Почему фашистам не удалось захватить Мурманск? Великая отечественная война на кольском севере

Немцам не удалось за 3 года пройти «смешные» (выражение Гитлера) 100 километров до Мурманска. Советские войска за три недели не только разгромили группировку противника в Заполярье, но и освободили соседнюю страну.

Несостоявшийся банкет

Когда говорят о войне на Крайнем Севере, обычно вспоминают о морских сражениях в Арктике, о караванах судов наших союзников во Второй мировой войне, доставлявших в СССР оружие и продовольствие.

Сухопутная война на Кольском полуострове гораздо менее известна. А ведь именно здесь впервые в Великой Отечественной войне немцы были остановлены осенью 1941 года на дальних подступах к Мурманску, который собирались взять в считанные дни. (В карманах убитых гитлеровцев даже находили заранее распечатанные приглашения на банкет в мурманской гостинице «Арктика»).

Кстати, и советское правительство допускало мысль, что город удержать не удастся. Известно секретное распоряжение Сталина, об эвакуации предприятий на случай невозможности удержать Мурманск.

Линия фронта, тем не менее, остановилась на берегах реки Западная Лица, в местах, которые ныне носят название Долина Славы, а в годы войны назывались Долиной Смерти.

Нацисты были остановлены здесь благодаря контрудару Полярной дивизии, более чем на половину состоявшей из заключённых. Немцы, в том числе егеря из хвалёной горнострелковой дивизии «Эдельвейс», испытывали ужас во время штыковых атак бойцов этой воинской части. И потому она получила у них название «дикой». За три с лишним года войны немцы так и не смогли ни на метр приблизиться к Мурманску с рубежей, на которых их остановила заполярная «дикая дивизия». Мало того, на советско-финской границе в Заполярье был участок, где удалось отбросить финские части, наступавшие на Мурманск и Кировскую железную дорогу, к исходным позициям. А у погранзнака №1 на Кольском полуострове немцы так и не смогли перейти границы. Можно сказать, что именно в Заполярье впервые был сорван Блицкриг.

Непокорный адмирал

Этому имелось несколько объяснений. Во-первых, у немцев в Заполярье не было эффекта внезапности. Наступление здесь началось спустя несколько дней после нападения Германии на СССР. Первые дни войны немцы даже, бравируя, на глазах у советских солдат ходили за водой. Советские военнослужащие до начала активных боёв не всегда решались открывать огонь. Не все ещё могли уложить в своём сознании, что началась война.

Положительную роль сыграла и мужественная позиция адмирала, бессменного в годы войны командующего Северного флота Арсения Головко. Именно он на свой страх и риск отдал приказ привести флот в боевую готовность ещё 21 июня 1941 года. Благодаря этому бомбардировки противника не нанесли существенного ущерба флоту, и он принимал активное участие в поддержке сухопутных сил огнём морской артиллерии.

Тем не менее, в конце лета 1941 года немцам удалось прорвать нашу оборону. На фронте сложилась критическая ситуация, которая могла привести к разгрому 14-й армии и падению Мурманска.

5 сентября 1941 года в Мурманске началось формирование Полярной дивизии народного ополчения. В неё записывались обычные рабочие, портовые грузчики, рыбаки, судоремонтники. Большинство из них не имело военного опыта, а кто-то держал оружие впервые в жизни. Были в дивизии партийные и комсомольские работники. Но больше всего записывалось в Полярную дивизию …политзаключённых и уголовников.

Если военнообязанных-рабочих записалось в строй 5715 человек, то заключенных - 7650 человек.
Согласно воспоминаниям ветеранов, среди добровольцев из числа заключенных предателей не было. Сражались с врагом они отчаянно, многие погибли в боях.
Именно удар Полярной дивизии во фланг наступавшим немецким войскам остановил их наступление на Мурманск.

Второй после Сталинграда

Да, фашистам не удалось взять столицу Заполярья. Но через Мурманск шли товары, которые союзники по антигитлеровской коалиции слали сражающемуся СССР. Безучастно смотреть на это немцы не могли. Поэтому Гитлер приказал уничтожить город с воздуха. Порой в городе было опасней, чем на фронте. Тяжелей всего приходилось мурманчанам летом 1942 года. Пользуясь тем, что во время полярного дня светло круглые сутки, немцы днём и ночью совершали десятки авианалётов на город. Мурманск, тогда бывший по большей части деревянным, выгорел на три четверти. По числу сброшенных на него бомб этот город уступает только Сталинграду. Недаром, после войны Мурманск включили в десятку городов, подлежащих восстановлению в первую очередь.

Танки на оленьих тропах

В эти дни исполняется 70 лет Петсамо-Киркенеской операции по освобождению Советского Заполярья и Северной Норвегии от немецко-фашистских захватчиков. Немцы вгрызались в заполярный гранит 4 года, строили мощные оборонительные сооружения. Особенно тяжело было штурмовать укреплённую линию фашистов в горах Муста-Тунтури. Советское командование пошло на, что называется, нестандартный шаг. Именно здесь первый и пока единственный раз в мировой практике в условиях Заполярья в бою использовались танки. Причём это были тяжёлые танки КВ2, уже устаревшие к 1944 году. Однако, как оказалось, именно они, а не легендарные «тридцатьчетвёрки» в условиях гор и заболоченной тундры обладали лучшей проходимостью.

Немцам особенно важно было удержаться в районе Печенги у норвежской границы, где находились месторождения никеля, необходимые Рейху для выплавки боевой стали. Однако, несмотря на традиционный приказ Гитлера, держаться до последнего, около половины пятидесятитысячной группировки фашистов, были вынуждены «драпать» из Заполярья.

То есть всего за три недели советские воины разгромили группировку противника, четыре года готовившуюся к обороне.

Кстати, интересно, что соотношение сил к моменту наступления советских войск было примерно таким же, как и во время наступления немцев на Мурманск в 1941 году. Только наоборот. Например, численность «живой силы» в 1944 году была у немцев – 56 тысяч человек, у наших – 113 тысяч. То есть – два к одному. И в июне сорок первого тоже было два солдата на одного. Но только два немецких солдата на одного советского. Вот только немцам так и не удалось за 3 года пройти «смешные» (выражение Гитлера) 100 километров до Мурманска. В то время как советские войска за три недели не только разгромили группировку противника в Заполярье, но и освободили соседнюю страну. Четырежды в Москве салютовали воинам Заполярья. Была учреждена медаль «За оборону советского Заполярья», которой наградили больше 300 тысяч человек.

Согласно директиве №21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной как план «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера.

Таким образом, главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота . Рейх также привлекали обширные природные ресурсы полуострова, главным образом месторождения никеля, столь необходимого для военной промышленности.

Еще до начала наступления была назначена оккупационная администрация Мурманска, а на 20 июля 1941 года намечался парад немецких войск на центральном стадионе города. С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье .

Немецкое наступление на Кольском полуострове началось по трем направлениям. Основные силы были сосредоточены для удара по Мурманску, одновременно еще 2 группировки начали наступление на кандалакшском и лоухском направлениях, имея своей целью нарушить сообщение между полуостровом и остальной частью страны.

Шедшей к Мурманску армии «Норвегия» противостояла 14-я отдельная армия под командованием генерал-полковника Валериана Александровича Фролова, при поддержке кораблей и авиации Северного флота, под руководством вице-адмирала А.Г.Головко.

С первых же дней бои приняли крайне ожесточенный характер. Наибольшего успеха немцам удалось достичь на Мурманском направлении. Часть сил армии Фролова оказалась заблокирована неприятелем на полуострове Средний, но продвинуться дальше хребта Муста-Тунтури, соединяющего полуостров с материком, противник так и не смог. На третий день после начала наступления, преодолев 30 километров, войскам Вермахта удалось захватить плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица, в районе губы Большая Западная Лица, создав реальную угрозу Мурманску.

Расширить и перебросить значимые силы на плацдарм немцам не удалось, но возможность в любой момент нанести удар с плацдарма сильно тревожила советских военачальников. Штабом 14-й армии совместно с командованием Северного флота был разработан план по сковыванию сил противника на плацдарме, а при благоприятном стечении обстоятельств — полной ликвидации подразделений неприятеля. Суть замысла заключалась в высадке оперативных десантов на занятый немецкими войсками берег с целью нарушения снабжения плацдарма .

6 и 7 июля 1941 года первые два десанта были высажены на южный и западный берега губы Западная Лица. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения. Руководство армии «Норвегия» было вынуждено приостановить наступление на Мурманск и перебросить часть сил для устранения угрозы у себя в тылу.

9 июля 1941 года советские десанты были сняты с плацдармов. 14 июля, используя опыт двух первых десантов, Красная Армия начала третью, более крупную, десантную операцию.

Силами 325-го стрелкового полка и батальона морской пехоты под общим командованием А.А.Шакито советским войскам удалось закрепиться на западном берегу реки Западная Лица. Таким образом, создалась уникальная ситуация — на одной реке буквально в нескольких километрах друг от друга сформировалось два плацдарма советский и немецкий .

В течение двух недель, стянув на себя значительные силы, советский плацдарм продолжал держаться. 2 августа 1941 года все еще не сломленные десантники были переброшены на большую землю для укрепления сухопутной группировки.

К этому моменту немецкое наступление захлебнулось как на кандалакшском, так и на лоухском направлениях. Кировская железная дорога — основной путь сообщения Кольского полуострова — осталась под нашим контролем, а значит заблокировать снабжение как города Мурманска, так и Северного флота немцам не удалось . После этого фронт на какое-то время стабилизировался.

Поняв, что распыляя силы, прорвать советскую оборону не удастся, ставка немецкого командования решила сфокусироваться на Мурманском направлении.

Закончив перегруппировку, 8 сентября 1941 года немцы начали новое наступление. Но и оно закончилось полным провалом. За 9 дней боев армия «Норвегия» продвинулось всего на 4 километра, а 17 сентября советские войска перешли в контрнаступление, в ходе которого была полностью разгромлена 3-я горнострелковая дивизия, а войска Вермахта были отброшены за Западную Лицу. Данное обстоятельство заставило руководство Вермахта полностью отказаться от наступательных действий на данном участке фронта.

Весной 1942 года в рамках Мурманской операции Красная Армия предприняла попытку отодвинуть немецкие войска с занимаемых позиций и одновременно упредить готовящееся противником наступление . Если первую задачу решить не удалось, то вторая была выполнена — весеннего наступления на Мурманск так и не произошло. С этого времени фронт окончательно стабилизировался по реке Западная Лица до осени 1944 года.

Если кратко подвести итоги оборонительным боям в Заполярье, то их можно признать самыми успешными на всем советско-германском фронте. Немецким войскам не удалось решить ни одной поставленной перед ними задачи. Стратегически важные полуострова Рыбачий и Средний хоть и были блокированы с суши, остались под контролем советских войск. В направлении Мурманска противнику удалось пройти лишь 30 километров от границы. Наибольшее продвижение немецких войск от советско-финской границы не превысило 80 километров, а на некоторых участках неприятелю и вовсе не удалось войти на советскую территорию.

То, что защитникам советского Севера удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход Великой Отечественной войны , так как именно через порты Заполярья в дальнейшем шли поставки союзнической помощи, а Северный флот был сохранен.

Если на сухопутном театре военных действий, в районе Кольского полуострова, наступило относительное затишье, то в отношении северных морей такого сказать нельзя. Наоборот, морские сражения стали принимать все более и более ожесточенный характер. Первоначало немецкое командование придавало мало значения морским коммуникациям по Северному морскому пути и через Северную Атлантику, поэтому концентрация немецкого флота в данном регионе была незначительна. Причина такого пренебрежения кроется в том, что в надежде на молниеносную победу руководство Германии считало, что СССР просто не сможет использовать возможности северных незамерзающих гаваней, так как они будут в руках Рейха. Обстановка стала стремительно меняться к 1942 году, когда первые караваны судов (так называемые полярные конвои) из Англии, США и Канады пришли в порты Мурманска и Архангельска . Союзники поставляли в нашу страну танки и самолеты, топливо и снаряды, продовольствие и лекарства. СССР, в свою очередь, отправлял в обратную сторону различное сырье (топливо, металл, лес и т.п.).

Когда в Мурманск пришли первые поставки иностранной техники, в частности, британские самолеты Харрикейн, для инструктажа и обучения наших пилотов туда прибыли и английские летчики. Так на нашем фронте появилась 151-я эскадрилья британских ВВС, командовал которой Генри Невилл Гинесс Рэмсботтом-Ишервуд . В ней собрались люди со всех уголков света. Сам командир был родом из Новой Зеландии, служили в авиакрыле также австралийцы, канадцы, шотландцы, валлийцы и ирландцы, уроженцы Родезии, Южно-Африканского Союза и Вест-Индии. Деятельность их отнюдь не ограничивалась обучением. Британские летчики вместе с нашими пилотами отважно дрались и мастерски сбивали самолеты противника, за глаза называя немцев «джерри».

Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля - металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и ее союзников. Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия "Норвегия" в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.

Блицкриг в Арктике сорван

Великая Отечественная война в Заполярье началась с массированных бомбардировок городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Первые авианалеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года.


Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии, ведя тяжелые бои, остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури.

Полуостров Рыбачий стал непотопляемым линкором Заполярья и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.


8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.

На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года.

Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.


К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Все для фронта, все для победы

Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек.

Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.


Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.

С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения - сначала по железной дороге, позднее - кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината "Североникель", агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов.

Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.

Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые, устанавливали на траулерах вооружение, ремонтировали военные корабли и подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы.


Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом "Апатит" было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу.

Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рабочий день на предприятиях составлял 10, 12, а порой и 14 часов.

Рыбаки Мурмана уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Работать приходилось в районе боевых действий, отражая атаки самолетов и подводных лодок противника, без радиосвязи. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.


Для улучшения продовольственного снабжения населения области при предприятиях создавались подсобные хозяйства, возделывались огороды, шел сбор грибов и ягод, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались отстрелом лосей, диких оленей, куропаток. На внутренних водоемах полуострова был организован лов озерной рыбы.

Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи "Комсомолец Заполярья" жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью "Советский Мурман". Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.

Жить и трудиться населению Кольского полуострова приходилось в крайне тяжелых условиях. Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. Само понятие тыла применительно к Мурманской области было очень условным - вся территория области фактически представляла собой прифронтовую полосу. Но население Заполярья не жалело ни сил, ни самой жизни для оказания помощи фронту, приближения разгрома захватчиков.

Союзники в Заполярье

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).


Фашистское командование пыталось прервать советские морские коммуникации, сорвать поставки стратегических грузов. Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Морская авиация вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по вражеским базам и аэродромам, кораблям противника в открытом море. Советские подводные лодки несли боевую вахту у вражеских военно-морских баз и на вероятных путях перехода крупных надводных кораблей ВМС фашистской Германии. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. Действия моряков-североморцев и британского королевского флота позволили караванам совершать переходы без больших потерь (по пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400).


В свою очередь, Северный флот старался сорвать морские перевозки противника вдоль побережья Северной Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года на передний план вышли части морской авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.

Оборона Мурмана

В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.


Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды "Большевик Заполярья" и "Советский Мурман". Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми - Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны громили гарнизоны противника, нарушали его коммуникации и связь, проводили диверсии, захватывали пленных, собирали ценную разведывательную информацию.

Несколько партизанских отрядов действовали и на Кандалакшском направлении.

С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Мурманский порт стал воротами, через которые непрерывно поступали танки, самолеты, автомобили, локомотивы и другие материалы, необходимые стране для борьбы с фашизмом. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов. Огромная нагрузка легла на Мурманский железнодорожный узел, ведь грузы, поступившие в порт, следовало отправить по назначению вглубь страны.


Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий. Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Вражеская авиация регулярно бомбила Кировскую железную дорогу. За время военных действий на каждый километр магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. Но, невзирая на опасность, мурманские портовики и железнодорожники делали свое дело, и связь с Большой землей не прерывалась, по артерии Кировской дороги на юг следовали составы с боевой техникой и другими военными грузами.


Противодействие гитлеровской авиации оказывали части противовоздушной обороны. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.

В сентябре 1942 года для координации действий советских, партийных, хозяйственных органов, учреждений и предприятий в Мурманске и Кандалакше были созданы городские комитеты обороны, которые проводили военно-организаторскую, мобилизационную работу, решали вопросы, связанные с организацией противовоздушной и противохимической защиты городов.

Разгром захватчиков

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.


7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья.


Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ходе трехдневных ожесточенных боев советские войска прорвали вражескую оборону на главном направлении, создали угрозу окружения противника в районе Луостари и вынудили его к отходу. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты, которая вышла во фланг и тыл немецко-фашистским войскам, оборонявшимся на перешейке полуострова Средний, и во взаимодействии с 12-й бригадой морской пехоты, наступавшей с полуострова, сломили сопротивление врага в этом районе. 12 октября был высажен десант в порт Лиинахамари. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го - овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота. В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.


Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на Севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.

Никто не забыт, ничто не забыто

Подвиги советских воинов и тружеников тыла на Кольской земле были по достоинству оценены Советским государством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой были награждены более 300 тысяч защитников северных рубежей Отчизны и 24 тысячи трудящихся области. 136 участникам боев присвоено звание Героя Советского Союза, а летчик-истребитель Б.Ф. Сафонов и командир отряда торпедных катеров А.О. Шабалин удостоены этого звания дважды. Еще один североморец - Герой Советского Союза разведчик В.Н. Леонов награжден второй Золотой Звездой в сентябре 1945 года на Тихоокеанском флоте. Десятки кораблей, частей и соединений Карельского фронта и Северного флота преобразованы в гвардейские, награждены орденами, удостоены почетных наименований. В июне 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и проявленный героизм орденом Ленина награжден теплоход "Старый большевик", а трем членам его экипажа присвоено звание Героя Советского Союза.


В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени.


За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В годы Великой Отечественной войны трудно найти более сложный в климатическом отношении участок фронта, чем Заполярье. Противникам приходилось действовать в условиях сурового климата, малонаселенности и прочих «прелестей» природы Крайнего Севера и Арктики. Тут нередки магнитные бури, влияющие, в числе прочего, и на радиосвязь. В период полярной ночи нередка туманная погода, а осенью свирепствуют штормы.

Эти тяжелые природные условия в значительной степени осложняли боевую деятельность авиации. При этом война в Арктике на границе между СССР и Германией, оккупировавшей Норвегию, а с 25 июня – в советской и финской Лапландии, велась с обеих сторон в условиях крайне ограниченных ресурсов (как материальных, так и людских). В то же время почти нигде не описанная война в воздухе, шедшая в этом районе, является одной из самых интересных глав в истории воздушных конфликтов. Здесь между лучшими асами противоборствующих сторон случались настоящие рыцарские поединки, сравнимые с теми, что происходили в небе над Западным фронтом в годы Первой мировой войны.

Немало внимания уделено роли авиации в обеспечении проводки союзных конвоев в порты Мурманска и Архангельска, а также участию союзной (прежде всего британской) авиации. При этом был использован практически весь доступный на сегодня пласт отечественных и зарубежных печатных источников, документы и воспоминания ветеранов.

За прошедшие почти семь десятков лет тема получила достаточно широкое, но однобокое освещение.

Всестороннее изучение воздушной войны в Заполярье началось сразу после ее окончания. К числу первоочередных задач на тот момент относилось создание официальной истории. Так, в 1945–1946 годах появились «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре», а также «Исторический отчет о боевой деятельности ВВС СФ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Завершила создание «лакированной» истории авиации СФ в ВОВ монография В. Бойко «Крылья Северного флота», изданная в 1976 году в Мурманске. Отметим, что и поныне этот труд является практически единственной обобщающей работой по теме авиации Северного флота в войне. Конечно, от роли партии в целом и политработников в частности автору уйти не удалось – время было такое.

Новый всплеск интереса к теме (впрочем, как и ко всей истории Великой Отечественной войны) начался в 90-х годах XX века. Прежде всего выделяются работы таких историков авиации, как Александр Марданов и Юрий Рыбин, которые в различных специализированных журналах опубликовали три десятка статей по различным аспектам воздушной войны в Заполярье.

Отдельно стоит отметить деятельность доцента Поморского международного университета М.Н. Супруна из Архангельска, который смог организовать выпуск четырех выпусков сборника статей «Северные конвои. Исследования. Воспоминания. Документы». Кроме того, в соавторстве с Р.И. Ларинцевым он издал прекрасную книгу «Люфтваффе под Полярной звездой», которая на сегодняшний день является подспорьем для всех интересующихся темой противников североморцев.

Все тот же Роман Ларинцев, совместно с известным исследователем из Таганрога Александром Заблотским, за относительно короткое время издал целую серию статей о противостоянии советской авиации и кригсмарине на севере, которая в итоге вылилась в книгу «Советские ВВС против кригсмарине» (М.: Вече, 2010).

Предпринимались также попытки оценить и действия с обратным знаком – то есть люфтваффе против Северного флота. Это было сделано в книге известной своими германофильскими взглядами тройки авторов – М. Зефирова, Н. Баженова и Д. Дегтева «Тени над Заполярьем: Действия люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев» (М.: ACT, 2008).

Оценивая в целом изданную литературу по теме, стоит признать, что на данный момент цельной картины воздушной войны в Заполярье пока нет. И надеюсь, что предлагаемая работа станет первой ласточкой в деле осмысления результатов войны на северном участке огромного советско-германского фронта.

Немецкое наступление (июнь-сентябрь 1941 г.)

Район советского Заполярья всегда славился большими запасами сырья, топлива и даров моря. После революции в Архангельске, Онеге, Мезени были построены мощные лесозаводы, началась промышленная разработка медно-никелевых руд и апатитов на Кольском полуострове, Воркутинского каменноугольного месторождения, залежей флюорита в районе Амдермы, угля в Норильске, соли и угля – в Нордвике.

Особое значение имел единственный незамерзающий порт на севере Советского Союза – маленький городок Мурманск. Основанный 4 октября 1916 года как Романов-на-Мурмане, он изначально предназначался для обеспечения поставок военных припасов из Европы от союзников по Антанте. Именно из-за этого свою специфику имела и Гражданская война на Севере, когда под предлогом защиты огромных складов с оружием и амуницией сюда был высажен союзный экспедиционный корпус. Во многом из-за этого советская власть в Заполярье установилась относительно поздно – только 7 марта 1920 года. За следующие 12 лет город получил серьезное развитие. Так, население Мурманска возросло в 16 раз, достигнув цифры 42 тысячи человек.

На момент начала операции «Барбаросса» по сравнению с другими участками фронта в Финляндии и Норвегии противостоящая советским войскам группировка была фактически слабее всех, поскольку в этом районе Гитлер старался всего лишь предотвратить высадку британского десанта. Поэтому на границе Советского Союза с Норвегией и Финляндией были развернуты весьма ограниченные силы. С другой стороны, весь карельский сектор, от Ладожского озера северо-восточнее Ленинграда до южного берега Баренцева моря далеко на севере – а это 950 километров, – прикрывался всего лишь двумя советскими армиями (7-й и 14-й). 14-я армия была расположена к западу от Кольского полуострова и имела главной целью прикрытие Мурманска.

ВВС 14-й армии и приданными частями ВВС Северного флота командовал талантливый пилот, генерал-майор авиации Александр Кузнецов. 22 июня 1941 года советские авиационные подразделения, защищавшие арктическую зону и Кольский полуостров, располагались следующим образом:

Согласно предвоенным планам, 7-я армия растянулась почти по всей советско-финской границе, от Ладожского озера до южной части Кольского полуострова. Командование армии располагало весьма ограниченными авиасилами – всего лишь одним авиаполком (72-й сбап 55-й сад).

Наличие относительно небольшого количества авиатехники компенсировалось высоким уровнем подготовки летчиков. Почти половина из них служили в Карелии и на Крайнем Севере более двух лет, многие обладали солидным боевым опытом, полученным в небе Испании и Халхин-Гола либо во время советско-финской войны.

Как уже отмечалось, на начальном этапе войны против СССР главной задачей немецкой группировки в Норвегии было предотвращение любых попыток Великобритании высадить десант на континент (а такая возможность всерьез обсуждалась в Лондоне). Поэтому для наступления и захвата Мурманска были выделены ограниченные контингенты наземных и воздушных сил.

По состоянию на 22 июня 1941 года, 5-й воздушный флот генерал-полковника Ханса-Юргена Штумпфа насчитывал в своем составе в общей сложности 240 самолетов в Норвегии и небольшое подразделение в Финляндии. Основными боевыми единицами были KG 30,1./KG 26, отдельные части JG 77 и IV.(St)/LG 1. Части, предназначавшиеся для борьбы против Советского Союза, перед войной были объединены в «Люфтваффенкоммандо Киркенес» под командованием полковника Андреаса Нильсена.

Оборона Заполярья длилась с июня 1941 по октябрь 1944 года. В планы гитлеровской Германии и ее союзников входил стремительный захват советского севера, где находилось множество стратегически важных объектов. Через порты Мурманска и Архангельска осуществлялась доставка грузов из Сибири и Дальнего Востока. А также большое значение имела Кировская железная дорога — установив над ней контроль, немцы могли отрезать от снабжения центральные области СССР.

Финляндия была заинтересована в аннексии Кольского полуострова, который местные нацисты считали частью «Великой Финляндии». В этом регионе находились значительные месторождения никеля, которые были необходимы немецкой промышленности.

Сражения проходили на Кольском полуострове, в Северной Карелии и в акватории Белого, Каспийского, Карского и Баренцева морей.

Расстановка сил

Германия еще в 1941 году сформировала армию «Норвегия», состоящую из немецких и финских подразделений и предназначенную для захвата советского Заполярья.

В Северной Норвегии у Германии имелись стоянки для военных кораблей, на которых и базировался флот. В период боевых действий противнику приходилось неоднократно усиливать армию войсками, ранее находившимися в резерве. Количество немецких самолетов на твд доходило до 500, кораблей было более 50, подводных лодок — до 25.

Оборону осуществляли войска 14-й армии при содействии Северного флота. Советское командование подготовилось к наступлению врага на севере, поэтому часть сил 14-й армии еще в середине июня была переброшена к границе.

Боевые действия на суше: июнь 1941 — октябрь 1944 года

Немцы перешли к активным боевым действиям 29 июня 1941 года. Первыми перешли границы 2 немецких и 1 финский корпуса. Согласно разработанному в штабе вермахта плану «Полярная лиса» горнострелковые и танковые подразделения противника начали наступление, нанося главный удар по мурманскому направлению. Часть войск неприятеля выдвинулись на кандалакшское и ухтинское направления. Вспомогательный немецкий 36-й армейский корпус должен был захватить Кандалакшу, а затем в районе Мурманска соединиться с горнострелковым корпусом «Норвегия». На захват Кольского полуострова в штабе Вермахта отводили 2 недели.

План «Полярная лиса»

Советским подразделениям удалось задержать врага в 20-30 км от границы. Неприятель почти в 4 раза превосходил советские войска по живой силе и боевой технике, но защитники Заполярья пользовались созданными ранее оборонительными укреплениями и естественными условиями местности. Большую роль сыграли десанты заброшенные в немецкий тыл 7 и 14 июля.

8 сентября Мурманская операция была возобновлена. Но войска 14-й армии остановили наступление противника. 23 сентября защитники Заполярья отбросили немецкие войска за реку Западная Лица, где до осени 1944 года проходила линия фронта. Провал операции в Заполярье историки связывают с недооценкой немецким командованием природных условий крайнего севера.

Морские сражения в сентябре 1941 — октябре 1944 г.г.

В 1941 году количество кораблей Северного флота СССР было увеличено за счет рыболовных судов, прошедших переоборудование. 10 июля немецкая флотилия перебазировалась в порт города Киркенес и начала активные боевые действия. В конце 1941 года немцы провели первое успешное нападение на корабли британского конвоя PQ-13. После обстрела с советских эсминцев, сопровождавших грузовые суда, немецкий корабль был вынужден скрыться. Но спустя некоторое время неприятель возобновил атаку и вывел из строя британский крейсер.

Командование вермахта поставило перед флотом цель предотвратить доставку помощи от союзников по Северному морскому пути. Корабли немецких ВМС нападали на рыболовные, грузовые и военные суда. Против каждого конвоя союзников немцы предпринимали морскую и воздушную операцию.

В августе «Адмирал Шреер» — наиболее известный немецкий крейсер-рейдер, вышел в воды Арктики для перехвата британских и советских судов. Все усилия вражеской армии и военно-морского флота были направлены на блокаду внешних связей Советского Союза. Но несмотря на все усилия неприятеля за годы войны в порты Севера успешно прошли более 2,5 тыс. транспортных судов.

Деятельность советских диверсионных групп в северной Норвегии

В течение почти всей войны вплоть до вступления советских войск на территорию Норвегии, в немецком и финском тылах действовали подразделения партизан. Часть из них являлась выходцами из Норвегии, прошедшими подготовку в СССР, другую часть составляли подразделения Красной армии.

Партизанские соединения осуществляли наблюдение за перемещениями судов военной флотилии неприятеля и передавали сведения в штаб, находящийся в Мурманске. Разведчики пользовались широкой поддержкой местного населения.

Итоги

Попытки контрнаступления советских армий в 1942 году не привели к желаемому результату, но и немецкий план «Северного блицкрига» потерпел полный провал. Благодаря грамотным действиям командования сухопутных сил и Северного флота положение советских войск было менее тяжелым, чем на других фронтах. Сопротивление защитников Заполярья на долгое время сковало значительные силы противника. Гитлеровская Германия не смогла использовать армии, задействованные на Северном фронте, для усиления блокады Ленинграда.

Значительную помощь фронта оказало гражданское население. Несмотря на частые авиаудары, вследствие которых три четверти города были разрушены, жители Мурманска продолжали работать на предприятиях, перешедших на выпуск военной продукции. Рыболовные бригады продолжали вылов рыбы. Поддерживалось железнодорожное сообщение с Большой землей. Продолжала поступать помощь от союзников по ленд-лизу.

В 1944 году советские войска перешли в наступление. В ходе Петсамо-Киркенесской операции неприятель был изгнан из Советского Заполярья. Финская армия потерпела сокрушительное поражение. Вскоре после наступления Красной армии Финляндия начала переговоры о мире и вышла из войны.

Награды

5 декабря 1944 года была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья» . В списке награжденных фигурировало более 300 тыс. военнослужащих и 24 тыс. работников тыла. Ста тридцати шести защитникам северных регионов страны было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награды получили участвовавшие в боевых действиях корабли. Наиболее отличившимся подразделениям было присвоено звание гвардейских. СССР наградил орденами Ленина 4 британских летчиков, из базировавшейся в Мурманске эскадрильи союзников. Британские пилоты, прибывшие для обучения советских военных обращению с иностранной техникой, активно участвовали в воздушных боях и сбивали самолеты противника.





error: Контент защищен !!