Все об иконах для венчания: какие нужны для обряда, какие можно подарить. Стоимость проведения обряда. Как происходит родительское благословение

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Одним из основных атрибутов венчания является Венчальная пара , содержащая в своем составе иконы Господь Вседержитель и Божией Матери. Эти иконы приобретают молодожены или их родители в церкви или за ее пределами, но они должны иметь сакральное значение, которое достигается освящением церкви, изготовлением из натуральных материалов мастером, благословленным церковью. Наибольшее сакральное значение имеет Венчальная пара родителей, переданная перед детям, и символизирующая семейные традиции рода. Венчальная пара является оберегом молодой семьи, охраняющим нерушимость брака, помогающим семье преодолевать трудности и защищающим семью от негативного воздействия недоброжелателей.

Где купить иконы венчальной пары? В каждом храме их продают для венчания. В зависимости от размеров и популярности церкви, зависит и ассортимент выбора в церковных лавках, или за пределами храмов.

Церковные предания связывают происхождение иконы Божьей Матери с именем евангелиста Луки, хотя ни в одном православном храме в настоящее время не сохранилось иконы, написанной Лукой. 10 самых старинных икон Божьей Матери, украшающих российские церкви, являются списками из списков икон, написанных Лукой. Например, предание так описывает историю Казанской иконы Казанского храма на Красной площади в Москве. Царь Иван Грозный после взятия Казани учредил Казанскую епархию и строительство церкви Николы Тульского. Благочестивая дочь стрелка Матрона трижды увидела вещий сон о явлении Божьей Матери, указавшей ей место хранения чудотворной иконы. Раскопанная Матроной в указанном во сне месте икона была установлена в церкви Николы Тульского, а после пожара в ней в Благовещенском соборе. При посещении собора исцелялись прихожане от слепоты. Поэтому царь Иван Грозный распорядился построить женский монастырь, в котором первой инокиней, а затем настоятельницей стала Матрона, а раскопанная ей икона начала храниться в этом монастыре. Затем Казанская икона была перенесена в Успенский храм, стала всероссийской святыней, во многих храмах появились списки с нее. В 1904 г после ограбления храма икона исчезла. По одной из версий именно эта икона установлена в Казанском соборе в Москве. Церковь считает, что списки с Казанской иконы обладают наибольшей сакральной силой, поэтому именно эта икона вошла в состав Венчальной пары.

Фото икон для венчание на венчальном столе:

Считается, что первая икона Спасителя Нерукотворный Спас была создана самим Иисусом Христом, который вытер намоченным платком свое лицо и передал таким образом полученное изображение лица Едесскому царю для излечения его от проказы. Исцеленный царь прикрепил платок с ликом Иисуса Христа к доске над воротами города, превратив его в икону. Икона Господь Вседержитель в лике Иисуса Христа – это ступенька к Господу, связывающая с ним ниточка, помогающая почувствовать его присутствие. Этот образ помогает найти путь спасения и участия в преображении мира, освещает путь верующего, поэтому каждый православный хранит в своем доме икону Спасителя, как оберег от душевных и физических недугов, средство связи между Богом и человеком, доносящее молитву человека к Богу. Икона Спасителя укрепляет веру, приносит утешение в моменты уныния. Поэтому второй элемент Венчальной пары также не случаен, он благословляет молодых на счастливую семейную жизнь.

Венчание – важный шаг в жизни пары, вершина брачных отношений, и готовиться к нему стоит по-особенному. Так как обряд духовный, то в первую очередь необходимо настроиться на таинство, очистить помыслы и тело для серьезного обета. Но и мирские дела – выбор костюмов, дополнительных элементов обряда, места, даты и другие организационные моменты списать со счетов не удастся.

Последние годы всё большее количество пар не только расписываются в загсе, но и решают соединить судьбы в церкви. Следует осознать глубинную важность этого шага.

Важно! Священнослужители лояльно относятся к невенчанным семьям, живущим в браке. Главное, что он был официально зарегистрированным, а не гражданским. Когда через несколько лет уверенные друг в друге супруги приходят к таинству – это воспринимается положительно. Так что торопиться с венчанием необязательно.

Происходящее во время таинства волнительно не менее, чем подготовка к нему. Чтобы в спешке не забывать важные детали, начните готовиться заранее. Продумать необходимо каждую мелочь: начиная от духовных моментов (исповедь, пост, покаяние) и заканчивая материальными – платьем невесты, составлением списка гостей, выбором даты, места, организацией празднования после обряда, закупкой всех необходимых (кагора, свечей, рушника, колец, икон).

Как подготовиться и выбрать место?

На первом этапе следует выбрать храм, в котором вы скрепите ваши судьбы в одну. Это необязательно должна быть богато украшенная церковь. Некоторые молодожёны, напротив, выбирают небольшие сельские приходы, например, те, где их крестили.


Чрезвычайно важны собственные ощущения под сенью храма. Вы должны чувствовать спокойствие и благодать, если же что-то не нравится или беспокоит, то, возможно, стоит поискать другую церковь. Не меньше внимания уделите священнику, которому предстоит проводить обряд. Батюшка должен вызывать доверие, проявлять благосклонность и понимание, научить и рассказать о важных моментах таинства, а не упрекать вас в незнании канонов.

Если вы воцерковлены, то проблемы не возникнет. Венчайтесь у своего батюшки, к которому ходите исповедоваться. Это лучшее решение. Если же ваше знакомство с православием началось не так давно, то будьте готовы к небольшому собеседованию. Священник должен убедиться что вы, во-первых, понимаете, что представляет собой таинство, а не гонитесь за модным красивым ритуалом, а во-вторых – готовы нести узы брака. С батюшкой можно обсудить другие спорные моменты – о внешнем виде, фотосъемке в стенах храма, наилучшей дате.

Дополнительные приготовления придётся провести людям, вступающим в брак не впервые. В зависимости от ситуации потребуется или обычное покаяние с благословением на второй брак, или разрешение от архиерея.

Православные запреты в церкви

Существуют некоторые церковные запреты на брак. Одни правила соблюдаются строго, другие – имеют исключения.


Наиболее полный список причин, по которым вам могут отказать в таинстве, следующий:

  • Вы являетесь друг другу кровными или духовными родственниками;
  • Один из новобрачных несовершеннолетний или недееспособный;
  • У одного из супругов это уже 4 брак, причём считаются не только венчанные, но и светские, и гражданские;
  • Ещё не расторгнут предыдущий брак или не зарегистрирован этот – в церковь необходимо принести свидетельство из загса;
  • Кто-то из новобрачных принадлежит к другой конфессии, некрещён или атеистом. Исключения в частном порядке могут сделать для протестантов и католиков, но лишь в случае, если семья пообещает, что воспитывать детей будут в православной традиции;
  • Не венчают женщин старше 60 и мужчин после 70 лет – эти возрастные рамки ограничивают возраст возможного деторождения.

Важно! часто нарушается, так как семью, всю жизнь прожившую по христианским законам, но лишь на склоне лет пришедшую к решению сочетаться неразрывными духовными узами, церковь благословит в любом возрасте.

Как выбрать дату?


При выборе даты следует воспользоваться церковным календарём или посоветоваться с батюшкой. В любом случае невозможно назначить таинство на вторник, четверг или субботу. Полностью выпадают Великие посты, Пасхальная и Масленичная недели, двунадесятые, престольные и великие церковные праздники. Кроме того, венчание никогда не проводится ночью.

Женщинам стоит помнить и о ещё одной детали – во время месячных находиться под сводами храма строжайше запрещено, поэтому при выборе даты таинства, сверяйтесь с собственным календарём.

Если учитывать и народные приметы, то исключается май – «всю жизнь будете маяться», а наиболее благоприятным периодом является лето, особенно август.

Что делать перед таинством?

Претворяет таинство пост, исповедь и причастие.

Пост

Перед необходимо духовно очиститься и настроиться на сакральность момента. Для этого новобрачным следует три дня поститься – не есть животной пищи (молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц). Стоит отказаться от алкоголя и по возможности от курения.

Если у вас медицинские противопоказания к такой диете или вы занимаетесь тяжёлым физическим трудом, то посоветуйтесь с батюшкой. Возможно, он сделает послабления. Смысл поста не столько в пищевых ограничениях, сколько в том, чтобы перенести фокус с плотского на духовное.

Важно! За три дня до венчания откажитесь от интимных отношений и шумных увеселительных мероприятий. Лучше посвятите это время друг другу в духовном плане, например, при совместном чтении молитв.

Исповедь


Исповедаться обоим новобрачным необходимо накануне таинства. Не стоит бояться этого момента, батюшка – не строгий обвинитель, а посредник между вами и Богом, помогающий очистить душу и примириться с собой.

На исповеди важно без утайки рассказать обо всём, что тревожит и гнетёт, о не самых красивых поступках, словах и даже мыслях. Не бойтесь, что ваши слова пойдут дальше – это совершенно исключено. После беседы со священником непременно станет легче, и в новую венчанную жизнь вы войдёте обновлёнными и счастливыми.

Причастие

Причастие вы получите в день венчания, на утренней литургии. Оно представляет собой ложечку красного вина и хлеб, которые каждый прихожанин вкушает из рук священника.

Если вы не исповедовались, то и на причастие не имеете права. Считается, что обряд позволяет почувствовать благодать, а перед венчанием это достаточно важно. Перед причастием с полночи не стоит есть, пить, курить.


Послабления возможны, например, людям со слабым здоровьем. Разрешается перекусить тем, кто опасается голодного обморока, но пища в любом случае не должна быть животного происхождения, жирной или роскошной. Лучше всего, если это будет йогурт или сладкий чай.

Подготовка набора атрибутов – список

На самом таинстве вам понадобятся следующие вещи:

  • рушник – большое полотенце белого или розового цвета, символизирующее жизненный путь, оно должно быть большим настолько, чтобы вы оба могли на него встать;
  • платочки для держания свечей;
  • бутылка церковного кагора;

Их можно купить как специальным набором, так и подобрать отдельно, именно такие, какие вам нравятся.

Иконы и крестики


Наилучший вариант – получить образа в подарок от родителей , но если это невозможно, то можно купить новые. Икона Спасителя предназначается жениху, Божьей Матери – невесте. Образами молодых благословит священник, а после обряда иконы будут защищать семью, находясь на почётном месте в доме.

Нательный крестик – обязательный атрибут для любого православного, который необходимо носить не снимая. Естественно, на важнейшее таинство его также важно иметь всем присутствующим: и новобрачным, и гостям.

Важно! Некрещёные на венчание не допускаются.

Кольца

По традиции кольца жениха и невесты отличаются материалом. Жених приносит золотое, символ Христа, солнца, мужского начала. Невеста – серебряное, знак луны, церкви и женского начала.

Поскольку во время церемонии вам предстоит обменяться украшениями трижды, то на невесте останется кольцо мужа, как знак его защиты и ответственности, а на женихе – кольцо жены, как знак её беззаветной верности и покорности.


Это правило не является обязательным, поэтому при желании вы можете выбрать одинаковые кольца – из белого или жёлтого золота, серебра, платины. А вот бижутерия совершенно не подойдёт . Строгий батюшка может отказаться класть такие украшения на алтарь для освящения.

Кольца для венчания, в отличие от обручальных, лучше выбирать простые, без вычурного необычного декора, больших ярких камней, неожиданных элементов. Венчальные кольца не принято снимать никогда, поэтому простой элегантный дизайн избавит вас также от сложностей с подбором гардероба к этому аксессуару.

Возможны как гладкие украшения, так и с гравировкой. Это могут быть молитвы, ваши имена, дата свадьбы, слово «любовь», общая фамилия. Допустимы также и венчальные перстни.

Свечи и вино

Свечи лучше всего купить в церковной лавке, там они обычно наилучшего качества. Впрочем, подойдут и декоративные венчальные восковые свечи, предварительно освященные батюшкой.

Не забудьте приобрести платочки – чисто-белые, простые или украшенные вышивкой и кружевом. Они понадобятся вам, чтобы обернуть основание свечи, иначе воск будет капать на руки.


Кагор является традиционным вариантом вина, но подойдёт любое красное креплёное. Вино в процессе церемонии предстоит пить молодым из одной чаши – символа постоянного общения и радости брачной жизни.

Венцы

Украшенные короны, которые держат над головами молодых, а иногда и надевают, символизируют то, что в этот миг новобрачные – цари собственной жизни, дошедшие до светлого и важного момента создания освящённой семьи.

Кроме того, это и знак Царствия Небесного, ведь на мистериальном уровне жених представляет Христа, а невеста – церковь, сочетающуюся с ним браком. Вместе с тем венец – и знак мученичества, того, что брак – не только счастье, но и сложности, которые необходимо преодолеть достойно.

Венцы обычно выдают в самом храме, поэтому если вам не сказали иного, покупать их не следует.

Правила дресс-кода

Платье невесты не обязательно должно быть белым, но цвет в любом случае стоит подбирать светлый. Яркие и тёмные оттенки исключены. Не стоит надевать слишком откровенные, обтягивающие, роскошные наряды – они будут совершенно неуместны. Отличный выбор – закрытое скромное платье, скрывающее колени, зону декольте и плечи. Если рукав платья слишком короткий, то позаботьтесь о перчатках, которые придется снять перед обменом кольцами. Другой вариант – кружевной пиджак или болеро.

Важно! Невесте не стоит злоупотреблять с украшениями и макияжем. Ни в коем случае не должны быть накрашены губы, ведь вы будете целовать образа. Нельзя надевать кольца или перстни, ведь единственным украшением должно стать венчальное кольцо.

Не забудьте о том, что все женщины должны покрыть в храме голову. Невеста может накрыть волосы фатой, . Если выбор пал на фату, то она обязательно должна закрывать волосы. Лучше других подойдет вариант с креплением аксессуара на макушке и открытым лицом. Присутствующим на празднестве женщинам также нужно покрыть голову платком. Лучше – нарядным и светлым, ведь праздник – радостный.


Что касается жениха и гостей мужского пола, то им лучше всего выбрать строгие простые наряды, без ярких кричащих деталей. Обычный чёрный или тёмно-синий костюм прекрасно подойдет. Помните, что мужчины не могут находиться в храме в головных уборах.

Стоимость

Почти всех интересует вопрос, сколько стоит венчание? По церковным законам никакого прайс-листа не существует. Венчание, как и другие таинства, не покупаются и не продаются. Но после обряда по традиции прихожане имеют возможность оставить добровольное пожертвование храму, причём его сумма не регламентируется.

В наиболее известных соборах – в храме Христа Спасителя в Москве или в Казанском соборе в Санкт-Петербурге обычно оставляют от 10000 рублей. В менее известных церквях нерегламентированная цена колеблется от 500 до 5000 рублей.

Если у вас финансовые проблемы – это не помеха. Всегда можно предупредить батюшку, и вам, скорее всего, пойдут навстречу.

Какие документы нужны?


На само венчание вам понадобятся только паспорта со штампом и свидетельство о браке из загса. Вступающим в брак повторно дополнительно понадобится разрешение от архиерея и свидетельство о разводе.

Сложнее обстоят дела, если вы решили венчаться не в России, а в другой православной стране. Тогда ко всему прочему вам понадобятся:

  • свидетельство о крещении в православной вере;
  • свидетельство из вашего прихода, которым священник подтвердит, что вы можете венчаться;
  • свидетельство о рождении;
  • загранпаспорт.

Все документы нужно перевести на английский и нотариально заверить.

Выбор свидетелей

В отличие от гражданского торжества, для венчания в качестве свидетелей лучше выбрать двоих мужчин, крепких и чуть выше вас ростом , ведь им придётся долго держать на вытянутых руках тяжёлые венцы над головами новобрачных.


Вы можете выбрать родственников или близких друзей, но важно, чтобы они были крещёными православными, ведь атеисты и представители других конфессий на венчание не допускаются.

Свидетели ни в коем случае не должны быть разведёнными или живущими в гражданском браке. Лучше выбирать людей, которые вызывают у вас уважение и живут по православным законам, ведь они станут практически вторыми родителями, духовными наставниками для молодых.

Также возможен вариант женатой пары в качестве свидетелей, но это не должны быть родители жениха или невесты.

Важно! Неженатая пара, участвующая в таинстве в роли свидетелей, уже никогда не сможет обвенчаться, так как мужчина и женщина будут считаться духовными родственниками.

Полезное видео

Провести обряд венчания в православной церкви можно в любое время - в день свадьбы, через несколько дней, через неделю или года. Неважно, когда вы на этот шаг решитесь. Главное — соблюсти все условия, которые предусматривает церковь. О том, что надо учесть при венчании и подготовке к нему в видео:

Заключение

Подготовка к таинству венчания – практически такой же волнующий момент, как и сам обряд. Стоит хорошенько продумать все организационные моменты, но главное – настроиться духовно. И тогда праздник навсегда останется в душе светлым воспоминанием.

Таинство венчания всегда несет радость и массу положительных эмоций. Две личности объединяются в единую семью. Молодые супруги дают обет перед Богом жить в благочестии и воспитывать в православной вере своих детей. Таинство венчания сопровождается различными молитвами, традиционными действиями и церковными предметами. Важное место среди предметов церковной утвари занимают венчальные иконы, которыми благословляют молодых на путь семейной жизни.

Принято, что свадебные иконы покупают родители молодых (со стороны молодого). Также разрешается участвовать в покупке образов молодоженам. Это дело чисто семейное.

Относительно благословения иконами, украинские традиции предусматривают следующие действия. Каждая сторона должна в дома иметь пару икон Спасителя и Богородицы. Этими икона в родительском доме каждые родители (отдельно) дают благословение своему ребенку. Это первое благословение. Второе благословение происходит после венчания, перед входом в зал банкета. Сначала благословение предоставляется родителям жениха. Позже благословляют детей родители невесты.

Как происходит родительское благословение?

Отец стоит по правой стороне и держит икону Спасителя. Мать стоит по левой стороне и держит образ Богородицы. Отец трижды крестит иконой молодых со словами: «Пусть Господь Иисус Христос благословляет на семейную жизнь». Далее говорит слова искренних пожеланий от себя. Мать совершает такие же действия, только проговаривает другие слова: «Пусть Пресвятая Богородица благословит на супружескую жизнь».

Когда появилась венчальная пара?

Таинство венчания установлено Господом Иисусом Христом. Богослужебная традиция совершения этого священнодействия сформировалась в Византии в IV века. На Руси начиная с XVII века начали благословлять жениха и невесту двумя иконами, Которые получили название венчальных. Иконой Иисуса Христа благословляли мужчину. Такой ритуал напоминали жениху, что он глава семьи и берет главную ответственность за духовное развитие и материальное состояние жены и детей. Невесту благословляли ликом Пресвятой Богородицы. Символически это означало, что женщина должна подражать добродетели Богородицы.

Как выбрать венчальные иконы?

Конечно к большому празднику свадьбы и Таинству Венчания молодожены и родители готовятся заранее. Нужно на перед подумать, как будут происходить праздничные церемонии. Забот возникает много. Иногда люди слишком сильно погружаются в материальные дела и забывают о церковных. Накрыть стол для гостей и заказать хорошую музыку – это важные составляющие любой свадьбы. Но правильнее будет поставить приоритетом на первое место церковные дела. Сначала решите в каком храме будет осуществляться Таинство. Задайте вопрос себе: «Что нужно приобрести из церковной утвари?».

Очень много возникает вопросов по приобретению икон для венчания. Дело в том, что сейчас нет проблем с иконами. Дело в правильном выборе. В бутиках и магазинах можем найти большое количество самых разнообразных христианских образов. На прилавках выставлены из серебра и золота. Они написаны в красивых и ярких тонах. Мы видим иконы с различными ликами святых и ангелов. Но нам нужно выбрать иконы именно для венчания. Традиционно у нас на Руси принято покупать для молодых иконы Господа Иисуса Христа Вседержителя и Казанскую икону Божией Матери. Если вы не находите на прилавке церковного магазина таких икон, то спросите у продавца. Такие иконы еще называются парные иконы для венчания. Обратите внимание, что в настоящее время пользуются популярностью вышитые иконы из бисера.

Также следует знать, что при втором венчании образы для венчания тоже присутствуют. Для второго венчания нужна разводная грамота, которую предоставляет правящий архиерей.

Размеры икон для Таинства Венчания

Особых требований по размерам образов нет. Преимущественно покупают стандартные размеры 21х17 мм, или 40х35 мм.

Где размещать венчальные иконы?

После свадьбы иконы венчания размещаются в спальне молодых на стене над кроватями. Иногда супруги предпочитают ставить иконы в молитвенном уголке и киоте. Они будут оберегать семью от бед и зависти. Эти иконы приносят мир счастья и согласие, помогут стать настоящей православной семьей.

Венчальной парой называют две иконы - икону Пресвятой Богородицы (часто Казанскую икону Божьей матери) и Иисуса Христа (Спасителя, Вседержителя). Для проведения таинства венчания, одного из семи таинств православной церкви, неслучайно требуются именно эти две иконы, их значение очень велико и символично для супругов.

Благословляется муж, защитник, заступник, «спаситель» своей жены и будущих детей. Этот образ Вседержителя на протяжении всей жизни будет напоминать отцу семейства о великой ответственности перед своими близкими.

благословляется жена, хранительница очага, которая вскоре станет матерью. Наиболее распространенный образ Богородицы, используемый во время венчания, Казанская икона Богоматери - защитница семейного благополучия, хотя можно использовать и другие образы Богородицы.
Во время Великого таинства икона Спасителя и Казанской Божьей матери лежат на аналое перед алтарем. Держа в руках эти образы, обвенчанные супруги выходят из храма в новом статусе и новом духовном мировосприятии. Теперь эти становятся символом их семейной жизни. Их не принято убирать далеко от взоров приходящих в дом людей, эти иконы ставятся на киот в красном углу, или на другом почетном месте.

Иконы выбранные для венчания будут сопровождать вас всю жизнь. Перед этими образами супруги должны молиться и в радостные дни, и когда в семье наступает несчастливые времена. Заступники Пресвятая Богородица и Спаситель всегда будут оберегать семейное благополучие и незримо помогать супругам сохранять в семье взаимное уважение и быть терпимыми друг к другу и окружающим.

Нередко родители дарят своим детям эти иконы на свадьбу, давая тем самым своё благословление на создание семьи. Приобрести венчальную пару супруги могут и самостоятельно.


В нашем интернет-магазине вы можете приобрести иконы, составляющие венчальную пару в различных исполнениях, разных размеров, в киоте и без него. Иконы имеют листовое серебрение и будут очень красиво выглядеть на таинстве создания семьи.





error: Контент защищен !!