Бизнес в условиях санкций. Влияние санкций на бизнес Статья влияние санкций на развитие малого бизнеса

Порядка 40% малых и средних предпринимателей (МСП) в 2016 году отметили негативное влияние санкций Запада на свой бизнес. Бо льшая же часть (48%) отрицательных последствий от антироссийских мер не испытала. Сильнее всего влияние от санкций ощутил средний бизнес, который в большей степени, чем малый, интегрирован в мировую экономику. Однако в сложившейся ситуации только каждый 10-й предприниматель планирует обратиться за господдержкой, остальные полагаются на свои силы. Такие данные в ходе опроса руководителей МСП получил Аналитический центр НАФИ («Известия» первыми ознакомились с результатами исследования). Эксперты между тем отмечают, что санкции имеют не только негативный, но и позитивный эффект.

40% представителей малого и среднего бизнеса отметили, что за прошедший год почувствовали на своем бизнесе влияние западных санкций. Это мнение в большей мере свойственно руководителям среднего бизнеса (50%). Почти половина российских предпринимателей отметили, что санкции на их бизнесе никак не отразились (48%), такая позиция в основном была высказана руководителями малых организаций (54% против 42% средних).

16% предпринимателей прогнозируют рост прибыли в этом году. Бо льшая же часть надеется сохранить результаты на уровне 2015 года (39%) или ожидает получить от бизнеса меньше денег (27%). Каждая 10-я компания вовсе не ожидает к концу года прибыли (11%), и чем меньше организация, тем чаще предприниматели прогнозируют такой сценарий (12% микрокомпаний против 7% средних).

Безусловно, в большей степени на бизнес вообще и МСБ в частности повлияла общая экономическая ситуация, вызванная снижением нефтяных цен. Сырье начало резко дешеветь в конце 2014 года. Однако и меры против России сыграли свою роль. Так, по мнению Центробанка, которое отражено в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016–2018 годы», санкции являются одним из факторов,
препятствующих росту экономики. Отрицательный вклад антироссийских мер может доходить до –0,6%, полагает регулятор.

Однако, по мнению президента общероссийской общественной организации «Опора России» Александра Калинина, меры против России нужно рассматривать не только как негатив, но и как позитив для МСП.

Да, санкции имели отрицательное влияние на МСП, поскольку США и Евросоюз попытались отрезать Россию от финансовых рынков, что сказалось на курсе рубля и стоимости кредитов, - пояснил глава «Опоры».

В России ставки и привлечения, и размещения выше, чем за рубежом, что действительно привело к подорожанию кредитов. В декабре 2014 года ЦБ резко повысил ключевую ставку на 6,5 п.п. - до 17%. И заемные средства стали недоступными для большинства, в том числе и крупных, предприятий.

Как заявила тогда глава ЦБ Эльвира Набиуллина, регулятор был вынужден пойти на эту меру в связи с повысившимися инфляционными и девальвационными ожиданиями, связанными с ослаблением рубля. На снижение курса нашей валюты в первую очередь влияют внешние факторы - снижение нефтяных цен и ограничения наших банков на кредитование за рубежом, пояснила глава Центробанка.

Кроме того, Александр Калинин объяснил «Известиям», почему в большей степени влияние санкций на себе ощутили именно средние компании.

Наша страна глубоко интегрирована в международную экономику - в частности, компании, особенно средние, много закупают за рубежом комплектующих, лицензионные разработки. Безусловно, обесценение рубля ударило по их бизнесу. Кроме того, рост цен привел к сжатию спроса, - говорит Александр Калинин.

Вместе с этим он отмечает и позитивное воздействие санкций. Как уверен глава «Опоры», антироссийские меры пробудили в людях желание производить внутри страны.

Просто сейчас отечественным производителям нужны преференции, чем, собственно, правительство в данный момент и занимается, - сказал Александр Калинин.

Однако лишь немногие (9%) малые и средние предприниматели в непростой экономической ситуации заявили о том, что планируют обратиться за поручительством
региональной гарантийной организации, МСП Банка или Корпорации МСП. На сегодняшний день воспользовался такой поддержкой лишь 1% компаний. Не имеют планов прибегнуть к господдержке три четверти организаций (75%), и в основном это микропредприятия (80%).

В условиях усиления влияния санкций вопрос об эффективности мер господдержки стоит особенно остро. Но незнание возможностей таких программ и нацеленность на ограниченный круг пользователей приводят к тому, что они пока не пользуются спросом, - сказала руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич.

Этого же мнения придерживается управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. По его словам, малый бизнес слабо информирован о возможностях финансирования в системе господдержки.

По данным последних исследований, около 40% МСП ничего не знают о мерах поддержки. С другой стороны, около половины (48%) опрошенных считают стоимость привлечения внешнего финансирования излишне высокой, - сказал Павел Самиев.

Президент «Опоры» тоже видит причину в том, что кредиты пока слишком дороги для МСП. По его словам, МСП привыкли обходиться собственными силами и пользуются поддержкой только в случае реализации инвестиционных проектов. Кроме того, как полагает Александр Калинин, ситуация вскоре изменится, поскольку с начала октября кредитная программа «6,5%» распространилась на кредиты от 10 млн рублей (ранее - 50 млн рублей). А это, по мнению эксперта, значительно расширит круг пользователей этой меры поддержки.

Глава российской Федерации г-н В. В. Путин сообщил о необходимости усиления государственной поддержки малого и среднего бизнеса страны в условиях возникших в связи западными санкциями экономических трудностей в стране. По мнению российского президента, именно малый бизнес способен вытащить государство из финансовой пропасти, которую уготовили РФ Евросоюз и США.

«Оказавшись в новой холодной войне с США, Россия более не намерена терпеть поражение. Поэтому, как страна развитая, с сильным потенциалом, мы обязаны сделать все для поддержания национального малого и среднего бизнеса, способного вытащить экономику на соответствующий сопернику уровень!», - заявил В. В. Путин.

Преодоление экономических трудностей возможно лишь при условии нормального развития малого бизнеса, а значит, от уровня активности самозанятого населения зависит успех страны в целом.

«Современная Россия готова принять любой вызов Запада! Более того, мы не намерены уступать ЕС и США в ущерб себе!», - В. В. Путин.

При этом российский лидер уточнил, что основной составляющей успеха РФ является либерализация экономики. Именно таким способом можно спровоцировать рассвет и дальнейшее процветание отечественного малого бизнеса. Такое чистосердечное признание Владимира Владимировича в буквальном смысле слова ошеломило Федеральное собрание, к которому по традиции в конце года обратился президент России.

Выступление президента РФ состоялось в Большом кремлевском дворце. Сюда прибыли все высокопоставленные чиновники российского государства, а также представители двух палат парламента России. В рамках подготовленного доклада В. В. Путин озвучил ряд мер, способных, по его мнению, вытащить страну из экономического кризиса. Все они относятся к либеральным реформам, направлены на борьбу с коррупцией, спекуляцией и популяризацией национальной консолидации и патриотизма.

В. В. Путин еще раз напомнил о главных целях ЕС и США при вводе против России санкционных режимов. Все они сконцентрированы на понижении экономического и политического статуса РФ в мире посредстм провокаций народных волнений и войны на Украине. Единственный способ устоять перед нападками Запада – это сконцентрироваться на максимальном использовании национальных резервов страны, в том числе и развитии малого бизнеса, а также поиске новых партнеров на Востоке.

Прогнозы экспертов сулят российской экономике в 2015 году рецессию. Однако это нисколько не пугает правительство государства, так как оно нашло способ, как вытащить страну из экономического кризиса, усилив меры поддержки малого и среднего бизнеса посредством ввода налоговых каникул, устранения бюрократических препятствий, снижения объемов налогообложения, допфинансирования, сокращения проверок, участия в госзакупках и пр. для малого и среднего предпринимательства России.

Подобные мероприятия быстро оценят бизнесмены, ведь о них на протяжении долгих лет поговаривая среди предпринимателей, но в правительстве заговорили впервые!

Сам же Владимир Путин уверяет, что он и раньше думал о национальном малом бизнесе. Из его уст нередко звучали предложения поддержки предпринимательской деятельности. Вот только представители самозанятого населения еще не были готовы качественно работать, у них было недостаточно развито патриотическое сознание.

Шидов, А. Х. Малый и средний бизнес, перспективы развития в современных условиях / А. Х. Шидов, Б. З. Батова, И. Ю. Гедгафова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 11. – С. 217-220.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.Х. Шидов , д — р экон . наук , профессор

Б.З. Батова , канд . экон . наук , доцент

И.Ю. Гедгафова , канд . экон . наук , доцент

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

(Россия, г . Нальчик )

Статья публикуется при поддержке РГНФ, проект №17-02-00467

Аннотация . В статье рассмотрен малый и средний бизн ес как важный фактор ра з вития экономики в условиях нестабильной внешнеэкономической среды . О босновано, что только при эффективном использовании инструментов го сударственного регулирования эта сфера сможет занять достойное место в экономике страны . Для этого проанализ и рованы данные по количеству субъектов малого и среднего бизнеса; о пределены основные факторы, влияющие на низкий уровень участия в формировании ВВП , о бозначены пе р спективы развития в современных условиях .

Ключевые слова: малый и средний бизнес, конкурентоспособность, инвестиции, инн о вационное развитие, финансирование, экономические санкции, экономический кризис, г о сударственное регулирование.

Одним из основных элементов рыно ч ного хозяйства является малый бизнес, способный оживить экономику страны, формируя так не обходимый в наше время средний класс , составляющий значител ь ную долю экономически активного нас е ления. Именно с возрастанием значимости малого бизнеса связывают стабильный экономический рост в высокоразвитых з а падных странах, где данному сектору эк о номики отводится ведущее место.

Инновационное развитие малого би з неса способствует созданию новых выс о копроизводительных рабочих мест, росту доходов населения , созданию благоприя т ных условий для формирования науч но-производственного потенциала, что ос о бенно актуально в условиях нестабильной внешнеэкономической среды .

Российская практика и мировой опыт свидетельствуют о не обходимости гос у дарственно го вмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общ е ственно значимых ф ункций , чему и удел я ется особое внимание в России . А в усл о виях кризиса, санкций , а так же огран и ченности бюджетных средств возникает необходимость выбора эффективных м е ханизмов и новых форм стимулирования развития такого рода предприятий. Но д ля выработки действен ных мер государс т венной политики необходимо иметь р е альное представление совре менного с о стояния этого сектора экономики , его ос о бенностей развития в стране .

В России п од малым бизнес ом подр а зумевает ся совокупность мелких и сре д них предприятий, которые непосредстве н но являются участниками экономического рынка. По данным Единого реестра суб ъ ектов малого и среднего предприним а тельства количество этих предприятий за первое полугодие 2016 года снизилось на 650 000 единиц. Уже во втором полугодии наблюдалась положительная динамика роста , что связано с пересмотром критер и ев отнесения к числу малого и среднего предпринимательства (МСП) и включен и ем в этот перечень микропредприятий . В результате чего у них появилась возмо ж ность воспользов аться соответствующими льготами , что повлияло на рост количес т ва.

Н а начало ноября 20 17 года в России насчитывалось 5862360 субъектов МСП , в том числе малых предприят ий 265339, средних предприятий – 19813, микропре д приятий – 5577208 единиц . В I и II кварт а лах текущего года их количество возраст а ет , а затем в начале III квартала начинает резко снижаться (уменьшение на 10 % ) , переходя в медленный рост с сентя бря по ноябрь . Причиной такого сни же ния те м пов роста субъектов МСП является ба н кротство предприятий, вызванное измен е нием ключевой ставки ЦБ и пад ение м п о требительского спрос а , связанное со сн и же нием ре альных доходов населения (рис. 1) .

Рис. 1. Динамика роста субъектов МСП в России за 2017 г.

Несмотря на стабильный рост колич е ства субъектов МСП , по данным Мин и стерства экономического развития их вклад в ВВП России минимальный , в сравнени и с другими развитыми странами.

Как видно из рисунка 2, их вклад в ВВП России в 2011 году составил 19,4%, в 2012 году – около 20%, в 2013 году – 20,1 %, в 2014 году – 19,2%, в 2015 году – 19,9%, в 2016 году – 21,2%, а в 2017 данный пок а затель может достигнуть только 21%.

С нижение показат еля в 2014 году до минимального уровня объясняется усил е нием мирового экономического кризиса и влиянием экономических санкций , н а правленных против России .

За исследуемый период этот показатель не превышал 21,2%, когда в Англии, США, Франции он составляет 50% ВВП, а в Японии и Китае достигает 60%, обесп е чивая до 70% рабочих мест. Когда в Ро с сии , по данным Росстата , число занятых в данн ом секторе в 2015 году составлял о чуть более 28% всех рабочих мест в эк о номике, а в 2016 году около 32% .

Одной из главных причин недостато ч ного участия МСП в формировании ВВП считаем именно влияние периодов спада в отечественной экономике, так как этим предприятиям труднее выжить в тяжел ых условиях конкурентной среды.

Рассм ат ривая отраслевую структуру МСП в 2016 году видно , что большую д о лю составили предприятия оптовой и ро з ничной торговли – около 37 %. На втором месте – предприятия осуществляющие операции с недвижимым имуществом с долей в 21,7% . На третьем месте пр едпр и ятия сферы строительства, составляющие около 9%. Хотя и перерасчет по оптово-розничной торговле и операциям с недв и жимостью добавил совокупной валовой добавленной стоимости дополнительные 0,5 п.п ., считаем, что д ан ная структура свидетельствует о неэффективной гос у дарственной политике по поддержке м а лых предприятий, о чем свидетельствуют высокие те мпы развития именно в сфере торговли (рис. 3) .

В этой связи считаем, что должны быть разработаны мероприятия, созданы нормы и должны реализовываться пр ограммы по увеличению доли МСП в других о траслях экономики. В частности , должны быть предприняты меры по привлечению малых предприятий в се льское хозяйство , учит ы вая актуальность проблемы импотозам е щения сельскохозяйственной продукции сегодня .

Таким образом, основными направл е ниями повышения эф фе ктивности фун к ционирования МСП считаем:

1. Улучшение условий кредитования, направленные на снижение процентной ставки и решение проблем залогового обеспечения.

2. Предоставление долгосрочных за й мов инновационным предприятиям с в ы сокопроизводительными рабочими мест а ми.

3. Грантовая поддержка предприятий относящихся к таким сферам как сельское хозяйство, промышленность, товарное производство, IT-технологии , социальные услуги.

4. Создание гибкой системы налогоо б ложения , предусматривающей льготы для развит ия новых видов деятельности.

5. Создание инфраструктурных объе к тов, оказывающих различ ные виды пом о щи предпринимателям .

6. Проведение постоянного монитори н га эффективности предпринимаемых гос у дарством мер по под держке предприятий данной сферы и их совершенствование.

К сожалению, в условиях экономич е ского криз иса первым страдает МСП , как менее защищенный от внешних эконом и ческих воздействий. Несмотря на мног о численные попытки правительства по д держать малое предпринимательство пр е доставляя налоговые каникулы, субсидии, кредиты, гранты, предпринимая прочие меры ему тяжело встать на новый уровень развития в современных условиях. Поэт о му т олько эффективное использование всех инструментов государственного рег у лирования поможет МСП занять свое м е сто в экономике России и стать решением ее современных проблем.

Библиографический список

1. Батова Б.З. Проблемы развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике / Б.З. Батова , З.М. Яхутлова // Современные концепции научных иссле дований. – 2015. – №4. – С. 9.

2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: URL: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).

3. Федеральная служба государственной статистики: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ (дата обращ е ния: 27.11.2017).

4. Шидов А.Х. Формирование и управление инновационными сегментами рынка сел ь хозпродукции в решении проблемы импортозамещения региональными сельхозпроизв о дителями / А.Х. Шидов , Б.З. Батова , Л.Х. Шидова // Экономика и предприниматель ство. – 2014. – №8 (49). – С. 964-967. URL : http :// www . intereconom . com / component / content / article /213. html .

SMALL AND MEDIUM BUSINESSES, THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT

IN MODERN CONDITIONS

A.H. Shidov , doctor of economic sciences, professor

B.Z. Batova ,

I.Y. Gedgafova , candidate of economic sciences, associate professor

Kabardino-Balkarian state university of H.M.Berbekov

(Russia, Nalchik)

Abstract. In the article, small and medium business as an important factor of development of economy in conditions of unstable external environment. It is proved that only with the effective use of tools of state regulation of this sphere will be able to take its rightful place in the economy of the country. For that analyzed data on the number of subjects of small and average business; identifies the main factors influencing low participation in GDP, the perspectives of development in modern conditions.

Keywords: small and medium businesses, competitiveness, investment, innovation develo p ment, financing, economic sanctions, economic crisis, state regulation.

Многочисленные исследования наглядно показывают, что современное предпринимательство сталкивается с рядом препон, которые касаются и финансового обеспечения, и бюрократических проволочек. Что мешает организовать собственное дело? Каковы проблемы малого бизнеса в России 2018 года?

Внешние и внутренние влияния

Стоит оговориться сразу, что преграды могут быть не только внешними, но и внутренними. Под внешними угрожающими успешности предпринимательского проекта факторами можно понимать:

  • высокие налоговые ставки;
  • большую стоимость страхования;
  • общее отрицательное состояние экономики;
  • бумажную волокиту.

Прочие внешние проблемы развития малого бизнеса в России – это сложности с транспортом, конкуренция, нехватка сотрудников и их крайне низкая профессиональная подготовка. На самом деле данная категория факторов едва ли не бесконечна. Можно долго перечислять все то, что извне мешает активно и успешно развивать собственное дело.

Особенности внутренних факторов

Что касается внутренних факторов, то их список меньше. Первое, что может вызвать крах малого бизнеса в России, – это острая нехватка финансовых средств. Вопрос, где взять денег, очень актуален для многих предпринимателей. Кроме того, им необходимо не просто отыскать финансовую базу, но и научиться эффективно управлять ею.

Деньги заработать сегодня крайне сложно. Их никогда не бывает ни много, ни просто достаточно. Чтобы отыскать источник финансирования, придется потратить немало сил. Прекрасным решением могут оказаться такие инструменты, как:

  • прокат либо покупка в лизинг;
  • оформление кредитных карт;
  • овердрафт.

Финансовые сложности

Что касается таких приемов, как использование нового капитала, факторинг, займы у родственников и приятелей, дисконтирование счетов, то они редко приносят успехи. Потому назвать их распространенными нельзя.

Выгодные гранты или коммерческие кредиты получить представителю малого бизнеса практически нереально, поскольку доверия от банков им нет. Это связано с тем, что подобные компании нередко своевременно отказываются гасить долг, а взыскать с них денежные средства не представляется возможным.

Кстати, проблемы кредитования малого бизнеса часто обусловлены именно тем, что банковские организации отказываются с ними сотрудничать.

Нужно учитывать, что положительный кредитный показатель важен не только для финансовых структур для получения денег в долг. Данный параметр позволяет компании обеспечить отличные условия по любому договору.

Отсутствие планирования

Называя прочие причины, тормозящие развитие малого бизнеса в России, нельзя не отметить частое отсутствие четкого, детально продуманного плана. Большая часть небольших компаний попросту не знает, как он составляется. Однако отсутствие выверенного плана развития провоцирует возникновение сложностей с:

  • финансированием;
  • решением текущих задач;
  • возможностью правильно и грамотно подстраиваться под текущие изменения рынка;
  • рецессией.

Проблемы управления

Еще один сложный вопрос касается неэффективного руководства. Данная проблема подается одновременно в нескольких ракурсах. Чаще всего управление малым бизнесом оказывается неглубоким. Руководитель может быть чрезмерно поглощен вопросами практики, совершенно забывая о формальной стороне вопроса. Он подает себя как менеджера, а не как лидера, что неизменно вызывает сложности.

Сегодня проблемы регулирования современного малого бизнеса в РФ могут быть сопряжены и с еще одной преградой в виде неэффективного управленца. Создатель предприятия попросту не заручается поддержкой и игнорирует помощь компетентных менеджеров. Он может слишком надменно относиться к сотрудникам. Однако в небольших компаниях это является непростительной ошибкой. Такой подход к руководству со временем дает негативные результаты в виде стагнации и полной неудачи.

Маркетинговые сложности и проблемы менеджмента

Маркетинговая эффективность, вернее, ее отсутствие, – вот то, с чем зачастую сталкивается малый российский бизнес в кризис 2018 года. Множество небольших бизнес-проектов сегодня просто не продумывают фактор, который можно именовать их уникальным предложением в плане торговли. Они пытаются влиться одновременно в несколько конкурирующих областей.

Однако проблема состоит не в этом. Данные сферы зачастую противоречивы. Как результат, они не имеют ни высокого сервиса, ни демократичных цен.

Совокупность высокой ценовой планки и низкого уровня сервиса приводит к полному краху.

Стоит справедливо оговориться, что подобные проблемы в бизнесе вытекают из иных сложностей: опять-таки неэффективного руководства и отсутствия планирования. Именно поэтому крайне важно при развитии собственного дела ответить честно на вопрос, почему клиент должен пользоваться именно этими услугами или покупать данный товар.

Проблемы с реализацией стратегий

Современные особенности развития малого бизнеса в России таковы, что предпринимателям нередко приходится сталкиваться с полным отсутствием исполнения решений. Данная сложность может быть представлена в нескольких ипостасях:

  • фиаско проектов модернизации компании;
  • неумение управленцев разрабатывать стратегии;
  • непродуманность стратегий, их закономерная слабость, невозможность вступить в силу;
  • неосведомленность сотрудников фирмы о стратегии.

Более того, данная проблема может быть обусловлена и иными факторами. Так, иногда решающим критерием в принятии решения становится общение с сотрудниками. Это в корне неверно.

К этой же категории сложностей можно отнести отсутствие у небольшой компании существенной положительной динамики. При этом фирма может отказываться от проведения регулярного мониторинга, что не позволит получать анализ ее производительности.

Существенное влияние санкций на современный малый бизнес в России не просматривается. Более того, они стали неким стимулом для организации новых небольших предприятий и развития уже существующих.

Эффективные пути решения проблем

Существует несколько прекрасных вариантов решения проблем, которые назрели в небольшом предпринимательстве. Основное, что потребуется, – это разработать детальный план. Эксперты отмечают обязательное наличие в нем нескольких этапов. Это позволит правильно подготовить переход управленца от простого, рядового сотрудника к настоящему лидеру.

Данный план включает:

  • скрупулезное изучение рыночной ситуации;
  • формирование маркетинговой стратегии;
  • выбор ориентира на целевую аудиторию;
  • мониторинг затрат, вложений, кредитов;
  • детальный анализ эффективности проделанной работы и продуцирование выводов.

Последний этап как раз станет отличным целесообразным решением основной проблемы развития малого бизнеса.

Чтобы свести к минимуму все сложности, которые связаны с эффективностью руководства, эксперты советуют заранее готовиться к данной роли. Очень важно предварительно разобраться в тонкостях маркетинга, нетворкинга, экономики. Для управленца финансовые вопросы не должны казаться «темным лесом».

Также профессионалы рекомендуют опираться на целевой рыночный сегмент. Не менее важно сформировать стабильную финансовую базу. Целесообразно иметь в ресурсе столько денежных средств, чтобы их хватило как минимум на 18 месяцев беспроблемного расходования на нужды развития небольшой компании. В идеале лучше рассчитывать на 36 месяцев.

Сегодня малый бизнес в России 2018 года, как показывает статистика, оказывается успешным крайне редко. Все дело в том, что руководитель, часто рьяно взявшись за дело, быстро выгорает. Именно поэтому эксперты рекомендуют им максимально внимательно отнестись к распределению не только финансов, но и собственного времени.

Бизнес в России: Видео

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • -- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • -- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • -- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей; -- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; -- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% -- что им нужны надежные законодательные гарантии». Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% -- в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий -- в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов. Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки. Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются: Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Второе условие -- необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры -- вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства -- медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Третье условие -- налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ. Четвертое условие -- активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Государственная политика поддержки малого предпринимательства -- самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах: первый -- широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки; второй -- умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий. Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления: -- «формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; -- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; -- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности; -- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; -- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.». Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются: -- оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; -- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; -- льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства и др. Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат: соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки; соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства. В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня. Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В настоящее время основными источниками финансирования малого бизнеса, помимо собственных средств предпринимателей, средств их родственников и друзей, являются «прямая финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства, и банковское кредитование». Большинство экспертов отмечает невысокую эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который в настоящее время упразднен. Действовавшая система предусматривала перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходило прямое («точечное») финансирование отдельных предпринимателей. В результате прежняя редакция Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не только устарела, но и во многом дискредитировала себя. Причина проста -- коррупция. Приближенные к органам распределения лица зачастую регистрировали малые предприятия, получали деньги, а потом искусственно банкротились, оставляя себе бюджетные средства. До реально действующих предпринимателей государственное финансирование доходило не часто. В результате государственное финансирование малого бизнеса в настоящее время свелось к четырем проектам. Первый проект -- создание бизнес -- инкубаторов. Бизнес-инкубатор -- это достаточно большие помещения, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется в зависимости от потребностей 2-3 рабочих места либо небольшая комната. Как правило, один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий компания должна выйти из инкубатора, а на ее место прийти другая. Субъекты РФ сами решают, где им создавать такие инкубаторы. Финансовая поддержка из федерального бюджета сводится к финансированию строительства или реконструкции здания, обеспечение связью, компьютерами и оргтехникой. Сам же объект находится в собственности субъекта РФ, и бремя расходов на его содержание несет собственник. Второй проект -- поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Если малое предприятие имеет возможность участвовать во внешнеэкономической деятельности, то его поддержка со стороны государственного бюджета выглядит следующим образом: -- «субсидирование процентной ставки, под которую малое предприятие получило в банке кредит под экспортный контракт в размере 50 процентов; -- компенсация 50 процентов затрат, связанных с оформлением выхода на внешний рынок, в виде стоимости сертификатов, лицензий, подтверждения соответствия; -- компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом в размере 75 процентов от стоимости аренды». На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Она определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок. Третий проект -- поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов). Суть кредитных кооперативов состоит в том, что физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств. Государственная поддержка состоит в том, что бюджет компенсирует процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, так, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была несколько ниже. Четвертый проект -- поддержка малых инновационных компаний. Основными препятствиями в получении банковских кредитов малым бизнесом являются следующие обстоятельства: -- высокая степень риска; -- высокий уровень издержек. Высокая степень риска заключается в том, что малые предприятия зачастую не могут выплатить высокую процентную ставка по кредиту, у них отсутствует залоговое обеспечение, кредитная история, имеются трудности при составлении бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Высокий уровень издержек состоит в том, что затраты банка на выдачу одного крупного кредита значительно меньше, чем на сотню мелких кредитов. Применяемые в настоящее время модели экспресс -- кредитования также отличаются рядом серьезных неудобств для предпринимателей. «Во-первых, размер кредита, полученный экспресс-методом без предоставления залога, не превышает 30 000 руб. Во-вторых, более крупные суммы кредита можно получить только под залог, которого у предпринимателей зачастую нет, или же он не удовлетворяет банк». В результате, для того чтобы поддержать малый бизнес в процессе получения банковских кредитов, государственный бюджет должен нести финансовые потери. Государственная финансовая поддержка заключается в следующем: -- производится оплата структурам поддержки малого предпринимательства за разработку бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов для малого бизнеса; -- частично субсидируется процентная ставка по банковским кредитам; -- предоставляется залог в качестве гарантии возврата кредита. Подводя итог изложенному в этой главе можно сделать следующие выводы. Малый и средний бизнес занимает особое место в экономике многих стран, в том числе и России. В настоящее время разработана законодательная база по поддержке малого бизнеса, определены критерии, по которых предприятие отнесено к малому или среднему бизнесу. Этапы развития малого бизнеса в России показывают недостатки и преимущества развития малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес имеет достаточное количество проблем, решать которые помогает государственная политика в области поддержки малого и среднего бизнеса.




error: Контент защищен !!