовав через него в Господа Иисуса, крестились во имя Святой Троицы.


Апостол Андрей проповедовал и просвещал жителей городов и селений Понта, утверждая их в вере Господа Иисуса, он с помощью новообращенных устроил церковь, создал алтарь для бескровной жертвы и посвятил священников и диаконов.

В церкви крестились и бедные люди и богатые вельможи, мужи и жены, иудеи и язычники, ибо тогда еще правители Римской империи - Тиверий кесарь, Гай и Клавдий, не препятствовали исповеданию учения Христова. Апостол Андрей научал всех прихожан молитве, пению псалмов, славословию, священным обрядам, заповедав молящимся становиться лицом к востоку, на коленах, осеняя себя крестным знамением. Апостол Андрей учил прихожан поститься и бодрствовать, не читать языческой мифологии, а занимались Священным Писанием.

Он посетил Трапезонт, город грубых и суровых невежественных нравов, лежащий в земле Лазов, на берегу Понта, и после отправился в Иверию, где довольно долго проповедовал в городах ее: Неглии, Кларджете и Артакан-Колосе. Отселе Апостол Андрей пошел далее в землю парфян Сомхетию, и возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

Третье странствие Святого Апостола Андрея Первозванного вокруг Понта началось из Эдеса, откуда он вместе с Матфеем и Симоном Кананитом отправился в землю Иверскую беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя, они прошли часть области Триалетской до реки, называемой Чорохи.
Апостол Андрей проповедовал «скифам, согдианам и горсиянам, дошёл даже до великого города Севаста и реки Фасиса (ныне река Риони), где живут ивиры, сусы, фусты и алане…»


Апостолы посетили и гористую Сванетию, княжна Сванетии приняла их проповедь, Матфей остался здесь во главе церкви, а великий Андрей с Симоном Кананитом поднялись в горы, где жили осетины, и достигли города Фостофора, и многих обратили в христианство.

Более точные и подробные сведения об апостоле Андрее принадлежат Никите Пафлагону в «Похвальном слове апостолу Андрею», IX век. «Ты, достойный всего моего почтения Андрей, получивши в удел север, с ревностью обошел иверов, савроматов, тавров и скифов и протек все области и города, прилежащие с севера к югу Понта Евксинского».

Под таврами и скифами здесь упоминаются обитатели Крыма и жители Малой Скифии, территория которой простирается от города Херсонеса до реки Борисфена (река Днепр) и Дуная. Путь святого апостола Андрея шел по берегам Черного и Каспийского морей.

Епифаний Кипрский собрал об Андрее Первозванном много свидетельств, и составил жизнеописание и пути святого благовестника. Апостол Андрей просветил многих иверийцев в Иверии (Грузию), в Сванетии, в которой правила Понтийская царица, вдова убитого понтийского царя. Сванетия приняла Святое Благовестие, здесь был оставлен апостол Матфий, спутник апостола Андрея для утверждения Церкви Христианской.

Из Сванетии святой Андрей Первозванный отправился в Осетию, и в городе Фостофоре многих обратил в христианскую веру.
Епифаний Кипрский сообщает о том, что «Апостол Андрей учил скифов, косогдиан и горсинов, в Севастополе Великом, где укрепление Апсара и гавань Исса и Фазис река; здесь обитают иверы, и сузы, и фусты, и аланы».

Из горной Осетии его путь лежал в Абхазию, в город Севаст, где еще больше людей приняли его проповедь. Из трудов Святых отцов, изданные Минем узнаём, что «Апостол Андрей, обошел, благовествуя, все поморье Вифинии и Понта, Фракии и Скифии, потом прибыл в Севастополь Великий, где укрепление Апсар и река Фазис. Жители Севаста приняли слово Божие, во главе церкви остался святой апостол Симон.

По мнению исследователей, эти географические названия, относятся к территории современной Абхазии, где город Сухум - это древняя греческая колония Диоскурия, в римскую эпоху была известна под названием Севастополиса и Севастополь Великий,отсюда шёл торговый путь в Индию и азиатские страны. Река Фазис – это древнее название реки Риони.

Святой апостол Андрей отправился вдоль моря в землю жестокосердных джигетов, погруженных во мрак нечестия. Джигеты не приняли проповеди апостола Андрея и искали случая убить его, но Господь сохранил его. Блаженный Андрей, видя их непреклонность и жестокосердие, удалился от них, поэтому джигеты и по сие время остаются в неверии.

От них Святой Андрей удалился в Верхний Сундаг, жители которого с радостью последовали учению Христа, затем он направился со своей проповедью и чудесами, творимыми Именем Божиим, в Босфор, где немало горожан привлек ко Иисусу Христу.


Недалеко от Византии, в Акрополисе, или Вышгороде, апостол Андрей поставил церковь близ градских ворот, называемых Авгеноном, а самая церковь носит имя Армасона.

Апостол Андрей проповедовал скифам, жившим на территории от Балкан до устья Дуная и далее.
Далее пошел Андрей Первозванный во фракийский город Ираклию и, оставался там долгое время, сея семя божественного ведения. Епископ Ираклия, как старейший из духовной собратий, имеет право вручать жезл пастырский самому патриарху Константинополя.
Посещаягорода Македонии, апостол Андрей проповедовал, утешал и исцелял болящих, крестил, и созидал церкви, и рукополагал пресвитеров.

В Фессалонике долго он оставался, поучая народ и утверждая верующих, обращенных в христианство еще проповедью святого апостола Павла. Из Солуни отправился в Пелопоннес и посетил ахайский город, древние Патры - тут был предел апостольского его подвига.

В 357 году мощи святого апостола Андрея Первозванного были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла — Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи.

С 1720 года по указу Петра I был учреждён Андреевский флаг с изображением Андреевского креста. Этот флаг стал официальным флагом Военно-Морского Флота России.


13 декабря Церковь совершает память апостола Андрея. Он стал первым из призванных учеников Христа, в связи с чем его именуют Первозванным.Апостол Андрей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф.10:2), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13).

Собор двенадцати апостолов. Византийская икона XIV века в собрании ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Происходивший, как и апостол Филипп, из Вифсаиды (Ин. 1, 44), Андрей Первозванный жил в Капернауме (Мк. 1, 29) в одном доме вместе с братом Симоном Петром (Мф. 4, 18; Мк. 1, 16). Отца Петра и Андрея Первозванного звали Иона (Мф. 16, 17; Ин. 1, 42) (некоторые древние рукописи Евангелия от Иоанна предлагают иной вариант его имени - Иоанн).

Апостол Петр и Апостол Андрей. Современная икона. Архимандрит Зинон (Теодор).

Согласно Евангелию от Иоанна, Андрей Первозванный был одним из тех 2 учеников св. Иоанна Предтечи, которые после свидетельства последнего о Христе в Вифании последовали за Спасителем (Ин. 1, 35–40). Став первым учеником Христа (отсюда его традиционное прозвание - Первозванный) и проведя с Ним день, Андрей Первозванный затем привел к Нему брата (Ин. 1, 41–42).

Современная икона. Выполнена в иконописной мастерской Екатерины Ильинской. Москва.

Андрей приводит Симона к Иисусу (Ин. 1, 40-42); Болгария. Тырново; XIV в.; памятник: Четвероевангелие царя Иоанна Александра, 1356г.

Согласно евангелистам Матфею и Марку, Андрей Первозванный и Петр занимались рыбной ловлей, во время которой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского озера (Мф. 4, 18; Мк. 1, 16). При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается 2-м, пр оисшедшим после возвращения Иисуса из пустыни.

Призвание Симона и Андрея. Мозаика церкви Аполлинария Нового. Равенна. VI век.

В дальнейшем в Новом Завете об Андрее Первозванном сообщается эпизодически. Он упоминается среди 12 учеников Христа, где занимает 2-е, после апостола Петра (Мф. 10, 2; Лк. 6, 14), или 4-е, после Петра, Иакова и Иоанна (Мк. 3, 18), место. Вместе со своим земляком апостолом Филиппом, Андрей Первозванный, возможно, занимал какое-то особое место в общине апостолов: при чудесном насыщении 5 тыс. чел. именно он сообщает Иисусу об имеющихся 5 хлебах и 2 рыбах (Ин. 6, 8-9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к которому они вначале обратились, передал их просьбу Андрею Первозванному, и уже вместе они пошли к Иисусу (Ин. 12, 21–22).

Апостол Андрей Первозванный. Фрагмент иконы «Собор двенадцати апостолов».

Андрей Первозванный вместе с 3 избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк. 13, 3).

Апостол Андрей Первозванный. Греческая фреска, о. Кипр, XI в.

В числе 12 учеников Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (Деян. 1, 13). Последнее, что известно об Андрее Первозванном из Нового Завета,- это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (Деян. 2, 1).

Моление о Чаше. Миниатюра рукописи Дионисиу. Афон. Конец XI в.

Тайная Вечеря. Из праздничного чина. Мастерская Андрея Рублева. Москва, XV в.

Уверение ап. Фомы. Дионисий. Из Павлова-Обнорского монастыря, 1500 г. Русский музей.

Вознесение Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря. Конец XV века

Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век

Христос Лоза Истинная (Христос Виноградная Лоза). Греция. Крит; XV в.;

«Повесть временных лет» говорит о посещении Андреем Первозванным земель, на которых впоследствии возник Киев, прослеживается путь апостола до Новгорода и до северных русских земель.

Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

Также об апостоле Андрее рассказывают 2 апокрифические книги – «Деяния апостола Андрея» и «Деяния апостолов Андрея и Матфия в городе людоедов». Церковная история Евсевия Кессарийского в 1 главе описывает где проповедовал каждый из апостолов. Согласно ей, апостолу Андрею по жребию выпала Скифия. Однако, все сведения, которые существуют в настоящее время, не позволяют говорить о том, что апостол Андрей был в Киеве и Новгороде. Но важный является то, что Русь – жребий апостола Андрея и он, несомненно, является ее покровителем.

Святой апостол Андрей прошел Малую Азию, Фракию, Македонию. На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Св. ап. Андрей Первозванный; XVII в.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелились, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат – он приказал распять апостола. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. По преданию, крест на котором был распят апостол, имел Х – образную форму.

Распятие апостола Андрея. Мозаика. Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах. XX в.

Часть креста Святого апостола Андрея Первозванного.

Именно поэтому апостол на иконах часто изображается на фоне косого креста.

Апостол Андрей. Современная икона.

Распятие апостола Андрея — миниатюра из Минология Василия II. Ватикан. Начало XI в. изображает апостола Андрея распятого на прямом кресте.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея.

Мощи святого апостола Андрея Первозванного. Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах.

Имя апостола Андрея Первозванного проходит через всю русскую историю, связуя эпохи и человеческие судьбы. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый российский орден, который был высшей государственной наградой. В 1998 году орден святого Андрея Первозванного был восстановлен как высшая государственная награда новой России. С петровских времен стягом русского флота стал Андреевский флаг. Царь собственноручно определил, как он будет выглядеть: «Флаг белый, через который синий крест святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

Андреевский флаг.

Иконография.

(Ирина Шалина. Образ Андрея Первозванного в византийской и древнерусской иконографии)

Сложение иконографии апостола Андрея относится к очень раннему времени, о чем свидетельствуют фрески катакомб в Кармузе (Египет), датируемые IV–VI веками; диптих слоновой кости 450–460 гг. (Музей Виктории и Альберта, Лондон) и христианские ампулы.

Диптих. Слоновая кость.

Особый импульс появлению новых изображений святого придало перенесение его мощей из места мученической кончины в Патрах (Греция) – в Константинополь. В 357 г. по поручению императора Констанция II останки Андрея (за исключением честной главы) были перенесены военачальником (впоследствии мучеником) Артемием в столицу и помещены в основание храма свв. апостолов.

Ап. Андрей. Современная перегородчатая эмаль. Грузия.

Ап. Андрей. Современная перегородчатая эмаль. Грузия.

Интерес к иконографии Андрея Первозванного должен был усилиться и после событий VI века, когда при императоре Юстиниане I обретенные при разборке ветхого храма мощи свв. апостолов Андрея, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм свв. апостолов и погребены под престолом. «Преложение мощей апостолов» – как особый праздник – был занесен в греческий синаксарь под 20 июня. Редчайшим и древнейшим примером отражения этих событий является миниатюра на папирусном листе утраченной хроники IV или V века, где было описано и, соответственно, проиллюстрировано перенесение реликвий апостолов Луки и Андрея в Константинополь. Композиция представляет собой наиболее лаконичный вариант такой иконографии, которая позже станет традиционной для сцен перенесения мощей святых: две фигуры юношей, держащих реликвии, приближаются к городским стенам столицы.

Андрей Первозванный, апостол; Византия. Греция. Македония; XIV в.

По свидетельству Епифания Монаха, составившего между 815 и 843 годами одно из агиографических описаний жизни святого, в это время существовали древние и даже чудотворные образы апостола Андрея: один из них, написанный на мраморе, находился в часовне в Синопе, другой – над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в Константинополе. Тот же автор оставил яркое описание внешности первого ученика Христа, который «был высок, носат, броваст, немного сгорблен».

Ап. Андрей.

Действительно облик Андрея, облаченного в традиционный апостольский хитон с клавом и гиматием, уже в самых ранних памятниках выделяется среди других апостолов ярко выраженными индивидуальными особенностями. Можно даже сказать, что Андрей, наряду с Петром и Павлом, получил самый яркий и запоминающийся образ, наиболее эмоционально выраженный характер. Подобно ветхозаветному пророку, он часто изображается крайне экспрессивным, патетически взволнованным, с растрепанными или развевающимися белыми волосами, что в целом вообще нехарактерно для иконописной традиции.

Такой образ нередко встречается даже в официальных памятниках раннехристианского искусства в Равенне: купольной мозаике Баптистерия православных (сер. V в.), или в оратории Архиепископской капеллы (494–519).

Апостолы Петр, Андрей и Иаков Заведеев (общий вид); Италия. Равенна; V в.;

Ап. Андрей. Мозаика оратория Архиепископской капеллы. Равенна. 494–519 гг.

В апсиде кафоликона монастыря вмч. Екатерины на Синае (550–565) Андрей представлен на самом почетном месте, в паре с апостолом Павлом, и отличается задумчиво-сосредоточенным выражением лика. Иконография апостола с Евангелием в руках известна также по фрескам апсид капеллы в Бауите (Египет, VI в.) и церкви Санта Мария Антиква в Риме (705–707) и некоторым другим памятникам.

Ап. Андрей. Мозаика апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг.

Апостол Андрей. Мозаика из церкви Сан-Витале, Равенна. VI в.

Ап. Андрей. Фреска церкви Санта Мария Антиква в Риме (705–707)

Выделение образа апостола Андрея в иконографических программах монументальных циклов становится особенно заметным в константинопольских памятниках начиная с IX века. Петр и Андрей, как родные братья и одновременно наиболее близкие Христу ученики – один первоверховный, другой – первозванный, изображены рядом друг с другом на мозаике у входа в помещение над юго-западным вестибюлем Софии Константинопольской (ок. 870), предназначенное для пребывания там патриарха. Самое почетное место отведено этим апостолам в сцене «Сошествие Святого Духа» в иллюстрациях рукописи гомилий Григория Назианзина (ок. 880–883). В отдельно стоящей фигуре Андрея часто подчеркиваются атрибуты его проповедничества или миссионерства: так в мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-х годов XII века апостол Андрей изображен со свитком в руке, а на мозаике апсиды церкви Санта Мария Ассунта в Торчелло (Италия), около 1130 г., – с крестом на длинном древке.

«Сошествие Святого Духа» в иллюстрациях рукописи гомилий Григория Назианзина (ок. 880–883)

Ап. Андрей. Мозаика базилики Марторана в Палермо 40-50-е гг. XII в.

Апп.Иоанн и Андрей. Монастырь Хосиос Лукас, Фокида. XII в. Нартекс храма.

Апп. Андрей и Лука. Конец XI - начало XII вв. Церковь св. Георгия (Ротонда), Салоники, Греция

Ап. Андрей. Мозаика ц. св. Феодора в Сере (Греция). Нач. XII в.

Ап. Андрей. Мозаика в апсиде. Собор в Чефалу. Сицилия. 1148.

Акцент на его изображении в славянских странах понятен, поскольку уделом апостольской миссии Андрея была, как известно, Скифия, под которой в то время понимали все славянское содружество. Между тем иконографическое выделение его в искусстве этих стран происходит лишь начиная с середины XII. В церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1294–1295) прямо перед апсидой изображены Петр, поддерживающий на плечах модель церкви, и Андрей с кресчатым жезлом.

В Македонии на протяжении второй половины XII и XIII веков мы находим четыре примера редкой сцены Целования апостолов, которая нарушает традиционную схему композиции Причащения апостолов. В церкви св. Пантелеимона в Нерези, расписанной в 1164 г. по заказу императора Алексея Комнина, обращенные друг к другу Андрей и Лука совершают аспасмос, литургический поцелуй, имеющий место в богослужении перед принятием клиром причастия. Сходный пример находим в церкви св. Иоанна Богослова в Веррии первой половины XIII века. Согласно ранней традиции, этот сюжет известен как прерогатива апостолов Петра и Павла. Изменение ее в сербских и македонских памятниках в пользу Андрея заставляет рассматривать сцену установления в церкви ее главного таинства как непосредственно связанную с личностью миссионера славян.

В те же годы образ апостола Андрея заметно выделяется в живописи Сербии. Так, в Сопочанах он занимает первостепенное место среди апостолов в сценах «Отослание на проповедь», «Сошествие Св. Духа», «Уверение Формы» и «Причащения апостолов», то есть в композициях, иллюстрирующих акт основания Христовой Церкви на земле. Особая роль апостола Андрея во фресках Сопочан, созданных накануне Лионской унии (1272–1274), когда византийский император серьезно угрожал автокефалии Сербской церкви, была связана с идеей защиты ее самостоятельности.

Фрески церкви Святой Троицы. Монастырь Сопочаны. Сербия.

Гораздо раньше, чем в других славянских странах, отмеченная черта появляется на Руси, принявшей христианство непосредственно из рук Константинополя. Закономерно, что древнерусская иконография уделяет пристальное внимание апостолу Андрею, а сам его образ занимает важнейшее место среди учеников Христа. И в первую очередь, это вновь касается сюжетов, связанных с актом основания на земле Церкви Христовой и апостольской проповеди Слова Божьего.

Фигура апостола Андрея заметно выделяется уже в самых ранних русских памятниках. В мозаиках центральной апсиды Софийского собора в Киеве (1046), главного кафедрального храма новокрещеной Руси, важнейшее место занимает сцена причащения апостолов, которая представляла собой не просто историческую иллюстрацию евангельского рассказа о Тайной Вечере, а символическую композицию, акцентирующую таинство Евхаристии и установление Церкви на земле.

Ап. Андрей. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции «Евхаристия». 1-я пол. XI в.

Сцена размещена в центральной апсиде храма прямо над алтарем, где во время Литургии находятся Святые Дары. К стоящему перед престолом Христу-священнику, изображенному дважды: с одной стороны держащему просфору, а с другой – потир с вином, размеренным шагом, величаво и торжественно подходят его ученики для причастия.

Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции «Евхаристия». 1-я пол. XI в

Возглавляют шествие Петр и Павел (справа), за ними попарно изображены четыре евангелиста, прямо вослед которым ступает апостол Андрей. Пышная прическа из голубовато-седых взлохмаченных волос позволяет сразу вычленить его среди других учеников Христа. По сравнению с застылыми участниками таинства, его энергичная поступь, сосредоточенный и чуть экзальтированный образ передает душевное волнение апостола. Он чутко улавливает и постигает мистическую значимость происходящего действа. Большие распахнутые глаза, открытый доверчивый лик наделяют образ характером непосредственного свидетеля чуда, живого участника таинства. Широкое распространение в Византии и на Руси сцены «Причащение апостолов» было, по-видимому, усилено событиями схизмы 1054 г. В этой связи выступление двух верховных апостолов Петра и Павла впереди процессии и следующих за ними апостолов, авторов Священного Евангелия, носило программный характер. Выступающий прямо за евангелистами Андрей, тем самым рассматривается как миссионер, распространитель евангельского слова, и появление его в древнерусских памятниках на этом месте стоит рассматривать как особую местную традицию.

В составе той же композиции образ Андрея встречается в другом киевском памятнике – в мозаиках Михайло-Златоверхого собора (1112). Украшающая центральную апсиду собора мозаика в основном повторяла схему Киевской Софии. В этом княжеском монастырском соборе, усыпальнице князя Святополка, как и в кафедральном соборе Софии, второй регистр апсиды занимала сцена «Причащение апостолов».

Фрагмент мозаичного изображения апсиды Михайловского Златоверхого собора. Евхаристия. XII в.

В той же последовательности изображены здесь и сами апостолы, приступающие к причастию. Андрей шествует вослед Павлу, евангелистам Матфею и Марку. И здесь его образ даже среди столь индивидуализированных фигур апостолов заметно выделяется необычной позой и внутренней сосредоточенностью. Правая рука приложена к груди (знак принятия и благодарения), а левая оставлена в положении деисусного предстояния – жест Андрея показывает глубочайшее смирение и готовность, постижение и переживание таинства, приобщение чуду. Кажется, что древнерусский тип изображения Андрея более чем где бы то ни было уподобляет его образ ветхозаветному пророку, а его экзальтированное состояние – пророческому видению. Эта до сих пор не отмеченная особенность в изображении апостола, на наш взгляд, отражает неоднозначный и весьма необычный характер восприятия святого на Руси.

В древнерусской исторической литературе мы встречаем принципиально иную, чем в Византии картину. Если там идеологическая значимость почитания Андрея была уделом неофициальной апокрифической литературы, то на Руси уже в XI веке ей противостоит богатая летописная и литературная традиция «Хождения Андрея», получившая развитие не только в апокрифах, но в чтениях Пролога – краткого и официального ежедневного церковного чтения. Эти чтения, как и ежегодные церковные службы апостолу Андрею 30 ноября, засвидетельствованы в русской рукописной традиции не позже конца XI века. Начало официальной летописной традиции почитания Андрея как апостольского проповедника Руси положило включение в состав Повести временных лет рассказа о посещении Андреем русских пределов. Характерно, что летопись не говорит ни о проповеди Андрея, ни о крещении им русских, она отмечает лишь, что апостол, стоя на высоком берегу Днепра, благословил горы и предрек, что на «на сих горах воссияет благодать Божия, будет град великий» и воздвигнуться по Божественной воле многие святые церкви. В соответствии с ветхозаветными пророчествами он предвозвещает будущую благодать. Как кажется, именно этим характером появления Андрея на Руси, не его апостольской миссией, но скорее миссией пророка, предопределилось отношение к святому, как к тому, кому было дано увидеть будущее России. Начало пророческой миссии русского православия заложено в этих кратких летописных словах и в самом образе Андрея Первозванного.

Официальное отношение к идее о посещении Андреем русских земель и Киева отразилось в изображении этого события в одной из миниатюр Радзивиловской летописи конца XV века. Композиция с изображенным дважды Андреем, водружающим на горе крест и благословляющим место будущего Киева, сопровождает соответственный летописный текст. Он дословно передает сказание Повести временных лет о посещении апостолом русских пределов – «Словом о Крещении русской земли святым апостолом Андреем, како приходил на Русь». Примечательно, что иконография повторяет известную композиционную схему икон Воздвижения Креста, с иерусалимским патриархом Макарием, воздвигающим или демонстрирующим народу Голгофскую святыню, обнаруженную, согласно преданию, царицей Еленой в 326 г. на месте Распятия Христа. Даже фигура копающего мальчика в коротком красном платье дословно цитирует тот извод сцены чуда обретения Креста. Особенно близка она самому раннему изображению этого эпизода, известному по ростовской иконе «Воздвижения» из погоста Лядины первой трети XVI в., где представлена редкая подробность – Иуда выкапывает из Голгофской расщелины крестное древо. Вряд ли можно считать случайным тот факт, что на месте легендарного стояния апостола Андрея на Киевских горах была поставлена церковь Воздвижения Креста Господня. А уже в XIX веке во время предпринятых археологических раскопок под ее основанием были обнаружены два деревянных древка, признанных за остатки креста, некогда водруженного Андреем.

Во второй половине XI века предание о хождении апостола Андрея, безусловно связанное в Киеве с утверждением культа святого на древнерусской почве, было закреплено официальной княжеской властью, что снова отличает ситуацию на Руси от византийской. Особое почитание апостола Андрея и его «Хождение на Русь» получает в семье киевских князей Мономаховичей, при них происходит активное строительство храмов и составляется церковная служба в честь святого. Родившийся в 1030 г. сын Ярослава Мудрого Всеволод наречен в крещении Андреем, что отразило уже существовавшую религиозную ориентацию на апостола, подобно тому, как среди византийских императоров не случайно было имя Константин, напоминавшее о первом христианском императоре, равноапостольном Константине Великом. В дальнейшем в семье Мономаховичей один за другим появляются князья с именем Андрей. И соответственно изображение апостола распространяется на великокняжеских печатях-моливдовулах, которыми русские князья скрепляли свои важнейшие документы. На нескольких таких печатях, обнаруженных в Киеве или прикиевских землях, на лицевой стороне представлено поясное изображение апостола Андрея, облаченного в апостольские одежды с жезлом в руке, древко которого завершается небольшим крестом. При этом упомянутое на их оборотной стороне имя апостола Андрея, как святого патрона владельца печати, хотя и связывалось с конкретным носителем из семьи Мономаховичей, помещается все же на символе государственной княжеской власти. Сопровождающие печати надписи «архонт великой Руси» свидетельствуют о церковно-политической значимости образа Андрея, который воспринимался не только как личный покровитель князя, но как могущественный патрон русских князей вообще.

В 1086 г. сын Ярослава Мудрого, строителя Софийского собора в Киеве, основывает Андреевский монастырь в Киеве, а в конце того же столетия – храм в Новгороде. В 1089 г. переяславский митрополит Ефрем освящает построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. Для всех этих несохранившихся храмов должны были создаваться большие местные иконы с образом апостола, а фресковые росписи, украшавшие стены этих храмов, наверняка содержали подробные циклы его жития и деяний.

Экклезиологическая роль апостола Андрея подчеркивалась в древнейшей иконе Киево-Печерского монастыря «Успение Богоматери», написанной около 1073 г. Образ не сохранился и известен теперь лишь по копиям XVII века: наиболее известными иконными повторениями являются «Успение» в Сергиев-Посадском музее, написанное в 1671 г. Симоном Ушаковым, и образ Кирилла Уланова, 1702 г., с эмалевым окладом на полях (ГТГ). В ее композиции особо выделены четыре апостола: припавший к изголовью Богородицы Иоанн Богослов, апостол Петр с кадилом, обнимающий изножие ложа Павел и, наконец, патетически жестикулирующий Андрей.

Совершенно особенно решен облик апостола Андрея в росписях Дмитриевского собора во Владимире.

Фреска зап. стены Дмитриевского собора во Владимире. 1195 г.

Яркая индивидуальность апостолов, сидящих на престоле в сцене Страшного суда с раскрытыми книгами Евангелия, пришедшими судить живых и мертвых.

Ап. Андрей. Фреска зап. стены Дмитриевского собора во Владимире. 1195 г.

Благородный удлиненный лик Андрея, исполненный греческой красоты, передает образ подчеркнуто интеллектуальный, благородный, возвышенно одухотворенный. Вдумчивый внимательный взгляд этого аристократически утонченного святого, его высокая духовная озаренность лишний раз доказывают, насколько по-разному могло воспринимать его византийское и древнерусское искусство.

Ап. Андрей Первозванный. Из деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Интенсивное развитие преданий об апостоле Андрее приходится на Руси на эпоху сложения высокого русского иконостаса. Начиная с конца XIV и до второй половины XV века возникает большое число литературных вариантов легенды о хождении Андрея и посещении им русской земли. Постепенно складывается мысль об апостоле как небесном ходатае и защитнике, предстателе за русский народ перед высшим Божественным престолом. Особенно эти идеи были актуальны в эпоху ожидания Страшного суда, второго Христова пришествия на землю, когда просьба о защите и ходатайстве перед Вседержителем приобрела особый смысл. Деисусный чин включал все чины святости, расположенные в строгой иерархической последовательности, и тем самым выражал идею молитвенного предстояния Вселенской церкви за весь мир, за все человечество. Однако каждая автокефальная церковь стремилась обрести в этом чине своего ходатая – просветителя, крестителя, основателя церкви. Включение в русский деисусный чин в больших кафедральных соборах и малых монастырских церквах образа апостола Андрея как молитвенника, в начале XV века, кажется программным.

Впервые его образ встречается в иконостасе 1408 г. Успенского собора Владимира, созданном Андреем Рублевым и его учениками. Примечательно, что в деисусном шествии он составляет пару с Иоанном Богословом, тайнозрителем Царства Небесного, автором Апокалипсиса и выступает вслед за апостолом Павлом.

Икона плохо сохранилась, но все же очевидно существенное изменение облика апостола Андрея, происшедшее за истекшие столетия. Ни следа не осталось от экспрессивных черт пророка-боговидца. Духовный мир апостола Андрея, созданный Андреем Рублевым, эпически сосредоточен, благостен, полон гармонии, внутреннего достоинства и благородства. Святого отличает чувство ученической верности, братской любви, покоя.

Ап. Андрей Первозванный. Деисусный чин. Ростов. XV в.

Те же пары – Петр и Павел, Иоанн Богослов и Андрей вошли в деисусный чин других иконостасов. Его образ сохранился среди икон Ферапонтова монастыря, созданного прославленным Дионисием и его учениками в 1490 г., в деисусном чине Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, написанного в 1497 г. Разрозненные чиновые иконы конца XV–XVI веков сохранились в разных собраниях России, например в музее Ростова Великого, где апостол изображен со свитком, как проповедник.

Большой интерес представляет сложение на Руси особого деисусного чина, состоящего из тринадцати икон: Спаса Вседержителя и двенадцати апостолов, получившего название «апостольского чина». Неотъемлемой частью его было и изображение апостола Андрея. Самым ранним примером является чин из церкви Успения с Пароменья во Пскове, 1444–1445 годов. Апостол Андрей как обычно – в паре с евангелистом и любимым учеником Христа Иоанном Богословом.

Апп. Иоанн и Андрей. Апостольский деисусный чин из церкви Успения с Пароменья во Пскове, 1444–1445 годов.

В некоторых случаях святой изображался не с традиционным свитком в руках, а с книгой. На такие образы оказали воздействие развивающаяся во второй половине XV века литературная традиция легенды о хождении Андрея, появление различных вариантов этого текста, увеличивается и число апокрифических сочинений о проповеди Андреем Слова Божьего в различных славянских и греческих странах, где все чаще звучит мысль об учительной роли апостола на Руси.

К середине – концу XV столетия фигура апостола Андрея выделяется в сценах двунадесятых праздников, особенно в тех, где речь идет об установлении таинств и создания церкви на земле. Чудо воскресения Христа, в котором необходимо было удостовериться Фоме, прекрасный одухотворенный образ Андрея постигает действительно как чудо, бережно передавая его своим собратьям.

Уверение Фомы. Икона – таблетка. XV в.

Незначительная иконографическая деталь на маленькой иконе-таблетке, середины XV века, которую в праздник Фомина воскресения клали на аналой для целования и поклонения, позволяет мастеру незаметно, но очень ясно показать свое отношение к личности апостола. Свиток в руках Христа, написан так, что создается ощущение передачи его Андрею, который словно демонстрирует другим апостолам свое преимущественное право стоять рядом с воскресшим Спасителем, получая из Его рук благодать священства и учительства.

Монументален и величествен его образ на иконах Кирилловского иконостаса 1497 г., «Омовение ног» и «Тайная вечеря», где возвышенно-проникновенный лик Андрея хорошо читается на фоне архитектурной стены.

Омовение ног. Праздничный чин иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год.

Тайная вечеря. Праздничный чин иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год.

Особое место занимает святой и на новгородской миниатюре «Сошествие Святого Духа» в рукописи Апостольских чтений 1540-х годов из собрания РНБ. Символический образ Храма, созданного Словом Божьим, предстает пред нами как реальный план баптистерия, в центре которого изображен креститель Руси св. Владимир, окруженный стенами возводимой крещальни, тело которой представляют реальные тела апостолов. При этом прямо за спиной Владимира возвышаются фигуры верховных апостолов Петра и Павла, а справа, по его правую руку прямо над словами «Основание церкви Слова», написанными на стене баптистерия, представлен Андрей, читающий слово Божье. Идея Крещения Руси, проповеди Евангелия и создание Вселенской апостольской церкви соединены миниатюристом воедино.

Распространенность образа апостола Андрея в древнерусском искусстве определила достаточно устойчивый иконографический тип святого, описанного многими иконописными подлинниками. Согласно их составителям, Андрей должен был представляться седым, с раздвоенной и не очень длинной бородой, в желто-зеленых апостольских одеждах, со свитком в руках. Так, например, описывает его русский иконописный подлинник XVI века: «Святого славнаго и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго, власы густы, аки Флоровы, брада подоле Богословли, седа, надвое мало, риза санкиръ з белилом, от пояса вохра з белилом, свиток держит, завит обеими руками, с левую руку ризы спахнуты, ноги босы» .

Минея — Ноябрь (фрагмент). Русь. Начало XVII в.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в.

Поскольку имя апостола было одним из популярных на Руси, особенно в княжеских и боярских семьях, нередки был случаи частных заказов на иконы, в которых апостол изображался как небесный патрон заказчика. Ярким примером такой иконографии является московская икона «Архангел Михаил и апостол Андрей Первозванный» (третья четверть XVI в.) из музея Троице-Сергиевой лавры.

Арх. Михаил и ап. Андрей. XVI в.

В данном случае идея предстояния небесного покровителя за некоего Андрея усиливается введением фигуры архангела Михаила, водителя человеческой души по загробному миру. Монументальный стиль памятника свидетельствует о времени его создания в эпоху Ивана Грозного, когда первый венчанный царь всея Руси вновь обращается к идее апостольского происхождения Русской церкви. Она усиливается благодаря падению Византии, наследницей которой считалась в это время Русская церковь, а Москва осознается как Новый Константинополь и Третий Рим. В 1580 г. иезуит Антонио Поссевино пытался убедить царя в необходимости унии Русской церкви с Римской. В споре с ним Иоанн Грозный, подчеркивая независимость Русской церкви, в отличие от греческой, принявшей унию, говорил, что «верит не в греков, а во Христа». Самостоятельность в церковных делах царь обосновывал апостольской традицией на Руси: «Мы уже с самого основания христианской Церкви приняли христианскую веру. Когда брат апостола Петра Андрей пришел в наши земли, затем отправился в Рим, а впоследствии, когда Владимир обратился к вере, религия была распространена еще шире. Поэтому мы в Московии получили христианскую веру в то же самое время, что и вы в Италии. И храним мы ее в чистоте <…>».

К типу небольших камерных икон, явно служивших предметом личного благочестия христианина, относится аналойный образ 1661 г. из Николо-Коряжемского монастыря на реке Вычегде, вложенный туда, согласно надписи на обороте доски, епископом Вятским и Великопермским Александром. Получивший в схиме имя Андрея Первозванного, владыка покинул кафедру и ушел на покой в родной Никольский Коряжемский монастырь, где в свое время принял постриг. Видимо, до вложения эта икона была келейным моленным образом новопостриженного Андрея.

Особенное распространение иконография апостола и сцен его страстей, мучения и распятия получает в XVII в., когда в Россию с Афона были доставлены частицы мощей святого. Для хранения реликвий создаются ковчеги-мощевики, а все выдающиеся иконописцы того времени считали за честь написать икону апостола со сценами его страданий и смерти.

Частицы мощей апостола Андрея Первозванного из Константинополя неоднократно привозились в Москву в дар русским самодержцам и святителям. В XVI–XVII вв. в числе привезенных святынь мощи Андрея упоминаются пять раз. Среди важнейших реликвий – правая рука святого, принесенная в дар и благословение царю Михаилу Федоровичу Константинопольским патриархом Парфением и Солунским архимандритом Галактионом в 1644 г.В серебряной раке, исполненной по царскому приказу Бориса Федоровича Годунова в 1603–1604 гг., хранится часть бедренной кости. Рака относится к типу закрытых реликвариев, повторяющих форму рак для целокупных мощей русских святых, изготовлявшихся в те годы в Москве и Новгороде. На крышке высоким рельефом отчеканен образ Андрея Первозванного, представленный, как и подобает для древнерусского надгробного портрета в фас, «аки жив », с открытыми глазами, но в образе прославленного святого – с нимбом и преображенным Святым Духом ликом. «Надгробный образ» Андрея повлиял на развитие его иконографии в русском искусстве XVII века, где отныне предпочитали такой торжественный репрезентативный образ святого, изображенного не в деисусном предстоянии, а фронтально. Именно таким предстает он на иконе написанной придворным художником Оружейной палаты Федором Зубовым в 1669 г. для Михайловского Чудова монастыря в Москве.

В это же время на ярославской иконе «Воскресение Христа» конца XVII века появляется дополнительный сюжет с явлением Христа на берегу Генисаретского озера и призванием апостолов. В миниатюрно исполненной сцене Христос показан идущим навстречу рыбарям, ловящим сетью рыбу. Петр выходит из воды навстречу Христу, а Андрей как кормчий держит весло в руках и слушает повеление Иисуса. Его образ составляет с кораблем-церковью, спасаемой в водах жизни гласом Христа, одно целое. Экклезиологическая роль апостола Андрея в истории России осознавало

Орден Св. ап. Андрея Первозванного

сь и тогда, когда страна, казалось бы, уже прощалась со своими вековыми устоями.

В 1698 г. царь Петр учреждает орден Андрея Первозванного. В знаке ордена, приобретшего свой статус в 1720 г., использовалась иконография кульминационной сцены страстных мучений апостола – его распятие на косом, так называемом андреевском кресте. С этого времени форма наложенного на двуглавого орла косого креста с изображением апостола Андрея стала восприниматься как государственная символика России.

Тема страстной смерти замученного и распятого в Патрах Андрея становится одной из самых популярных в эпоху XVII – начала XVIII веков, когда внимание к страстной тематике было вообще особенно острым. В это время в русском искусстве складывается новая иконография, получившая название «Апостольские деяния и страдания» или «Распятие Христа с апостольскими страстями». Наиболее ранним и ярким примером последнего извода служит образ письма «государева иконописца» Феодора Рожнова 1699 г. из церкви Двенадцати апостолов Московского Кремля. На иконе, написанной около 1717 г. для местного ряда иконостаса церкви Иоанна Предтечи в Рощенье в Вологде, по заказу местных купцов Ивана Смурова и Андрея Шапкина, рядом с величественной фигурой апостола Андрея, патрона одного из заказчиков, изображен целый цикл его деяний в нескольких ярусах. Он начинается с призвания братьев Петра и Андрея на апостольское служение, беседой их с Христом, затем, следуя евангельскому тексту, иллюстрируется эпизод предстояния Иисуса с Петром и Андреем перед Иоанном Предтечей. Далее изображается одно из прижизненных чудес Андрея – исцеление им царевой жены. После чего начинаются страсти апостола – влачение его по улицам города в стране антропофагов, где проповедовал Андрей и спасал своего собрата апостола Матфея, побиение его камнями, распятие на кресте.

Текст «Слова о Крещении русской земли святым апостолом Андреем, како приходил на Русь» свидетельствует также, что апостольская миссия привела Андрея в землю словен, где позднее возник Новгород. Там, в местечке Грузино, апостол якобы воздрузил и оставил свой жезл. Поэтому в новгородском искусстве, а позднее и в наследовавшей его культуре Петербурга его образ занимал столь заметное место. На иконе 1830-х годов (ГРМ) он изображен на фоне имения графа А. А. Аракчеева в селе Грузино как небесный предстатель и покровитель этого дома. Архитектурно-пейзажный фон средника является точным воспроизведением вида имения, каким оно известно по литографии, исполненной в 1833 г. по заказу Аракчеева в одной из петербургских типографских мастерских. Имя Андрей было семейным именем аракчеевых – его носили дед, отец и брат графа Алексея Андреевича. Идея, положенная в основу иконографии, глубоко традиционна и заставляет вспомнить многочисленные иконы русских святых, основателей монастырей, изображенных на фоне их обителей. Примечательно, что Андрей изображен предстоящим не Христу, а образу «Богоматери Знамения», чудотворной иконе и палладиуму Новгорода, поскольку Аракчеевское поместье Грузино принадлежало Новгородской епархии. Предстояние святыне древнего Новгорода усиливает идею покровительства апостола, чей крест, который он утвердил сначала на Киевских горах, а потом, согласно легенде, и в Новгороде, используется как художественный и символический мотив в памятнике Александру I, показанному перед Андреевской церковью в Грузино. Царственная эпоха освободителя Европы императора Александра смыкается с образом Андрея, пророчествовавшего о благодатном процветании будущего русского государства.

Поскольку Петр I считал Андрея своим небесным покровителем, его образ получает широкое распространение в иконописи Петербурга первой четверти XVIII века, причем фигура святого играет особую роль в имперских идеологемах новой столицы России. С основанием Петербурга меняется иконография апостола: в его облике начинают преобладать черты царственного величия, барочной парадности, официозности. На иконе из Эрмитажа, написанной в первой четверти XVIII века, апостол Андрей, подобно императорской особе, облокотившись на античную колонну с возложенной на ней книгой, показан на фоне классического портика смотрящим далеко вперед, словно провидящим будущее России. Он изображен в красном платье и зеленом плаще на фоне морского петербургского пейзажа с парусными кораблями, в мачтах которого варьируется тема креста. Вдали, на высокой горе, вновь появляется фигура апостола, держащего в руке, подобно царю Константину и крестителю Руси Владимиру огромный крест. Официальный образ апостола, проповедника, крестителя, пророка и небесного патрона русского самодержавного государства, получает здесь окончательный и зримый образ. Такой иконографии императоры Византии, которым так и не удалось сделать из Андрея своего официального патрона, конечно, знать не могли.

Современные иконы Апостола Андрея Первозванного:

Солдатов А.Н. (Иконописная школа при МДА, Сергиев Посад). 2002 год.


Ап. Андрей. Иконописная школа при СПбДАиС. Работа преподавателя – Кусов И.А.


Ап. Андрей. Иконописная школа при СПбДАиС. Работа студентки 2 курса – Рыдиковой Марии.

Ап. Андрей. Иконописная школа при СПбДАиС. Работа студента 2 курса — Князева Глеба. http://www.patriarchia.ru





error: Контент защищен !!