Синтаксический предложение по составу пример. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

Слова и словосочетания - это составляющие каждого предложения на письме и в устной речи. Для его построения следует четко понимать, какая должна быть между ними связь, чтобы построить грамматически правильное высказывание. Именно поэтому одной из важных и сложных тем в школьной программе русского языка является синтаксический разбор предложения. При таком разборе проводится полный анализ всех компонентов высказывания и устанавливается имеющаяся между ними связь. Помимо этого, определение структуры предложения позволяет правильно расставить в нем знаки препинания, что достаточно важно для каждого грамотного человека. Как правило, данная тема начинается с разбора простых словосочетаний, а после детей учат проводить синтаксический разбор предложения.

Правила разбора словосочетаний

Анализ определенного словосочетания, взятого из контекста, является относительно простым в разделе синтаксиса русского языка. Для того чтобы его произвести, определяют, какое из слов выступает главным, а какое - зависимым, и определяют, к какой части речи каждое из них относится. Далее необходимо определить синтаксическую связь между этими словами. Всего их выделяют три:

  • Согласование - это своего рода подчинительная связь, при которой род, число и падеж для всех элементов словосочетания определяет главное слово. Например: отдаляющийся поезд, летящая комета, светящее солнце.
  • Управление также является одним из видов подчинительной связи, оно может быть сильным (когда падежная связь слов необходима) и слабым (когда падеж зависимого слова не предопределен). Например: поливать цветы - поливать из лейки; освобождение города - освобождение армией.
  • Примыкание - это также подчинительный вид связи, однако он относится лишь к неизменяемым и не склоняемым по падежам словам. Зависимость такие слова выражают лишь смыслом. Например: езда верхом, непривычно грустный, очень страшно.

Пример синтаксического разбора словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетания должен выглядеть примерно так: «красиво говорит»; главное слово - «говорит», зависимое - «красиво». Эту связь определяют посредством вопроса: говорит (как?) красиво. Слово «говорит» использовано в настоящем времени в единственном числе и третьем лице. Слово «красиво» - это наречие, а потому в данном словосочетании выражается синтаксическая связь - примыкание.

Схема синтаксического разбора простого предложения

Синтаксический разбор предложения немного похож на анализ словосочетания. Состоит он из нескольких этапов, которые позволят изучить структуру и отношение всех составляющих его компонентов:

  1. В первую очередь определяют цель высказывания отдельно взятого предложения, все они делятся на три вида: повествовательные, вопросительные и восклицательные, или побудительные. Для каждого из них характерен свой знак. Так, в конце повествовательного предложения, рассказывающего о каком-либо событии, стоит точка; после вопроса, естественно, - вопросительный знак, а в конце побудительного - восклицательный.
  2. Далее следует выделить грамматическую основу предложения - подлежащее и сказуемое.
  3. Следующий этап - описание строения предложения. Оно может быть односоставное с одним из главных членов или двусоставное с полной грамматической основой. В первом случае дополнительно нужно указать, каким именно предложение является по характеру грамматической основы: глагольным или назывным. А далее определить, есть ли в структуре высказывания второстепенные члены, и указать, распространенное оно или нет. На этом этапе также следует указать, осложненное ли предложение. Осложнениями считают однородные члены, обращения, обороты и вводные слова.
  4. Далее синтаксический разбор предложения предусматривает разбор всех слов по их принадлежности к частям речи, роду, числу и падежу.
  5. Завершающий этап - объяснение поставленных в предложении знаков препинания.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Теория теорией, но без практики нельзя закрепить ни одной темы. Именно поэтому в школьной программе много времени уделяется синтаксическим разборам словосочетаний и предложений. И для тренировки можно брать самые простые предложения. Например: "Девушка лежала на пляже и слушала прибой".

  1. Предложение повествовательное и невосклицательное.
  2. Главные члены предложения: девушка - подлежащее, лежала, слушала - сказуемые.
  3. Данное предложение двусоставное, полное и распространенное. В качестве осложнений выступают однородные сказуемые.
  4. Разбор всех слов предложения:
  • «девушка» - выступает в роли подлежащего и является существительным женского рода в единственном числе и именительном падеже;
  • «лежала» - в предложении является сказуемым, относится к глаголам, имеет женский род, единственное число и прошедшее время;
  • «на» - это предлог, служит для связи слов;
  • «пляже» - отвечает на вопрос «где?» и является обстоятельством, в предложении выражено существительным мужского рода в предложном падеже и единственном числе;
  • «и» - союз, служит для соединения слов;
  • «слушала» - второе сказуемое, глагол женского рода в прошедшем времени и единственном числе;
  • «прибой» - в предложении является дополнением, относится к имени существительному, имеет мужской род, единственное число и употреблено в винительном падеже.

Обозначение частей предложения на письме

При синтаксическом разборе словосочетаний и предложений используются условные подчеркивания, которые обозначают принадлежность слов к тому или иному члену предложения. Так, например, подлежащее подчеркивают одной линией, сказуемое - двумя, определение обозначают волнистой линией, дополнение - пунктиром, обстоятельство - пунктиром с точкой. Для того чтобы правильно определить, какой именно член предложения перед нами, следует поставить к нему вопрос от одной из частей грамматической основы. К примеру, на вопросы имени прилагательного отвечает определение, дополнение определяется вопросами косвенных падежей, обстоятельство указывает на место, время и причину и отвечает на вопросы: "где?" "откуда?" и "почему?"

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора сложного предложения немного отличается от вышеприведенных примеров, а потому не должен вызвать особых трудностей. Однако все должно быть по порядку, и поэтому учитель усложняет задачу лишь после того, как дети научились разбирать простые предложения. Для проведения анализа предлагается сложное высказывание, которое имеет несколько грамматических основ. И здесь следует придерживаться такой схемы:

  1. Сначала определяют цель высказывания и эмоциональную окраску.
  2. Далее выделяют грамматические основы в предложении.
  3. Следующий шаг - определение связи, которая может осуществляться при помощи союза или без него.
  4. Далее следует указать, посредством какой связи соединены две грамматических основы в предложении. Это могут быть интонация, а также сочинительные или подчинительные союзы. И тут же сделать вывод, каким является предложение: сложносочиненным, сложноподчиненным или бессоюзным.
  5. Следующий этап разбора - это синтаксический анализ предложения по его частям. Производят его по схеме для простого предложения.
  6. В заключение анализа следует построить схему предложения, на которой будет видна связь всех его частей.

Связь частей сложного предложения

Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:

  • Сложносочиненные предложения, соединенные посредством союзов а, и, или, то, но . Как правило, обе части в таком высказывании равноправны. Например: "Солнце светило, а облака плыли".
  • Сложноподчиненные предложения, в которых используются такие союзы и союзные слова: чтобы, как, если, где, куда, так как, хотя и другие. В таких предложениях всегда одна часть зависит от другой. Например: "Солнечные лучи заполнят комнату, как только пройдет туча".

Синтаксический разбор предложения – обычная школьная задача. Ее еще называют разбором предложения по членам. К сожалению, машинный интеллект пока не может разбирать корректно все предложения. Поэтому в статье:

  • Рассмотрим по пунктам, как его сделать вручную.
  • Сравним онлайн-сервисы, которые все-таки найдены. Заранее скажу, что делают они не то .
  • Можете задать вопрос здесь в комментариях внизу страницы – вам ответят.
Отличные упражнения онлайн на синтаксический разбор!
Шпаргалка с примерами
Шпаргалка без примеров
Много примеров
Сухая справка
Интересный сервис анализа качества текста
Форумы Спросите на форуме https://rus.stackexchange.com ,
http://lingvoforum.net
Спросите прямо на этой странице в внизу в комментариях

Правила синтаксического анализа предложений

  1. Определите вид предложения по цели высказывания:
  2. Определите тип предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное.

    Например, следующее предложение хоть и побудительное, но не восклицательное.

    Шла бы ты домой, Настя.

    А следующее восклицательное:

    Настя, срочно или домой!

  3. Простое или сложное

Если предложение простое

  1. Односоставное или двусоставное.
  2. Осложнено ли предложение однородными членами, вводными словами, обращением.
  3. Подчеркните члены предложения и укажите части речи. Определить части речи можно с помощью .

Пример синтаксического разбора простого предложения

Настя и Петя идут домой .

  1. повествовательное
  2. невосклицательное
  3. простое
  4. двусоставное; грамматическая основа – Настя и Петя идут
  5. распространенное
  6. осложнено однородными членами Настя и Петя

Если предложение сложное

  1. Укажите, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
  2. Укажите средство связи в предложении: сочинительный союз, подчинительный союз или интонация.
  3. На основе предыдущих двух пунктов сделайте вывод о том, какое это предложение: сложносочиненное, сложносочиненное или бессоюзное. Очевидно, что если союза нет, то связь бессоюзная. Если союз сочинительный, то сложносочиненное. А если подчинительный, то сложноподчиненное.
  4. Подчеркните члены предложения и укажите части речи.

Пример синтаксического разбора сложного предложения

Стемнело , и Настя пошла домой .

  1. повествовательное
  2. невосклицательное
  3. сложное
  4. связь союзная
  5. сочинительный союз и
  6. сложносочиненное предложение

Первое простое предложение: Стемнело. Односоставное, грамматическая основа – стемнело . Нераспространенное. Не осложнено.

Второе простое предложение: Настя пошла домой. Двусоставное, грамматическая основа – Настя пошла . Распространенное. Не осложнено.

Сервисы для синтаксического разбора предложения

Школьный Ассистент

Руяз

Та же самая схема синтаксического разбора, в деталях описано построение схемы предложения, а примеров нет. Эта шпаргалка разбора находится .

Язнайка

Та же схема разбора, очень много примеров с подчеркнутыми членами предложения. Особенно много подчеркнуто простых предложений. Находится шпаргалка .

Главсправ

А это сухая справка по синтаксическому разбору без примеров.

ГлавРед

Здесь нет синтаксического разбора предложения по школьной схеме. Но есть проверка текста на качество с анализом синтаксиса. Так что сервис находит и выделяет синим цветом некачественные конструкции, а также предлагает их изменить. Он может выделить неопределенно-личное предложение, причастие, залог, указать на чересчур сложный синтаксис. Примерно так же, как это делает редактор Word, подчеркивая синтаксические ошибки зеленым цветом. Только здесь больше конструкций захвачено, и акцент не на правильности пунктуации, а на самой структуре предложения.

Этот сервис нужен журналистам, редакторам и всем тем, кто следит за качеством письменного текста.

Чтобы воспользоваться сервисом:

  1. Откройте сайт glvrd.ru .
  2. Вставьте текст в пустое поле.
  3. Перейдите на вкладку «Синтаксис».
  4. Некачественные места в тексте будут выделены цветом.
  5. Если на них щелкнуть мышью, справа появится объяснение.

Синтаксический анализ текста в Главреде

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Цель : повторить ранее пройденный учебный материал поСПП сразличными видами придаточных.

Задачи :

1. совершенствовать орфографические ипунктуационные навыки; развивать аналитические умения всинтаксическом разборе СПП;
2. развивать исовершенствовать умения инавыки уч-ся посоставлению схем СПП исинтаксического разбора данных предложений;
3. воспитывать у учащихся чувства патриотизма кРодине иуважения кокружающим людям

Форма работы: фронтальная, групповая (домашнее задание)

Оборудование : учебник « Русский язык» ( Э. Д. Сулейменова , З. К. Сабитова , Алматы « Атамра» , 2009), карточки, компьютер (презентация)

Ход урока:

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. (Бахтияр рассказывает стихотворение)

Нимало несвете невиданных стран
Чудесных, богатых, красивых,
Нодорог сердцу лишь ты, Казахстан,
Давший мне жизнь исилы!
Ведь здесь проживает особый народ-
Соткрытой ищедрой душою
Ивдни изобилия, ивгоды невзгод
Мывместе, мырядом стобою.
Мне дорог воздух вольных степей,
Как символ свободы пьянящей!
Тыстал независим, мой Казахстан,
Как внебе орел парящий!
Так пусть твой богатый игордый народ
Незнает нивойн, нинапастей!
Пусть вмире, согласие идружбе живет
Икаждый пусть будет счастлив!!!

Спасибо, Бахтияр, запожелание. Иявам, ребята, предлагаю пожелать что-нибудь друг другу, т. к. выявляетесь нетолько одноклассниками, ноещё идрузьями. (Пожелания уч-ся друг другу)

Спасибо! Вот стакими хорошими пожеланиями ихорошим настроением мыначнём урок.

ІІ. 1) Настрой учащихся наработу

Ияподобрала девиз, под которым мысвами сегодня будем работать:

Ошибок непугайся,
Сошибками справляйся,
Найти верный путь всегда готовым будь.

Так как при изучении нового материала, атакже при повторении мычастенько делаем ошибки, будем стараться ихнесовершать.

Укаждого настоле лежит листочек, накотором выделены элементы нашего урока, напротяжении всей нашей работы япопрошу вас ставить минусы напротив тех заданий, где увас будут ошибки илиже где увас возникнут вопросы. Договорились?

Задачи нашего урока заключаются в том, что мы закрепим весь пройденный материал, связанный со СПП, и будем развивать наши навыки в устном и письменном анализе данных предложений.

2) Орфографическая разминка

Нам нужно немного размяться, и поэтому вначале проведём с вами небольшую орфографическую разминку. Запишем число, классная работа. Кто желает выйти к доске?

1) невежда (неуч, малограмотный), неверие (безбожие, безверие, отрицание), невзгода (беда), невежа (грубый, невоспитанный), недуг (болезнь), недотёпа (неуклюжий, неловкий), небрежность (безалаберность), ненастье (непогода, распогодье), ненависть (вражда, отвращение), неряха (беззаботный, грязный), незнайка () - не употребляются без не

2) несчастье (беда, горе) - счастье; непорядок (беспорядок) - порядок; нездоровье (болезнь) - здоровье; невежливость (грубость) - вежливость; недоверие (подозрительность) - доверие; неодобрение (порицание) - одобрение; независимость (свобода) - зависимость; невнимательность (небрежность) - внимательность; необразованность (глупость) - образованность

Почему я разделила эти сущ.на 2 группы? (разные правила). Прокомментируйте.

Подобрать ко второй группе сущ.синонимы.

Что мы сейчас вспомнили с вами? (правописание не с сущ., а также синонимы)

3) Проверка домашнего задания

А теперь проверим ваше дом.задание. Вы должны были подготовить на сегодняшнее занятие презентацию (анализ СПП с любым типом придаточного), и работали вы в парах. И так начнём, кто желает?

Вопросы учителя к презентации:

1. Может ли один и тот же союз использоваться в разных типах придаточных? Как вы будете определять тип придаточных? Умеете ли вы задавать вопросы?

2. Чем придаточное определительное отличается от придаточного изъяснительного?

4) Повторение придаточных предложений (уст.раб.)

Итак, ребята, вы сказали, что умеете задавать вопросы к придаточным, это мы сейчас проверим. Работа по карточкам: зачитываете предложения, задаёте вопрос, определяете тип придаточного. Работаем быстро.

Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать. (изъян.)

Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд. (цели)

Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. (определ.)

У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком умным. (уступки)

У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской. (следствия)

Если бы знал все последствия, не полез бы в воду. (условия)

Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (места)

Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (времени)

А сейчас на повторении выполним цифровой диктант (взаимопроверка).

1. Это СПП с двумя придаточными.
да - 1 нет - 0
2. , (потому что, (сколько),). Эта схема данного предложения: Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько не смотрел, она всё поднималась.
3. Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Это СПП с параллельным подчинением.
да - 1 нет - 0
4. Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются. Это СПП с придаточным уступки.
да - 1 нет - 0
5. Это СПП с придаточным условия.
да - 1 нет - 0
6.Решено было идти завтра, если дождь перестанет. Придаточное предложение расположено после главного.
да - 1 нет - 0
7. В русском языке существует 3 вида подчинения.
да - 1 нет - 0

Есть ли, ребята, у вас вопросы по вашим ошибкам? Что вам нужно дома еще повторить?

А сейчас я вам зачитаю текст и попрошу вас определить его основную мысль:

Кочевник, встретив в пустыне умирающего от жажды странника, никогда не проедет на своём верблюде мимо. Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. И уйдёт дальше, чтобы, скорее всего, никогда более не встретиться. Тысячи подобных случаев уложились в степной закон: «Если ты встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Это выражение бескорыстной доброты благороднее морали встречавшихся мне в детстве сказок, где герой помогает выброшенной на берег рыбе, а когда его лодку опрокинул шторм, спасённая им когда-то рыба чудесным образом помогает ему.
(Олжас Сулейменов «Мысли разных лет»)

(Основная мысль текста: доброта, милосердие, понимание без каких-либо корыстных целей)

Спасибо! Все согласны или же у кого-то есть своё мнение?

А теперь основную мысль сформулируйте в письменной форме в виде СПП с любым придаточным и определите его тип.

5) Повторение синтаксического разбора сложного предложения
А сейчас мы с вами вспомним синтаксический разбор сложного предложения. Желающий к доске:
Ещё земли печален вид, а воздух уже весною дышит. (Повест., невоскл., ССП с против.союзом: 1. двусост., распр.; 2. двусост., распр.)
[ ===== _________], а [_________ ========].

Теперь кто мне скажет порядок разбора любого предложения.

На странице учебника 161 имеете порядок разбора СПП, прочитайте, пожалуйста, и скажите, что мы должны уметь определять у СПП?
- Я возьму предложение из текста, которого я вам зачитывала, и сделаем его синтаксический разбор у доски:
Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. (Повест., невоскл., СПП с придат.определ.: 1. двусост., распр., осл.однор.сказ.; 2. двусост., распр.)
[ _____ ======, ====, ======], (где ===== _________).

Чем отличается схема ССП от схемы СПП?

Теперь проанализируем предложение с более сложной структурой:
И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (Повест., невоскл., СПП с придаточ.определит., с однородным подчинением: 1. односост., распр.; 2. односост., распр.; 3. двусост., распр.)
[ _____ ], (которого =====), (кого ________ =====).

6) Закрепление

Тестирование

1. При синтаксическом разборе вначале анализируется предложение:
А) по эмоциональной окраске (по интонации)
Б) по цели высказывания

Г) тип придаточного предложения

2. У СПП мы должны уметь определять:
А) эмоциональную окраску
Б) цель высказывания
В) типы союзов (соединительные, противительные, разделительные)
Г) тип придаточного предложения, а также тип подчинения
Д) по наличию грамматической основы (простое или сложное)

3. Перечислите типы подчинения придаточных в СПП:
А) повествовательное, восклицательное, вопросительное
Б) восклицательное, невосклицательное
В) параллельное , однородное , комбинированное , последовательное
Г) изъяснительное, определительное, обстоятельственное
Д) разделительное, противительное, соединительное

4. На сколько групп делятся все СПП:
А) 2 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 8

5. Укажите предложение, в котором придаточное предложение относится к одному слову в главном:
А) А он уже строил планы перехода через перевал, точно бы могло это свершиться буквально с наступлением нового дня. (Айтм.)
Б) Ведь известно, что только человек обставляет так торжественно свою смерть. (Купр.)
В) Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала - он её переделывает. (Франс)
Г) Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (Алимж.)
Д) Однажды, когда я пришёл в избушку на курьих ножках, мне сразу бросилось в глаза удручённое настроение духа её обитательниц. (Купр.)

6. Определите вид придаточного предложение: Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (Шол. )
А) изъяснительное
Б) определительное
В) места
Г) цели
Д) сравнительное

7. Определите вид придаточного предложения: Но насыпь в том месте была так высока, что слониха не решилась спуститься вниз. (Алимб.)
А) изъяснительное
Б) причины
В) цели
Г) образа действия
Д) уступки

8. Укажите СПП с придаточным определительным:
А) Он попрощался с нею, твёрдо веря в то, что расстаются они ненадолго.
Б) Мы любим щедрость русских зим, что превращают волшебством своим бесцветный пар в хрусталь и самоцветы. (Рылен.)
В) Они выехали на покос, когда ухе на лугу была чуть не половина хутора. (Шол.)
Г) Если бы вы знали, что это был за чудный человек. (Купр.)
Д) Она вспомнила, что-то же самое умиротворённое выражение она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. (Купр.)

9. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (М.Г.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное

10. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: Слон не знал и не думал о том, кто сорвал эти плоды и сложил их на его пути, не знал, что лесные люди подкармливают его, чтобы у вожака хватило сил дойти до глубины зелёной мглы. (Алимж.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное

Взаимопроверка (ответы на слайде)

ІІІ. Итог урока

Ученики пишут эссе на тему «Что я повторил на уроке?»

Например: Этот урок мне очень понравился, Я быстро усвоила новую тему, так как новая тема нам была предоставлена в лёгкой, доступной форме. Я пришла к выводу, что суффикс, как добрый человек, может изменить значение слова, придать слову уменьшительно-ласкательный оттенок. Мы можем называть маму не просто маму, а мамочка, солнце - солнышко, сестра - сестричка и т. д.

Посмотрите на карточки свои, и скажите, что вам нужно дома повторить?

Д/З составить синквейн со словом «Родина», упр.362 (закон.предл.)

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:





error: Контент защищен !!