Свойства степеней, формулировки, доказательства, примеры. Степень с действительным показателем Степень с действительным показателем решение

Степенью числа a с натуральным показателем n , большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен a :

В выражении a n:

Число а (повторяющийся множитель) называют основанием степени

Число n (показывающее сколько раз повторяется множитель) – показателем степени

Например:
2 5 = 2·2·2·2·2 = 32,
здесь:
2 – основание степени,
5 – показатель степени,
32 – значение степени

Отметим, что основание степени может быть любым числом.

Вычисление значения степени называют действием возведения в степень. Это действие третьей ступени. То есть при вычислении значения выражения, не содержащего скобки, сначала выполняют действие третьей ступени, затем второй (умножение и деление) и, наконец, первой (сложение и вычитание).

Для записи больших чисел часто применяются степени числа 10. Так, расстояние от земли до солнца примерно равное 150 млн. км, записывают в виде 1,5 · 10 8

Каждое число больше 10 можно записать в виде: а · 10 n , где 1 ≤ a < 10 и n – натуральное число. Такая запись называется стандартным видом числа.

Например: 4578 = 4,578 · 10 3 ;

103000 = 1,03 · 10 5 .

Свойства степени с натуральным показателем:

1 . При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней складываются

a m · a n = a m + n

например: 7 1.7 · 7 - 0.9 = 7 1.7+(- 0.9) = 7 1.7 - 0.9 = 7 0.8

2 . При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней вычитаются

a m / a n = a m - n ,

где, m > n,
a ≠ 0

например: 13 3.8 / 13 -0.2 = 13 (3.8 -0.2) = 13 3.6

3 . При возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели степеней перемножаются.

(a m) n = a m · n

например: (2 3) 2 = 2 3·2 = 2 6

4 . При возведении в степень произведения в эту степень возводится каждый множитель

(a · b) n = a n ·b m ,

например:(2·3) 3 = 2 n · 3 m ,

5 . При возведении в степень дроби в эту степень возводятся числитель и знаменатель

(a / b) n = a n / b n

например: (2 / 5) 3 =(2 / 5)·(2 / 5)·(2 / 5) = 2 3 /5 3

Степень с рациональным показателем

Степенью числа а > 0 с рациональным показателем , где m – целое число, а n – натуральное (n > 1), называется число

Например:

Степень числа 0 определена только для положительных показателей;

по определению 0 r = 0 , для любого r > 0

Замечания

Для степеней с рациональным показателем сохраняются основные свойства степеней , верные для любых показателей (при условии, что основание степени будет положительным).

Степень с действительным показателем

Итак, для любого действительного числа мы определили операцию возведения в натуральную степень; для любого числа мы определили возведения в нулевую и целую отрицательную степень; для любого мы определили операцию возведения в положительную дробную степень; для любого мы определили операцию возведения в отрицательную дробную степень.

Возникает естественный вопрос: можно ли каким-либо образом определить операцию возведения в иррациональную степень, а, следовательно, определить смысл выражения a x и для любого действительного числа x ? Оказывается, что для положительных чисел a можно придать смысл записи a α , где α - иррациональное число. Для этого нужно рассмотреть три случая: a = 1, a > 1, 0 < a < 1.

Итак, для a > 0 мы определили степень с любым действительным показателем.

С. Шестаков,
Москва

Письменный экзамен

11 класс
1. Вычисления. Преобразование выражений

§ 3. Степень с действительным показателем

Упражнения § 5 первой главы сборника в основном связаны с показательной функцией и ее свойствами. В этом параграфе, как и в предыдущих, проверяется не только умение выполнять преобразования на основе известных свойств, но и овладение учащимися функциональной символикой. Среди заданий сборника можно выделить следующие группы:

  • упражнения, проверяющие усвоение определения показательной функции (1.5.A06, 1.5.B01–B04) и умение пользоваться функциональной символикой (1.5A02, 1.5.B05, 1.5C11);
  • упражнения на преобразование выражений, содержащих степень с действительным показателем, и на вычисление значений таких выражений и значений показательной функции (1.5B07, 1.5B09, 1.5.C02, 1.5.C04, 1.5.C05, 1.5D03, 1.5D05, 1.5.D10 и др.);
  • упражнения на сравнение значений выражений, содержащих степень с действительным показателем, требующие применения свойств степени с действительным показателем и показательной функции (1.5.B11, 1.5C01, 1.5C12, 1.5D01, 1.5D11);
  • прочие упражнения (в том числе связанные с позиционной записью числа, прогрессиями и др.) - 1.5.A03, 1.5.B08, 1.5.C06, 1.5. C09, 1.5.C10, 1.5.D07, 1.5.D09.

Рассмотрим ряд задач, связанных с функциональной символикой.

1.5.A02. д) Даны функции

Найдите значение выражения f 2 (x) – g 2 (x).

Решение. Воспользуемся формулой разности квадратов:

Ответ: –12.

1.5.C11. б) Даны функции

Найдите значение выражения f(x) f(y) – g(x) g(y), если f(x – y) = 9.

Приведем краткие решения упражнений на преобразование выражений, содержащих степень с действительным показателем, и на вычисление значений таких выражений и значений показательной функции.

1.5.B07. а) Известно, что 6 a – 6 –a = 6. Найдите значение выражения (6 a – 6) · 6 a .

Решение. Из условия задачи следует, что 6 a – 6 = 6 –a . Тогда

(6 a – 6) · 6a = 6 –a · 6 a = 1.

1.5.C05. б) Найдите значение выражения 7 a–b , если

Решение. По условию Разделим числитель и знаменатель левой части данного равенства на 7 b . Получим

Сделаем замену. Пусть y = 7 a–b . Равенство принимает вид

Решим полученное уравнение

Следующая группа упражнений - задачи на сравнение значений выражений, содержащих степень с действительным показателем, требующие применения свойств степени с действительным показателем и показательной функции.

1.5.B11. б) Расположите числа f(60), g(45) и h(30) в порядке убывания, если f(x) = 5 x , g(x) = 7 x и h(x) = 3 x .

Решение. f(60) = 5 60 , g(45) = 7 45 и h(30) = 3 30 .

Преобразуем данные степени так, чтобы получить одинаковые показатели:

5 60 =625 15 , 7 45 =343 15 , 3 30 =9 15 .

Запишем основания в порядке убывания: 625 > 343 > 9.

Следовательно, искомый порядок: f(60), g(45), h(30).

Ответ: f(60), g(45), h(30).

1.5.C12. а) Сравните , где x и y - некоторые действительные числа.

Решение.

Поэтому

Поэтому

Поскольку 3 2 > 2 3 , получаем, что

Ответ:

1.5.D11. а) Сравните числа

Поскольку получим

Ответ:

В завершение обзора задач на степень с действительным показателем рассмотрим упражнения, связанные с позиционной записью числа, прогрессиями и др.

1.5.A03. б) Дана функция f(x) = (0,1) x . Найдите значение выражения 6f(3) + 9f(2) + 4f(1) + 4f(0).

4f(0) + 4f(1) + 9f(2) + 6f(3) = 4 · 1 + 4 · 0,1 + 9 · 0,01 + 6 · 0,001 = 4,496.

Таким образом, данное выражение является разложением в сумму разрядных единиц десятичной дроби 4,496.

Ответ: 4,496.

1.5.D07. а) Дана функция f(x) = 0,1 x . Найдите значение выражения f 3 (1) – f 3 (2) + f 3 (3) + ... + (–1) n–1 f 3 (n) + ...

f 3 (1)–f 3 (2)+f 3 (3)+...+(–1) n–1 f 3 (n)+...= 0,1 3 –0,1 6 +0,1 9 +...+(–1) n–1 · 0,1 3n + ...

Данное выражение является суммой бесконечно убывающей геометрической прогрессии с первым членом 0,001 и знаменателем –0,001. Сумма равна

1.5.D09. а) Найдите значение выражения 5 2x +5 2y +2 5x · 5 y – 25 y · 5 x , если 5 x –5 y =3, x + y = 3.

5 2x +5 2y +25 x · 5 y –25 y · 5 x =(5 x – 5 y) 2 +2 · 5 x · 5 y +5 x · 5 y (5 x – 5 y)=3 2 +2 · 5 x+y +5 x+y · 3=3 2 +2 · 5 3 +3 · 5 3 =634.

Ответ: 634.

§ 4. Логарифмические выражения

При повторении темы «Преобразование логарифмических выражений» (§ 1.6 сборника) следует вспомнить ряд основных формул, связанных с логарифмами:

Приведем ряд формул, знание которых не требуется для решения задач уровней A и B, но может оказаться полезным при решении более сложных задач (число этих формул можно как уменьшать, так и увеличивать в зависимости от взглядов учителя и уровня подготовленности учащихся):

Большинство упражнений из § 1.6 сборника можно отнести к одной из следующих групп:

  • упражнения на непосредственное использование определения и свойств логарифмов (1.6.A03, 1.6.A04, 1.6.B01, 1.6.B05, 1.6.B08, 1.6.B10, 1.6.C09, 1.6.D01, 1.6.D08, 1.6.D10);
  • упражнения на вычисление значения логарифмического выражения по данному значению другого выражения или логарифма (1.6.C02, 1.6.C09, 1.6.D02);
  • упражнения на сравнение значений двух выражений, содержащих логарифмы (1.6.C11);
  • упражнения с комплексным многошаговым заданием (1.6.D11, 1.6.D12).

Приведем краткие решения упражнений на непосредственное использование определения и свойств логарифмов.

1.6.B05. а) Найдите значение выражения

Решение.

Выражение принимает вид

1.6.D08. б) Найдите значение выражения (1 – log 4 36)(1 – log 9 36).

Решение. Воспользуемся свойствами логарифмов:

(1 – log 4 36)(1 – log 9 36) =

= (1 – log 4 4 – log 4 9)(1 – log 9 4 – log 9 9) =

= –log 4 9 · (–log 9 4) = 1.

1.6.D10. а) Найдите значение выражения

Решение. Преобразуем числитель:

log 6 42 · log 7 42=(1 + log 6 7)(1 + log 7 6)=1 + log 6 7 + log 7 6 + log 6 7 · log 7 6.

Но log 6 7 · log 7 6 = 1. Следовательно, числитель равен 2 + log 6 7 + log 7 6, а дробь равна 1.

Перейдем к решению упражнений на вычисление значения логарифмического выражения по данному значению другого выражения или логарифма.

1.6.D02. а) Найдите значение выражения log 70 320, если log 5 7=a , log 7 2=b .

Решение. Преобразуем выражение. Перейдем к основанию 7:

Из условия следует, что . Поэтому

В следующей задаче требуется сравнить значения двух выражений, содержащих логарифмы.

1.6.C11. а) Сравните числа

Решение. Приведем оба логарифма к основанию 2.

Следовательно, данные числа равны.

Ответ: данные числа равны.

Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов.

Степень с натуральным показателем обладает несколькими важными свойствами, которые позволяют упрощать вычисления в примерах со степенями.

Свойство № 1
Произведение степеней

Запомните!

При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а показатели степеней складываются.

a m · a n = a m + n , где «a » — любое число, а «m », «n » — любые натуральные числа.

Данное свойство степеней также действует на произведение трёх и более степеней.

  • Упростить выражение.
    b · b 2 · b 3 · b 4 · b 5 = b 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = b 15
  • Представить в виде степени.
    6 15 · 36 = 6 15 · 6 2 = 6 15 · 6 2 = 6 17
  • Представить в виде степени.
    (0,8) 3 · (0,8) 12 = (0,8) 3 + 12 = (0,8) 15

Важно!

Обратите внимание, что в указанном свойстве речь шла только об умножении степеней с одинаковыми основаниями . Оно не относится к их сложению.

Нельзя заменять сумму (3 3 + 3 2) на 3 5 . Это понятно, если
посчитать (3 3 + 3 2) = (27 + 9) = 36 , а 3 5 = 243

Свойство № 2
Частное степеней

Запомните!

При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.

= 11 3 − 2 · 4 2 − 1 = 11 · 4 = 44
  • Пример. Решить уравнение. Используем свойство частного степеней.
    3 8: t = 3 4

    T = 3 8 − 4

    Ответ: t = 3 4 = 81
  • Пользуясь свойствами № 1 и № 2, можно легко упрощать выражения и производить вычисления.

    • Пример. Упростить выражение.
      4 5m + 6 · 4 m + 2: 4 4m + 3 = 4 5m + 6 + m + 2: 4 4m + 3 = 4 6m + 8 − 4m − 3 = 4 2m + 5
    • Пример. Найти значение выражения, используя свойства степени.
      = = = 2 9 + 2
      2 5
      = 2 11
      2 5
      = 2 11 − 5 = 2 6 = 64

      Важно!

      Обратите внимание, что в свойстве 2 речь шла только о делении степеней с одинаковыми основаниями.

      Нельзя заменять разность (4 3 −4 2) на 4 1 . Это понятно, если посчитать (4 3 −4 2) = (64 − 16) = 48 , а 4 1 = 4

      Будьте внимательны!

      Свойство № 3
      Возведение степени в степень

      Запомните!

      При возведении степени в степень основание степени остаётся без изменения, а показатели степеней перемножаются.

      (a n) m = a n · m , где «a » — любое число, а «m », «n » — любые натуральные числа.


      Свойства 4
      Степень произведения

      Запомните!

      При возведении в степень произведения каждый из множителей возводится в степень. Затем полученные результаты перемножаются.

      (a · b) n = a n · b n , где «a », «b » — любые рациональные числа; «n » — любое натуральное число.

      • Пример 1.
        (6 · a 2 · b 3 · c) 2 = 6 2 · a 2 · 2 · b 3 · 2 · с 1 · 2 = 36 a 4 · b 6 · с 2
      • Пример 2.
        (−x 2 · y) 6 = ((−1) 6 · x 2 · 6 · y 1 · 6) = x 12 · y 6

      Важно!

      Обратите внимание, что свойство № 4, как и другие свойства степеней, применяют и в обратном порядке.

      (a n · b n)= (a · b) n

      То есть, чтобы перемножить степени с одинаковыми показателями можно перемножить основания, а показатель степени оставить неизменным.

      • Пример. Вычислить.
        2 4 · 5 4 = (2 · 5) 4 = 10 4 = 10 000
      • Пример. Вычислить.
        0,5 16 · 2 16 = (0,5 · 2) 16 = 1

      В более сложных примерах могут встретиться случаи, когда умножение и деление надо выполнить над степенями с разными основаниями и разными показателями. В этом случае советуем поступать следующим образом.

      Например, 4 5 · 3 2 = 4 3 · 4 2 · 3 2 = 4 3 · (4 · 3) 2 = 64 · 12 2 = 64 · 144 = 9216

      Пример возведения в степень десятичной дроби.

      4 21 · (−0,25) 20 = 4 · 4 20 · (−0,25) 20 = 4 · (4 · (−0,25)) 20 = 4 · (−1) 20 = 4 · 1 = 4

      Свойства 5
      Степень частного (дроби)

      Запомните!

      Чтобы возвести в степень частное, можно возвести в эту степень отдельно делимое и делитель, и первый результат разделить на второй.

      (a: b) n = a n: b n , где «a », «b » — любые рациональные числа, b ≠ 0, n — любое натуральное число.

      • Пример. Представить выражение в виде частного степеней.
        (5: 3) 12 = 5 12: 3 12

      Напоминаем, что частное можно представить в виде дроби. Поэтому на теме возведение дроби в степень мы остановимся более подробно на следующей странице.

    Тема урока: Степень с рациональным и действительным показателями.

    Цели:

      Образовательные :

      • обобщить понятие степени;

        отработать умение находить значение степени с действительным показателем;

        закрепить умения использовать свойства степени при упрощении выражений;

        выработать навык использования свойств степени при вычислениях.

      Развивающие :

      • интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;

        развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;

        активизировать самостоятельную деятельность;

        развивать познавательный интерес.

      Воспитательные :

      • воспитание коммуникативной и информационной культуры обучающихся;

        эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради.

    Учащиеся должны знать: определение и свойства степени с действительным показателем

    Учащиеся должны уметь:

      определять имеет ли смысл выражение со степенью;

      использовать свойства степени при вычислениях и упрощении выражений;

      решать примеры, содержащие степень;

      сравнивать, находить сходства и отличия.

    Форма урока: семинар – практикум, с элементами исследования. Компьютерная поддержка.

    Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.

    Педагогические технологии : проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно - ориентированное обучение, коммуникативное.

    Тип урока: урок исследовательской и практической работы.

    Наглядность к уроку и раздаточный материал:

      презентация

      формулы и таблицы (приложение 1,2)

      задание для самостоятельной работы (приложение 3)

    План урока

    Этап урока

    Цель этапа

    Время,мин.

    Начало урока

    Сообщение темы урока, постановка целей урока.

    1-2 мин

    Устная работа

    Повторить формулы степеней.

    Свойства степеней.

    4-5 мин.

    Фронтальное решение у

    доски из учебника №57(1,3,5)

    58(1,3,5) с подробным следованием плану решения.

    Формирование умений и навыков

    у учащихся применять свойства

    степеней при нахождениях значений выражения.

    8-10 мин.

    Работа в микрогруппах.

    Выявление пробелов в знаниях

    учащихся, создание условий для

    индивидуального развития ученика

    на уроке.

    15-20 мин.

    Подведение итогов работы.

    Отследить успешность работы

    Учащихся при самостоятельном решении задач по теме, выяснить

    характер затруднений, их причины,

    указать коллективно пути решения.

    5-6 мин.

    Домашнее задание

    Познакомить учащихся с заданием на дом. Дать необходимые пояснения.

    1-2 мин.

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    Здравствуйте ребята! Запишите в тетрадях число, тема урока.

    Рассказывают, что изобретатель шахмат в награду за свое изобретение попросил у раджи немного риса: на первую клетку доски он попросил положить одно зерно, на вторую – в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на третью- ещё в 2 раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64 клетки.

    Его просьба показалась радже слишком скромной, однако вскоре выяснилось, что выполнить её невозможно. Число зёрн, которые нужно было передать изобретателю шахмат в награду, выражается суммой

    1+2+2 2 +2 3 +…+2 63 .

    Эта сумма равна огромному числу

    18446744073709551615

    И она столь велика, что этим количеством зерна можно было бы покрыть слоем в 1 см всю поверхность нашей планеты, включая мировой океан.

    Степени используют при записи чисел и выражений, что делает их более компактными и удобными для выполнения действий.

    Часто степени употребляются при измерении физических величин, которые могут быть «очень большими» и «очень маленькими».

    Масса Земли 6000000000000000000000т записывают в виде произведения 6.10 21 т

    Диаметр молекулы воды 0,0000000003м записывают в виде произведения

    3.10 -10 м.

    1. С каким математическим понятием связаны слова:

    Основание
    Показатель (Степень)


    Какими словами можно объединить слова:
    Рациональное число
    Целое число
    Натуральное число
    Иррациональное число (Действительное число)
    Сформулируйте тему урока.
    (Степень с действительным показателем)

    2. Итак а x ,где х- действительное число. Выберите из выражений

    С натуральным показателем

    С целым показателем

    С рациональным показателем

    С иррациональным показателем

    3. Какая наша цель? (ЕГЭ)
    Какие
    цели нашего урока ?
    – Обобщить понятие степени.

    Задачи:

    повторить свойства степени
    – рассмотреть применение свойств степени при вычислениях и упрощениях выражений
    – отработка вычислительных навыков

    4 . Степень с рациональным показателем

    Основание

    степени

    Степень с показателем r , основанием а ( n N , m n

    r = n

    r = - n

    r = 0

    r = 0

    r =0

    a n = a . a . … . a

    a -n =

    a 0 =1

    a n =a.a. … .a

    a -n =

    Не существует

    Не существует

    a 0 =1

    а=0

    0 n =0

    Не существует

    Не существует

    Не существует

    5 . Из данных выражений выберете те, которые смысла не имеют:

    6 . Определение

    Если число r - натуральное, то а r есть произведение r чисел, каждое из которых равно а:

    a r = a . a . … . a

    Если число r - дробное и положительное, то есть, где m и n - натуральные

    числа, то

    Если показатель r является рациональным и отрицательным, то выражение a r

    определяется как величина, обратная к a - r

    или

    Если

    7 . Например

    8 . Степени положительных чисел обладают следующими основными свойствами:

    9 . Вычислить

    10. Какие действия (математические операции) можно выполнять со степенями?

    Установите соответствие:

    А)При умножении степеней с равными основаниями

    1)Основания умножаются, а показатель остаётся прежним

    Б)При делении степеней с равными основаниями

    2)Основания делятся, а показатель остаётся прежним

    В)При возведении степени в степень

    3)Основание остаётся прежним, а показатели умножаются

    Г)При умножении степеней с равными показателями

    4)Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются

    Д)При делении степеней с равными показателями

    5)Основание остаётся прежним, а показатели складываются

    11 . Из учебника (у доски)

    Для решения в классе:

    57 (1,3,5)

    58 (1, 3, 5)

    59 (1, 3)

    60 (1,3)

    12 . По материалам ЕГЭ

    (самостоятельная работа) на листочках

    XIV века.

    Ответ: Орезма. 13. Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями:

    14. Домашнее задание

    § 5 (знать определения, формулы)

    57 (2, 4, 6)

    58 (2,4)

    59 (2,4)

    60 (2,4) .

    В заключение урока:

    «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

    Так сказал великий русский математик Михаил Ломоносов.


    – Спасибо за урок!

    Приложение 1

    1.Степени. Основные свойства

    Показателем

    a 1 =a

    a n =a.a. … .a

    a R n

    3 5 =3 . 3 . 3 . 3 . 3 . 3=243,

    (-2) 3 =(-2) . (-2) . (-2)= - 8

    Степень с целым показателем

    a 0 =1,

    где a

    0 0 -не определено.

    Степень с рациональным

    Показателем

    где a

    m n

    Степень с иррациональным показателем

    Ответ: ==25,9...

    1. a x . a y =a x+y

    2.a x : a y = = a x-y

    3. .(a x ) y =a x.y

    4.(a.b) n =a n .b n

    5. (=

    6. (

    Приложение 2

    2. Степень с рациональным показателем

    Основание

    степени

    Степень с показателем r , основанием а ( n N , m n

    r = n

    r = - n

    r = 0

    r = 0

    r =0

    a n = a . a . … . a

    a -n =

    a 0 =1

    a n =a.a. … .a

    a -n =

    Не существует

    Не существует

    a 0 =1

    а=0

    0 n =0

    Не существует

    Не существует

    Не существует

    Приложение 3

    3. Самостоятельная работа

    Впервые действия над степенями использовал французский математик XIV века.

    Расшифруйте фамилию французского ученого.

    Данный урок входит в тему "Преобразования выражений, содержащих степени и корни".

    Конспект представляет собой подробную разработку урока по свойствам степени с рациональным и действительным показателем. Используются компьютерные, групповые и игровые технологии обучения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по алгебре

    преподавателя математики ГАУ КО ПО КСТ

    Пеховой Надежды Юрьевны

    по теме: «Свойства степени с рациональным и действительным показателем».

    Цели урока:

    • обучающие: закрепление и углубление знаний свойств степени с рациональным показателем и применение их в упражнениях; совершенствование знаний по истории развития степеней;
    • развивающие: развитие навыка само- и взаимоконтроля; развитие интеллектуальных способностей, мыслительных умений,
    • воспитывающие: воспитание познавательного интереса к предмету, воспитание ответственности за выполняемую работу, способствовать созданию атмосферы активного творческого труда.

    Тип урока: Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

    Методы проведения: словесно – наглядные.

    Педагогические технологии: компьютерные, групповые и игровые технологии обучения.

    Оснащение урока: проекционная техника, компьютер, презентация к уроку, рабочие

    тетради, учебники, карточки с текстом кроссворда и рефлексивного теста.

    Время занятия: 1час 20мин.

    Основные этапы урока :

    1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

    2. Актуализация опорных знаний. Повторение свойств степени с рациональным показателем.

    3. Математический диктант на свойства степени с рациональным показателем.

    4. Сообщения обучающихся с использованием компьютерной презентации.

    5. Работа группами.

    6. Решение кроссворда.

    7. Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия.

    8. Домашнее задание.

    Ход урока :

    1. Орг. момент. Сообщение темы, целей урока, плана урока. Слайды 1, 2.

    2. Актуализация опорных знаний.

    1) Повторение свойств степени с рациональным показателем: обучающиеся должны продолжить написанные свойства – фронтальный опрос. Слайд 3.

    2) Учащиеся у доски - разбор упражнений из учебника (Алимов Ш.А.): а) № 74, б) № 77.

    В) № 82-а;б;в.

    №74: а) = = a ;

    Б) + = ;

    В) : = = = b .

    № 77: а) = = ;

    Б) = = = b .

    № 82: а) = = = ;

    Б) = = y;

    В) () () = .

    3. Математический диктант со взаимопроверкой. Обучающиеся обмениваются работами, сверяют ответы и выставляют оценки.

    Слайды 4 - 5

    4. Сообщения учащихся некоторых исторических фактов по изучаемой теме.

    Слайды 6 – 12:

    Первый учащийся : Слайд 6

    Понятие степени с натуральным показателем сформировалось ещё у древних народов. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона.

    В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта “Арифметика”, в которой было положено начало введению буквенной символики. Диофант вводит символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. В этой книге квадрат обозначается знаком и индексом; например, куб – знаком k c индексом r и т.д.

    Второй учащийся : Слайд 7

    Большой вклад в развитие понятия степени внес древнегреческий ученый Пифагор. У него была целая школа, и всех его учеников называли пифагорейцами. Они придумали, что каждое число можно представить в виде фигур. Например, числа 4, 9 и 16 они представляли в виде квадратов.

    Первый учащийся : Слайды 8-9

    Слайд 8

    Слайд 9

    XVI век. В этом веке понятие степени расширилось: его стали относить не только к конкретному числу, но и к переменной. Как тогда говорили «к числам вообще» Английский математик С. Стевин придумал запись для обозначения степени: запись 3(3)+5(2)–4 обозначала такую современную запись 3 3 + 5 2 – 4.

    Второй учащийся : Слайд 10

    Позже дробные и отрицательные, показатели встречаются в “Полной арифметике” (1544 г.) немецкого математика М.Штифеля и у С. Стевина.

    С.Стевин предположил подразумевать под степенью с показателем вида корень, т.е. .

    Первый учащийся : Слайд 11

    В конце ХVI века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения не только переменных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N, Q, C – для первой, второй и третьей степеней.

    Но современные обозначения (типа , ) в XVII веке ввел Рене Декарт.

    Второй учащийся : Слайд 12

    Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков Джона Валлиса (1616–1703) и Исаака Ньютона.

    5. Решение кроссворда.

    Обучающиеся получают листы с кроссвордом. Решают парами. Оценку получает пара, решившая первой. Слайды 13-15.

    6. Работа группами. Слайд 16.

    Учащиеся выполняют самостоятельную работу, работая группами по 4 человека, консультируя друг друга. Затем работы сдаются на проверку.

    7. Подведение итогов, выставление оценок.

    Рефлексия.

    Учащиеся заполняют рефлексивный тест. Отметьте «+», если согласны, и «-» в противном случае.

    Рефлексивный тест :

    1. Я узнал(а) много нового.

    2. Мне это пригодится в дальнейшем.

    3. На уроке было над чем подумать.

    4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы.

    5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

    8. Задание на дом: Слайд 17.

    1) № 76 (1; 3); № 70 (1; 2)

    2) По желанию: составить кроссворд с основными понятиями изученной темы.

    Использованная литература:

    1. Алимов Ш.А. алгебра и начала анализа 10-11 классы, учебник – М.: Просвещение, 2010.
    2. Алгебра и начала анализа 10 класс. Дидактические материалы. Просвещение, 2012.

    Интернет - ресурсы:

    1. Образовательный сайт - RusCopyBook.Com - Электронные учебники и ГДЗ
    2. Сайт Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам. http://www.alleng.ru/edu/educ.htm
    3. Сайт Учительский портал - http://www.uchportal.ru/





    error: Контент защищен !!