Лечение с помощью движений глаз френсис шапиро. Применение техники дпдг самостоятельно — пошаговая инструкция. Билатеральная стимуляция функциональной активности полушарий головного мозга, напр., по методу EMDR

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию удивительную компьютерную программу, которая поможет освободиться от многих негативных переживаний и воспоминаний с помощью набора несложных зрительных упражнений.

Да, да, именно так: выполняя зрительные упражнения, вы освобождаетесь от многих драматических случаев из вашего прошлого. Исчезают страхи, покидают тягостные воспоминания, рассеиваются горестные чувства, тают обиды, улетучиваются болезненные эмоции. Это удивительно, не правда ли?! Сядьте поудобнее и приготовьтесь слушать, – вас ждет история о том, как всё это работает, как оно помогает нам.

Началась эта история в 1987 году, когда американский психотерапевт Фрэнсин Шапиро, прогуливаясь по парку, обнаружила, что некоторые беспокоящие её в этот момент мысли вдруг исчезли как бы сами собой, и без каких либо сознательных усилий с её стороны. Но самое удивительное было то, что когда Фрэнсин вернулась к этим мыслям, они уже не оказали на нее такого негативного влияния, каким оно было несколько минут назад.

Фрэнсин Шапиро

И это открытие произвело на нее настолько сильное впечатление, что она полностью сосредоточилась на своих ощущениях, на происходящем, пытаясь найти объяснение для этой магической перемены в своем сознании.

"Я отметила", – пишет Шапиро, – "что при возникновении беспокоящих мыслей мои глаза спонтанно начинали двигаться из стороны в сторону и вверх-вниз по диагонали. Затем беспокоящие мысли исчезали, и когда я намеренно пыталась вспоминать их, то негативный заряд, свойственный этим мыслям, оказывался в значительной степени сниженным.

Заметив это, я начала производить движения глазами намеренно, концентрируя внимание на различных неприятных мыслях и воспоминаниях. Я обратила внимание, что все эти мысли исчезали и утрачивали свою отрицательную эмоциональную окрашенность".

Итак, Шапиро сделала интересное открытие, подсказавшее ей, что между движениями глаз и интенсивностью негативных переживаний есть какая-то очевидная связь, и после длительной теоретической и экспериментальной проработки, ей была выдвинута гипотеза, способная объяснить причину быстрого освобождения от негативных эмоций. И я бы хотел особенно подчеркнуть , что данная гипотеза – лежит в русле современных положений о психической деятельности человека, и согласуется с основными школами и теориями в психологии: биохимическим, поведенческим, психодинамическим, и т. п.

Согласно современным представлениям, мозг состоит из бесчисленного количества отдельных нейронов (единиц ума и памяти, если угодно). Эти нейроны связаны друг с другом в цепочки, нейронные сплетения. Эти сплетения также связаны друг с другом, и, в целом, все эти связи и взаимосвязи порождают нейронную сеть.

Нейронные цепочки выполняют самые разнообразные задачи: как полки шкафа, на где вы храните те или иные вещи, нейронные цепочки также хранят некоторую важную информацию, – и в одной цепочке, например, хранится воспоминание о первой любви, в другой – заученное стихотворение, в третьей – умение складывать числа, и так далее.

Если вы смотрели фильм "Ловец снов", то вспомните такой эпизод, где наше подсознание представлено в виде огромной библиотеки. Это интересное, но не очень правдоподобное сравнение: наша нейронная сеть гораздо сложнее любой библиотеки, и если представить эту сеть в виде библиотеки, то книги обязаны взаимодействовать друг с другом. Ибо нейронные цепочки динамически связаны друг с другом. И, например, нейронная цепочка нашей первой любви связана с другой цепочкой о первом сексуальном опыте. Она также связана с цепочкой о первом свидании, с цепочкой о первом осознании своих чувств.

Сотни, тысячи, миллионы различных сочетаний и комбинаций. Чем больше связей между нейронными цепочками, тем гибче работает мозг, больше ресурсов включается для решения той или иной проблемы. И, напротив, чем меньше связей будет у цепочки, тем сложнее с ней взаимодействовать.

Если нейронная цепочка есть некая наша проблема, и у этой цепочки нет достаточного числа нейронных связей, – то эту проблему будет очень трудно решить, потому как весь наш опыт, все наши навыки, опыты и умения не используются при разрешении этой проблемы.

Метод Ф. Шапиро (Десенсибилизация и переработка травм движениями глаз, или ДПДГ) основан на положении, что травматические события приводят к появлению в нейронной сети автономных изолированных нейронных цепочек травматического опыта. На пути между травматической цепочкой и другими участками нейронной сети образуется барьер, который препятствует не только "обмену опытом" между ними, – но и контакту с ними вообще.

И если говорить более точно, то выглядит это так: "завязавшись", цепочка образует ряд контактных цепей, или ассоциативных каналов, по которым она получает значимую информацию. И эта цепочка жестко ориентирована на получение только тех стимулов, которые ее рестимулируют. Любой же другой потенциальный контакт (предположим, это цепочка с полезным опытом, что – "нет худа без добра") принципиально блокируется.

Рассмотрим это на примере. Допустим, некоторая женщина пережила драму, ее покинул любимый человек. В нейронной сети появляется травматическая нейронная цепочка, и она, с одной стороны, "присасывается" ко всем другим цепочкам, которые активизируют её работу, – а, с другой, отграничивается, обособляется биохимическим барьером на пути к образованию связей с другими частями нейронного опыта.

И эта нейронная цепочка травмы начинает работать как ниппель, строго в одну сторону: всё, что напоминает ей о травме, она легко пропускает, а всему, что способно облегчить её страдания, препятствует.

Как следствие, на протяжении длительного времени этот "узелок" травмы подвергается постоянной рестимуляции. Дом, фотографии, посуда, разговоры близких, постель, какие-то определенные часы дня, вещи, телевизор, мебель, дорога на работу, – все постоянно ей напоминает о случившемся, постоянно "наваливаются" воспоминания, постоянно одни и те же болезненные мысли и эмоции. И при этом всё, что "в другую сторону", не приводит к результату: успокоения близких только провоцируют слезы, речи психотерапевта никак не помогают, успокоительные лекарства вызывают отвращение, время "не лечит", на всё и на всех смотреть тошно.

И все это происходит потому, что травматический опыт отчужден от ресурсов нейронной сети, но выборочно подключен только к тем участкам (ассоциативным каналам), которые усиливают его реактивность. Именно поэтому иногда по человека, переживающего драму, говорят, что он "цепляется за свое горе". Но, на самом деле, он ни в чем не виноват, и он сам больше всех страдает от этого. Страдает много больше, чем мог бы страдать, если бы в его эмоциональное состояние сполна включились бы все части опыта нейронной сети.

Возникает резонный вопрос: если такая организация нейронного травматического опыта происходит без всякого сознательного (и даже бессознательного) участия человека, и является неоправданно однобокой и вредоносной, то зачем природе было создавать этот механизм? Какой в нем смысл? Ведь пользы никакой, а один только вредный вред. И зачем такая подлость придумана в нашем организме?!

А смысл, друзья мои, очень и очень прост. Всё дело в том, что подобная организация всецело ориентирована на телесный опыт существования. В опыте любого существа однократный травматический опыт (телесные травмы любого происхождения) должен запомниться ему на всю оставшуюся животную жизнь, дабы гарантированно избежать его при повторении.

Научение должно быть всегда с первого раза, – раз и навсегда . И если, допустим, молодой лисенок укололся об иголки ежа, то к ежу он больше не подойдет. Появляется нейронная цепочка "колючий еж", которая работает строго в одну сторону: и, с одной стороны, наш лисенок теперь никогда не забудет о вреде ежей, а, с другой – у него никогда не появится теории о том, что "еж – птица гордая", и тому подобных. Ёж – враг, опасность, и точка. И никаких вариантов.

Увы, по мере усложнения психологического компонента жизнедеятельности (до уровня, когда психологическое может доминировать над телесным, воля над рефлексом, и логика над инстинктом), процесс образования вредных травматических нейронных "болячек" (но теперь это чаще не физические травмы, а именно психологические) ничуть не изменился.

И если негативный опыт случился, тогда принцип образования нейронной цепочки ничем не отличается от лисьей реакции в адрес ежа. Разница лишь в том, что у лисёнка реакция есть лишь в тот момент времени, когда ёж присутствует в его поле зрения. Разница лишь в том, что у человека ассоциативные каналы, рестимулирующие болезненную цепочку, в сотни и тысячи раз совершеннее и разнообразнее, чем у любого животного, а сами рестимуляции после травматического события приобретают обвальный, навязчивый и хронический характер.

Ф. Шапиро обнаружила, что спонтанные (или же принудительные) движения глазами разрывают барьеры между "плохим" нейронным опытом и остальной нейронной сетью. И обращаясь к различным частям своего нейронного (и, в частности, сенсорного) опыта, человек "подключает" травматическую цепочку к общей нейронной сети, что дает очень быстрое облегчение.

Ибо теперь в процесс его переживания травмы подключаются источники спасительной информации, которые раньше были наглухо изолированы.

Именно поэтому, как пишет Шапиро, при намеренном повторении любых беспокоящих мыслей, обнаруживается, что они уже не имеют той негативной силы, которой обладали раньше.

Примечательно, что существует один вид психической деятельности, когда предложенный Шапиро метод ДПДГ работает как бы сам по себе: это сон и сновидение. Во сне есть повторяющаяся фаза быстрого движения глаз (БДГ), когда у спящего глазные яблоки начинают буквально "метаться" из стороны в сторону. Как только это происходит (а происходит это несколько раз за один сон), человек стопроцентно видит сновидение. Можно предположить, что во сне происходят процессы, аналогичные ДПДГ: к травматическому опыту присоединяются целебные, ресурсные опыты других участков нейронной сети. Таким образом, мы можем говорить о том, что сон является спонтанной формой психологического самоисцеления.

К сожалению, столь же спонтанным является образование жестких паттернов негативного опыта, выраженных в том, что травматическое переживание любого рода сопровождается направлением взгляда в какую-то одну точку. И не важно, где эта точка, справа или слева, вверху или внизу, по диагонали вверх или вниз, – а важно лишь то, что наш взгляд снова и снова возвращается в эту исходную точку, и от этого наше переживание усугубляется. Но если, как предположила Шапиро, принудительно перевести взгляд в любую другую точку, то сила негативного переживания немедленно ослабевает.

Но и это еще не самое важное. Ибо человек, в каком бы состоянии он не был, не может все время думать об одном и том же, это невозможно. Так или иначе, он отвлекается, его что-то отвлекает, он меняет точку взгляда и на время освобождается от негативных эмоций.

Но стоит внешнему стимулу ослабнуть, как мысли (и взгляд) немедленно возвращаются в исходное положение, как кукла-неваляшка. Это значит, что простого переключения будет недостаточно, нужна более тонкая работа: перевести взгляд человека, сохранив при этом его мысли и чувства о негативном переживании. И если некое направление взгляда – есть некое сосредоточие опыта, то тогда, – понуждая человека думать в любом другом направлении взгляда, – мы даем ему шанс задействовать неиспользуемые ресурсы, которые были блокированы травматической цепочкой.

EMDR терапия

Вот так и появился метод ДПДГ – десенсибилизация и переработка травм движениями глаз. И если вас заинтересовал этот метод, вы можете почитать книгу Шапиро о нем, книга называется: "Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз". Эта книга выходила в издательстве "Класс", и, при желании, её можно найти. Это очень серьезный и обстоятельный труд, описывающий основные принципы, протоколы и процедуры ДПДГ.

А сегодня в нашем распоряжении есть еще и специальная компьютерная программа ДПДГ под названием "Интегратор движения глаз", разработанная (по методу Фрэнсис Шапиро) психологом Натальей Дорошенко.

Интегратор движения глаз

Программа будет интересна, в первую очередь, практикующим психотерапевтам и врачам, руководителям лечебных учреждений, центрам реабилитации посттравматических синдромов (чеченские, афганские), – и всем тем, кому по долгу службы приходится работать с травматическими переживаниями разной "природы" и силы тяжести.

Программа "Интегратор движения глаз" состоит из двух частей: вводный блок, где вы получите инструкции по работе с программой, и терапевтический блок, где происходит переработка травматического опыта.

На начальном этапе вводная часть будет необходима для ознакомления, и я настойчиво рекомендую прочитать весь курс инструкций от начала до конца, и ответить на все поставленные программой вопросы. И после того, как вводная часть закончится, и вы будете полностью готовы к выполнению упражнений, программа плавно перенесет вас к началу первого сеанса.

Войдя на своё терапевтическое поле, вы увидите словно бы ночное небо и движущиеся на нём точки звезд. На нижней части экрана, где вы привыкли видеть кнопку панель управления и кнопку "Пуск", вы найдете ряд кнопок, которые помогут вам настроить сеанс терапии.

Настройка рамки

Вкратце суть терапевтического процесса можно выразить так: вы вспоминаете свою проблему (об этом подробнее вы будете проинструктированы во вводной части), и после этого мысленно помещаете её внутрь выбранной вами геометрической фигуры.

Панель управления

Нет никаких рецептов относительно того, какую фигуру лучше всего выбрать для сеанса: ваша интуиция сама подскажет, какая фигура лучше всех иных подойдет для решения той или иной проблемы.

После того, как фигура будет выбрана, она появится в центре экрана. Теперь можно дополнительно настроить ее своему вкусу. Во-первых, вы сможете изменить толщину рамки у фигуры. Во-вторых, можно изменить цвет заливки выбранной фигуры, а саму фигуру увеличить или уменьшить в размерах.

После того, как все приготовления к сеансу закончены, мы можем приступать к своему первому исцеляющему сеансу.

Итак, мы начнем: внутрь выбранной фигуры мы помещаем нашу проблему, и запускаем свой сеанс (кнопка "Выбор сеанса" на панели). И после этого, в течение 15 минут нам остается следить глазами за движениями выбранной фигуры, мысленно сохраняя внутри неё нашу проблему. Забудьте про все, организуйте все так, чтобы вас не беспокоили в течении, как минимум, одного часа, и полностью сосредоточьтесь на этом процессе.

Движущаяся фигура

Всего сеансов – четыре, каждый из них заставит фигуру двигаться в определенной последовательности.

Например, в первом сеансе фигура будет двигаться слева направо и справа налево. Во втором сеансе – будет то удаляться от вас, то приближаться. Каждый из сеансов ДПДГ задействует неиспользуемые ресурсы мозга, с каждой минутой сеанса всё больше и больше нейронов-друзей будут приходить к вам на помощь.

Уже после первого упражнения вы сможете обнаружить существенные изменения в ваших ощущениях, в ваших переживаниях, в ваших мыслях и чувствах.

По завершению каждого сеанса программа предложит вам осмыслить все те изменения, которые были ДО начала сеанса, и которые – стали ПОСЛЕ.

Скачать программу

Скачать "Интегратор" можно в каталоге компьютерных программ .

Статьи по теме Психологические тесты Психолингвистические программы

Доморацкий Владимир Антонович

Доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, психиатр, сексолог. Действительный член и руководитель модальности «Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), официальный преподаватель международного класса ОППЛ, действительный член Российского научного сексологического общества, вице-президент Национальной саморегулирующейся организации «Союз психотерапевтов и психологов». Проводит длительные обучающие программы по эриксоновскому гипнозу в Лиге, а также обучающие семинары по психотерапии с помощью движений глаз (ДПДГ), краткосрочной стратегической психотерапии, психотерапии сексуальных дисфункций и супружеских дисгармоний, психотерапии психосоматических расстройств в Москве, Минске, Киеве, Кишинёве, Краснодаре, Владивостоке, Новосибирске и др. городах.

Основные направления научной деятельности: изучение механизмов формирования и клинических особенностей невротических и сексуальных расстройств. Разработка и совершенствование подходов по профилактике и лечению невротических и психосоматических расстройств, сексуальных дисгармоний и половых дисфункций с акцентом на методах их психотерапевтической коррекции.

Член редакционных советов журналов «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология» (Минск), «Психотерапия» (Москва), «Теория и практика психотерапии» (Монреаль, Канада). Автор и соавтор более 240 научных публикаций, в том числе 12 книг.

Как практикующий специалист проводит терапию лиц с невротическими и психосоматическими расстройствами, аддикциями, сексуальными дисгармониями и дисфункциями.

Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) - один из наиболее эффективных методов краткосрочной терапии, при этом достаточно простой в использовании, безопасный и универсальный в применении. ДПДГ работает с детьми и взрослыми, в контексте как прошлого, так настоящего и будущего, может дополняться другими техниками, имеет широкий круг применения.

Продолжительность курса обучения: 40 академических часов.

Режим занятий: 2 семинара по 2 дня (10 академических часов в день).

Целевая аудитория: практикующие психологи, врачи психотерапевты, сексологи, психиатры, студенты старших курсов психологических факультетов и медицинских вузов.

На семинарах вы сможете освоить базовые навыки ДПДГ (EMDR ) для эффективного использования в собственной практике и самопомощи, узнаете об особенностях применения метода в различных ситуациях и возможностях его сочетания с другими подходами.

Даты проведения семинаров:

  • 13-14 октября 2018 г.
  • 8-9 декабря 2018 г.

Время проведения: 10.00-18.00

Программа курса

  • История создания и развития ДПДГ.
  • Механизмы лечебного воздействия метода.
  • Основные стадии стандартной процедуры ДПДГ.
  • Работа с отдельными негативными воспоминаниями.
  • Приёмы для обеспечения безопасности клиента.
  • Применение стимулирующих стратегий при заблокированной переработке дисфункционального материала.
  • Особенности работы при возникновении отреагирования.
  • ДПДГ в работе с острыми психотравмами и отдалёнными травматическими событиями. Протоколы работы с посттравматическим стрессом (ПТСР).
  • Использование ДПДГ у детей.
  • Общая стратегия работы в модели ДПДГ; психотерапии (работа с прошлым, настоящим и будущим).
  • Протокол работы с посттравматическим стрессовым расстройством.
  • Терапия специфических (изолированных) и социальных фобий.
  • Работа с неуверенностью в себе и низкой самооценкой.
  • ДПДГ в лечении тревожных расстройств.
  • Рекомендации по применению ДПДГ.
  • Как представлять ДПДГ клиентам?
  • Билатеральная стимуляция как способ самопомощи.

На втором семинаре обсуждаются современные подходы к применению ДПДГ в различных ситуациях и даются более сложные стратегии работы:

  • Факторы риска при использовании ДПДГ.
  • Представления о комплексной травме и особенностях её симптоматики.
  • Практика использования различных вариантов техники «Безопасное место».
  • Использование «линии жизни» в ДПДГ.
  • Техника «Скан аффекта».
  • Техника «Подключение к ресурсам».
  • Техника «Управление страхом».
  • «Слепой» психотерапевтический протокол (работа без оглашения проблемы).
  • Рисуночный протокол ДПДГ для взрослых.
  • Редактор негативных (кошмарных) сновидений.
  • Приёмы работы с ДПДГ в групповом формате.
  • Работа с травмами насилия.
  • ДПДГ в терапии психогенных сексуальных дисфункций.
  • ДПДГ в терапии диссоциативных расстройств.
  • Работа с острым горем (синдромом утраты).
  • Новые протоколы работы с онкобольными.
  • Протоколы работы с химическими зависимостями.
  • Использование ДПДГ у больных с соматической патологией.
  • Сочетанное применение ДПДГ и приёмов эриксоновской психотерапии.
  • Супервизия.

Формы работы: лекции; демонстрации практической работы с различного рода проблемами участников с использованием ДПДГ; работа в парах; супервизия.

* Ведущий семинара проводит множество демонстраций практической работы с различного рода проблемами участников с использованием рассматриваемых техник. *Все участники получают электронные текстовые версии презентаций, включая протоколы работы с различными проблемами.

Дополнительная информация

В основе метода лежит модель ускоренной переработки информации, согласно которой у человека существует особый психофизиологический механизм, получивший название адаптивной информационно-перерабатывающей системы, обеспечивающий поддержание психического равновесия (Ф. Шапиро, 1995). При её активизации происходит переработка любой информации, в том числе связанной со стрессами и проблемами выживания. Эти процессы в норме происходят у всех людей на стадии сна, сопровождающейся быстрыми движениями глазных яблок (фаза БДГ- сна). Если по каким-то причинам информационно-перерабатывающая система блокируется, переработки и нейтрализации травматического опыта не происходит. При этом негативная информация как бы «замораживается» и застывает на долгое время в занимаемой ею части нейронной сети в своей первоначальной (обусловленной травматическим переживанием) форме. Нейронные структуры, хранящие в неизменном виде дисфункциональный материал, изолируются от других участков коры головного мозга. Поэтому адаптивная (психотерапевтическая) информация не может связаться с застрявшей и обособившейся информацией о травматическом событии, а значит, не происходит нового научения. Под воздействием различных внешних и внутренних факторов, напоминающих о травме, происходит рестимуляция (активизация) изолированной нейронной сети, что приводит к высвобождению хранящейся в ней информации: образов, звуков, ощущений, вкуса, запаха, аффекта и убеждений, связанных с травматическим событием. При этом субъект не только ярко представляет себе его картину, но заново переживает всю гамму отрицательных эмоций и физического дискомфорта. Таким образом, отсутствие адекватной переработки приводит к тому, что весь комплекс негативных переживаний, связанных с травмой, продолжает провоцироваться текущими событиями, что может проявляться в виде кошмарных сновидений, навязчивых мыслей, избегающего поведения, вегетативных нарушений и т. д.

Суть метода состоит в искусственной активизации процесса ускоренной переработки и нейтрализации травматических воспоминаний, а также любой другой негативной информации, заблокированной в нейронных сетях мозга. Предполагается, что движения глаз либо альтернативные формы билатеральной стимуляции, запускают процессы, аналогичные происходящим во сне, в фазе быстрого движения глазных яблок. Метод обеспечивает быстрый доступ к изолированно хранящемуся травматическому материалу, который подвергается ускоренной переработке. Воспоминания, имеющие высокий отрицательный эмоциональный заряд, переходят в более нейтральную форму, а соответствующие им представления и убеждения пациентов приобретают адаптивный характер. При ДПДГ происходят быстрые изменения, что отличает метод от большинства других форм психотерапии. Ф. Шапиро (1995) объясняет это тем, что метод позволяет получить прямой доступ к дисфункциональному материалу, хранящемуся в памяти.

Являясь, по сути, интегративным методом, ДПДГ хорошо сочетается с другими направлениями психотерапии. При этом он может использоваться как весьма эффективный способ переработки психотравм любой тяжести. В 2010 г. один из пионеров гешальт-терапии во Франции (с 1970 г.) Серж Гингер опубликовал неожиданную статью “EMDR : an Integrative Approach ”, в которой призвал коллег интегрировать «революционный метод EMDR» в свою практику. Он привёл интересную статистику по своим клиентам: 42% клиентов прошли 1-2 сессии EMDR-терапии. Состояние улучшилось у 28% из них. 47% клиентов прошли 3-6 сессий. У 84% из них наблюдалось значительное улучшение состояния.10% клиентов прошли более 7 сессий, улучшение состояния можно было наблюдать у 90% из них! Гингер отмечает, пересечения и сходство EMDR с другими психотерапевтическими подходами. Например, также, как и в гештальт-терапии, EMDR поддерживает клиента в его выражении эмоций в процессе работы с травмой (включая телесные проявления), при этом обеспечивая безопасную рамку с помощью терапевтического альянса и эмпатии. Метод стремится к завершению «незавершенного гештальта» в прошлом клиента. EMDR работает с «полярностями», например, такими, как одновременно присутствующими: - потребностью в безопасности и потребностью в независимости; заботой о чувствах других и отстаивание себя; негативным образом себя («негативное самоубеждение») и желаемым образом, которого человек хочет достичь («позитивное самоубеждение»). Метод обращается как к внутриличностным феноменам, так и к отношениям человека со внешним миром, сходно с тем как происходит работа на «границе контакта» между человеком и средой, в «здесь и сейчас». EMDR так же проводит регулярную оценку ощущений в теле («сканирование тела»). Гингер подчёркивает, что используемые в EMDR протоколы и специальные техники информационного переструктурирования хорошо интегрируются, в гештальт-терапию и в другие психотерапевтические подходы, привнося туда нейрофизиологическое измерение.

Показания к применению метода:

  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у ветеранов локальных войн и гражданских лиц (включая травмы сексуального насилия, последствия нападений, аварий, пожаров, техногенных катастроф и стихийных бедствий); обсессивно-компульсивное расстройство; паническое расстройство; психогенные сексуальные дисфункции;
  • диссоциативные расстройства (при наличии у психотерапевта специальных навыков);
  • зависимость от психоактивных веществ;
  • хронические соматические заболевания и связанные с ними психологические травмы;
  • случаи острого горя (синдром утраты);
  • психосоматические расстройства, в анамнезе которых выявлена психотравма, которая предположительно имеет связь с текущей патологией (этот травматический эпизод подвергается переработке);
  • супружеские и производственные конфликты;
  • проблемы, связанные с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др.

Противопоказания для применения ДПДГ немногочисленны. К ним относят: психотические состояния, эпилепсию, неспособность переносить высокий уровень тревоги (как во время сеансов, так и в промежутках между ними).

Формы работы:

  • лекции
  • демонстрации практической работы с различного рода проблемами участников с использованием ДПДГ
  • работа в парах
  • супервизия

Предварительная запись в группу обязательна!

Контакты: тренинг-руководитель ЦС ОППЛ
Анна Рудольфовна Нерода

EMDR (Eye Movement Desensitization and Reprocessing) или ДПДГ (десенсибилизация и переработка движениями глаз), также более известный как метод Шапиро - это быстрый, уникальный, а главное - надежный метод избавиться от психических травм, стрессов и т. д. ДПДГ предполагает избавление от давних травм, тревоги, плохого настроения или других психологических проблем посредством перемещения глазных яблок в особом направлении и при конкретных условиях.

Открытие уникальной методики

Метод десенсибилизации и переработки движениями глаз открыла американский доктор психологических наук Фрэнсин Шапиро. Имея рак, настигший ее внезапно, она перестала испытывать радость жизни. Женщина больше не чувствовала желания или рвения к чему-либо, и ее охватила глубокая депрессия. Однажды, прогуливаясь, совершенно случайно (как и большинство выдающихся открытий) доктор обратила внимание, что движение глазами позволяет ей забыть о плохих мыслях, а также ее настроение становится значительно лучше.

Заинтересовавшись этим явлением, Фрэнсис стала проводить эксперименты и работать над этой теорией. Позже результативность метода была подтверждена с помощью клинических и психологических исследований. Вследствие многочисленных экспериментов феномен положительного воздействия особого движения глазами на эмоциональное и психическое состояние был доказан посредством модели так называемой «адаптивной переработки информации».

В чем суть этой модели?

Адаптивная переработка информации организмом становится значительно хуже под влиянием стресса.

Предположим, из-за неосторожности человек случайно пролил на себя горячий чай, что вызывало боль и дискомфорт. Механическая память работает на то, чтобы в будущем такое не повторилось, следовательно, человек будет аккуратней. Так работает такой механизм, как адаптивная переработка информации. Но стресс, расстройства и другие эмоциональные раздражители снижают адаптивность. В результате работа этого механизма становится хуже, и человек вместо того, чтобы вести себя осторожнее, начинает панически бояться всех горячих чашек.

Память, как сумма нейронных связей, имеет способность «капсулировать» воспоминания, причем за границами этой оболочки нейроны не могу взаимодействовать. В результате механизму человеческой памяти достаточно будет намека на тяжело переживаемое воспоминание, как оно вспыхнет с новой силой эмоциональной нестабильности. Такое явление называется «триггером» - то, что возвращает человека к боли и неприятным ощущениям, которые он испытывал.

Особые движения глазных яблок стимулируют работу полушарий мозга, что помогает разрушить нейронную капсулу памяти, связанную с тяжелыми воспоминаниями или психологическими травмами. Десенсибилизацию посредством движения глаз часто сравнивают с массажем, что расслабляет связи нейронов с мышцей, которую зажало.

В каких случаях применяется?

Десенсибилизация посредством движения глаз является действенной для человека, который пережил эмоциональную нестабильность или стресс. Техника поможет забыть и даже перенастроить мысли с болезненных на положительные независимо от того, пережил человек войну или у него просто плохое настроение.


Такая техника может использоваться для реабилитации людей, принимавших активное участие в военных действиях.

Положительные результаты техника приносит при лечении таких пациентов:

  • пострадавшие от изнасилования;
  • участники военных действий;
  • жертвы стихийных разрушений;
  • пациенты, имеющие диссоциативные расстройства.

А также устраняет такие примитивные проблемы психики, как:

  • плохое настроение;
  • тревога;
  • депрессия;
  • страхи.

Как проводится лечение техникой ДПДГ?

Фундаментом метода считается концепция билатеральной стимуляции - движение глазных яблок по схеме, в одном темпе способствуют поочередной работе обоих полушарий мозга. Такая попеременная работа положительно сказывается на эмоциональном и психическом состоянии, заставляя забыть о травмирующих событиях из прошлого, депрессиях, страхах, а то и вовсе посмотреть на ранее приносившие боль ситуации с другой, положительной стороны, вынести уроки и воспринимать это как жизненный опыт.

Статья посвящена применению техники ДПДГ при лечении па нических расстройств. В качестве примера использования этой техни ки приводится подробное описание одного из недавних случаев из практики автора, в котором отмечалось прекращение панических приступов и значительное снижение тревожности у пациента после двух сеансов психотерапии. Как известно, при использовании ДПДГ происходит осознание связи между ситуациями переживания утраты, разлуки, гнева или горя и предшествовавшими травматическими со бытиями. Применение метода для лечения панических расстройств обсуждается здесь в общем контексте этиологии панических состоя ний, учитывая при этом противоречивые и несопоставимые идеи Davanloo и Clark’а. Отмечается, что технике ДПДГ присущи такие уникальные качества, которые позволяют применять ее в самых раз личных случаях, когда цели терапии могут варьироваться от обуслов ленных интероцептивных ощущений и кастастрофических идей паци ента до состояний подавленного гнева и горя.

Источник: Журнал практикующего психолога . 1997 г. № 03

Введение

Техника ДПДГ была разработана Фрэнсин Шапиро в конце 80-х годов после того, как она открыла, что быстрые движения глаз из стороны в сторону на протяжении того короткого времени, пока мы концентрируем свое внимание на травматическом происшествии, приводя к очень значительному снижению болезненного аффекта и к изменениям в наших негативных представлениях о происходивших травматических событиях (1989а, 1989b, 1994).

Первоначально техника предназначалась для лечения посттравматического синдрома. Существует довольно много сообщений о случаях его успешного применения. Кроме того в нескольких исследованиях было показано, что позитивные, более адаптированные самопредставления пациентов возникают спонтанно, сопровождаясь общим улучшением при типичных синдромах посттравматических расстройств, включая навязчивые воспоминания, ночные кошмары, дисфории и тревоги (EMDR Institute, 1995).

Черезнекоторое время эта техника была приспособлен для лечения таких расстройств как фобии, пагубные привычки, навязчивые идеи, расстройства личности и патологические формы переживания горя. Однако до сих пор только Goldstein и Fecke (1994) опубликовали результаты своих наблюдений о применении ДПДГ в случае панических расстройств и агорафобии. Ими было описано семь случаев использования ДПДГ опытным психотерапевтом на протяжении пяти 90-минутных сеансов.

Всем пациентам был поставлен диагноз «синдром панического расстройства», и у большинства из них в дополнение к этому наблюдалась еще и агорафобия и общая тревога. Эти авторы склоняются к когнитивно-поведенческому объяснению использования ДПДГ в случаях панических расстройств, предполагая при этом, что сущность синдрома панического расстройства состоит в ранее испытанном пациентом страхе панического переживания, возникшем вследствие эмоциональой травмы.

Техника ДПДГ, предназначенная для избавления от эмоциональной травмы, может помочь и при панических расстройствах, в основе которых находятся травматические переживания, вызывающие панические состояния. Для общей оценки степени улучшений до и после сеансов ДПДГ до настоящего времени было проведено семь измерений степени тревожности, связанной с паническими состояниями и агорафобией (патологической боязнью открытого пространства).

Многим пациентам применение ДПДГ значительно помогло. Количество панических приступов и степень тревожности заметно снизились, так же как и основные симптомы стресса. Обсуждая процесс лечения, Goldstein и Fecke отметили, что у некоторых пациентов, внимание которых при использовании ДПДГ и осуществлении процесса десенсибилизации было сосредоточено на травмирующих аспектах панических приступов, после сеансов психотерапии возрастала степень общей релаксации, тогда как у других пациентов этот метод вызвал поток ассоциаций, ведущих к воспоминаниям, часто повторяющимся с самого детства, связанным c недоверием, беспомощностью и чувством своего одиночества. В появлении травматических детских воспоминаний не было ничего неожиданного.

По мере того, как Фрэнсин Шапиро продолжала использовать этот метод, ей стало ясно (1991), что кроме самой десенсибилизации в процессе терапии были задействованы еще какие-то факторы. Хотя иногда фокусирование внимания на травме или тревожном состоянии во время движения глаз и приносило быстрое облегчение, не вызывая при этом словесных ассоциаций, в других случаях первоначальные травматические образы открывали путь к более ранним (обычно детским) тревожащим воспоминаниям, которые на самом деле и составляли основу актуальных проблем. Когда эти травмы, лежащие в основе расстройств, были проработаны с помощью движений глаз, а связанные с ними болезненные чувства и неадекватные убеждения изменились, то и дистресс, связанный с первоначальной основной травмой (или фобией) разрешался.

Описания этих случаев, приводимые Шапиро, напоминают методы краткосрочного лечения, применявшиеся Фрейдом и Брейером (1895/1955), и могут вызывать интерес у каждого, кто занимается психодинамически ориентированной психотерапией или аналитической гипнотерапией. Как известно, Ф. Шапиро (Shapiro, 1994) описывала процесс ДПДГ скорее в терминах когнитивного, чем психо-динамического направления, разрабатывая при этом свою модель ускоренной переработки информации, однако это описание представляет собой, про сути дела, полный отход от бихевиористских принципов и по своей форме скорее ближе к психодинамическому, с некоторыми явными признаками влияния гуманистического подхода и с добавлением предположений о нейромеханизмах, лежащих в основе действия ДПДГ.

Иными словами, Ф. Шапиро предполагает, что информация, запечатляющаяся при переживаниях, организуется на неврологическом уровне в своего рода «сети» - достаточно сложные структуры, в закодированном виде хранящие познавательную, чувственную и аффективную информацию, причем организуя ее не так, как это предполагается в модели перцептивно-моторной переработки информации, предложенной Levental`ем, или в концепции «эмоциональных схем» (Greenberg & Safra, 1987, Ch.5). Предполагается, что в процессе жизни новая информация и опыт естественно связываются с уже существующими нейросетями. Когда случается травма, она всесторонне перерабатывается врожденными, самоуправляемыми системами, имеющими неврологическую основу, пока не происходит соединение с адаптивной информацией (приобретенной ранее или новой) и последующая интеграция. Этот естественный процесс исцеления аналогичен тому, что в психодинамических концепциях именуется «тенденцией к завершению» и «навязчивое действие», а также близок идеям гештальт-терапии о «структурной целстности». Однако информация с избыточным отрицательным эмоциональным зарядом во время травмы может переполнять существующую в организме систему переработки информации и изолироваться в особом состоянии, в котором отсутствует взаимодействие с другими сетями и со вновь возникающим опытом. Хотя травматическая информация в таком состоянии изолирована, она, тем не менее, продолжает оказывать влияние на поведение и эмоциональное состояние как особый раздражитель, вызывающий активацию нервных сетей и повторное переживание отрицательных состояний, создавая в поведении тенденцию совершения действий под влиянием этих отрицательных эмоциональных состояний.

Повторяющиеся при ДПДГ движения глаз, вызываемые мануально, стимулируют эту естественную систему обработки до тех пор, пока проявляются те или иные аспекты болезненного и неассимилированного материала и пока барьеры, удерживающие этот материал в изоляции, не будут частично или полностью преодолены (можно предполагать, что это связано с синаптическими потенциалами, которые отражают интенсивность аффекта), результатом чего и является движение к интеграции с обретением адаптивных форм поведения.

Изучение ДПДГ с использованием статистического анализа данных электроэнцефалографии позволяет предположить, что психопатологические состояния можно разделить на типы по степени подавления и асинхронизации функционирования полушарий мозга, и что стимуляция обоих полушарий движениями глаз или иным раздражителем может вызывать восстановление синхронизации работы полушарий и возвращение к естественному функционированию коры головного мозга, подавленному и нарушенному случившейся травмой (Nicosia, 1994).

Продолжение стимуляции в процессе ДПДГ приводит к интегрированию информации в ускоренном темпе.

Клинический случай:

Пациентка: Сара, около 20 лет, была направлена на психотерапию с диагнозомом «синдром панического расстройства». Сара отказывалась от лечения снимающими тревожность препаратами, так как их применение вызывало у нее состояние общей заторможенности. Она сообщила, что несколькими месяцами ранее у нее наблюдался неожиданный «приступ» в парикмахерской, во время которого она испытала головокружение, дрожь, затрудненность дыхания, а также боли в животе и пациентка была охвачена всепоглощающим чувством страха, связанного с тем, что она может упасть в обморок.

Большую часть времени после случившегося ее не покидало чувство сильного напряжения, наблюдалось обострение внимания к малейшим признакам головокружения.Часто повторялись боли в животе, появились проблемы со сном, и пациентка стала настолько неуютно чувствовать себя в одиночестве, что ей все время приходилось уговаривать кого-нибудь побыть с ней.

Кроме того, она начала избегать многих видов спорта, которыми раньше с удовольствием занималась. Несмотря на все попытки сохранить душевное равновесие, она не смогла сдержать многочисленные частичные панические приступы, для которых были характерны головокружение, учащение пульса, дрожь в теле и страх, что она может потерять равновесие и упасть. Сару тщательно обследовали, но не обнаружили никаких существенных нарушений.

Автор пришел к выводу, что эмоциональные и поведенческие симптомы пациентки соответствует тем критериям, которые DSM-IV предлагает для диагноза «паническое расстройство». В конце концов пациентка стала настолько озабочена мыслями о возможных новых приступах, что даже изменила свое обычно независимое поведение, стремясь, чтобы рядом с ней постоянно кто-то был.

В то же время ее агорафобические тенденции правильнее всего было бы считать субклиническими, поскольку, хотя пациентка испытывала тревожность, когда оставалась одна, она в то же время не придавала слишком большого значения таким ситуациям и не пыталась их избежать любой ценой.

Год назад Сара пережила такой же приступ во время своей поездки за границу. Она думала, что может быть кто-то из ее братьев или сестер тоже испытывает подобную тревогу, но ей ничего не было известно о случаях такой психопатологии в своей семье. Панический приступ у Сары был связан с женитьбой отца на другой женщине, началом новой и важной для нее работы и подготовкой к выпускным экзаменам. Она рассказывала о своем идиллическом детстве, о родителях, бывших достаточно строгими, но в то же время не проявлявшими гиперопеки. Сара была самой младшей из четырех детей, общительной, хорошей ученицей и здоровым ребенком. Ей была ближе мать, которая тяжело заболела, когда Сара была еще совсем юной.

Семья вела обычный образ жизни, несмотря на болезнь матери, но после того, как та вскоре умерла, дети сильно горевали о случившемся, в то время как отец замкнулся в себе. Сара тосковала по матери и переживала, что новый брак ее отца может разрушить семейный очаг. Она не могла объяснить свой панический приступ ничем иным, кроме как реакцией на этот стресс.

Пациентка упоминала о книге, посвященной паническим состояниям, которую она прочла в надежде, что это поможет ей справиться со своими приступами. Мы попросили ее приходить по мере необходимости, но она хотела самостоятельно справиться со своими

паническими приступами. Почти месяц о Саре ничего не было слышно. Затем она позвонила и сказала, что ее тревожность не уменьшилась и что у нее было несколько частичных приступов, а на протяжении нескольких последних дней она испытывает острое беспокойство.

Мы обсудили с пациенткой возможность прохождения курса лечения с помощью ДПДГ. Основная причина, по которой мы решили применить ДПДГ, вытекала из наблюдений, свидетельствующих о том, что ДПДГ быстро вскрывает заблокированные воспоминания и конфликтные ситуации, связанные с беспокоящим переживанием. Оказалось, что Сара была травмирована не столько паническими состояниями, сколько самим своим жизненным опытом, который был первопричиной подавленности в связи с утратой семьи и неизбежной необходимостью вести самостоятельную жизнь, что вызывало неразрешимые проблемы, относящиеся к фрустрированному чувству привязанности.

Беспокойство, связанное с разрывом эмоциональных отношений, считается многими теоретиками психодинамического подхода основным фактором в развитии панических приступов (Bowlby, 1973; Nemiah, 1988; Shear et al., 1993). Так, например, Davanloo в своей работе сосредоточился на динамике возникновения панических приступов и утверждает, что эти приступы связаны с неким основным центральным конфликтом, сопровождающимся дополнительными конфликтными ситуациями, и что действительная (или субъективно переживаемая) отверженность или травма мобилизует реактивную агрессию и садизм, которые затем оказывается в значительной мере подавленным, и это, в свою очередь, сопровождается значительным чувством вины (Dawanloo, 1990; Kahn, 1990).

Хотя психотерапевты могут придерживаться различных гипотез, объясняя возникновение симптомов пациента, в действительности эти гипотезы мало влияют на сам курс лечения с помощью ДПДГ. Подавленный материал всплывает у пациентов спонтанно. Пациенту предлагают подробно описать тягостное переживание или ситуацию, в которых возникает основной симптом, на лечение которого и направлена психотерапия. Образ, ассоциативно связанный с наиболее неприятным моментом, отождествляется с существующим в настоящее время негативным самопредставлением (например, «Я виноват» или «Я беспомощен»).

Ощущения в теле, связанные с отрицательным аффектом, локализуются, а степень дистресса измеряется по шкале субъективных единиц беспокойства (СЕБ). При этом возникают более приемлемые представления о себе.

Как только внимание пациентки зафиксировалось на определенных аспектах дезадаптивного материала, начали производиться серии движений глаз (СДГ) длительностью в среднем по 20 секунд. В конце каждой серии пациентке задавался вопрос о том, что она чувствует в данный момент. Дальнейшие серии движений глаз осуществлялись по мере того, как пациентка прорабатывала информацию и получала доступ к памяти или же спонтанно развертывавшимся образам восприятия.

Психотерапевту не нужно было при этом делать почти ничего, кроме общего поддержания атмосферы процесса до тех пор, пока пациентка не зафикисируется на одном и том же ощущении или воспоминании. В этот момент психотерапевт может оказать некоторое влияние на пациента, привнося свою информацию, которая может помочь клиенту в его движении к интеграции (Shapiro, 1994). В даном случае основным негативным эпизодом было воспоминание о том моменте в офисе, когда она почувствовала легкое головокружение, после чего возникла волна страха. Ей казалось, что она беспомощна, одинока и может упасть. В этот момент мы начали движения глаз. Несколько первых СДГ вызвали возрастающее чувство дискомфорта в области груди.

Когда мы попытались сосредоточить внимание пациентки на этих ощущениях, она начала плакать и говорить о том, что тоскует по матери. Дальнейшие СДГ вызвали приступ рыданий и пациентка осознала, что она была недостаточно хорошей дочерью, и именно это привело к смерти матери. Следующие СДГ движений глаз вызвали приступ гнева, направленного на мать, которая с самого раннего детства относилась к Саре так, как будто та была уже взрослой и не нуждалась в любви, никак не подчеркивая то, что Сара нужна ей. При воспоминании об этом Сара остро пережила свою «плохость»; она продолжала плакать и стадать. Затем Сара, все еще переживая свою вину, обнаружила в себе мысль, что она рада смерти матери.

Дальнейшая переработка информации привела к воспоминаниям о жесткости и отталкивающем характере матери. Затем чувство вины постепенно уменьшилось, и Сара начала понимать, что в действительности она сама никогда не была плохой. Ее потребности были совершенно нормальными для ребенка. Сара поняла, что ее мать всегда подавляла эти ее потребности, специально делая все

так, чтобы у Сары появилось чувство вины. После дальнейших серий движений глаз Сара постепенно успокоилась и почувствовала себя вполне взрослым человеком.

Проверка уровня страха, возникающего при чувстве головокружения, показала снижение по 10-балльной шкале уровня субъективного беспокойства с 9 до 1.

Следующий сеанс был проведен через две недели. После первого сеанса ДПДГ Сара чувствовала значительное облегчение, если не считать некоторых странных ощущений, возникавших у нее во время работы. На устранение этих ощущений было направлено дальнейшее лечение с помощью ДПДГ.

Оказалось, что Сара ненавидит свою работу, занимаясь ею только для того, чтобы угодить отцу. Она сердилась на отца, сначала за его отчужденность, а затем за то, что он, вторично женившись, отдалил ее от себя. Сара осознала, что ее болезненные симптомы связаны с потребностью во внимании, подобно тому, как в детстве единственным надежным способом заслужить внимание к себе была болезнь. Затем она осознала, что принимает на себя мученическую роль своей матери, «тихо» страдая и выражая в форме страдания свои многочисленные непрямые завуалированные обвинения. По мере продолжения процесса проработки, пациентка осознала, что ей нужно поговорить с отцом, позволив себе прямо проявить свой гнев, связанный с ее положением дома и с ее планами на будущее. При этом она уже в гораздо меньшей мере чувствовала себе беспомощной.

Результаты : На протяжении следующих шести месяцев у Сары больше не было панических приступов. Ее тревожность почти полностью исчезла, если не считать тех случаев, когда она испытывала волну непонятных ощущений и боялась оказаться полностью захваченной этой волной. Дальнейшая переработка этих переживаний с помощью ДПДГ привела к возникновению чувства печали от осознания того, что дома она оказалась в ловушке, связанной с возрастающей конфликтностью с мачехой. Она поняла, что пришло время уйти из дома.

Можно считать, что первые два сеанса ДПДГ принесли значительное облегчение симптомов. В сущности, пациентка значительно преувеличивала значение основного главного конфликта, который и лежал в основе возникновения у нее панического расстройства. Были отмечены улучшения в характерном типе ее беспокойства, проявляющемся в телесных ощущениях и направленном на выражение эмоциональных потребностей, а также на неосознаваемое подавление в себе чувств, чреватых межличностными конфликтами.

Нельзя, конечно, говорить, что характер пациентки или ее защитные механизмы перестроились полностью, но тем не менее прежние жалобы были устранены, а дополнительная польза от психотерапии состояла в получении пациенткой возможности более открыто рассматривать свои неразрешенные проблемы и эмоционально значимые события.

Обсуждение: За последнее десятилетие понимание сущности синдрома панических расстройств (СПР) существенно расширилось.

Ранние представления Klein (1981) и Sheehan, Ballenger & Jacobson (1980), состоявшие в том, что панические приступы представляют собой чисто эндогенный феномен, вызванный нейропсихологическими причинами, оказались весьма ценными для разработки эффективных методов фармакологического лечения панического синдрома. Помимо этого, указаные исследования проложили путь к созданию многочисленных моделей, в частности, диатеза, сочетавших в себе как генетические, так и психологические факторы.

Так, например, Clark (1986), Beck (1988) и Barlow (1988), основываясь на когнитивном и поведенческом подходе, предложили свои теоретические объяснения, в основу которых были положены идеи снижения порогов тревожности, конституциональной невротичности, интероцептивного обусловливания, формирование катастрофических предчувствий, связанных с соматическими

ощущениями.

Все эти методы лечения были достаточно эффективны, часто приводя к заметному улучшению после 7 — 15 терапевтических сеансов, однако отмечалось сохранение довольно значительной остаточной тревожности, а кроме того наблюдалось значительное количество пациентов с минимальным или вообще незначительным уровнем изменений (Barlow, 1994; Clark, 1994; Klosko et al., Telch et al., 1993). В этих исследованиях можно найти идеи, связанные с конфликтом на почве зависимости, незрелыми формами защиты, низким доверием к самому себе, а также переживанием гнева в случае патологических представлений многих пациентов с паническими расстройствами (Andrews et al., 1990; Shear et al., 1993; Tryer et al., 1983), что позволяет поставить вопрос о необходимости особых подходов при лечении таких случаев и об ответственности терапевта при этом. Многие психодинамически ориентированные теоретики пытались интегрировать идеи, относящиеся к биологической уязвимости, специфике личностного развития и бессознательным конфликтам, порожденными зависимостью, гневом и чувством вины в единую модель СПР.

Так, Shear и др. (1993) считают, что врожденная нейпропсихологическая раздражительность предрасплагает некоторых детей испытывать чувство покинутости родителями или же, например, чувство удушья (как реального так и воображаемого), и формирует у них внешние отношения по типу: угрожающий объект - слабое, зависимое «Я».

Фантазии о собственной покинутости или обманутости легко активируются у слабых индивидов, провоцируя высокую тревожность. Ситуации, угрожающие безопасности индивида, на самом деле или символически, а также создающие чувство психологического тупика, будут вызывать тревожность, так же как это происходит в случае любого неосознанного отрицательного аффекта, вызывающего телесные ощущения. Упомянутые авторы обосновали, что психодинамические методы могут сыграть важную дополнительную роль при использовании психофармакологических и когнитивных методов лечения панического синдрома. Так, метод «Краткой интенсивной динамической психотерапии», предложенный Davanloo, является дальнейшим развитием идеи о том, что панический синдром может быть довольно быстро излечен без применения медикаментозных средств и когнитивных методов (Davanloo, 1989a, 1989b, 1989c; Kahn, 1990). Метод Davanloo систематически переструктурирует защитные механизмы пациента, что направлено на «разблокирование неосознаваемого материала», раскрытие подавленной невротической сущности чувства вины и порождаемых злобой садистических реакций, связанных с реальными или воображаемыми персонажами из детских воспоминаний. Привнесение этих чувств или импульсов в сознание приводит к значительному снижению панических симптомов на протяжении одного или нескольких сеансов. Однако овладение методом Davanloo требует нескольких лет обучения под руководством опытного специалиста, так как существует реальный риск нанести вред пациенту при неправильном использовании этого метода. Этот метод также предполагает наличие такой единой модели, объясняющей появление панического синдрома, которая избегала бы обращения к простым когнитивным или обусловленным формам страхов в качестве адекватного объяснения СПР. Кроме того этот подход предполагает наличие особых болезненных типов личности, способствующих возникновению у них панического синдрома, что действительно находит некоторое подтверждение (см.выше), но, в то же время, противоречит данным иных исследований, позволяющих предполагать, что определенное количество пациентов в периоды между паническими приступами являются вполне независимыми, эмоционально стабильными и относительно бесстрашными людьми (Hafner, 1982).

Широкая распространенность панических состояний, а также многочисленных сопутствующих им расстройств, в том числе связанных с наследственными факторами (Barlow, 1988); бесспорная эффективность (так же как и ограниченные возможности) таких методов лечения, как антидепрессанты, сильнодействующие препараты бензодиазепиновой группы, дыхательные техники, когнитивно-поведенческие методы психотерапии, а также метод, предложенный Davanloo, создают правдоподобную картину полиэтиологической природы СПР.

У разных пациентов может наблюдаться различное сочетание нейропсихологических, психодинамических и приобретенных факторов. В таком контексте ДПДГ оказывается уникальным клиническим методом лечения панического синдрома. Как обнаружил Goldstein, некоторые пациенты переживают десенсибилизацию и изменение своих травматических представлений без затрагивания своих основных психодинамических проблем, в то время как у других пациентов проявляются воспоминания о ранних травмах или иных расстройствах. В своем клиническом опыте я также встречал пациентов с паническим синдромом, у которых не происходило вскрытия глубоких воспоминаний, но которые тем не менее после лечения достигали полной релаксации, сопряженной с переменой их катастрофических верований.

Описанный случай характерен быстрым проявлением явно неосознаваемых конфликтов, связанных с повышенной зависимость, гневом, горем и чувством вины, а также с неадекватными чертами характера. Возможно, существует нечто в самом процессе, что определяет, будут ли пациенты сразу испытывать эффективную десенсибилизацию, или же им нужно будет обратиться к скрытым воспоминаниям о предшествовавшим травме событиям. К каждому из этих типов пациентов может быть применен соответствующий психотерапевтический подход, требуемый для достижения выздоровления.

Техника ДПДГ нуждается в объективном и контролируемом оценивании результатов психотерапии, а также в исследовании самого

процесса, в частности в его применении к лечению СПР. Есть основания предполагать, что эта техника может стать подлинным вариантом «центрирования на клиенте», приводя к быстрому устранению основных симптомов с помощью десенсибилизации и изменения системы представлений пациента, стимулируя в то же время те из них, которые пролагают путь к более существенным личностным трансформациям.

Литература

American Psychiatric Press. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th edition). Washington, DC: Autor.

Andrews, G., Stewart, G., Morris-Yates, A., Holt, P. & Henderson,

G. (1990). Evidence for a general neurotic syndrome. Br. J. Psychiatry, 157 , 6-12.

Barlow, D. H. (1988). Anxiety and its disorders: The nature and treatment of anxiety and panic. New York: The Guilford Press.

Barlow, D. H. (1994). Effectiveness of Behavior treatment for panic disoder with and without agoraphobia. In Wolfe, B. & Master J. (Ed)

Treatment of panic disorder: A consensus development conference. Washington: American Psychiatric Press.

International EMDR Annual Conference, Sunnyvale, CA.

Shapiro, F. (1989a). Eye movement desensitization. A new treatment for post-traumatic stress disorder. Journal of Behavior Therapy

and Experimental Psychiatry, 20, 211-217.

Shapiro, F. (1989b). Efficacy of the eye movement desensitization procedur in the treatment of traumatic memories. Journal of Traumatic Stress

Studies, 2, 199-223.

Shapiro, F. (1991). Eye movement desensitization and reprocessing procedure: From EMD to EMDR: A new treatment model for anxiety and

related traumata. Behavior Therapist, 14, 133-135.

Shapiro, F. (1994). Eye movement desensitization and reprocessing: Basic principles, protocols, and procedures. New York: The Guilford press.

Shear, M., Cooper, A., Klerman, G., Busch, M. & Shapiro T.

(1993). A psychodynamic model of panic disorder. Am. J. Psychiatry, 150:

Sheehan, D. V., Ballenger, J. & Jacobsen, G. (1980). Treatment of endogenous anxiety with phobic, hysterical, and hypochondriacal symptoms.

Arc. Gen. Psychiatry, 37, 51-59.

Telch, M., Lucas, J., Schmidt, N. et al. (1993). Group cognitivebehavioral treatment of panic disorder. Behav. Res. Ther., 31, 279-287.

Перевод Александра Ригина





error: Контент защищен !!