Мамин интеллекткак рождение детей делает нас умнее. Мыслительные привычки, которые делают нас умнее

Полистать книгу

  • О книге
  • Об авторе
  • Рецензии (5)
  • Отзывы

Цитата

«Австралийский психолог Пол Кейси считает вполне возможным, что беременные, которые, как известно, глубоко погружены в собственные ощущения, просто запоминают все случаи, когда что-то упускали из виду. И это само по себе говорит об отличной памяти. Нередко стереотип утечки мозгов поддерживается друзьями и знакомыми беременных женщин и молодых матерей, а также культурой. Вы можете быть нобелевским лауреатом, но медсестра на приеме у педиатра называет вас "мамочка". И во всех журналах написано, что ваша главная цель в жизни - вернуть плоский живот».
Кэтрин Эллисон

О чем книга «Мамин интеллект: Как рождение детей делает нас умнее»

Молодых матерей не берут на работу, просто потому, что у них есть маленькие дети; их окружают стереотипы вроде «все женщины глупеют в декрете»; а хуже всего, они сами уверены: материнство губительно сказывается на уме. Но так ли это? Современные исследования утверждают: материнство делает нас умнее. Когда мы общаемся с малышом, у нас развивается сообразительность, тонкое восприятие и эмоциональный интеллект, мы получаем навыки переговорщика, организатора и управленца. Куда проще убедить бизнес-партнеров подписать дорогой контракт, чем уговорить малыша надеть курточку по погоде. Кэтрин Эллисон предлагает посмотреть на материнство с неожиданной стороны, рассказывает о мощнейших преимуществах, которыми наделяет нас рождение детей и дает советы, как усовершенствовать свои способности в декрете.

Почему книга «Мамин интеллект» достойна прочтения

  • Книга вдохновит мам противостоять укоренившемуся стереотипу о «материнстве головного мозга», придаст уверенности в своих возможностях.
  • Вы узнаете о преимуществах, которые материнство дает вашему интеллекту.
  • Все, о чем говорит автор, подкреплено результатами последних исследований и выводов ученых, а также историями из жизни обычных женщин.

Кто автор

Кэтрин Эллисон - писатель, журналист, лауреат Пулитцеровской премии, мама двоих сыновей . Работала иностранным корреспондентом на Филиппинах, в Мексике и Бразилии. Пишет для журналов Salon и Working Mother.


Рецензия в блоге Effective Moms Рецензия в блоге Effective Moms Рецензия от Юлии Новолодской

Очень крутая книга! Вот честное слово! Я думала она будет в стиле - ну, вы же видите какие щас есть мамы? Бизнесвумены, рукодельницы и фитоняшки - вот, значит не тупеем в декрете, ага. Но в "мамином интеллекте" все, как я люблю. Четко, ясно, по полочкам и со ссылками на исследования. Книга научно-популярная, а не популярная психология и это важно понимать. Речь в ней о мозге. Об изменениях в н...

Регулярные занятия спортом не только подтягивают тело, но и делают более гибким мозг! Не верите, что спорт может оказывать влияние на умственные способности? Тогда изучите доводы ученых в пользу этого факта.

Тренировка для памяти

Клетки мозга, как и мышцы, нуждаются в тренировках. Ученые выделили список спортивных дисциплин, положительно влияющих на память, это бег, разновидности аэробики и танцы. А прогулки пешком и езда на велосипеде способствуют улучшению запоминания иностранных слов. Кардиотренировки ускоряют процесс производства новых нейронов в гиппокампе, именно этот участок мозга отвечает за память, а также за способности к обучению и эмоции. Чем чаще вы занимаетесь спортом, тем проще вашему мозгу усваивать и запоминать новую информацию.

Концентрация внимания

Многие работодатели отмечают, что их сотрудники, занимающиеся спортом, являются более внимательными людьми и продуктивными работниками, ученые подтверждают правдивость этого наблюдения.

Регулярное получение физических нагрузок формирует и развивает исполнительные функции, то есть рабочую память, концентрацию внимания, последовательность, способность делать выбор.

Для того, чтобы стать лучшим работником месяца, не обязательно добиваться олимпийских рекордов, будет вполне достаточно четырех получасовых прогулок в неделю. Особенно хорошо прорабатывают концентрацию внимания гимнастика и балет, а также другие дисциплины, которые уделяют большое внимание правильному положению тела в пространстве. Безусловным лидером является йога, практики в равной степени развивают как тело, так и разум. Не нужно пренебрегать спортом для повышения внимательности, в США физические нагрузки используются в качестве альтернативы медикаментозному лечению для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Творческие способности и уровень IQ Физическая активность повышает выработку серотонина и усиливает приток кислорода к головному мозгу, благодаря этим двум обстоятельствам человек начинает мыслить более творчески. После каждой тренировки можно наблюдать подъем творческих способностей, он будет ощущаться еще несколько часов после тренировки. Физически активные люди, даже если они не занимаются спортом, будут предлагать больше интересных людей, чем их малоактивные коллеги. Шведские ученые провели масштабные исследования с участием более миллиона молодых людей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет. Результат позволяет утвердительно постановить, что физическая активность и поддержание в форме сердечно-сосудистой системы являются факторами, повышающими интеллект.

Хорошее настроение

Для того, чтобы противостоять с усталостью и стрессом, пребывать в хорошем настроении, человеку нужны регулярные физические нагрузки. Тренировки повышают болевой порог и даже вносят изменения в структуру головного мозга. Люди, занимающиеся спортом, более склонны к хорошему настроению чем те, кто ведет малоактивный образ жизни. Спорт приносит в жизнь человека эмоциональную стабильность, когнитивную гибкость, а также уменьшает тревожность. Вопреки общеизвестному стереотипу, нервные клетки все-таки восстанавливаются, именно спортивная активность способствует их восстановлению.

Увеличение размера головного мозга

Регулярные тренировки увеличивают мозг не только в переносном, но и в прямом смысле. К такому выводу пришли ученые из Иллинойского университета, они провели интересный эксперимент, для участия в котором были отобраны 59 человек с крепким здоровьем, но малоактивным образом жизни. Участники были поделены на две группы по своему желанию, одна группа посещала занятия по аэробике, вторая - тренировки по стретчингу. Спустя полгода регулярных тренировок было отмечено, что у людей из группы, которая занималась аэробикой, было значительно увеличено количество серого и белого вещества в головном мозге, а также объемы самого мозга. У людей, посещавших стретчинг, таких изменений не наблюдалось.

Другие материалы

Полезные советы

Ум – это не та вещь, с которой человек рождается.

Сегодня мы поговорим об очень простых, но не очевидных вещах, которые помогут вашему мозгу работать эффективнее.


1. Яркий свет вам в помощь



Вы удивитесь, но если заменить в светильнике лампочку на более яркую, то это поможет вам стать более сообразительным.

Ученые из университета Мичигана провели эксперимент на грызунах. Когда света было мало, у мышей снижалась активность в той части мозга, которая отвечает за память и обучение (гиппокамп).

Одновременно с этим в условиях яркого света грызуны гораздо лучше решали свои вопросы: они быстро запоминали лабиринт и легко находили из него выход. Кроме того, эксперимент показал, что у тех грызунов, которые изначально жили в полумраке, а потом были помещены в помещение с ярким светом, значительно улучшились когнитивные функции.

В случае с людьми все работает аналогичным образом, поэтому не стоит экономить на электричестве, когда работаете или учитесь.

Как стать умнее

2. Больше бывайте на природе



Если кто-то вам скажет, что вместо того, чтобы работать, вы отвлеченно смотрите в окно, то можете смело ответить, что оттачиваете свою креативность. Во время созерцания природы, в особенности леса, поля или побережья, происходит настоящее волшебство, так как удается на 50 процентов улучшить свои творческие способности.

Нахождение на природе восстанавливает концентрацию, вы становитесь более внимательным, прокачиваете свое критическое мышление и стратегическое планирование.

3. Занимайтесь спортом



По данным многочисленных исследований, даже одна-единственная тренировка способствует нейрохимическим изменениям, положительно влияющим на мозговую деятельность.

Ученые говорят, что этот эффект происходит из-за того, что ткани тела, также как и черепная коробка, получают сильный приток кислорода во время занятий спортом.

Как стать умнее быстро

4. Занимайтесь сексом



Во время интимной близости мозг человека вырабатывает гормоны окситоцин и допамин, которые оказывают положительное воздействие на деятельность мозга.

Исследования продемонстрировали, что люди в возрасте, которые каждую неделю вступали в интимный контакт, гораздо лучше справлялись с тестами на визуально-пространственные навыки и вербальную беглость.

5. Бывайте на солнце



Достаточное содержание витамина Д в организме человека способствует улучшению познавательных навыков. Проведенные на животных эксперименты показали, что при поступлении этого витамина в их организм, они невероятно быстро обучались и показывали высокие результаты при решении задач на память.

Простейший способ получить витамин Д3 – это выйти на улицу, на солнце. Он вырабатывается в организме в результате воздействия ультрафиолета.

Как стать умным человеком

6. Ложитесь спать максимально рано



Ученые из университета Рочестера узнали, что в период сна находящаяся в мозгу межклеточная жидкость избавляется от токсичных отходов белка, которые формируются во время бодрствования.

Поэтому не пренебрегайте нормами сна и спите не меньше семи часов. В результате ваша концентрация будет намного выше, вы будете быстрее соображать, а также сможете гораздо эффективнее решать свои проблемы.

7. Пишите чаще и больше от руки



Сегодня смартфоны, ноутбуки и планшеты в прямом смысле приклеены к рукам современного человека. Сегодня как никогда раньше специалисты рекомендуют чаще откладывать в сторону гаджеты и писать от руки заметки, обычной ручкой на обычной бумаге.

По данным исследования экспертов из Принстона, письмо от руки помогает мозгу обрабатывать информации во время ее написания. Пишет человек всегда медленнее, чем печатает, потому во время письма мы выбираем только самые важные данные.

Однако, если вам совсем не хочется расставаться с возможностями технического прогресса, то хотя бы вместо клавиатуры используйте стилус.

Мозг: как стать умнее

8. Учитесь концентрироваться на одной вещи



Вы можете с гордостью указать в своем резюме то, что вы многозадачный человек, но это не скажет о ваших сверхспособностях. При попытках сосредоточиться одновременно на нескольких задачах когнитивные способности нашей мозговой структуры заметно снижаются, и мозг быстрее устает.

Многим зрелым людям кажется, что «творчество» — это инфантильное и бесполезное занятие. В то же время креативные практики полезны для всех, независимо от возраста, рода деятельности и склада ума. Существует миф о правополушарном происхождении творческих способностей, и некоторые оправдываются тем, что они к этому типу не относятся. Однако недавние исследования свидетельствуют, что творчество фактически активирует обширную сеть мозга, а не одно полушарие. В силу этого творческие занятия — эффективный инструмент для развития мозга, поиска новых решений для бизнеса, бескрайний источник энергии и возможность снять стресс.

Приводим шесть книг, которые помогут сделать творчество частью вашей жизни.

Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»

Мы привыкли думать, что способности мозга ухудшаются с возрастом, но это не так. Мозг способен к регенерации и обучению до последних дней жизни. Каждый может стать креативнее, если будет расширять кругозор и использовать техники стимулирования мозга.

Эта книга объясняет, как работает наш мозг и сколько в нем потенциала для развития творческих способностей. Одна из самых ценных наших способностей — воображать несуществующее и генерировать новые идеи, касается ли это бизнеса, науки или бытовых решений. «Гибкий ум» объясняет, как проходят скрытые творческие процессы, а главное, как настроить их для собственной пользы.

Дэнни Грегори «Заставь его замолчать»


Каждый человек сталкивается с проблемой внутреннего критика, когда на любой творческий порыв внутри отзывается голос с опасениями и негативом. В той или иной мере от этого страдают все разумные люди. Важно не позволять этому голосу останавливать вас на пути к великим достижениям.

Автор на личном примере и десятках историй разных людей рассказывает, как работает внутренний критик, как его распознать и как с ним справиться. Грегори описывает работающие техники преодоления барьеров, мешающих реализовать себя.

Дэнни Грегори «Творческие права»


Еще одна воодушевляющая книга Грегори. Многие хотят писать, рисовать, танцевать или играть в театре, но боятся даже попробовать. Некоторые мечтают о творческой работе, но их профессия вроде как несовместима с творчеством. Эта книга дает то, что у вас уже и так есть: разрешение творить — много, ярко, успешно. Наследственность, общественное мнение и талант здесь ни при чем — нужно лишь принять решение хотя бы по чуть-чуть заниматься тем, чего по-настоящему хочется.

Стать творческим человеком и по-новому взглянуть на собственную жизнь может каждый. Неважно, что говорил ваш учитель рисования, требовательные родители или вечно недовольный начальник. Не бойтесь того, что могут сказать о ваших произведениях. Выражать свою творческую натуру не просто можно, а нужно.

Остин Клеон «Кради как художник»


Эта книга родилась из лекции, с которой знаменитый арт-деятель Остин Клеон выступил в Нью-Йоркском университете. Он дал студентам 10 советов, которые хотел бы получить сам, когда был начинающим художником. Текст лекции попал в Сеть и стал распространяться с невероятной скоростью. И тогда Клеон решил выпустить целую книгу.

Главная идея проста: в мире нет ничего «оригинального», поэтому не отвергайте чужое влияние, коллекционируйте идеи, обдумывайте их еще раз, аранжируйте по-новому в поисках собственного пути. Следуйте за своими интересами, куда бы они вас ни завели. Не ограничивайте себя никакими рамками — предоставьте свободу своему творческому «я».

Это манифест цифровой эры. Конструктивный, эффектно оформленный путеводитель с иллюстрациями и упражнениями, которые помогут вам выйти на диалог с творческой стороной своей натуры.

Эль Луна «Между надо и хочу»


Многие из нас, даже будучи зрелыми людьми, продолжают задаваться вопросом: «Чем же мне заниматься в своей жизни?» Эль Луна характеризует этот вопрос как перекресток между надо и хочу. Надо — это то, что мы должны делать, как нам кажется, или что от нас ожидают другие. Хочу — то, о чем мы мечтаем в глубине души.

«Найди свой путь и следуй ему» — подзаголовок книги, написанной в поддержку вашего внутреннего голоса, робко полагающего, что вы можете дать этому миру нечто особенное. Она призвана напомнить: пусть вы и не знаете, куда приведет дорога творческих решений, но по ней прошли уже очень многие. Она разрешает забыть все, что надо делать, чтобы вспомнить, чем вы в действительности хотите заняться.

Твайла Тарп «Привычка к творчеству»


Не стоит ждать вдохновения «свыше». Все гораздо более прозаично. Чтобы сделать творчество частью своей жизни, нужно превратить его в привычку. Для этого потребуется немного подготовки и усилий, но справиться с этим нам под силу.

«Привычка к творчеству» — практическое пособие по качественному улучшению своей жизни. Оно учит, как сделать творческим каждый свой день. В книге собраны 32 упражнения, разработанные известным хореографом Твайлой Тарп на основе своего 35-летнего опыта.

Вместе с Твайлой вы перенесетесь на сцену к ее танцорам, окажетесь в мастерской да Винчи, в кабинете Моцарта или Достоевского, чтобы учиться у них создавать что-то стоящее. Вы узнаете, что означает быть креативным и как использовать свои способности по максимуму.

Докторант Йельского университета Мэтью Фишер и его коллеги Мэриел Годду и Фрэнк Кейл задали людям серию обманчиво простых вопросов. Они затрагивали темы, которые обычно кажутся понятными, но на самом деле ставят в тупик: например, причины возникновения фаз Луны и процесс изготовления стекла. Одним испытуемым разрешили подсмотреть ответы в интернете, другим - нет. Затем всем задали вторую серию вопросов на другие темы. Участники, которым поз­волили пользоваться интернетом, заметно переоценили свою способность верно ответить на новые вопросы.

Делает ли нас интернет излишне самоуверен­ными? Неужели мы не можем провести грань между тем, что хранится в нашей памяти и в интернете?

Фишер: Мы внимательно изучили, может ли доступ к интернету - этой громадной базе данных - вызвать иллюзию всезнайства. Даже если люди не находили в сети правильного ответа на вопросы из первой серии, они уверенно утверждали, что смогут ответить на последующие вопросы из другой области.

А вдруг они действительно знали ответы на вторую серию вопросов?

Распределение людей по группам было случайным, так что это маловероятно. Все потенциальные различия между участниками, например объем их знаний, таким образом сглаживались. По­этому единственное, что их действительно отличало друг от друга, - доступ к интернету во время работы над первыми вопросами.

В общем, все логично. Если я знаю, что моя машина обслуживается у механика, я буду более уверен в том, что она не сломается.

Здесь иная ситуация. Люди, рывшиеся в сети, выказывали большую уверенность не в том, что они смогут найти верные ответы, а в том, что знают их - что эта информация уже у них в голове. Как если бы доступ к услугам механика убеждал нас в том, что мы сами умеем ремонтировать автомобиль.

Как вы поняли, что люди думали, что уже обладают нужной информацией? Может, они считали, что им снова разрешат подсмотреть?

В ходе одного эксперимента мы просто поинтересовались у них, насколько хорошо они могли бы объяснить свои ответы без использования внешних источников информации. В ходе другого, не спрашивая их об уверенности в себе, мы сказали, что мозг людей, дающих правильные ответы, более активен. Затем, не требуя оценить степень уверенности по какой-либо шкале, показали им ряд снимков мозга с разным уровнем активности и попросили указать, какой из них соответствует работе их мозга при ответе на вопрос. Люди, имевшие доступ к интернету, упорно указывали на изображения с большей активностью.

Хитро.

Да, думаю, это наше изобретение.

И каков же механизм всего этого?

Существует множество исследований транзакционной памяти у партнеров. Представьте себе пожилую пару, вспоминающую свое первое свидание. По отдельности супруги мало что помнят, но сложив свои воспоминания, они создадут картину, которая будет больше суммы вкладов каждого их них. Похоже, что таким партнером по транзакционной памяти может стать компьютер. Человек плюс поисковая машина - это больше, чем человек и поисковая машина по отдельности. Но нам-то кажется, что мы все делаем сами. К тому же поиск в сети почти не требует усилий и практически всегда доступен. Благодаря ему мы не ощущаем своего невежества. Мы настолько плотно «подсели» на него, что путаем доступ к знаниям с обладанием ими. Интернет стал частью нас самих. Это своего рода «когнитивный протез».

Так ли плох этот протез? Это как бионическая рука - очень продвинутая вещь!

Но что происходит, если он не работает? Если мы не можем получить доступ к знаниям? Представители некоторых профессий должны обладать истинно глубокими познаниями, а не ­ложным ощущением всезнайства. Скажем, хирурги. Как минимум, надо выстроить наш мир так, чтобы, если уж эти люди опираются на интернет, он хотя бы не отрубался. Конечно, у сети есть неоспоримые преимущества. Мы просто полагаем, что у людей сдвигается баланс между самостоятельным изучением мира и хранением информации о нем вне собственного мозга. Чем больше мы используем интернет, тем сложнее понять, что же мы на самом деле знаем, в том числе насколько здраво мы оцениваем самих себя.

Как люди реагировали на результаты ваших изысканий?

Более бурно, чем я ожидал. Осталось так мало мест без доступа к интернету, что без него мы уже как без рук. В самолете или во время личного общения, когда невежливо пользоваться мобильными устройствами, нам чего-то не хватает. Мы вдруг чувствуем себя не такими уж умными. Но на самом деле мы и не были умными - мы просто поверили: если мы можем найти ответ, то, по сути, мы его уже знаем.

То есть интернет заставляет нас ощущать себя всезнайками? Но это я и так знал!

Психологи уже изучили феномен ­высказываний типа «Я всегда это знал». Когда некто авторитетный объясняет что-нибудь дилетанту, тот чаще всего отвечает: «Это же очевидно!» или «Да-да, я так и думал». Поэтому у психологов есть типичный прием - они объявляют людям результаты, прямо противоположные истинным. И люди говорят: «Ну да, все логично». Я мог бы сыграть с вами в эту игру и заявить: «Мы обнаружили, что при использовании интернета человек начинает считать себя глупее, ведь его знания по сравнению с всемирной паутиной ничтожны». И вы бы ответили: «Ну еще бы, конечно».

Постойте, а как я пойму, что вы так не поступили? Каковы же результаты на самом деле?

Перед вами данные исследования.

Почему вы заинтересовались именно этой темой?

Это был любопытный практический способ изучить тему, которая меня очень волнует: метакогнитивные знания, то есть способность человека оценить, насколько хорошо он может объяснить явления окружающего мира. Эмоциональная вовлеченность порождает иллюзию знания. Это часто происходит в политике: нам начинает казаться, что мы лучше, чем на самом деле, понимаем чью-либо аргументацию. Наши исследования показали, что, когда студентов просят оценить свои знания по конкретным темам, наименее точными оказываются их оценки, касающиеся профильных предметов. Если мы чем-то увлечены, нам приятно думать, что мы знаем об этом намного больше, чем в действительности.

В интервью я точно разбираюсь лучше многих!

Не сомневаюсь, что вам так и кажется.





error: Контент защищен !!