Оценка нервно-психического напряжения. Оценка нервно - психического напряжения Диагностика состояния стресса


Вводные замечания. Данное задание посвящено изложению психологических методов качественно-количественной оценки показателей психических состояний, наиболее часто встречающихся в работе практического психолога. Прикладное значение предлагаемых методов заключается в том, что продуктивность деятельности человека во многом зависит от характера и степени выраженности того психического состояния, на фоне которого протекает эта деятельность. В задание включены методики измерения степени выраженности нервно-психического напряжения (НПН), шкала астениче- ского состояния (ШАС) и шкала состояния сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС).
Нервно-психическое напряжение является особым видом психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его жизни и деятельности. Оно протекает как системный процесс, вовлека-ющий в себя различные уровни нервно-психической и соматофизиологичес- кой организации человека, сопровождается как положительно, так и отрицательно окрашенными переживаниями, существенными сдвигами в организме человека и изменениями его работоспособности.
Под термином «астеническое состояние», или «снижение психической активации», понимается психическое "состояние, характеризующееся общей, и прежде всего психической, слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями.
Сниженное, или с у б д е п р е с с и в н о е, настроение характеризуется снижением активности психической деятельности, психомоторики, нарушениями сна, вегетативно-соматических функций, склонностью к повышению артериального давления, снижением социальной активности и общения человека.
Опыт 1
Цель. Измерение степени выраженности состояния нервно-психического напряжения.
Оснащение опыта. Опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т. А. Немчиным (см. прил. 12.4.1). Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, со-ставленный поданным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.
Порядок работы. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.
Инструкция испытуемому: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время».
Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» - 2 балла и против пункта «в» - 3 балла. Мини-мальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное - 90. Диапазон слабого, или детензивного, нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или интенсивного, - от 51 до 70 баллов и чрезмерного, или экстен- сивного, - от 71 до 90 баллов. Полученные таким образом данные заносятся в протокол (форма 54).
Опыт 2
Цель. Измерение степени выраженности астенического состояния.
Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л. Д. Малковой и адаптированная Т. Г. Чертовой на базе данных клинико- психологических наблюдений и известного опросника ММРІ (см. прил. 12.4.2). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.
Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опыта 1.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак «+», стоящий в графе «нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «пожалуй, так» - 2 балла, в графе «верно» - 3 балла и в графе «совершенно верно» - 4 балла. Весь диапазон шкалы, таким образом, включа-ет от 30 до 120 баллов.
Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых, показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять результаты исследования здоровых лиц за «отсутствие астении», то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона. При этом
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 54
Фамилия, имя, отчество Дата
Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственного и сложного задания, после задания и т. д.)
Оценка психического состояния Показатель Оценка, баллы Разновидность, степень выраженности состояния Нервно-психическое напряжение Астеническое состояние Настроение Заключение и рекомендации
1-й диапазон - от 30 до 50 баллов - «отсутствие астении», 2-й диапазон - от 51 до 75 баллов - «слабая астения», 3-й диапазон - от 76 до 100 баллов - «умеренная астения» и 4-й диапазон - от 101 до 120 баллов - «выраженная астения». Таким образом, результаты каждого испытуемого предполагают одну из четырех степеней выраженности астении. В соответствующих графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степень ее выраженности.
Опыт 3
Цель. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.
Оснащение опыта. Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т. Н. Балашовой (см. прил. 12.4.3). Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения - субдепрессии.
Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опытов 1 и 2.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из при-веденных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время».
Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и 20).
Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчи- тываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями (см. прил. 12.4.4), накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по «прямым» и «обратным» ответам, суммируются, и полученная таким образом «сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы
0" = ~100.
80
Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже
баллов - лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от
до 59 баллов - незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69 баллов - значительное снижение настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записыва- ются в протокол занятия (форма 54) с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.
Основные направления анализа данных, полученных при помощи любой из вышеперечисленных методик, состоят в сопоставлении их с показателями других психологических характеристик испытуемых; в поисках кор-реляций, основных факторов и закономерностей развития состояний нервно- психического напряжения, астении и сниженного настроения, а также в нахождении связей между характеристиками психических состояний и особенностями психических процессов и свойств личности. Особыми аспектами анализа являются исследование влияния изучаемых психических состояний на деятельность человека, в частности на ее продуктивность и эффективность, и установление закономерных связей с психофизиологическими, кли- нико-психологическими, анамнестическими и другими характеристиками испытуемого.
Контрольные вопросы
В чем заключается психологическая основа таких психических состояний, как нервно-психическое напряжение, астения и сниженное настроение?
Каковы процедурные особенности работы с опросниками НПН, ШАС и ШСНД?
Приложение 12.4.1 Опросник нервно-психического напряжения (НПН) Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 1 Наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе 2 Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе 3 Температурные ощущения: а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела Продолжение прил. 12.4.1 Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 6) ощущение тепла, повышения температуры тела в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба» 4 Состояние мышечного тонуса: 1 а) обычный мышечный тонус б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некото рого мышечного напряжения в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдель ных мышц лица, шеи, рук (тики, тремор) 5 Координация движений: а) обычная координация движений б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы в) снижение точности движений, нарушение координации. ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности 6 Состояние двигательной активности в целом: а) обычная двигательная активность б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить. изменять положение тела 7 Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешаю щие работе в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сёрдца, покалывание, боли в сердце 8 Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урча ние» в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды
Продолжение прил. 12.4.1
Номер признака Содержание признака Отметка испытуе-мого 9 Проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких-либо ощущений
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе
в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле» 10 Проявления со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких-либо изменений
б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть)
в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть 11 Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений
б) умеренное усиление потоотделения
в) появление обильного «холодного» пота 12 Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения
в) ощущение сухости во рту 13 Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук
б) покраснение кожи пица, шеи, рук
в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка 14 Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность
б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе
в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях 15 Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное чувство уверенности в своих сипах, в своих способностях
б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала
Продолжение прил. 12.4.1 Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 16 Настроение:
а) обычное настроение
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовпетворения работой или другой деятельностью 1
в) снижение настроения, подавленность 17 Особенности сна:
а) нормальный, обычный сон
б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне 18 Особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств
б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать
в) чувство страха, паники, отчаяния 19 Помехоустойчивость:
а) обычное состояние без каких-либо изменений
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях 20 Особенности речи:
а) обычная речь
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и др.)
в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос 21 Общая оценка психического состояния:
а) обычное состояние
б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус
в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса
в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос
Продолжение прил. 12.4.1
Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 22 Особенности памяти:
а) обычная память
б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно
в) ухудшение памяти 23 Особенности внимания:
а) обычное внимание без каких-либо изменений
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость 24 Сообразительность:
а) обычная сообразительность
б) повышение сообразительности, хорошая находчивость
в) снижение сообразительности, растерянность 25 Умственная работоспособность:
а) обычная умственная работоспособность
б) повышение умственной работоспособности
в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость 26 Явления психического дискомфорта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом
б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления
в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики 27 Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:
а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание
б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только
не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности
в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма 28 Частота возникновения состояния напряжения: а) ощущение напряжения не развивается практически никогда
Окончание прип. 12.4.1
Номер Содержание признака Отметка приз испытуе нака мого 6) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуации в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин 29 Продолжительность состояния напряжения:
а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация
б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения. необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания
в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации 30 Общая степень выраженности напряжения:
а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности
б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения
в) резко выраженное, чрезмерное напряжение Е =
Приложение 12.4.2 Шкала астенического состояния (ШАС) Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 1 Я работаю с большим напряже нием 2 Мне трудно сосредоточиться на чем-либо 3 Моя половая жизнь не удовлет воряет меня 4 Ожидание нервирует меня 5 Я испытываю мышечную слабость 6 Мне не хочется ходить в кино или в театр
Окончание прил. 12.4.2 Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 7 Я забывчив 8 Я чувствую себя усталым 9 Мои глаза устают при длительном чтении 10 Мои руки дрожат 11 У меня плохой аппетит 12 Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании 13 Я уже не так хорошо понимаю прочитанное 14 Мои руки и ноги холодные 15 Меня легко задеть 16 У меня болит голова 17 Я просыпаюсь утром усталым и неотдохнувшим 18 У меня бывают головокружения 19 У меня бывают подергивания мышц 20 У меня шумит в ушах 21 Меня беспокоят половые вопросы 22 Я испытываю тяжесть в голове 23 Я испытываю общую слабость 24 Я испытываю боли в темени 25 Жизнь для меня связана с напряжением 26 Моя голова как бы стянута обручем. 27 Я легко просыпаюсь от шума 28 Меня утомляют люди 29 Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом 30 Мне не дают заснуть беспокойные МЫСЛИ Е =
Приложение 12.4.3 Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС) Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 1 Я чувствую подавленность, тоску 2 Утром я чувствую себя лучше всего 3 У меня близко слезы 4 У меня плохой ночной сон 5 У меня аппетит не хуже обычного 6 Мне приятно общаться с привлекательными женщинами (мужчинами) 7 Я теряю в весе 8 Меня беспокоят запоры 9 Мое сердце бьется быстрее, чем обычно 10 Я устаю без всяких причин 11 Я мыслю так же ясно, как и всегда 12 Мне легко делать то, что я умею 13 Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 14 Я надеюсь на будущее 15 Я более раздражителен, чем обычно 16 Мне легко принимать решения 17 Я чувствую, что полезен и необходим 18 Я живу достаточно полной жизнью 19 Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет 20 Меня и сейчас радует то, что радовало всегда 1 = Приложение 12.4.4 Шаблон для подсчета баллов по обратным ответам Номер Содержание признака Нет, Пожалуй, Верно Совер приз неверно так шенно нака верно 1 Я чувствую подавленность, тоску 1 2 3 4 2 Утром я чувствую себя лучше 4 3 2 1 всего I I 3 У меня близко слезы 1 2 3 4 4 У меня плохой ночной сон 1 2 3 4 5 У меня аппетит не хуже обычного 4 3 2 1 I I 6 Мне приятно общаться с привле 4 3 2 1 кательными женщинами I I (мужчинами) 7 Я теряю в весе 1 2 3 4 8 Меня беспокоят запоры 1 2 3 4 9 Мое сердце бьется быстрее, чем обычно 1 2 3 4 10 Я устаю без всяких причин 1 2 3 4 11 Я мыслю так же ясно, 4 3 2 1 как и всегда I I 12 Мне легко делать то, 4 3 2 1 что я умею I I 13 Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 1 2 3 4 14 Я надеюсь на будущее 4 3 2 1 I I 15 Я более раздражителен, чем обычно 1 2 3 4 16 Мне легко принимать решения 4 3 2 1 I I 17 Я чувствую, что полезен и необходим 4 3 2 1 I I 18 Я живу достаточно полной 4 3 2 1 жизнью I I 19 Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет 1 2 3 4 20 Меня и сейчас радует то, 4 3 2 1 что радовало всегда I I

Для проведения исследования можно использовать опросник нервно – психического напряжения (НПН) , предложенный Т. А. Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно – психического напряжения, составленный по данным клинико – психологического наблюдения. В него включены 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Испытуемым дается инструкция: "Заполните правую часть бланка, отмечая знаком “плюс” те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время".

ОПРОСНИК НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НПН)

  • 1. Наличие физического дискомфорта :
    • а) полное отсутствие каких – либо неприятных физических ощущений;
    • б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;
    • в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.
  • 2. Наличие болевых ощущений :
    • а) полное отсутствие каких – либо болей;
    • б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;
    • в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.
  • 3. Температурные ощущения :
    • а) отсутствие каких – либо изменений в ощущении температуры тела;
    • б) ощущение тепла, повышения температуры тела;
    • в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство озноба.
  • 4. Состояние мышечного тонуса :
    • а) обычный мышечный тонус;
    • б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;
    • в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор).
  • 5. Координация движений :
    • а) обычная координация движений;
    • б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;
    • в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.
  • 6. Состояние двигательной активности в целом :
    • а) обычная двигательная активность;
    • б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;
    • в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.
  • 7. Ощущения со стороны сердечно – сосудистой системы :
    • а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений со стороны сердца;
    • б) ощущения усиления сердечной деятельности, не мешающие работе;
    • в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца – учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.
  • 8. Проявления со стороны желудочно – кишечного тракта :
    • а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений в животе;
    • б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое урчание в животе;
    • в) выраженные неприятные ощущения в животе – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.
  • 9. Проявления со стороны органов дыхания :
    • а) отсутствие каких – либо ощущений;
    • б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;
    • в) значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточности вдоха, ощущение комка в горле.
  • 10. Проявления со стороны выделительной системы :
    • а) отсутствие каких – либо изменений;
    • б) умеренная активизация выделительной функции – более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);
    • в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.
  • 11. Состояние потоотделения :
    • а) обычное потоотделение без каких – либо изменений;
    • б) умеренное усиление потоотделения;
    • в) появление обильного холодного пота.
  • 12. Состояние слизистой оболочки полости рта :
    • б) умеренное увеличение слюноотделения;
    • в) ощущение сухости во рту.
  • 13. Окраска кожных покровов :
    • а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;
    • б) покраснение кожи лица, шеи, рук;
    • в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук "мраморного" (пятнистого) оттенка.
  • 14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям :
    • а) отсутствие каких – либо изменений, обычная чувствительность;
    • б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;
    • в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.
  • 15. Чувство уверенности в себе, в своих силах :
    • а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;
    • б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;
    • в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.
  • 16. Настроение :
    • а) обычное настроение;
    • б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;
    • в) снижение настроения, подавленность.
  • 17. Особенности сна :
    • а) нормальный, обычный сон;
    • б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;
    • в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.
  • 18. Особенности эмоционального состояния в целом :
    • а) отсутствие каких – либо изменений в сфере эмоций и чувств;
    • б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, азарт, активное желание действовать;
    • в) чувство страха, паники, отчаяния.
  • 19. Помехоустойчивость :
    • а) обычное состояние без каких – либо изменений;
    • б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;
    • в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.
  • 20. Особенности речи :
    • а) обычная речь;
    • б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);
    • в) нарушения речи – появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.
  • 21. Общая оценка психического состояния :
    • а) обычное состояние;
    • б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;
    • в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.
  • 22. Особенности памяти :
    • а) обычная память;
    • б) улучшение памяти – легко вспоминается то, что нужно;
    • в) ухудшение памяти.
  • 23. Особенности внимания :
    • а) обычное внимание без каких – либо изменений;
    • б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;
    • в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.
  • 24. Сообразительность :
    • а) обычная сообразительность;
    • б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;
    • в) снижение сообразительности, растерянность.
  • 25. Умственная работоспособность :
    • а) обычная умственная работоспособность;
    • б) повышение умственной работоспособности;
    • в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.
  • 26. Явления психического дискомфорта :
    • а) отсутствие каких – либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом;
    • б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные слабовыраженные быстропроходящие и не мешающие работе явления;
    • в) резко выраженные разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.
  • 27. Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения :
    • а) единичные слабовыраженные признаки, на которые не обращается внимание;
    • б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;
    • в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.
  • 28. Частота возникновения состояния напряжения :
    • а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;
    • б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;
    • в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных причин.
  • 29. Продолжительность состояния напряжения :
    • а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;
    • б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы; прекращается вскоре после ее окончания;
    • в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.
  • 30. Общая степень выраженности напряжения :
    • а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;
    • б) умеренно выраженные отчетливые признаки напряжения;
    • в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку "плюс", поставленную испытуемым против пункта "а", начисляется 1 балл, против пункта "б" – 2 балла, против пункта "в" – 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, максимальное – 90. Диапазон слабого (детензивного) нервно – психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов; умеренного ("интенсивного") напряжения – от 51 до 70 баллов, чрезмерного ("экстенсивного") напряжения – от 71 до 90 баллов. Полученные таким образом данные заносятся в протокол.

Протокол исследования нервно – психического напряжения

Фамилия, имя, отчество Дата

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственного и сложного задания, после задания и т.д.)

Оценка психического состояния

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПО НЕМЧИНУ

Область применения

Методика предназначена для измерения степени выраженности нервно-психического напряжения.

Описание

Опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т. А. Немчина представляет собой перечень 30 характеристик нервно-психического напряжения,разделенных на три степени выраженности. Испытуемому предлагается отметить те строки, содержание которых соответствует особенностям его состояния в настоящее время. Исследование проводится индивидуально в хорошо освещенном помещении, изолированном от посторонних звуков и шумов.

Подсчет производится путем суммирования набранных баллов. При этом за отметку, поставленную против первого пункта, начисляется 1 балл, против второго пункта – 2 балла, против третьего – 3 балла. Минимальное количество баллов, которое можно набрать, равно 30, а максимальное – 90.

Опросник предназначен для измерения степени выраженности определенного состояния, проявляющегося у человека в сложных нестандартных ситуациях. Данное состояние является системным показателем уровня соматической (телесной), нервной и психической организации человека и сопровождается эмоциями (и положительными, и отрицательным). Методика позволяет выявить начинающееся перенапряжение регуляторных системорганизма.

Количество вопросов 30 характеристик нервно-психического напряжения, разделенных на три степени выраженности.

Время прохождения теста 6-10 минут.

EFFECTON STUDIO ОПИСАНИЕ МЕТОДИК

Описание шкал

Шкала нервно-психического напряжения. Есть три степени выраженности нервно-психического напряжения. При слабом нервно-психическом напряжении состояние спокойное и уравновешенное. При умеренном – наблюдается повышение качества продуктивности психологической деятельности.При чрезмерном нервно-психическом напряжении возможно снижение концентрации внимания, а также мотивации к работе. Выявляется перенапряжение регуляторных систем организма.

Интерпретация результатов

Диапазон слабого нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов; умеренного - от 51 до 70 баллов; чрезмерного– от 71 до 90 баллов.

Особенности компьютерной версии

В результатах представлены:

– нервно-психическое напряжение в баллах (от 30 до 90) и номинативной шкале (слабое – чрезмерное);

– текстовая интерпретация результатов.

(САН) САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ

Область применения

Методика предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

Возрастной диапазон применимости Опросник предназначен для людей старше 16 лет.

Описание

Опросник дифференцированной самооценки функционального состояния состоит из 30 пар полярных характеристик самочувствия, настроения и степени активности. По каждому признаку необходимо отмечать на 7-балльной шкале то место, которое в наибольшей мере отражает соотношение между указанными качествами в данный момент. Так же есть вариант методики с 9-балльной шкалой. Именно этот вариант используется в пакете «Состояние».

При подсчете баллов крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а позитивного – в девять баллов. Полученные результаты по каждой шкале усредняются.

Опросник САН позволяет быстро диагностировать общее функциональное состояние, прогнозировать его влияние на какой-либо вид деятельности испытуемого, например, прохождение комплексного тестирования. Методика может использоваться при профотборе, профдиагностике, психологическом консультировании. Удобство опросника заключается в высокой чувствительности к изменению какого-либо параметра – самочувствия, активности, настроения. Так, при утомлении снижаются показатели самочувствия и активности, а настроение может существенно не измениться.

Количество вопросов 30 пар противоположных по смыслу характеристик, соотношение которых определяется по 7-балльной шкале.

Время прохождения теста 5минут.

Описание шкал

Самочувствие. При хорошем самочувствии не ожидается негативного влияния на прохождение тестирования или другую деятельность, при плохом самочувствии – негативное влияние может сказаться на деятельности испытуемого. Активность. Низкая активность может указывать на усталость, высокая активность - располагает к деятельности разного рода. Настроение. При хорошем настроении не ожидается негативного влияния на прохождение тестирования или другую деятельность, при плохом настроении – негативное влияние может сказаться на деятельности испытуемого.

Интерпретация результатов

Средний балл шкалы равен 5. Оценки, превышающие 5 баллов, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого. Нормальные оценки состояния находятся в диапазоне от 6.0 до 6.5 баллов. При анализе функционального состояния важны не только отдельные показатели, но и их соотношение.

Особенности компьютерной версии В результатах представлены:

– самочувствие в баллах;– активность в баллах;– настроение в баллах;– самочувствие в номинативной шкале (плохое – отличное);– активность в номинативной шкале (низкая – высокая);– настроение в номинативной шкале (плохое – отличное);– текстовая интерпретация полученных значений по каждой шкале.

Вопрос 22. Методики, направленные на исследование речи.

Психолингвистический метод исследования речи детей (Л.В. Яссман) .

Методика рассчитана на детей 7-8 лет и состоит из тестов, направленных: 1) на исследование пониманиям активного владения грамматическим строем речи; 2) анализ процесса речепроизводства в целом. Продолжительность работы - 20-30 мин. Методика может применяться как самостоятельно, так и в качестве дополнительной при общем патопсихологическом обследовании ребенка. В возрасте 7-8 лет дети переходят к новому виду деятельности - учебной, требующей способности строить высказывание на основе осознанного уровня, учитывая речевые закономерности языка. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, доступная не всем детям дошкольного возраста: при олигофрении и ЗПР речь в этом возрасте еще не оказывает дифференцирующего воздействия и недостаточно отвечает требованиям самовыражения и регуляции. Эти отклонения в речевом развитии являются факторами, положенными в основу психолингвистического метода исследования детей с отклонениями в развитии. Метод заключается в составлении предложений из опорных слов. Набор, предлагаемый испытуемому, состоит из слов в начальной форме. Слова предъявляются в порядке, отличном от того, в котором они должны стоять в предложении: называются сначала глагол, затем существительные. Предлоги и союзы опускаются. Задание направлено на исследование способности ребенка строить высказывание без опоры на речевые стереотипы. Процессы построения высказывания протекают на этапах внутреннего смыслового программирования и грамматического структурирования. Соответственно, в высказывании может страдать как смысловая сторона, так и нормы грамматического оформления.

1. Составление предложений из набора слов

Инструкция . Составь предложения из слов, которые я тебе прочитаю. Свои слова употреблять нельзя. Процедура. Предлагаются последовательно 5 наборов слов. Ответы ребенка фиксируются в протоколе.

(Данный набор является условно-нормативным. В зависимости от содержания картинок могут быть предъявлены другие наборы слов, организованные по описанным выше правилам.)

2. Составление предложений из опорных слов с одновременным предъявлением сюжетной картинки

Инструкция . Посмотри на картинку и составь предложение из слов, которые я тебе прочитаю. Свои слова употреблять нельзя. Процедура. На стол перед ребенком выкладывается соответствующая картинка, дается возможность ее рассмотреть, затем зачитывается набор слов. Если ребенок составляет свое предложение, ему напоминается условие: «Неверно, свои слова употреблять нельзя, послушай еще раз набор и составь предложение только из тех слов, которые я тебе прочитаю». При предъявлении сюжетной картинки мы снимаем затруднение в составлении смысловой схемы предложения, так как ситуация воспроизведена на картинке. Ребенку остается только передать представленный на картинке смысл при помощи развернутого высказывания. Характер ошибок позволяет судить о том, как протекает речевая деятельность на этапе грамматического структурирования, и тем самым получить представление об уровне языковой компетентности испытуемого, способности на осознанном уровне грамматически верно оформить высказывание без опоры на стереотипы.

3. Составление предложения по сюжетной картинке

Инструкция. Посмотри на картинку и составь предложение. Процедура. В каждом варианте задания предлагается до пяти предложений. В тех случаях, когда с заданием составить предложение из слов ребенок не справляется, ему предлагается тот же набор, но с опорой на картинку. Если обследуемый снова не справляется с заданием, предлагается составить предложение просто по сюжетной картинке. Необходимо учитывать отдельно дозу и роль помощи, которая заключается в совместном составлении предложений в первом варианте задания.

Оценка результатов

Анализ показывает, что в зависимости от степени и качества дефекта имеет место и различный тип нарушений в построении предложений. При оценке результатов выделяются следующие типы ответов.

Предложение составлено верно, все этапы речевой деятельности протекают нормально, что указывает на сформированную речевую компетентность ребенка и коррелирует с общим интеллектуальным развитием, соответствующим норме.

Предложение верно передает смысл, заключенный в наборе слов, но содержит аграмматизмы, что свидетельствует о нарушении этапа реализации программы. Чаще всего в данном случае исследуемые находятся в зоне ближайшего развития их речевых возможностей, что свидетельствует о легкой ЗПР, вполне поддаются коррекции.

Предложение неверно передает смысл, заложенный в наборе, что обусловлено нарушениями в установлении парадигматических и синтагматических отношений. Данное нарушение, происходящее на этапе внутреннего программирования речевого высказывания, характерно для более глубокого недоразвития интеллекта и коррелирует с нарушением способности к опосредованному запоминанию и сформированности ассоциативной деятельности.

Ответ представляет собой набор слов, что свидетельствует о нарушении на этапе ориентировки в условиях коммуникации, характерном для глубоких форм олигофрении.

Отказ от составления предложений. В случае аномального развития свидетельствует о нарушении этапа речевого намерения. У нормально развитых детей может быть следствием непонимания задания, а чаще страха перед неверным ответом, что указывает на повышенную критичность к себе со стороны ребенка и высокий уровень притязаний.

Отмечено, что дети с поражением или недоразвитием лобных долей мозга оказываются не в состоянии составить соответствующий план и прямо переходят к попыткам выполнить те или иные действия, не опираясь на какую-либо схему решения. Операции, возникающие у этих детей, легко отщепляются от исходного уровня задачи, попадают под влияние посторонних факторов и быстро теряют свой избирательный характер. В этом случае дети составляют предложение с одним из предъявленных слов или дают совершенно не относящийся к теме ответ.

Для детей с недоразвитием теменно-затылочных отделов мозга составление общей схемы решения не представляет значительных затруднений, основные трудности они испытывают в последовательной реализации программы, которая невозможна из-за дефектов содержания всех элементов задачи.

Жанр : Психология

Формат : PDF

Качество : Отсканированные страницы

Описание : Современная эпоха общественного развития характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, это невиданный ранее темп развития науки и производства, имеющий характер научно-технической революции, и, во-вторых, все более возрастающая в указанном процессе роль человека как главной производительной силы общества.
Гуманизация практически всех областей общественной практики объективно требует глубокой разработки основных проблем человекознания, его теоретических и практических аспектов. Высокий динамизм повседневной жизни и деятельности современного человека, интенсификация социальных связей и общения людей, необходимость принимать ответственные решения в условиях неопределенной ситуации и дефицита времени, повышение требований к компетентности и оперативности человека связаны, в свою очередь, с необходимостью не только глубокого изучения его личности, характера, способностей и других психических характеристик, но и разработки практических мер по увеличению потенциальных свойств человека, которые могли бы полностью отвечать сложным жизненным ситуациям.
Эти и многие другие обстоятельства заставляют человека быстро и полноценно адаптироваться и сохранять высокую работоспособность в постоянно изменяющейся обстановке. Актуальность проблемы адаптации человека к новым условиям повышается также в связи с расширением экологического ареала, выходом в космос, овладением труднодоступными ранее областями Земли, развертыванием работ на континентальном шельфе Мирового океана, напряженностью в международных военно-политических отношениях, необходимостью трудиться в необычных, часто весьма сложных, опасных или в так называемы, «экстремальных» условиях. Повышенные требования к физическим, моральным, психологическим качествам и способностям человека в подавляющем большинстве не только не сопровождаются какими-либо неблагоприятными последствиями, но, напротив, вызывают мобилизацию духовных и физических ресурсов личности, обеспечивающую преодоление трудностей. Однако в некоторых случаях экстремальные условия могут стать объективными причинами возникновения у человека особых - «стрессовых» - состояний.
В настоящее время трудно найти в специальной литературе слово, столь часто употребляемое для обозначения самых разнообразных сильных переживаний и ощущений психического и физического дискомфорта, возникающих у человека в условиях «экстремальной» ситуации, каким является слово «стресс». Это слово стало одним из символов современного образа жизни, его употребление вышло далеко за пределы науки и все более обычно в повседневной жизни. В то же время понятие «стресс» в течение последних десятилетий является объектом внимательного отношения и глубокого интереса представителей самых различных областей науки о человеке.
Проблема стресса исследуется физиологами, медиками, психологами, социологами, философами, и тем не менее, она еще весьма далека от своего разрешения. Если биохимические, физиологические и другие биологические аспекты стресса в настоящее время разработаны достаточно хорошо, то наиболее сложный раздел этой проблемы - психология стресса - изучен недостаточно. До сих пор не получили должного развития те исследования, которые имеют своей целью изучение состояний психической адаптации и дезадаптации у здоровых людей - представителей массовых профессий, учащихся, работников умственного труда на промышленных предприятиях, лиц из административно-хозяйственного, управленческого аппарата и др. Между тем именно у этих категорий специфика повседневной трудовой деятельности самым тесным образом связана с высокими требованиями, предъявляемыми к нервно-психической сфере. Особенно важными являются исследования процессов адаптации у такой массовой категории трудящихся, как операторы, деятельность которых в условиях роста технического прогресса приобретает все более сложный характер, становится все более ответственной и сопровождается напряжением творческих сил и способностей.
Проблема напряженной трудовой деятельности находит систематическое отражение в материалах съездов Коммунистической партии Советского Союза, в постановлениях правительства, освещается в политических и экономических документах, ставится как одна из основных задач пятилетних планов. Гуманистическая задача здравоохранения, и в частности психогигиены и медицинской психологии, заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить оптимальное напряжение в процессе труда, его высокую эффективность и, с другой стороны, предупредить нежелательные последствия, которыми может сопровождаться длительное нервно-психическое перенапряжение.
Объектом настоящего исследования явились здоровые люди, главным образом те, которые в силу специфики своего труда периодически или систематически подвергаются воздействию экстремальных факторов, особенно в периоды значительного повышения интенсивности работы, возрастания ответственности за ее качество и за ошибки, в условиях ограничения времени для достижения высоких результатов. В состав испытуемых вошли трудящиеся ряда крупных промышленных объектов Ленинграда - рабочие основных профессий, сотрудники административно-управленческого аппарата, конструкторы, ИТР, учащиеся высших учебных заведений, преподаватели вузов. В качестве «образца», «обучающей группы», или своего рода модели нервно-психического напряжения наиболее высокой степени, была использована группа больных неврозами с клинически отчетливыми признаками напряжения, эмоциональными расстройствами, состояниями тревоги, страха.
Общие задачи исследования заключались в уточнении феноменологии нервно-психического напряжения, в изучении тех сдвигов, которые происходят на разных уровнях нервно-психической и соматической организации человека, в изучении причин и механизмов нервно-психического напряжения.

Опросник представляет собой перечень признаков нервно-

психического напряжения, составленный по данным клинико­

психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо

освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Инструкция : «В зависимости от выбранного Вами варианта ответа, содержание которого соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время поставьте рядом с номером каждого пункта опросника букву А, Б или В».

Текст опросника:

    Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе,

в) большое количество неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.

    Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

    Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуру тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»,

    Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);

    Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

    Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

    Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе,

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

    Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;

в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

    Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

    Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

    Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

    Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

    Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.

    Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

    Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

    Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

    Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

    Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать;

в) чувство страха,паники, отчаяния.

    Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

    Особенности речи:

а) обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);

в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

    Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

    Особенности памяти:

а) обычная память;

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

    Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

    Сообразительность:

а) обычная сообразительность;

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;

в) снижение сообразительности, растерянность.

    Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность;

б) повышение умственной работоспособности;

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

    Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом;

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

    Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

    Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

    Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания;

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.

    Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения;

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

Обработка методики и интерпретация результата. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б»





error: Контент защищен !!