Виды одаренности - выявление и развитие. Общее понятие одаренности

ИССЛЕДОВАНИЯ ОДАРЕННОСТИ.

…сегодня общепризнано отсутствие единого

научно обоснованного понятия одаренности.

Д. Б. Богоявленская

Понятие одаренности

В.А. Аверин очень точно сделал заключение о проблеме одаренности в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями».

«Ненадёжность выводов по изучению одарённости в большой мере объясняется узостью и механистичностью применяемых методов. Чаще всего употребляются тесты с количественными, а не качественными показателями. Совершенно недостаточно использованы методы биографический, анализа продуктов деятельности, школьных наблюдений и естественного эксперимента». - критиковал много лет назад методики выявления и изучения данного вопроса С.Л. Рубинштей. Изменились ли с тех пор методы по изучению данного явления? Какие подходы возникли?

Дадим определения понятия «одаренность»:

Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. (А.Г. Маклаков)

Общая одаренность -- интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон)

Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. (В. Н. Дружинин)

Одаренность -- это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.

Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность - это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

С. Л. Рубинштейн об одаренности - учение классика.

В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность. Общую способность часто обозначают термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом…Лишь единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает истинный облик одаренности человека. Несмотря на многообразие своих проявлений, она сохраняет внутреннее единство. Доказательством этому служат многочисленные случаи, которыми особенно богата наша действительность, когда человек, выявивший себя в одной области, при переходе на другую работу и на ней проявляет не меньшие способности. При этом общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности. Так же как образование специальных способностей является не только предпосылкой, но и следствием разделения труда в историческом плане и специализированного образования в плане индивидуального развития, так и развитие общей одаренности существенно определяется всесторонним в подлинном смысле слова политехническим обучением и всесторонним развитием личности. Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство. Это положение относится как к взаимоотношению общих и специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению общей одаренности и специальных способностей. Наличие специальной способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности. Общая одаренность и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность без ярко выраженных, оформившихся специальных способностей и бывают также специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность. Взаимоотношение общей одаренности и специальных способностей для разных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одаренностью. Чем менее специфически "технический" характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантов со значительными способностями виртуозов - исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью.

Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализированно развивается и одаренность. Одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. Способности складываются в процессе развития; в процессе развития происходит специализация одаренности, в одном случае - меньшая, в другом - большая; у одних - более, у других - менее равномерная, в зависимости от направления и характера обучения - более односторонне специализированного или более всестороннего, политехнического, более или менее совершенного. В результате у одного человека можно констатировать общую даровитость, которая проявляется по разным направлениям, при отсутствии специализированного таланта; у другого способности в одном каком-нибудь направлении оформились как уже определившийся талант. Более раннее и успешное развитие одной способности, опередившее развитие остальных, создает новые предпосылки - путем привлечения интереса к данной области, особенно успешного продвижения в ней - для дальнейшего развития способности, которая более или менее значительно и ярко выступает у данного человека. У третьего, наряду с одним особенно ярко выявившимся и уже оформившимся талантом, отчетливо наметился второй; развитие идет преимущественно по двум основным руслам. Отношение между общей одаренностью и специальными способностями не является, таким образом, каким - то статическим отношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития. В процессе развития возникает не только тот или иной уровень, но и та или иная - более или менее значительная, более или менее равномерная - дифференциация или специализация способностей. Конкретное отношение между общей и специальной одаренностью или общими и специальными компонентами одаренности человека, их различие и единство складываются в процессе развития и в процессе развития изменяются. Развитие специальных способностей, специфический профиль одаренности каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития. Само развитие специальных способностей является сложным процессом. Каждая способность имеет свой путь развития, в ходе которого она дифференцируется, формируется и отрабатывается. Для каждой из них конкретно, по - иному, специфично ставится и вопрос о роли природных предпосылок; для музыкального дарования, например, в котором существенную роль играют качества слуха, природные предпосылки имеют иное значение, чем для теоретических способностей в области науки. Специфичность пути развития специальных способностей сказывается и на времени их выявления. Можно эмпирически установить определенную хронологическую последовательность выявления творческих способностей. Рано проявляются дарования в искусстве, прежде всего в музыке. Поэтому существенное значение имеет забота о выявлении и развитии юных художественных дарований, в частности дарований музыкальных. Примерами очень раннего проявления музыкального творчества могут служить трехлетний В. А. Моцарт, четырехлетний Ф. И. Гайдн, пятилетний Я. Л. Ф. Мендельсон, С. С. Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет, Ф. Шуберт - в 11 лет, К. М. Вебер - в 12, Л. Керубини - в 13 лет. Но, за совсем редкими исключениями, самостоятельное творчество, имеющее объективное значение, проявляется лишь к 12 - 13 годам. В пластических искусствах призвание и способность к творчеству проявляются несколько позже - в среднем около 14 лет. У С. Рафаэля и Ж. - Б. Греза они проявились в 8 лет, у А. Ван Дейка и Джотто - в 10 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет. В области поэзии склонность к стихосложению проявляется очень рано, но поэтическое творчество, имеющее художественную ценность, обнаруживается несколько позже. Вне области искусства, где творчество проявляется раньше, чем в науке, наиболее ранним является техническое изобретательство. Ж. В. Понселе, будучи 9 лет, разобрал часы, которые он купил, чтобы изучить их устройство, и потом собрал их как следует. Френель в том же возрасте посредством настоящих опытов нашел, при какой длине и каком калибре снаряд из игрушечных пушек летит всего дальше. В научной области творчество вообще проявляется значительно позже, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выявляются математические способности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Понятие «одаренность» и ее признаки……………………………………..….3

2.Виды одаренности……………………………………………………………... 5

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………....13

Введение

Среди самых интересных и загадочных качеств человека одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Одаренность - понятие относящееся к общей психологии и указывающее на высокий уровень задатков, склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокого уровня интеллектуального развития индивида.

Проблемы ее диагностики и развития остаются актуальными на протяжении многих столетий. Интерес к ней и в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено потребностью современного общества в неординарной творческой личности.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности к нестандартному поведению. Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

В развитие отечественной психологии по проблеме способностей и одаренности внесли большой вклад работы Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, Н.С Лейтеса, Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской.

Цель работы: изучить понятие и структуру одаренности.

Задачи:

1. Охарактеризовать понятие «одаренность» и ее признаки.

2. Рассмотреть виды одаренности.

1.Понятие «одаренность» и ее признаки

Мало найдется в психологии проблем, которые по количеству исследований, так или иначе ее касающихся, могут сравниться с проблемой одаренности. Львиная доля всех существующих тестов посвящена определению уровня интеллектуального развития, а потому априори имеет дело с одаренностью. В то же время в сфере сущностного определения понятия дело далеко неоднозначно. Во многом такое положение обусловлено тем, что здесь встречаются несколько глобальных психологических проблем, которые до сих пор не имеют даже приблизительной трактовки в психологии.

Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна. Он формулирует его так: «Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни». Данное определение подверглось критике, в частности, со стороны английского психолога Ч.Спирмена, который направил свои возражения против «приспособления» и теологичности штерновского определения. Несмотря на это, определение В. Штерна остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности.

Существуют предельно противоположные взгляды на сам феномен одаренности:

Одаренность проявляется в первые 10-15 лет жизни, ее можно определить только по реальным результатам жизнедеятельности личности.

Одаренность является результатом внутреннего саморазвития личности и реализуется независимо от влияния окружения - одаренность это лишь потенциальная возможность, ее реализация напрямую зависит от общественной стимуляции.

Поскольку для подтверждения правильности каждого из вышеупомянутых взглядов приводится множество достаточно веских аргументов, следует рассмотреть возможность существования двух внутренне различных явлений - одаренности-потенции и одаренности-реализации. Если со второй одаренностью все более-менее ясно (одаренный человек прошел свою жизнь, правильно использовав предоставленные ему интеллектуальные возможности и достиг высоких результатов в той деятельности, которая им была выбрана), то первая одаренность - одаренность-потенция ставит перед исследователями ряд существенных вопросов, и в первую очередь - как определять одаренных детей, и что с ними делать. И здесь на первый план выступает вопрос, что считать признаками одаренности.

Большинством исследователей в качестве признаков одаренности выделяются такие:

1.Повышенная познавательная активность (А. М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Р. А. Семенова-Пономарева, Г. Уолберг, С. Рашер, Дж. Пакерсон).

2.Способность длительное время концентрировать внимание на проблеме и поисках ее решения (Л. И. Туктаева, Ю. Гильбух, А. М. Матюшкин, Р. А. Семенова-Пономарева).

3.Повышенный уровень умственного развития (Ю. Гильбух, Р. А. Семенова-Пономарева).

4. Повышенная потребность в умственных нагрузках, способность получать удовольствие от процесса поиска решения задач (Л. И. Туктаева, Ю. Гильбух, Н. С. Лейтес).

5.Раннее осознание целей своей деятельности (Ю. Гильбух, Г. Уолберг, С. Рашер, Дж. Пакерсон, Р. Экберт).

6.Раннее овладение знаниями в избранной специальности.

7.Выявление высокого интеллекта, способности мыслить, хорошая память уже в раннем детстве (Ю. Гильбух, Р. А. Семенова-Пономарева, Г. Уолберг, С. Рашер, Дж. Пакерсон).

8.Ярко выраженная независимость, предпочтение индивидуальной работы групповой, индивидуализм (Ю. Гильбух).

9.Чувство самоуважения, осознание творческой силы и умение контролировать себя (Ю. Гильбух).

10.Уже в раннем детстве попытки дружить и контактировать со взрослыми и детьми значительно старше себя.

11. Эмпатия, способность понимать чувства и потребности других людей (А. М. Матюшкин, Е. Торранс, Л. Холл).

12. Высокая сензетивнисть к новизне стимула (А. М. Матюшкин).

13.Способность к предвидению, глубинному прогнозированию, развитые фантазия, интуиция, желание увидеть проблему под необычным углом зрения (А. М. Матюшкин, Л. И. Туктаева).

14.Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки (А. М. Матюшкин).

15.Способность выйти за рамки задачи (Д. Б. Богоявленская, Л. И. Туктаева).

Наиболее признанные исследователями признаки явно указывают на наличие трех групп факторов, влияние которых прослеживается в характеристиках большинства одаренных личностей. Это физиологические факторы одаренности, психологические и социальные факторы. Внутренняя взаимосвязь между ними продолжает оставаться недостаточно изученной и требует дальнейших исследований.

2. Виды одаренности

Отечественные и зарубежные ученые по-разному подходят к решению проблемы определения видов одаренности.Существует общая и специальная одаренность.Различают одаренность техническую, научную, музыкальную, поэтическую, художественную, артистическую и др. Высокими уровнями одаренности является талант и гениальность.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

Талант - это высокий уровень развития специальных способностей; совокупность таких способностей, позволяющих получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Уже в детском возрасте могут оказаться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и тому подобное. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной степени зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в самых разнообразных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой оказывается в пристрастии к избранному делу.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особым, присущим только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен необходимости в творчестве.

Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, воплощается в творчестве, что имеет историческое значение для жизни общества.

Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая производительность, овладевания культурным наследием прошлого и одновременно решительно преодоления старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Поскольку одаренность проявляется в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, перцептивную, интеллектуальную одаренность и тому подобное.

Антинаучными являются фаталистические взгляды на одаренность как свойство, якобы присущее лишь немногим «избранным» индивидам.

Для психологии важны разработка теории одаренности как целостного и системного проявления личности, а также изучение особенностей реализации одаренности в различные возрастные периоды жизнедеятельности человека, его индивидуальных различий.

Одаренность является сплавом врожденного и приобретенного индивидом. Человек существо социальное, его психика как целостное образование опосредована трудовой деятельностью, воспитанием, общением с другими. Все эти социальные факторы оказывают решающее влияние на формирование и яркие проявления одаренности личности.

Так, например, принято считать, что одаренный ребенок - это ребенок, который обладает очевидными, иногда выдающимися достижениями в определенном виде деятельности, интенсивность выражения, яркость которых выделяет его среди сверстников.

Но многие психологи считают, что одаренность конкретного ребенка в значительной степени условная характеристика. Не исключено, что признаки одаренности, которые проявляются в дошкольном детстве, могут постепенно угаснуть, и наоборот, одаренность может проявиться на новых этапах. Поэтому более целесообразно, правильно с психологической и педагогической позиций в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» применять понятие «признаки одаренности ребенка».

Как правило, когда речь идет об одаренных, то обычно имеют в виду и проявляют заботу по отношению к детям с признаками одаренности в интеллектуальной сфере, иногда - в области искусства. Между тем в последнее время выявлено уже довольно значительное разнообразие видов человеческой одаренности. В их числе интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная, а также социальная, которые проявляются уже в дошкольном периоде. Последняя разновидность одаренности - социальная (лидерская, коммуникативная) - пока еще мало изучена.

Специальные исследования доказывают, что конец раннего детства, дошкольный период - годы, когда социальная одаренность и коммуникативные способности начинают проявляться и развиваться. В дошкольном возрасте для этого есть много предпосылок. В этот период активно развиваются самосознание, потребность в общении, возникают новые его виды, в том числе внеситуативно-личностные; развиваются познавательные процессы (в том числе социальная перцепция - значимая составляющая в структуре социальных способностей). В эти годы происходят и другие существенные изменения в эмоциональной сфере: развиваются социальные эмоции и чувства, появляется «эмоциональное увлечение» и связанная с ним деятельность эмоционального воображения.

Благодаря исследованиям таких психологов как Д. Богоявленская,

Д.Гилфорд, П. Торренс начали различать и выделять интеллектуальную и творческую одаренность. Как отмечает А. Загребельная, структура интеллектуальной одаренности включает совокупность психических свойств и индивидуальный психологический опыт.

К психическим свойствам относят: интеллектуальные способности, интеллектуальный контроль, интеллектуальные критерии форм индивидуального психологического опыта, когнитивные психические структуры, базу знаний человека, субъективное ментальное пространство .

Раскрытием проблемы творческой одаренности занимались психологи: Д. Богоявленская, Ю. Гильбух, А. Ковалев, В. Моляко, А. Матюшкин и др. Так, А. Матюшкин определил такую структуру творческой одаренности:

доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, отображающаяся в нахождении нового, в постановке и решении проблемы; возможности достижения оригинальных решений; возможности прогнозирования; способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, моральные и интеллектуальные оценки . Вообще, ученый связывает одаренность с особенностями творческой деятельности.

А. Моляко, исследуя проблему творческой одаренности, выделил в системе творческого потенциала следующие компоненты: задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, а также в динамичности психических процессов; интересы, их направленность, частота и систематичность, доминирование познавательных интересов; любознательность, создание нового, склонность к решению и поиску новых проблем; скорость освоения новой информации; склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям; проявления общего интеллекта - понимание, скорость оценок и выбора пути решения; эмоциональность отдельных процессов; целеустремленность, решительность, систематичность в работе;

умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; интуитивизм - способность к проявлению неосознаваемых прогнозов, решений; способности к выработке собственных стратегий.

Поддерживая идею указанных ученых по классификации типов одаренности, исследователи В. Чудновский и В. Юркевич отмечают, что проведенные наблюдения и эксперименты свидетельствуют о том, что творческие и интеллектуальные типы одаренности проявляются очень рано .

Г. Тарасова умственную одаренность разделяет на академическую и творческую, а также определяет признаки различных видов умственной одаренности. Так признаки академической одаренности - это необычный интерес к предмету; концентрирование внимания к систематизации; полная отдача сил, энергии достижению высоких результатов в области своего научного интереса, понимание причинно следственных связей, обеспечивающих его развитие; желание пополнить недостаточность информации путем экставертности (общение с людьми с широкой эрудицией) или интравертности (работа с учебной или популярной

литературой, видеоматериалами, системы Интернет), что связано с тяготением к логическим умозаключениям, абстрактным понятиям, классификации, проявление готовности участвовать в мероприятиях, которые позволяют проверить свои возможности; доведение начатого дела до конца .

Признаки творческой одаренности: проникновение в суть вещей и явлений при ознакомлении с новой информацией; стремление исследовать новое; тяготение к изобретательности, импровизации, желание участвовать в мероприятиях, которые дают возможность самоутвердиться; не заучивание фактов, а пользование справочниками; направленность интенсивной умственной работы на интерпретацию информации, выработку новых идей и вариантов; проявление стремления к поиску причин и их объяснению, дивергентность мышления, с помощью которого продуцируются оригинальные идеи, .

Г. Тарасова обращает внимание на роль различных компонентов в деятельности академически и творчески одаренной личности: относительно мотивационного компонента – у творчески одаренных людей высокая внутренняя мотивация познавательной деятельности направлена на стремление к новизне. У академически одаренного человека высокая внутренняя мотивация познавательной деятельности направлена на учебные достижения, стремление к похвале и признании.

Относительно когнитивного компонента: и те, и другие способны накапливать большой объем информации, однако люди с академической одаренностью пытаются крепко запомнить, а творческие - информацию используют в данный момент, а затем отсеивают все ненужное и выбрасывают из памяти.

В. Щорс различает такие виды одаренности:

Художественная одаренность.

Творческая одаренность.

Социальная одаренность - это исключительная способность выстраивать

долговременные конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Интеллектуальная и академическая одаренность. Общие черты

интеллектуальной одаренности: острота мышления; наблюдательность;

исключительная память; оказывающая выраженную и разностороннюю любознательность; долговременные занятия одним делом; легкость в обучении, умение хорошо излагать свои мысли; демонстрация способностей к практическому получению знаний; исключительные способности к решению задач.

Двигательная или спортивная одаренность.

Названные выше виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и внешнего окружения человека .

А. Кульчицкая считает, что основу одаренности составляют способности к конкретной профессиональной деятельности (специальная одаренность) и общие психические качества высокого уровня развития: сенсорные, интеллектуальные, волевые (общая одаренность) .

В поддержку мысли А. Кульчицкой по общей одаренности Н. Лейтес отмечает: «К общим способностям принадлежат прежде всего свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями, совокупность которых принято называть общей одаренностью ».

С. Олексюк придерживается мнения о существовании таких видов одаренности: интеллектуальной, творческой, академической .

Заключение

Таким образом, обзор теоретических представлений отечественных и зарубежных исследователей относительно содержания понятия «одаренность» свидетельствует о разнообразии интерпретаций этой дефиниции. До сих пор нет единого и общепринятого определения этого понятия.

Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всей жизнью личности и потому проявляется на разных этапах ее развития.

Одаренность выражает внутренние задатки и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотнесении с требованиями, которые предъявляет эта деятельность.

В психологическом учении о личности одаренность является важной составляющей общей структуры личности. Она связана с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития личности в процессе ее воспитания и общественно-практической деятельности.

Анализ работ исследователей свидетельствует также и о том, что не существует единого мнения относительно определения видов одаренности.

В ходе данной работы дана характеристика понятия «одаренность», рассмотрены ее признаки и виды.

Список литературы

1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 320 с.

2.Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: Изд-во «Открытый университет», 2005. - Глава 3. - С. 88-150.

3.Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: «Феникс +», 2009. - 512 с.

4.Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.Ы. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-432с.

5.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2009.-254с.

6.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.: Школа-пресс, 2003.-97с.

7.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 29-33.

8.Психология развития: учебник / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Маркотина, Т. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской - М.: Академия, 2009.-528с.

9.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. - М.: Логос, 2006. - 320 с.

10.Юркевич В.С. Одаренность: подарок судьбы или испытание? // PsyJournals. - 2010. - № 2.

Представления об одаренности формировались в общественном сознании тысячелетиями. Еще в древности умы философов занимал вопрос о природе гениальности и о том, чем обусловлена разница между выдающимся творцом и простым человеком. В философских трактатах времен античной культуры гением (лат. genius - дух) называли человека, наделенного божественным духом. Понимание божественной силы как источника гениальности бытовало на протяжении многих веков. Только в XVIII в. складывается представление о гениальности как о внутренней творческой способности личности.

В начале XX в. благодаря американскому психологу Г. Уипплу появился термин «одаренность», которым он обозначил учащихся со «сверхнормальными способностями» . Данный термин тогда применяли к людям, имеющим исключительные интеллектуальные способности. Однако уже к началу 1930-х гг. стало ясно, что таланты не ограничиваются только интеллектуальной сферой. Поэтому одаренность стали понимать как способность осуществлять эффективно (с хорошими результатами при минимуме усилий) любую человеческую деятельность.

В это же время произошло окончательное утверждение психологии в качестве самостоятельной науки, что обусловило появление фундаментальных исследований природы одаренности как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно активно данная проблема разрабатывалась в США (Дж. Гилфорд, Дж. С. Рензулли, Р. Дж. Стренберг, А. Дж. Таннен- баум), Великобритании (Ф. Гальтон, Ч. Спирмен), Германии (К. Клюге, К. Хеллер), а также отдельными представителями других стран (А. Вине, Р. Милгрем, Ф. Монке, А. Стеценко). Значительный вклад в изучение одаренности и понимание этого феномена был сделан российскими учеными Б. Г. Ананьевым, Д. Б. Богоявленской, А. В. Бруш- линским, В. Н. Дружининым, Н. С. Лейтесом, А. М. Матюшкиным, С. Л. Рубинштейном, А. И. Савенковым, Б. М. Тепловым, М. А. Холодной, В. Д. Шадриковым, В. С. Юркевич и др.

За столетнюю историю исследования одаренности в мировой психо- лого-педагогической науке появилось множество теорий и концепций. При этом все ученые единодушно отмечают тот факт, что вопрос одаренности по-прежнему остается остро дискуссионным.

Сложившуюся ситуацию наглядно характеризует Д. Б. Богоявленская: «Общепризнано отсутствие единого научно обоснованного понятия одаренности. Даже в психологической литературе часто приходится встречаться с чисто интуитивным представлением или иллюзией четкого понимания природы творческих способностей и одаренности» .

Отсутствие общей теории одаренности, основанной на надежных и достоверных научных и практических результатах, приводит к наличию в науке широкого спектра точек зрения, нередко противоречащих друг другу. Таким образом, каждый педагог дополнительного образования, работающий с одаренными детьми, вынужден самостоятельно определять свою позицию среди многообразия разноречивых положений и подходов к данному феномену, ведь выбор методов выявления и развития одаренных детей напрямую связан с исходной концепцией одаренности.

В целях преодоления неоднородности и разнонаправленное™ научных взглядов на природу детской одаренности и формирования единого теоретического и методического основания для решения ключевых вопросов педагогической практики в данной области по заказу Министерства образования Российской Федерации отечественными педагогами и психологами была разработана Рабочая концепция одаренности (РКО) .

В создании этого документа приняли участие представители Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ (Д. б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. Д. Шадриков, В. С. Юркевич и др.). Рабочая концепция одаренности отражает общую позицию ведущих российских специалистов по проблеме одаренности, обобщает результаты фундаментальных отечественных исследований в области психологии одаренности и современные тенденции развития мировой науки в данном вопросе, определяет основные принципы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Для организации практической деятельности педагогу дополнительного образования необходимо определить такие понятия, как «одаренность», «одаренный ребенок», признаки одаренности, виды одаренности, особенности одаренных детей.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .

На первый взгляд данное определение кажется сложным, поэтому проанализируем его основные смысловые акценты.

Во-первых, одаренность в нем трактуется как системное качество психики, т.е. в совокупности всех составляющих психической сферы: интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной. Таким образом, данное определение расходится с общепринятым представлением об одаренности как о высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка. Кроме того, отечественная психология рассматривает одаренность как интегральное образование иного порядка и качества, а не просто как результат сложения психических компонентов.

Во-вторых, в определении прогнозируется возможность развития этого качества в течение всей жизни человека, что предполагает необходимость целенаправленной работы педагогов с одаренными детьми на всех этапах развития и образования, активную деятельность самого ребенка, а в будущем и взрослого человека по саморазвитию.

В-третьих, в данной трактовке одаренности указывается лишь на возможность достижения человеком более высоких результатов по сравнению с другими людьми. Следовательно, наличие одаренности само по себе еще не гарантирует получения высоких результатов и достижений. В то же время само слово «возможность» окрыляет ребенка, его родителей, педагогов и позволяет им предвидеть перспективы своей деятельности.

В-четвертых, согласно рассматриваемому определению одаренность может проявляться в одном или в нескольких видах деятельности. Это значит, что тезис, согласно которому талантливые люди талантливы во всем, не всегда верен, и нельзя измерять степень одаренности количеством видов деятельности, в коих может быть успешен каждый отдельно взятый человек. Проявляя незаурядные способности в какой- либо одной области, ребенок может показывать очень посредственные и невысокие результаты в других.

Таким образом, определение, предложенное в РКО, обобщает и систематизирует основные точки зрения отечественных психологов на природу одаренности и отражает современное понимание российскими учеными данного феномена. Определение одаренного ребенка также дано в РКО.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности .

Для педагога дополнительного образования особенно важным здесь является указание на возможность существования у ребенка скрытых, невыявленных талантов. Детей с очевидными способностями, явно выделяющихся среди сверстников своими успехами и демонстрирующих стабильно высокие результаты в определенных областях, заметить несложно. Они у всех на виду, с ними все хотят работать, их постоянно привлекают к участию в различных олимпиадах и конкурсах. Однако педагог должен быть мудр и прозорлив и предполагать внутренний потенциал у многих своих подопечных, именно поэтому особого внимания к себе требует каждый ребенок. Не случайно существуют две крайние точки зрения на детскую одаренность:

  • 1) все дети являются одаренными, и при создании благоприятных условий любого здорового ребенка можно развить до уровня одаренности;
  • 2) одаренные дети встречаются крайне редко, это явление уникальное.

В ежедневной практической работе каждый педагог дополнительного образования занимает собственную позицию в данном вопросе, которая расположена между этими двумя крайними точками с определенной степенью тяготения к одной из них. В РКО указанная альтернатива снимается следующим тезисом: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей .

Однако наиболее продуктивным для педагогической деятельности, отвечающей гуманистическим идеям, представляется подход, рассматривающий каждого ребенка как уникальное творение природы и авансирующий всем детям наличие тех или иных способностей. Правда, такая точка зрения ведет к определенной степени условности оценки одаренности конкретного ребенка, где за одаренность часто принимаются специфические особенности детского возраста. Эти возрастные особенности выделены и охарактеризованы в РКО. Отметим наиболее важные из них.

  • 1. В качестве детской одаренности выступают закономерные проявления возрастного развития. Каждый детский возраст имеет определенные предпосылки для развития тех или иных способностей. Так, известно, что дошкольный возраст является сензитивным для усвоения языков, а подростки отличаются предрасположенностью к различным формам литературного творчества. Ускоренное развитие некоторых психических функций в определенном возрастном периоде иногда создает видимость одаренности.
  • 2. Детскую одаренность трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни и развития конкретного ребенка. При равных способностях дети из семей с высоким социально-экономическим статусом, к образованию и развитию которых близкие прилагают особые усилия, будут показывать более высокие результаты, чем их сверстники, находящиеся в других условиях жизни.

Исходя из этого, в практической работе рекомендуется вообще избегать определения статуса какого-либо ребенка как одаренного. Авторы РКО предлагают в педагогической деятельности использовать понятие признаки одаренности ребенка (или ребенок с признаками одаренности). Даже если мы встречаемся с явной детской одаренностью, не может быть полной уверенности в том, что это постоянный дар. При всех ранних достижениях ребенка нет гарантий, что он станет талантливым взрослым. Под влиянием возрастных изменений, обучения и воспитания, социального развития проявления одаренности могут угаснуть или вообще исчезнуть, поэтому выражение «признаки одаренности» более гибкое и точное. Признаки могут свидетельствовать о каких-то чертах одаренности, указывать на что-то предполагаемое. Признаки могут быть, а собственно одаренность не проявиться.

По каким же признакам педагог дополнительного образования может идентифицировать одаренного ребенка? Большинство практиков ответит на данный вопрос не задумываясь, ведь таких детей чаще всего можно выявить простым методом педагогического наблюдения. Одаренного ребенка отличают богатство словарного запаса, оригинальность мышления, быстрота и точность выполнения умственных операций, ранняя увлеченность какой-либо сферой деятельности (музыкой, спортом, живописью и т.д.), любознательность и высокая познавательная активность, успешность усвоения учебного материала, способность к творчеству. Наблюдение за деятельностью ребенка и анализ выполняемых им действий позволяют увидеть и понять природу его таланта.

В РКО признаки одаренного ребенка раскрываются через два основных аспекта его поведения: инструментальный, характеризующий способы деятельности, и мотивационный, отражающий отношение ребенка к своей деятельности и окружающей действительности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан такими признаками:

  • 1) наличие специфических стратегий деятельности - быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; изобретение новых способов решения поставленных задач; выдвижение новых целей деятельности, ведущее к новому видению ситуации и появлению неожиданных идей; выход за пределы требований, новаторство, открытие новых приемов и закономерностей;
  • 2) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности делать все по-своему;
  • 3) особый тип организации знаний - высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в многообразии связей; свернутость знаний в определенной области при одновременной их готовности развернуться в нужный момент для поиска необходимого решения и т.п.;
  • 4) своеобразный тип обучаемости - скорость и легкость обучения, а иногда замедленный темп обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний; способность к самообучению и т.д.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:

  • 1) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности, сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия;
  • 2) повышенная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности;
  • 3) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо делом;
  • 4) предпочтение противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
  • 5) высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Поведение одаренного ребенка не обязательно должно соответствовать всем перечисленным признакам. Инструментальные и особенно мотивационные поведенческие признаки одаренности вариативны, а порой и противоречивы в своих проявлениях. При этом следует помнить, что психологические особенности детей, являющиеся признаками одаренности, не обязательно станут порождающими ее факторами. Феноменальная память, чрезвычайная наблюдательность, абсолютный слух и т.п. сами по себе не гарантируют наличие особого таланта. История знает немало примеров, когда даже очень способные люди не достигали выдающихся успехов.

Пример

Композитор А. К. Глазунов обладал чрезвычайно развитым слухом и великолепнейшей музыкальной памятью, удивлявшей даже гениев. Но качество его опусов по силе композиторской фантазии и музыкально-эстетической новизне значительно уступало произведениям многих современников, в частности сочинениям С. В. Рахманинова или А. Н. Скрябина, которые не блистали такими ошеломляющими, экстраординарными слуховыми способностями. А. К. Глазунов так и остался крупным мастером, выдающимся музыкантом, не поднявшимся, однако, до уровня гениальности. Недостаток оригинальности в работе творческой фантазии А. К. Глазунова нельзя было компенсировать выходящими из ряда вон слуховыми данными 1 .

Тем не менее наличие даже одного из указанных признаков должно стать сигналом для повышенного внимания педагога дополнительного образования к деятельности ребенка и поводом для организации специальной работы по развитию выявленных способностей.

В РКО выделяются также качественный и количественный аспекты одаренности. Качественные характеристики выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности, а количественные позволяют описать степень их выраженности. На основе этих характеристик авторы РКО определяют критерии для систематизации видов одаренности. Таким образом, учитывая различные классификации видов одаренности, можно представить их в сводной таблице (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Виды одаренности 2

  • 1 Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. С. 132.
  • 2 См.: Байбородова Л. В., Симановский А. Э., Яковлева М. А. Организация работы с одаренными детьми в сельской школе: учеб.-метод, пособие. Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. С. 29.

Критерии

выделения

Виды одаренности

лектуальная,

эмоциональная,

мотивационноволевая)

В познавательной деятельности:

Интеллектуальная одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.

В художественно-эстетической деятельности:

  • хореографическая;
  • сценическая;
  • литературно-поэтическая;
  • изобразительная;
  • музыкальная.

В коммуникативной деятельности:

  • лидерская;
  • аттрактивная.

В духовно-ценностной деятельности:

Одаренность в создании новых духовных ценностей и служении людям

Степень сформи-

рованности

одаренности

Актуальная - психологическая характеристика ребенка, отличающегося более высоким уровнем выполнения деятельности по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная - психологическая характеристика ребенка, который имеет определенные психические возможности для высоких достижений, но не может реализовать свой потенциал в данный момент

Форма проявления одаренности

Явная - обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях.

Скрытая - проявляется в атипичной, замаскированной форме и не замечается окружающими

Широта проявлений в различных видах деятельности

Общая - проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.

Специальная - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка, спорт, поэзия, математика и т.д.)

Особенности возрастного развития

Ранняя - примером являются дети дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-то определенном виде деятельности, которых называют вундеркиндами («чудесный ребенок»).

Поздняя

В практической работе педагогу дополнительного образования важно помнить, что одаренность представляет собой сложное и многомерное явление, системное качество психики, поэтому каждый вид одаренности предполагает одновременное включение и других видов. См.: Рабочая концепция одаренности / [под ред. Д. Б. Богоявленской]. 2-е изд.,расш. и перераб. М., 2003.

  • Рабочая концепция одаренности. С. 7.
  • Рабочая концепция одаренности. С. 8.
  • Введение

    1.1 Исследования детской одаренности учеными психологами

    1.2 Основные составляющие детской одаренности

    1.3 Виды детской одаренности

    Глава 2. Технология социально-педагогической поддержки одаренного ребенка

    2.1 Изучение условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении

    2.2 Анализ полученных данных по изучению условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении

    Заключение

    Литература

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Введение

    Актуальность . Современные тенденции общественного развития со все большей очевидностью показывают кризисное состояние как материальной, так и духовной сферы жизни. И если кризис материального производства рано или поздно будет преодолен в силу действия ряда объективных законов, то процесс духовного возрождения общества представляет собой длительный эволюционный путь, затрагивающий в конечном итоге каждого человека. Именно самоценность личности, ее уникальность и неповторимость должны культивироваться с полной определенностью и настойчивостью во всех государственных и общественных учреждениях. И в этом роль системы образования нельзя недооценивать. Поэтому совсем не случайно концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности .

    Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей .

    Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника. Примерно 15% одаренных учащихся школа считает «трудными». Однако даже при использовании научно обоснованного подхода при выявлении одаренных детей возникает следующий вопрос - что с ними делать, какие способы применить для развития потенциала личности.

    У одаренного ребенка много социально-психологических проблем: в сфере общения и поведения, внутриличностном состоянии. Длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения важных психологических потребностей приводит к апатичности, вялости, незаинтересованности в контактах, в асоциальном и агрессивном поведении, уходом в мир своих грез, в низкой учебной мотивации одаренного ребенка. Результаты скрининга затруднений интеллектуально одаренных младших школьников, проводимые на протяжении четырех учебных лет, указывают на рост неблагополучия в школьной социальной среде.

    Разрешение затруднений одаренного ребенка возможно лишь при условии своевременного выявления одаренности и обеспечения условий для максимального развития таланта и способностей такого ребенка всеми субъектами учебно-воспитательного процесса с одной стороны, а с другой стороны - сохранения психического здоровья и комфортного положения одаренного ученика в детском коллективе .

    С одаренностью ребенка в школе педагог-психолог обычно встречается в двух ситуациях: «благополучная» одаренность и одаренность как проблема ребенка и (или) окружающих его людей. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество сложных социально-психологических и внутриличностных противоречий.

    Целью данной курсовой работы является: изучить сущность социально-педагогической поддержки одаренного ребенка в дошкольном учреждении.

    Задачи :

    1. Раскрыть сущность понятия детской одаренности.

    2. Проанализировать основные составляющие детской одаренности.

    3. Показать содержание социально-педагогической поддержки детей в ДУ.

    Объект исследования : художественно-изобразительная одаренность детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования : процесс социально-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с художественно-изобразительной одаренностью.

    Гипотеза : воспитатель является главным действующим лицом в процессе социально-педагогической поддержки одаренного ребенка в дошкольном учреждении.

    Глава 1. Понятие детской одаренности

    1. 1 Исследования детской одаренности учеными психологами

    Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент.

    Одним из пионеров экспериментального подхода к изучению проблемы гениальности был выдающийся английский антрополог сэр Френсис Гальтон. Он, безусловно, заслужил почетное право на особое место в истории психологии гениальности.

    Френсис Гальтон (1822-1911) родился в семье английских аристократов, получил прекрасное медицинское и биологическое образование. По свидетельству биографов, в детстве был одаренным ребенком. Его выдающиеся способности и поразительная широта интересов дали удивительные результаты. Ф. Гальтон оставил заметный след не только в психологии, но и во многих областях научного знания: географии, метеорологии и даже в криминалистике. По свидетельству современников, огромное впечатление на Ф Галътп на произвел труд его двоюродного брата Чарльза Дарвина «Происхождение видов», благодаря чему он увлекся проблемой наследования таланта.

    Ф. Гальтон первым попытался доказать, что гениальность - результат действия наследственных факторов. Его книга «Наследственность таланта; ее законы и последствия» стала одним из самых популярных психологических трудов второй половины XIX века. Аргументы Ф. Гальтона Основаны на результатах статистического анализа биографических фактов представителей английской социальной элиты.

    Он обследовал 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений лежит, по его мнению, в самом человеке и передается биологическим путем, из поколения в поколение. Гениальный человек - продукт гениального рода.

    Евгеника

    Дальнейшая разработка проблемы наследования таланта привела Ф. Гальтона к заключению о необходимости искусственного поддерживания и даже совершенствования интеллектуального потенциала в человеческом сообществе. Для этого естественный отбор в человеческом обществе должен, по его утверждению, уступить место искусственному отбору. Иначе говоря, люди должны упорядочить собственное размножение.

    Ф. Гальтон прямо заявлял о том, что со времен Афинской цивилизации человечество деградирует из-за беспорядочного размножения. Человеческому виду, считал он, следует заняться своим улучшением и для этого искусственно поддерживать воспроизводство людей, обладающих желательными качествами, и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых и т.п.

    Для решения этих задач им была создана специальная отрасль знаний - евгеника (от греческого - рождение более лучших). Специалисты её области биологии подчеркивают, что евгеника не тождественна медицинской генетике. Основная задача медицинской генетики - изучение механизмов наследования, в то время как евгеника разрабатывает, в первую очередь, проблемы искусственнойселекции применительно к человеку.

    И при жизни, и после нее у Ф. Гальтона не был недостатка в противниках, но, какой бы критике ни! подвергали его теорию, практически все исследователи признают его приоритет в деле «очеловечивания природы гения». Главной причиной величайших духовных свершений после исследований Ф. Гальтона признавалось уже не какое-то высшее существо, не слепая судьба, а факторы, которые можно экспериментально исследовать, прогнозировать, целенаправленно развивать.

    До сих пор всем нам часто приходится слышать о тестировании на интеллект. Как соотносится идеяэтого тестирования с современными представлениями об одаренности? Ответ на этот вопрос можно найти, обратившись к истории психологии.

    Период интенсивной разработки идеи интеллектуальной одаренности охватывает время от начала до второй половины XX века. И в науке и в быту существует множество трактовок понятия интеллект, но, несмотря на это, термин интеллектуальная одаренность в психологии приобрел относительно ясный смысл и тесно связан с пониманием, сформировавшимся в результате развития специальной области психологии - психометрии. Особое место в разработке этой отрасли психологии принадлежат: французскому ученому Альфреду Бине.

    В 1904 году во Франции по заданию министра общественного права была сформирована комиссия для разработки тестов по определению уровня умственной отсталости ребенка. Эти тесты должны были стать основанием для оценки степени задержки в умственном развитии и принятия решения о дальнейшем обучении этого ребенка, что позволило бы детям с умственными расстройствами получать адекватное образование. Французский ученый Альт фред Бине совместно со своим коллегой Теофилом Симоном разработал тесты, удовлетворявшие требованиям комиссии.

    Одна из основных задач психологической науки о человеке – это изучение способностей (качеств). Психология способностей, одаренности, творчества остается до сих пор неясной. Но вместе с тем выявлены некоторые закономерности развития способностей, методы диагностики, позволяющие организовать обучение учащихся, профессиональную деятельность работников с учетом принципа индивидуальности.

    Проблема способностей в зарубежных исследованиях

    Психология способностей как самостоятельная научная область имеет своих основателей. Зарубежная психология представлена такими учеными, как Ф. Гальтон, А. Бине, Т. Симон, Д. Векслер, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл. История экспериментального исследования индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях начинается с работ Френсиса Гальтона. Ученый полагал, что интеллектуальные возможности обусловлены биологической природой человека, а талант – наследственная черта, проявляющаяся в ряде поколений. Ф. Гальтоном разработаны метод анализа образной памяти, ассоциативный метод, исследованы феноменология восприятия, способности к визуализации представлений, ассоциативные способности. Существенную роль в экспериментальном исследовании развития умственных способностей сыграли Альфред Бине и Теодор Симон. Работая в Комиссии по изучению методов обучения умственно отсталых детей во французских школах, А. Бине и Т. Симон в 1905 г. создали шкалу измерения интеллекта, которая включала 30 заданий в порядке возрастания трудности. А. Бине и Т. Симон ввели понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития, который определяется генетическим фактором. Исследования А. Бине и Т. Симона привели Давида Векслера к разработке теста интеллектуальных способностей, стандартизированного для взрослого населения. Первая версия шкалы измерения интеллекта (Векслер–Бельвью) вышла в 1939 г.

    Р. Кеттелл определил два компонента в работе интеллекта: первый обусловлен биологической природой головного мозга и в целом нервной системой, второй – влиянием культурной среды. Джой Пол Гилфорд предпринял попытку математического построения модели творческой личности. В результате двадцатилетних исследований Дж. Гилфорд пришел к созданию кубической модели структуры интеллекта, в которой представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный, символический, семантический, поведенческий материал), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы).

    Проблема способностей в отечественных исследованиях


    Среди отечественных психологов необходимо назвать Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. Д. Небылицина, В. М. Русалова, Э. А. Голубеву, А. В. Брушлинского, Н. С. Лейтеса, Я. А. Пономарева и др. Благодаря этим исследователям накоплен богатый фактический материал, созданы методики диагностики (на сегодняшний момент они признаны классическими) и развития способностей, одаренности и творчества. Исследования В. Н. Дружинина, М. А. Холодной, Е. Л. Григоренко, посвященные проблеме интеллекта и креативности, концепция способностей В. Д. Шадрикова, труды Д. Б. Богоявленской, Ю. Д. Бабаевой, посвященные проблеме одаренности и творчества, представляют современный этап развития отечественной психологии. Истинно оригинальные, вдохновляющие подходы разработаны этими учеными. Основателем отечественной школы дифференциальной психологии по праву считается Борис Михайлович Теплов. Развивая идеи И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, он предложил программу экспериментальной диагностики физиологических свойств индивидуальных различий человека. Б. М. Теплов и его ученики выделили новые свойства нервных процессов: лабильность (Б. М. Теплов), динамичность (В. Н. Небылицин), концентрированность возбуждения (М. Н. Борисова), активированность (Э. А. Голубева). Особую роль Б. М. Теплов сыграл в разработке проблемы способностей в контексте индивидуальности личности. Ученый предложил три признака способностей: 1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности; 3) способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, но могут обусловливать быстроту и легкость их приобретения. Исследования Б. М. Теплова и его учеников позволяют определить сложившееся понимание способностей как индивидуально-пси­хо­ло­гических различий, которое нашло отражение в следующих положениях: нервная система имеет многоуровневую иерархическую организацию, представленную сложными взаимосвязями между общими и парциальными свойствами; нервная система является природной основой индивидуально-психологических различий; индивидуальные особенности нервных процессов обусловливают специфику индивидуальности человека, выраженную в деятельности; способности есть индивидуально-психологические особенности; структура способностей заключена в структуре конкретного вида деятельности; развитие способностей осуществляется в деятельности. Сергей Леонидович Рубинштейн раскрывает понимание способностей как индивидуальных особенностей личности и определяет их через механизм обобщения, т. е. способности – это обобщение психических способов осуществления деятельности. Таким образом, способности – это личностные образования, которые одновременно устойчивы и изменчивы: устойчивы, поскольку они присущи данной личности, составляют ее ярко выраженную определенность; изменчивы, потому что открыты в систему взаимодействия личности с миром. Природная сущность способностей, по С. Л. Рубинштейну, заключается в общих «родовых свойствах», присущих всем людям. Общие «родовые свойства» – психические процессы – и выступают основой развития способностейИсследования Льва Семеновича Выготского и Бориса Герасимовича Ананьева позволяют раскрыть структуру способностей и механизмы их развития. Л. С. Выготский выделил органические (биологические) и культурные процессы развития высших психических функций, показал их тесную взаимосвязь и слитность в процессе онтогенетического развития. Ученый подчеркивал, что развитие высших форм поведения требует известной степени биологической зрелости, структуры в качестве предпосылки. Главное внимание Л. С. Выготский сосредоточил на роли знака и способе его употребления в ходе овладения субъектом своим поведением. Ученый сформулировал важное положение о том, что при исследовании высших психических функций необходимо изучить, как ребенок владеет той или иной функцией, например, не какой памятью он обладает, а как умеет использовать свою память. Комплексное изучение психических функций позволило Б. Г. Ананьеву соотнести биологические и социальные компоненты психической деятельности. Психическая функция, по Б. Г. Ананьеву, есть сложное сочетание функциональных, операционных и мотивационных образований. Функциональные механизмы детерминированы онтогенетической эволюцией и природной организацией человеческого индивида. Операционные механизмы не содержатся в самом мозге – субстрате сознания, они усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования, в общей его социализации и носят конкретно-исторический характер

    Уровни развития способностей.

    Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивно, обусловливающими возможность их приобретения. Одаренность -своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Следует отметить, что талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом, а пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.

    Талант и одаренность

    Талантливый - это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов, то есть выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.

    Одаренным может быть ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым - как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник, инженер, бизнесмен и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле. Гениальность - Высший уровень развития способностей. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальный - это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек потенциально может быть в чем-то одаренным), способных - тоже немало, но несколько меньше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно немного, а гениальных - только единицы. Принято считать, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова.

    Теории гениальности.

    Как же до сих пор пытались объяснить природу или первопричины гениальности? Связь гениального творчества с психическими расстрой­ствами отмечалась на протяжении длительного исторического периода. Ещё до того, как первый автор смог сформулировать в конкретной форме эту идею, она нашла своё отражение в древнейших языках планеты. Некоторые из них имеют одинаковые слова как для обозначения психического расстройства, так и высокой творческой способности: древнегреческое «мания», древнееврейское «нави», санскритское «ниграта» оз­начали и «безумие», и «пророчество». В древнеисландском языке одним словом обозначали и понятие «бешеный», и «дух, поэзия». Гениальное творчество и психическое нарушение объеди­нялись как по внешнему сходству, так и из-за своего отличия от обычных проявлений душевной деятельности. Необыкновенные творческие способности, как и психические аномалии, вызыва­ются божеством. Подтверждение этому можно найти у Гомера (VII в. до н. э). Вероятно, первым в новой истории был французский философ Гельвеций ХУШ в., размышлявший о гениальности в общем контексте исследования человеческого мышления. В известном трактате "Об уме" он отстаивал идею о приобретённом, социальном характере становления и развития способностей личности. По его убеждению, любой человек при правильном его воспитании может достичь выдающихся результатов. В XIX в. немецкий философ А.Шопенгауэр в своих "Максимах"(1851) детально рассмотрел проблему гениальности - исключительно с феноменологической стороны. Он трактовал достижения гениев как результат уникального сочетания способностей, в основном врождённых, которые, однако, могут проявиться при благоприятных условиях среды. Такие же взгляды, получившие название "теории качественного превосходства" высказывали такие мыслители как Р.У. Эмерсон (США) и Т.Карлейль (Великобритания). В наши дни подобные позиции занимают, как уже упоминалось, большое число западных учёных.

    Группа теорий, психоаналитических (такую классификацию ввела в 1950-х годах американский психолог А.Анастази) принадлежит представителям неофрейдизма, наиболее известны из которых Э.Фромм и К.Хорни (США). Исходя из основополагающей концепции 3.Фрейда о ведущей роли бессознательных процессов во всей психической жизни человека, они и гениальность рассматривают как проявление неосознаваемых актов творчества. В качестве аргументов используются самоотчёты выдающихся личностей, преимущественно из мира искусства, описывавших процесс реализации своих замыслов как практически неконтролируемый сознанием, происходящий под незримым воздействием неких непознанных, как правило, внешних сил. Напомним, что похожие на эти данные были получены и представителями группы "патологических" теорий гениальности. Кроме того, по их мнению, гении обладают обычными способностями (что опять-таки созвучно идеям последователей Ч.Ломброзо), но используют их в полной мере благодаря чрезвычайно сильной мотивации, нацеленности на творчество. Еще одна группа теорий , относящаяся уже к нашим дням, утверждает наличие дара творчества у всех людей, но в меньшей степени, чем у гениев. А гениальность - это результат количественного превосходства, достигаемый при благоприятных социальных условиях (соответствующее воспитание и образование, высокая социальная значимость продукта творчества и т. д.). Если коротко, то гений - это верхний предел непрерывного распределения способностей, дающий значительно более высокие результаты. С совершенно иной стороны подошёл к исследованию проблемы итальянский врач-психиатр Ч.Ломброзо . В некогда широко известном труде "Гениальность и помешательство. Тайна интеллекта». Размышления и возможностях человеческого разума, 1880", он привёл результаты собственных многолетних клинических наблюдении и историко-биографического анализа имеющихся сведений о выдающихся личностях нового времени. Основные из них, подтверждённые и многими более поздними авторами, следующие: Гениальность сопровождается вполне очевидными и существенными отклонениями от "нормы" в чертах характера и поведении или, как сказали бы сейчас, в психологическом профиле личности. Большинству из гениев присуща очень сильная впечатлительность и чувствительность к внешним раздражением. Чрезвычайные целеустремлённость и упорство в решении поставленных задач часто доходит до одержимости, что резко отличает их от талантов и, тем более, людей с нормальными способностями. Их привычная деятельность редко протекает равномерно: периоды высочайшего творческого подьёма, доходящего до экстаза, сменяются, из-за чрезмерной траты нервной энергии, чрезмерным же упадком сил, вплоть до полной прострации и неспособности мыслить. Очень часты чрезмерное употребление различных стимуляторов для поддержания творческой активности. Очень многие из них отмечали бессознательный (с приходом вдохновения) характер своего творчества. Анализ генеалогии семей с необычайно высоким процентом одарённых личностей не дал убедительных доказательств в пользу теорий наследования гениальности. Учитывая отсутствие в то время методов полноценного факторного анализа, они зачастую основывались на определённой совокупности фактов, специально отобранных из имеющегося достаточно большого их числа для защиты этих теорий. Современная генетика также не выявляет наследственной (не путать с врожденной) детерминации гениальности, о чём упоминалось выше. Сейчас можно с уверенностью сказать только, что генетически обусловлен тип нервной системы, а психологические свойства не наследуются. Более точное установление врождённости или приобретённости сложнейшей совокупности психофизиологических свойств личности остаётся по-прежнему за наукой дня завтрашнего. Однако, одно существенное замечание можно сделать уже сейчас. Ответы на эти вопросы не могут быть типа "или - или". Обязательно будет типа " и ", т.е., и то и другое. Но ответ должен быть с точностью, достаточной для нужд практики. Предрасположенность же к психическим нарушениям передаваемая, как известно, по наследству, у гениев оказалась выше, чем у обычных людей. В целом, как пишет Ч. Ломброзо, между этими двумя явлениями точек соприкосновения с позиций физиологии достаточно много. Последователи Ч.Ломброзо уже в XX в., в первую очередь, физиологи В. Ланге-Эйхбаум и Э.Кречмер (Германия) сделали более радикальные выводы об отсутствии заметных отличий в способностях обычного развитого человека и гения. Выдающиеся достижения второго приписываются ими исключительно наличию психопатических факторов. Имманентность, обязательное присутствие данных факторов в структуре личности рения подчёркивал и В.П.Эфроимсон. Обоснованность данных выводов, в рамках предлагаемой в настоящей работе концепции, будет специально рассмотрена далее. Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений - это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштей­на болел шизофренией. В этом списке - Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джемс и др. Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психиче­ских отклонений иллюзия восприятия: таланты на виду и все их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а даже больше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10 %). Един­ственная проблема: кого считать гением, а кого не считать таковым? Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений - это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен пере­живать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный твор­ческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции. Аналогичные выводы о высокой тревожноности и плохой адаптированности творческих людей к социальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой специалист, как Ф. Баррон , утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие “нормальное” видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности. Исследованию гениальности, понимаемой как повышенная умственная активность, посвящены работы выдающегося российского генетика В.П.Эфроимсона , использующего метод патографии (изучения болезней) великих людей прошлого. Понимая гениальность как результат взаимодействия социальных и биологических факторов, к средовым он относил следующие условия: 1) Становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок (нечто подобное импринтингу). 2) Выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями, которые имеются у каждого человека. 3) Оптимальные условия для развития этих дарований, иногда активно созданные даже вопреки социуму. 4) Наличие благоприятных социальных условий (социального заказа, «спроса») для самореализации.





    error: Контент защищен !!