Шерлок Холмс: социопат или депрессивный маньяк? Социопатия и психопатия — как их отличить

Приветствую, добрый читатель! После долгосрочного перерыва в несколько месяцев, мною было решено начеркать, надеюсь, незаурядную статью, которая составит вам кампанию в последний январский день. Сегодня мне бы хотелось рассказать об одном ярком сериале нашего времени, который уже успел покорить многие сердца под именем протагониста картины Шерлока Холмса.

Телеграфировать

Твитнуть

Приветствую, добрый читатель! После долгосрочного перерыва в несколько месяцев, мною было решено начеркать, надеюсь, незаурядную статью, которая составит вам кампанию в последний январский день. Сегодня мне бы хотелось рассказать об одном ярком сериале нашего времени, который уже успел покорить многие сердца под именем протагониста картины Шерлока Холмса.

Любители зарубежной литературы несомненно сталкивались с именем Артура Конана Дойля , английского писателя, автора цикла произведений об известном частном сыщике и его друге, от имени которого ведется повествование. Не каждому известно, что прототипом доктора Ватсона стал сам писатель, а Холмс был списан с его учителя, известного в свое время хирурга и профессора. Однако, мы все встречались как с новейшими, так и с давними отечественными экранизациями о знаменитом сыщике с Бейкер стрит. По числу киновоплощений Шерлок Холмс даже попал в Книгу рекордов Гиннесса, как самый экранизируемый литературный персонаж.

Множество споров о том, какой образ является оригинальным, идут и по сей день. Каждая страна словно соревновалась даже в таком, казалось бы, нехитром деле, как наиболее удачное создание литературного персонажа. Совершенно ясно, что человек имеет свои идеалы и главное – свое воображение, которое не обязано совпадать с взглядами других. Но соперничество продолжается, а Великобритания, Соединенные Штаты и Россия являются наиболее крупными игроками в этом мировом развлечении. Как я уже сказал, сам автор произведений был англичанином, поэтому британская экранизация заинтересовала меня наиболее всего.

В роли Шерлока Холмса предстает Бенедикт Камбербэтч , кампанию которому составляет Мартин Фримен , исполняющий роль доктора Ватсона. Несмотря на позиции сторонников и противников, и те, и другие признают, что актерская игра главных героев на высоте. Начало картины знакомит нас с отставным военным врачом, привыкающим к гражданской жизни доктором Ватсоном, который сводит концы с концами, пытаясь выжить в Лондоне на армейскую пенсию. Общий знакомый выводит его на сыщика Холмса, который находится в не менее затруднительном, финансовом упадке и ренту на квартиру с которым, ему в последствии предстоит разделять.

Мы привыкли представлять гениального детектива интеллигентным, спокойным и рассудительным, словом, настоящим джентльменом XX века. Однако, сценаристы сериала представляют его в новом образе, который и является его исключительной особенностью. Легендарный сыщик перенесен в XXI век, что допускает вытекающие для века информационных технологий привилегии: Холмс активно использует современные технологии, пишет SMS, пользуется интернетом и ведет блоги «невероятного» содержания, к примеру, о степени растяжимости различных натуральных волокон, который читается «на одном дыхании». Вместо традиционной курительной трубки – антиникотиновый пластырь, вместо классической кепки – стильный шарф. Детали в совокупности должны составить ваше первое впечатление о современном герое произведений.

Интересная подача его метода мышления, который, также, подвергся предмету споров, называемый дедукцией с одной стороны и индукцией с другой. В данной сфере мои знания ограничены, потому не буду горячо свидетельствовать аргументами одной из сторон. Вернемся к методу подачи. SMS, которые отправляет или получает герой, ловко мерцают на экране, информируя зрителя. Так, в серии, которой расследуется дело Ирэн Адлер нам мимолетно показывают переписку Холмса и «доминантки, поставившей на колени нацию». Этот процесс завораживает, учитывая, что Холмс на шаг впереди зрителей и всех людей с нормальным интеллектом.

Но как и у всех литературных героев, у экранизированного Холмса есть заклятый враг, зловещая рука которого, держит все нити преступного мира. Профессор Мориарти , согласно Дойлю, гений криминального мира и «самый блестящий ум Европы, возглавляющий к тому же все силы ада».
На экранах он смешивает черты безумца и гения. Если главный герой, не смотря на всю его дерзость и замкнутость, так или иначе олицетворяет добро, то Джим Мориарти чистое зло во плоти. Он консультирует и благотворит любой преступной деятельности Лондона, Англии и Европы в целом.
Их сюжетная линия сопровождается невероятными поворотами, которые только усиливают тягу к просмотру. Несомненно, это «пара» достойна друг друга.

Говорят, хорошую статью лучше не затягивать. Так и мне следует завершать начатое, подводя скромные итоги. И так, британская экранизация «Шерлок» совершенно определенно достойный кинематографа сериал, который обладает, в большинстве своем, исключительными преимуществами перед соперниками, созданными другими странами. Активность и холодный разум главного героя, притягивают зрителя, а сюжетные повороты только усиливают чувство. Образ частного сыщика XXI века пользуется успехом среди широкой аудитории. Пожалуй, самым значительным минусом сериала является долгосрочность его создания, но плоды утешают, учитывая, что одна серия идет с длиной в полнометражный фильм. На этом я заканчиваю, желаю вам насыщенного февраля и терпения в ожидании новых серий любимых сериалов. До новых встреч!

«Я высокоактивный социопат! Пора уже выучить термины», - сообщает обаятельный Бенедикт Камбербэтч-Холмс Мартину Фримену-Ватсону в известной экранизации. И он не один такой. Благородный маньяк Декстер и циничный гений доктор Хаус, «менталист» Патрик Джейн и детектив Сага Норен из «Моста» - симпатичные, но специфичные. Они социопаты. И это не плохо - убеждает читателя некая М. Томас. Ей 30 лет, она дипломированный юрист и у нее диссоциальное расстройство личности (то есть социопатия). В своей книге «Исповедь социопата» она рассказывает, что таких людей в мире больше, чем может показаться. Многие из них богаты, знамениты и занимают высокие посты. «Исповедь социопата» выйдет в начале августа в издательстве «Азбука». «Лента.ру» публикует отрывок из книги.

Если бы моя жизнь была телевизионным шоу, начать его следовало бы так. Теплый летний день где-то на юге Штатов. На поверхности бассейна сверкающая в лучах солнца рябь. С тихим шорохом открывается раздвижная дверь дома. На крыльцо выходит молодая женщина во вьетнамках и черном спортивном купальнике. Темные волосы распущены по мускулистым плечам профессиональной пловчихи. Кожа покрыта темно-золотистым загаром - героиня шоу летом подрабатывает спасателем на местном муниципальном пляже. Женщину нельзя назвать ни красивой, ни безобразной; в ней нет ничего выдающегося, бросающегося в глаза. Выглядит она как обычная спортсменка; в ее движениях сквозит мальчишеская неуклюжесть. Похоже, женщина совершенно равнодушна к своему телу, ее не волнует, красиво оно или безобразно. Быть полуголой она давно привыкла, как большинство спортсменов.

Сегодня она ждет ученика на урок плавания. Она небрежно бросает на пляжный стул полотенце, стряхивает с ног вьетнамки, словно они никогда больше ей не понадобятся, и только после этого замечает, что в бассейне что-то движется.

Это что-то очень маленькое, и женщина понимает, чтó это, только подойдя к краю бассейна. В воде отчаянно барахтается детеныш опоссума едва ли недели от роду. Крошечные розовые лапки бьют по воде. Зверек изо всех сил старается держать над поверхностью микроскопический розовый носик. Должно быть, бедняжка упал в бассейн ночью. Опоссум еще слишком мал и не может выпрыгнуть на край бассейна. Тельце детеныша дрожит от усталости. Глазки подернуты пеленой неимоверного утомления. Еще немного, и зверек сдастся и пойдет ко дну.
Быстрым движением женщина снова надевает вьетнамки и на мгновение задумывается. Потом решительно берет сачок и направляется к бассейну. Камера крупным планом показывает, как сачок опускается вниз и накрывает маленького опоссума, придавив ему задние лапки. Быстрым, почти неуловимым движением женщина тянет зверька под воду. Над водой остается только его голова. Животное неистово бьется, издавая жалобные, плачущие звуки. Новая опасность придает ему сил, оно вырывается из-под сачка, выныривает на поверхность, успевает глотнуть живительного воздуха, но сачок снова неумолимо тянет его ко дну. Однако круг сачка погружен в воду не полностью, и зверек вырывается из западни.

Женщина вздыхает и поднимает сачок. На долю секунды детеныш опоссума чувствует облегчение, но затем снова принимается отчаянно молотить по воде крошечными лапками. Женщина бросает сачок на землю, берет со стула полотенце и идет в дом. Берет телефонную трубку, звонит ученику и отменяет занятие, сославшись на неполадки с бассейном. Достав из ящика стола ключи, выходит из дома и бежит к мощной машине, которую водит с 16 лет. Восьмицилиндровый двигатель, чихнув, с ревом оживает. Женщина включает заднюю передачу и, не очень заботясь о стоящих рядом автомобилях, уезжает, - ей неожиданно выпал выходной день, надо провести его с толком.

Кадр: сериал «Настоящий детектив»

В сумерках женщина возвращается, подходит к бассейну и видит на дне маленькую темную тень. Взяв в руки тот же сачок, она ловко поддевает мертвое тельце и перебрасывает его через забор, на участок соседа. Бросив в бассейн таблетку антисептика, уходит в дом. Камера показывает невозмутимую гладь воды в бассейне. Ряби больше нет. Затемнение.

Я - социопат. В результате хитросплетения особенностей генетики и воспитания я страдаю «диссоциальным расстройством личности» (в просторечии «социопатией»), которое в Руководстве по диагностике и статистике психиатрических расстройств описывается как «устойчивое поведение, характеризующееся пренебрежением к правам других людей и нарушением этих прав». Ключевые симптомы, позволяющие установить диагноз, - неспособность к раскаянию и соблюдению социальных норм в совокупности со склонностью к обману. Я сама предпочитаю определять социопатию как сумму черт, сформировавших мою личность, но не определяющую меня целиком. Я свободна от запутанных и иррациональных эмоций, умею строить стратегические планы, умна, уверена в себе и очаровательна. При этом я стараюсь заметить, когда другие люди испытывают эмоции или сконфужены, и отреагировать так, как принято в обществе.

Термины психопатия и социопатия имеют одинаковое клиническое происхождение и часто употребляются как синонимы, хотя некоторые специалисты различают их на основании генетических факторов, отношения к агрессии и других проявлений. Я предпочитаю называть себя социопатом, так как корень «психо» вызывает негативные ассоциации. Я действительно страдаю определенным психическим расстройством, но я отнюдь не сумасшедшая.

Генетические факторы я могу проследить до биологического деда, который был, как рассказывают, исключительно холодным и черствым человеком. Его покрытое шрамами лицо красноречиво свидетельствовало об импульсивности, склонности к риску и насилию. Ученый, конструктор ракет, он всю жизнь воображал себя ковбоем. Все унаследованные им сбережения он вбухал в ранчо, которое довел до полного развала, а затем продал, чтобы уплатить налоги. Он не хотел жениться на бабушке, но она забеременела; он был вынужден вступить в брак, но сбежал через несколько месяцев после рождения отца. Дед добровольно отказался от родительских прав и никогда в жизни не встречался с родным сыном. Я ничего не знаю о родителях деда, но мне думается, что яблоко от яблоньки недалеко падает.

Кадр: фильм «Сияние»

Воспитание способствовало развитию патологических черт и у меня, хотя не совсем так, как показывают в документальных фильмах о социопатах. В детстве со мной очень хорошо обращались. Я не стала убийцей или уголовницей. Я ни разу не сидела в тюрьме, предпочитая камере увитую плющом беседку. Я дипломированный юрист и преподаватель права, типичный молодой ученый, регулярно печатающий статьи в специальных журналах. Я жертвую на благотворительность десять процентов доходов и бесплатно преподаю в воскресной школе. У меня прекрасные отношения с родственниками и друзьями, я очень люблю их, а они меня.

Вы не узнали себя в этом описании? Может быть, вы тоже социопат? Недавние исследования показали: социопаты составляют от 1 до 4 процентов населения. Получается, что таков каждый 25-й из нас. Оказывается, социопатов больше, чем людей, страдающих анорексией или аутизмом. Вы не серийный убийца? Никогда не сидели в тюрьме? Не обольщайтесь - то же самое касается подавляющего большинства из нас. Возможно, вы удивитесь, узнав: то, что вы не преступник, отнюдь не избавляет вас от диагноза «диссоциальное расстройство личности». Лишь 20 процентов из сидящих в тюрьмах мужчин и женщин - социопаты, хотя, вероятно, именно мы ответственны за половину серьезных преступлений. Кроме того, социопаты в большинстве своем не сидят в тюрьмах. Огромное (и молчаливое) большинство их живет на свободе, тихо и незаметно; они работают, женятся, выходят замуж, рожают детей и добиваются значительных успехов в обществе, которое считает их чудовищами.

Так кто же такие социопаты? Имя нам легион, и мы очень разнообразны. По крайней мере, один похож на меня. Может, другой - на вас?

У вас множество друзей, в вас влюбляются, вами восхищаются? Это ничего не значит. Напротив, несмотря на дурную репутацию, мы, социопаты, отличаемся неотразимым, хотя и поверхностным обаянием. В нашем мире, населенном главным образом угрюмыми, заурядными ничтожествами, кусающими друг друга как крысы и суетливо рвущимися к кормушкам, мы очень выгодно выделяемся, и люди стремятся к нам, как мотыльки на огонь свечи.

Если бы нам довелось встретиться, я бы вам понравилась. Я совершенно в этом уверена, так как знакома с достаточным количеством людей, подпадающих под мои чары. Моя улыбка - словно у звезды телешоу: я улыбаюсь, демонстрируя (большая редкость!) сияющие зубы, и притягиваю, а не отталкиваю внимание. Я та девушка, которую вы с радостью привели бы на свадьбу своей бывшей жены. Радость, приятное возбуждение от великолепного сопровождения - жена вашего босса была бы в восторге от столь милого создания. Ваши родители были бы очень рады, увидев в своем доме такую умную и успешную девушку, как я.

Вы очень высокого мнения о самом себе? Я, например, высоко себя ценю. Эго социопатов - это давно известно - всегда в теле, как женщины на полотнах Рубенса. Я просто излучаю уверенность в себе, и ее уровень не соответствует моему состоянию и общественному положению. Я не отличаюсь высоким ростом, но у меня широкие плечи и квадратный подбородок. Друзья часто отмечают мою твердость и самоуверенность. Однако я одинаково хорошо чувствую себя и в летнем платье, и в ковбойских сапогах.

Кадр: сериал «Доктор Хаус»

Возможно, самый заметный признак моей уверенности в себе - способность выдерживать чужой взгляд. Некоторые считают, что у меня «взгляд хищника»; думается, он свойственен большинству социопатов. Умение не отводить глаза многим представляется признаком враждебности. Например, посетителям зоопарка не советуют смотреть в глаза гориллам, так как для них такой взгляд - сигнал к атаке. Видимо, так же думает и большинство людей, ибо в противном случае состязание взглядов не было бы столь вызывающе трудным. Мы, социопаты, не таковы. Нас нисколько не смущает чужой взгляд. То, что мы не склонны вежливо отводить глаза в сторону, воспринимается как признак самоуверенности, агрессии, соблазна или хищничества. Некоторых эта наша способность выводит из равновесия; но часто она же воспринимается и как признак страстной влюбленности.

Не приходилось ли вам убеждаться, что ваше очарование и уверенность в себе заставляют людей делать для вас то, чего они никогда не сделали бы для другого, менее уверенного в себе человека? Некоторые называют это манипулированием, я же считаю, что обладаю умением распорядиться тем, что дал мне Бог. Само слово манипуляция кажется мне отвратительным. Люди употребляют его, чтобы избежать ответственности за свой собственный выбор. Если человек не жалеет о своем решении, не означает ли это, что никто им не манипулировал?

Множество людей считают, что манипуляция - та область, где черты социопата выглядят наиболее отталкивающими, но я не понимаю почему. Это не манипуляция, а всего лишь равноценный обмен. Люди всегда чего-нибудь хотят - доставить вам удовольствие, быть нужными и востребованными, считаться хорошими, и манипуляция - быстрый, пусть и грязный, способ дать им то, чего они хотят. Можно, конечно, считать, что их соблазняют. Один мой друг-социопат приводит следующий пример. Допустим, кто-то хочет продать машину за пять тысяч долларов, а другой хочет купить такую же машину за десять тысяч. Мне известно, что эти два человека незнакомы. Я покупаю машину за пять тысяч, продаю ее за десять и навариваю пять штук баксов. На Уолл-стрит и в других подобных местах это называется покупкой и продажей ценных бумаг, этим занимаются изо дня в день, и никто не считает это предосудительным. Все получили что хотели, и все будут счастливы, если не узнают больше того, что необходимо. Я воспользовалась чужой неосведомленностью, к удовольствию продавца и покупателя и к своей выгоде.

В самом деле, я считаю, что люди, имеющие дело с социопатами, часто получают больше, чем при общении с «нормальными» людьми. Социопаты - та смазка, благодаря которой вращаются шестеренки мира. Мы исполняем мечты или хотя бы делаем вид, что исполняем. Иногда только мы во всем мире проявляем величайшее внимание к нуждам и потребностям других, при этом умело маскируя истинные причины своего внимания. Мы внимательно присматриваемся к намеченной жертве и стараемся стать воплощением того, в чем она нуждается, - хорошим работником, боссом или любовницей. Отнюдь не всегда наша маска скрывает злые умыслы или темные намерения. Наша жертва, как правило, превосходно себя чувствует в процессе обмена, и обычно все проходит гладко и заканчивается к обоюдному удовлетворению. Конечно, любой наш поступок имеет свою цену: мы никогда ничего не делаем бесплатно, мы всегда хотим что-то получить взамен - деньги, власть или просто удовольствие от чужого восхищения, но это не значит, что наши партнеры не получают ничего. Возможно, вам покажется, что это слишком дорого, но если вы заключаете сделку с дьяволом, значит, ни один ангел не предложил вам более выгодных условий.

Как у вас с моралью? Не находите ли вы, что значительно проще судить себя и других по стандарту «выживают самые приспособленные»? Люди порой упрекают нас, что мы не умеем сожалеть и раскаиваться, и полагают, что это плохо. Почему-то считается, будто способность испытывать чувство вины - неотъемлемый признак хорошего человека. Но мне думается, что в мире не существует универсальной и тем более «объективной» морали. Богословы и философы тысячи лет ломали копья в спорах, но так и не пришли к однозначному выводу, что это такое и каковы признаки и мера высокой нравственности. С моей точки зрения, трудно поверить в нечто столь эластичное и изменчивое, к тому же оправдывающее такие ужасы, как убийства по зову чести, «справедливые» войны и смертная казнь. Подобно большинству людей, я религиозна, и именно вера нравственно направляет мою жизнь, придает мне уверенности, помогает избегать тюрьмы и оставаться незаметной в толпе. Но суть морали всегда от меня ускользала и ускользает до сих пор.

У меня прагматичный взгляд. Я подчиняюсь требованиям морали, когда мне выгодно, а в иных случаях поступаю так, как нужно мне, не затрудняясь поиском самооправданий.
(…)
Приходилось ли вам, к ужасу окружающих, молниеносно принимать важные решения? Социопаты славятся спонтанностью поведения. Я, например, просто не знаю покоя; мне трудно надолго сосредоточиться на чем-то одном, я редко удерживаюсь на одной работе больше нескольких лет. Социопатам как воздух нужны внешние стимулы, без них мы начинаем скучать и поступаем необдуманно. Темная сторона нашей импульсивности состоит в том, что мы фиксируем внимание на чем-то одном, отвлекаясь от всего остального, и теряем способность прислушиваться к доводам разума. Но если большинство, поддаваясь моменту, теряет голову, я делаю то же с холодным сердцем.

Кадр: сериал «Декстер»

Я никогда никого не убивала, хотя часто хотелось, но тут я едва ли отличаюсь от остальных. Мне редко хотелось убить кого-то из близких; чаще такое желание возникало в отношении случайных людей, почему-либо вызвавших раздражение. Однажды, когда я была в Вашингтоне на конференции правоведов, рабочий в метро попытался пристыдить меня за то, что я попыталась войти на закрытый эскалатор. Он спросил меня по-английски с сильным иностранным акцентом: «Вы что, не видите желтый барьер?»

Я: Желтый барьер?

ОН: Да! Я только что поставил барьер, и, значит, проход на эскалатор закрыт!

Я смотрю на него без какого-либо выражения.

ОН: Это нарушение! Разве вы не знаете, что входить на закрытый эскалатор нельзя? Вы же нарушаете закон!

Я остаюсь бесстрастной.

ОН: (явно озадаченный отсутствием реакции с моей стороны): Ну хорошо, в следующий раз не нарушайте, ладно?

Нет, не ладно! Совершив нечто ужасное, люди часто потом объясняют, что «сорвались». Мне очень хорошо знакомо это ощущение. В тот раз я стояла, дожидаясь, когда волна ярости захлестнет часть мозга, ответственную за решения. Когда момент настал, я преисполнилась ледяного спокойствия и целеустремленности. Прищурив глаза и сжав зубы, я пошла за рабочим. В крови бушевал адреналин. Во рту пересохло, появился металлический привкус. Усилием воли я заставила себя внимательно следить за всем, что происходит вокруг, стараясь предугадать, как поведет себя толпа. До этого я не бывала в Вашингтоне и редко ездила в метро. Час пик еще не наступил. Я рассчитывала, что он в одиночку зайдет в какой-нибудь пустынный проход или незапертое помещение и там я застану его одного. Я была полностью сосредоточена на том, что сделаю потом. В воображении мои пальцы смыкались на его горле и жизнь постепенно покидала его. Вот проявление высшей справедливости, казалось мне.

Теперь и подумать об этом странно. Я вешу 60 килограммов, а в нем было не меньше 75. Как у всех музыкантов, у меня сильные руки, но настолько ли, чтобы задушить крупного мужчину? Легко ли лишить человека жизни? Когда однажды дошло до дела, я не смогла даже утопить детеныша опоссума. Я находилась под властью иллюзии собственной силы, но в конце концов ничего не произошло - рабочего я потеряла в толпе. Ярость улеглась так же быстро, как и возникла.

Я часто спрашиваю себя, что бы случилось, если бы я не упустила его из виду. Я уверена, что не смогла бы его убить, но почти наверняка знаю, что напала бы. Стал бы он сопротивляться? Получила бы я травму? Вмешалась бы в дело полиция? Смогла бы я что-нибудь сказать или сделать, чтобы выпутаться из неприятного положения? Я часто задумываюсь об этом и многих других подобных случаях и понимаю, что в один прекрасный день могу влипнуть в очень некрасивую историю. Как реагировать? Смогу ли я симулировать раскаяние? Или меня тотчас разоблачат?

Перевод с английского А. Анваера

«Шерлок» канала BBC уже давно стал по-настоящему культурным явлением. Миллионы людей затаив дыхание ждут выхода каждого нового эпизода. Прекрасная половина человечества ежегодно пополняет армию фанаток Бенедикта Камбербэтча, а умники и умницы разгадывают криминальные ребусы вместе с любимым героем. В преддверии старта очередного сезона THR попытался ответить на вопрос, в чем же секрет феноменальной популярности сериала.

Во втором сезоне доктор Ватсон, придумывая очередной пост для своего блога, говорит другу: «Люди интересуются тобой» . — «Почему?» — искренне удивляется Холмс.

Действительно, почему? По каким причинам история о детективе-мизантропе, джентльмене из Викторианской эпохи, оказалась настолько современной? За что «Шерлок» получил 7 премий «Эмми»? Отчего всего лишь тизер четвертого сезона, выложенный в Сеть (4,8 млн просмотров на You T ube. — THR) , вызывает у фанатов настоящую истерику? «Я разрыдался» , — один комментарий. «Я ничего не понял, но это круто» , — другой. Ролик — всего 90 секунд: Мориарти передает привет из мира мертвых, знаменитый сыщик предупреждает: «Что-то приближается», бегут солдаты, летит вертолет, Холмс закрывает лицо руками, все лгут.

Слезы — это нормальная реакция. Продюсер Стивен Моффат еще два года назад сообщил, что актеры расплакались, когда узнали содержание четвертого сезона. «Будет ли там трагедия? Непременно» , — обещает соавтор сценария Марк Гейтисс . Еще, кстати, там будет собачка — бладхаунд, ее видели на съемках первой серии.

Насчет остального фанаты спорят: жив ли Мориарти? Или кто-то воспользовался его записью в своих интересах? Кто мог пустить ее «по всем телеканалам страны»? Неужели всемогущий Майкрофт? Как там ребенок Мэри Ватсон? Показ первой части продолжения этой истории, захватившей умы зрителей, запланирован на 1 января 2017 года, но гигантское сообщество поклонников уже год — с момента выхода предыдущего эпизода — изучает каждый миллиметр сериала, чтобы выяснить хоть что-то новое о дальнейшем развитии сюжета.

В новом сезоне три серии: первая будет основана на рассказе Артура Конана Дойла «Шесть Наполеонов» , а вторая — на рассказе «Шерлок Холмс при смерти» . Впервые съемки одной из серий доверили женщине — Рейчел Тэлалей , начинавшей свою карьеру с шестого «Фредди Крюгера», а потом занимавшейся только ТВ-шоу, от старого «Прикосновения зла» до нового «Доктора Кто». И это превосходный выбор: во-первых, продюсеры решили сделать общий тон и настроение жестче и мрачнее, а во-вторых, в одном из эпизодов, «Безобразная невеста», леди побеждали джентльменов и отвоевывали свое место в мире.

Так почему же люди в восторге от Шерлока? На первый взгляд, сериал сделан достаточно банально: знаменитый сыщик и его верный помощник и одновременно биограф доктор Ватсон, созданные сэром Артуром Конаном Дойлом, перенесены из конца XIX века в ХХI, то есть в политкорректное и информационно перенасыщенное время — с мобильниками, блогами, компьютерными вирусами и безумными террористами. Основной задачей первых серий было сделать так, чтобы Холмс казался здесь своим.

Гений дедукции Викторианской эпохи, безоглядно верящий в разум, науку и то, что не надо забивать себе голову ненужной информацией. Немножко наркоман, доморощенный музыкант, великий актер, способный в секунду перевоплотиться в кого угодно, — что это, как не описание современного человека, живущего в соцсетях? В наши дни каждый может стать кем захочет и маниакально верит во что-нибудь. «Высокоактивный социопат» — наш, сегодняшний, здешний.

Но BBC, Моффат и Гейтисс вместе с актером Бенедиктом Камбербатчем не просто осовременили персонаж. Они превратили литературную основу в аттракцион. Читатель «Записок о Шерлоке Холмсе» восхищался тем, как устроен ум великого сыщика, как он разгадывает страшные загадки. Сегодня зритель не просто смотрит кино, он сам становится детективом, постоянно решает ребусы, щедро рассыпанные авторами по всему фильму. Нам важно не только узнать, что произошло, но и понять, зачем, ведь есть ощущение, что каждая серия — лишь маленькая деталь сложнейшего пазла и нужно понять, в чем его суть.

Мир как теория заговора, бред параноика, гигантская шарада из четырех или пяти сезонов. «Шерлок» — одновременно кинокартина, блог, квест и наркотик, и это сочетание убийственно воздействует на аудиторию. Поэтому так популярны гиды по сериалу, где подробно объясняют все его культурные пересечения: например, откуда взялось второе имя доктора Ватсона, Хэмиш, и что за агентство дало работу актеру Ричарду Бруку (он же Мориарти).

Когда-то сэр Артур Конан Дойл убил своего персонажа, а потом воскресил, но лишь потому, что этого потребовали читатели. Лишив жизни Холмса, писатель дал ему новую — и привел к еще большему успеху. Создатели «Шерлока» давно уже играют не со своим героем, не с гаджетами и рассказами Конана Дойла, а с теми, кто находится по другую сторону экрана.

Сержант Донован:
- Держитесь подальше от этого парня.
Знаете, почему его сюда тянет?
Ему не платят. Он ловит кайф
от загадочных преступлений.
Но придёт день - ему станет этого мало
и мы найдём труп,
который он же и оставит.

Невозможно представить, чтобы кто-то посмел сказать нечто подобное про классического Холмса, созданного сэром Артуром Конан-Дойлом.
Даже мстительный враг, для которого Холмс - кость в горле,
даже пугливый обыватель, для которого Холмс - подозрительный чудак,
даже туповатый полицейский инспектор, для которого Холмс - раздражающий своей безупречностью конкурент,
отдавали должное его благородству и высочайшим моральным принципам.

Но время идёт, моральные принципы деформируются и благородство выкидывают на свалку истории. Раздвигаются рамки приличий и границы дозволенного.
Шерлок третьего тысячелетия уже не просто эксцентричный джентльмен -
авторы бибисишного сериала взвинтили градус безумия,
и гениальный детектив сам
хладнокровно и иронично
называет свой диагноз.

Андерсон:
- ...нашего психопата.
Шерлок:
- Я не психопат, а высокофункциональный социопат - узнай разницу!

На самом низком уровне социопат действует только в рамках личного интереса, на основе получения незамедлительной награды и избегания непосредственного наказания. Корректирующая обратная связь с реальностью отсутствует.
На следующем уровне социопат уже способен в какой-то мере учитывать интересы других людей и видеть свою выгоду в поддержке этих интересов; способен осознавать и учитывать отдаленные последствия своего поведения.
Третий уровень спорен, так как предполагает достижение достаточно высокой планки нравственного развития, когда «шагать по трупам» (в прямом и переносном смысле) уже неприемлемо. И если можно говорить об излечении социопата, то это - место, где социопатический континуум переходит в «норму». Но социопатический склад личности, а именно, слабость аффекта, высокий порог возбуждения, вкус и способность к действию, способности к пониманию людей в целях управления ими, убрать невозможно. Да и не нужно! Обществу крайне нужны социопаты высокого уровня.

А. Г. Бабин

Джон:
- В реальной жизни у людей не бывает заклятых врагов.
Шерлок:
- Правда? Это скучно.

Кратко говоря, антисоциальные личности обладают врожденными тенденциями к агрессивности и к более высокому, чем в среднем, порогу приносящего удовольствие возбуждения. В то время как большинство из нас испытывают эмоциональное удовлетворение от хорошей музыки, сексуальных отношений, красоты природы, умной шутки или хорошо сделанной работы, психопат нуждается в резком, более "встряхивающем" опыте для того, чтобы чувствовать себя бодро и хорошо.

Нэнси МакВильямс

Шерлок:
- А кто бывает у людей в реальной жизни?
Джон:
- Друзья. Парни, девушки...
Шерлок:
- Девушки - не по моей части. Я женат на своей работе.

Юнгианский аналитик Адольф Гугенбюль–Крейг в своей книге «Эрос на костылях» выделяет пять основных признаков психопатии:

Неспособность любить, «отсутствие эроса в самом широком смысле этого слова».
- Отсутствие или недостаток морального чувства.
- Отсутствие глубинных внутренних изменений, психического развития.
- Фоновая депрессия от одиночества, истинной изоляции от других людей.
- Хронический фоновый страх: психопаты не доверяют миру.

Среди вторичных (необязательных) признаков автор отмечает:

Отсутствие чувства вины. Вместо вины как нравственного, душевного конфликта - ощущение своей неуместности в мире и отвержение окружающими.
- Очарование, способность обольщать с изяществом и утонченностью.
- Скука, тоска от монотонности существования.
- Асоциальное или преступное поведение.

Умение разбираться в людях актуально всегда, но особенно в эпоху социальных сетей. Благодаря им круг общения миллениала значительно расширился - теперь он может включать не только друзей и близких, но и всех, кто его когда-либо видел. В этой статье описан портрет героя нашего времени, достигающего в умении «разбираться в людях» определённых высот ценой отсутствия других личностных качеств, менее популярных и востребованных в мире, опосредованном социальными сетями.

Ещё один феномен поп-культуры, вознесшийся во многом благодаря появлению социальных сетей, - сериалы. Тут, конечно, можно спорить о первопричине и ни в коем случае не забывать о мощном скачке качества, бегстве голливудской драматургии из плоского мира блокбастеров на телевидение. Но как бы то ни было, этот скачок очень удачно совпал с появлением мегапопулярных социальных сервисов. Материала лучше для исследования одного из главных типажей нового века и придумать сложно. Нас интересует не положительный герой и не отрицательный, нас интересует персонаж, которого, в отличие от остальных сериальных героев, совсем нетрудно встретить в реальной жизни.

Обычно социопатов называют просто психопатами, однако это не одно и то же. Психопаты - психически больные люди, у которых есть клинический диагноз «асоциальное расстройство личности». Социопаты же - адаптированные, здоровые люди, обладатели высокого интеллекта в сочетании с неспособностью к сопереживанию и низким уровнем тревожности. Вероятность встретить их достаточно велика в среде, связанной с бизнесом, или в других сферах, приветствующих импульсивность и макиавеллизм.

В глазах друзей и коллег социопаты нередко окружены иллюзорным ореолом ярких способностей. Вследствие умения на лету схватывать эмоции собеседника, не резонируя в ответ на них, социопаты легко добиваются любви окружающих, доминируя над ними. Эту способность нередко принимают за харизму.

Шерлок Холмс

«Шерлок»

Образ Шерлока Холмса - «высокоорганизованный социопат» - вполне оправдывает это определение, которым он сам демонстративно себя окрестил. Портрет героя, созданный в сериале, отличается от книжного прототипа - в соответствии с социальными отличиями нашего времени от XIX века, в котором жил герой Конан Дойля. Отзывчивый романтик, каким предстает герой на страницах книги, вряд ли преуспел бы в XXI веке так, как это делает его социопатический прообраз на канале BBC.

Самовлюблённого сыщика нельзя назвать ярким представителем социопатии - он не склонен к садизму и оказывается способным на любовь, - однако его отличает бесчувственность и расчётливость, характерная для мягких форм данного социально-психологического явления. Шерлок не только ловко проводит расследования, но и управляет чувствами близких окружающих, используя самых доверчивых для достижения своих целей. Ослабленное чувство страха у социопатов приводит к тому, что они совершают необычные, часто жестокие поступки, ранят тех, кто оказывается в зависимости от них, втягивают в интриги, понятные только им самим, - Шерлок оправдывает это поведение покоряющей фразой «Ты мне нужна/нужен». Действительно, ореол интересного, активного человека, с которым не соскучишься, хладнокровного и ловкого в своём деле, придает социопатам шарм, притягивающий эмоционально зависимых людей, нуждающихся в лидере, а также других социопатов, ищущих сильные эмоциональные стимулы.

Трагедия социопатов заключается в том, что они играют чувствами других для того, чтобы найти эмоциональный стимул, которого им не хватает, но рано или поздно встречают другого ловкого манипулятора, который ведёт с ними такую же игру. Тот, кто оказывается менее хладнокровным, проигрывает. Так Шерлок встречает Ирен Адлер - социопата, чью загадочность он не может разгадать - и испытывает непривычное, некомфортное, мешающее работе чувство влюблённости.

Ганнибал Лектер

«Ганнибал»

Ярким примером социопатии является доктор Ганнибал Лектер. Можно сказать, что, в отличие от всех сериальных социопатов, находящихся на грани между нормой и патологией, он одной ногой эту грань переступил. Если Шерлок - шизоидный социопат со склонностью к впечатляюще сложным логическим построениям и демонстративному противопоставлению себя обществу - приносит моральный вред только близким, то Ганнибал относится к паранойяльному типу социопатии, с тенденцией к возникновению сверхценных идей, которые могут нести опасность далеко за рамки круга друзей. Сверхценные идеи составляют основу системы бреда и обуславливают скрупулезность и последовательность в выполнении логически связанных с ней ритуалов - убийств. Ганнибал руководствуется идеей о том, что люди с недостатком определённых личностных качеств должны умереть, причём определённым ритуальным образом, и быть съеденными. Ганнибал убивает тех, кто кажется ему грубым, невоспитанным, нарушающим правила приличия: например, он решил избавиться от скрипача, который сфальшивил на концерте, потому что тот оскорбил его музыкальный слух.

Джо Кэрролл

«Последователи»

Стоит отметить, что в сериалах образы серийных убийц романтизируются, что облегчает зрительское сопереживание судьбе героя. Сравнительно более реалистичным предстает образ Джо Кэрролла из сериала «Последователи» - романтичного писателя и преподавателя литературы, поклонника творчества Эдгара По, испытывающего влечение к красоте умирающего. Эстетика смерти становится для преподавателя такой захватывающей идеей, что в приступе вдохновения он особо ритуализированным методом убивает всех своих студенток. В сериале преступник предстает реалистично непривлекательным, странным, навязчивым и пугающим - таким, каким любой маньяк является по сути, в отрыве от внушаемой харизмы. В противовес Кэрроллу выступает детектив Райан Харди - по ловкости ума похожий на бывшего преподавателя, но, в отличие от него, чувствующий границу между человеческим и бесчеловечным.

Как и в сериалах, в реальной жизни поведение социопатов является причиной возникновения у других чувства обманутости, брошенности, ощущения, что тебя обхитрили или подставили. Современное общество, живущее в быстром ритме, требует умения быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое - именно в этом преуспевают социопаты, не обременённые глубокими эмоциональными переживаниями. Интересно, что социопаты всегда безошибочно выбирают жертву для своих манипуляций, видя тех, у кого есть «история страданий» (history of victimization). Прекрасно улавливая эмоции в воздухе, они буквально считывают её по позе, выражению лица, контакту глаз и другим невербальным сигналам собеседника. Им легко понять, кто отзывчив и внушаем, а кто не поддастся их влиянию. Отличие социопата от так называемого эмпата (человека, способного к сопереживанию) состоит в том, что, прочитав эмоциональное состояние собеседника, он эмоционально не откликается на него, сохраняя хладнокровие в любой ситуации.

Беда социопатов состоит в том, что круг ситуаций, в которых они испытывают сильные чувства, резко ограничен - это экстремальные ситуации, в которых эмоциональное состояние социопата равноценно состоянию эмпата после известия о приближении этой ситуации. Так как потребность в эмоциональной встряске у социопатов высока, они устраивают себе - а заодно и другим - приключения, рискуя, как правило, хорошим настроением (например, устраивая ссору или беспричинную истерику в семье), а иногда и психическим здоровьем и жизнью окружающих.

Лорн Малво

Примером социопатии, граничащей с асоциальным личностным расстройством, является Лорн Малво - «интеллектуальное зло» из сериала «Фарго», снятого по мотивам одноимённого полнометражного фильма братьев Коэн. За десять серий «Фарго» герои совершают более 20 убийств, причём большая часть из них на совести Лорна. Он профессиональный киллер, но, познакомившись с образцовым провинциальным неудачником Лестером, решает ему помочь и безвозмездно убивает сначала его обидчика, а затем шефа полиции у него в доме. Лорн хладнокровно устраняет тех, кто, по его мнению, «не имеет права на жизнь», и обучает философии личного правосудия своего менее самоуверенного друга. Обликом и рассуждениями Лорн напоминает героя романа Достоевского, адаптированного для современных реалий - умного, жесткого, презирающего людей и глумящегося над ними. Он издевается над человеческими слабостями: стравливает между собой двух конкурирующих братьев; провоцирует уборщика-подростка отомстить начальнице за оскорбление самым непристойным образом№ объясняет полицейскому, которого отвлекает от работы ребёнок, звонящий по рации, что у того иное предназначение в жизни, чем вершение правосудия (если бы полицейский показал, что он думает иначе, он был бы мёртв).

Интересно отметить исследования особенностей воспитания детей с нейрофизиологической предрасположенностью к социопатии (низкий уровень тревожности). По всей видимости, в случае если в семье растёт ребёнок-социопат, особенно приветствуется воспитание с опорой на поощрение, а не наказание: например, такого ребёнка необходимо не наказывать за то, что он грубит за столом, а награждать, если он, послушав наставление, стал более вежливым. В воспитании эмоционально неуравновешенного ребёнка с пониженной чувствительностью к страху необходимо не усиливать страхи и чувство вины, а апеллировать к чувству собственного достоинства как к моральному принципу, заменяющему страх и вину (на которых основано воспитание в большинстве семей). Грамотное воспитание приводит к формированию сильной, смелой личности. Социопаты тоже смелые - но их моральные принципы ни к чему не привязаны, они никогда не знают, «что такое хорошо, а что такое плохо», - и поэтому поступают так, как было бы выгоднее лично для них.

Важную роль в формировании у ребенка эмпатии и социальных установок играет опыт вознаграждающей привязанности к другим, а также пример социализированного взрослого, вызывающего восхищение. Дети, которых воспитывают социопаты, при любых генетических факторах становятся социопатами - они чаще оказываются свидетелями чужих страданий, причиняемых их родителями кому-либо (или друг другу), вследствие чего у таких детей формируется защитная эмоциональная отстранённость.

Джоффри Баратеон

«Игра престолов»

Возможно, именно такими были условия воспитания принца Джоффри Баратеона - одного из самых беспощадных героев «Игры престолов». Притесняемый отцом и избалованный матерью, Джоффри нарушает морально-этические устои даже своего, почти средневекового мира, в культуре которого шкала ценностей заточена под удовлетворение инстинктов и потребности во власти. В Вестеросе политическое убийство близкого родственника или сексуальная связь с ним является условной нормой. Учитывая современный расклад нравственных норм и клинических диагнозов, в реальности почти каждый герой «Игры престолов» попадает в область патологии или морального уродства. Вследствие сомнительных обстоятельств своего появления на свет (Джоффри - незаконнорождённый ребёнок от инцестуальной связи) принц лишён здоровых отношений с окружающими: король Роберт Баратеон - формальный отец - жесток и чужд любви к незаконнорождённому отпрыску, мать Серсея всецело поглощена отношениями с братом-любовником и почти не уделяет внимания сыну. Единственный, с кем Джоффри связывает что-то похожее на здоровые родственные отношения, - его дядя Тирион, однако того не любят в семье Ланнистеров из-за физического недостатка. С детства окружённый жестокостью, Джоффри вырастает садистом, лишённым ума своей матери и воли отца. Однако диагноз «антисоциальное расстройство личности» возможен только во взрослом возрасте - у 14-летнего принца можно диагностировать расстройство поведения, которое является предвестником антисоциального расстройства личности.

Менее очевидная психопатия присуща матери принца Серсее, которая, в отличие от Джоффри, отлично справлялась с манипулированием окружающими, однако испытывала трудности регуляции и контроля собственной эмоциональной жизни. Отношения Серсеи с окружающими наполняют сложные, неконтролируемые эмоции, а её любовная связь с братом является одним из антисоциальных проявлений пограничного личностного расстройства.

Николас Броуди

«Родина»

Социопатические черты могут сформироваться не только вследствие воспитания, но и под влиянием любого длительного опыта подавления чувства вины, страха и наблюдения насилия. В сериале «Родина» главного героя, сержанта Броуди, вернувшегося домой после восьмилетнего плена в «Аль-Каиде», с трудом можно узнать - он подавлен, импульсивен, холоден к жене и детям. После долгого пребывания в условиях, когда его пытали, физически и морально ломая привычный образ мира, заставляя убивать тех, с кем он раньше работал, герой оказался завербован «Аль-Каидой» и работает против своего правительства. Прежние моральные ценности ему безразличны, как и эмоциональные привязанности - так военный опыт, обучающий хладнокровию, превращает самых неустойчивых и уязвимых в преступников.

В драме о вирусной вспышке не теряющего актуальности вампиризма «Штамм» способность любить оказывается причиной распространения на «многострадальном Американском континенте» смертельного вируса, превращающего его носителей в архетипическую смесь зомби и вампира. «Любовь - наше благословение и причина нашей погибели» - звучит за кадром вкрадчивый древний голос, пока семилетняя девочка, ставшая вампиром, убивает доверчивого отца, а молодой преступник перевозит гроб с древним чудовищем ради того, чтобы спасти от бедности мать. Вампиризм можно назвать метафорой социопатии - с той лишь разницей, что бессмертного вампира неспособность к сопереживанию делает сильнее в борьбе с людьми, а смертного социопата обрекает на сложности в выстраивании межличностных отношений. Вследствие этого даже самым успешным из них приходится нелегко.

Для аскетичного Раста характерно избегание общества с его ценностями - в его квартире почти нет мебели, а отсутствие друзей он объясняет фразой «Я не душа компании». Отношения - критическая область на светлой стороне жизни Раста (жизни до наркотиков и алкоголя), что показано в сцене его первой встречи с женой напарника Мэгги. Когда она спрашивает его про семью, зритель впервые узнает, что Раст Коул потерял дочь, пристрастился к наркотикам, развёлся с женой. Считая себя чёрствым и бесчувственным, он утверждает, что не может поддерживать связь с кем-то больше двух-трёх лет. «Плохие люди нужны миру для того, чтобы удерживать других плохих людей», - самокритично высказывается Раст. Однако от зрителя не ускользает то, что перед первым визитом в дом напарника Раст напивается, что говорит о том, какой напряжённой, а следовательно, значимой, представлялась для него презентация в семейном круге Мартина. Во время одного из последних разговоров с Мэгги, когда та резко бросает, что Растин «наверняка не был хорошим семьянином», снова попадая в больное место, тот в гневе уходит.

Нестандартный облик детектива дополняет синестезия - способность воспринимать происходящее во вкусовой модальности. Устремив взгляд на городской горизонт, Растин говорит: «У меня тут неприятный привкус во рту… Я как будто чувствую душевную атмосферу», чем окончательно повергает напарника в состояние экзистенциального ужаса.

Социопатические черты в личности Раста можно назвать приобретёнными - он бесстрашен, хладнокровен, зависит от острых ощущений (крадёт на работе кокаин) и чуждается бремени человеческих страстей, однако это обусловлено переживанием семейной трагедии и опытом работы в сферах, где любое проявление чувств равносильно слабости. Описание детства добавляет картине мрачные тона - мать оставила семью, когда Расту было два года, а отец, увлекавшийся охотой и не вызывавший у мальчика тёплых чувств, видимо, не испытывал их и сам. Однако природная эмоциональная отстранённость и повышенный порог чувствительности не спасают Раста от чувств к Мэгги, которая, легко угадав слабости детектива, не преминула их использовать. Предшествующее поведение детектива, когда он пытался способствовать воссоединению напарника с его женой, оказалось подтверждением его моральных устоев, оказавшихся на время сломленными манипуляциями отчаянной Мэгги.





error: Контент защищен !!