Алалия у детей — лечение в домашних условиях. Моторная алалия и её профилактика

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.


Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: ). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: ). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: ). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.


Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: ).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: ).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.


Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно - развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия - например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Все родители с нетерпением ждут первых слов ребенка. Уже в 6-7 месяцев малыш начинает лепетать, а к одному году знает и может сказать 8-10 простых слов. К 14-16 месяцам словарный запас стремительно расширяется.

Если вы много занимаетесь с малышом, к этому возрасту он уже сможет говорить предложения, которые будут вполне понятны. Однако бывают ситуации, когда даже у трехлетнего малыша очень бедная речь или она отсутствует совсем. Все, что нужно знать об отклонении речевого развития – алалии у ребенка, читайте в статье.

Суть заболевания

Алалия – тяжелое недоразвитие речи или ее полное отсутствие, связанное с повреждением речевых центров коры головного мозга. При этом нарушены все составляющие речи: как фонетико-фонематические, так и лексико-грамматические.

Алалия – это изначальное отсутствие речи, при котором произошло органическое повреждение речевых центров во время внутриутробного развития или в течение первых лет жизни ребенка. Диагностируется недуг у 1-2% дошкольников, мальчики страдают алалией вдвое чаще девочек.

Каковы причины появления болезни у ребенка

Все причины алалии можно разделить на 3 группы.

Нарушения внутриутробного развития:

  • вредные привычки матери (курение и/или алкоголизм);
  • заболевания матери (сердечная, легочная недостаточность, гипотония или гипертензия);
  • внутриутробные инфекции;
  • гормональные нарушения;
  • токсикоз;
  • стресс;
  • угроза выкидыша;
  • падения матери с травмированием плода;

Осложнения родов и перинатальные патологии:

  • асфиксия новорожденного;
  • внутричерепная родовая травма;
  • недоношенность;
  • преждевременные, стремительные или затяжные роды;
  • использование акушерских пособий.

Причины алалии в раннем детском возрасте (до 3 лет):

  • энцефалит;
  • рахит;
  • частые ОРВИ и ;
  • оперативные вмешательства под общим наркозом;
  • плохие социальные условия.

Симптомы и классификация алалии у детей

Алалия подразделяется на моторную и сенсорную, может быть сочетание обоих видов – смешанная алалия.

Симптомы моторной алалии у ребенка

Это наиболее часто встречающийся вид речевого отклонения. При моторной алалии малыш знает и понимает, о чем говорят люди. Также знает, что именно он хочет сказать. Но речь дается ему с большим трудом.

Проявляется он плохой координацией движений. Малышу сложно застегнуть пуговицы, завязать шнурки, сложить мозаику. Такие дети неповоротливы и малоактивны или, наоборот, гиперактивны.

Словарный запас таких детей очень скуден, все возрастные навыки говорения появляются значительно позже срока . Преобладают обиходные существительные в именительном падеже. Запоминание и произношение новых слов дается с большим трудом.

Основа речи – простые короткие предложения, отсутствует связная речь. Малышу тяжело отделить главное от второстепенного, определить последовательность событий.
Часто наблюдается заикание.

Отставание в развитии происходит из-за речевого недоразвития. Если речь удается наладить, такой малыш-алалик нагонит своих сверстников по всем показателям.

Сенсорная алалия у детей – признаки

При сенсорной алалии у ребенка затруднено понимание речи окружающих, при этом он хорошо их слышит. Дети с сенсорной алалией могут хорошо говорить, однако речь их представляет несвязный набор слов, они не понимают, о чем они говорят. Часто повторяют то, что услышали, добавляют обрывки слов и слогов, их речь представляет из себя логорею – словесный салат.

В тяжелых случаях полностью отсутствует понимание речи. Иногда понимание носит ситуативный характер. Однако, поменяв слова в понятном предложении местами, добавив или заменив слова, сохраняя смысл, понимание утрачивается.

Тяжелые нарушения речи приводят к задержкам интеллектуального развития.
Такие дети не удерживают внимание, часто отвлекаются, быстро утомляются. Они импульсивны, подвижны или, наоборот, замкнуты, инертны.


Сенсорная и моторная алалия

Чисто сенсорные алалики встречаются редко. Чаще встречается смешанная, сенсомоторная алалия у детей, что говорит о связи речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Диагностика заболевания

Для диагностики алалии привлекаются врачи: невропатолог, отоларинголог, психолог, логопед.

  • Невролог устанавливает степень повреждения головного мозга, используя МРТ, ЭЭГ, эхоэнцефалографию.
  • Отоларинголог определяет проблемы со слухом, используя аудиометрию, отоскопию, исследуя слуховую функцию.
  • Психолог диагностирует слухоречевую память, проверяет развитие интеллекта.
  • Логопед проверяет устную речь.

При обследовании учитывается течение беременности, анамнез новорожденного, период раннего развития малыша. Учитываются сроки психомоторного и речевого развития.


Лечение алалии у детей

Успех лечения алалии заключается в комплексном подходе. При лечении пользуются услугами психолога, логопеда, применяют медикаменты, направленные на стимуляцию работы мозга. Широко используются витамины и витаминные комплексы.

Логопед помогает малышу увеличить словарный запас, работает над произношением и связной речью. Методики по сопоставлению предметов и действий помогают сенсорным алаликам понимать смысл речи.

Психолог помогает скорректировать поведение ребенка, объясняет родителям, чем они могут помочь малышу.
Алалия у детей должна корректироваться постоянно, поэтому очень эффективно лечение в домашних условиях. Родителям необходимо получить рекомендации по занятиям дома. Их даст логопед и психолог.

В лечении моторной алалии у детей очень помогает пальчиковая гимнастика. Она стимулирует определенные участки мозга и хорошо сказывается на умении говорить. Если заниматься ею правильно и регулярно, малыш быстрее начнет разговаривать.

Также родителям необходимо много разговаривать с малышом. При этом ваша речь должна быть неторопливой, с паузами. Задавайте наводящие вопросы, просите повторить сказанное вами.


При сенсорной алалии у детей, характеризующейся таким признаком, как слабое понимание смысла речи, сопровождайте ваши рассказы картинками, делайте их наглядными и учите связывать услышанные звуки с увиденным, это очень помогает при лечении.

Таким детям просто необходима социализация. Важно посещать детский сад или группы раннего развития ребенка.

Профилактические меры

Профилактика алалии заключается в тщательном планировании беременности. Следите за своим здоровьем и во время беременности. В раннем возрасте важно вовремя лечить инфекционные болезни, укреплять иммунитет малыша.

При каких-либо подозрениях на задержку речевого развития ребенка обратитесь к специалисту. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше шансов на выздоровление.

Алалия у ребенка – видео

Комплексный подход и регулярные занятия позволяют добиться хороших результатов. Смотрите работу логопеда с детьми с алалией.

Не оставляйте без внимания проблемы с речью у вашего малыша, следите, чтобы его психомоторные и речевые навыки отвечали его возрасту. Алалия у детей встречается довольно редко, ее симптомы заметит каждый внимательный родитель, прогнозы при моторной алалии благоприятны в случае своевременного комплексного лечения.

Наиболее тяжелым в плане лечения и симптоматики среди нарушений речи у детей является развитие у них алалии. Алалия или отсутствие речи – это состояние, связанное с поражением головного мозга, проявляющееся отсутствием у ребенка способности к разговору. При этом таких детей необходимо отличать от детей с отсутствием слуха и детей с умственной отсталостью. В первом случае отличительной чертой детей с алалией будет реагирование ребенка на звуки, а во втором случае дети с умственной отсталостью имеют сниженный интеллект, который не восстанавливается при проведении медицинской реабилитации. У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из-за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе.

Причины алалии

Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.

Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного. Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).

Оптимальным сроком для постановки ребенку диагноза является возраст 2,5-3 года. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть сформированы основные словарные формы, он начинает правильно пользоваться числительными и падежными наклонениями. В более раннем возрасте алалию можно только заподозрить, так как речь ребенка в этот период еще только развивается, у некоторых детей быстрее, у других медленнее. Если у ребенка выявляются какие-либо симптомы алалии в возрасте до 3-х лет, то он должен наблюдаться у логопеда для помощи в формировании речи и, при отсутствии эффекта от лечения, для направления в специализированный детский сад.

Симптомы алалии

Для развития алалии у ребенка должно произойти нарушение деятельности в определенных участках головного мозга. Большое значение в развитии данной патологии имеет поражение двух структур больших полушарий головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти структуры головного мозга отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих. В зависимости от того, какой из центров поражается у ребенка, принято различать моторную и сенсорную алалию.

Моторная алалия связана с поражением центра Брока, отвечающего за формирование речи. Данное состояние чаще всего возникает у детей, родители которых слишком опекают своего ребенка. Эта опека может быть связана с перенесенным заболеванием в раннем возрасте либо с тяжелыми родами. Дети в таких семьях отличаются упрямством, раздражительностью, капризностью. У детей с моторной алалией наблюдается отсутствие навыков самообслуживания: они не могут сами завязать шнурки, бант, не способны самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы. Обращает на себя общее нарушение движения у детей: они не могут прыгать на одной ноге, не способны пройти по бревну, очень часто спотыкаются и падают, не могут ритмично двигаться под музыку. Для детей с моторной алалией характерно несколько уровней развития речи: от полного отсутствия речи, до наличия развернутой фразовой речи с наличием незначительных отклонений.

Речи детей с моторной алалией первого уровня для обычного слушателя совершенно непонятна: «тя бах» - чашка упала. Помогает разобраться в том, о чем говорит ребенок конкретная ситуация в которой произносится фраза, мимика ребенка, жесты. Чаще всего ребенок не может выразить свои чувства, сказать, в чем он нуждается, поэтому такие дети остаются вне речевого общения.

Для второго уровня развития речи при моторной алалии характерно появление возможности выражать отдельные наблюдения в более понятной для окружающих форме: «Тятя кутил сяик Кате» - Папа купил шарик Кате.

Дети с третьим уровнем речевого развития используют более развернутые высказывания, но они содержат лексико-грамматические ошибки.

Отличительной чертой моторной алалии является понимание речи, обращенной к ребенку. Он может выбрать правильную картинку с животным, которую его просят показать. Но происходит нарушение в понимании числа и падежных склонений слов. Ребенок не может разобраться, что от него просят, когда ему предлагается показать на картинках где «купается собака», и где «купаются собаки». Это объясняется тем, что дети понимают только лексическое значение слова и не могут воспринимать окончания, приставки, предлоги. Для устранения подобных отклонений необходимо проводить занятия с ребенком в специализированных детских садах и школах, так как такие дети не способны воспринимать общеобразовательную школьную программу.

Сенсорная алалия связана с повреждением центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих. В этом случае отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом. В этом случае часто происходит неправильная постановка диагноза, и таких детей зачисляют в ряды слабослышащих, хотя слух у них сохранен полностью. Очень часто при сенсорной алалии наблюдается такое явление, как эхолалия. При этом явлении ребенок повторяет только что услышанное слово. При этом вместо ответа на заданный вопрос ребенок просто повторяет адресованный ему вопрос. Так как дети не понимают адресованных им слов, то они не могут правильно выбрать картинку животного из представленных, но при этом самостоятельно показывают животное и пытаются его назвать.

Для исключения нарушения слуха при сенсорной алалии ребенка направляют к врачу сурдологу, который проводит определение слуха у ребенка при помощи специальной аппаратуры. После исключения нарушения слуха ребенка отправляют к психиатру и логопеду для назначения лечения. Для исключения умственной отсталости у ребенка проводят ряд тестов, в ходе которых ребенка просят воспроизвести какую-либо структуру по образцу. Это может быть башенка с кирпичиками разного цвета и размеров, выложенные из мозаики различные геометрические фигуры. Ребенок с умственной отсталостью не способен справится с поставленной задачей.

Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, но при этом данное состояние очень тяжело поддается коррекции. Возможно только частичное улучшение состояние для подготовки ребенка к обучению в специализированных школах для детей с нарушением речи.

Лечение алалии

Одним из наиболее часто применяемых способов лечения алалии у детей является стимуляция определенных участков кожи низкочастотными импульсами тока. Эти участки кожи являются проекцией речевых зон головного мозга и при их стимуляции происходит активация нервных окончаний. Однако данный способ лечения не имеет научно-обоснованной базы и при применении только данного способа для лечения детей не оказывает никакого терапевтического эффекта, поэтому применение нейростимуляции речевых зон не всегда обосновано.

Наиболее приемлемый способ лечения – это логопедический массаж, направленный на стимуляцию мышц, участвующих в процессе формирования звуков (мышцы языка, губ, щек). Для этого проводят непосредственный массаж этих мышц при помощи пальцев или специальным зондам или проводят с ребенком специальные упражнения: поднять язык вверх и удерживать его в этом положении, надувать щеки, вытягивать губы в трубочку.

Нельзя забывать и про физиотерапевтическое лечения. У детей может применяться лазеротерапия, магнитотерапия, водолечение, для старших детей возможно применение иглорефлексотерапии. Физиотерапевтическое лечение проводится курсами. Назначение данных процедур на постоянной основе недопустимо.
Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка. Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.

Врач педиатр Литашов М.В.

Статья. Алалия в детском возрасте


учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна,
МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание: Статья раскрывает понятие «алалия», причины её возникновения. Знакомит с формами алалии, с необходимостью комплексного своевременного лечения. Будет интересна родителям, педагогам, логопедам.

Работая более 19 лет на коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с ОНР), часто встречаются дети с алалией. Давайте разберёмся, что это за заболевание, каковы причины возникновения и как его лечить?
Что такое алалия?
Алалия – это тяжёлое нарушение речи, проявляющимся в отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Это нервно – психическое заболевание, которое нужно лечить, начиная с раннего возраста. Обычно дети с алалией начинают посещать специальные коррекционные логопедические группы с 4 лет, сроком на 3 года. Если не проводить логопедическую коррекцию и не начинать вовремя медикаментозное лечение, дети с алалией тормозят в развитии интеллектуальной сферы и социальная адаптация становится невозможной. Их речь невозможно понять не только другим детям, но и взрослым. Из - за того, что их не понимают, дети с алалией становятся замкнутыми, нередко агрессивными, обидчивыми, раздражительными, капризными. Нервное состояние детей ухудшается.
Алалию трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Нередко детям с алалией ставится диагноз по ошибке аутизм или олигофрения. Но при обучении дети с сенсорной и моторной алалией хорошо воспринимают информацию и не имеют особых затруднений при обучении (в сравнении с детьми аутистами или олигофренами). У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из - за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе. В случае олигофрении, при проведении медикаментозного лечения, интеллект детей не восстанавливается. Так же детей с алалией нередко путают с детьми с нарушением слуха. Но реагирование на звуки даёт возможность понять, что слух у них не нарушен.
Причины алалии.
Причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, в период беременности, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно – плацентарная недостаточность, алкоголь и табакокурение во время беременности способны оказать отрицательное влияние на развитие головного мозга плода. При родах возможна острая гипоксия плода из – за преждевременного выхода околоплодных вод, длительного нахождения головки новорожденного в малом тазу роженицы, слабости родовой деятельности, стремительных родов, родовой травмы, обвития ребёнка пуповиной, переохлаждения новорожденного и отсутствия поступления питательных веществ в первые часы после рождения. Если малыш на первом году жизни перенёс тяжёлые вирусные инфекции: краснуху, менинго – энцифалит, закрытые черепно-мозговые травмы, серьёзные ушибы головы, это также может спровоцировать нарушение развитие головного мозга, и развитием алалии.
Хорошо обследовать неговорящего или плохо говорящего малыша в возрасте от 2,5 – 3 лет. Это самое благоприятное время для постановки данного диагноза, так как именно в этот период у детей формируются основные словарные формы, дети начинают употреблять в своей речи правильно подобранные падежные окончания и числительные. Речевое развитие детей происходит по – разному, и в более ранний период данный диагноз ставят предположительно. Такой малыш в возрасте до 3 лет должен наблюдаться у логопеда для того, чтобы помочь ему формировать речь и наблюдать за его речевым развитием. Если речь ребёнка несмотря на лечение не формируется, его направляют в специализированную коррекционную логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Формы алалии.
Выделяют следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия (смешанная). Различают эти формы по поражению определённых участков головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти центры отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих.
При поражении центра Брока, ставят диагноз «моторная алалия», нарушается процесс формирования речи. Обычно после тяжёлых родов или перенесённых тяжёлых заболеваний в раннем возрасте, родители начинают излишне опекать своих детей. Часто такие ребята упрямы, капризны, раздражительны. У них слабо развит навык самообслуживания. Они не умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться. Они моторно неловки: не могут прыгать на одной ноге в возрасте 5 лет, не могут ритмично двигаться под музыку, часто спотыкаются на ровном месте и падают. Дети с моторной алалией могут не говорить вообще, или произносить отдельные звукокомплексы(вместо «овощи», ребёнок говорит только «о», вместо «пошли» - «ди»), или говорить неправильно оформленными грамматически фразами(«Матик дит а туе» - Мальчик сидит на стуле).
Такие дети понимают обращённую речь. Они могут показать правильно нужную картинку. Им понятно лексическое значение слова (покажи кошку), но грамматическое значение (покажи, где кошки сидят, а где кошка сидит; где стул, а где стулья; где чашка, а где чашечка) им не доступно. У них идёт постоянная путаница, ребёнок не понимает, что от него хотят. Без медикаментозного лечения и логопедического воздействия эти дети не способны усвоить общеобразовательную программу.
При поражении центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих, ставится диагноз «сенсорная алалия». Дети не понимают обращённой к ним речи, не выполняют элементарную просьбу: подать мишку, отнести куклу, положить на стол книгу). Часто они повторяют за говорящим его же слова, вопросы (эхолалия). Слух при этом у них в норме. Для того, чтобы не спутать диагноз «сенсорная алалия» с нарушением слуха, проводится обследование ребёнка у сурдолога при помощи специализированной аппаратуры. Чтобы не поставить диагноз «умственная отсталость» малышу предлагают по образцу собрать башенку, выложить из мозаики фигуру. С умственной отсталостью эти операции не доступны.
С сенсорной алалией дети встречаются редко. Избавиться полностью от этого заключения практически невозможно, т.к. данное состояние тяжело поддаётся коррекции. Учатся дети в специализированных школах для детей с нарушениями речи.
Коррекция алалии.
Только комплексное лечение алалии: медикаментозное лечение у психоневролога, регулярные занятия с логопедом в течение 2 – 3 лет в специализированной коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по специальной программе по коррекции речи, ежедневные занятия дома с родителями по заданию логопеда, дадут положительные результаты в развитии речи детей и возможность обучаться в школе общеразвивающего вида. Чем раньше ведётся работа по преодолению алалии, тем успешнее будет результат работы.

Алалия является грубой патологией детского организма, при которой наблюдаются серьезные нарушения в речи, спровоцированные поражением коры головного мозга. Алалия у детей, симптомы которой и будут рассмотрены ниже, встречается относительно редко. Именно поэтому родители не знают, как бороться с болезнью. Стоит отметить, что патология поддается коррекции и лечению, если с пациентом заниматься систематично.

Заболевание определяется логопедами и терапевтами как проблема в формировании членораздельной речи. Возникновение данной патологии обусловлено повреждением отдела головного мозга, отвечающего за процессы формирования и воспроизведения речевого потока.

Основной признак заболевания — его системность: не составляет труда проследить нарушение речевой функции на всех уровнях (фонетический, лексический и грамматический). Ребенку сложно воспроизводить не только отдельные звуки, но также слова и целые предложения.

Иногда отзыв на чужую речь вообще не наблюдается. Болезнь не проявляется внезапно, если малыш до этого нормально разговаривал и не имел проблем с выговариванием фонем. Такое явление является характерным для другой детской патологии – афазии. В случае с алалией говорят об изначальном поражении речевого центра.

Alalia не является широко распространенной. Она встречается только у 1% детей от года до трех лет. Специалисты подчеркивают, что практически вдвое чаще алалия возникает среди мальчиков.

На сегодняшний день вопрос возникновения алалии изучен достаточно глубоко. Врачи методом глубоких и подробных исследований обнаружили следующие факторы, под влиянием которых может развиться патология:

  • сильные и очень частые токсикозы, попытка прерывания беременности или угроза выкидыша, падения беременной с ушибами живота;
  • инфицирование плода в период развития внутри утробы матери;
  • наличие у будущей роженицы ряда хронических заболеваний: гепертензия или гипотония, легочная недостаточность;
  • преждевременные или, наоборот, затяжные роды, асфиксия новорожденного, инструментальное вмешательство со стороны врачей;
  • воздействие на малыша в первые годы его жизни таких факторов, как энцефалиты, операции с использованием общего наркоза, воспаление твердых или мягких оболочек головного мозга, отсутствие контактов с другими людьми, которые бы позволяли развивать речь.

В большинстве случаев на малыша воздействует сразу несколько негативных факторов, провоцирующих нарушения в речевом отделе головного мозга. Ведь при комплексном влиянии ему намного сложнее возобновить свое нормальное функционирование.

Классификация и симптомы алалии

Учеными было придумано несколько классификаций этого заболевания. В основе каждой из них лежит отдельный фактор систематизации: зона поражения мягких оболочек, степень прогрессирования болезни, принцип развития заболевания. Но чаще всего используют систему ученого В.А. Ковшикова. Она считается универсальной и может дополняться другими только для получения полной картины диагноза. Анализируя данную систему, стоит выделить три ее составляющие: сенсорную, моторную и смешанную алалию.

Симптомы моторной алалии

Если прослеживается признак моторной патологии, то характерными будут не только речевые ее проявления, но и нарушения в деятельности нервной системы. Очень часто родители отмечают плохую моторику рук: ребенок не может держать мелкие предметы, завязывать шнурки, складывать пазлы. Помимо этого такие дети имеют плохую память. Они рассеяны, забывчивы и часто раздражаются по мелочам. Малыш, у которого наблюдается моторный вид алалии, очень быстро устает и выглядит слегка заторможенным. Если проблемой заняться вовремя, то эти проявления можно устранить.

Симптомы сенсорной алалии

Пациент, который страдает таким видом заболевания хоть и с трудом, но все-таки поддается терапии. Он лишен способности членораздельно разговаривать, но при этом может воспринимать речь на слух и осознавать ее. При наличии сенсорной патологии, симптомы алалии у детей будут следующими:

  • высокая чувствительность органов слуха к слишком резким и громким звукам;
  • повышенная речевая активность, несмотря на то, что речь составляет собой набор несвязанных между собой звуков;
  • частое повторение слов и отдельных фонем за окружающими людьми, нередко перерастающее в навязчивую форму;
  • общение осуществляется при помощи мимики или активной жестикуляции;
  • восприятие речи и ее понимание часто зависит от ситуации и эмоционального равновесия;
  • плохое распознавание паронимов или созвучных словосочетаний;
  • высокая отвлекаемость и отсутствие интереса со стороны ребенка, имеющего сенсорный вид алалии.

Очень часто среди детей, страдающих этой формой патологии, наблюдается повышенная обидчивость, ранимость и замкнутость. Это объясняется тем, что им сложно общаться с окружающими. Они считают, что беседы лучше избежать.

Смешанная симптомы

Если диагностировали смешанный тип алалии, который также часто называют тотальным, то им стоит заниматься с малышом особенно усердно. Дело в том, что ребенок с данной формой патологии во всех случаях не может воспроизводить речь в любом ее проявлении. Кора головного мозга, отвечающая за формирование слогов, отдельных слов, предложений, полностью поражена. Важно понимать, что пациент не только не может говорить, но также не понимает того, что говорят ему окружающие. По сравнению с двумя предыдущими видами патологии, этот лечить очень сложно, ведь у него явно прослеживается умственная отсталость.

Обследование детей с алалией

Анализируя причины возникновения заболевания, отметим, что диагностирование направлено в первую очередь на исследование существующих повреждений мягких оболочек головного мозга, а также степени проявления этих травм. Оно должно проводиться как можно раньше, ряд различных симптомов алалии в 3 года уже можно проследить.

Чтобы изучить проблему полностью, пациент должен пройти целый ряд обследований, среди которых электроэнцефалография (исследование активности отдельных центров мозга), а также эхоэнцефалография (поиск патологий с использованием ультразвука). В некоторых случаях необходимо провести также отоскопию, с помощью которых можно подтвердить или снять диагноз сенсорной алалии у детей, симптомы и лечение которой были описаны выше.

Для этого исследуется слуховой проход и барабанная перепонка. Специалист методом несложных манипуляций устанавливает минимальную высоту звука, которую различает ребенок. Иногда для установления точного диагноза с ребенком должен поговорить детский врач или психолог.

Коррекция алалии

В условиях быстрого развития современных технологий, в том числе и медицины, прогнозы при алалии у детей достаточно обнадеживающие. Конечно, многое зависит от формы заболевания, возраста ребенка и желания родителей. Если патология еще не перетекла в запущенную форму, подойдут стандартные методики лечения: массаж, занятия с логопедом, физиотерапия, занятия с педагогом или медикаментозное вмешательство.

Логопедическая коррекция и массаж

При помощи нехитрых движений и манипуляций можно улучшить тонус мышц лица ребенка. Врач выполняет точечный массаж, легкие поглаживания отдельных участков лба, скул или шеи. Иногда нужно тереть определенные участки лица, чтобы улучшить их внешнюю реакцию. Он также может посоветовать комплекс мимических упражнений.

Чтобы стимулировать иммунитет и перевести заболевание в рецессивную стадию, на организм часто воздействуют водой. Это может быть как физическое, так и химическое воздействие. Лучше всего такая терапия помогает детям с общими расстройствами речевого аппарата.

Медикаментозная терапия

В отдельных случаях приходится использовать сильнодействующие препараты. Но это достаточно опасно, так как иммунная система малыша развита не очень хорошо.

Чаще всего медики используют следующие ноотропные препараты: Гаммолон, Когитум, Кортексин. Никогда не практикуйте самостоятельное лечение. Все медикаменты должны назначаться исключительно лечащим врачом. Такая терапия в среднем длится 2-3 месяца.

Хороших результатов просто невозможно достичь без участия логопеда в процессе лечения. Именно он сможет назначить подходящую мимическую или языковую гимнастику, выбрать интересные развивающие игры и наладить контакт с маленьким пациентом. Таким образом, можно заниматься не только мимикой и умственным развитием, но и улучшать мелкую моторику рук.

Как заниматься дома самостоятельно

Заниматься с целью развития умственных способностей малыша можно и дома. Для этого стоит проконсультироваться с логопедом или детским врачом, чтобы те посоветовали комплекс упражнений для ежедневного выполнения. Похожие списки можно найти и в интернете. Если не лениться и выполнять тренировки хотя бы 15-20 минут в день, можно достичь хороших результатов.

Примеры упражнений

Ребенок должен высунуть язык наружу и совершать им движения со стороны в сторону.

Надувание щек

Малыш должен надуть щеки, как будто он сильно на кого-то обиделся.

Необходимо, чтобы он вытянул губы вперед, соединив их, как будто это – маленькая длинная трубочка.

Ребенок должен щуриться и улыбаться, представляя, как он греется на солнышке.

Пусть малыш представит, что он маленький мишка, спящий в своем домике. И вот к нему закралась талая вода. Пусть покажет, как он испугался, после удивился и обрадовался наступлению тепла.

Солнышко

Ребенок должен представить, что над ним ярко светит солнышко, и посмотреть вверх. Теперь же ему нужно взглянуть на цветочки, которые распустились внизу.

Прогноз и профилактика алалии

Если у малыша уже диагностировали данную патологию, стоит немедленно обратиться к врачу, чтобы заболевание не прогрессировало дальше. В этом вопросе также может помочь консультация педагога, логопеда, психолога. Главное – достучаться до ребенка, адаптировать его в окружающей среде, остановить возникновение осложнений и настроится на позитивный прогноз.

Молодым родителям часто бывает сложно выбрать школу, в которой стоит обучать малыша. Здесь мнения специалистов также расходятся. Одни настаивают на обучении в обычных школах, ведь алалия не определяется, как инвалидность. Но с другой стороны, сможет ли учитель найти подход к ребенку, поймут ли его другие дети, как они воспримут сверстника, который отличается своим поведением?

Существуют отдельные речевые школы, где ребенок будет не только получать знания, но и регулярно заниматься для улучшения протекания своей болезни по видео и методикам.

  • отказ от любых вредных привычек;
  • переход на сбалансированное правильное питание;
  • своевременное лечение любых заболеваний, возникающих в процессе беременности, а также предотвращение прогрессирования хронических патологий;
  • посещение курортов, санаториев (можно заменить частыми прогулками на свежем воздухе);
  • отказ от самолечения сильнодействующими препаратами.
  • регулярные визиты к гинекологу.

Заключение

Если у ребенка была диагностирована алалия, одним из самых важных заданий для его родителей и воспитателей будет правильная адаптация малыша в окружающей среде. Это необходимо для того, чтобы заболевание не начало прогрессировать под воздействием эмоциональных нагрузок и стрессов. Здесь очень важно не перейти грань между нехваткой общения, одиночеством и, наоборот, сложностями из-за повышенного внимания со стороны. Родители должны понимать, что домашние занятия, как и работа с логопедом, это процесс, который затянется на многие годы. Но при выборе правильной методики и наличии желания можно достичь значительных успехов.





error: Контент защищен !!